Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 20 июля 2005 г. N Зп-1-44/2005 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на
при секретаре Х-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству абзаца 2 пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 февраля 2004 года N 60 "О мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных производственных объектах и объектах жизнеобеспечения Республики Татарстан",
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству абзаца 2 пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 февраля 2004 года N 60 "О мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных производственных объектах и объектах жизнеобеспечения Республики Татарстан", указав в обоснование заявления, что данным постановлением Кабинета Министров утверждено Положение о Республиканском реестре потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан.
Данное положение принято Кабинетом Министров Республики Татарстан с превышением своих полномочий, в нарушение требований, содержащихся в Федеральном законе "О промышленной безопасности", постановлении Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов", в соответствии с которыми регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре, производится в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан начальник отдела договорно-претензионной деятельности и разработки нормативных правовых актов Р.М.Сахабетдинова с заявлением прокурора не согласилась, пояснив, что предметом правового регулирования оспариваемого постановления Кабинета Министров являются отношения в сфере осуществления мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий, которые в соответствии с пунктом "з" статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование в данной области осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, состоящего из Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принятых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Реестр (учет) потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения в субъектах Российской Федерации является одним из видов информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Ведение указанного реестра основано на положениях: статьи 6 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в соответствии с которой информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях; статьи 11 этого же Федерального закона, в соответствии с которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций; пункта 13 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации, в соответствии с которым МЧС России, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации осуществляют учет потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в установленном порядке.
Заслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, Верховный суд Республики Татарстан считает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
6 февраля 2004 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 60 "О мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных производственных объектах и объектах жизнеобеспечения Республики Татарстан", абзацем 2 пункта 1 постановления утверждено Положение о республиканском реестре потенциально опасных производственных объектах и объектах жизнеобеспечения Республики Татарстан.
В соответствии с пунктом 2 Положения республиканский реестр - это перечень потенциально опасных производственных объектов Республики Татарстан независимо от их организационно-правовых форм с характеристиками их производственной деятельности, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, представляющие угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, а также перечень объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан независимо от их организационно-правовых форм с характеристиками их производственной деятельности, обеспечивающих жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения).
Пунктом 7 Положения установлено, что на основании положительных заключений своей экспертной организации Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан регистрирует потенциально опасные производственные объекты и объекты жизнеобеспечения Республики Татарстан и выдает регистрационное свидетельство установленного образца. Отсутствие регистрационного свидетельства, неполнота или неточность представленных для его получения данных, а также истечение срока его действия являются основанием для обращения в суд о приостановке эксплуатации агрегатов, участков, помещений, являющихся источниками потенциальной опасности, на предприятиях и в организациях, включенных в Республиканский реестр.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Пунктом 2 статьи 2 данного Федерального закона установлено, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Указанный порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов".
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации регистрация объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведение этого реестра возлагается на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Пунктом 1 данного постановления утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, которые регулируют отношения, возникающие при регистрации объектов в процессе ведения этого реестра.
Таким образом, в отношении опасных производственных объектов, перечень которых дан в приложении N 1 к Федеральному закону, в области промышленной безопасности предусмотрено ведение федерального государственного реестра.
В области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера действует Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В соответствии со статьей 2 данного Федерального закона законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В обоснование своей позиции представитель Кабинета Министров Республики Татарстан сослался на положения статьи 6 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в соответствии с которой информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также статьи 11 этого же Федерального закона, в соответствии с которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Порядок сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года N 334.
В вышеуказанных нормативных актах, в том числе и в Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной приказом МЧС РФ от 7 июля 1997 года N 382, не предусмотрено ведение субъектами Российской Федерации специальных реестров потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения.
Более того, при утверждении оспариваемого Положения Кабинет Министров Республики Татарстан ввел новое понятие "потенциально опасный производственный объект", хотя в вышеуказанном федеральном законодательстве в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций используются понятия "потенциально опасный объект", а в области промышленной безопасности - "опасный производственный объект".
Таким образом, утвердив оспариваемое Положение, в котором, как было указано выше, на юридических лиц возложена обязанность по получению регистрационного свидетельства и предусмотрена ответственность за отсутствие регистрационного свидетельства, Кабинет Министров Республики Татарстан вышел за пределы предоставленных ему полномочий в области совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В области промышленной безопасности опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В области же защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которая в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотрено ведение на уровне субъекта Российской Федерации специальных реестров потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, а установлен Порядок сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
При наличии противоречий в области совместной компетенции между нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации применению подлежит нормативный правовой акт Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Татарстан решил:
Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 февраля 2004 года N 60 "О мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных производственных объектах и объектах жизнеобеспечения Республики Татарстан" об утверждении Положения о Республиканском реестре потенциально опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения Республики Татарстан.
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 20 июля 2005 г. N 3п-1-44/2005 г.
Решение вступило в законную силу 9 августа 2005 г.
Текст решения официально опубликован не был