Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 7 февраля 2001 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего: судьи - Х-на
с участием прокурора - С-вой
при секретаре - С-вой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании части 2 статьи 3, абзацев 5, 6 статьи 6, статьи 11, абзаца 3 статьи 16, раздела 4, части 3 статьи 30, статьи 60, части 3 статьи 62, статьи 63, части 2 статьи 66, статьи 67, статьи 71, части 2 статьи 75, статьи 82, части 6 статьи 84 Закона Республики Татарстан "О недрах" противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению, установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в государственных и общественных интересах о признании вышеназванных статей Закона Республики Татарстан "О недрах" противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению.
Обосновывая требования, прокурор указал, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательство о недрах отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Согласно статьи 12 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" по вопросам, отнесенным совместному ведению, основы правового регулирования определяются федеральными законами. Несмотря на это, принятый в Республике Закон "О недрах" в отдельных своих положениях входят в противоречие с федеральным законодательством.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан заявленные требования прокурора не признали.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (статья 72 пункт "к").
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (пункт 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
По вопросам недропользования в Российской Федерации 3 марта 1995 года принят Закон "О недрах" (с изменениями от 10 февраля 1999 года, 2 января 2000 года). В Республике Татарстан Закон "О недрах" принят и введен в действие с 25 декабря 1992 года. Новая редакция действует с 22 января 2000 года. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр Республики Татарстан.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О недрах", законодательство о недрах Российской Федерации состоит из самого Закона Российской Федерации "О недрах" и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Часть 2 статьи 3 Закона Республики Татарстан "О недрах" устанавливает, что регулирование отношений, связанных с геологическим изучением недр, добычей отдельных видов полезных ископаемых (углеводородов, радиоактивных руд и минералов), а также захоронением радиоактивных, вредных, токсичных веществ и отходов производства, сбросом сточных вод (в том числе содержащих вредные и токсичные вещества), может осуществляться другими законами при условии соблюдения принципов и правовых основ пользования недрами и их охраны, установленных Законом, противоречит части 6 статьи 1 Закона Российской Федерации. Закон Российской Федерации предусматривает, что специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регулироваться иными федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных Законом Российской Федерации "О недрах". Указанные правоотношения в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" регулируются исключительно федеральным законодательством. Тогда как Закон Республики Татарстан "О недрах" предполагает принятие законов, регулирующих указанные правоотношения с учетом устанавливаемых им принципов и правовых актов, что означает установление приоритета Закона Республики Татарстан над федеральным Законом.
Абзац 5 статьи 6 Закона Республики Татарстан "О недрах" предусматривает, что к компетенции Кабинета Министров Республики Татарстан в области недропользования относится заключение от имени Республики Татарстан соглашения о разделе продукции.
Данная норма противоречит части 8 статьи 1 Закона Российской Федерации "О недрах" и статьи 3 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", в соответствии с которыми, соглашения о разделе продукции заключаются Российской Федерацией, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации и орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которого расположен представленный в пользование участок недр. Закон Республики Татарстан "О недрах" предусматривает, что заключение соглашения о разделе продукции осуществляется лишь Правительством Республики Татарстан, без указания на участие в этом Правительства Российской Федерации.
Доводы представителей Государственного Совета Республики Татарстан о том, что норма Закона Республики Татарстан "О недрах" не исключает участия и полномочия Правительства Российской Федерации по заключению соглашения о разделе продукции, а только определяет орган исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченный участвовать в заключении соглашения о разделе продукции от имени Республики Татарстан, необоснован. Поскольку статья 54 Закона Республики Татарстан "О недрах" конкретно устанавливает, что соглашение о разделе продукции - это договор заключаемый именно Кабинетом Министров Республики Татарстан с инвестором, в целях добычи полезных ископаемых на условиях долевого раздела полезных ископаемых (минерального сырья) после вычета определенной соглашением доли из общего объема добытых полезных ископаемых в целях возмещения затрат инвестора.
Абзац 6 статьи 6 Закона Республики Татарстан "О недрах" относящий к компетенции Кабинета Министров Республики Татарстан определение порядка проведения конкурса и аукциона на право пользования недрами, противоречит части 6 статьи 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах". Федеральным законодательством предусмотрено определение порядка и условия проведения конкурса и аукционов, на право пользования участками недр, которые определяются федеральным органом управления, государственным фондом недр или его территориальным органом совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Обосновывая свои возражения в этой части, представители Государственного Совета Республики Татарстан указали, что норма федерального законодательства не содержит запрета на установление порядка проведения конкурса и аукциона, а наоборот позволяет закрепить в республиканском Законе полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан, также определять указанный порядок и не ущемляет правомочие федеральных органов.
Однако такой довод является неверным.
Федеральный Закон предполагает единый порядок проведения конкурса и аукциона на право пользования участками недр, устанавливаемый совместно с федеральными органами субъекта Российской Федерации, участие которых является обязательным, что исключает возможность определения указанного порядка только федеральными органами или органами субъекта Российской Федерации в одностороннем порядке.
Статья 11 часть 1 Закона Республики Татарстан "О недрах" определяет, что недра, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, являются государственной собственностью Республики Татарстан и составляют государственный фонд недр.
Закон Российской Федерации "О недрах" (статья 1.2 часть 1) устанавливает недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Тем самым Федеральный Закон не разграничивает государственную собственность на недра на собственность Российской Федерации и на собственность субъектов Российской Федерации, что также не предоставляет субъектам Российской Федерации право признавать своей собственностью недра, расположенные в пределах их территории. Несмотря на это, Закон Республики Татарстан "О недрах", объявляет право собственности Республики Татарстан на недра в пределах ее территории, исключая при этом возможность нахождения недр в собственности Российской Федерации. Ссылка представителей Государственного Совета Республики Татарстан на "Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" и на "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан" от 22 июня 1993 года по вопросам собственности, которыми, по их мнению, Республика Татарстан самостоятельно вправе регулировать правоотношения в области собственности, в том числе и в области недропользования, является необоснованной.
В соответствии со статьей 4 Федерального Закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами Государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" в случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принимаемых по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения, действует положение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов.
Абзац 3 статьи 16 Закона Республики Татарстан "О недрах" предусматривает, что право пользования недрами в целях захоронения радиоактивных, вредных, токсичных веществ и отходов производства возникает на основании решения Правительства Республики Татарстан.
Согласно пункту 7 статьи 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах" основанием получения права пользования участками недр для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов является решение Правительства Российской Федерации, согласованное с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный Закон предусматривает обязательное участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем согласования с ними решения Правительства Российской Федерации и предоставление в пользование участка недр для указанных выше целей, право пользования возникает из решения Правительства Российской Федерации. Тогда как согласно Закону Республики Татарстан "О недрах" такое право пользования недрами возникает на основании решения Правительства Республики Татарстан. Перераспределение полномочий, закрепленных федеральными законами за конкретными органами государственной власти или установление отличного от федерального закона порядка принятия решения органов государственной власти, законом субъекта не допускается.
По аналогичным основаниям противоречит федеральному законодательству нормы, заложенные в части 3 статьи 30, в части 3 статьи 62, в статье 63, в части 2 статьи 66, в статье 67, в части 2 статьи 75, в статье 82, в части 6 статьи 84 Закона Республики Татарстан "О недрах".
Раздел 4 Закона Республики Татарстан "О недрах", регулирующий вопросы лицензирования, пользования недрами противоречит федеральному законодательству, поскольку федеральное законодательство исключает возможность регулирования правоотношений в области лицензирования законодательством субъекта Российской Федерации.
Статьи 60, 70 Закона Республики Татарстан "О недрах" устанавливают основные положения взимания платы за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и повышение эффективности добычи полезных ископаемых, которые противоречат пунктам "и", "з" статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", где указано, что платежи за использование природными ресурсами отнесены к федеральным налогам, порядок зачисления которых, а также размеры их ставок, объекты и другие элементы налогообложения устанавливаются законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 71 Закона Республики Татарстан "О недрах" устанавливается круг пользователей недр, которые освобождены от платежей за пользование недрами в полном объеме. Тогда как в соответствии с частью 3 статьи 40 Закона Российской Федерации "О недрах" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные основы для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в бюджет лишь соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, перечисленные выше положения Закона Республики Татарстан "О недрах" противоречат федеральному законодательству, а поэтому они должны быть признаны недействующими и не подлежащими применению.
Руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, суд решил:
Заявленные требования прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать часть 2 статьи 3, абзацы 5, 6 статьи 6, статью 11, абзац 3 статьи 16, раздел 4, часть 3 статьи 30, статью 60, часть 3 статьи 62, часть 2 статьи 66, статью 67, статью 71, часть 2 статьи 75, статью 82, часть 6 статьи 84 Закона Республики Татарстан "О недрах" противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В официальных средствах массовой информации: "Ведомости Государственного Совета Республики Татарстан", в газете "Республика Татарстан" дать официальное сообщение о состоявшемся решении после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 7 февраля 2001 г.
Сообщение о Решении было опубликовано в Ведомостях Государственного Совета Татарстана, N 1-2 январь-февраль 2001 г.