Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 23 марта 2001 г. N 162
"О Республиканской программе улучшения условий и охраны труда
на 2001-2003 годы"
Постановлением КМ РТ от 19 декабря 2005 г. N 608 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации Закона Республики Татарстан "Об охране труда в Республике Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу улучшения условий и охраны труда на 2001-2003 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Республики Татарстан выделить на 2001 год средства на реализацию Программы из республиканского бюджета Республики Татарстан по статье 22 "Мероприятия в области социальной политики, в том числе на реализацию программ занятости населения" в сумме четырех миллионов рублей.
3. Министерству финансов Республики Татарстан и Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан учесть Программу при разработке республиканских инвестиционных программ на 2002 и 2003 годы.
4. Министерствам, госкомитетам, ведомствам, предприятиям, учреждениям и организациям Республики Татарстан принять меры по реализации Программы, утвержденной пунктом 1 настоящего постановления.
5. Государственному комитету Республики Татарстан по труду и занятости ежегодно до 1 марта информировать Кабинет Министров Республики Татарстан о ходе выполнения Программы.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республикой Татарстан А.И.Конюшеву.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Республиканская программа улучшения условий и охраны труда
на 2001-2003 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 23 марта 2001 г. N 162)
Паспорт Республиканской программы улучшения условий и охраны труда
на 2001-2003 годы
Наименование программы |
Республиканская программа улучшения условий и охраны труда на 2001-2003 годы |
Наименование, номер и дата принятия реше- ния о разработ- ке Программы |
Федеральный закон от 17.07.99 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"; Генеральное соглашение между Кабинетом Министров Рес- публики Татарстан, Федерацией профсоюзов Республики Та- тарстан, Ассоциацией промышленных предприятий Республи- ки Татарстан и Торгово-промышленной палатой Республики Татарстан на 2000-2001 годы |
Государственный заказчик |
Государственный комитет Республики Татарстан по труду и занятости |
Основные разра- ботчики Прог- раммы |
Государственный комитет Республики Татарстан по труду и занятости; министерства, госкомитеты, ведомства; администрации городов и районов; Экономическое общество Республики Татарстан; органы надзора и контроля; высшие учебные заведения; Федерация профсоюзов Республики Татарстан; Ассоциация промышленных предприятий Республики Татарс- тан; организации, предприятия Республики Татарстан |
Цели Программы | обеспечение государственных гарантий по вопросам охраны труда, установленных в Кодексе законов о труде Российс- кой Федерации, утвержденным Верховным Советом РСФСР 09.12.71 г. (в редакции от 27.12.2000 г.), федеральными законами от 17.07.99 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных слу- чаев на производстве и профзаболеваний" и Законом Рес- публики Татарстан от 10.12.97 г. N 1417 "Об охране тру- да в Республике Татарстан"; |
Задачи Програм- мы |
снижение уровня профессиональной заболеваемости и про- изводственного травматизма; сокращение численности работников, занятых в неблагоп- риятных условиях труда; совершенствование системы подготовки и повышения квали- фикации руководителей, специалистов и работников по ох- ране труда; социально-медицинская реабилитация пострадавших от нес- частных случаев на производстве; повышение привлекательности рабочих мест; завершение аттестации рабочих мест на предприятиях от- раслей экономики |
Сроки реализа- ции Программы |
2001-2003 годы |
Основные разде- лы Программы |
нормативно-правовое обеспечение условий и охраны труда; организационное и техническое обеспечение условий и ох- раны труда; социальная, медицинская и профессиональная реабилитация лиц, пострадавших на производстве; информационное обеспечение охраны труда; совершенствование системы образования по охране труда; научное обеспечение охраны труда |
Исполнители ос- новных меропри- ятий |
Государственный комитет Республики Татарстан по труду и занятости; министерства, госкомитеты и ведомства; органы надзора и контроля в области охраны труда; предприятия и организации Республики Татарстан; Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан; Экономическое общество Республики Татарстан; республиканский научно-методический центр охраны и бе- зопасности труда; высшие учебные заведения; исполнители на конкурсной основе |
Объемы и источ- ники финансиро- вания |
Общий объем финансирования Программы - 692035 тыс.руб- лей, в том числе по источникам финансирования: - средства предприятий и организаций отраслей экономики Республики Татарстан - 312115 тыс.рублей, - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - 366890 тыс.рублей, - республиканский бюджет Республики Татарстан - 13030 тыс.рублей |
Ожидаемые ко- нечные резуль- таты реализации Программы |
Снижение производственного травматизма профессиональной и общей заболеваемости, улучшение условий труда, соци- альная защита пострадавших на производстве от несчаст- ных случаев и профессиональных заболеваний, повышение уровня управления охраной труда, сохранение здоровья работников |
Система органи- зации контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляется в ус- тановленном порядке Государственным комитетом Республи- ки Татарстан по труду и занятости совместно с другими республиканскими органами исполнительной власти, рес- публиканским отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, республи- канскими органами надзора и контроля в области охраны труда |
Современное состояние условий и охраны труда в Республике Татарстан
Анализ состояния охраны труда в Республике Татарстан показывает, что ситуация в области условий и охраны труда во многих отраслях экономики остается сложной, являясь серьезной социально-экономической проблемой, которая стала приобретать новое качество. Это связано, с одной стороны, с недостатком инвестиций на реконструкцию производства, внедрение новых технологий, замену изношенного оборудования; а с другой - с активизацией работы и возрастанием внимания государственных органов к вопросам безопасных и здоровых условий труда, укреплением правовой и нормативной базы и развитием республиканской системы управления охраной труда.
В законодательстве сделаны важные шаги по ужесточению требований охраны труда, восстановлению данной службы на предприятиях, введены минимальные нормативы финансирования работ по охране труда, совершенствуется система управления охраной труда (рис.1). Подготовлен проект закона Республики Татарстан по внесению изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "Об охране труда в Республике Татарстан". В результате принятых государством мер на федеральном и республиканском уровнях, реализации Целевой программы улучшения условий и охраны труда в Республике Татарстан на 1998-2000 гг. (далее - Программа 1998-2000 гг.), ситуация в области охраны труда стала улучшаться.
В ходе реализации Программы 1998-2000 гг. заметно активизировалась работа по обучению охране труда руководителей и специалистов предприятий и организаций. В результате за 1998-2000 гг. численность руководителей и специалистов, прошедших обучение охране труда, возросла с 4500 до 7800 человек в год. Проведены маркетинговые исследования обеспечения средствами индивидуальной защиты, спецодеждой работающих в ряде отраслей экономики. Министерствами и ведомствами разработаны 11 отраслевых программ улучшения условий и охраны труда, а также 37 территориальных программ. Созданы и работают Республиканский научно-методический центр по охране и безопасности труда, консультационные пункты, которые позволили расширить сферу консультационных услуг по проблемам охраны труда. На многих предприятиях республики выполнены мероприятия по модернизации, реконструкции, выводу из эксплуатации нефтехимического, химического, энергетического, котлонадзорного оборудования.
В целях пропаганды достижений в области охраны труда проведена республиканская выставка "Охрана труда в Республике Татарстан - 2000", что позволило предприятиям республики - производителям спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты - продемонстрировать потенциальным потребителям свои достижения в данной области. В 1998 и 2000 годах Госкомтруд Республики Татарстан организовал участие предприятий республики в международных выставках "Безопасность и охрана труда".
По результатам последней выставки предприятия республики заключили договоры на сумму около 50 млн.рублей, что позволило им значительно расширить рынок сбыта продукции за пределами республики.
Отмечается снижение числа пострадавших от несчастных случаев на производстве с 5071 человека в 1997 г. до 3895 человек в 1999 году, что позволило снизить уровень производственного травматизма в среднем по республике на 13 процентов. Численность и удельный вес работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, за последние 3 года сокращаются.
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в области охраны труда, ситуация продолжает оставаться достаточно напряженной. Следует отметить, что число смертельных случаев на производстве продолжает оставаться высоким: в 1997 году погибли 150 человек, в 1999 году - 138 человек.
Анализ данных ежегодных обследований, проводимых Госкомстатом Республики Татарстан в промышленности, строительстве, транспорте, связи, позволяет сделать следующие выводы (таблица 1).
Таблица 1
Динамика показателей условий и охраны труда в Республике Татарстан
в 1997 -1999 гг.
N п/п |
Показатели условий и охраны труда | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. |
1 | Число пострадавших с утратой трудоспо- собности на 1 рабочий день и более, че- ловек |
5071 | 4242 | 3895 |
- на 1000 работающих | 5,2 | 4,5 | 4,5 | |
2 | Число пострадавших со смертельным исхо- дом - человек - на 1000 работающих |
150 0,155 |
128 0,136 |
138 0,160 |
3 | Число дней нетрудоспособности в расчете на 1 пострадавшего |
33,5 | 32,2 | 32,3 |
4 | Удельный вес занятых в условиях труда, не соответствующих санитарно-гигиеничес- ким нормам, %* |
14,8 | 14,3 | 13,5 |
5 | Удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, %* |
1,3 | 1,1 | 13 |
6 | Удельный вес работающих на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности труда, % |
0,1 | 0,2 | 0,1 |
6 | Число случаев профессиональной заболева- емости на 10000 работающих |
1,33 | 1,02 | 0,63 |
7 | Затраты на мероприятия по охране труда, млн.рублей |
379542,5 | 420134,8 | 546232,5 |
* показатели единовременных учетов Госкомстата Республики Татарстан по промышленности, строительству, транспорту и связи
1. Существуют значительные различия в уровне и тенденциях изменения удельного веса занятых в неблагоприятных условиях труда по отраслям. Самый высокий уровень занятости в тяжелых и вредных условиях труда традиционно отмечается в промышленности, однако именно в этой отрасли за последние 3 года достигнуто снижение данного показателя с 19,8% до 16,5 процента.
Негативные тенденции увеличения доли работающих в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях труда выявлены в строительстве, транспорте и связи, где этот показатель за 3 года повысился. Значительны масштабы занятости в тяжелых и вредных условиях труда в сельском хозяйстве, однако точная и достоверная статистическая информация по этой отрасли отсутствует. По данным Госкомитета Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора, в 1999 г. численность работающих в условиях, не отвечающих санитарным нормам, составила 73,5 тыс.человек, из них значительная часть занята в сельскохозяйственных районах республики.
2. Остается значительной доля работников, занятых тяжелым физическим трудом. За последние годы численность этой группы колебалась в пределах 5,6-6,7 тыс.человек. В 1999 г. произошел рост численности и удельного веса этой категории в целом по 4 отраслям: в промышленности, транспорте, строительстве и связи. Эти негативные процессы отражают низкий технико-технологический уровень работ на многих предприятиях, особенно частного сектора.
Серьезной проблемой продолжает оставаться аттестация рабочих мест на предприятиях и организациях республики. И дело не только в недостатке финансирования, дефиците измерительных приборов, но и в качестве проведения аттестации рабочих мест. Подготовительная работа по проведению сертификации производственных объектов (работ) на соответствие требованиям охраны труда в настоящее время ведется на недостаточном уровне.
Высокий процент износа оборудования повышает риск возникновения аварийных ситуаций. Острой с точки зрения охраны труда остается, например, ситуация на химических и нефтехимических предприятиях, построенных более 20-30 лет назад. Многие предприятия малого и среднего бизнеса используют списанное или физически изношенное оборудование.
За последние 3 года в Республике Татарстан затраты на охрану труда систематически возрастали в абсолютном и относительном выражении (таблица 2). Однако сохраняются существенные диспропорции в финансировании охраны труда на предприятиях различных форм собственности и регионов Республики Татарстан. Так, затраты на охрану труда в частном секторе более чем в 3 раза ниже среднего по республике уровня. В результате этого наиболее неблагополучным остается состояние условий и охраны труда на предприятиях и в организациях малого и среднего бизнеса.
Таблица 2
Динамика затрат на мероприятия по охране труда в Республике Татарстан
в 1997-1999 гг.
Показатели затрат | Един. измерения |
1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | |
1 | 2 | 3 | 6 | 7 | 8 |
1. | Израсходовано средств на ме- роприятия по охране труда |
тыс.рублей | 379542,5 | 420134,8 | 546232,5 |
2. | Темп роста к предыдущему году | % | 108,9 | 110,7 | 130,0 |
3. | Сводный индекс потребитель- ских цен в Республике Татарс- тан |
раз | 1,17 | 1,76 | 1,38 |
4. | Темп роста к 1995 г. в сопос- тавимых ценах |
% | 139,9 | 88,1 | 82,3 |
5. | Затраты на мероприятия по ох- ране труда в расчете на 1 ра- ботающего |
рублей | 391,7 | 444,1 | 634,0 |
Такая значительная дифференциация в затратах на охрану труда увеличивает разрыв в условиях труда между отдельными предприятиями, отраслями, регионами республики и снижает социальную защищенность работников, ведет к нарушению законодательства об охране труда.
Одной из серьезных проблем остается высокий уровень производственного травматизма в сельском хозяйстве. Здесь в 1998 г. произошло 2408 несчастных случаев (56,9% всего производственного травматизма в республике), а в 1999 г. - 2076 (53,5%). Негативная тенденция роста числа несчастных случаев за последние 2 года сложилась в промышленности. Если в 1998 г. здесь произошло 963 несчастных случая, то в 1999 г. - 1015.
Высокий уровень производственного травматизма традиционно существует в таких отраслях промышленности республики, как лесная, деревообрабатывающая, химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, производство строительных материалов и металлоизделий. В строительстве за последние 3 года число пострадавших от несчастных случаев на производстве на 1000 работающих увеличилось с 1,7 до 4,4. А в отрасли связи в 1999 г. ситуация улучшилась, так как здесь не было несчастных случаев со смертельным исходом, частота травматизма была низкой, а затраты на охрану труда в 2 раза превысили средний уровень по Республике Татарстан (1260,5 рубля в расчете на 1 работника).
Материальные последствия производственного травматизма в республике за последние три года продолжают расти абсолютно и в расчете на 1 пострадавшего (таблица 3). За последние 3 года сложилась негативная тенденция роста экономических потерь от производственного травматизма, которые в 1999 г. составили 7,2 млн.рублей и превысили уровень 1997 г. почти в 4 раза.
Таблица 3
Динамика затрат вследствие несчастных случаев на производстве
в Республике Татарстан в 1997-1999 гг.
N п/п |
Показатели | Ед.изм. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. |
1. | Затраты вследствие несчастных случаев на производстве, проис- шедших за отчетный период |
тыс.рублей | 1944,6 | 5860,3 | 7145,1 |
2. | Темп роста к предыдущему году | % | 100,0 | 301,4 | 121,9 |
3. | Затраты вследствие несчастных случаев на производстве в расче- те на 1 пострадавшего |
тыс.рублей | 0,93 | 1,38 | 1,8 |
4. | Темп роста к предыдущему году | % | 100,0 | 148,5 | 130,0 |
В области профессиональной заболеваемости за последние годы произошли позитивные сдвиги. Однако данная проблема остается одной из самых актуальных социально-трудовых проблем. Это связано с выявлением, учетом, диагностированием здоровья работающих, несовершенством нормативной базы и нехваткой специалистов соответствующего профиля. Решение этой проблемы требует совместных усилий Министерства здравоохранения, Госкомсанэпиднадзора, Госкомстата, отраслевых министерств и ведомств.
В настоящее время в связи с наращиванием объемов производства многие предприятия столкнулись с дефицитом высококвалифицированных рабочих, молодежи. Это связано с необходимостью повышения привлекательности рабочих мест, адаптации новичков к условиям труда, низкой компетентностью новых рабочих в области охраны труда. В связи с этим актуальными стали вопросы обучения основам охраны труда, воспитания и пропаганды безопасного трудового поведения.
В результате проведенного анализа и в целях решения обозначенных проблем в области условий и охраны труда разработана настоящая программа. Необходимость применения программного подхода к решению проблемы улучшения условий и охраны труда в Республике Татарстан вызвана социально-экономическим характером проблемы, ее значимостью и невозможностью ее комплексного решения без государственного вмешательства.
Система программных мероприятий
Наиболее вероятно, что в ближайшие годы ожидается медленный выход предприятий республики из экономического кризиса, рост объемов производства за счет более полного использования производственных мощностей, увеличения инвестиций в основные производственные фонды и создания новых современных производств.
В соответствии с этим главной целью Республиканской программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 гг. в современных условиях является обеспечение более высокой степени защищенности работающих от воздействия опасных и вредных производственных факторов, а в случае нанесения ущерба здоровью работающим - максимальной социальной защиты пострадавших или их семей.
Цели определяют приоритетные направления Программы: разработка комплекса взаимосвязанных мер нормативно-правового, социально-экономического, организационно-технического и учебного характера, направленных на реализацию государственной политики в области охраны труда в Республике Татарстан.
Нормативно-правовое обеспечение условий и охраны труда
Необходимость в разработке мероприятий этого направления вызвана тем, что действующая нормативно-правовая база Российской Федерации по охране труда в некоторых случаях требует учета региональной специфики, учитывающей особенностей социально-экономических условий в республике.
В рамках этого направления предполагается разработать ряд нормативно-правовых актов Республики Татарстан, утверждаемых как Кабинетом Министров Республики Татарстан, так и Госкомтрудом Республики Татарстан. Вид документа и целесообразность его разработки будут определяться по мере расширения законодательной базы Российской Федерации, и в первую очередь, в связи с Законом Российской Федерации "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Организационно-техническое обеспечение условий и охраны труда
В связи с необходимостью отраслевого управления охраной труда Программой намечена разработка отраслевых и территориальных программ по улучшению условий и охраны труда на 2001-2003 гг. Согласно Федеральному закону "Об основах охраны труда в Российской Федерации" в республике предполагается создание органа по сертификации работ по охране труда, создание и аккредитация исследовательской лаборатории Госкомтруда Республики Татарстан. В целях реализации Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (статья 9) предусмотрено проведение технического диагностирования оборудования опасных производственных объектов, отработавшего нормативный (расчетный) срок службы, с определением возможности и условий его дальнейшей эксплуатации.
Для более полного учета условий труда, всех факторов и затрат, связанных с профилактикой производственного травматизма и профессиональными заболеваниями, предусмотрено обеспечение полного охвата государственной статистической отчетностью по охране труда (через дополнительный заказ Кабинета Министров Республики Татарстан) предприятий, организаций всех форм собственности.
В этот блок включены предложения, направленные на анализ обеспеченности предприятий ряда отраслей с высокой степенью производственного травматизма средствами индивидуальной и коллективной защиты работающих, приборами контроля вредных и опасных производственных факторов. После изучения опыта организации и участия Госкомтруда Республики Татарстан в международных выставках в рамках данной Программы принято решение о продолжении участия в таких выставках и организации в республике выставок спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты, выпускаемых предприятиями республики.
Социальная, медицинская и профессиональная реабилитация лиц,
пострадавших на производстве
Задачей данного направления является обеспечение гарантированной социальной защиты работников, получивших трудовое увечье, путем осуществления мер по совершенствованию медико-социальной экспертизы, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве.
В мероприятия этого раздела включен вопрос изучения возможности и необходимости организации Центра реабилитации лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, на базе одного из действующих санаториев, а также необходимость обеспечения полной диспансеризации часто и длительно болеющих работников и проведения профилактических медицинских осмотров работников промышленных предприятий.
Информационное обеспечение охраны труда, совершенствование
системы образования по охране труда
Мероприятия раздела направлены на улучшение информационного обеспечения охраны труда в республике на всех 3 уровнях управления на основе внедрения, использования и сопровождения автоматизированной системы информации по охране труда (РИСОТ), создания республиканского банка данных по охране труда. Совершенствование системы образования по охране труда в республике направлено на повышение уровня профессиональных знаний по охране труда всех участников производства, развитие вузовского образования.
В развитие мероприятий предыдущей программы продолжится работа по организации кабинета с лекционным залом для проведения вводного инструктажа, лекций, семинаров, обучения по охране труда руководителей и специалистов на базе одного из крупных предприятий республики.
Научное обеспечение охраны труда
Программа предполагает выполнение следующих прикладных научных исследований, которые позволят получить важные практические результаты и создать научно-техническую и методическую основу улучшения условий и охраны труда: подготовка концепции создания в республике научно-исследовательского института охраны труда, изучение влияния работы с вредными и тяжелыми условиями труда на предприятиях легкой промышленности на продолжительность жизни работников после их выхода на пенсию.
Направления данного раздела содержат мероприятия по совершенствованию существующих, разработке и организации производств новых высокоэффективных средств индивидуальной и коллективной защиты на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В целом Программа включает в себя комплекс мероприятий по всем направлениям охраны труда, которые являются многоцелевыми и межотраслевыми. Многие из них не могут быть выполнены без государственного финансирования. Это в частности нормативно-правовое, организационно-техническое, информационное обеспечение работы служб охраны труда, обучение требованиям охраны труда, научные исследования в области охраны труда, обеспечение социальной, медицинской и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших на производстве.
Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы
Социально-экономические результаты деятельности предприятий отраслей экономики республики в сфере охраны труда на ближайшие годы обусловлены принятием двух федеральных законов "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которые включают экономические механизмы улучшения условий и охраны труда.
Социальный эффект от реализации мероприятий Программы выражается в сокращении численности работников, занятых в неблагоприятных условиях труда; социальной, медицинской и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; снижении уровня заболеваемости и производственного травматизма, уровня смертности населения в трудоспособном возрасте; повышении социальной защищенности работников и их удовлетворенности условиями труда.
Экономический эффект от реализации Программы будет получен на предприятиях и в организациях за счет:
- снижения материальных затрат, связанных с производственным травматизмом, общей и профессиональной заболеваемостью;
- повышения производительности труда, сокращения потерь рабочего времени;
- снижения затрат на компенсации за работу в тяжелых и вредных условиях труда;
- предотвращения материального ущерба от аварий, производственного травматизма и профзаболеваемости;
- уменьшения страховых взносов, сокращения штрафов за нарушение требований законодательства по охране труда.
Реальный социально-экономический эффект от выполнения мероприятий Программы, получаемый на предприятиях, может быть достоверно определен по фактическим результатам.
Система программных мероприятий по улучшению условий и охраны труда
на 2001-2003 годы
N п/п |
Наименование мероприятий |
Предполагае- мые исполни- тели мероп- риятий |
Сроки испо- лне- ния по годам |
Финансовые затраты, тыс.рублей |
Источни- ки фи- нансиро- вания |
|||
всего | 2001 | 2002 | 2003 | |||||
I. Нормативно-правовое обеспечение условий и охраны труда | ||||||||
1.1 | Разработка законо- дательных и норма- тивно-правовых ак- тов Республики Та- тарстан в области охраны труда |
Госкомтруд РТ, минис- терства, ве- домства, ор- ганы надзора и контроля |
2001- 2003 |
|||||
1.2 | Издание санитарно- гигиенических норм по различным фак- торам производс- твенной среды и обеспечение ими предприятий и ор- ганизаций |
ГКСЭН РТ, Республикан- ский инфор- мационно- аналитичес- кий центр ГКСЭН РТ |
2001- 2003 |
400 | 200 | 100 | 100 | Средства предпри- ятий |
1.3 | Подготовка, изда- ние и распростра- нение нормативно- методической доку- ментации по охране и условиям труда для предприятий и организаций всех форм собственности |
Республикан- ский научно- методический центр охраны и безопас- ности труда |
2001- 2003 |
300 | 150 | 75 | 75 | Средства предпри- ятий |
1.4 | Подготовка и изда- ние сборника нор- мативных докумен- тов по охране тру- да при эксплуата- ции спортивных со- оружений |
Госкомспорт РТ |
2001 | 30 | 30 | Средства Госком- спорта РТ |
||
II. Организационное и техническое обеспечение условий и охраны труда | ||||||||
2.1 | Подготовка в Каби- нет Министров РТ доклада "О состоя- нии условий и ох- раны труда в Рес- публике Татарстан" |
Госкомтруд РТ, Гоструд- инспекция по РТ, ГКСЭН РТ, Регио- нальное от- деление ФСС РФ по РТ, Приволжский округ Гос- гортехнадзо- ра РФ, Гос- комстат РТ |
2001 2002 2003 |
|||||
2.2 | Организация и про- ведение санитарно- гигиенической пас- портизации канце- рогенно опасных производств в от- раслях промышлен- ности РТ |
ГКСЭН РТ, министерст- ва, ведомст- ва, предпри- ятия |
2001- 2003 |
2000 | 600 | 600 | 800 | Средства предпри- ятий |
2.3 | Разработка отрас- левых и территори- альных программ по улучшению условий и охраны труда на 2001-2003 гг. |
Министерст- ва, ведомст- ва, госкоми- теты, отрас- левые проф- союзы, адми- нистрации городов и районов |
2001- 2002 |
Средства министе- рств,ве- домств, госкоми- тетов, админис- траций городов и райо- нов |
||||
2.4 | Организация в рес- публике выставок спецодежды, спецо- буви, средств ин- дивидуальной защи- ты |
Госкомтруд РТ, предпри- ятия |
2002 | 500 300 |
500 300 |
Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ, средства предпри- ятий |
||
2.5 | Участие в выстав- ках по охране тру- да на федеральном и международном уровнях, организу- емых Минтрудом РФ |
Госкомтруд РТ, предпри- ятия |
2001- 2003 |
570 300 |
150 100 |
185 100 |
235 100 |
Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ, средства предпри- ятий |
2.6 | Проведение смот- ров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда среди предп- риятий всех орга- низационно-право- вых форм |
Госкомтруд РТ, Респуб- ликанский научно-мето- дический центр охраны и безопас- ности труда, Федерация профсоюзов РТ, отрасле- вые профсою- зы; админис- трации горо- дов и райо- нов, центры труда и за- нятости |
2002 | 300 | 300 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
||
2.7 | Участие в совмест- ных международных проектах по охране труда в составе Минтруда России |
Госкомтруд РТ |
2001- 2003 |
300 | 100 | 100 | 100 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
2.8 | Создание и аккре- дитация исследова- тельской лаборато- рии Госкомтруда РТ |
Госкомтруд РТ, Респуб- ликанский научно-мето- дический центр охраны и безопас- ности труда |
2001- 2003 |
1800 | 600 | 600 | 600 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
2.9 | Проведение прове- рочных контрольных замеров параметров условий труда |
Госкомтруд РТ, Респуб- ликанский научно-мето- дический центр охраны и безопас- ности труда |
2001- 2003 |
300 | 100 | 100 | 100 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
2.10 | Разработка доку- ментов и создание центра сертифика- ции работ по охра- не труда |
Госкомтруд РТ, Респуб- ликанский научно-мето- дический центр охраны и безопас- ности труда |
2001 | 200 | 200 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
||
2.11 | Создание кабинетов по охране труда в центрах труда и занятости и адми- нистрациях горо- дов, районов |
Госкомтруд РТ, Минфин РТ, центры труда и за- нятости |
2001- 2003 |
900 | 150 | 350 | 400 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
2.12 | Проведение техни- ческого диагности- рования оборудова- ния опасных произ- водственных объек- тов, отработавшего нормативный срок службы, с опреде- лением возможности и условий его дальнейшей эксплу- атации |
предприятия, Приволжский округ Гос- гортехнадзо- ра РФ |
2001- 2003 |
300000 | 100000 | 100000 | 100000 | Средства предпри- ятий |
2.13 | Оснащение 4-х уче- бно-тренировочных полигонов для обу- чения работников предприятий прак- тическим навыкам при проведении га- зоопасных и огне- вых работ |
Приволжский округ Гос- гортехнадзо- ра РФ, ОАО "Казаньорг- синтез", ОАО "Нижнекамск- нефтехим", ОАО "Тат- нефть", ОАО "Татгаз" |
2001- 2003 |
600 | 200 | 200 | 200 | Средства предпри- ятий |
2.14 | Проведение респуб- ликанского совеща- ния "О состоянии условий и охраны труда в Республике Татарстан" |
Госкомтруд РТ |
2001, 2003 |
250 | 100 | 150 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
|
2.15 | Проведение семина- ров по вопросам охраны и условиям труда |
Госкомтруд РТ, министе- рства, ведо- мства, пред- приятия, Фе- дерация про- фсоюзов РТ, отраслевые профсоюзы |
2001- 2003 |
350 | 100 | 120 | 130 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
2.16 | Разработка мероп- риятий по улучше- нию санитарно-бы- товых условий на рынках городов республики |
Госкомитет по защите прав потре- бителей РТ, администра- ция городс- ких рынков, Госкомсан- эпиднадзор РТ |
2001 | 50 | 50 | Средства городс- ких рын- ков |
||
2.17 | Модернизация, ре- конструкция, вывод из эксплуатации оборудования, от- работавшего норма- тивные сроки, не отвечающего требо- ваниям техники бе- зопасности в теат- рально-зрелищных учреждениях и в других организаци- ях культуры и ис- кусства |
Министерство культуры РТ |
2001- 2003 |
6730 | 2000 | 2000 | 2730 | Средства Министе- рства культуры РТ |
2.18 | Рассмотрение не реже одного раза в год на заседаниях совета директоров (наблюдательных советов) акционер- ных обществ (това- риществ) вопросов состояния условий и охраны труда с участием государс- твенных представи- телей |
Госкомимуще- ство РТ, Ми- нистерство экономики и промышленно- сти РТ, Ас- социация промышленных предприятий, акционерные общества |
2001- 2003 |
|||||
2.19 | Проведение отрас- левого совещания "Организация рабо- ты по охране труда в системе общего и профессионального образования" |
Минобразова- ния РТ, Аль- метьевский нефтяной ин- ститут, Гос- комтруд РТ |
2001 | 5 | 5 | Средства Минобра- зования РТ |
||
2.20 | Организация отрас- левого, районных, городских коорди- национных советов по безопасности труда и жизнедея- тельности в систе- ме Минобразования РТ |
Минобразова- ния РТ, Рес- ком профсою- за работни- ков образо- вания и нау- ки РТ |
2002 | |||||
III. Социальная, медицинская и профессиональная реабилитация лиц, пострадавших на производстве |
||||||||
3.1 | Разработка концеп- ции создания Цент- ра по реабилитации лиц, получивших трудовое увечье или профессиональ- ное заболевание, на базе одного из действующих сана- ториев республики или лечебно-оздо- ровительного комп- лекса Минстройжил- комхоза РТ |
Минстройжил- комхоз РТ, СКО "Татарс- танкурорт", Минздрав РФ, Региональное отделение ФСС РФ по РТ |
2001 | 100 | 100 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
||
3.2 | Возмещение вреда пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (с учетом роста мини- мального размера оплаты труда): - пособия по вре- менной нетрудоспо- собности; - единовременные страховые выплаты; - ежемесячные страховые выплаты; - дополнительные расходы (на меди- цинскую, социаль- ную и профессио- нальную реабилита- цию) |
Региональное отделение ФСС РФ по РТ |
2001- 2003 |
46000 15000 274000 30690 |
12000 4000 73000 8190 |
15000 5000 91000 10220 |
19000 6000 110000 12280 |
Региона- льное отделе- ние ФСС РФ по РТ |
3.3 | Обеспечение 100%-й диспансеризации часто и длительно болеющих работни- ков промышленных предприятий с ор- ганизацией оздо- ровления в амбула- торных и стацио- нарных условиях и контроля за соблю- дением порядка вы- дачи листков нет- рудоспособности |
Минздрав РТ | 2001- 2003 |
Средства предпри- ятий, органи- заций |
||||
3.4 | Обеспечение профи- лактических меди- цинских осмотров работников промыш- ленных предприятий в целях раннего выявления общих и профессиональных заболеваний |
Минздрав РТ, Госкомсан- эпиднадзор РТ, предпри- ятия, орга- низации |
2001- 2003 |
Средства предпри- ятий, органи- заций |
||||
IV. Информационное обеспечение охраны труда, совершенствование системы образования по охране труда |
||||||||
4.1 | Внедрение, разви- тие и сопровожде- ние единой инфор- мационной системы в области условий и охраны труда (РИСОТ) в РТ |
Республикан- ский научно- методический центр охраны и безопас- ности труда |
2001- 2003 |
210 | 50 | 70 | 90 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
4.2 | Совершенствование организации и ме- тодов обучения по охране труда на базе современных информационных технологий, внед- рение модульного обучения |
Госкомтруд РТ, Респуб- ликанский научно-мето- дический центр охраны и безопас- ности труда |
2001- 2003 |
400 | 300 | 50 | 50 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
4.3 | Материальное осна- щение и содержание базы подготовки и обучения руководи- телей и специалис- тов предприятий по охране труда |
Республикан- ский научно- методический центр охраны и безопас- ности труда |
2001- 2003 |
750 | 250 | 250 | 250 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
4.4 | Организация обуче- ния специалистов предприятий по ат- тестации рабочих мест и сертифика- ции производствен- ных объектов (ра- бот) по условиям и охране труда |
Республикан- ский научно- методический центр охраны и безопас- ности труда |
2001- 2003 |
300 | 100 | 100 | 100 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
4.5 | Создание информа- ционной базы, обеспечивающей контроль за прове- дением обучения по охране труда в учебных центрах |
Госкомтруд РТ, Респуб- ликанский научно-мето- дический центр охраны и безопас- ности труда |
2002 | 200 | 200 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
||
4.6 | Оснащение Управле- ния охраны и экс- пертизы условий труда компьютерной техникой и элект- ронной связью с целью взаимодейс- твия с администра- циями городов и районов, крупными предприятиями и организациями рес- публики |
Госкомтруд РТ |
2001- 2003 |
600 | 400 | 100 | 100 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
4.7 | Организация обуче- ния по охране тру- да руководителей и специалистов пред- приятий и органи- заций |
Госкомтруд РТ, Респуб- ликанский научно-мето- дический центр охраны и безопас- ности труда, РУМЦ, учеб- ные центры, Региональное отделение ФСС РФ по РТ |
2001- 2003 |
1400 1200 |
400 300 |
500 400 |
500 500 |
Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ Региона- льное отделе- ние ФСС РФ по РТ |
4.8 | Организация каби- нета с лекционным залом для проведе- ния вводного инс- труктажа, лекций, семинаров, обуче- ния по охране тру- да руководителей и специалистов ОАО "Казанское моторо- строительное объ- единение" |
ОАО "Казанс- кое моторо- строительное объединение" |
2001- 2002 |
1100 | 600 | 500 | Средства ОАО "Ка- занское моторо- строите- льное объеди- нение" |
|
4.9 | Обеспечение полно- го охвата госу- дарственной ста- тистической отчет- ностью по охране труда (через до- полнительный заказ Кабинета Министров РТ) предприятий, организаций всех форм собственности |
Госкомтруд РТ, Госкомс- тат РТ |
2001- 2003 |
600 | 200 | 200 | 200 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
4.10 | Создание в Интер- нете сайта Гос- комтруда РТ с целью информацион- ного обеспечения, координации работ в сфере охраны и условий труда и рекламы предприя- тий РТ, выпускаю- щих продукцию со- ответствующего профиля |
Госкомтруд РТ, исполни- тель на кон- курсной ос- нове |
2001- 2003 |
350 | 150 | 150 | 50 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
4.11 | Организация выпус- ка информационного бюллетеня по воп- росам охраны и бе- зопасности труда |
Госкомтруд РТ, Респуб- ликанский центр охраны и безопас- ности труда, Гострудинс- пекция по РТ, ГКСЭН РТ, Энерго- надзор РТ, Приволжский округ Гос- гортехнадзо- ра РФ |
2001- 2003 |
400 | 200 | 200 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
|
4.12 | Организация специ- ализации и повыше- ния квалификации врачей-профпатоло- гов, заместителей главных врачей по экспертизе времен- ной нетрудоспособ- ности, врачей, участвующих в про- ведении профилак- тических медицинс- ких осмотров, в том числе по проф- патологии |
Минздрав РТ | 2001- 2003 |
300 | 100 | 100 | 100 | Средства Минздра- ва РТ |
V. Научное обеспечение охраны труда | ||||||||
5.1 | Анализ состояния условий и охраны труда в РТ за 2001-2003 годы, подготовка мероп- риятий по дальней- шей профилактике производственного травматизма в рес- публике |
Госкомтруд РТ, минис- терства, ве- домства, ор- ганы надзора и контроля, предприятия |
2003 | 450 | 450 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
||
5.2 | Подготовка концеп- ции создания в республике НИИ ох- раны труда |
Госкомтруд РТ, Минфин РТ, Минэко- номпром РТ, ГКСЭН РТ, Гострудинс- пекция в РТ |
2002 | 200 | 200 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
||
5.3 | Разработка ткани и образцов одежды на ее основе для за- щиты работающих от электромагнитных излучений |
ГУП "КазХим- НИИ" |
2001- 2002 |
300 | 150 | 150 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
|
5.4 | Создание автомати- зированного рабо- чего места специа- листа по охране труда (АРМ СОТ) |
Казанская архитектур- но-строите- льная акаде- мия |
2002 | 150 | 150 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
||
5.5 | Разработка инс- трукций по охране труда основных профессий агропро- мышленного компле- кса с широким пре- дставлением графи- ческой информации |
Казанская сельскохозя- йственная академия, Казанская архитектур- но-строите- льная акаде- мия |
2001 | 150 | 150 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
||
5.6 | Проведение экспе- римента по оценке степени вредности рабочих мест жен- щин детородного возраста на одном из предприятий легкой промышлен- ности республики |
Испытатель- ный лабора- торный центр Казанского государст- венного ме- дицинского университета |
2001- 2002 |
200 | 100 | 100 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
|
5.7 | Разработка обучаю- щей и контролирую- щей системы по ох- ране труда на базе информационных технологий для специальностей, подконтрольных Госгортехнадзору |
Казанская архитектур- но-строите- льная акаде- мия, Привол- жский округ Госгортехнад зора РФ |
2002 | 450 | 450 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
||
5.8. | Проведение марке- тинговых исследо- ваний проблем обеспечения средс- твами индивидуаль- ной защиты работа- ющих во всех от- раслях экономики республики: - потребности предприятий; - определение но- менклатуры СИЗ, которые можно вы- пускать на предп- риятиях республики |
ГУП "КазХим- НИИ" |
2001- 2003 |
300 | 100 | 100 | 100 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
5.9. | Разработка вибро- защитных перчаток, полуперчаток, оформление техни- ческих условий, технологического регламента |
ГУП "КазХим- НИИ" |
2001 | 50 | 50 | Респуб- ликанс- кий бюд- жет РТ |
||
Итого по Программе | 692035 | 205525 | 230820 | 255690 |
В том числе по статьям финансирования:
(тыс.рублей)
Годы | Республикан- ский бюджет Республики Татарстан |
Средства ми- нистерств, ко- митетов, пред- приятий и ор- ганизаций |
Региональное отде- ление ФСС Российс- кой Федерации по Республике Татарс- тан |
2001 год 2002 год 2003 год Всего на 2001-2003 годы |
4000,0 5225,0 3805,0 13030,0 |
104035,0 103975,0 104105,0 312115,0 |
97490,0 121620,0 147780,0 366890,0 |
Список употребленных сокращений:
РТ - Республика Татарстан
РФ - Российская Федерация
ГКСЭН РТ - Государственный комитет Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора
ФСС РФ по РТ - Фонд социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан
КГАСА - Казанская государственная архитектурно-строительная академия
КГТУ (КАИ) - Казанский государственный технический университет им.А.Н.Туполева
КГТУ (КХТИ) - Казанский государственный технологический университет
РУМЦ - Республиканский учебно-методический центр Государственного комитета Республики Татарстан по труду и занятости
ГУП "КазХимНИИ" - Государственное унитарное предприятие "Казанский химический научно-исследовательский институт"
СКО "Татарстанкурорт" - Санаторно-курортное объединение "Татарстанкурорт"
КГСХА - Казанская государственная сельскохозяйственная академия
СИЗ - средства индивидуальной защиты
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждается Республиканская программа улучшения условий и охраны труда на 2001-2003 годы. Программа направлена на снижение производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, улучшение условий труда, социальной защиты пострадавших на производстве от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, повышение уровня управления охраной труда и сохранение здоровья работников.
Постановление КМ РТ от 23 марта 2001 г. N 162 "О Республиканской программе улучшения условий и охраны труда на 2001-2003 годы"
Текст постановления опубликован в журнале "Нормативные акты Республики Татарстан" N 5, май 2001 г.
Постановлением КМ РТ от 19 декабря 2005 г. N 608 настоящее постановление признано утратившим силу