Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Внести в Закон Республики Татарстан "О преобразовании государственной и коммунальной собственности в Республике Татарстан (о разгосударствлении и приватизации)" (Ведомости Верховного Совета Татарстана, 1992, N 4) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
"Закон Республики Татарстан от 5 февраля 1992 г. N 1403-XII
"О приватизации государственного имущества в Республике Татарстан"
Настоящий Закон устанавливает организационные и правовые основы, порядок приватизации государственного имущества в Республике Татарстан, находящегося в республиканской собственности (республиканского имущества), в коммунальной собственности (коммунального имущества), и направлен на создание условий для развития предпринимательской деятельности, формирование социально ориентированной рыночной экономики.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Понятие приватизации государственного имущества
Для целей настоящего Закона под приватизацией государственного имущества понимается возмездное отчуждение в собственность физических и юридических лиц находящегося в государственной (республиканской и коммунальной) собственности имущества (объектов приватизации).
Статья 2. Правовое регулирование приватизации государственного имущества
Правовое регулирование приватизации государственного имущества Республики Татарстан осуществляется настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Статья 3. Ограничение сферы действия настоящего Закона
1. Действие настоящего Закона не распространяется на:
приватизацию имущества Республики Татарстан, находящегося в совместной собственности с физическими и юридическими лицами;
восстановление имущественных прав собственников, их наследников и правопреемников на имущество, которое было национализировано, конфисковано или другим способом изъято против их воли в собственность государства;
приватизацию земли;
приватизацию природных ресурсов;
приватизацию жилищного фонда;
приватизацию государственного резерва;
отношения, возникающие при распоряжении государственными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
случаи выполнения обязательств Республики Татарстан по международным договорам и договорам с Российской Федерацией и ее субъектами.
2. Участие иностранных юридических лиц и граждан в приватизации регулируется настоящим Законом, если законодательством об иностранных инвестициях не установлено иное.
3. Законами Республики Татарстан и иными нормативными правовыми актами могут устанавливаться суммарные квоты на покупку имущества, приобретенного в результате приватизации, а также временный запрет на перепродажу и другое отчуждение имущества.
Статья 4. Субъекты, приобретающие право собственности в результате приватизации государственного имущества (покупатели)
1. При приватизации государственного имущества субъектами, приобретающими право собственности (покупателями), не могут быть государственные (республиканские и коммунальные) предприятия, казенные предприятия, государственные учреждения, а также иные юридические лица, в уставных (складочных) капиталах (имуществе) которых доля государства превышает 25 процентов.
2. Обязанность доказать свое право на приобретение государственного имущества возлагается на покупателей. Если впоследствии будет установлено, что на момент отчуждения государственного имущества покупатель не имел законных прав на его покупку, сделка признается недействительной в соответствии с законодательством.
3. Перечень документов, представляемых покупателями, и порядок их представления определяется настоящим Законом и положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Статья 5. Органы, уполномоченные осуществлять приватизацию государственного имущества
1. Приватизацию имущества, находящегося в республиканской собственности, осуществляет Государственный комитет Республики Татарстан по управлению государственным имуществом (далее - Госкомитет); имущества, находящегося в коммунальной собственности - комитеты по управлению коммунальным имуществом городов и районов Республики Татарстан (далее - местные комитеты), в соответствии с их компетенцией.
2. Госкомитет в пределах своей компетенции представляет интересы государства в отношении республиканской собственности, владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в республиканской собственности в соответствии с законодательством.
Госкомитет вправе передавать осуществление части своих полномочий по приватизации республиканского имущества местным комитетам.
Госкомитет действует на основании положения, утверждаемого Кабинетом Министров Республики Татарстан.
3. Госкомитет в соответствии с законодательством:
разрабатывает и издает в пределах своей компетенции предусмотренные настоящим Законом, другими законами, Государственной программой приватизации нормативные правовые акты, регулирующие процесс приватизации и распоряжения государственным имуществом, осуществляет контроль за выполнением указанных нормативных правовых актов, вносит в них изменения и дополнения, а также дает разъяснения о применении законодательства Республики Татарстан о приватизации;
от имени Республики Татарстан является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации;
от имени Республики Татарстан осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в республиканской собственности;
создает комиссии по приватизации;
предоставляет льготы при приватизации в соответствии с законодательством;
является продавцом имущества, в том числе долей (паев), акций, находящихся в республиканской собственности;
выдает покупателю приватизированного имущества после выполнения последним условий договора купли-продажи по оплате, а также социальных и инвестиционных условий свидетельство о регистрации акта приватизации в государственном реестре актов приватизации государственного имущества Республики Татарстан (далее - свидетельство о приватизации);
осуществляет методическое руководство и контроль за деятельностью местных комитетов;
в установленном порядке дает разрешение открытым акционерным обществам, созданным в процессе приватизации республиканского имущества, вклад государства в уставном капитале которых составляет 50 и более процентов, на отчуждение и иное распоряжение имуществом, в том числе залог, аренду, внесение имущественных вкладов в уставные (складочные) капиталы организаций на период действия особенностей правового положения открытых акционерных обществ в соответствии со статьей 8 настоящего Закона.
4. Госкомитет финансируется за счет средств Республиканского бюджета Республики Татарстан.
Мероприятия, проводимые Госкомитетом по вопросам приватизации и развития фондового рынка, а также по иным направлениям его деятельности, финансируются за счет средств Фонда приватизации Республики Татарстан.
5. Местный комитет в пределах своей компетенции владеет, пользуется, распоряжается имуществом, находящимся в коммунальной собственности, в соответствии с законодательством.
Местный комитет действует на основании положения, разрабатываемого в соответствии с Типовым положением о комитете по управлению коммунальным имуществом, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Татарстан. Положение о местном комитете утверждается главой администрации соответствующего района (города).
Местный комитет:
представляет Госкомитету на согласование проект программы приватизации коммунального имущества, разработанный с учетом положений Государственной программы;
является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации в соответствии с законодательством;
осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в коммунальной собственности;
создает комиссии по приватизации;
предоставляет льготы при приватизации в соответствии с законодательством;
является продавцом коммунального имущества, долей (паев), акций, находящихся в коммунальной собственности.
Местные комитеты финансируются за счет средств местных бюджетов. Мероприятия, проводимые местными комитетами по вопросам приватизации и развития фондового рынка, а также по иным направлениям их деятельности, финансируются из соответствующих фондов приватизации, а при отсутствии последних - за счет средств, полученных от приватизации коммунального имущества (и распоряжения им иным образом), аккумулируемых на специальных счетах местных комитетов.
Местные комитеты в своей деятельности подконтрольны Госкомитету.
Статья 6. Полномочия государства в отношении отдельных открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации
1. В целях обеспечения безопасности Республики Татарстан, эффективности использования государственного имущества, защиты прав и законных интересов граждан Президент Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Госкомитет при преобразовании государственных предприятий в открытые акционерные общества либо принятии решений о продаже акций открытых акционерных обществ, находящихся в республиканской собственности, могут принимать решения об использовании в отношении указанных открытых акционерных обществ специального права ("золотой акции") на участие Республики Татарстан в управлении указанными открытыми акционерными обществами.
2. Президент Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Госкомитет, принявшие решение об использовании специального права ("золотой акции"), назначают представителей государства в совет директоров (наблюдательный совет) и представителей государства в ревизионную комиссию (ревизора) открытого акционерного общества.
3. Открытое акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права ("золотой акции"), обязано уведомлять о сроках проведения общего собрания акционеров, заседания совета директоров и предлагаемой повестке дня представителя государства в порядке, установленном законодательством.
4. В открытых акционерных обществах, созданных в процессе приватизации, и по которым принято решение об использовании специального права ("золотой акции"), представители государства участвуют в деятельности коллегиальных органов управления обществом, имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров, требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров, а также право вето при принятии общим собранием акционеров либо советом директоров (наблюдательным советом) общества, если рассматриваемые вопросы отнесены к его компетенции, следующих решений:
о внесении изменений и дополнений в устав или утверждении устава в новой редакции;
о реорганизации общества;
о ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии и утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
об изменении размера уставного капитала;
об участии общества в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных организациях;
о заключении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в соответствии с федеральным Законом "Об акционерных обществах";
о назначении (избрании) руководителя исполнительного органа общества.
5. Представители государства имеют право доступа ко всем документам открытого акционерного общества и несут ответственность за разглашение служебной и коммерческой тайн, а также имеют право получать у держателя реестра ценных бумаг открытого акционерного общества данные об имени (наименовании) зарегистрированных в указанном реестре владельцев ценных бумаг общества, о количестве, категории (типе), номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг.
6. Представители государства вправе обратиться в суд с иском к члену совета директоров (наблюдательного совета) открытого акционерного общества, единоличному исполнительному органу открытого акционерного общества (директору, генеральному директору), члену коллегиального исполнительного органа открытого акционерного общества (правления, дирекции), а равно к управляющей организации (управляющему) о возмещении убытков в соответствии с федеральным Законом "Об акционерных обществах".
7. Представители государства являются членами совета директоров (наблюдательного совета) открытого акционерного общества. Места представителей государства в совете директоров (наблюдательном совете) не учитываются при выборах членов совета директоров (наблюдательного совета). Представители государства - члены совета директоров (наблюдательного совета) имеют права и обязанности, предусмотренные законодательством.
8. Представителями государства с использованием специального права ("золотой акции") назначаются государственные служащие, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Татарстан.
9. Решение о прекращении действия специального права ("золотой акции") принимает орган, принявший решение о введении его в действие. Специальное право ("золотая акция") действует до принятия решения о его прекращении.
10. Специальное право ("золотая акция") не подлежит замене на акции открытого акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании указанного права.
Статья 7. Представление интересов Республики Татарстан в открытых акционерных обществах, акции которых закреплены в государственной собственности
В целях обеспечения безопасности Республики Татарстан, эффективности использования государственного имущества, защиты прав и законных интересов граждан Президент Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Госкомитет, администрации районов и городов Республики Татарстан, местные комитеты могут принять решение о закреплении акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, в государственной собственности и назначить представителей государства в органы управления указанных акционерных обществ из числа государственных служащих в соответствии с нормативными правовыми актами.
Статья 8. Порядок действия особенностей правового положения открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации
1. Особенности правового положения открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации в Республике Татарстан, предусмотренные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан, действуют с даты регистрации общества до момента отчуждения государством 75 процентов принадлежащих ему акций, либо не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного общества.
2. В целях защиты интересов государства открытые акционерные общества, в уставном капитале которых доля государства составляет 25 и более процентов, осуществляют эмиссию акций на условиях, определяемых Кабинетом Министров Республики Татарстан.
3. В период действия особенностей правового положения открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, порядок голосования на общих собраниях акционеров в открытых акционерных обществах, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 25 процентов, при избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) определяется Госкомитетом.
Раздел II. Порядок и способы приватизации государственного имущества
Статья 9. Государственная программа приватизации государственного имущества Республики Татарстан, программы приватизации коммунального имущества
Государственная программа приватизации государственного имущества Республики Татарстан (далее - Государственная программа) устанавливает цели, порядок, приоритеты проведения приватизации государственного имущества, перечень государственного имущества, не подлежащего приватизации.
Положения, установленные Государственной программой, обязательны для исполнения всеми органами государственного управления Республики Татарстан и местными администрациями.
Государственная программа разрабатывается на три ближайших года. Государственная программа утверждается Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Кабинета Министров Республики Татарстан.
Местные программы приватизации разрабатываются в соответствии с законодательством на один год и включают в себя перечень коммунального имущества, подлежащего приватизации.
Местные программы приватизации утверждаются местными Советами народных депутатов по представлению соответствующих администраций районов и городов, после их утверждения публикуются в местной печати и представляются в Госкомитет.
Ответственность за выполнение местных программ приватизации возлагается на глав администраций районов и городов и председателей местных комитетов.
Госкомитет осуществляет контроль за выполнением местных программ приватизации в пределах своих полномочий.
Статья 10. Порядок принятия решений по приватизации государственного имущества и представления документов
1. Инициатива в проведении приватизации государственного имущества может принадлежать:
Кабинету Министров Республики Татарстан;
Госкомитету и местным комитетам;
иным соответствующим органам государственной власти и управления;
юридическим и физическим лицам, в том числе трудовым коллективам организаций в соответствии с законодательством.
2. Решение о приватизации государственного имущества принимается Президентом Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан, Госкомитетом, администрациями районов и городов Республики Татарстан, местными комитетами в установленном законодательством порядке.
3. Для участия в приватизации покупатели - юридические лица представляют заверенные копии своих утвержденных в установленном порядке учредительных документов, сведения о составе участников хозяйственного общества и товарищества и структуре распределения уставного капитала, балансовые отчеты за последние три года деятельности, а также справки налоговой инспекции. Справки налоговой инспекции представляются покупателями - юридическими лицами в случае совершения сделок купли-продажи на сумму более двух с половиной тысяч установленных законом Республики Татарстан минимальных размеров оплаты труда и покупателями - физическими лицами в случае совершения сделок купли-продажи на сумму более пятисот установленных законом Республики Татарстан минимальных размеров оплаты труда.
Заявка о приватизации государственного (республиканского и коммунального) имущества подается соответственно в Госкомитет и местные комитеты.
Форма заявки устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
4. Заявки на приватизацию, поданные в установленном порядке, должны быть рассмотрены Госкомитетом или местными комитетами в течение одного месяца с момента их регистрации. Решение о приватизации или об отказе в приватизации в письменной форме доводится до юридических и физических лиц, подавших заявки.
5. Отказ в приватизации может последовать, если:
имеются установленные законодательством ограничения на приватизацию имущества, указанного в заявке;
указанное в заявке имущество не относится к государственной собственности;
юридическое лицо, подавшее заявку, не может быть субъектом, приобретающим право собственности в результате приватизации государственного имущества в соответствии с настоящим законом.
Отказ в приватизации государственного имущества возможен также в случае отсутствия документов на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором расположены объекты приватизации либо если имущество, указанное в заявке на приватизацию, подлежит отчуждению в соответствии с другими законами, действующими на территории Республики Татарстан.
6. На предприятиях, не подлежащих приватизации, по решению Кабинета Министров Республики Татарстан может быть осуществлена приватизация имущества отдельных производств, не связанных с выпуском специальной продукции (оказанием услуг). Покупателям указанного имущества могут быть предоставлены льготы по налогообложению.
7. В случае принятия решения о приватизации Госкомитет (местный комитет):
создает комиссию по приватизации (далее - комиссия) и устанавливает срок подготовки плана приватизации, не превышающий шести месяцев со дня принятия решения о приватизации, который при необходимости может быть продлен на срок до 1 года соответствующим органом.
Комиссия действует на основании Положения о комиссии по приватизации государственного имущества в Республике Татарстан, утверждаемого Госкомитетом.
8. В состав комиссии входят народные депутаты, представители Госкомитета и (или) местных комитетов, администраций и трудовых коллективов организаций, финансовых органов. В состав комиссии могут входить представители министерств, государственных комитетов, ведомств и профессиональных союзов. Комиссия вправе привлекать к работе экспертов, специализированные аудиторские, консультационные и иные организации.
9. Комиссия составляет план приватизации, который утверждается Госкомитетом или местным комитетом.
Если в установленный срок план приватизации комиссией не представлен, Госкомитет (местный комитет) имеет право расформировать указанную комиссию и создать новую.
10. Руководитель организации обязан обеспечить условия для деятельности комиссии: предоставить необходимые документы, привлечь к работе специалистов.
План приватизации должен предусматривать способы и сроки приватизации, оценочную стоимость имущества или величину уставного капитала акционерного общества, рекомендуемую форму платежа (расчетов). В план приватизации может быть включен проект реорганизации юридического лица, в том числе предусматривающий выделение его подразделений в самостоятельные юридические лица (с определением их уставных капиталов).
11. При осуществлении приватизации имущества по инициативе трудового коллектива последний обязан в месячный срок со дня представления ему плана приватизации довести до сведения Госкомитета или местных комитетов в письменной форме свое мнение по предложенному плану.
В случае, если указанный план был им мотивированно отклонен, комиссия в месячный срок обязана предложить другой вариант плана. При повторном отклонении трудовым коллективом плана приватизации решение о его утверждении принимает Госкомитет или местный комитет.
12. Решения Госкомитета и местных комитетов о порядке и способах приватизации, включая план приватизации, могут быть обжалованы физическими и (или) юридическими лицами в судебном порядке.
Статья 11. Подготовка предприятия к приватизации
При подготовке предприятия к приватизации осуществляется инвентаризация его имущества, производится оценка стоимости приватизируемого имущественного комплекса, в том числе его производственных и непроизводственных фондов с учетом предполагаемой доходности, анализ финансового и хозяйственного состояния, перспектив развития.
В процессе подготовки предприятия к приватизации по решению соответственно Кабинета Министров Республики Татарстан, Госкомитета, администраций районов и городов Республики Татарстан, местных комитетов может быть осуществлена его реорганизация, в том числе путем выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц.
В ходе подготовки предприятия к приватизации определяются состав и порядок использования объектов социальной инфраструктуры. Последние могут быть переданы местным органам государственной власти и управления, приватизированному предприятию или иным лицам в порядке, определяемом законодательством.
При приватизации предприятия как имущественного комплекса с момента утверждения плана приватизации до утверждения результатов закрытой подписки на акции предприятие без согласия Госкомитета (местного комитета) не вправе совершать сделки с движимым имуществом, стоимость которого превышает 10 процентов балансовой стоимости его активов на дату утверждения последнего балансового отчета.
Отчуждение и залог недвижимого имущества в указанный период не допускаются.
Статья 12. Информация об объектах, подлежащих приватизации
Информация о приватизации государственного имущества должна быть опубликована продавцами имущества в официальных средствах массовой информации не менее чем за месяц до осуществления продажи указанного имущества.
При приватизации объектов коммунальной собственности местным комитетом может устанавливаться более короткий срок, который не должен составлять менее двух недель.
Расходы по опубликованию указанных сообщений осуществляются из средств соответствующих фондов приватизации.
Перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию в средствах массовой информации при продаже объектов приватизации, устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Статья 13. Способы приватизации
1. При приватизации государственного имущества используются следующие способы приватизации:
продажа государственного имущества (включая предприятия как имущественный комплекс), в том числе по конкурсу и на аукционе;
продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;
преобразование государственных (республиканских и коммунальных) предприятий в хозяйственные общества, в том числе в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной собственности;
выкуп арендованного государственного имущества;
внесение государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
иные способы, определяемые указами Президента Республики Татарстан.
2. При выборе способа приватизации учитываются:
предложения, содержащиеся в заявках на приватизацию государственного имущества, поданных в Госкомитет и местные комитеты;
финансовое состояние организации;
рыночная стоимость объектов приватизации;
социально-экономическое значение объекта приватизации;
отраслевые особенности объекта.
3. Продажа предприятий как имущественных комплексов, а также долей, паев, акций, находящихся в государственной собственности, составляющих 50 и более процентов уставных капиталов хозяйственных обществ и товариществ, осуществляется по конкурсу или на аукционе.
4. Приватизация государственной доли (паев, акций) коммерческих банков осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Законом, если иными законами не установлен иной порядок.
5. Решение о выборе способа приватизации государственного имущества вправе принимать Президент Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Госкомитет, администрации районов и городов Республики Татарстан, местные комитеты.
Статья 14. Выкуп арендованного имущества
Выкуп государственного имущества, сданного в аренду, в том числе с правом выкупа, осуществляется в соответствии с настоящим Законом, договором, иными нормативными правовыми актами о приватизации.
В случаях, когда в договорах аренды с правом выкупа не определены сроки, либо сумма, либо порядок, либо условия выкупа, приватизация государственного имущества осуществляется путем преобразования предприятия в открытое акционерное общество с предоставлением трудовому коллективу льгот в соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 27 настоящего Закона.
Статья 15. Продажа государственного имущества, в том числе по конкурсу и на аукционе
1. Порядок продажи государственного имущества (включая предприятие как имущественный комплекс), в том числе по конкурсу или на аукционе, устанавливается соответствующими положениями, утверждаемыми Кабинетом Министров Республики Татарстан.
2. Начальная цена продаваемого на аукционе или по конкурсу государственного имущества устанавливается не ниже оценочной стоимости.
3. В случае невыполнения победителем конкурса инвестиционных условий, а также ненадлежащего их выполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков выполнения таких условий и объемов их выполнения, объект приватизации, приобретенный победителем конкурса, подлежит безвозмездному отчуждению в государственную собственность, а органы государственной власти Республики Татарстан, Госкомитет, администрации районов и городов Республики Татарстан, местные комитеты, органы Прокуратуры Республики Татарстан обязаны в судебном порядке предъявить иски (возбудить дела) о расторжении сделок приватизации государственного имущества, возмещении убытков и применении иных последствий в соответствии с законодательством и договорами купли-продажи государственного имущества
Статья 16. Продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации
Акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, продаются работникам таких обществ по закрытой подписке.
Закрытая подписка на акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Госкомитетом.
Порядок продажи акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, иным лицам определяется законодательством.
Статья 17. Преобразование государственных (республиканских и коммунальных) предприятий в хозяйственные общества
1. Учредителями открытого акционерного общества, создаваемого в результате преобразования предприятия, имущество которого находится в государственной собственности, выступают Госкомитет, местные комитеты.
2. Госкомитетом (местным комитетом) утверждается план приватизации хозяйственного общества, где устанавливаются порядок и условия реализации акций (долей, паев), принадлежащих государству. Размер уставного капитала хозяйственного общества, образуемого в процессе приватизации, определяется на основе его оценочной стоимости, утвержденной Госкомитетом, в соответствии с законодательством.
3. Акции (доли, паи), не выкупленные членами трудового коллектива, остаются в государственной собственности либо реализуются в порядке, устанавливаемом законодательством.
4. Распределение долей (паев) между учредителями хозяйственного общества осуществляется в порядке, устанавливаемом Госкомитетом.
Статья 18. Преобразование государственных (республиканских и коммунальных) унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной собственности
Преобразование государственных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 19. Внесение государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ
Внесение государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ осуществляется по решению Президента Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, Госкомитета, администраций районов и городов Республики Татарстан, местных комитетов в порядке, предусмотренном законодательством.
Статья 20. Условия приватизации
1. Планом приватизации, договором купли-продажи приватизируемого государственного имущества могут предусматриваться социальные, инвестиционные и иные условия приватизации государственного имущества.
Социальные условия могут предусматривать в отношении объекта приватизации:
сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест;
переподготовку или повышение квалификации работников;
сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников;
ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо на прекращение их использования;
реализацию специальных мероприятий по охране окружающей среды и здоровья граждан.
Инвестиционные и иные условия могут предусматривать:
осуществление мероприятий по реконструкции объекта приватизации, приобретению оборудования определенных видов, модернизации и расширению производства;
сохранение профиля организации, номенклатуры выпускаемой продукции и минимальных объемов ее производства;
поставку продукции потребителям, определяемым Госкомитетом.
Нарушение принятых обязательств влечет предусмотренную законодательством и договором ответственность сторон.
2. При преобразовании государственного предприятия в процессе приватизации в иное юридическое лицо последнее в соответствии с передаточным актом становится правопреемником преобразуемого предприятия и обладает его правами и обязанностями в пределах, предусмотренных законодательством, в том числе правом пользования землей и другими природными ресурсами.
3. Акции (доли, паи), внесенные приватизируемыми государственными предприятиями в уставные (складочные) капиталы других хозяйственных обществ и товариществ, приватизируются в составе их имущества либо по решению Госкомитета (местного комитета) остаются соответственно в республиканской (коммунальной) собственности.
4. При приватизации предприятий сооружения, установки, оборудование, предназначенные для охраны окружающей среды, признаются неделимым целым с объектом приватизации.
Статья 21. Оформление сделок приватизации
1. Независимо от способа приватизации между продавцом и покупателем государственного имущества заключается договор в порядке, предусмотренном законодательством.
2. Обязательными условиями договора купли-продажи государственного имущества являются:
сведения о продавце имущества и покупателе, наименование объекта приватизации и место его нахождения, состав и стоимость имущества, условия приобретения прав на земельный участок; количество акций открытого акционерного общества; их категория (тип) и стоимость (величина пая в товариществе, доли в обществе); порядок передачи объекта приватизации в собственность покупателя; форма и сроки платежа за приобретенное имущество; обязательства покупателя по его использованию; инвестиционные, социальные или иные условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем; порядок подтверждения покупателем выполнения инвестиционных и социальных условий;
способы обеспечения инвестиционных и (или) социальных условий, в том числе гарантии их выполнения;
порядок осуществления покупателем права владения и права пользования указанным имуществом до момента перехода к нему права собственности на такое имущество.
Все обязательства покупателя в отношении объекта приватизации должны иметь сроки их выполнения, а также определяемую в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Татарстан, стоимостную оценку.
3. Право собственности на приватизированное имущество возникает у покупателя в установленном законодательством порядке. Государственная регистрация сделок приватизации осуществляется при наличии у покупателя свидетельства о приватизации.
Раздел III. Финансовые отношения в процессе
приватизации государственного имущества
Статья 22. Определение стоимости государственного имущества
1. Определение стоимости государственного имущества производится в соответствии с нормативными правовыми актами, разрабатываемыми Госкомитетом и утверждаемыми Кабинетом Министров Республики Татарстан.
2. В состав оцениваемого имущества включаются основные и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе организации (финансовые активы, незавершенные строительством объекты и другие). При определении оценочной стоимости предприятия учитываются его финансовое и экономическое состояние, рентабельность производства, право на результаты интеллектуальной деятельности, спрос на выпускаемую продукцию, перспективы развития, уровень мировых цен и другие факторы.
Статья 23. Средства платежа для приобретения государственного имущества и их источники
1. Не могут быть использованы для приобретения приватизируемого имущества ассигнования из Республиканского бюджета Республики Татарстан, местных бюджетов, другие средства, являющиеся собственностью государства.
2. Законным средством платежа при приватизации государственного имущества признается денежная единица (валюта) Российской Федерации.
Статья 24. Порядок оплаты государственного имущества при его приватизации
1. Оплата приобретаемого государственного имущества может производиться единовременно или в рассрочку. Порядок предоставления рассрочки при оплате государственного имущества устанавливается Госкомитетом или местными комитетами в соответствии с положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Татарстан.
2. Порядок оплаты государственного имущества при его приватизации устанавливается договором между продавцом и покупателем.
Статья 25. Распределение средств, поступающих от приватизации. Фонд приватизации
1. Средства, полученные от приватизации государственного имущества, подлежат распределению между Республиканским бюджетом Республики Татарстан, местными бюджетами и соответствующими фондами приватизации по нормативам, устанавливаемым законом Республики Татарстан, и не подлежат налогообложению.
2. Фонд является юридическим лицом. Его деятельность регламентируется уставом, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Татарстан.
3. Средства фонда образуются за счет:
поступлений от приватизации государственного имущества;
кредитов банков и других кредиторов;
прибыли от использования государственного имущества, в том числе арендной платы, а также дивидендов;
иных источников, не запрещенных законодательством.
4. Средства фонда используются на:
реинвестирование приватизируемых организаций, их техническое перевооружение и послеприватизационную поддержку;
предоставление гарантий приватизируемым организациям по кредитам;
поддержку предпринимательства;
финансирование научно-технических, аналитических, социологических и других исследований, разработку проектов законов и нормативных правовых актов в области приватизации;
оплату услуг консультантов и экспертов;
финансирование деятельности фондов;
развитие рынка ценных бумаг, депозитарной и регистраторской деятельности;
другие мероприятия, направленные на реализацию настоящего Закона и Государственной программы.
5. Средства, полученные от приватизации коммунального имущества, а также дивиденды, арендная плата аккумулируются в фондах приватизации городов (районов), а при их отсутствии - на специальных счетах местных комитетов.
Раздел IV. Социальные вопросы приватизации
Статья 26. Льготы, предоставляемые при приватизации
1. При продаже акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, по решению Госкомитета (местного комитета) с учетом мнения трудового коллектива применяется один из следующих вариантов предоставления льгот:
Членам трудового коллектива приватизируемого предприятия предоставляется право первоочередного приобретения до 20 процентов обыкновенных (голосующих) акций со скидкой от 10 до 50 процентов от их номинальной стоимости в рассрочку на срок до одного года, при этом величина первоначального взноса не может быть менее 20 процентов номинальной стоимости акций.
Сумма льгот, приходящихся на одного работника, не должна превышать 5 установленных законодательством Республики Татарстан минимальных размеров оплаты труда на дату утверждения плана приватизации Госкомитетом (местным комитетом), а общая номинальная стоимость приобретаемых акций - не более 50 минимальных размеров оплаты труда, установленной в Республике Татарстан на дату утверждения плана приватизации.
Должностным лицам администрации приватизируемого предприятия (руководитель, его заместители, главный инженер, главные специалисты, главный бухгалтер и, по решению трудового коллектива, руководители структурных подразделений) предоставляется право на выкуп обыкновенных акций по номинальной стоимости, составляющих в общей сумме на всех указанных должностных лиц до 5 процентов от величины уставного капитала акционерного общества, но не более 2500 минимальных размеров установленной в Республике Татарстан оплаты труда на всех принявших участие в выкупе акций должностных лиц.
Группе работников предприятия, физическим или юридическим лицам предоставляется право (опцион) на приобретение 30 процентов акций от уставного капитала со скидкой до 30 процентов от их номинальной стоимости в соответствии с условиями заключаемого договора, срок действия которого не может превышать 18 месяцев.
На период действия договора указанной группе, физическим или юридическим лицам передается право на голосование обыкновенными акциями, передаваемыми в порядке опциона.
В договоре определяются обязательства сторон и способы обеспечения этих обязательств.
Членам трудового коллектива приватизируемого предприятия продаются обыкновенные акции, составляющие до 20 процентов от уставного капитала, на сумму не более 20 минимальных размеров оплаты труда, установленной в Республике Татарстан на дату утверждения плана приватизации на каждого работника, со скидкой до 30 процентов от их номинальной стоимости, в рассрочку на срок до одного года.
Отдельным предприятиям могут предоставляться и другие льготы.
2. При приватизации предприятия в целом или его части льготы, предоставляемые работникам предприятия, распространяются также на:
лиц, вышедших на пенсию с данного предприятия, в том числе по инвалидности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
лиц, имеющих право в соответствии с законодательством о труде возвратиться на прежнее место работы, работников приватизируемого предприятия, имеющих стаж работы на данном предприятии не менее 10 лет для мужчин и 7 лет 6 месяцев для женщин, уволенных по собственному желанию, в порядке перевода, по сокращению штатов или численности;
членов семей работников данного предприятия, погибших на производстве.
3. Список членов трудового коллектива предприятия, имеющих право на приобретение акций и другого имущества, составляется на дату регистрации Госкомитетом (местным комитетом) заявки на приватизацию. По решению общего собрания (конференции) трудового коллектива и с согласия Госкомитета (местного комитета) в список могут быть включены лица, принятые на работу после регистрации заявки на приватизацию предприятия и до регистрации приватизированного предприятия в соответствии с законодательством.
Статья 27. Гарантии для работников в условиях приватизации
1. Организации, созданные в процессе приватизации, выполняют обязательства, вытекающие из трудовых отношений, возникших до приватизации, и несут по ним ответственность до заключения нового коллективного договора.
2. Не позднее шести месяцев с момента регистрации организации, созданной в процессе приватизации, ее руководитель обязан заключить новый коллективный договор либо продлить действие ранее заключенного коллективного договора с трудовым коллективом, если последним будет принято такое решение.
3. Трудоустройство и увольнение работников приватизированных организаций (в том числе предоставление гарантий, льгот и компенсаций) осуществляются в соответствии с законодательством о труде.
4. В целях защиты интересов работников приватизируемых организаций с момента регистрации заявки трудового коллектива на приватизацию государственного имущества и до момента государственной регистрации акционерного общества, созданного в результате приватизации, запрещается без согласия Госкомитета (местных комитетов) осуществлять реорганизацию, ликвидацию и изменение структуры организации, вносить изменения и дополнения в заключенные ранее договоры аренды занимаемых приватизируемыми организациями помещений, зданий, строений, прекращать их действие. В указанный период запрещается также изменение штатного расписания организации, увольнение (кроме увольнения по собственному желанию, в порядке перевода и в связи с невозможностью выполнять трудовые обязанности по болезни) и сокращение численности ее работников без согласия трудового коллектива либо уполномоченного им органа.
Раздел V. Заключительные положения
Статья 28. Недействительность сделок приватизации
1. Основанием для признания сделок приватизации государственного имущества недействительными являются:
нарушение положений настоящего Закона, иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок приватизации государственного имущества;
приобретение государственного имущества лицом, не имеющим на это права;
использование при приватизации незаконных средств платежа;
наличие сговора между продавцом имущества и покупателем, в том числе о занижении цены такого имущества;
предоставление покупателю льгот и преимуществ перед другими покупателями, не предусмотренных законодательством;
иное основание, предусмотренное законодательством.
2. Споры о признании недействительными сделок приватизации рассматриваются судом или арбитражным судом в порядке, установленном законодательством.
3. Осуществление приватизации государственного имущества способами, отличными от способов, установленных настоящим Законом, не допускается, а соответствующие сделки приватизации государственного имущества признаются ничтожными с момента их заключения и не влекут за собой правовых последствий.
4. Договоры купли-продажи государственного имущества, не содержащие его стоимостной оценки, признаются ничтожными с момента их заключения и не влекут за собой правовых последствий.
Статья 29. Ответственность за нарушение настоящего Закона
1. Юридические и физические лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут юридическую ответственность в соответствии с законодательством.
Убытки, причиненные в результате совершения противоправных действий в связи с нарушением законодательства о приватизации, подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством.
2. Госкомитет (местные комитеты), иные государственные органы по вопросам, отнесенным законодательством к их компетенции, вправе:
выступать в суде, арбитражном суде в качестве истца и ответчика;
направлять в органы прокуратуры материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.
Госкомитет и местные комитеты освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, арбитражный суд по вопросам, отнесенным к их компетенции, в соответствии с законом.
Статья 30. Заключительные положения
"Золотые акции" открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, решение о выпуске которых было принято до дня вступления в силу настоящего Закона, считать специальным правом Республики Татарстан на участие в управлении указанными акционерными обществами ("золотой акцией"), предусмотренным настоящим Законом.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон РТ от 27 мая 1998 г. N 1558 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О преобразовании государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.