Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 24 апреля 1999 г. N 237
"О Государственной программе "Питьевая вода Республики Татарстан"
Постановлением КМ РТ от 30 декабря 2004 г. N 592 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях обеспечения населения качественной питьевой водой Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Питьевая вода Республики Татарстан".
2. Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан и Государственному комитету Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора ежегодно начиная с 1999 года представлять в Министерство финансов Республики Татарстан для формирования бюджета Республики Татарстан предложения об объемах финансирования расходов, связанных с реализацией Государственной программы "Питьевая вода Республики Татарстан".
3. Министерствам, государственным комитетам, администрациям городов и районов Республики Татарстан, организациям и ведомствам обеспечить реализацию указанной Программы.
4. Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан, администрациям городов и районов Республики Татарстан, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан обеспечить контроль за целевым использованием средств, выделенных на строительство объектов водоснабжения и канализации в городах и районах Республики Татарстан.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Республики Татарстан Швецова В.А. и Хайруллина И.К.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Государственная программа "Питьевая вода Республики Татарстан"
(утв. постановлением КМ РТ от 24 апреля 1999 г. N 237)
Казань - 1999 г.
Паспорт
Государственной программы "Питьевая вода Республики Татарстан"
1. Наименование Прог- раммы |
Программа "Питьевая вода Республики Татарстан", далее Программа |
|
2. Основание для раз- работки "Программы" |
Государственная программа экономического и соци- ального прогресса Республики Татарстан. Решение межведомственной комиссии по обеспечению социаль- ной защиты населения Республики Татарстан N 12 от 29.02.1996 г. |
|
3. Государственный заказчик "Программы" |
Кабинет Министров Республики Татарстан | |
4. Разработчик "Прог- раммы" |
Государственный комитет санитарно-эпидемиологи- ческого надзора Республики Татарстан, Министерс- тво охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Та- тарстан, АО "Татводпроект" |
|
5. Сроки реализации "Программы" |
1999-2003 гг. | |
6. Основные задачи "Программы" |
1. Мероприятия по обеспечению населения чистой питьевой водой; 2. Реконструкция и строительство очистных соору- жений по водоподготовке, в том числе в малых на- селенных пунктах 3. Организация серийных производств по изготовле- нию реагентов и аппаратов индивидуального и кол- лективного пользования; 4. Установка контрольно-измерительной аппаратуры и средств автоматики; оснащение лабораторий по контролю питьевой воды в соответствии с СанПиН 2.1.4.559-96; 5. Ведение научно-исследовательских и проектных работ; 6. Гидрогеологические, экологогидрогеологические исследования водных ресурсов; 7. Разработка нормативно-законодательных актов; 8. Составление программы внедрения нового СанПиНа 2.1.4.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические требо- вания к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" 9. Сертификация и лицензирование питьевой воды, систем водоподготовки и т.д. |
|
7. Цель "Программы" | Обеспечение населения РТ "... благоприятной по органолептическим показателям, безопасной в эпи- демиологическом отношении и безвредной по хими- ческому составу питьевой водой" ст.15, 16 Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" |
|
8. Ожидаемые конечные результаты |
1. Обеспечение городского и сельского населения Республики Татарстан высококачественной питьевой водой, отвечающей требованиям действующих сани- тарных правил и норм СанПиН 2.1.4.559-96. 2. Улучшение хозяйственно-питьевого и культур- но-бытового водопользования, повышение степени благоустройства городских и сельских поселений. 3. Стабилизация и улучшение медико-демографичес- ких показателей, характеризующих здоровье нации, повышение показателей ожидаемой продолжительности жизни населения |
|
9. Объемы и источники финансирования |
По каждому мероприятию определены этапы его реа- лизации по годам и объемы финансирования за счет средств республиканского и местного бюджетов, а так же средств внебюджетных фондов и предприятий |
|
10. Принятые в Программе обозначения и сокраще- ния: |
ГКСЭН РТ | Государственный комитет санитарно-эпидемиологи- ческого надзора Республики Татарстан |
ЦГСЭН | Центр госсанэпиднадзора | |
ВЗМР | Внебюджетный фонд воспроизводства запасов мине- ральных ресурсов и повышения эффективности добычи полезных ископаемых |
|
КГУ | Казанский государственный университет | |
ТатЦГМ | Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружаю- щей среды Республики Татарстан |
|
ТГРУ | Татарское геолого-разведочное Управление АО "Тат- нефть" |
|
МСиЖКХ РТ |
Министерство строительства и жилищно-коммунально- го хозяйства Республики Татарстан |
|
ПУВКХ | Производственное управление водопроводно-канали- зационного хозяйства |
|
Геолком РТ |
Государственный комитет Республики Татарстан по геологии и использованию недр |
|
ГИСУ Ми- нстроя и ЖКХ РТ |
Главное инвестиционно-строительное управление Ми- нистерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан |
|
УЭКВ РТ | Управление эксплуатации Куйбышевского водохрани- лища Республики Татарстан |
|
СВБВУ | Средне-Волжское бассейновое водохозяйственное уп- равление Министерства природы Российской Федера- ции |
|
ЦПК "Та- бигать" |
Центр повышения квалификации | |
СОВ | Станция очистки воды | |
ЗСО | Зоны санитарной охраны | |
КГМУ | Казанский государственный медицинский университет | |
МЗ РТ | Министерство здравоохранения Республики Татарстан | |
Татком- вод |
Комитет по водному хозяйству Республики Татарстан | |
КГМА | Казанская государственная медицинская академия | |
РПО "Та- тводока- нал" |
Республиканское производственное объединение "Та- тводоканал" |
|
ГосНИИХП | Государственный Научно-исследовательский институт химической промышленности |
|
КазХим. НИИ |
Казанский химический научно-исследовательский ин- ститут |
|
РПО Тат- сельжил- комхоз |
Республиканское Производственное Объединение жи- лищно-коммунального хозяйства сельской местности |
|
НПО им. Ленина |
Научно-производственное объединение им.Ленина | |
КП "Во- доканал" |
Казанское Предприятие "Водоканал" | |
ГУКС | Городское управление капитального строительства | |
ПТС | Предприятие тепловых сетей | |
УРЭИК | Управление ремонта и эксплуатации инженерных ком- муникаций |
|
ГЖУ | Городское жилищное управление | |
ГА | Главы администрации городов и районов Республики Татарстан |
|
ВНИИУС | Всесоюзный научно-исследовательский институт уг- леводородного сырья |
|
НТЦ ПО "ЕлАЗ" |
Научно-технический центр Производственного Объ- единения Елабужского автомобильного завода |
1. Структура государственного управления в области обеспечения
населения Республики Татарстан качественной питьевой водой
В целом решение проблемы обеспечения населения Республики Татарстан качественной питьевой водой должно основываться на сочетании административно-правового воздействия и инвестирования отдельных хозяйственных субъектов из республиканского бюджета, экологического, геологического и других внебюджетных фондов.
Обязательным условием управления системой обеспечения населения Республики Татарстан качественной питьевой водой является осуществление действенного контроля за соблюдением требований законодательных и иных правовых актов, действующих санитарно-гигиенических нормативов, а также предписаний органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический и экологический контроль.
Для эффективного решения задач по обеспечению населения Республики Татарстан качественной питьевой водой необходимо участие как законодательных, так и исполнительных органов Республики Татарстан.
Государственное управление качеством питьевой воды с использованием инструментов стандартизации и сертификации должно осуществляться на нескольких уровнях - от принятия соответствующих законодательных актов до строгого государственного контроля за их соблюдением. В связи с этим в программе в разделе "Мониторинг водных ресурсов Республики Татарстан" предусмотрено создание:
- региональных информационно-аналитических центров;
- специализированных автоматических станций по контролю за работой очистных сооружений водоподготовки и качеством воды в зонах санитарной охраны водозаборов.
Для принятия наиболее важных управленческих решений на государственном уровне и организации действий при возникновении аварийных и иных ситуаций, сопровождающихся экстремально-высоким загрязнением водных ресурсов необходимо создание координационного совета представителей всех служб, деятельность которых направлена на защиту прав потребителей (населения Республики Татарстан), соблюдение законов РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" и "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан".
2. Меры по реализации программы
2.1. Научно-исследовательские и проектно-изыскательские работы
Повышенное внимание и высокие требования к качеству питьевой воды объясняются ее особой ролью в жизнеобеспечении человека. Известное выражение "Вода это жизнь" справедливо.
Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Расширение исследований о влиянии различных антропогенных загрязнений воды на стимулирование заболеваний, включая мутагенные и канцерогенные воздействия, и непрерывное увеличение числа обнаруживаемых в воде токсичных веществ, делают особо актуальной проблему разработки и использования мощных инструментов стандартизации и сертификации.
Исходя из основных положений "Закона Российской Федерации о защите прав потребителей", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О сертификации продукции и услуг" можно утверждать, что питьевая вода как разновидность товарной продукции производимой специализированными предприятиями в соответствии с обязательными требованиями гигиенических нормативов подлежит обязательной сертификации.
Решение практических задач сертификации в сфере питьевого водоснабжения населения сопряжено с рядом трудностей, в которые входят специфика производства и поставка питьевой воды в централизованных системах хозяйственно-питьевого водоснабжения и нестабильностью качества сырьевой базы - исходной воды источников питьевого водоснабжения, особенно поверхностных источников.
Последние подвержены различным колебаниям содержания загрязняющих веществ в зависимости от сезонных (климатических), производственных факторов и трансграничных переносов.
Кроме того, существенное влияние на качество водопроводной воды, поступающей потребителю, оказывает санитарно-техническое состояние распределительной водопроводной сети.
По данным Республиканского Производственного Объединения "Татводоканал", до 50% водопроводных сетей подлежит замене ввиду их ветхости и непригодности для эксплуатации. В связи с чем в целом по республике ежегодно регистрируется до 3000 аварий, что является причиной вторичного загрязнения водопроводной воды.
Данной программой предусматривается замена изношенных водопроводных сетей в городах и районных центрах республики в соответствии с решением постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 669 от 22.11.93 г.
Для обеспечения долгосрочной социальной политики в области подготовки воды питьевого качества необходимо изыскивать средства для выполнения научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ, без которых невозможен комплексный подход к решению проблемы необходимого жизнеобеспечения.
Значительным по своей важности представляется проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию комплекта оборудования для подготовки питьевой воды при водоснабжении из родников в малых населенных пунктах Республики Татарстан, а так же разработка эффективных консервантов для питьевой воды.
Большое практическое значение имеет изучение биологических показателей поверхностных вод в районах крупных водозаборных сооружений городов Казани, Набережных Челнов и всего Юго-Востока РТ. Разработка и внедрение эффективных методов контроля бактериологического загрязнения поверхностных и подземных вод явится значительным этапом в процессе достижения цели обеспечения населения качественной питьевой водой.
Разработанная в 1996 г. АО "Татводпроект" для 43 районов республики "Схема развития водоснабжения и водоотведения Республики Татарстан на период до 2005 г." определила потребность в строительстве новых систем водоснабжения, расширении и реконструкции существующих систем, а также в техническом перевооружении систем водоснабжения и водоотведения как в городах, так и в сельских населенных пунктах. В настоящей "Схеме..." дан анализ существующего положения водоснабжения и канализации районов республики, а также определены основные технические решения и новые подходы по вопросам водоснабжения и водоотведения населенных пунктов республики как в техническом так и в экономическом плане. Затраты на проведение работ по реализации "Схемы развития водоснабжения и водоотведения Республики Татарстан на период до 2005 г." составят 4789322,1 тыс.руб.
Затраты на научно-исследовательские и проектно-изыскательские работы на разработку проектно-сметной документации определены от суммарных капитальных вложений в строительстве систем водоснабжения и составляют 10977,4 тыс.руб.
N п/п |
Наименование мероприятий | Организация исполнитель |
Источник финансиро- вания |
Затраты, тыс.руб. | Эффект от вне- дрения мероп- риятия |
|||||
Всего | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | |||||
1. Мероприятия по выполнению научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ: | ||||||||||
1.1. | Разработка и внедрение эффектив- ных консервантов для питьевой воды |
ИОФХ им.Арбузова, Минздрав РТ, ГК СЭН РТ |
Бюджет РТ | 30 | 30 | Увеличение сроков хране- ния питьевой воды |
||||
1.2. | Разработка и внедрение эффектив- ных методов контроля бактериоло- гического загрязнения поверх- ностных и подземных вод |
ГК СЭН РТ, КГУ | Бюджет РФ | 45 | 45 | Создание мето- дов контроля за качеством водных ресур- сов |
||||
1.3. | Изучение биологических показате- лей поверхностных вод в районах крупных водозаборных сооружений (гг.Казань, Н.Челны, Менделе- евск, Елабуга, Нижнекамск) |
ГК СЭН РТ, КГМА, КМУ, КГУ |
Бюджет РФ | 52,5 | 30 | 22,5 | Определение качества воды Куйбышевского и Нижнекамско- го водохрани- лищ в районе водозабора на бактериальные загрязнения |
|||
1.4. | Углубленное изучение и идентифи- кация микропримесей в воде ис- точников водоснабжения в городах Казани, Нижнекамске, Н.Челнах, Альметьевске, Заинске, Менделе- евске, Елабуге, а также у водо- заборов Красный Ключ и Ильинка для г.Нижнекамска |
Гос.НИИХП, Минздрав РТ, ГК СЭН РТ |
Бюджет РФ | 30 | 30 | -"- | ||||
1.5. | НИОКР по созданию комплекта обо- рудования для подготовки пить- евой воды в малых населенных пунктах РТ при водоснабжении из родников |
Минприроды РТ | Экофонд РТ | 45,5 | 45,5 | Доочистка пи- тьевой воды |
||||
1.6. | Строительство систем водоснабже- ния согласно "Схемы развития во- доснабжения и водоотведения РТ на период до 2005 г." |
АО "Татводпроект" | Бюджет РТ | 335252,5 | 11225,8 | 88009,7 | 72947,0 | 94406,8 | 68663,2 | Обеспечение населения ка- чественной пи- тьевой водой |
1.7. | Разработка и изготовление 10 ус- тановок для очистки и обеззара- живания питьевой и сточной воды на основе электрогидравлического эффекта - ЭГОС |
КазХимНИИ | Бюджет РФ | 306 | 150 | 156 | -"- | |||
1.8. | Создание и внедрение системы пневматической аэрации водоо- чистных комплексов на базе уни- фицированных легкоподъемных мо- дулей |
ГосНИИХП | Бюджет РФ | 30 | 30 | Улучшение ка- чества воды на водозаборах |
||||
1.9. | Разработка технологии и создание производства фильтров, вспомога- тельных микросорбентов и природ- ных сорбционных материалов (цео- литов, клиноптепалалитов, опалк- рестоболитов) для организации тонкой очистки водных систем, организация бытовых очистителей питьевой воды |
ГосНИИХП, ООО "Ли- тос", Фирма "Аква", ТОО "Торос ЛТД" |
Бюджет РФ | 60 | 30 | 30 | Улучшение ка- чества пить- евой воды |
|||
1.10. | Составление схемы водоснабжения и водоотведения населенных пунк- тов РТ на период 1998-2005 гг., в т.ч. определение потребности в питьевой воде и разработка ме- роприятий по развитию водоснаб- жения и водоотведения с учетом современного состояния |
РПО Татводоканал, Минздрав РТ, МСиЖКХ, АО "Татво- допроект", Минэко- номики РТ, РПО Тат- сельжилкомхоз |
Бюджет РТ | 675 1755 |
225 555 |
225 600 |
225 600 |
Обеспечение населения ра- йонов качест- венной пить- евой водой |
||
1.11. | Разработка мероприятий, отражаю- щих интересы РТ в программе "Возрождение Волги" |
Минприроды РТ, Тер- комвод |
Бюджет РФ | 15 | 15 | Улучшение ка- чества поверх- ностных вод РТ в т.ч. Куйбы- шевского и Нижнекамского водохранилищ |
||||
1.12. | Разработка учебных планов, мето- дического обеспечения и органи- зации курсов повышения квалифи- кации для специалистов системы ПУВКХ в соответствии с новыми требованиями контроля за качест- вом питьевых вод |
ГК СЭН РТ, ЦПК "Та- бигать", "Татводо- канал" |
Бюджет РТ | 37,5 | 37,5 | Подготовка специалистов |
||||
1.13. | Завершение составления и утверж- дение проекта зон санитарной ох- раны поверхностных и подземных источников централизованного хо- зяйственно-питьевого водоснабже- ния г.Казани и выполнение сани- тарно-оздоровительных мероприя- тий в ЗСО 1, 2, 3 поясов |
Институт "Татин- вестгражданпроект", Министерства и ве- домства РТ |
ВЗМР | 225 | 225 | Улучшение ка- чества поверх- ностных вод (Куйбышевского водохранилища) |
||||
1.14. | Внедрение атомно-адсорбционного спектрофотометра ANALYST-300 фирмы Перкин-Элмер (США) для оп- ределения солей тяжелых металлов согласно новых требований СанПиН |
КП "Водоканал", ГК СЭН РТ, Ведомствен- ные водопроводы |
Бюджет РТ | 750 | 750 ($100 тыс.) |
Улучшение ка- чества подава- емой населению воды |
||||
1.15. | Внедрение хромотографа фирмы Перкин-Элмер (США) для определе- ния фосфорорганики и установки "РЭБИТ" для экспресс-метода мик- робиологических исследований |
-"- | -"- | 750 | 750 | -"- | ||||
1.16. | Внедрение прибора "Плазмаквад" для многоэлементного анализа питьевой воды экспресс-методом, согласно постановления Главы ад- министрации г.Казани N 669 от 22.11.92 г. |
-"- | -"- | 100 тыс. дол. США 3000 (210 тыс. англ. фунтов стерл.) |
3000 |
-"- | ||||
1.17. | Внедрение преобразователей час- тоты для плавной регулировки скорости вращения эл.двигателей в городах Заинск, Альметьевск, Бугульма |
КП "Водоканал", ООО "Конвей" |
-"- | 14,5 | 2,5 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | |
1.18. | Завершить работы по изысканию второго источника водоснабжения в г.Казани водозаборы: "Столбище" "Сокуровский" "Лаишевский" |
Геоком РТ Татнефтегазразведка -"- |
Фонд ВЗМР -"- -"- |
9750 12000 |
7500 |
2250 450 1500 |
450 6000 |
300 6000 |
Увеличение мо- щности водоза- борных соору- жений г.Казани |
|
1.19. | Проектирование подземных водоза- боров общей производительностью 300 тыс.куб.м. в сутки с насос- ными станциями первого и второго подъемов, станций нейтрализации, насосных станций перекачки и во- доводов д-500-1400 мм: "Столбище" "Сокуровский" "Лаишевский" |
АО институт Казг- ражданпроект |
Бюджет РТ |
2700 3300 3750 |
- - - |
2700 - - |
3300 - |
3750 |
Увеличение мо- щности водоза- борных соору- жений г.Казани |
|
1.20. | Технико-экономическое обоснова- ние второго источника водоснаб- жения г.Казани (водозаборы "Сто- лбище", "Сокуровский", "Лаишевс- кий") |
АО институт Казг- ражданпроект |
Бюджет РТ | 3750 | 1500 | 2250 | Увеличение мо- щности водоза- борных соору- жений г.Казани |
|||
1.21. | Технико-экономическое обоснова- ние расширения и реконструкции водопровода г.Казани |
АО институт Казг- ражданпроект |
Бюджет РТ | 3300 | 1,5 | 1,8 | -"- | |||
1.22. | Выполнить проектно-изыскатель- ские работы по расширению и ре- конструкции водопроводных сетей и сооружений г.Казани |
АО институт Казг- ражданпроект |
Бюджет РТ | 7500 | 300 | 300 | 1500 | -"- |
2.2. Гидрогеологические работы
Несмотря на наличие крупных и малых рек, озер, запасов подземных вод обеспеченность населения и народного хозяйства республики водными ресурсами в несколько раз ниже, чем в среднем по стране.
Более 50% населенных пунктов в Азнакаевском, Аксубаевском, Альметьевском, Арском, Мензелинском, Муслюмовском, Октябрьском, Сабинском, Чистопольском и Тюлячинском районах не имеют централизованных систем водоснабжения. По республике более 800 населенных пунктов с населением около 200 тыс. человек используют для питьевых целей воду местных источников водоснабжения, менее надежных в санитарном отношении. Низкий процент обеспеченности населения водопроводами в Алькеевском, Буинском, Дрожжановском, Новошешминском, Арском, Альметьевском, Высокогорском, Лаишевском, Мамадышском, Мензелинском, Чистопольском и других районах.
В городах нефтедобывающих районов (Бугульма, Альметьевск, Лениногорск, Заинск, Азнакаево и др.), а также в г.Нижнекамске используется для питьевых нужд Камская вода с технических водозаборов АО "Татнефть" и АО "Нижнекамскнефтехим" без зоны санитарной охраны и не имеющего полного комплекса водоподготовки. В р.п.Уруссу и ряде деревень Бавлинского района - вода привозная.
Вопрос об обеспечении населения Республики Татарстан водой питьевого качества в современных условиях не может рассматриваться в отрыве от вопроса о сохранении естественных ресурсов пресных подземных вод, защите их от загрязнения и истощения.
В настоящее время в республике в значительных объемах проводятся поисково-разведочные работы на питьевые подземные воды, выполняемые Государственным комитетом Республики Татарстан по геологии и использованию недр и Татарским геологоразведочным Управлением (ТГРУ) на ряде объектов. Наиболее крупными из них являются работы, направленные на поиск и обеспечение водой населения городов Казани, Альметьевск, Нурлат с разведуемыми запасами на расчетный срок около 600 тыс.куб.м./сутки.
Основным источником финансирования гидрогеологических работ является Внебюджетный фонд воспроизводства запасов минеральных ресурсов и повышения эффективности добычи полезных ископаемых (ВЗМР), который намечает выделить 36294 тыс.руб.
N п/п |
Наименование мероприятий | Организация исполнитель |
Источник финансиро- вания |
Затраты, тыс.руб. | Эффект от вне- дрения мероп- риятия |
|||||
Всего | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | |||||
2. Мероприятия по проведению гидрогеологических работ | ||||||||||
2.1. | Предварительная разведка и ут- верждение запасов подземных вод для водоснабжения г.Казани 1. Столбищенский участок 2. Лаишевский участок |
Геоком Геоком |
ВЗМР ВЗМР |
9000 45 |
1500 45 |
3000 |
3000 |
1500 |
Оценка эксплу- атационных за- пасов |
|
2.2. | Сулинский участок юго-востока РТ для водоснабжения р.п.Бавлы, р.п Уруссу Ютазинского района, д.д. Апсалямово, Дым-Тамак, Тарлау и Ст.Чути Бавлинского района |
ТГРУ | ВЗМР | 12695 | 3000 | 4500 | 5194,5 | Оценка эксплу- атационных за- пасов |
||
2.3. | р.ц.Болгары | ТГРУ | ВЗМР | 922,5 | - | 600 | 322,5 | -"- | ||
2.4. | р.ц.Базарные Матаки г.Нурлат Октябрьского района г.Заинск (Степной участок) г.Нижнекамск г.Елабуга г.Наб.Челны |
-"- -"- -"- -"- -"- -"- |
-"- -"- -"- -"- -"- -"- |
75 150 1500 1500 |
- - - - |
75 150 - - |
750 750 |
750 750 |
Оценка эксплу- атационных за- пасов |
|
2.5. | Разведка и утверждение пресных подземных вод для питьевого во- доснабжения и минерально-лечеб- ных вод в Высокогорском районе |
-"- | -"- | 2250 | - | - | 1500 | 750 | Оценка эксплу- атационных за- пасов |
|
2.6. | Поиски и разведка пресных вод для водоснабжения 1. г.Бугульмы 2. г.Тетюши 3. р.п.Аксубаево 4. г.Чистополя 5. г.Арска 6. с.Актаныш 7. с.Сарманово 8. для населенных пунктов Дрож- жановского района |
-"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- |
-"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- |
1050 40 40 40 40 40 40 40 40 |
- 40 40 40 40 40 40 40 40 |
750 | 300 | Обеспечение населения ка- чественной пи- тьевой водой |
||
2.7. | Поиски минеральной, лечебно-сто- ловой воды и бальнеологических бромных рассолов для минерально- го водоснабжения санаториев: "Казанский", "Ливадия", Дома от- дыха "Пустые Моркваши", санато- рия-профилактория Зеленодольско- го района и у с.Кощаково Пестре- чинского района РТ |
-"- | -"- | 1527 | - | - | 1527 | Обеспечение населения ми- неральной во- дой из подзем- ных источни- ков, утвержде- ние запасов подземных вод |
||
2.8. | Поиски минеральной питьевой воды типа "Нафтуся" в районе курорта "Бакирово" |
-"- | -"- | 657 | - | - | 657 | -"- | ||
2.9. | Поиски и утверждение запасов пресных подземных вод в западных районах Закамья; городах: Аль- метьевск, Заинск, Тетюши, Чисто- поль, Булгары, Мензелинска, р.п.Бавлы, Алексеевск, Б.Матаки, Уруссу |
ТГРУ, Геоком | -"- | 2799 | - | - | 750 | 2049 | -"- | |
2.10. | Поисково-разведочные работы на пресные подземные воды для во- доснабжения г.Альметьевск (лес- ной участок) |
ТГРУ | -"- | 795 | - | 375 | 420 | Обеспечение населения ка- чественной пи- тьевой водой из подземных источников |
||
2.11. | Разработка заключения о возмож- ности выявления минеральных вод типа "Ундоровская" в Тетюшском районе РТ |
ТГРУ | ВЗМР | 45 | - | 45 | -"- | |||
2.12. | Обобщение и анализ материалов по гидрогеологии Татарстана с целью рационального изучения и исполь- зования подземных вод для пить- евого водоснабжения, минеральных и промышленных вод |
ТГРУ | ВЗМР | 1003,5 | - | 750 | 253,5 | -"- |
2.3. Эколого-гидрогеологические исследования состояния водных ресурсов
В решении вопросов обеспечения населения качественной питьевой водой важное значение придается эколого-гидрогеологическим исследованиям.
Гидрогеологическая изученность территории Республики Татарстан невысока даже в прогнозно-поисковых целях. Эколого-гидрогеологические съемки для решения задач, рационального водопользования и собственно задач геологических, проведены лишь в пределах отдельных территорий республики и не позволяют получить целостное объективное представление о гидрогеологических особенностях, как по всей республике, так и по территориям интенсивной хозяйственной деятельности. Особенно это касается юго-восточного региона республики, где происходит интенсивная добыча нефти и, следовательно, велика вероятность неблагоприятного воздействия на состояние поверхностных и подземных вод. Без получения гидрогеологической информации в настоящее время невозможно осуществление правильной государственной экологической политики, научно и обоснованно планировать и проводить конкретные работы в области водопользования.
Важное значение для интерпретации и оценки информации по состоянию подземных и поверхностных водных ресурсов имеет картографирование и наблюдение за динамикой загрязнения пресных подземных вод на территории Зеленодольского, Высокогорского, Лаишевского и Пестречинского районов Республики Татарстан, поиски источников засолонения и разведка очагов загрязнения подземных вод с.Н.Каширово, д.д.Нолинка, Поташные Поляны, Бакалы, с.Васильевка Альметьевского р-на.
В процессе гидрогеологического картирования различного масштаба выявляются и исследуются объекты соответствующего иерархического уровня: при съемке масштаба 1:200000 гидрологические районы (узлы), и при съемках в масштабе 1:50000 - гидрологические поля (участки).
Учитывая, что многоцелевое гидрогеологическое картирование является пионерской разработкой, многие вопросы его научно-методического обеспечения могут потребовать дополнительных ассигнований.
Всего же для реализации мероприятий по эколого-гидрогеологическим исследованиям водных ресурсов внебюджетным фондом изучения недр и воспроизводства намечается выделить не менее 36862,5 тыс.руб.
N п/п |
Наименование мероприятий | Организация исполнитель |
Источник финансиро- вания |
Затраты, тыс.руб. | Эффект от вне- дрения мероп- риятия |
|||||
Всего | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | |||||
3. Мероприятия по эколого-гидрогеологическим исследованиям водных ресурсов | ||||||||||
3.1. | Эколого-гидрогеологическая съем- ка масштаба 1:200000 |
ТГРУ | ВЗМР | 9810 | 2310 | 2250 | 2250 | 2250 | 750 | Уточнения зон экол. бедствия для разработки мероприятий |
3.2. | Проведение геоэкологических ис- следований в масштабе 1:50000 и наблюдение за динамикой загряз- нения пресных подземных вод на территории Зеленодольского, Вы- сокогорского, Лаишевского и Пестречинского районов |
Геоком | ВЗМР | 2100 | 525 | 525 | 1050 | Определение источников за- грязнения пи- тьевой воды и их ликвидация |
||
3.3. | Проведение работ по геоэкологи- ческим исследованиям и картогра- фированию масштаба 1:500000 на территории республики |
ТРГГП | ВЗМР | 135 | 135 | Определение источников за- грязнения пи- тьевой воды и их ликвидация |
||||
3.4. | Поиски источников засолонения подземных вод и разведка очагов загрязнения в р-не с.Н.Каширово, д.д.Нолинка, Поташные Поляны, Бакалы, с.Васильевка (Альметьев- ский район) |
ТГРУ ТГРУ |
ВЗМР ВЗМР |
9000 660 |
1500 300 |
3000 360 |
4500 | Определение источников за- грязнения под- земных вод |
||
3.5. | Наблюдение за динамикой загряз- нения пресных подземных и по- верхностных вод юго-востока рес- публики |
ТГРУ, КГУ, ТатНИПИ- нефть, АО "Тат- нефть", ГК СЭН РТ |
ВЗМР | 9000 | 3000 | 3000 | 3000 | Определение источников за- грязнения под- земных вод |
||
3.6. | Эколого-гидрологические исследо- вания (выделение зон санитарной охраны источников водоснабжения, родников и рек) в районах РТ: 1. Бавлинский 2. Азнакаевский 3. Дрожжановский 4. Ютазинский |
ТГРУ ТГРУ ТГРУ ТГРУ |
ВЗМР ВЗМР ВЗМР |
2100 570 37,5 |
600 270 37,5 |
1500 300 |
Определение источников за- грязнения под- земных вод |
|||
3.7. | Эколого-гидрологические исследо- вания в Сармановском районе |
ТГРУ | ВЗМР | 2100 | 600 | 1500 | -"- | |||
3.8. | Изучение режима и баланса под- земных вод, оценка их состояния на территории РТ |
Геоком | ВЗМР | 1350 | 450 | 900 | Выявление на- рушений сани- тарных зон и правил хране- ния отходов |
|||
3.9. | Изучение геоэкологической обста- новки на разрабатываемых и раз- веданных месторождениях ПГМ Волжско-Камской акватории |
ТРКЗ |
2.4. Правовое регулирование
2.4.1. Нормативно-законодательная база в области охраны водных ресурсов.
На законодательном уровне отношения в области обеспечения населения Республики Татарстан качественной питьевой водой регулируются следующими федеральными законами: "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан", Государственной программой "Охрана и рациональное использование водных ресурсов", утвержденной постановлением Кабинета Министров РТ за N 127 от 17.02.97 г., действующими санитарно-гигиеническими нормами и правилами (СанПиН 2.1.4.559-96 и т.д.).
Ухудшение качества водных ресурсов Республики Татарстан в результате сбросов сточных вод промышленных предприятий как республиканского, так и федерального подчинения затрагивает важные общественные экологические и экономические отношения между Российской Федерацией и Республикой Татарстан и поэтому нуждаются во всестороннем и комплексном регулировании, которое должно быть отражено и закреплено в актах и законах, обладающих высшей юридической силой.
Принятие суверенитета, определение собственных путей развития в социальном и экономическом плане делает необходимым принятие ряда законов, учитывающих специфику и региональные особенности Республики Татарстан, регламентирующих особенности водопользования путем внедрения эффективных технологий очистки и водоподготовки, разграничения функций государственного контроля и хозяйственной деятельности, определения конкретных органов государственной власти, ответственных за обеспечение населения республики благоприятной водной средой.
Наиболее значимым является разработка национального закона Республики Татарстан по обеспечению населения качественной питьевой водой.
Для реализации мероприятий данного раздела потребуется финансирование из средств республиканского бюджета и внебюджетного экологического фонда Республики Татарстан.
Ориентировочные затраты на проведение мероприятий по указанному разделу работ составят 232,5 тыс.руб.
N п/п |
Наименование мероприятий | Организация исполнитель |
Источник финансиро- вания |
Затраты, тыс.руб. | Эффект от вне- дрения мероп- риятия |
|||||
Всего | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | |||||
4.1. Разработка нормативно-законодательных актов | ||||||||||
4.1.1. | Закон РТ "Об обеспечении населе- ния качественной питьевой водой" |
ГК СЭН РТ, Минпри- роды РТ |
Бюджет РТ | 30 | - | - | 15 | 15 | Регулирование отношений меж- ду органами исполнительной власти и водо- пользователями |
|
4.1.2. | Закон об охране и рациональном использовании водных ресурсов Республики Татарстан |
ГК СЭН РТ, Минпри- роды РТ |
Бюджет РТ | 45 | - | 45 | Совершенство- вание природо- охранного за- конодательства |
|||
4.1.3. | Положение об определении границ зон санитарной охраны и состав- ляющих ее поясов в районе водо- заборов гг.Казани, Наб.Челнов, Нижнекамска, Альметьевска, Ела- буги, Чистополя Заинска, Менде- леевска, Мензелинска, Зелено- дольска, Агрыза, Нурлата, Тетюши |
ГК СЭН РТ, Минпри- роды РТ |
Бюджет РТ | 75 | - | 75 | Совершенство- вание природо- охранного за- конодательства |
|||
4.1.4. | Разработка проектов и утвержде- ние ЗСО на 16 коммунальных и 477 ведомственных действующих водоп- роводах |
Главы администрации городов и районов |
75 | - | 75 | |||||
4.1.5. | Положение о порядке лицензирова- ния пользования водными объекта- ми |
Министерство эконо- мики РТ, Минприро- ды, ГК СЭН РТ |
Экофонд РТ | 7,5 | - | 7,5 | Совершенство- вание природо- охранного за- конодательства |
2.4.2. Нормативно-методическое обеспечение
Основная цель разработки пакета нормативно-технической документации (НТД) в рамках Программы - обеспечение практической реализации создаваемых законодательных и подзаконных актов в данной области. Пакет НТД, включающий нормативные и методические материалы, должен обеспечить прежде всего условия и требования экологической безопасности в области водопользования.
Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям действующих Санитарных норм и правил 2.1.4.559-96.
В настоящее время в Российской Федерации существует десятки межотраслевых, а также несколько сотен ведомственных правовых и нормативно-методических документов, регламентирующих водоохранную деятельность.
Республика Татарстан, имеющая интенсивную нефтедобычу, объекты химической и нефтехимической промышленности, авиационного и автомобильного машиностроения со своей сложившейся спецификой антропогенного загрязнения открытых водоемов для каждого конкретного источника водоснабжения должна быть разработана программа контроля качества с перечнем веществ, характеризующих химический состав питьевой воды в соответствии с СанПиН 2.1.4.559-96. Однако, для отдельных химических веществ не разработаны предельнодопустимые концентрации (ПДК) и методики их определения в воде водоемов.
Данным разделом "Программы" предусматриваются также работы по разработке Руководств по организации и ведению государственного водного кадастра; инвентаризации источников загрязнения водных объектов; осуществлению государственного контроля за охраной водных ресурсов; методик расчета предельно допустимых и временно согласованных сбросов и т.д.
Для осуществления этих мероприятий потребуется 478,5 тыс.руб.
N п/п |
Наименование мероприятий | Организация исполнитель |
Источник финансиро- вания |
Затраты, тыс.руб. | Эффект от вне- дрения мероп- риятия |
|||||
Всего | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | |||||
4.2. Мероприятия по нормативно-методическому обеспечению | 478,5 | - | 195 | 223,5 | 30 | 30 | ||||
4.2.1. | Руководство по организации и ве- дению государственного водного кадастра |
Минприроды РТ | Экофонд РТ | 7,5 | - | 7,5 | Обеспечение и совершенство- вание законо- дательной базы |
|||
4.2.2. | Руководство по осуществлению ин- вентаризации источников загряз- нения водных объектов |
Минприроды РТ | Экофонд РТ | Обеспечение и совершенство- вание законо- дательной базы |
||||||
4.2.3. | Руководство по организации и осуществлению государственного контроля за охранной водных ре- сурсов |
Минприроды РТ | Экофонд РТ | 10,5 | - | 10,5 | Обеспечение и совершенство- вание законо- дательной базы |
|||
4.2.4. | Методика расчета предельно до- пустимых и временно согласован- ных сбросов загрязняющих веществ в водные объекты |
Минприроды РТ | Экофонд РТ | 150 | - | 150 | Обеспечение и совершенство- вание законо- дательной базы |
|||
4.2.5. | Методические рекомендации по разработке тома ПДС |
Минприроды РТ | Экофонд РТ | 3 | - | 3 | -"- | |||
4.2.6. | Разработка метода расчетов транспереноса загрязняющих ве- ществ, механизма взаиморасчета между сопредельными государства- ми за загрязнение водных объек- тов совместного ведения |
Минприроды РТ | Экофонд РТ | 210 | - | - | 210 | Обеспечение и совершенство- вание законо- дательной базы |
||
4.2.7. | Методические рекомендации по ра- счету трансграничного переноса загрязняющих веществ |
Минприроды РТ | Экофонд РТ | 7,5 | - | 7,5 | -"- | |||
4.2.8. | Методические указания "Ответст- венность за нарушения водоохран- ного законодательства" |
Минприроды РТ | Экофонд РТ | 1,5 | - | - | 1,5 | -"- | ||
4.2.9. | Методические рекомендации по проверке водоохранной деятель- ности по отраслям: - машиностроение - стройиндустрии - теплоэнергетики - химической и нефтехимической |
Минприроды РТ | Экофонд РТ | 3 | - | - | 3 | Обеспечение и совершенство- вание законо- дательной базы |
||
4.2.10. | Инструкции на оформление и полу- чение от природоохранных органов разрешения на пользование водны- ми объектами, находящимися в го- сударственной и муниципальной собственности |
Минприроды РТ | Экофонд РТ | 3 | - | 3 | Обеспечение и совершенство- вание законо- дательной базы |
|||
4.2.11. | Разработка плана внедрения Сан- ПиН 2.1.4.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические требования к ка- честву воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества." |
ГК СЭН РТ, РПО "Та- тводоканал" |
Экофонд РТ | 3 | - | 3 | Обеспечение и совершенство- вание законо- дательной базы |
|||
4.2.12. | Разработка методик определения химических веществ в воде водое- мов, не имеющих таковых |
ГК СЭН РТ, КазХим- НИИ, КГУ |
37,5 | - | 3 | 4,5 | 15 | 15 | -"- | |
4.2.13. | Разработка ПДК для отдельных хи- мических веществ, не имеющих та- ковых |
ГК СЭН РТ, КазХим- НИИ, КГУ |
37,5 | - | 3 | 4,5 | 15 | 15 | -"- |
2.5. Мониторинг водных ресурсов Республики Татарстан
Республика Татарстан обладает значительными водными ресурсами. Только в пределах республики речная сеть представлена Волгой, Камой, их притоками Вятка, Свияга, Казанка, Меша, Шешма, Ик, Тойма, Иж, Степной Зай, Большой и Малый Черемшан и другими малыми и средними реками. Всего насчитывается около трех тысяч рек. Кроме того имеется до 10 тыс. озер общей площадью около 7 тыс.га. Общая площадь водного зеркала Нижнекамского и Куйбышевского водохранилищ на территории республики составляет 8190 га.
Для обеспечения полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и водных ресурсов, в частности, в соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ от 21.02.94 г. N 74 создается Единая государственная система мониторинга окружающей среды Республики Татарстан (ЕГСМ РТ) как составная часть системы информационного обеспечения решений, принимаемых органами государственного управления республики.
Целью мониторинга водных ресурсов является информационное обеспечение для принятия решений в области рационального водопользования, охраны водных ресурсов и обеспечения экологической безопасности на территории Республики Татарстан.
Основными задачами системы мониторинга водных ресурсов являются:
- организация наблюдений, проведение измерений показателей, характеризующих состояние водных объектов и их ресурсов;
- сбор и обработка данных наблюдений;
- оценка и прогноз состояния водных объектов и антропогенного воздействия на них;
- информационное обеспечение управления качеством водных объектов и их ресурсов.
Для выполнения поставленной задачи в рамках создания Единой государственной системы мониторинга окружающей среды Республики Татарстан предлагается:
- создание в крупных промышленных центрах Республики Татарстан стационарных и передвижных станций и лабораторий по контролю за состоянием водных ресурсов на базе максимального использования существующих автоматизированных средств измерения как отечественного, так и зарубежного производства, а также организация ведомственного контроля на наиболее крупных промышленных объектах Республики Татарстан;
- создание системы контроля качества данных на всех этапах их получения, обработки, обобщения и опубликования, обеспечение этой системы всеми необходимыми средствами и материалами;
- обеспечение органов государственного управления, научных и общественных организаций, населения оперативной полной и достоверной информацией о состоянии водной среды;
- создание и ведение банка данных о состоянии водных ресурсов, инновационных водоохранных и водосберегающих технологических, технических, организационно-экономических решений;
- создание постоянно обновляемых экологических электронных карт республики и отдельных регионов;
- развитие и совершенствование системы обмена научно-технической информацией по охране окружающей среды с соответствующими международными, республиканскими и ведомственными органами информации;
- геоинформационное и картографическое обеспечение на республиканском и региональном уровнях.
Так, согласно предлагаемой программе по мониторингу в рамках ЕГСМ РТ предусматривается размещение автоматизированных станций контроля параметров поверхностных вод: рр.Волга, Кама, Белая, Вятка, Иж, Свияга, Степной Зай, Казанка, Ик, Малый Черемшан, Кубня, создание судов для контроля за качеством поверхностных водных объектов. Для этого потребуется не менее 3450 тыс.руб. республиканского бюджета, внебюджетного экологического фонда Республики Татарстан и его региональных отделений.
В целях охраны и рационального использования водных ресурсов предусматривается оснащение системами учета объемов и качества сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений городов населенных пунктов и промышленных предприятий: БОС Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Чистополя, Зеленодольска, Менделеевска, Альметьевска, Бугульмы, Лениногорска, Уруссу, Заинска, Буинска, Агрыза, Мензелинска, Арска, Азнакаево и др.
В целом на реализацию мероприятий по организации мониторинга за состоянием водных ресурсов бюджетами Российской Федерации, Республики Татарстан, внебюджетным экологическим фондом Республики Татарстан, предприятиями и организациями предусматривается выделение 17850 тыс.руб.
Перечисленные мероприятия в достаточно полной мере соответствуют своим задачам по обеспечению органов государственного контроля за состоянием водных ресурсов достоверной и полной информацией для принятия верных решений в области рационального водопользования, охраны водных ресурсов и своевременного принятия мер по предупреждению их загрязнения и ликвидации последствий негативного антропогенного воздействия на водные экосистемы.
N п/п |
Наименование мероприятий | Организация исполнитель |
Источник финансиро- вания |
Затраты, тыс.руб. | Эффект от вне- дрения мероп- риятия |
|||||
Всего | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | |||||
5. Создание сети автоматизированных средств наблюдения и контроля | ||||||||||
5.1. | Наблюдение за качеством питьевой воды на водозаборах в соответс- твии с требованиями СанПиН 2.1.4 559-96 |
МС и ЖКХ, ГК СЭН РТ ЦГСЭН, "Татводока- нал", Минприроды РТ, Ведомственные водопроводы |
Экофонд РТ | За счет текущего финансирования | ||||||
5.2. | Наблюдение за состоянием водных ресурсов Размещение автоматизированных станций контроля параметров по- верхностных вод: р.Волга (г.Зеленодольск, ж/д мост) (возможен договор с ЧР и Республикой МЭ) р.Волга (г.Казань, водозабор) р.Кама, (г.Набережные Челны, во- дозабор) р.Кама (г.Нижнекамск, водохрани- лище) |
Минприроды РТ -"- АО "НПО Нефтепро- мавтоматика" (г.Казань), Консор- циум "Экохимия-эко- токсикология", PPM Syste |
Госбюджет, Экофонд РТ |
17850 1050 |
3150 1050 |
3150 1050 |
3150 1050 |
4200 |
4200 |
2.6. Организация обеспечения населения чистой питьевой водой
В республике насчитывается 2471 водопроводов общей протяженностью более 12,0 тыс.км, эксплуатируется более 6 тыс. артскважин, свыше 10 тыс. местных источников водоснабжения. Централизованным водоснабжением пользуется 96,1% населения республики, в т.ч. 98,6% городского и 89,1%, сельского населения.
Общая установленная мощность водозаборов - 3,43 млн.куб.м. в сут., из которых Министерства Строительства и жилищно-коммунального хозяйства - 689 тыс.куб.м. в сут. На балансе и обслуживании предприятий жилищно-коммунального хозяйства находится 399 артскважин, 70 каптированных родников, 785,4 водоводов, 2006,5 км уличных водопроводных сетей, 481,2 км внутриквартальных и дворовых сетей, 4288 водозаборных колонок. В гг.Казань, Челны вырабатывается воды питьевого качества около миллиона куб.м.в сутки.
Сложная гидрохимическая обстановка на водоемах республики, аварийные и экстремальные ситуации ухудшают качество централизованных водоисточников, изменение класса водоисточника (ГОСТ 2761-84) в сторону ухудшения, в то время как Станции очистки питьевой воды, построенные более 20-40 лет назад, в настоящее время не готовы к подготовке воды в условиях чрезвычайных ситуаций, не имеют современных, передовых, эффективных и универсальных методов водоподготовки (озонирование, углевание и др. современные методы очистки воды). Так, до настоящего времени не приступили к строительству станции очистки воды N 2 в г.Набережные Челны, где дефицит питьевой воды в новом городе составляет более 60,0 тыс.куб.м/сут.), а в городах нефтедобывающих районов и г.Нижнекамска дефицит воды составляет более 200 тыс.м.куб. в сут. Сократилась пропускная способность Камских водоводов до городов юго-востока Татарстана. Заморожено строительство Камских водоводов и станций очистки воды (СОВ) в р.п.Уруссу и Бавлы, строительство водозабора и у д.Ильинка для водоснабжения г.Нижнекамска. Затянулось строительство 2-ой очереди водоочистных сооружений в г.Нурлат.
В республике санитарно-гигиеническое состояние поверхностных и подземных вод, являющихся источником водоснабжения, находится в неудовлетворительном состоянии. По данным ГК СЭН РТ качество поверхностных водоисточников в районе водозаборов ухудшается, сезонные колебания качества воды водоисточника осложняют условия водоподготовки и обеззараживания, в связи с чем особую тревогу вызывает фактор высокого удельного веса проб воды из водопроводной сети с коли-индексом более 20 из числа неудовлетворительных анализов по микробиологическим показателям, который составил 41,6%. Во многих районах степень потенциальной эпидемической опасности возникновения водных вспышек инфекционных заболеваний высокая (Агрызский, Азнакаевский, Алексеевский, Альметьевский, Бугульминский, Верхнеуслонский, Заинский, Ютазинский и др.).
Интенсивная добыча нефти, сосредоточение большой массы людей в оптимально короткие исторические сроки в крупных городах, недостаточная мощность очистных сооружений, их малоэффективная работа по очистке и обеззараживанию сточных вод, эксплуатация животноводческих ферм и крупных комплексов без очистных сооружений, нарушения технологии хранения и применения минеральных удобрений и ядохимикатов в сельскохозяйственном производстве, трансграничные загрязнения, нарушение требований охраны санитарных зон для артскважин - все это привело к значительному загрязнению малых рек и подземных водных запасов.
Основными причинами загрязнения подземных и поверхностных вод Юго-Востока Татарстана являются частые порывы трубопроводов различного назначения, что связано с коррозией труб, длительными утечками соленой воды, нарушением герметичности эксплуатационных горизонтов.
По качественным показателям подземные воды не во всех районах республики отвечают требованиям нормативных документов. Так, в юго-восточном регионе Республики Татарстан содержание хлоридов превышает предельно допустимые концентрации (ПДК) в воде родников в 20 раз, колодцев - в 5 раз, на водозаборных скважинах в 3 раза и в отдельных случаях концентрация хлоридов достигает до 1447 - 4603 мг/куб.дм.
Для улучшения качества питьевой воды на перспективу предусматривается широкое внедрение озонаторных установок, особенно в городах: Альметьевск, Бугульма, Заинск, Азнакаево. Применение озона совместно с углеванием и цеолитами позволит производить не только обеззараживание, но и обесцвечивание и дезодорацию воды, является эффективным барьером против фенолов, нефтепродуктов и ряда других химических веществ. Это универсальный, передовой, эффективный метод водоподготовки. Необходимость его применения назрела на СОВ в Казани, Наб.Челны, Нижнекамске, Елабуге, Менделеевске и др. городах, использующих воду поверхностных водоисточников.
В настоящее время в республике необходимо усилить контроль за качеством питьевой воды согласно требованиям СанПиН 2.1.4.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", для чего предусматривается расширение лабораторного парка наблюдательных сетей и проведение НИР по этой теме, оснащение лабораторий центров госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), "Татводоканала" и других ведомственных лабораторий по контролю за качеством питьевой воды современным оборудованием, приборами и т.д. в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.559-96, для чего необходимо выделение дополнительных ассигнований.
См. также Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.544-96 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 7 августа 1996 г. N 18)
В соответствии с утвержденной программой Правительства Российской Федерации "Чистая вода для России" (распоряжение N 1188р от 1 июля 1992 г.), предусматривается строительство заводов питьевой воды во всех крупных городах. В Республике Татарстан, где имеется острая проблема в питьевой воде высокого качества, необходимо обосновать выбор источника водоснабжения, рассмотреть санитарную ситуацию в районе водозабора, возможность организации зон санитарной охраны (ЗСО), согласовать проекты заводов и выдать гигиенические сертификаты на бутилированную расфасованную питьевую воду.
Программой предусмотрено финансирование строительства 3-х заводов по производству питьевой воды в городах: Казани, Лениногорске, Н.Челнах. Ввод этих объектов в 2001 г. позволит обеспечить в первую очередь качественной водой детские и лечебно-профилактические учреждения, санатории, а также значительный процент населения республики (более 20%).
Качество вод поверхностных источников (в том числе рек Волга и Кама) хозяйственно-бытового назначения в последние годы имеет тенденцию к ухудшению. В ряде проб имеет место превышение допустимых концентраций по таким ингредиентам, как нефтепродукты, поверхностно-активные вещества, фенолы. В период паводка обнаруживаются также ядохимикаты, некоторые вирусы и др. Периодически появляется, как результат техногенного загрязнения, в высоких концентрациях нефть и нефтепродукты, хозфекальные стоки и другие отходы производств.
Производство и внедрение сорбционно-фильтрующего материала на основе цеолитсодержащих пород Татарско-Шатрашанского месторождения на водоочистных сооружениях и водозаборных предприятиях Республики Татарстан позволит улучшить качество очищенной воды питьевого назначения: органолептических показателей (запах, мутность), снизить содержание железа, нефтепродуктов, СПАВ, фенолов, солей тяжелых металлов, ядохимикатов, вирусов. Также немаловажно, это позволит на 30-40% увеличить пропускную способность фильтров водоочистных сооружений СОВ при устойчивых показателях очистки, что равносильно строительству дополнительных очистных сооружений.
В случае техногенных катастроф и аварийных ситуаций этот материал служит буфером для снижения высоких концентраций вредных веществ в воде, подаваемой в систему водоснабжения городов и населенных пунктов в Республике.
Расчетная стоимость такого сорбционного фильтрующего материала ниже стоимости кварцевого песка, что экономически оправдывает капитальные вложения. Срок окупаемости такого производства не более 3-х лет.
Всего на реализацию мероприятий по обеспечению населения качественной питьевой водой в рамках программы необходимо изыскать 118980 тыс.руб.
Таблица раздела 6. "Мероприятия по обеспечению населения чистой питьевой водой" предоставляется пользователям системы Гарант по дополнительному требованию
2.7. Организация обеспечения сельского населения питьевой водой
согласно "Схемы развития водоснабжения и водоотведения
Республики Татарстан на период до 2005 года"
Институтом АО "Татводпроект" в 1996 году завершена работа по "Схеме развития водоснабжения и водоотведения Республики Татарстан на период до 2005 года". В настоящей схеме дан анализ существующего положения водоснабжения и канализации всех 43 районов Республики, кроме водоснабжения и водоотведения городов Казани, Набережные Челны и Нижнекамска, а также определены основные технические решения и новые подходы к решению проблемы, как в техническом плане, так и в плане экономическом.
Проведенный анализ существующего положения водоснабжения, показал, что из 3183 населенных пунктов система водоснабжения имеется лишь в 2484, что составляет 78,5%.
В настоящее время системой централизованного водоснабжения охвачено 93% всего населения Республики, в том числе: 32% населения проживает с внутренним водопроводом и канализацией (с централизованным горячим водоснабжением и с местными обогревателями);
19% населения проживает в домах с водопроводом без ванн; 42% населения пользуется водоразборными колонками; 7% населения пользуется водой из местных источников. Суммарный объем водопотребления (за исключением городов Казань, Набережные Челны, Нижнекамск) составляет:
824005,501 куб.м/сут, по всей Республике, в том числе отвечающей ГОСТ "Вода питьевая" 541298,55 куб.м/сут;
52% объема водопотребления по Республике приходится на коммунальный сектор, 34% на производственный сектор, лишь 10% на общественное животноводство.
Источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения в Республике Татарстан служат поверхностные водоемы (реки, водохранилища) и подземные воды.
Водные ресурсы Республики Татарстан распределены неравномерно, что создает затруднения в обеспечении питьевой водой населения ряда регионов Республики.
На многих реках Республики сложная гидрохимическая обстановка, что фактически превращает их в непригодные к использованию в качестве источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Так, в настоящее время крупные водные объекты (реки, водохранилища) имеют индекс загрязнения 1 с переходом в паводковый период к индексу 2, средние и малые реки, в основном, индекс 2. Население городов Альметьевска, Бугульмы, Заинска, Азнакаево, Мензелинска, а также поселки городского типа Актюбинский и Джалиль пользуются водой из Нижнекамского водохранилища (водозабор "Белоус"); город Азнакаево и поселок городского типа Джалиль также дополнительно пользуются водой из Иковского водозабора (водозабор на реке Ик).
Источником водоснабжения населения центральной части города Нурлат является водозабор на реке Б.Черемшан. Для водоснабжения города Агрыз используется вода реки Постолка, которая протекает на расстоянии 9 км от города по территории Удмуртии.
Для большинства населенных пунктов Республики основными источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения являются подземные воды, что также определяет в будущем дальнейшее развитие водоснабжения.
По данным АО "Татводпроект" база службы эксплуатации водопроводно-канализационных хозяйств на селе очень слабая. Эксплуатация сельских систем водоснабжения и канализации проводится самими колхозами и совхозами, не имеющими ни соответствующих специалистов, ни материально-технической базы. В связи с этим по "Схеме развития водоснабжения и водоотведения РТ до 2005 года предусматривается разработать мероприятия по развитию службы эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства республики и районов и в первую очередь служба контроля качества природных вод. Средства на развитие этих служб предусмотрены "Схемой ...".
Затраты на проведение мероприятий по организации обеспечения сельского населения питьевой водой составят 4789322,1 тыс.руб.
N п/п |
Наименование мероприятий |
Организация исполнитель |
Источник финанси- рования |
Затраты, тыс.руб. | Эффект от внед- рения мероприя- тий |
|||||
Всего | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Мероприятия по обеспечению сельского населения питьевой водой согласно "Схемы развития водоснабжения и водоотведения Республики Татарстан на период до 2005 г. |
||||||||||
Всего по республике: | 4789322,1 | 160367,8 | 1257278,3 | 1042100,1 | 1348673,1 | 980902,8 | Обеспечение на- селения Респуб- лики Татарстан чистой питьевой водой |
|||
1. Верхнеуслонский район 2. Кайбицкий район 3. Камско-Устьинский район 4. Тетюшский район 5. Буинский район 6. Апастовский район 7. Дрожжановский район 8. Зеленодольский район 9. Мамадышский район 10. Атнинский район 11. Тюлячинский район 12. Балтасинский район 13. Пестречинский район 14. Рыбно-Слободский район 15. Лаишевский район 16. Сабинский район 17. Арский район 18. Высокогорский район 19. Кукморский район 20. Елабужский район 21. Менделеевский район 22. Агрызский район 23. Алексеевский район 24. Аксубаевский район 25. Черемшанский район 26. Чистопольский район 27. Ютазинский район 28. Альметьевский район 29. Актанышский район 30. Новошешминский район 31. Нурлатский район 32. Спасский район 33. Алькеевский район 34. Заинский район 35. Нижнекамский район 36. Сармановский район 37. Азнакаевский район 38. Бугульминский район 39. Лениногорский район 40. Мензелинский район 41. Муслюмовский район 42. Тукаевский район 43. Бавлинский район |
АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" АО "Татводпроект" |
Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ Бюджет РТ |
73105,5 85702,5 71463,8 189945,5 189594,6 113865,4 348823,3 92256,5 161890,9 68736,2 77634,3 51320,7 160319,2 220471,9 73904,3 81456,2 324196,5 173509,6 147796,2 97905,5 42109 125478 72653,3 66017 20892,7 130190,2 31714,9 87538,2 51412,8 56070,9 127578,8 61506,6 92347,5 52754,3 40225,5 112061,3 106265,4 1109075 131837,4 159195,5 168233,11 69835,4 68597,2 |
13159 14140,9 - - - 18787,8 12851,1 - - 8248,4 5485,0 - - 19842,4 - - 19451,8 - - - - - - - - 15622,8 1902,9 14445,4 1542,4 - 5895,9 - - 8992 - - - - - - - - - |
30704,3 32995,5 42878,2 23326,3 75829,7 43838,2 29986,0 64579,5 32378,2 19246,2 12798,2 16470,0 - 46299,0 14522,6 27761,7 45387,5 10192,6 6898,9 13852,8 10201,1 7836 35849,3 26406,8 9401,7 34453,3 4440,0 33705,9 3598,9 40627 13757 34918,5 53209 20981,4 19753,5 - 39789,6 33272,3 72510,6 71637,9 50469,9 27934,1 20579,1 |
8772,6 11569,8 8575,7 49985,8 34129,5 15371,8 122394,5 8303,0 38853,8 12372,5 17805,3 10455,2 48095,8 46299,1 17813,6 16108,3 77807,2 48995 42269,2 25216,1 9572,4 35292,6 11041,2 11883 3447,3 23434,2 7611,6 11816 13881,5 4633,1 32377,8 7976,4 11741,5 6834,3 6141,6 33618,4 19942,8 23290,6 17798 26267,3 35328,9 12570,4 14405,4 |
11696,9 15426,6 11434,2 66647,7 45505,9 20495,8 122394,5 11071,0 51805,1 16496,6 23740,5 13940,3 64127,6 61732,3 23754,5 21477,9 103742,8 65327 56358,9 33621,5 12763,1 47056,8 14721,6 15844,2 4596,4 31245,7 10148,8 15754,9 18508,5 6177,7 43170,3 10635,3 15655,5 9112,3 8188,8 44824,5 26590,2 31054 23730,8 35023 47105,4 16760,5 19207,3 |
8772,7 11569,8 8575,7 49985,7 34129,5 15371,8 61197,2 8303,0 38853,8 12372,5 17805,3 10455,2 48095,8 46299,1 17813,6 16108,3 77807,2 48995 42269,2 25216,1 9572,4 35292,6 11041,2 11883 3447,3 23434,2 7611,6 11816 13881,5 4633,1 32377,8 7976,4 11741,5 6834,3 6141,6 33618,4 19942,8 23290,6 17798 26267,3 35328,9 12570,4 14405,4 |
2.8. Сертификация в области водоснабжения
В соответствии с Постановлением РФ N 5 от 06.09.94. "О безопасности продукции"; Постановлением Кабинета Министров РТ N 307 от 01.07.94 г. "О порядке выдачи гигиенических сертификатов на продукцию в РТ" и инструкции "Система сертификации питьевой воды, материалов, технологических процессов и оборудования, применяемых в хозпитьевом водоснабжении", в целях предупреждения неблагоприятного влияния на здоровье человека факторов, связанных с производством, применением в народном хозяйстве и быту продукции, потенциально опасной для здоровья человека, во исполнение Законов РФ "О защите прав потребителей", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "О сертификации продукции и услуг" вводится гигиеническая сертификация воды, материалов, технологических процессов и оборудования, применяемых в хозпитьевом водоснабжении.
Основной целью является содействие методами и средствами стандартизации и сертификации комплексному решению задач улучшения качества питьевой воды путем оценки ее соответствия требованиям безопасности, безвредности и органолептическим показателям, оценки эффективности водоочистных устройств, оборудования и технологий в отношении обеспечения требуемой полноты очистки и обеззараживания воды, анализа и оценки производств и систем качества на предприятиях водоснабжения, а также оценки качества реагентов и материалов, используемых в системах хозпитьевого водоснабжения.
Область распространения сертификации определена следующими группами объектов:
- питьевая вода;
- устройства водоочистные (индивидуальные, бытовые, групповые);
- реагенты (коагулянты, флокулянты, дезинфектанты);
- материалы фильтрующие и сорбирующие, используемые в хозпитьевом водоснабжении;
- оборудование (емкости, арматура, насосы, дозаторы и пр.); трубы, соединительная арматура и система противокоррозионной защиты трубопроводов, используемые в хозпитьевом водоснабжении;
- технологические процессы, производственные и технологические системы, системы качества на предприятиях водоснабжения, а также на предприятиях, выпускающих реагенты, оборудование и водоочистные устройства, используемые в сфере питьевого водоснабжения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 24 апреля 1999 г. N 237 "О Государственной программе "Питьевая вода Республики Татарстан"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением КМ РТ от 30 декабря 2004 г. N 592 настоящее постановление признано утратившим силу