Письмо Министерства финансов Республики Татарстан,
Государственного комитета Республики Татарстан
по защите прав потребителей,
Государственной налоговой инспекции по Республике Татарстан
от 14 февраля 1996 г. N 05-08, N 01-80-1, N 04-01-01
"Порядок внесения в бюджет Республики Татарстан перечисления на
счет по внебюджетным специальным средствам Государственного
комитета Республики Татарстан по защите прав потребителей
лицензионных сборов за производство, розлив, хранение и
оптовую продажу алкогольной продукции"
21 марта 1996 г.
Письмом Министерства финансов РТ и Управления Федеральной налоговой службы по РТ от 28 декабря 2005 г. N 05-114, 107Д настоящее письмо признано утратившим силу
I. Общие положения
Настоящий порядок разработан во исполнение Закона Российской Федерации от 22 ноября 1995 г., N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" и в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.11.95 г., N 811 "О некоторых мерах по упорядочению производства и реализации алкогольной продукции" и распространяется на все организации любой формы собственности, получившие лицензии на эти виды деятельности и расположенные на территории Республики Татарстан.
1. Лицензионные сборы установлены:
1.1. За производство, розлив и хранение (за каждый вид деятельности) спиртов этиловых из всех видов пищевого сырья (ректификованного, сырца, виноградного, плодового, коньячного), готовой алкогольной продукции (спирта питьевого, ликеро-водочных изделий (кроме водки), коньяков (бренди), кальвадосов, вин виноградных, плодово-ягодных и других алкоголесодержащих напитков), виноматериалов, спиртосодержащих полуфабрикатов (далее именуется - лицензионный сбор за производство, розлив и хранение алкогольной продукции).
1.2. За оптовую продажу спиртов этиловых из всех видов пищевого сырья (далее именуются - спирты этиловые), готовой алкогольной продукции, виноматериалов, спиртосодержащих полуфабрикатов (далее именуется - лицензионный сбор за оптовую продажу алкогольной продукции).
2. Лицензии на право производства, розлива, хранения и оптовой продажи выдаются Инспекцией по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию Государственного комитета Республики Татарстан по защите прав потребителей.
3. Срок действия лицензии на право:
- производства, розлива, хранения и оптовой продажи:
3.1. Спиртов этиловых, спирта питьевого, водки, ликеро-водочных изделий, виноматериалов, соков спиртованных, вин натуральных, крепленных ординарных, игристых, шампанского по технологии непрерывной шампанизации, других алкоголесодержащих напитков, спиртосодержащих полуфабрикатов, а также розлива готовых коньяков (бренди) и выдержанных вин - один год;
- производства, розлива:
3.2. Выдержанных коньячных спиртов, шампанского по классической технологии - три года;
- производства, розлива:
3.3. Марочных и коллекционных вин - два года.
II. Плательщики лицензионных сборов
4. Плательщиками лицензионных сборов за производство, розлив, хранение и оптовую продажу спиртов этиловых, готовой алкогольной продукции, виноматериалов, спиртосодержащих полуфабрикатов (далее именуется - алкогольная продукция) являются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности (включая организации с иностранными инвестициями).
4.1. Организации, производящие, разливающие алкогольную продукцию и реализующие ее для дальнейшей переработки другим организациям, в оптовую и розничную торговлю, являются плательщиками только лицензионного сбора за производство, розлив и не уплачивают сбор за оптовую продажу.
4.2. Плательщиками лицензионного сбора за хранение алкогольной продукции являются организации, формирующие свой доход за счет взимания платы за хранение и отгружающие продукцию по указаниям ее владельцев.
4.3. Плательщиками лицензионного сбора за оптовую продажу алкогольной продукции являются организации, формирующие свой доход за счет оптовой наценки к отпускным ценам производителей и предшествующих посредников в оптовой деятельности.
4.4. Организации, осуществляющие функции хранения, оптовой продажи и формирующие свой доход за счет платы за хранение, оптовой наценки, являются плательщиками лицензионных сборов как за хранение, так и за оптовую продажу.
III. Объекты уплаты лицензионных сборов
5. Объектами уплаты лицензионных сборов являются объемы производства, розлива, хранения и оптовой продажи алкогольной продукции каждого конкретного вида.
6. Объектами уплаты лицензионного сбора за производство, розлив являются объемы алкогольной продукции, производимой и реализуемой в оптовую и розничную торговлю (далее именуется - торговля), а также другим организациям (В пунктах раздела III данного Порядка слова "другим организациям" не включают в себя понятие "производственные единицы в составе организации") для дальнейшей переработки.
6.1. В спиртовом производстве - объемы спирта этилового, выпускаемые из пищевого сырья в соответствии с выделенной квотой и заявленные для технических целей, реализуемые другим организациям для дальнейшей переработки и в оптовую торговлю.
6.2. В ликеро-водочном производстве - выпускаемые в соответствии с выделяемым спиртом заявленные объемы ликеро-водочных изделий (кроме водки), питьевого спирта, реализуемые в торговлю и другим организациям для переработки.
6.3. В винодельческих производствах:
6.3.1. Смешанных (первичных и вторичных) - фактические объемы виноматериалов, соков спиртованных, вин виноградных натуральных и крепленных, плодово-ягодных, обработанных коньяков, снятых с выдержки шампанского по классической схеме и вина, разлитых и реализуемых в торговлю и другим организациям, а также на продажу выкуренных молодых и выдержанных коньячных спиртов для выдержки, розлива или переработки другими организациями.
6.3.2. Самостоятельных вторичных - фактические объемы коньяка (бренди), кальвадосов, вин виноградных и плодово-ягодных, игристых, шампанского по технологии непрерывной шампанизации, прочих алкогольных напитков и полуфабрикатов, разлитых и реализуемых в торговлю и другим организациям для переработки.
В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалы (производственные единицы), расположенные вне местонахождения организации, не являются юридическими лицами, то есть организациями. Поэтому объемы алкогольного сырья, полуфабрикатов, направляемые на обработку и переработку внутри самой организации от одной производственной единицы к другой, автоматически не являются объектами уплаты лицензионных сборов за производство и розлив. Юридические лица, не отнесенные к изготовителям алкогольной продукции и осуществляющие посредническую деятельность по оптовой продаже этой продукции, не освобождаются от обязанности получения лицензии на эту деятельность, а следовательно, от уплаты лицензионного сбора.
7. Объектами уплаты лицензионного сбора за хранение алкогольной продукции являются средневзвешенные по каждому месяцу фактические объемы ее хранения нарастающим итогом в течении лицензионного срока с учетом ввода и выбытия объемов хранения.
8. Объектами уплаты лицензионного сбора за оптовую продажу алкогольной продукции являются объемы ее продажи, включая операции по импорту и экспорту.
В случае, если алкогольная продукция приобретается организацией по лицензиям на розничную торговлю для розничной продажи через свои магазины, торговые точки, являющиеся филиалами, подразделениями юридического лица, лицензии на оптовую продажу не приобретаются и лицензионный срок не начисляется.
9. Не являются объектами уплаты лицензионного сбора:
9.1. За производство, розлив:
- объемы водки, произведенные предприятиями Республики Татарстан, и спирта, используемого в республике на производство водки;
- фактические объемы спиртов этиловых (гидролизных и синтетических) из непищевого сырья, направляемые на очистку фактические объемы спирта - сырца из пищевого сырья, фактические объемы спирта, производимого из отходов виноделия (выжимки, гущевые, дрожжевые и клеевые осадки), фактические объемы фракции головной этилового спирта по ТУ 10-0334797-10-91, реализуемые для дальнейшей переработки на спирт этиловый и медицинский эфир, и денатурированного спирта по ТУ 10-0334585-4-90, направляемые на очистку фактические объемы синтетического спирта (без учета его сверхнормативных потерь по этой операции), фактические объемы технического спирта, используемого для производства экспортной продукции (без учета его сверхнормативных потерь на производство экспортной продукции).
9.2. За хранение - технологический запас виноматериалов, обработанных коньяков, спиртов, хранящихся на спиртовых производствах до момента использования и реализации, закупленных организациями вторичного виноделия и ликеро-водочной промышленности для переработки, розлива, а также хранящихся до момента реализации другим организациям по квотам республиканских органов управления, объемы временного хранения таможенной алкогольной продукции, конфискованной таможней в пользу федеральной или республиканской собственности и временно хранящейся до реализации алкогольной продукции.
9.3. За оптовую продажу - алкогольная продукция собственного изготовления организаций - изготовителей, реализуемые по поручению таможни, обращенные в федеральную или республиканскую собственность алкогольные изделия и водка, произведенная предприятиями республики.
IV. Размеры лицензионных сборов
10. Размеры лицензионных сборов предусмотрены в процентах от установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда за литр продукции:
10.1. За производство, розлив и хранение алкогольной продукции:
10.1.1. I группа - виноматериалы для натуральных вин и шампанского, вина натуральные - 0,5 процента.
10.1.2. II группа - виноматериалы для крепленных вин, соки спиртованные, вина крепленные виноградные, плодово-ягодные, игристые, шампанское, прочие алкогольные напитки и полуфабрикаты, а также ликеро-водочные изделия, с содержанием до 20 процентов включительно объемной доли этилового спирта - 1 процент.
10.1.3. III группа - ликеро-водочные изделия (кроме водки), коньяки (бренди), кальвадосы, прочие алкогольные напитки и полуфабрикаты с содержанием свыше 20 процентов объемной доли спирта - 1,5 процента.
10.1.4. IV группа - спирт питьевой и спирт этиловый из всех видов пищевого сырья (кроме спирта, используемого в республике на производство водки) - 2,5 процента.
10.2. За оптовую продажу:
алкогольной продукции (кроме водки) - 1,5 процента;
водки, завозимой в республику - 3 процента.
10.3. При этом размер минимальной месячной оплаты труда, устанавливаемый законодательством Российской Федерации, при определении сумм лицензионных сборов применяется для организаций - изготовителей и хранителей на дату отгрузки продукции, а для организаций оптовой торговли - на момент оплаты лицензионного сбора.
V. Порядок и сроки лицензионных сборов
11. Плательщики самостоятельно определяют суммы лицензионных сборов, исходя из их размеров и объектов уплаты с учетом нормированных потерь.
12. Расходы, связанные с уплатой сборов, плательщики относят:
12.1. По лицензионному сбору за производство, розлив и хранение алкогольной продукции - в виде надбавки к отпускным ценам на готовую продукцию с выделением ее в отчетности "в том числе" отдельной строкой.
12.2. По лицензионному сбору за оптовую продажу алкогольной продукции - за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.
13. Ликеро-водочные, винодельческие организации, осуществляющие розлив ликеро-водочных изделий, спирта питьевого, виноградных и плодово-ягодных вин, коньяков (бренди), кальвадосов, шампанского и других алкоголесодержащих напитков сумму лицензионного сбора в отпускной цене спирта, виноматериалов, вин и обработанных коньяков не списывают на себестоимость продукции, а относят вместе с лицензионным сбором по своей деятельности в виде надбавки к отпускной цене готовой продукции по средней расчетной ставке с учетом сырья, поступившего без лицензионного сбора.
14. Суммы лицензионных сборов по алкогольной продукции перечисляются плательщиками по месту их нахождения:
14.1. За производство, розлив и хранение - 90 процентов в доход республиканского бюджета Республики Татарстан, 10 процентов - на счет по внебюджетным специальным средствам Государственного комитета Республики Татарстан по защите прав потребителей в течении всего срока действия лицензии ежемесячно, не позднее 15 числа, по фактическим оборотам реализации за предыдущий отчетный месяц.
14.2. За оптовую продажу - 90 процентов в местные бюджеты по месту реализации товара, 10 процентов - на счет по внебюджетным специальным средствам Государственного комитета Республики Татарстан по защите прав потребителей в срок - до подачи предприятием заявки на проведение обследования. В случае, если сумма лицензионного сбора превышает 1000 - кратной размер минимальной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации, перечисление лицензионного сбора осуществляется в течение срока действия лицензии ежемесячно, не позднее 15 числа, по фактическим оборотам реализации за предыдущий отчетный месяц.
15. В случае изменения в течение лицензионного срока квот, выделенных на производство, розлив и хранение алкогольной продукции, соответственно уточняются размеры лицензионных сборов. Предприятия, недоиспользовавшие за лицензионный срок выделенные квоты, перечисляют в республиканский бюджет Республики Татарстан и на счет по внебюджетным специальным средствам Государственного комитета Республики Татарстан соответствующую часть годового лицензионного сбора за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (организации).
16. Организации, которым выдана лицензия на право производства, розлива, хранения и оптовой продажи алкогольной продукции, не позднее 20-го числа каждого месяца, следующего за отчетным, должны предоставлять налоговым органам по месту своего нахождения и Инспекции по обеспечению государственной монополии Государственного комитета Республики Татарстан по защите прав потребителей данные (расчеты) по прилагаемым к настоящему Порядку формам (Приложения N 1 и N 2).
17. Сроки уплаты лицензионных сборов, а соответственно и сроки представления расчетов, приходящиеся на выходной (нерабочий) или праздничный день, переносятся на первый рабочий день после выходного или праздничного дня.
18. Лицензионный сбор за право хранения находящихся на выдержке коньячных спиртов взимается 1 раз в 3 года, а марочных вин - 1 раз в 2 года.
19. При отнесении лицензионных сборов в виде надбавки к отпускной цене готовой продукции на сумму этих сборов акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на дорогопользователей не начисляются (учитывая, что лицензионные сборы на производство, розлив и хранение алкогольной продукции выступают в качестве надбавки к отпускной цене на эту продукцию, то есть являются ее элементом, розничная цена должна формироваться согласно Порядку применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, утвержденного Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ от 23 декабря 1991 года N Р-339).
По-видимому, в пункте 19 настоящего Порядка допущена опечатка. Письмом Минэкономики РФ от 19 сентября 1995 года N СИ-351/7-708 Порядок, утвержденный Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ от 23 декабря 1991 года N Р-339 не применяется на территории Российской Федерации. Письмом Минэкономики РФ от 20 декабря 1995 года N 7-1026 утверждены Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги
20. Лицензионные сборы за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции в доход республиканского бюджета Республики Татарстан перечисляются плательщиками по месту нахождения через субсчета на раздел 24 "Лицензионный сбор за право производства и торговли спиртными напитками и пивом" параграф 1 "С юридических лиц" в редакции бюджетной классификации приказа Министерства финансов Российской Федерации от 27.07.94 г., N 97 (код 1036 "Лицензионный сбор за право производства, хранения, розлив и оптовую реализацию алкогольной продукции" бюджетной классификации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.94 г., N 177).
VI. Порядок ведения бухгалтерского учета
по лицензионным сборам
21. Лицензионный сбор, входящий в цену сырья, отражается по дебету счета 10 "Сырье и материалы", субсчет "Лицензионный сбор, уплаченный в цене сырья" в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками по мере реализации изготовленной из сырья готовой продукции, приходящаяся на нее доля лицензионного сбора относится в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсчет "Лицензионный сбор, уплаченный в цене сырья" в корреспонденции с кредитом счета 10 "Сырье и материалы", субсчет "Лицензионный сбор, уплаченный в цене сырья".
При отражении в бухгалтерском учете операций по расчетам с бюджетом по лицензионным сборам за производство, розлив и хранение алкогольной продукции дебетуется счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсчет "Лицензионный сбор, уплаченный по своей деятельности" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты с бюджетом", а по лицензионному сбору за оптовую продажу алкогольной продукции дебетуется счет 81 "Использование прибыли" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты с бюджетом". По мере фактического перечисления сумм в бюджет дебетуется счет 68 "Расчеты с бюджетом" и кредитуется счет 51 "Расчетный счет".
Письмом Минфина РТ N 14-02, ГНИ РТ N 04-01-01 и ГК РТ по защите прав потребителей N 01-80 от 21 марта 1996 г. пункт 22 настоящего Порядка изложен в новой редакции
22. При отражении в бухгалтерском учете операций по расчетам с Государственным комитетом Республики Татарстан по защите прав потребителей по лицензионным сборам за производство, розлив и хранение алкогольной продукции дебетуется счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" в корреспонденции с кредитом счета 67 "Расчеты по внебюджетным платежам", субсчет "Лицензионный сбор за производство, розлив и хранение алкогольной продукции", а по лицензионному сбору за оптовую продажу алкогольной продукции дебетуется счет 81 "Использование прибыли" в корреспонденции с кредитом счета 67, субсчет "Лицензионный сбор за оптовую продажу алкогольной продукции". По мере фактического перечисления сумм на счет по внебюджетным специальным средствам Государственного комитета Республики Татарстан по защите прав потребителей дебетуется счет 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" в корреспонденции с кредитом счета 51 "Расчетный счет".
VII. Порядок ведения в налоговых инспекциях учета сумм
лицензионных сборов по организациям - плательщикам
23. Учет поступлений в доход бюджета лицензионных сборов за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции налоговые органы должны осуществлять в соответствии с Инструкцией N 26 "О порядке ведения а государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет", утвержденной приказом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.04.94 г., N ВГ-3-13/23.
24. На основании получаемых копий платежных документов поступившие суммы указанных платежей отражаются в реестре ф.N 25 с последующим занесением их в карточку лицевого счета ф.N 6, открываемую отдельно на каждого плательщика. При этом начисленные суммы лицензионного сбора указываются в карточке лицевого счета на основании ежемесячно представляемых организацией - плательщиком данных, которые камерально проверяются налоговыми органами и принимаются меры к устранению недостатков в соответствии с налоговыми органами и принимаются меры к устранению недостатков в соответствии с налоговым законодательством. Карточки лицевого счета ф.N 6 ведется отдельно по суммам сбора, поступающим в республиканский бюджет и в местные бюджеты.
25. За несвоевременное перечисление в доход бюджета лицензионных сборов начисляются пени в размере 0,05 процента в общеустановленном порядке, а также применяются меры бесспорного взыскания сборов. Административные штрафы на должностных лиц организаций - плательщиков лицензионных сборов применяются в порядке, установленном пунктом 12 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 г., "О Государственной налоговой службе РСФСР".
VIII. Порядок ведения в налоговых инспекциях учета сумм
лицензионных сборов по организациям - плательщикам в
Государственном комитете Республики Татарстан по защите
прав потребителей
26. Учет поступления средств от лицензионных сборов за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции на счет по внебюджетным специальным средствам Государственного комитета Республики Татарстан по защите прав потребителей должен осуществляться в соответствии с "Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете", утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.11.93 г., N 122.
27. На основании получаемых копий платежных документов поступившие суммы указанных платежей отражаются в реестре ф. N 25 с последующим занесением их в карточку лицевого счета ф. N 6, открываемую отдельно на каждого плательщика. При этом начисленные суммы лицензионного сбора указываются в карточке лицевого счета на основании ежемесячно представляемых организацией - плательщиком данных, которые проверяются Инспекцией по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию Государственного комитета Республики Татарстан по защите прав потребителей и принимаются меры к устранению недостатков в соответствии с действующим законодательством.
28. За несвоевременное перечисление лицензионных сборов на счет по внебюджетным специальным средствам Государственного комитета Республики Татарстан по защите прав потребителей начисляются пени в размере 0,05 процента в общеустановленном порядке.
IX. Ответственность плательщиков лицензионных
сборов и штрафные санкции
29. Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты лицензионных сборов за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции возлагается на плательщиков и их должностных лиц.
30. За производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции без лицензий взыскиваются штрафные санкции в 10000-кратном размере установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда и в полном размере перечисляются в республиканский бюджет Республики Татарстан. Взыскание указанных штрафных санкций производится в безакцептном порядке.
Организации, вырабатывающие, хранящие продукцию, продающие ее оптом и не прошедшие лицензирование в сроки, установленные Инспекцией по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию Государственного комитета Республики Татарстан по защите прав потребителей, считаются работающими без лицензий.
X. Порядок проверки расчетов по лицензионным сборам
31. Налоговые органы Республики Татарстан по мере необходимости, но не реже одного раза в два года, должны осуществлять проверки организаций - плательщиков по правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в доход республиканского и местных бюджетов сумм лицензионного сбора за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции.
При этом работу по правильности исчисления лицензионных сборов налоговым органам Республики Татарстан необходимо координировать с Инспекцией по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию Государственного комитета Республики Татарстан по защите прав потребителей.
Министр финансов Республики Татарстан |
Д.Н.Нагуманов |
Председатель Госкомитета Республики
Татарстан по защите прав потребителей |
В.Н.Михайлов |
Начальник Государственной налоговой
инспекции Республике Татарстан |
Ш.С.Бадамшин |
См. также Письмо Государственной налоговой инспекции по РТ от 8 декабря 1997 г. N 05-01-11 О порядке применения письма ГНИ по РТ от 24.12.96 N 05-01-11 по вопросу об источнике уплаты лицензионных сборов на осуществление отдельных видов деятельности
Подписи: |
Отчет проверен: |
Главный бухгалтер
Подписи: |
Отчет проверен: |
Главный бухгалтер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства финансов РТ , Государственной налоговой инспекции по РТ и Госкомитета РТ по защите прав потребителей N 14-02/04-01-01/01-80 "Порядок внесения в бюджет Республики Татарстан перечисления на счет по внебюджетным специальным средствам Государственного комитета Республики Татарстан по защите прав потребителей лицензионных сборов за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции"
Текст письма официально опубликован не был
Письмом Министерства финансов РТ и Управления Федеральной налоговой службы по РТ от 28 декабря 2005 г. N 05-114, 107Д настоящее письмо признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Письмом Минфина РТ, ГНИ по РТ и ГК РТ по защите прав потребителей от 21 марта 1996 г. N 14-02/04-01-01/01-80