Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 22 декабря 2006 г. N 3-89/06
(извлечение)
Определением СК Верховного Суда РФ от 4 апреля 2007 г. N 11-Г07-6 данное решение оставлено без изменения, кассационное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва
при секретаре Х-ой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан" N 8-ЗРТ от 27.02.2004,
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан" N 8-ЗРТ от 27.02.2004 (далее - Закон РТ).
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан уточнил требования и просил суд признать недействующими абзацы 3, 4 статьи 4, абзац 3 статьи 5, статью 8 указанного Закона. В обоснование заявления указал, что федеральным законодательством не предусмотрено создание органами местного самоуправления советов (комиссий) по опеки# и попечительству. Однако Государственный Совет Республики Татарстан в статье 8 Закона РТ такое полномочие закрепил за органами местного самоуправления.
В абзацах 3, 4 статьи 4 и в абзаце 3 статьи 5 Закона РТ определены полномочия органов опеки и попечительства по защите прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних лиц признанных судом недееспособными или ограничено дееспособными, и совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности. Однако, по мнению прокурора, такие полномочия не могут регулироваться законом субъекта Российской Федерации.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан с требованиями не согласилась.
Выслушав объяснения представителя прокурора Республики Татарстан, представителя Государственного Совета Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, в соответствии с подпунктами "ж" и "н" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п.2 ст.73 Конституции РФ).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду п.2 ст.76 Конституции РФ
27 февраля 2004 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан N 8-ЗРТ "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан".
Статья 4 Закона РТ определяет задачи органов опеки и попечительства. Так, согласно оспариваемых заявителем абзацев 3 и 4 этой статьи основными задачами органов опеки и попечительства в Республике Татарстан являются обеспечение оптимальных условий для жизни совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья нуждаются в опеки# и попечительстве; защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, а также совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.
Согласно абзацу 3 статьи 5 Закона РТ в целях защиты прав и законных интересов граждан органы опеки и попечительства устанавливают опеку или попечительство над несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, совершеннолетними лицами, признанными судом недееспособными или ограниченно дееспособными.
В обоснование заявления прокурор Республики Татарстан, ссылаясь на статью 3 Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 121 Семейного кодекса Российской Федерации, указал на то, что, регулируя в законе субъекта Российской Федерации названные вопросы, Государственный Совет Республики Татарстан вышел за пределы своих полномочий.
Вместе с тем, представителем прокурора Республики Татарстан не приведено ни одного противоречия указанной нормы с федеральным законодательством.
Суд считает, что, закрепляя в Законе РТ нормы, касающиеся задач и функций органов опеки и попечительства, Государственный Совет Республики Татарстан вправе был лишь воспроизвести нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие общие положения и принципы опеки и попечительства в Российской Федерации.
Поскольку данное правило законодательным органом Республики Татарстан при принятии оспариваемого закона соблюдено, то оснований полагать о превышении Государственным Советом Республики Татарстан своих полномочий у суда не имеется.
Кроме того, здесь необходимо отметить, что согласно пункту 2 статьи 121 СК РФ вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются органами опеки и попечительства на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что абзацы 3 и 4 статьи 4 Закона РТ федеральному законодательству не противоречат.
В соответствии со статьей 8 Закона РТ для решения отдельных вопросов органы местного самоуправления вправе создавать советы (комиссии) по опеке и попечительству.
По мнению суда, право органов местного самоуправления создавать советы (комиссии) по опеки# и попечительству для решения отдельных вопросов, закрепленное в статье 8 Закона РТ, не выходит за рамки правового регулирования данного вопроса в статье 34 ГК РФ и в пункте 2 статьи 121 СК РФ. В Гражданском кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации и в иных федеральных нормативных правовых актах не называются структурные подразделения органов опеки и попечительства. Указанные вопросы решаются в уставах муниципальных образований, в том числе и, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Вывод суда об отсутствии противоречий оспариваемой нормы с федеральным законодательством основывается и на положении статьи 3 Закона РТ, согласно которому органами опеки и попечительства в Республике Татарстан являются органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, а не какие-либо иные органы.
Создание же таких советов (комиссий) по опеки# и попечительству, как это усматривается из смысла оспариваемой нормы, предусмотрено для решения отдельных вопросов, связанных с деятельностью органа по опеки# и попечительству (органа местного самоуправления) и является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.
Более того, в статье 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено создание любых невыборных органов, предусмотренных уставом муниципального образования.
При таком положении, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора Республики Татарстан.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил:
Прокурору Республики Татарстан в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими абзацев 3, 4 статьи 4, абзаца 3 статьи 5, статьи 8 Закона Республики Татарстан N 8-ЗРТ от 27.02.2004 "Об организации деятельности органов опеки и попечительства Республики Татарстан" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 22 декабря 2006 г. N 3-89/06
Определением СК Верховного Суда РФ от 4 апреля 2007 г. N 11-Г07-6 данное решение оставлено без изменения, кассационное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения
Настоящее решение вступило в законную силу 4 апреля 2006 г.
Текст решения официально опубликован не был