Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 26 декабря 2000 г. N Зп-1-110/2000
(извлечение)
Определением СК Верховного Суда РФ от 20 февраля 2001 г. N 11-Г01-15 данное решение оставлено без изменения, кассационная жалоба Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
Председательствующего судьи Ф-ой,
с участием прокурора С-на,
при секретаре Г-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий постановление# Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июля 2000 года N 469 "О дополнительных мерах по упорядочению производства и оборота спиртосодержащей продукции на территории Республики Татарстан" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года N 617) и утвержденные пунктом 5 данного постановления Положения о лицензировании деятельности по производству и обороту спиртосодержащей непищевой продукции на территории Республики Татарстан и Порядок квотирования ввоза спиртосодержащей продукции на территории Республики Татарстан и декларировании ее оборота.#
Изучив материалы дела, заслушав представителя Кабинета Министров и Госалкогольной инспекции Гиниатуллина Р.Г., заключение прокурора С-на, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, судебная коллегия, -
установила:
В Верховный суд Республики Татарстан обратился исполняющий обязанности прокурора Республики Татарстан с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий постановление# Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июля 2000 года N 469 "О дополнительных мерах по упорядочению производства и оборота спиртосодержащей продукции на территории Республики Татарстан" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года N 617) и утвержденные пунктом 5 данного постановления Положения о лицензировании деятельности по производству и обороту спиртосодержащей непищевой продукции на территории Республики Татарстан и Порядок квотирования ввоза спиртосодержащей продукции на территории Республики Татарстан и декларировании ее оборота.#
В обоснование заявления указано, что данное постановление и утвержденные им Положение и Порядок противоречат действующему федеральному законодательству и подлежат отмене.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор уточнил заявление, просил признать нормативные акты не порождающими правовых последствий со дня принятия.
Представитель Кабинета Министров РТ и Госалкогольной инспекции Гиниатуллин Р.Г. заявленные требования не признал, указав, что принятие данного постановления Кабинета Министров РТ было вызвано тем, что в связи с ростом цен на ликероводочные изделия малообеспеченное население стало употреблять в качестве "Алкогольных напитков" различные спиртосодержащие гигиенические, парфюмерно-косметические, чистящие жидкости, а также спиртосодержащие лекарственные средства. Указанные обстоятельства вызвали значительный рост ввоза на территорию республики различных спиртосодержащих растворов и их реализации, что привело к увеличению количества отравлений, связанных с ее употреблением.
Судебная коллегия считает, что заявление подлежит удовлетворению.
Согласно ст.5 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", к ведению Российской Федерации в области производства оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесены:
- определение видов деятельности, подлежащих лицензированию, порядка выдачи лицензий на производство и оборот спиртосодержащей продукции;
- установление порядка представления деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу п.8 ст.18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года выдача лицензий на производство, хранение, закупку, поставку, поставки и импорт спиртосодержащей пищевой продукции, осуществляется в порядке, установленном данным Федеральным законом.
В соответствии с п.9 ст.18 Федерального закона лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции выдаются в порядке установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этих требований Федерального закона Правительством Российской Федерации приняты постановление от 6 декабря 1999 года N 1344, которым утверждено Положение о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции, и постановление от 25 мая 1999 года N 564, утвердившее Положение о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Указанными постановлениями субъектам Российской Федерации полномочия по изданию аналогичных нормативно-правовых актов также не переданы.
Таким образом, Кабинет Министров Республики Татарстан, приняв постановление от 4 июля 2000 за N 469, превысил свои полномочия.
В постановлении содержатся положения, ограничивающие права хозяйствующих субъектов на ввоз, перемещение и продажу спиртосодержащей продукции, произведенной в других регионах Российской Федерации.
Согласно п.6 Постановления Кабинета Министров, запрещено:
- производство спиртосодержащей продукции на арендуемых площадях и (или) с использованием арендованного основного технологического оборудования;
- ввоз на территорию Республики Татарстан спиртосодержащей продукции без установленной квоты, а также в объемах, превышающих установленную квоту;
- реализация на территории Республики Татарстан спиртосодержащей продукции, ассортимент ввоза не согласован в установленном порядке.#
Поскольку административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, Закон Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушение в сфере производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не должен противоречить федеральным законам.
В действующем Федеральном законодательстве квотирование ввоза и согласование ассортимента ввоза на территорию субъекта Российской Федерации спиртосодержащей продукции не установлено.
Ст.26 Федерального закона от 22 ноября 1995 N 171-ФЗ установлен конкретный перечень ограничений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и указано, что наряду с ограничениями, предусмотренными данным Федеральным законом в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, иные ограничения могут устанавливаться только федеральным законом.
Таким образом, запреты, установленные в п.6 постановления Кабинета Министров, выходят за пределы ограничений, предусмотренных ст.26 ФЗ от 25 ноября 1995 года N 171-ФЗ.
Гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законодательством, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Согласно ст.7 Закона Российской Федерации от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается:#
- необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
- устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйственных субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров.
При таком положении указанные нормативные акты являются противоречащими федеральному законодательству и подлежат признанию не действительными.
Поскольку данные акты являются противоречащими федеральному законодательству с момента принятия, то они должны быть признаны не порождающими правовых последствий с момента принятия.
Доводы представителя Кабинета Министров РТ о том, что квотирование ввоза спиртосодержащей продукции на территории РТ и декларирование ее оборота, осуществление которых определяются постановлением КМ РТ, было принято в целях уменьшения вредных последствий злоупотребления алкоголем и ужесточения контроля за производством и реализацией спиртосодержащей продукции, являются неубедительными. Эти обстоятельства не указывают на отсутствие противоречий с Федеральным законодательством.
Ссылка представителя Кабинета Министров РТ на то, что меры, указанные в постановлении направлены на упорядочение деятельности по производству и обороту спиртосодержащей продукции и не ограничивают права организаций в указанной сфере, несостоятельна. В постановление# КМ РТ содержатся положения, ограничивающие права хозяйствующих субъектов на ввоз, перемещение и продажу спиртосодержащей продукции, произведенной в других регионах Российской Федерации.
Доводы представителя Кабинета Министров РТ о том, что поскольку пп.10 и 11 постановления КМ РТ вносятся изменения и дополнения в другие постановления Кабинета Министров РТ, которые не являются предметом рассмотрения в данном судебном процессе, а потому не могут быть признаны недействительными, не могут явиться основанием к отказу в удовлетворении заявления, поскольку данное обстоятельство не препятствует разрешению вопроса в данном судебном процессе.
Таким образом, заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.14, 50, 197, 231 ГПК РСФСР, судебная коллегия, - решила:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий со дня принятия постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июля 2000 года N 469 "О дополнительных мерах по упорядочению производства и оборота спиртосодержащей продукции на территории Республики Татарстан" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года N 617) и утвержденные пунктом 5 данного постановления Положения о лицензировании деятельности по производству и обороту спиртосодержащей непищевой продукции на территории Республики Татарстан и Порядок квотирования ввоза спиртосодержащей продукции на территории Республики Татарстан и декларировании ее оборота.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 26 декабря 2000 г. N 3п-1-110/2000
Определением СК Верховного Суда РФ от 20 февраля 2001 г. N 11-Г01-15 данное решение оставлено без изменения, кассационная жалоба Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения
Настоящее решение вступило в законную силу 20 февраля 2001 г.
Текст решения официально опубликован не был