Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 5 апреля 2006 г. N Зп-1-31/2006
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 июня 2006 г. N 11-Г06-11 данное решение оставлено без изменения, а кассационное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на
при секретаре Х-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 марта 2004 года N 113 "О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через р.Каму в г.Набережные Челны",
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 марта 2004 года N 113 "О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через р.Каму в г.Набережные Челны", указав, что данным постановлением Кабинет Министров Республики Татарстан установил взимание платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через р.Каму в г.Набережные Челны на автомобильной дороге М-7 "Волга" и утвердил Положение о взимании указанной платы.
В обоснование своего заявления прокурор указал, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 года N 728 "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации" решение об эксплуатации на платной основе автомобильных дорог или расположенных на них мостов, путепроводов и тоннелей принимается преимущественно в отношении тех из них, строительство которых только начинается или которые находятся в стадии незавершенного строительства (реконструкции). При этом решение в отношении федеральных автомобильных дорог принимает Правительство Российской Федерации, а в отношении автомобильных дорог, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1991 года N 62 "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР" автомобильная дорога М-7 "Волга" (от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы), проходящая по мосту через реку Кама, отнесена к магистральным федеральным дорогам. В соответствии с пунктами 1, 2 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп, для передачи объектов в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга соответствующие комитеты по управлению имуществом разрабатывают перечни объектов. Запрещается включение в перечни объектов, отнесенных исключительно к федеральной собственности в соответствии с приложением 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года N 3020-1. Федеральные автомобильные дороги включены в указанное приложение 1.
Следовательно, как указал прокурор в своем заявлении, у Кабинета Министров Республики Татарстан отсутствуют полномочия по принятию решения об эксплуатации на платной основе данного автодорожного моста.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Р.Т.Мансуров с заявлением прокурора не согласился, пояснив, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года N 973 установлено, что правила организации эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации, и правила определения стоимости проезда по таким автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Мостовой переход с подходами, проходящий по сооружениям Нижнекамской ГЭС на р.Кама (автодорожный мост через р.Кама в городе Набережные Челны) является собственностью субъекта Российской Федерации - Республики Татарстан, что подтверждается выпиской из Реестра государственной собственности Республики Татарстан.
Таким образом, Кабинет Министров Республики Татарстан вправе принимать решение о введении платного проезда через указанный мост. Имеется и альтернативная дорога по проезду в том же направлении от Нижнего Новгорода до г.Набережные Челны через мост по р.Кама в Алексеевском районе Республики Татарстан, где проезд является бесплатным.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерства земельных и имущественных отношений Б.И.Зырянов с заявлением прокурора не согласился.
Представители привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Татарстан А.И.Гатин и государственного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" А.В.Алханов заявление Прокурора Республики Татарстан не поддержали.
Выслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, Верховный суд Республики Татарстан считает, что оснований для удовлетворения заявления Прокурора Республики Татарстан не имеется по следующим основаниям.
10 марта 2004 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 113 "О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через р.Каму в г.Набережные Челны", данным постановлением Кабинет Министров Республики Татарстан в целях возмещения амортизационных расходов, связанных с ремонтом, содержанием и реконструкцией автодорожного моста через реку Каму в г.Набережные Челны и других автодорожных сооружений и мостов Республики Татарстан установил взимание платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через р.Каму в г.Набережные Челны на автомобильной дороге М-7 "Волга" и утвердил Положение о взимании указанной платы.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 года N 728 "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации" признано целесообразным создание и развитие в Российской Федерации сети платных автомобильных дорог общего пользования, имея в виду, что проезд по автомобильной дороге может быть платным при наличии возможности бесплатного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам.
Решение об эксплуатации на платной основе автомобильных дорог или расположенных на них мостов, путепроводов и тоннелей принимается преимущественно в отношении тех из них, строительство которых только начинается или которые находятся в стадии незавершенного строительства (реконструкции). При этом решение в отношении федеральных автомобильных дорог принимает Правительство Российской Федерации, а в отношении автомобильных дорог, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года N 973 правила организации эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации, и правила определения стоимости проезда по таким автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1991 года N 62 "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР" автомобильная дорога М-7 "Волга" (от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы), отнесена к магистральным федеральным дорогам.
Однако, в судебном заседании установлено, что автодорожный мост через р.Каму в г.Набережные Челны, относящийся к дорожным объектам, не входит в состав федеральной автомобильной дороги М-7 "Волга".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 года N 79 федеральные автомобильные дороги общего пользования, включенные в перечень федеральных дорог Российской Федерации, утвержденный Постановлением правительства РСФСР от 24 декабря 1991 года N 62, закреплены в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации. Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10 сентября 2002 года N 3161-р, принятым на основании данного постановления Правительства Российской Федерации, за государственным учреждением "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" закреплена федеральная автомобильная дорога М-7 "Волга" (л.д.96, 97). Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 года N 79 признано утратившим силу на основании постановления Правительства РФ от 30 июня 2005 года N 406 в связи с передачей функций Министерства транспорта Российской Федерации Федеральному дорожному агентству.
На основании акта приема-передачи от 1 января 2002 года (л.д.100-103) мосты и путепроводы, находящиеся в составе федеральной автомобильной дороги М-7 "Волга", были переданы от ТГПРСО "Татавтодор" государственному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства". Автодорожный мост через р.Кама в данный перечень не был включен, на балансе ГУ "Волго-Вятскуправтодор" данный автодорожный мост не состоит.
Согласно объяснениям представителя государственного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" А.В.Алханова федеральные автомобильные дороги не являются непрерывными, они могут прерываться при въезде в какой-либо населенный пункт, где местные дороги обслуживаются и содержатся за счет местного бюджета, затем за границей населенного пункта вновь продолжается федеральная автомобильная дорога. В данном случае, федеральная автомобильная дорога прерывается при въезде на автодорожный мост через р.Кама, который находится в черте г.Набережные Челны, и продолжается за границей города. В настоящее время ГУ "Волго-Вятскуправтодор" не оспаривает право собственности Республики Татарстан на данный мост и, соответственно, не возражает против введения платного проезда.
Также согласно позиции территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Татарстан автодорожный мост через р.Каму в г.Набережные Челны в реестр объектов федерального имущества не включен и утверждать о его исключительной принадлежности к федеральной собственности оснований не имеется.
Согласно выписке из Реестра государственной собственности Республики Татарстан (л.д.60) и письму Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (л.д.58) мостовой переход с подходами, проходящий по сооружениям Нижнекамской ГЭС на реке Кама в г.Набережные Челны находится в государственной собственности Республики Татарстан.
При таких обстоятельствах, учитывая, что компетентные Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Татарстан и государственное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства", представляющие интересы Российской Федерации в данной области, не оспаривают в настоящее время право собственности Республики Татарстан на автодорожный мост через р.Каму, в случае возникновения подобного спора он подлежит рассмотрению в порядке арбитражного судопроизводства и не может быть разрешен в рамках настоящего гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что поскольку автодорожный мост находится в собственности Республики Татарстан, Кабинет Министров вправе был принять оспариваемое постановление и оснований для отмены постановления не имеется.
Отсутствие государственной регистрации права собственности Республики Татарстан на автодорожный мост не может служить основанием для удовлетворения заявления, поскольку данный мост был построен и принят в эксплуатацию в декабре 1983 года (л.д.18-24), то есть до принятия Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При вынесении решения суд также учитывает, что в соответствии с пунктом 5 раздела IV Приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности, отнесены лишь федеральные автомобильные дороги. Отсюда следует, что дорожные объекты, к которым относятся и мостовые переходы, находящиеся по направлению федеральной автомобильной дороги, могут и не относиться исключительно к федеральной собственности.
Следует отметить, что при введении платного проезда по мосту через р.Кама в г.Набережные Челны было соблюдено и требование пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 года N 728 о том, что проезд по автомобильной дороге может быть платным при наличии возможности бесплатного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам. Возможность бесплатного проезда в том же направлении имеется по мосту через р.Кама в Алексеевском районе Республики Татарстан. Указанное обстоятельство стороны не оспаривали в судебном заседании.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Татарстан решил:
Заявление Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 марта 2004 года N 113 "О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через р.Каму в г.Набережные Челны" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 5 апреля 2006 г. N 3п-1-31/2006
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 июня 2006 г. N 11-Г06-11 данное решение оставлено без изменения, а кассационное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения
Настоящее решение вступило в законную силу 28 июня 2006 г.
Текст решения официально опубликован не был