Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 10 мая 2006 г. N 3П-1-46/06
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2006 г. N 11-Г06-14 данное решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Н-ой - без удовлетворения
Верховный Суд Республики Татарстан,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н-ой о признании недействующим абзаца 8 пункта 1 в части слов "абзац шестой пункта 44" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.01.2005 г. N 22 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2004 г. N 542 "Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан",
установил:
Н-ва обратилась в суд с заявлением о признании недействующим абзаца 8 пункта 1 в части слов "абзац шестой пункта 44" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.01.2005 г. N 22 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2004 г. N 542 "Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан" (далее - Постановление).
В обоснование заявления Н-ва указала, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2004 N 542 "Об утверждении "Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан" пенсионерам, к числу которых и она относится, предоставлено право на бесплатное зубопротезирование. Однако, 22.01.2005 г. Кабинет Министров Республики Татарстан принял оспариваемое постановление, которым лишил пенсионеров права на бесплатное зубопротезирование, что противоречит Закону Российской Федерации от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в частности преамбуле Закона.
Не смотря# на то, что она является пенсионером, в стоматологической поликлинике по месту жительства ей было отказано в бесплатном протезировании зубов.
В судебном заседании Н-ва поддержала свое требование.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан с заявлением не согласились.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требование заявителя необоснованным, суд приходит к следующему.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2004 N 542 "Об утверждении "Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан" утверждено Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан. В соответствии с абзацем 6 пункта 44 этого постановления пенсионерам по старости предоставлено право на бесплатное зубопротезирование.
Согласно абзацу 8 пункта 1 оспариваемого постановления абзац 6 пункта 44 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2004 года N 542 - исключен.
Вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, согласно подпункту "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 3 июля 1946 года N 417 "О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению" были утверждены правила о бесплатном зубопротезировании, согласно которым зубные, челюстные и лицевые протезы изготавливались бесплатно, в том числе и пенсионерам по старости.
В целях упорядочения и совершенствования нормативных актов Минздрава СССР по разделу "Лечебно-профилактическая помощь населению" данный приказ утратил силу в 1988 году (Приказ Минздрава СССР от 21.03.1988 г. N 221).
Совместным письмом Минздрава Российской Федерации и Министерства социальной защиты Российской Федерации от 01.02.1994 г. N 447, разъясняющим постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.1992 г. N 970 "О порядке формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и обеспечении мер по социальной защите населения", было указано, что бесплатное зубопротезирование в территориальных поликлиниках производится отдельным категориям граждан, в том числе пенсионерам по старости, при том, что само постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.1992 г. N 970 не предусматривало право на бесплатное зубопротезирование пенсионерам, получающим пенсию по старости.
Однако и названное Постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.1992 г. N 970 утратило свою силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Принятыми 22 июля 1993 года N 5487-1 "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, было установлено, что категории граждан, имеющих право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2005 г.) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.
Таким образом, начиная с 1994 года, федеральным законодательством льгота для пенсионеров на получение бесплатного зубопротезирования не устанавливалась.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" были внесены изменения в части полномочий по предоставлению права установления категорий граждан, условий и порядка их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью. В преамбуле Закона указано, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны: при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Реализуя свои полномочия, закрепленные в данном Федеральном законе, Государственным Советом Республики Татарстан был принят Закон Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения Республики Татарстан", который определил исчерпывающий перечень категорий населения, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе на возмещение расходов на зубопротезирование (ветераны труда; реабилитированные граждане; граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; граждане, имеющие детей в возрасте до 18 лет, лица, награжденные государственными наградами Республики Татарстан, учрежденными Законом Республики Татарстан "О государственных наградах Республики Татарстан). Пенсионеры по старости в указанный перечень не включены.
Поскольку на период принятия Закона Российской Федерации от 22.08.2004 года N 122-ФЗ федеральными нормативными правовыми актами и законами Республики Татарстан льгота для пенсионеров на получение бесплатного зубопротезирования установлена не была, а право по определению категорий граждан, условий и порядка их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью этим же законом закреплено за субъектами Российской Федерации, то ссылка Н-ой на преамбулу Закона Российской Федерации от 22.08.2004 года N 122-ФЗ является необоснованной.
По мнению суда установление названной льготы возможно лишь путем принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации, что в полной мере соответствовало бы подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2005 г.).
Установленная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2004 N 542 "Об утверждении "Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан" льгота для пенсионеров по старости действовала непродолжительное время, и оспариваемой нормой Постановления была исключена, поскольку вступала в противоречие с Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения Республики Татарстан", и, соответственно не может свидетельствовать о достигнутом уровне социальной защиты граждан в республике, обеспеченном ее бюджетом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что абзац 8 пункта 1 в части слов "абзац шестой пункта 44" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.01.2005 г. N 22 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2004 г. N 542 "Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан" не противоречит федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и, следовательно, не может быть признан недействующим.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил:
Н-ой в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 8 пункта 1 в части слов "абзац шестой пункта 44" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.01.2005 г. N 22 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2004 г. N 542 "Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 10 мая 2006 г. N 3П-1-46/06
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2006 г. N 11-Г06-14 данное решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Н-ой - без удовлетворения
Настоящее решение вступило в законную силу 23 августа 2006 г.