Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 9 марта 2004 г. N ЗП-1-22/04
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 мая 2004 г. настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва,
с участием прокурора С-на,
при секретаре У-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.07.2002 г. N 420 "Об организации на территории Верхнеуслонского района государственного природного комплексного заказника "Лесной ключ", установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению со дня принятия постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.07.2002 г. N 420 "Об организации на территории Верхнеуслонского района государственного природного комплексного заказника "Лесной ключ" (далее ГПКЗ "Лесной ключ"), указывая, что перевод земель Шеланговского и Ключищенского лесничеств Приволжского лесхоза из категорий "земли лесного фонда" в категорию "земли особо охраняемых природных территорий" осуществлен Кабинетом Министров Республики Татарстан с превышением своих полномочий. Кроме того, материалы по организации ГПКЗ "Лесной ключ" государственную экологическую экспертизу, как это требует ст.12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", не проходили.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан поддержал требование.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан требования не признала.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пунктов "в", "д", "к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; земельное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Кабинетом Министров Республики Татарстан 18.07.2002 принято постановление N 420 "Об организации на территории Верхнеуслонского района государственного природного комплексного заказника "Лесной ключ".
В соответствии с пунктом 1 оспариваемого постановления на участках территорий Шеланговского и Ключищенского лесничеств Приволжского лесхоза и прилегающих залежных землях иных категорий общей площадью 6442 га организуется государственный природный комплексный заказник "Лесной ключ" без изъятия земель у их пользователей. Пунктом 2 данного постановления утверждено Положение о ГПКЗ "Лесной ключ". Пунктом 3 постановлено внести государственный природный комплексный заказник "Лесной ключ" в Государственный реестр особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан. Пунктом 5 установлено ведение государственным природным комплексом заказником "Лесной ключ" Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
По мнению суда, создание особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника не влечет необходимости смены категории земли.
Как указывалось выше, организация государственного комплексного заказника произведена без изъятия земель у их пользователей, что соответствует пункту 2 статьи 22 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".
КМ РТ на землях лесного фонда установлен дополнительный особый правовой режим, а не перевод земель из одной категорию в другую.
Однако, соглашаясь с доводами представителя Кабинета Министров Республики Татарстан о том, в данном случае не имел место перевод земель Шеланговского и Ключищенского лесничеств Приволжского лесхоза и прилегающих залежных землях иных категорий из категории "земли лесного фонда" в категорию "земли особо охраняемых природных территорий и объектов", суд считает, что объявление указанных участков территорий особо охраняемой природной территорией (государственным природным комплексным заказником) осуществлено с нарушением действующего федерального законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Согласно части 1 статьи 19 ЛК РФ лесной фонд находится в федеральной собственности.
В перечень объектов особо охраняемых природных территорий, в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", входят участки земли, водная поверхность и воздушное пространство над ними, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области земельных отношений закреплены в статьях 9 и 10 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). В соответствии с частью 2 статьи 10 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися лишь в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацев 2 и 3 пункта 6 статьи названного Закона особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из анализа вышеприведенных норм законов можно сделать вывод, о том, что объявление субъектом Российской Федерации территории государственным природным заказником (особо охраняемой природной территорией регионального значения) допускается лишь в отношении территорий и объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.#
По мнению суда, такая организация природного комплексного заказника без учета интересов и прав собственника земель этой территории, противоречит статье 6 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и пункту 3 статьи 129, статье 209 и 214 ГК РФ.
Отсутствие урегулированного федеральным законодательством порядка организации особо охраняемой территории регионального значения на территориях (землях), находящихся в федеральной собственности, в силу вышеприведенных причин, не может служить основанием для признания таких действий КМ РТ законными.
Кроме того, в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта Российской Федерации, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов РФ.
Однако, как видно из дела и пояснений представителя КМ РТ, материалы по организации ГПКЗ "Лесной ключ" государственную экологическую экспертизу не проходили.
Исходя из вышеизложенного, суд считает необходимым признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня принятия постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.07.2002 г. N 420 "Об организации на территории Верхнеуслонского района государственного природного комплексного заказника "Лесной ключ".
Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня принятия постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.07.2002 г. N 420 "Об организации на территории Верхнеуслонского района государственного природного комплексного заказника "Лесной ключ".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в издании "Республика Татарстан".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 9 марта 2004 г. N ЗП-1-22/04
Решение вступило в законную силу 19 мая 2004 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 мая 2004 г. настоящее решение оставлено без изменения
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 13 июля 2004 г. N 140