Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 3 октября 2001 г. N 3П-1-73/2001 г.
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 декабря 2001 г. N 11Г01-64 настоящее решение в части удовлетворения заявления Заместителя Генерального Прокурора РФ оставлено без изменения, решение в части отказа в удовлетворении заявления Заместителя Генерального Прокурора РФ отменено, дело в этой части для рассмотрения направлено в тот же суд
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Х-ой
с участием и.о. прокурора РТ М-на
при секретаре Х-ой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Генерального прокурора РФ о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению отдельных положений Конституции Республики Татарстан.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения прокурора М-на, выступления представителей Государственного Совета РТ Г-ва, С-ой, К-ва, Л-ва, представителя Кабинета Министров РТ У-ой, представителя Аппарата Президента РТ, судебная коллегия установила:
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в Верховный Суд РТ с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению ч.3 ст.18, ч.4 ст.42, ст 58, ст.ст.64, 65, 66, ч.2 ст.68, 70-72, 76, 79, 80, п.п.4, 17, 18, 20, 21, 22, 25, 29 ч.2 и п.п.13, 14, 16, 18, 19, ч.3 ст.89, ч.2 ст.93, ст.94, п.2 ч.1 ст.101, ч.4 ст.102, ч.2 ст.103, ч.ч.1 и 2 ст.108, п.п.5, 8, 9, 11, 13, 16, 17 ст.111, 115, п.2 ч.2 ст.119, ч.1 ст.121, ст.ст.124-130, ч.1 и 3 ст.142, ч.ч.1 и 2 ст.143, ст.144, ч.3 ст.145, ст.149, ст.150, ст.152, ст.153, ст.ст.154-156, 157 Конституции Республики Татарстан.
В процессе нахождения дела в производстве Верховного Суда требования были дополнены. Прокурор просил признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению ч.1 ст.11, ч.1 ст.91, ч.ч.3 и 4 ст.95, п.3 ст.111 Конституции Республики Татарстан.
В обоснование требований указано, что приведенные в заявлениях нормы не соответствуют федеральному законодательству, а именно ГК РФ, ГПК РСФСР, УК РФ, УПК РСФСР, КЗоТ РФ, ФЗ от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ФЗ от 17 ноября 1995 года "О прокуратуре Российской Федерации", ФКЗ от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской федерации", Указу Президента РФ от 21 июля 1997 года "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища", ФЗ от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ФЗ от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе", ФЗ от 24 июня 1999 года "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ФКЗ от 30 мая 2001 года "О чрезвычайном положении".
В заявление отмечено также, что правовая позиция по отдельным требованиям подтверждена соответствующими постановлениями и определениями Конституционного Суда Российской Федерации.
Участвующий в судебном заседании по поручению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и.о.прокурора Республики Татарстан требования поддержал в полном объеме.
Представители Государственного Совета РТ, представитель Аппарата Президента РТ и допущенный к участию в деле представитель Кабинета Министров РТ заявление не признали и в судебном заседании пояснили, что в настоящее время не имеется необходимости рассматривать данный вопрос, поскольку создана Конституционная комиссия Республики Татарстан, которая занимается разработкой изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан с учетом развития федеративных отношений и должна представить подготовленные материалы в Президиум Государственного Совета Республики Татарстан в IV квартале 2001 года. Далее указали, что при предъявлении требований заместителем Генерального прокурора Российской Федерации не учтены нормы, закрепленные в ФЗ от 24 июня 1999 года "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", а также соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче друг другу осуществления части своих полномочий. Кроме того, указанные представители сослались на Федеральный закон от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", который ст.30 предусмотрел переходный период для приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом - два календарных года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Возражая против отдельных требований заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, представители указали также, что не во всех случаях имеется необходимость признавать соответствующие статьи Конституции Республики Татарстан противоречащими федеральному законодательству в полном объеме, поскольку основополагающие принципы, заложенные в этих статьях, не противоречат федеральному законодательству. Прокурором оспариваются лишь отдельные моменты, декларированные в этих статьях.
Судебная коллегия считает, что заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации подлежит удовлетворению частично.
Согласно ч.ч.1 и 5 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с п."о" части 1 ст.71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится гражданское законодательство.
В силу п.1 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В связи с изложенным положения ч.1 ст.11 Конституции Республики Татарстан, согласно которой под государственной собственностью понимается, в том числе республиканская и коммунальная собственность, следует признать не соответствующими ГК РФ. Противоречащей ГК РФ является также эта норма в части применения термина "собственность местного самоуправления", поскольку согласно ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В то же время необходимости признавать в целом ч.1 ст.11 Конституции РТ противоречащей федеральному законодательству, как это просит заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, не имеется, поскольку в данной норме предусмотрены положения, не противоречащие федеральному законодательству. Частная собственность, а также собственность общественных объединений предусмотрена ГК РФ. Более того, в этой части заявитель положения ч.1 ст.11 Конституции Республики Татарстан не оспаривает.
В ч.2 ст.18 Конституции Республики Татарстан (в той редакции, которая используется судом), установлено, что вред, нанесенный хозяйственной деятельностью окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Республики Татарстан.
Указанное положение противоречит ст.8 ГК РФ, согласно которой причинение вреда является одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, которые регулируются гражданским законодательством. Порядок возмещения причиненного вреда определен главой 59 ГК РФ.
Поскольку другие положения, зафиксированные в ч.2 ст.18 Конституции Республики Татарстан, заявителем не оспариваются и не противоречат федеральному законодательству, необходимости признавать эту норму противоречащей федеральному законодательству в целом не имеется.
Частью 4 ст.42 Конституции Республики Татарстан допускается принудительный труд по решению суда, а также в случаях, установленных международными договорами Республики Татарстан.
Это положение противоречит требованиям Кодекса законов о труде Российской Федерации, в силу ч.2 ст.2 которого принудительный труд запрещен.
Обязательные работы, предусмотренные УК РФ в качестве одного из видов наказания за совершенное преступление не являются принудительным трудом.
Конвенцией Международной организации труда от 1930 года N 29 данный вид уголовного наказания не отнесен к принудительному труду.
С учетом изложенного ч.4 ст.42 Конституции Республики Татарстан следует признать противоречащей федеральному законодательству.
В ч.1 ст.58 Конституции Республики Татарстан установлено, что воинская обязанность исполняется на территории Республики Татарстан или вне ее на основе договорных обязательств Республики Татарстан.
Данное положение не соответствует ст.3 Федерального закона от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе", согласно которой правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации. Субъекту Федерации не предоставлено право осуществлять правовое регулирование вопросов воинской обязанности граждан РФ, поскольку это отнесено к исключительному ведению Российской Федерации.
Вместе с тем, оснований признавать ст.58 Конституции Республики Татарстан противоречащей федеральному законодательству в целом не имеется, поскольку она содержит и другие положения, которые согласуются с федеральным законодательством. Статьей 58 Конституции Республики Татарстан, кроме того, предусмотрена обязанность нести воинскую службу, возможность замены воинской службы выполнением альтернативных обязанностей, а также освобождение от воинской службы со ссылкой на закон.
Частью 2 ст.68 Конституции Республики Татарстан Государственному Совету Республики предоставлено право переносить выборы в Государственный Совет Республики и местные Советы народных депутатов на другой срок, то есть изменять срок полномочий избранных и действующих органов. Это же право содержится и в ч.2 ст.93 Конституции Республики Татарстан, согласно которой Государственный Совет Республики Татарстан при истечении своих полномочий в период чрезвычайного положения одновременно с решением вопроса о введении чрезвычайного положения принимает решение о продлении срока своих полномочий.
Положения указанных статей противоречат ч.2 ст.8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которой не допускается изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующих органов или избранных депутатов.
Пунктом 25 ч.2 и п.19 ч.3 ст.89 Конституции Республики Татарстан установлено, что состав Центральной избирательной комиссии утверждается Государственным Советом Республики. При этом половину членов комиссии предлагает Председатель Государственного Совета (п.2 ч.1 ст.101 Конституции Республики Татарстан), а вторую половину - Президент Республики (п.8 ст.111 Конституции Республики Татарстан).
Указанные положения не соответствуют п.1 ст.23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому половина членов избирательной комиссии субъекта назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, а другая половина назначается исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации.
Судебная коллегия считает, что п.25 ч.2 и п.19 ч.3 ст.89 Конституции Республики Татарстан следует признать противоречащими федеральному законодательству в целом, а п.2 ч.1 ст.101 и п.8 ст.111 Конституции Республики Татарстан в части, касающейся представления Председателем Государственного Совета Республики Татарстан половины членов Центральной избирательной комиссии (для п.2 ч.1 ст.101), и в части, касающейся представления Президентом Республики Татарстан половины членов Центральной избирательной комиссии (для п.8 ст.111), поскольку в последних двух оспариваемых нормах содержатся положения, регламентирующие представление Председателем Государственного Совета и Президентом Республики кандидатур на замещение других должностей.
Статьей 72 Конституции Республики Татарстан предоставлено право Премьер-министру Республики Татарстан и главам местных администраций, являющимся по Конституции Республики должностными лицами местных органов государственной власти, быть народными депутатами, что не соответствует ст.12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которой установлен запрет депутату законодательного (представительного) органа в течение срока своих полномочий занимать государственные должности субъекта РФ или государственной службы субъекта РФ.
Вместе с тем, поскольку указанной статьей предусмотрен запрет быть депутатами иных должностных лиц, а также судей, что согласуется с положениями ст.12 указанного ФЗ, не имеется оснований признавать ст.72 Конституции Республики Татарстан противоречащей федеральному законодательству в целом.
В своем заявлении прокурор указал, что частями 1 и 2 ст.70, ст.ст.71, 79, 80, ч.ч.1 и 2 ст.108 Конституции Республики Татарстан право избирать и быть избранными в органы государственной власти Республики Татарстан предоставлено гражданам Республики Татарстан, чем ограничены избирательные права граждан Российской Федерации, провозглашенные ст.ст.4 и 5 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Судебная коллегия, соглашаясь с доводом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, вместе с тем не находит оснований для признания указанных статей Конституции Республики Татарстан противоречащими федеральному законодательству, поскольку принципы, заложенные в этих нормах об избирательных правах граждан Республики Татарстан соответствуют общим принципам об избирательных правах граждан. В связи с этим указанные нормы признаются противоречащими федеральному законодательству лишь в части, ограничивающей избирательные права граждан Российской Федерации.
Требования, изложенные прокурором в первоначальном заявлении, касающиеся ч.1 ст.108 Конституции Республики Татарстан, с учетом внесения изменений в эту статью Законом Республики Татарстан от 19 декабря 2000 года N 494, согласно которым ч.1 ст.108 Конституции изложена в следующей редакции "Президентом Республики Татарстан может быть избран гражданин Республики Татарстан не моложе тридцати лет, обладающий избирательным правом и владеющий государственными языками Республики Татарстан", были участвующим по делу прокурором уточнены и поддержаны в части, касающейся признания противоречащими федеральному законодательству положений о требованиях к кандидату на должность Президента Республики владеть государственными языками Республики Татарстан.
Данное положение противоречит ч.2 ст.4 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которой гражданам РФ гарантируется право избирать и быть избранными независимо от знания языка.
Случаи ограничения избирательных прав и права на участие в референдуме предусмотрены п.3 ст.4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому права избирать, быть избранными и участвовать в референдуме лишаются только граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым признать указанную часть статьи Конституции Республики Татарстан противоречащей федеральному законодательству в части требований к кандидату на должность Президента Республики Татарстан владеть государственными языками Республики Татарстан.
Ст.76 Конституции Республики Татарстан, предусмотрено, что право выдвижения кандидатов в народные депутаты принадлежит собраниям избирателей по месту работы (учебы, службы) и по месту жительства, избирателям в порядке самовыдвижения, а также зарегистрированным в установленном законом порядке избирательным объединениям и избирательным блокам.
Поскольку данные положения лишают гарантированного ст.29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" индивидуального права избирателя выступать с инициативой о выдвижении кандидата в народные депутаты, указанная статья признается противоречащей федеральному законодательству в части ограничения индивидуального права избирателя выступать с инициативой о выдвижении кандидата в народные депутаты.
Пунктом 11 ст.111 Конституции Республики Татарстан к полномочиям Президента Республики отнесено предоставление политического убежища.
Поскольку предоставление политического убежища является суверенным правом Российской Федерации как субъекта международного права, принятие такого решения в соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 1997 года "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища" является компетенцией Президента РФ, данную норму также следует признать противоречащей федеральному законодательству в части предоставления Президентом Республики Татарстан политического убежища.
Оснований для признания этого пункта статьи в целом противоречащим федеральному законодательству не имеется, так как в нем предусмотрено и решение вопросов о гражданстве Республики Татарстан.
Пунктом 4 ст.2 ст.89 Конституции Республики Татарстан к ведению Государственного Совета Республики отнесено законодательное регулирование отношений финансовой системы и ценообразования. К полномочиям Кабинета Министров Республики п.2 ч.2 ст.119 Конституции Республики Татарстан отнесено содействие осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы и осуществление общегосударственной политики ценообразования.
Согласно п."ж" ст.71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся установление основ ценовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование. В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24 июня 1999 "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами и федеральными законами, имеющими прямое действие на всей территории Российской Федерации.
С учетом изложенного указанные нормы следует признать противоречащими федеральному законодательству в части отнесения к ведению Государственного Совета Республики Татарстан законодательного регулирования отношений финансовой системы и ценообразования и в части, касающейся компетенции Кабинета Министров РТ по содействию осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы, общегосударственной политики ценообразования. Оснований для признания этих норм противоречащими федеральному законодательству в целом не имеется, поскольку в них содержатся и другие положения, регулирующие вопросы компетенции Государственного Совета РТ и Кабинета Министров РТ которые не противоречат федеральному законодательству.
Принимая во внимание уточненные требования заместителя Генерального прокурора РФ участвующим по делу прокурором, судебная коллегия признает противоречащей федеральному законодательству ч.4 ст.115 Конституции Республики Татарстан в части, предусматривающей заключение Конституционного суда РТ при решении вопроса об освобождении Президента от должности.
Согласно ст.19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" одним из оснований досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ является его отставка в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Указанной статьей определен порядок принятия такого решения, в соответствии с которым заключения Конституционного суда субъекта Российской Федерации не требуется.
Ст.94 Конституции Республики Татарстан установлен исключительный перечень органов и должностных лиц, обладающих правом законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Татарстан, однако в этот перечень не вошли представительные органы местного самоуправления.
Данная норма противоречит п.1 ст.6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", поскольку ограничивает права представительных органов местного самоуправления на право законодательной инициативы в законодательном органе государственной власти субъекта РФ.
С учетом изложенного, а также с учетом, что данной нормой регламентирована принадлежность права законодательной инициативы другим органам и должностным лицам, которым предоставлено таковое в соответствии с федеральным законодательством, судебная коллегия считает необходимым признать ст.94 Конституции Республики Татарстан лишь в части, ограничивающей права представительных органов местного самоуправления на право законодательной инициативы.
В заявлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации оспариваются положения главы 13 (ст.ст.124-130) Конституции Республики Татарстан.
Так, указано, что данной главой предусмотрено создание местных органов государственной власти, что не соответствует положениям ст.2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации согласно которой систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации образуют законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Далее отмечено, что федеральным законодательством создание каких-либо органов местного самоуправления не предусмотрено. Указано, что созданные Конституцией Республики Татарстан местные органы государственной власти по сути своей подменяют органы местного самоуправления и решают вопросы местного значения, чем ограничивают права граждан РФ на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях.
С данным доводами заявления судебная коллегия не может согласиться.
Согласно ст.125 Конституции Республики Татарстан местные органы государственной власти решают вопросы местного значения в пределах своей компетенции. При этом они не определяются как осуществляющие государственную власть. Указание на то, что они являются органами власти, само по себе не свидетельствует об их государственной природе. Если обратиться к содержанию их полномочий: утверждение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решают вопросы социально-культурного развития на местах, они относятся к исключительным полномочиям местного самоуправления. Следовательно, местные органы государственной власти должны рассматриваться как органы, осуществляющие именно местное самоуправление. Предусмотренные в главе 13 Конституции полномочия по решению вопросов местного значения не выходят за пределы компетенции представительного органа местного самоуправления. Таким образом, Конституцией Республики Татарстан предусматривается создание местных представительных органов, предназначенных для решения вопросов местного значения.
При таких обстоятельствах требования прокурора в этой части не могут быть удовлетворены.
В то же время, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а потому органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, положения ст.ст.64, 65, 66 Конституции Республики Татарстан, в части, касающейся вопросов деятельности местных органов государственной власти республики, следует признать противоречащими федеральному законодательству.
Подобные же положения содержатся в постановлении Конституционного суда РФ от 15 января 1998 года N 3-П "По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и ст.31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года "Об органах исполнительной власти в Республике Коми".
К ведению Государственного Совета Республики Татарстан п.22 ч.2 ст.89 Конституции Республики Татарстан отнесена отмена решений районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов в случае несоответствия их закону. Пунктом 13 ст.111 Конституции Республики Татарстан Президенту Республики предоставлено право отменять акты глав администраций районов и городов республиканского подчинения в случае противоречия их Конституции и законам Республики Татарстан, указам Президента Республики Татарстан. Частью 1 ст.121 Конституции Республики Татарстан Кабинету Министров Республики предоставлено право приостанавливать постановления и распоряжения глав администраций районов и городов республиканского подчинения. В силу ч.6 ст.130 Конституции Республики Татарстан акты главы местной администрации, противоречащие законодательству, могут быть отменены Советом народных депутатов, вышестоящим исполнительно-распорядительным органом. Статьей 126 Конституции Республики Татарстан предусмотрена отмена вышестоящими Советами решений нижестоящих Советов народных депутатов.
Данные положения Конституции Республики не соответствуют федеральному законодательству по следующим основаниям.
Создаваемые в Республике Татарстан органы государственной власти на уровне районов, городов, имеющих статус административно-территориальных единиц, непосредственно входящих в состав Республики, по своему статусу и полномочиям, по характеру формирования, функционирования и взаимодействия с вышестоящими органами власти должны соответствовать основам конституционного строя РФ, основным принципам демократии и децентрализации власти, на которых строится организация публичной власти на местах.
В соответствии со ст.ст.5 и 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципов разделения властей, а также разграничения предметов ведения и их самостоятельности в пределах их полномочий. Аналогичные требования содержатся в ст.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 года N 1-П "По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" признаны неконституционными отдельные положения Закона, регламентирующие вопросы отмены правовых актов, изданных районными и городскими Советами народных депутатов, главами администраций городов и районов.
В силу изложенного судебная коллегия приходит к выводу о необходимости признания противоречащим федеральному законодательству п.22 ч.2 ст.89 Конституции Республики Татарстан в части, предусматривающей возможность отмены Государственным Советом РТ решений районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов в случае несоответствия их закону; п.13 ст.111 Конституции Республики Татарстан в части, предусматривающей возможность отмены актов главы местной администрации Советом народных депутатов и вышестоящим исполнительно-распорядительным органом; ч.1 ст.121 Конституции Республики Татарстан; ч.6 ст.130 Конституции Республики Татарстан в части, предусматривающей возможность отмены актов главы местной администрации Советом народных депутатов и вышестоящим исполнительно-распорядительным органом; ст.126 Конституции РТ в части, предусматривающей отмену решений нижестоящих Советов народных депутатов вышестоящими Советами.
Частями 1 и 3 ст.142, ст.ст.144, 152 Конституции Республики Татарстан определен порядок организации и деятельности судов общей компетенции, Верховного Суда Республики и Высшего арбитражного суда Республики, предусмотрена возможность создания составов судов, специализированных для рассмотрения отдельных категорий дел (дел о несовершеннолетних, семейных и других).
Пунктами 17, 18 ч.2 и п.п.13 и 14 ч.3 ст.89, ч.ч.1 и 2 ст.143 Конституции Республики Татарстан к полномочиям Государственного Совета отнесено избрание Верховного и Высшего арбитражного судов Республики Татарстан, судей районных (городских) судов и народных заседателей Верховного Суда Республики.
Пунктом 2 ч.1 ст.101 Конституции Республики Татарстан к полномочиям Председателя Государственного Совета отнесено представление персонального состава Верховного и Высшего арбитражного судов.
Частью 2 ст.103 Конституции Республики Татарстан предусмотрено назначение и избрание должностных лиц в состав Верховного Суда и Высшего арбитражного суда Республики Татарстан после предварительного рассмотрения кандидатур в соответствующих постоянных комиссиях Государственного Совета Республики.
Данные положения статей Конституции Республики Татарстан противоречат п.3 ст.4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", согласно которому Верховные суды республик, арбитражные и районные суды субъектов Российской Федерации отнесены к федеральным судам. В соответствии с п.п.6 и 7 ст.13 данного Федерального конституционного закона, судьи Верховных судов республик, районных судов, арбитражных судов субъектов назначаются Президентом РФ по представлениям соответственно председателя Верховного Суда РФ и председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, основанным на заключении квалификационных коллегий судей соответствующих судов и согласованным с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.
В силу вышеприведенных положений следует признать противоречащими федеральному законодательству ч.1 ст.142 Конституции Республики Татарстан в части, касающейся возможности создания составов судов, специализированных для рассмотрения отдельных категорий дел (дел о несовершеннолетних, семейных и других); ч.3 ст.142 Конституции Республики Татарстан; ст.ст.144, 152 Конституции Республики Татарстан в части, предусматривающей порядок организации и деятельности Верховного Суда Республики Татарстан и Высшего арбитражного суда Республики Татарстан; п.п.17 (за исключением возможности избрания мировых судей) и 18 ч.2 и п.п.13 и 14 ч.3 ст.89 Конституции Республики Татарстан; ч.ч.1 и 2 ст.143 Конституции Республики Татарстан в части, касающейся выборности судей районных (городских) судов, Верховного Суда РТ и народных заседателей Верховного Суда Республики; п.2 ч.1 ст.101 Конституции Республики Татарстан в части, касающейся полномочий Председателя Государственного Совета Республики Татарстан по представлению Государственному Совету РТ персонального состава Верховного суда и Высшего арбитражного суда РТ; ч.2 ст.103 Конституции Республики Татарстан в части, касающейся назначения и избрания должностных лиц Верховного Суда и Высшего арбитражного суда РТ после предварительного рассмотрения кандидатур в соответствующих постоянных комиссиях Государственного Совета Республики Татарстан.
Статьей 149 Конституции Республики Татарстан лицам, участвующим в деле, предоставлена возможность пользоваться только языком, на котором ведется судопроизводство и родным языком. Это противоречит п.3 ст.10 Федерального, конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", согласно которому участвующему в деле лицу гарантировано право выступать в суде на родном языке, либо на любом свободно избранном языке общения. С учетом изложенного данная статья Конституции Республики Татарстан признается противоречащей федеральному законодательству.
Пунктом 20 ч.2 и п.16 ч.3 ст.89, ч.2 ст.103, ст.154 Конституции Республики Татарстан к полномочиям Государственного Совета Республики отнесено назначение Прокурора Республики Татарстан; п.9 ст.111 Конституции к полномочиям Президента Республики отнесено представление Государственному Совету Республики кандидатуры на пост Прокурора Республики Татарстан. Статьями 150, 153, 155 и 156 Конституции Республики Татарстан определены полномочия, порядок организации и деятельности органов прокуратуры Республики.
Указанные положения не соответствуют ст.3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которой правовое регулирование деятельности органов прокуратуры отнесено к ведению Российской Федерации. Согласно п.1 ст.1, п.1 ст.11 указанного Федерального закона прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, включая прокуратуры субъектов РФ, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и другими федеральными законами (ч.1 ст.3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"). Порядок назначения на должность прокуроров субъектов РФ определен в ст.13 этого же закона, согласно которой прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ.
С учетом изложенного подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству п.20 ч.2 и п.16 ч.З ст.89 Конституции Республики Татарстан; ч.2 ст.103 Конституции Республики Татарстан в части, касающейся назначения и избрания Прокурора после предварительного рассмотрения кандидатуры в соответствующих постоянных комиссиях Государственного Совета Республики Татарстан; ч.1 ст.154 Конституции Республики Татарстан; п.9 ст.111 Конституции Республики Татарстан; ст.ст.150, 153, 155, 156 Конституции Республики Татарстан в части, касающейся определения полномочия, порядка организации и деятельности органов прокуратуры Республики.
Пунктом 29 ч.2 ст.89, ч.2 ст.93, п.17 ст.111 Конституции Республики Татарстан к полномочиям Государственного Совета Республики отнесено утверждение чрезвычайного положения, а к полномочиям Президента Республики - введения чрезвычайного положения на территории Республики или в отдельных ее местностях, чем нарушаются требования ст.4 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года "О чрезвычайном положении", согласно которой чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации. Аналогичные правовые нормы содержатся и в Федеральном законе от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
При таких обстоятельствах указанные пункты статей Конституции Республики Татарстан подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству.
При разрешении данных требований судебная коллегия не может принять во внимание доводы представителей Государственного Совета РТ о том, что имеется вступившее в законную силу решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 10 января 2001 года, которым и.о. прокурора РТ в удовлетворении заявления о признании Закона РТ "О правовом режиме чрезвычайного положения" от 15 сентября 1999 года, предусматривающего возможность введения режима чрезвычайного положения на территории Республики Татарстан, противоречащим федеральному законодательству отказано.
При вынесении решения суд руководствовался положениями ст.111 Конституции Республики Татарстан, которые на момент вынесения решения соответствующими лицами не оспаривались. Кроме того, в настоящее время действует Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года "О чрезвычайном положении", статья 4 которого приведена выше и которая однозначно предусматривает введение чрезвычайного положения указом Президента Российской Федерации.
При вынесении решения, о котором упоминают представители Государственного Совета РТ, отмечалось, что подобный закон еще не принят.
Пунктом 5 ст.111 Конституции Республики Татарстан установлено, что Президент Республики представляет Государственному Совету Республики Татарстан на утверждение кандидатуру на пост Премьер-министра Республики Татарстан. В случае временного отсутствия Президента Республики Татарстан исполнение его обязанностей может быть возложено на Премьер-министра Республики Татарстан (ч.1 ст.115 Конституции Республики Татарстан).
Оспаривая данные положения, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации указывает, что Конституция РТ предусматривает должности двух руководителей высшего исполнительного органа власти республики; что эти нормы противоречат ч.2 ст.17 Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которой высшее должностное лицо субъекта РФ одновременно возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; что должность руководителя высшего исполнительного органа вводится лишь в том случае, когда в субъекте Российской Федерации не установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ; что распределение полномочий между двумя высшими должностными лицами исполнительной власти в субъекте РФ федеральным законодательством не предусмотрено.
С указанными доводами этого требования согласиться нельзя.
В Республике Татарстан по Конституции Республики Татарстан Премьер-министр Республики Татарстан возглавляет Кабинет Министров Республики Татарстан - исполнительный орган государственной власти и подчиняется Президенту Республики Татарстан - руководителю высшего исполнительного органа государственной власти.
Согласно ст.116 Конституции Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан - Правительство Республики Татарстан - является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Татарстан и подчиняется Президенту Республики Татарстан.
Согласно ст.2 указанного Федерального закона систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.8 ст.19 указанного Федерального закона установлено, что во всех случаях, когда высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет должностное лицо, установленное конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований признавать противоречащими федеральному законодательству п.5 ст.111 и ч.1 ст.115 Конституции Республики Татарстан не имеется. В удовлетворении данных требований прокурору следует отказать.
Пунктом 20 ч.2 и п.16 ч.3 ст.89, ч.2 ст.103, п.9 ст.111, ст.157 Конституции Республики Татарстан предусмотрено для осуществления предварительного следствия создание Следственного комитета Республики Татарстан. Этими же положениями определяется порядок его деятельности и компетенция. Данные нормы, предусматривающие создание такого органа противоречат федеральному законодательству.
В соответствии с п."о" ст.71 Конституции Российской Федерации уголовно-процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. В ст.1 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, указано, что порядок производства по уголовным делам определяется Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР. Участие каких-либо следственных комитетов в уголовном процессе не предусмотрено.
Довод представителей Государственного Совета РТ о том, что Законом Республики Татарстан "О порядке введения в действие Конституции Республики Татарстан" определено, что данные положения статей Конституции Республики Татарстан вводятся в действие со времени принятия Закона о Следственном комитете Республики Татарстан; поскольку такой закон не принят, вышеприведенные положения Конституции Республики Татарстан не действуют, - не может быть принят во внимание. Закон, на который ссылаются представители Государственного Совета РТ предполагает принятие подобного Закона о Следственном комитете Республики Татарстан, следовательно при его принятии в Республике Татарстан Следственный комитет, не предусмотренный уголовно-процессуальным законодательством, будет функционировать.
С учетом изложенного подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству п.20 ч.2 и п.16 ч.3 ст.89 Конституции Республики Татарстан, ч.2 ст.103 Конституции Республики Татарстан в части касающейся назначения и избрания Председателя Следственного комитета Республики Татарстан после предварительного рассмотрения кандидатуры в соответствующих постоянных комиссиях Государственного Совета Республики Татарстан; п.9 ст.111 и ст.157 Конституции Республики Татарстан.
По этим же основаниям подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству ч.4 ст.102 Конституции Республики Татарстан в части, предусматривающей создание Государственным Советом Республики Татарстан следственных комиссий, поскольку создание последних не предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством.
В части 3 ст.145 Конституции Республики Татарстан указано, что по делам о преступлениях, за совершение которых предусмотрена смертная казнь, вопрос о виновности подсудимого может решаться расширенной коллегией народных заседателей (судом присяжных).
В соответствии со ст.420 УПК РСФСР рассмотрение дел с участием коллегии присяжных заседателей в судах, а также на территориях, определяемых Государственной Думой РФ, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными УПК РСФСР. Таким образом, данной нормой регулируются вопросы, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации.
В силу изложенного ч.3 ст.145 Конституции Республики Татарстан подлежит признанию противоречащей федеральному законодательству.
Пунктом 21 ч.2 ст.89 Конституции Республики Татарстан к полномочиям Государственного Совета отнесено принятие решений об амнистии лиц, осужденных судами общей юрисдикции Республики Татарстан, что не соответствует требованиям ст.84 Уголовного кодекса РФ, согласно которой амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
В силу изложенного, указанную норму следует признать противоречащей федеральному законодательству.
Поскольку согласно ст.85 Уголовного кодекса РФ помилование осуществляется Президентом РФ, подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству и п.16 ст.111 Конституции Республики Татарстан, которым к полномочиям Президента Республики отнесены вопросы помилования лиц, осужденных судами Республики Татарстан.
В соответствии с ч.1 ст.91 Конституции Республики Татарстан сессии Государственного Совета Республики Татарстан созываются в составе депутатов, работающих в парламенте на постоянной основе.
В силу ч.ч.3 и 4 ст.95 Конституции Республики Татарстан закон Республики Татарстан считается принятым, если на сессии за него проголосовало больше половины депутатов, работающих в Государственном Совете на постоянной основе. Законы, принятые на сессиях и пленарных сессиях Государственного Совета, именуются законами Республики Татарстан.
Согласно п.2 ст.7 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Из п.3 ст.4 указанного Федерального закона следует, что под установленным числом депутатов понимается число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установленное конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст.90 Конституции Республики Татарстан Государственный Совет Республики Татарстан состоит из 130 народных депутатов. При таких обстоятельствах, возможность принятия законов усеченным составом народных депутатов, нельзя признать соответствующим федеральному законодательству.
В силу изложенного оспариваемые заявителем части статей Конституции Республики Татарстан следует признать противоречащими федеральному законодательству.
В судебном заседании представителя Государственного Совета Республики Татарстан, не соглашаясь с доводами заявителя в указанной части, сослались на вступившее в законную силу решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 11 апреля 2001 года, которым не признаны неправомочными действия депутатов, работающих в парламенте на постоянной основе при обсуждении и принятии на сессии правовых актов.
Данные доводы судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку при вынесении этого решения суд исходил из того, что положения Конституции Республики Татарстан, предусматривающие такой порядок работы депутатов, не признаны противоречащими федеральному законодательству. При разрешении этого дела соответствующими лицами указанные положения Конституции Республики Татарстан не оспаривались, соответствие их федеральному законодательству не проверялось.
Кроме того, суд сослался на ст.30 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривающую, что в целях приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом устанавливается переходный период - два календарных года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку в октябре 2001 года этот срок истекает, судебная коллегия не может не учитывать этого обстоятельства.
Согласно п.3 ст.111 Конституции Республики Татарстан Президент Республики Татарстан направляет деятельность местных администраций, назначает по согласованию с соответствующими Советами народных депутатов и освобождает от должности глав администраций районов и городов республиканского подчинения, предлагает кандидатуру на должность главы администрации для избрания гражданами, если он не является депутатом от данной территории.
Указанные положения противоречат установленным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" принципам разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и их самостоятельности в пределах их полномочий, в соответствии с которыми осуществляется деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Глава администрации является должностным лицом самостоятельного исполнительного органа государственной власти административно-территориальной единицы, а не должностным лицом структурного подразделения вышестоящего (республиканского) органа власти. Поэтому назначение и освобождение от должности главы администрации не может быть отнесено к компетенции органов государственной власти Республики.
С учетом изложенного данное положение Конституции Республики Татарстан также следует признать противоречащим федеральному законодательству.
При рассмотрении данного дела представители Государственного Совета РТ, согласившись с тем, что отдельные положения Конституции Республики Татарстан противоречат федеральному законодательству, возражали против разрешения дела в судебном порядке, пояснили, что в Республике создана Конституционная комиссия, которая разработает изменения и дополнения в Конституцию Республики Татарстан и имеющиеся противоречия ее отдельных положений с федеральным законодательством будут устраняться.
Судебная коллегия считает, что работа данной комиссии не препятствует рассмотрению дела в суде, равно как и судебное решение не будет препятствовать ее работе, поскольку судом не дается конкретная редакция оспоренных положений Конституции Республики Татарстан.
Предусмотренный Федеральным законом срок для решения вопросов о приведении в соответствии с федеральным законодательством законов республиканских истекает в октябре 2001 года.
Прокуратурой Республики Татарстан 7 июля 2000 года в Государственный Совет Республики был принесен протест на отдельные положения Конституции Республики Татарстан, однако, он не рассмотрен и какое-либо решение не принято.
В то же время судебная коллегия приходит к выводу, что заявленные требования не могут быть удовлетворены в полном объеме, поскольку в отдельных случаях при оспаривании полностью статьи, части или пункта Конституции Республики Татарстан заявитель не затрагивает отдельные положения этих норм, включенных в соответствующие статьи, части или пункт, поскольку они не противоречат федеральному законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия, - решила:
Заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу:
ч.4 ст.42; ч.2 ст.68; ч.2 ст.93; п.25 ч.2 ст.89; п.19 ч.3 ст.89; ч.1 ст.121; ч.3 ст.142; п.п.17, 18 ч.2 ст.89, п.п.13, 14 ч.3 ст.89; ст.149; п.20 ч.2 ст.89, п.16 ч.3 ст.89; ч.1 ст.154; п.9 ст.111; п.29 ч.2 ст.89, п.17 ст.111; ст.157; ч.3 ст.145; п.21 ч.2 ст.89; п.16 ст.111; ст.91, ч.ч. 3 и 4 ст.95; п.3 ст.111;
ч.1 ст.11 Конституции РТ в части, подразумевающей под государственной собственностью республиканскую и коммунальную, а также в части применения термина "собственность местного самоуправления";
ч.2 ст.18 Конституции РТ в части устанавливающей, что вред, нанесенный хозяйственной деятельностью окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Республики Татарстан;
ч.1 ст.58 Конституции РТ в части устанавливающей, что воинская обязанность исполняется на территории Республики Татарстан или вне ее на основе договорных обязательств Республики Татарстан;
п.2 ч.1 ст.101 Конституции РТ в части, касающейся представления Председателем Государственного Совета Республики Татарстан половины членов Центральной избирательной комиссии;
п.8 ст.111 Конституции РТ в части, касающейся представления Президентом Республики Татарстан половины членов Центральной избирательной комиссии;
ст.72 Конституции РТ в части, предоставляющей право Премьер-министру и главам местных администраций быть народными депутатами;
ч.ч.1 и 2 ст.70, ст.71, 79, 80, ч.ч.1 и 2 ст.108 Конституции РТ в части, ограничивающей избирательные права граждан Российской Федерации;
ч.1 ст.108 Конституции РТ в части требований к кандидату на должность Президента Республики Татарстан владеть государственными языками Республики Татарстан;
ст.76 Конституции РТ в части ограничения индивидуального права избирателя выступать с инициативой о выдвижении кандидата в народные депутаты;
п.11 ст.111 Конституции РТ в части предоставления Президентом Республики Татарстан политического убежища;
п.4 ч.2 ст.89 Конституции РТ в части отнесения к ведению Государственного Совета Республики Татарстан законодательного регулирования отношений финансовой системы и ценообразования;
п.2 ч.2 ст.119 Конституции РТ в части, касающейся компетенции Кабинета Министров РТ по содействию осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы, общегосударственной политики ценообразования;
ч.4 ст.115 Конституции РТ в части, предусматривающей заключение Конституционного суда РТ при решении вопроса об освобождении Президента от должности;
ст.94 Конституции РТ в части, ограничивающей права представительных органов местного самоуправления на право законодательной инициативы;
ст.ст.64, 65, 66 Конституции РТ в части, касающейся вопросов деятельности местных органов государственной власти республики;
п.22 ч.2 ст.89 Конституции РТ в части, предусматривающей возможность отмены Государственным Советом РТ решений районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов в случае несоответствия их закону;
п.13 ст.111 Конституции РТ в части, предусматривающей право Президента РТ отменять акты глав администраций районов и городов республиканского подчинения в случае противоречия их Конституции и законам Республики Татарстан, указам Президента РТ;
ч.6 ст.130 Конституции РТ в части, предусматривающей возможность отмены актов главы местной администрации Советом народных депутатов вышестоящим исполнительно-распорядительным органом;
ч.1 ст.126 Конституции РТ в части, предусматривающей отмену решений нижестоящих Советов народных депутатов вышестоящими Советами;
ч.1 ст.142 Конституции РТ в части, касающейся возможности создания составов судов, специализированных для рассмотрения отдельных категорий дел (дел о несовершеннолетних, семейных и других);
ст.ст.144 и 152 Конституции РТ в части, предусматривающей порядок организации и деятельности Верховного Суда Республики Татарстан и Высшего арбитражного суда Республики Татарстан;
ч.1 и 2 ст.143 Конституции РТ в части, касающейся выборности судей районных (городских) судов, Верховного суда РТ и народных заседателей Верховного Суда Республики;
п.2 ч.1 ст.101 Конституции РТ в части, касающейся полномочий Председателя Государственного Совета Республики Татарстан по представлению Государственному Совету РТ персонального состава Верховного суда и Высшего арбитражного суда РТ;
ч.2 ст.103 Конституции РТ в части, касающейся назначения и избрания должностных лиц Верховного Суда и Высшего арбитражного суда РТ, Прокурора и Председателя Следственного комитета Республики Татарстан после предварительного рассмотрения кандидатур в соответствующих постоянных комиссиях Государственного Совета Республики Татарстан;
ст.ст.150, 153, 155, 156 Конституции РТ в части, касающейся определения полномочия, порядка организации и деятельности органов прокуратуры Республики;
ч.4 ст.102 Конституции РТ в части, предусматривающей создание Государственным Советом Республики Татарстан следственных комиссий.
В удовлетворении требований заместителя Генерального прокурора РФ в части признания противоречащими федеральному законодательству ст.ст.124, 125, 126 (кроме ч.1), 127, 128, 129, 130 (кроме ч.6), а также п.5 ст.111 и ч.1 ст.115 Конституции РТ и в других требованиях отказать.
Сообщение о данном решении должно быть опубликовано в "Ведомостях Государственного Совета Республики Татарстан".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда РТ от 3 октября 2001 г. N 3П-1-73/2001 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 декабря 2001 г. N 11Г01-64 настоящее решение в части удовлетворения заявления Заместителя Генерального Прокурора РФ оставлено без изменения, решение в части отказа в удовлетворении заявления Заместителя Генерального Прокурора РФ отменено, дело в этой части для рассмотрения направлено в тот же суд
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 22 марта 2002 г. N 57