Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 12 апреля 2002 г. N ЗП-1-44/2002
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на,
при секретаре Х-ой,
с участием прокурора В-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан "Об охране здоровья граждан" N 1659 от 18 июня 1998 года, установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан "Об охране здоровья граждан" от 18 июня 1998 года N 1659, указывая на то, что содержащиеся в данном Законе положения, в частности, в частях 2, 4, 5, 6 статьи 11, пункте 2 части 2 статьи 7, части 2 статьи 37, части 1 и 2 статьи 18, части 1 статьи 62, части 2 статьи 20, части 2 статьи 54, части 1 и 2 статьи 57, части 5 статьи 17, части 1 статьи 20, пункте 2 части 1 статьи 23, части 3 статьи 35, части 2 статьи 36, части 2 статьи 38, части 1 и 2 статьи 40, части 1 и 2 статьи 41, части 4 и 5 статьи 52, части 3 статьи 61 противоречат требованиям Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288, Федеральных законов от 2 марта 1998 года Федерального закона N 30-ФЗ, от 20 декабря 1999 года N 214-ФЗ, от 2 декабря 2000 года N 139-ФЗ, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации, а также требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил свои требования и просил признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункт 2 части 2 статьи 7 в части утверждения местными администрациями схем управления коммунальной системы здравоохранения, части 2, 4, 6 статьи 11, часть 5 статьи 11 в части ответственности органов государственного управления здравоохранением за развитие коммунальной системы здравоохранения на подведомственной территории и осуществления контроля за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи организациям коммунальной системы здравоохранения, часть 5 статьи 17 в части полномочий Кабинета Министров Республики Татарстан, части 1 и 2 статьи 18 в части гарантии права иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцам на охрану здоровья на основании международных договоров Республики Татарстан, часть 1 статьи 20 в части полномочий Кабинета Министров Республики Татарстан, часть 2 статьи 20 в части принятия решения о признании гражданина непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов деятельности на основании заключения специалиста-профпатолога, пункт 2 части 1 статьи 23 в части полномочий Кабинета Министров Республики Татарстан, часть 3 статьи 35, часть 2 статьи 36, часть 2 статьи 37 в части обеспечения первичной медико-санитарной помощи организациями коммунальной системы здравоохранения, часть 2 статьи 38 в части полномочий Министерства здравоохранения Республики Татарстан, часть 1 статьи 40 в части полномочий Кабинета Министров Республики Татарстан, часть 2 статьи 40, часть 1 статьи 41 в части полномочий Кабинета Министров Республики Татарстан, часть 2 статьи 41, части 4 и 5 статьи 52 в части полномочий Министерства здравоохранения Республики Татарстан, часть 2 статьи 54, части 1 и 2 статьи 57, часть 3 статьи 61, часть 1 статьи 62 в части осуществления сотрудничества Республики Татарстан с другими государствами в области охраны здоровья граждан на основе международных договоров Республики Татарстан Закона Республики Татарстан "Об охране здоровья граждан".
Представители Государственного Совета Республики Татарстан С-ва, Г-ва и представитель Президента Республики Татарстан О-ов с заявлением прокурора согласились частично, пояснив, что они возражают против удовлетворения заявления прокурора в части признания противоречащими федеральному законодательству части 5 статьи 17, пункта 2 части 1 статьи 23, части 1 статьи 40, части 1 статьи 41, части 2 статьи 54, части 2 статьи 57, части 3 статьи 61 Закона Республики Татарстан. Положения, содержащиеся в данных нормах закона, приняты в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и федеральному законодательству не противоречат.
Выслушав объяснения прокурора Прокуратуры Республики Татарстан В-ой, представителей Государственного Совета Республики Татарстан и Президента Республики Татарстан, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, суд считает, что заявление прокурора подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 7 Закона Республики Татарстан к одним из полномочий местных администраций в вопросах охраны здоровья отнесено утверждение схем управления коммунальной системой здравоохранения. В частях 2 и 4 статьи 11 республиканского закона указано, что государственная система здравоохранения Республики Татарстан состоит из республиканской и коммунальной систем здравоохранения. К коммунальной системе здравоохранения относятся местные органы государственного управления здравоохранением, медицинские, фармацевтические и аптечные организации, имущество которых находится в коммунальной собственности.
В части 5 статьи 11 республиканского закона на органы государственного управления здравоохранением возложена ответственность за развитие коммунальной системы здравоохранения, контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи организациями коммунальной системы здравоохранения. В части 6 этой же статьи определен порядок финансирования деятельности организаций коммунальной системы здравоохранения.
В части 2 статьи 37 Закона Республики Татарстан указано, что первичная медико-санитарная помощь обеспечивается организациями коммунальной системы здравоохранения.
Однако Гражданским кодексом Российской Федерации под государственной собственностью понимается собственность Российской Федерации (федеральная собственность) и собственность субъектов Российской Федерации (статья 214 ГК РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (статья 215 ГК РФ). Таким образом, использование термина "коммунальная собственность" в вышеуказанных статьях Закона Республики Татарстан противоречит гражданскому законодательству.
Коммунальная система здравоохранения не предусмотрена законодательством Российской Федерации, статьи 12, 13, 14 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года с последующими изменениями и дополнениями предусматривают государственную, муниципальную и частную систему здравоохранения.
При таких обстоятельствах вышеуказанные положения Закона Республики Татарстан подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению.
В ряде статей Закона Республики Татарстан имеются ссылки на международные договоры Республики Татарстан. Так, в соответствии с частью 1 статьи 18 иностранным гражданам, находящимся на территории Республики Татарстан, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Республики Татарстан. В соответствии с частью 2 статьи 18 лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Татарстан, беженцам гарантируется право на охрану здоровья наравне с гражданами Республики Татарстан, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации и Республики Татарстан. В соответствии с частью 1 статьи 62 Закона Республики Татарстан сотрудничество Республики Татарстан с другими государствами в области охраны здоровья граждан осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации, Республики Татарстан.
Между тем, правовое регулирование вопросов, связанных с заключением, выполнением и прекращением международных договоров, согласно пункту "к" статьи 71 Конституции Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации. В Федеральном законе от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" определен порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации. В статье 4 этого Закона изложен порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации, затрагивающих полномочия субъекта Российской Федерации. Закон Республики Татарстан "О международных договорах Республики Татарстан" утратил силу.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона Республики Татарстан граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими коррегирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются Кабинетом Министров Республики Татарстан в соответствии с законодательством. Однако, согласно части 6 статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан категории граждан, имеющих право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими коррегирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются Правительством Российской Федерации. Таким образом, в республиканском законе Кабинету Министров Республики Татарстан переданы полномочия Правительства Российской Федерации, что противоречит федеральному законодательству.
Аналогичные противоречия содержатся и в других нормах Закона Республики Татарстан.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона Республики Татарстан в целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств, организаций, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан в соответствии с законодательством, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и последующие периодические (лица в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры. Однако, согласно части 1 статьи 21 Основ перечень этих профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона РТ гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) или постоянно признан непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается на основании заключения специалиста-профпатолога и медико-социальной экспертизы в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний и может быть обжаловано в суд. Однако, согласно части 2 статьи 21 Основ такое решение принимается только на основании заключения медико-социальной экспертизы. Отсюда подлежит признанию противоречащей федеральному законодательству часть 2 статьи 20 Закона Республики Татарстан в части принятия решения о признании гражданина непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов деятельности на основании заключения специалиста-профпатолога.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона Республики Татарстан в интересах охраны своего здоровья несовершеннолетние имеют право на медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Кабинетом Министров Республики Татарстан, за счет средств республиканского бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов. Однако, согласно пункта 2 части 1 статьи 24 Основ льготные условия устанавливает Правительство Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона Республики Татарстан перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Министерством здравоохранения Республики Татарстан, а перечень социальных показаний - положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Татарстан. Однако, согласно части 3 статьи 36 Основ перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации, а перечень социальных показаний - положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 36 республиканского закона перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется Министерством здравоохранения Республики Татарстан в соответствии с законодательством. Однако, согласно части 2 статьи 37 Основ этот перечень определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 38 Закона Республики Татарстан скорая медицинская помощь оказывается специальной службой скорой медицинской помощи государственной системы здравоохранения в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Татарстан. Однако согласно части 2 статьи 39 Основ порядок оказания скорой медицинской помощи устанавливает Министерство здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Закона Республики Татарстан гражданам, страдающим социально-значимыми заболеваниями, перечень которых в соответствии с законодательством определяется Кабинетом Министров Республики Татарстан, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях бесплатно или на льготных условиях. Однако согласно части 1 статьи 41 Основ этот перечень определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Закона Республики Татарстан виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально-значимыми заболеваниями, устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Татарстан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами. Однако согласно части 2 статьи 41 Основ виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально-значимыми заболеваниями, устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Закона Республики Татарстан гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых в соответствии с законодательством определяется Кабинетом Министров Республики Татарстан, медико-социальная помощь оказывается бесплатно в предназначенных для этой цели учреждениях государственной системы здравоохранения. Однако согласно части 1 статьи 42 Основ перечень этих заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Закона Республики Татарстан виды и объем медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Татарстан и Государственным комитетом Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами. Однако, согласно части 2 статьи 42 Основ виды и объем медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Закона Республики Татарстан студенты высших и средних медицинских образовательных учреждений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку, в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Татарстан. Однако, согласно части 3 статьи 54 Основ данный порядок устанавливает Министерство здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 52 Закона Республики Татарстан лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Татарстан в соответствии с законодательством. Однако согласно части 4 статьи 54 Основ данный порядок устанавливает Министерство здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Закона Республики Татарстан правом на занятие народной медициной обладают граждане Республики Татарстан, имеющие диплом о медицинском образовании и получившие лицензию на соответствующий вид деятельности. Однако, согласно части 2 статьи 57 Основ правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Закона Республики Татарстан перечень категорий работников, имеющих право на повышение заработной платы, надбавки и доплаты к заработной плате, а также на другие виды компенсаций и льгот устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан по согласованию с Федерацией профсоюзов Республики Татарстан. Однако, согласно части 3 статьи 64 Основ этот перечень устанавливается Правительством Российской Федерации.
Вышеприведенные положения Закона Республики Татарстан противоречат федеральному законодательству, подлежат признанию недействующими и не подлежащими применению, заявление прокурора Республики Татарстан в этой части является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Оснований для удовлетворения заявления прокурора в части признания противоречащими федеральному законодательству частей 1 и 2 статьи 57 оспариваемого Закона Республики Татарстан не имеется.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 57 Закона Республики Татарстан лица, окончившие высшие медицинские образовательные учреждения и получившие диплом врача, дают клятву врача. Текст клятвы врача утверждается в установленном порядке.
В обоснование своего заявления прокурор указал, что данные положения республиканского закона противоречат статье 60 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, согласно которой лица, окончившие высшие медицинские образовательные учреждения Российской Федерации, при получении диплома врача дают клятву врача, содержание которой приведено в указанной статье Основ законодательства.
Однако, учитывая, что в соответствии с пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, суд не усматривает противоречия вышеприведенных положений Закона Республики Татарстан с федеральным законодательством. Положения республиканского закона о том, что лица, окончившие высшие медицинские образовательные учреждения и получившие диплом врача, дают клятву врача, полностью соответствуют части 1 статьи 60 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которая содержит аналогичную формулировку. Также и указание в республиканском законе о том, что текст клятвы врача утверждается в установленном порядке, свидетельствует о том, что текст клятвы утвержден Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявления прокурора в указанной части не имеется.
Доводы представителей Государственного Совета и Президента Республики Татарстан о том, что положения части 5 статьи 17, пункта 2 части 1 статьи 23, части 1 статьи 40, части 1 статьи 41, части 3 статьи 61 Закона Республики Татарстан федеральному законодательству не противоречат, подлежат отклонению. В обоснование своей позиции представители Государственного Совета и Президента указали, что в данных нормах определяются соответствующие полномочия Кабинета Министров и Министерства здравоохранения Республики Татарстан в соответствии с законодательством, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные, по сравнению с установленными федеральными нормативными актами, гарантии осуществления прав граждан, в том числе устанавливать своими нормативными актами более высокий уровень оплаты труда работников бюджетной сферы, расширять перечень граждан, имеющих права на различного рода льготы, компенсации и преимущества, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
С данными доводами суд согласиться не может, например, в части 5 статьи 17, части 1 статьи 40, части 1 статьи 41 Закона Республики Татарстан предоставляется право Кабинету Министров Республики Татарстан определять в соответствии с законодательством перечень граждан, имеющих право на обеспечение на льготных условиях протезно-ортопедической и зубопротезной помощью, перечни социально-значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, дающих право соответствующим гражданам на льготную медико-социальную помощь. Однако, в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан данные перечни устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, поскольку соответствующий перечень устанавливается Правительством Российской Федерации, субъект федерации вправе лишь расширить перечень, о чем должно быть непосредственно указано в законе субъекта федерации. В Законе же Республики Татарстан право определять вышеуказанные перечни предоставлено Кабинету Министров Республики Татарстан, что выходит за пределы полномочий исполнительного органа государственной власти субъекта федерации.
Также суд не может согласиться с доводами представителей Государственного Совета и Президента о том, что согласно части 4 статьи 57 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан лица, получившие диплом целителя, занимаются народной медициной в порядке, устанавливаемом местной администрацией в соответствии со статьей 56 настоящих Основ, которая посвящена вопросам осуществления частной медицинской деятельности. В соответствии с частью 3 статьи 56 Основ право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на избранный вид деятельности.
Однако в соответствии с частью 2 статьи 57 Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органами управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В Законе же Республики Татарстан в статье 54 отсутствует требование о необходимости получения диплома целителя.
При таком положении часть 2 статьи 54 республиканского закона нельзя признать соответствующей федеральному законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 191-193, 97 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Республики Татарстан решил:
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка. Имеется в виду статья 197 ГПК РСФСР, а не 97 как указано выше.
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать пункт 2 части 2 статьи 7 в части утверждения местными администрациями схем управления коммунальной системой здравоохранения, части 2, 4, 6 статьи 11, часть 5 статьи 11 в части ответственности органов государственного управления здравоохранением за развитие коммунальной системой здравоохранения на подведомственной территории и осуществления контроля за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи организациями коммунальной системы здравоохранения, часть 5 статьи 17 в части определения условий и порядка обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью Кабинетом Министров Республики Татарстан, части 1 и 2 статьи 18 в части гарантии права иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев на охрану здоровья на основании международных договоров Республики Татарстан, часть 1 статьи 20 в части утверждения перечня работников, которые проходят обязательные медицинские осмотры, Кабинетом Министров Республики Татарстан, часть 2 статьи 20 в части принятия решения о признании гражданина непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов деятельности на основании заключения специалиста-профпатолога, пункт 2 части 1 статьи 23 в части установления порядка медико-социальной помощи и питания на льготных условиях несовершеннолетним Кабинетом Министров Республики Татарстан, часть 3 статьи 35, часть 2 статьи 36, часть 2 статьи 37 в части обеспечения первичной медико-санитарной помощи организациями коммунальной системы здравоохранения, часть 2 статьи 38 в части установления порядка оказания скорой медицинской помощи Кабинетом Министров Республики Татарстан, часть 2 статьи 40, часть 1 статьи 41 в части определения перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Кабинетом Министров Республики Татарстан, часть 2 статьи 41, части 4 и 5 статьи 52 в части полномочий Министерства здравоохранения Республики Татарстан, часть 2 статьи 54, часть 3 статьи 61, часть 1 статьи 61 в части осуществления сотрудничества Республики Татарстан с другими государствами в области охраны здоровья граждан на основе международных договоров Республики Татарстан, Закона Республики Татарстан "Об охране здоровья граждан" N 1659 от 18 июня 1998 года противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка. Имеется в виду часть 1 статьи 62, а не часть 1 статьи 61 как указано выше.
В остальной части заявления отказать.
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан", Ведомости Государственного Совета Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 12 апреля 2002 г. N ЗП-1-44/2002
Решение вступило в законную силу 23 апреля 2002 г.
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 18 июня 2002 г., N 120