Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 28 декабря 2004 г. N Зп-1-32/2004
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на
при секретаре Х-ой
с участием прокурора Х-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Татарстан от 15 сентября 1999 года N 2352 "О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики", установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Закона Республики Татарстан от 15 сентября 1999 года N 2352 "О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики", указав в обоснование заявления, что в соответствии с данным законом в республике восстанавливается татарский алфавит на основе латинской графики. Статьей 2 Закона утвержден татарский алфавит на основе латинской графики.
В декабре 2002 года был принят Федеральный закон "О внесении дополнения в статью 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", в соответствии с которым в Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы. Иные графические основы алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами. Таким образом, указывает прокурор, право субъектов Российской Федерации законодательно регулировать данный вопрос иначе, чем это предусмотрено федеральным законодательством, исключается.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона субъектам Российской Федерации предписано привести свои законы и иные правовые акты в соответствие с Федеральным законом в течение двенадцати месяцев со дня вступления его в силу. Данный срок истек 24 декабря 2003 года.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан Валеев Р.И. и Шакараев А.Р., представитель Президента Республики Татарстан Ощепков А.А. с заявлением прокурора не согласились, пояснив, что в соответствии с частью второй статьи 68 Конституции Российской Федерации республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Отсюда, по мнению представителей, следует право республик устанавливать графические основы алфавитов своего государственного языка.
Заслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, Верховный суд Республики Татарстан считает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Государственным Советом был принят Закон Республики Татарстан от 15 сентября 1999 года N 2352 "О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики". В соответствии со статьей 1 данного Закона в Республике Татарстан восстанавливается татарский алфавит на основе латинской графики с учетом букв, выражающих специфические звуки татарского языка. Статьей 2 Закона утвержден татарский алфавит на основе латинской графики. Статьей 3 Закона установлено, что до 1 сентября 20011# года в Республике Татарстан действует# одновременно два алфавита: на основе латинской графики и кириллицы.
11 декабря 2002 года принят Федеральный закон "О внесении дополнения в статью 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", в соответствии со статьей 1 которого дополнена статья 3 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-I "О языках народов Российской Федерации" пунктом 6 следующего содержания: В Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы. Иные графические основы алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 11 декабря 2002 года субъектам Российской Федерации предписано привести свои законы и иные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение двенадцати месяцев со дня вступления его в силу. Данный срок истек 24 декабря 2003 года.
Таким образом, право субъектов Российской Федерации законодательно регулировать данный вопрос иначе, чем это предусмотрено федеральным законодательством, исключается.
Конституционным Судом Российской Федерации по запросам Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного суда Республики Татарстан была проверена конституционность положений пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" и соответствие ее, в частности, положениям частям 2 и 3 статьи 68, статье 73, частям 4 и 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации.#
В соответствии с пунктом 2 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2004 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании" и пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина С.И.Хапугина и запросами Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан" признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации положения пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" о строении алфавита государственных языков республик на графической основе кириллицы и возможности установления иных графических основ алфавитов данных языков федеральными законами.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указано, что государственные языки республик - один из элементов конституционного статуса этих субъектов Российской Федерации, который определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики (статья 66, часть 1, Конституции Российской Федерации) и вместе с тем обусловлен федеративным устройством Российской Федерации, основанном на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (статья 5, часть 3, Конституции Российской Федерации).
В силу указанных принципов федеративного устройства и исходя из того, что Конституция Российской Федерации относит установление основ федеральной политики и федеральные программы в области культурного и национального развития Российской Федерации, в том числе основ государственной языковой политики и содействие развитию государственных языков республик, к ведению Российской Федерации (статья 71, пункты "б", "е"), федеральный законодатель вправе урегулировать принципиальные вопросы статуса государственных языков республик, затрагивающие интересы всей Российской Федерации и конституционные права и свободы граждан, а также определить общие принципы правового регулирования этих языков, к которым должны предъявляться особые требования по сравнению с иными языками, не имеющими статус государственных (пункт 4 постановления).
Установив единую графическую основу алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик, федеральный законодатель прежде всего констатировал и легитимировал исторически сложившиеся в Российской Федерации реалии - существование и развитие языков народов России, получивших статус государственного языка, на графической основе кириллицы. Такое законодательное решение в настоящее время обеспечивает - в интересах сохранения государственного единства - гармонизацию и сбалансированное функционирование общефедерального языка и государственных языков республик, направлено на достижение их оптимального взаимодействия в рамках общего языкового пространства и не препятствует реализации гражданами Российской Федерации прав и свобод в языковой сфере, в том числе права на пользование родным языком (пункт 4.2 постановления).
Таким образом, положения пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" не противоречат Конституции Российской Федерации и согласуются с закрепленными ею принципами федеративного устройства, прежде всего принципом государственной целостности, а также конституционными требованиями, в силу которых основы федеральной политики в области культурного и национального развития Российской Федерации, в том числе государственная языковая политика, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина в языковой сфере, общие вопросы образования и культуры регулируются федеральными законами (статья 5, часть 3; статья 26, часть 2; статья 55, часть 3; статья 68, части 2 и 3; статья 71, пункты "в", "е"; статья 72, пункты "б", "е" части 1) (пункт 4.3 постановления).
При таких обстоятельствах, поскольку в соответствии с вышеприведенными положениями Федерального закона право на изменение графической основы алфавита государственного языка республики предоставлено только федеральному законодателю, соответствие данных положений Федерального закона Конституции Российской Федерации было проверено Конституционным Судом Российской Федерации, оспариваемый Закон Республики Татарстан подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы представителей Государственного Совета и Президента Республики Татарстан о том, что Закон Республики Татарстан был принят в пределах полномочий республики, не могут быть приняты судом во внимание и являются необоснованными по изложенным в решении суда основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Татарстан решил:
Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать Закон Республики Татарстан от 15 сентября 1999 года N 2352 "О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики" противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 28 декабря 2004 г. N Зп-1-32/2004 О признании противоречащими федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Татарстан от 15 сентября 1999 года N 2352 "О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики"
Решение вступило в законную силу 22 января 2005 г.
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 12 февраля 2005 г. N 30