Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 3 сентября 2007 г. N 438
"Об утверждении Концепции экологической безопасности Республики Татарстан (на 2007- 2015 годы)"
В целях обеспечения защищенности природных систем, жизненно важных интересов общества и прав личности от экологических опасностей, возникающих в результате антропогенных воздействий на окружающую среду, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию экологической безопасности Республики Татарстан (на 2007- 2015 годы).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Концепция
экологической безопасности Республики Татарстан (на 2007-2015 годы)
(утв. постановлением КМ РТ от 3 сентября 2007 г. N 438)
1. Общие положения
Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности является обязательным условием устойчивого развития общества и выступает основой сохранения природных систем и поддержания требуемого качества окружающей среды. Обеспечение экологической безопасности Республики Татарстан зависит от состояния и уровня безопасности отдельных ее регионов, где складывается та или иная экологическая ситуация, от экологической безопасности во всех отраслях народного хозяйства.
Обеспечение экологической безопасности на региональном уровне предполагает проведение эффективной экологической политики, сбалансированное и рациональное использование природных ресурсов, постоянный контроль состояния окружающей среды, разработку региональных экологических нормативов, организацию и устройство территории, внедрение экологически безопасных технологий и систем экологического менеджмента на предприятиях.
Республика Татарстан, обладая развитой минерально-сырьевой базой, мощным промышленным потенциалом и крупномасштабным аграрным сектором, имеет значительные успехи в социально-экономическом развитии. Вместе с тем интенсивное индустриальное и аграрное освоение природных ресурсов республики повлекло за собой ухудшение состояния окружающей среды, усиление влияния на экологию негативных факторов и трансформацию природных комплексов.
Ориентация на экономический рост и вхождение во Всемирную торговую организацию предполагают реализацию адекватной экологической политики. Устойчивое экономическое развитие республики и высокое качество жизни населения, как отмечается в ежегодных посланиях Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, "..могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания требуемого качества окружающей среды". Реализация стратегии социально-экономического развития и обеспечения экологической безопасности республики требует снижения негативного влияния всей хозяйственной деятельности на природу и общего улучшения состояния окружающей среды за счет признания приоритета экологической политики в принятии градостроительных, экономических и хозяйственных решений по текущему и перспективному планированию развития республики.
Концепция экологической безопасности Республики Татарстан (далее - Концепция) определяет стратегические цели, задачи и принципы ведения природоохранной деятельности в республике до 2015 года, направлена на сбалансированное решение задач социально-экономического и демографического развития, обеспечение благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений населения.
Правовой основой Концепции являются Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, указы Президента Российской Федерации, указы Президента Республики Татарстан, федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об охране атмосферного воздуха", "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об отходах производства и потребления", "О животном мире", Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законы Республики Татарстан "Об охране окружающей среды в Республике Татарстан", "Об охране и рациональном использовании атмосферного воздуха", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об отходах производства и потребления", "Об охране и рациональном использовании животного мира", Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях.
См. Экологический кодекс РТ от 15 января 2009 г. N 5-ЗРТ
При разработке Концепции использованы также основные положения и принципы Хартии Земли, Экологической доктрины Российской Федерации, Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН по изменению климата, а также программ "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан на 2005-2010 годы и на перспективу до 2015 года" в части охраны окружающей среды и рационального природопользования, "Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006-2010 годы", "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004-2010 годы", "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы", Концепции агроэкологической безопасности Республики Татарстан.
2. Основные понятия
Экологическая безопасность - система политических, правовых, экономических, технологических и иных мер, направленных на обеспечение гарантий защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека и гражданина от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в настоящем и будущем времени.
Система экологической безопасности - совокупность законодательных, технических, биологических, медицинских мероприятий, направленных на поддержание равновесия между окружающей природной средой и антропогенными, а также естественными внешними нагрузками.
Экологическая политика - система мер на международном и национальном уровнях, направленная на реализацию стратегии устойчивого экологически безопасного социально-экономического развития общества.
Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных, а также антропогенных объектов.
Природная среда (далее - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.
Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.
Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
Природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками.
Природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ, энергией и информацией.
Природно-хозяйственная система - объективно существующая часть природной среды, освоенная человеком, в пространственно-временных границах которой осуществляется хозяйственная и иная деятельность, поддерживаются благоприятная окружающая среда и условия комфортной жизнедеятельности населения.
Природно-ресурсный потенциал - экологическая емкость территории, оцененная с учетом характера использования, наличия и состояния географических структур, природных ландшафтов, климатических условий, минеральных ресурсов, почв, водных ресурсов, атмосферы, растительного и животного мира.
Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает комфортные условия проживания населения, устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие процессов хозяйственной и иной деятельности, природных процессов, эффектов и явлений или сочетание воздействий, последствия которых приводят или могут привести к ухудшению качества окружающей среды.
Загрязнение окружающей среды - поступление в компоненты окружающей среды вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Негативное воздействие на здоровье населения - воздействие процессов хозяйственной и иной деятельности, природных процессов, эффектов и явлений или сочетание воздействий, последствия которых приводят или могут привести к ухудшению качества жизни населения.
Экологический мониторинг - система наблюдений, оценки и прогноза состояния и изменения экосистем для обеспечения принятия решений в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Мониторинг окружающей среды - система наблюдений за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха, вод, суши и морей, почв, обеспечивающая получение информации о состоянии природной среды и прогноз возможных ее изменений.
Охрана окружающей среды - деятельность центральных и территориальных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение, защиту и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию их последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для окружающей среды и здоровья населения, обусловленного прогнозируемым негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, которое может привести к возникновению угроз экологической безопасности.
Приемлемый экологический риск - нормативный показатель экологического риска, обеспечение которого при ведении хозяйственной и иной деятельности является подтвержденной гарантией защищенности благоприятной природной среды, здоровья населения и имущества физических и юридических лиц.
Предельно допустимый экологический риск - нормативный показатель экологического риска, превышение которого при ведении хозяйственной и иной деятельности исключает гарантии защищенности благоприятной окружающей среды, здоровья населения и имущества физических и юридических лиц.
Опасная деятельность - любая деятельность, в ходе реализации которой установлено или прогнозируется превышение предельно допустимых экологических рисков.
Угрозы экологической безопасности - вероятность создания необходимых и достаточных условий возникновения явлений, процессов и эффектов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду и здоровье населения.
Гарантии экологической безопасности - лимиты гражданской ответственности физических и юридических лиц по обеспечению экологической безопасности, подтверждающие, что осуществляемая или планируемая ими хозяйственная и иная деятельность с учетом принятых мер предосторожности не приводит и не может привести к возникновению угроз экологической безопасности.
Меры предосторожности - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение угроз и подтверждение гарантий экологической безопасности.
Мониторинг экологической безопасности - специальная система оценки экологических рисков в реальном времени на природных, антропогенных, природно-антропогенных объектах, в которых находятся или могут находиться источники негативных воздействий, представляющие угрозу экологической безопасности.
Ущерб (экологический) окружающей среде и здоровью населения - эколого-экономическая оценка необходимой компенсации физическим и юридическим лицам по доказанным фактам причиненного вреда окружающей среде, здоровью физических лиц и имуществу физических и юридических лиц.
Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований национального законодательства, нормативов, нормативных документов и стандартов в области экологической безопасности, а также требований международных нормативов, нормативных документов и стандартов, подготовка заключений о состоянии и рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Аудит экологической безопасности - элемент управления экологической безопасностью при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, включающий систематическую, документированную, объективную оценку гарантий экологической безопасности и контроль эффективности мер предосторожности от возникновения угроз экологической безопасности.
Экологическое страхование - система международных и национальных нормативно-правовых актов, обеспечивающая признание исков по возмещению экологического ущерба.
Наилучшая существующая технология - технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов.
Деятельность по обеспечению гарантий экологической безопасности - практическое применение знаний, опыта, методов и средств, необходимых для разработки и реализации мер предосторожности, гарантирующих экологическую безопасность осуществляемой или планируемой хозяйственной и иной деятельности окружающей среде и здоровью населения.
Управление экологической безопасностью - практическая реализация правовых, административных и эколого-экономических методов при планировании или осуществлении хозяйственной и иной деятельности с целью обеспечения гарантий экологической безопасности устойчивого социально-экономического развития государства.
Обеспечение гарантий экологической безопасности государства - деятельность органов государственной власти, юридических и физических лиц, национальных и международных общественных организаций, объединений, движений, политических партий и иных некоммерческих организаций, направленная на создание условий устойчивого, экологически безопасного социально-экономического развития государства и предотвращение внешних и внутренних угроз его экологической безопасности.
Устойчивое развитие - прогрессивное преобразование экономики и общества, поддерживаемое в течение длительного времени без нанесения серьезного и необратимого вреда окружающей среде и здоровью нынешнего и будущих поколений населения.
Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни и здоровью человека либо угрозу жизни и здоровью будущих поколений населения.
Благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека и окружающую среду (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления их нарушенных функций.
Экологически неблагополучная территория - территория, где устойчивое негативное влияние факторов среды обитания превышает пределы безопасности для человека и окружающей природной среды.
Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Факторы экологической опасности (экологического риска) - природные или антропогенные воздействия, которые способны вызвать нежелательные, опасные изменения состояния окружающей среды и здоровья человека.
3. Характеристика и состояние проблемы
В последние годы в Республике Татарстан накопился ряд серьезных проблем, не позволяющих в полной мере достичь требуемого качества окружающей среды, обеспечить охрану природных ресурсов, добиться рационального их использования и воспроизводства.
Ранжированный список проблем экологической безопасности Республики Татарстан включает в себя:
ухудшение демографической ситуации и состояния здоровья населения;
высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта;
химическое загрязнение питьевой воды, подаваемой населению по системе централизованного водоснабжения;
загрязнение поверхностных водных объектов сбросами и выбросами промышленных предприятий, транспорта и предприятий коммунального хозяйства;
аккумулированное загрязнение почвы вследствие долговременного выброса загрязняющих веществ от автотранспорта и промышленных предприятий;
экологическую опасность загрязнения окружающей природной среды от неорганизованного хранения бытовых и промышленных отходов;
загрязнение атмосферного воздуха выбросами от промышленных предприятий;
экологическую опасность объектов на промышленных предприятиях, возможность экологических аварий и катастроф.
Состояние природной среды во многих муниципальных районах республики продолжает оставаться неблагополучным. Уровень загрязнения воздуха, водных объектов значительно превышает установленные нормативы, происходит загрязнение, опустынивание, истощение и деградация почв, постоянно увеличиваются объемы отходов производства и потребления, из-за чрезмерных антропогенных нагрузок меняются природные ландшафты, обостряется проблема сохранения биологического разнообразия животных и растительных сообществ.
Решение проблем развития агропромышленного, топливно-энергетического комплексов, реальных отраслей экономики, в том числе нефтегазоперерабатывающего комплекса в Нижнекамском промышленном узле, проблем крупнейшего в европейской части России Куйбышевского водохранилища, проблем Нижнекамского гидроузла, экологических проблем недро- и ресурсопользования должно носить комплексный характер и включать в себя совершенствование современных передовых технологий, создание принципиально новых наукоемких технологий, способов управления охраной окружающей среды и природопользованием, разработку действенной системы минимизации негативного воздействия на окружающую среду.
Атмосферный воздух. Рост городов, развитие промышленности, увеличение количества автомобильного транспорта в сочетании с отставанием развития соответствующей современной дорожно-транспортной инфраструктуры обусловливают интенсивное увеличение массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Сосредоточение основного производственного потенциала республики в крупных городах, таких как Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Заинск, Бугульма и др., а также устойчивый рост числа автотранспортных средств в последние 10 лет являются причинами возникновения в воздушном бассейне повышенных концентраций загрязняющих веществ: оксидов азота, оксидов углерода, формальдегида, бензапирена и др. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в г.Казани характеризуется как "высокий", а в г.Набережные Челны и г.Нижнекамске - как "очень высокий". Большая часть выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (86%) приходится на топливный, химический, нефтехимический и теплоэнергетический комплексы. Степень улавливания загрязняющих веществ от стационарных источников в целом по Республике Татарстан составляет 56,7%. Именно загрязнение атмосферного воздуха является одним из главных факторов риска для здоровья населения.
Значительную долю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляют выбросы от автотранспорта. Общий валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу в 2006 году от автотранспортных средств, находящихся в государственной и иных формах собственности, составил 43,5% от общего объема выбросов по республике. В некоторых городах выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспортных средств превышали таковые от стационарных источников. Так, в г.Казани доля выбросов от автотранспорта составила 74,7%, в г.Бугульме - 73,9%, в г.Альметьевске - 47,6%, в г.Набережные Челны - 76,8%, в г.Чистополе - 82,6%. Проверки показывают, что до 12% автомобилей эксплуатируются с превышением норм по токсичности отработавших газов. Однако вопрос перевода автотранспорта на экологически безопасные виды топлива в целом по республике остается нерешенным.
Качество атмосферного воздуха городских территорий во многом зависит от состояния зеленых насаждений общего пользования - садов, скверов, бульваров, парков, городских лесов. Анализ показывает, что зеленый фонд и зеленое хозяйство во многих городах находятся в неудовлетворительном состоянии. Так, уровень озеленения столицы Республики Татарстан составляет всего 26% при норме для крупного промышленного центра 55%. Подобная ситуация отмечается и в других крупных городах республики.
В соответствии с Федеральным законом от 04.11.2004 N 128-ФЗ "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата" в республике ведутся работы по реализации положений Киотского протокола.
По результатам предварительно проведенной инвентаризации, которая требует уточнения, общий выброс газов в Республике Татарстан с прямым парниковым эффектом превышает 130,0 млн.тонн СО2-эквивалента в год.
Наиболее существенный вред наносят:
установки для сжигания топлива организаций, учреждений и предприятий - свыше 89,0 млн.тонн СО2-эквивалента в год;
дорожный транспорт - свыше 21,0 млн.тонн СО2-эквивалента в год;
теплоэлектростанции, районные отопительные системы и установки с попутным получением энергии - свыше 17,0 млн.тонн СО2-эквивалента в год.
Наибольший вклад в суммарные выбросы парниковых газов по Республике Татарстан вносят такие предприятия, как ОАО "Генерирующая компания" ОАО "Татэнерго", республиканское производственное объединение "Таткоммунэнерго", ОАО "Нижнекамский завод технического углерода", ОАО "Казаньоргсинтез", ОАО "Татнефть", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Нижнекамскшина", ОАО "Казанская теплосетевая компания" и др.
Водные ресурсы являются важнейшей средообразующей составляющей жизни общества, определяющей его социальное, экологическое и экономическое благополучие. Зарегулирование стока рек Волги, Камы, Степного Зая привело к изменению гидрологического режима на территориях водосборных бассейнов, в условиях возрастающей химической нагрузки на водные и наземные экосистемы изменились их состав и структурно-функциональная организация. Деформация и разрушение экосистем в речных бассейнах приводят к загрязнению водных объектов и изменению структурно-функциональной организации водных экосистем, а сведение лесов - к изменению режима стока и увеличению эрозии и стока наносов, к заилению малых рек. Землепользование в охранных зонах водных объектов и мероприятия по задержанию стока путем создания прудов также приводят к загрязнению водоемов. Качество вод в основных водных источниках остается неудовлетворительным, что актуализирует задачу внедрения передовых технологий водоочистки и водоподготовки, а также обеспечения резервного водоснабжения населения из защищенных подземных источников в периоды чрезвычайных ситуаций.
В последние годы достигнуто сокращение на 175 млн.куб.метров, или на 19%, фактического объема водопотребления из поверхностных и подземных источников за счет внедрения систем оборотного и повторного использования воды на промышленных предприятиях, рационального водопользования с переходом на приборный учет забора и расходования воды, снижения водопользования для нужд нефтедобычи, выработки электроэнергии, орошения сельхозугодий. Однако наряду с положительными тенденциями отмечаются и отрицательные - увеличение потерь воды при транспортировке, связанное с неудовлетворительным состоянием водопроводных сетей.
Одним из негативных факторов изменения гидрохимического состояния поверхностных водных объектов является их прямое загрязнение сточными и ливневыми водами. Сброс недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты Республики Татарстан составляет около 75%, нормативно-чистых без очистки - около 20% и загрязненных без очистки - около 4%. С загрязненными сточными водами в поверхностные водоемы республики ежегодно поступает свыше 6 тыс.тонн взвешенных веществ. Наибольший вклад в загрязнение водных объектов вносят предприятия жилищно-коммунального хозяйства, химической и нефтеперерабатывающей промышленности.
Степень очистки сточных вод, отводимых в водные объекты, находится в прямой зависимости от эффективности работы очистных сооружений. В целом по республике эффективность работы очистных сооружений в 2006 году составляла 40-90% по причине использования устаревших технологий и неудовлетворительного производственного контроля.
Другим негативным фактором воздействия на поверхностные водные объекты является неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений, большая часть которых находится в неудовлетворительном или аварийном состоянии, является объектами повышенной опасности и создает угрозу затопления и подтопления населенных пунктов и производственных объектов.
Важным фактором, влияющим на состояние поверхностных вод Республики Татарстан, является также перенос загрязнений с территорий сопредельных субъектов Российской Федерации.
Подземные воды занимают значительное место в водоснабжении населения республики питьевой водой. Рост техногенного влияния на геологическую среду приводит к весьма существенным изменениям ее составных элементов, в частности состава и качества подземных вод.
Особенно сложная ситуация с ухудшением экологической обстановки сложилась в результате длительной нефтегазодобывающей деятельности на юго-востоке Республики Татарстан. Гидрогеоэкологическая обстановка нефтедобывающего региона Республики Татарстан относится к очень сложной в силу того, что эколого-геологическая среда формируется под влиянием природных геологических процессов и сложного комплекса факторов техногенного характера. Анализ данных мониторинга подземных вод показал, что в последние 30 лет основным фактором формирования химического состава подземных пресных вод основных водоносных комплексов разреза региона стал техногенный (нефтегазодобывающая и сельскохозяйственная деятельности, бытовые отходы). Из 330 обнаруженных в республике очагов загрязнения почти половина сосредоточена в Азнакаевском, Альметьевском, Бугульминском, Лениногорском, Бавлинском и Сармановском районах. Большинство очагов загрязнения подземных вод хлоридами находится в Азнакаевском, Альметьевском, Лениногорском, Бавлинском и Сармановском районах. Наибольшее количество (22%) очагов загрязнения подземных вод нитратами выявлено в Азнакаевском, Альметьевском, Бугульминском, Аксубаевском, Тетюшском и Тукаевском районах.
Экзогенные геологические процессы. Территория республики характеризуется развитием широкого спектра экзогенных геологических процессов, из которых карстовые, оползневые и абразионные являются опасными. Оценка и прогноз их опасности является важной государственной проблемой, так как ущерб от их проявления не снижается, а ежегодно возрастает. Это связано с интенсификацией землепользования и с непрерывно возрастающей техногенной нагрузкой на окружающую среду. Эта нагрузка приводит к резкой активизации естественных и формированию техногенно обусловленных геологических процессов, которые приобретают особую значимость на территориях городов, крупных промышленных и инженерных объектов.
Почвы, земельные ресурсы. Хозяйственная деятельность привела к увеличению площадей нарушенных земель, потере их плодородия и продуктивности почв, массовому развитию эрозионных процессов. Одним из серьезных антропогенно обусловленных изменений агрофизических свойств почв на территории республики является сокращение гумусного горизонта пахотных почв (в среднем 3-4 см за последние 20 лет) и содержания гумуса в почвах (в среднем на 10-12%). В окрестностях крупных промышленных узлов (гг.Казань, Зеленодольск, Нижнекамск, Заинск, Менделеевск, Альметьевск, Набережные Челны и в районах нефтедобычи) почвы загрязнены тяжелыми металлами и нефтепродуктами.
В последние годы происходит переуплотнение пахотного и подпахотного слоев почв, что способствует выносу значительной части удобрений, пестицидов, ядохимикатов в речную сеть. Этому способствует также водная эрозия, которой подвержено более трети площади всех сельскохозяйственных угодий республики. Одним из наиболее наглядных явлений разрушения почв является образование оврагов. Интенсивное освоение лесных территорий привело к фрагментации лесных массивов, к значительному замещению коренных хвойных и широколиственных формаций вторичными мелколиственными и вариантами деградированных пастбищных лугов.
Существенный вклад в экономику республики вносит животноводческая отрасль. Вместе с тем высокая численность поголовья скота и концентрация его в пределах крупных животноводческих комплексов, наличие крупных птицеводческих фабрик обусловливает появление существенной проблемы - загрязнение почвенного покрова отходами их производственной деятельности. Вместе с тем в республике не внедрена система комплексной переработки животноводческих отходов с использованием современных технологий.
Перевод земледельческой отрасли на систему ресурсо- и энергосбережения обусловил потребность в увеличении использования в сфере сельскохозяйственного производства химических средств защиты растений. Несмотря на то, что практическое применение в настоящее время находят современные формы препаратов с низкими дозами их внесения в почву, проблема пестицидного загрязнения объектов окружающей среды продолжает оставаться актуальной. Кроме того, на территории республики остается некоторое количество пестицидов и агрохимикатов с истекшим сроком годности, запрещенных к применению, хотя в последний год имеет место тенденция к сокращению случаев их выявления.
Условия хранения препаратов зачастую далеки от регламентированных, вследствие чего непригодные к использованию пестициды продолжают оставаться источниками загрязнения окружающей среды и представлять угрозу экологической безопасности республики.
Биоразнообразие и охраняемые природные территории. В последние десятилетия отмечается снижение устойчивости естественных природных комплексов к антропогенному давлению. Значительному негативному воздействию подвергается биологическое разнообразие, главным образом, в результате уничтожения лесов, эрозии почв, загрязнения водоемов, атмосферного воздуха, лесных пожаров, добычи полезных ископаемых, увеличения рекреационной нагрузки. Площадь, занимаемая лесами республики (1225,7 тыс.га), практически вдвое ниже оптимальной лесной площади для нашей природной зоны.
Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) являются в республике основным инструментом эффективного сохранения биоразнообразия, однако они составляют лишь 2,2% общей площади территории Татарстана, что крайне недостаточно для предотвращения опасных тенденций, ведущих к разрушению популяций ряда видов животных и растений.
Отходы производства и потребления являются серьезным фактором негативного воздействия на окружающую среду и население, но в то же время - источником вторичных материальных и энергетических ресурсов. Ежегодное увеличение объемов образования отходов, составляющее 4-6%, требует принятия эффективных мер по организации их переработки и утилизации в целях получения материальных и энергетических ресурсов. В связи с этим актуальным для республики является вопрос организации селективного сбора отходов, утилизации нефтешламов, отходов животноводства, обезвреживания биологических, медицинских отходов.
Специфической проблемой, связанной с животноводством, является необходимость утилизации падших животных. Данный вопрос актуален в плане появления и закрепления в популяции сельскохозяйственных животных и птиц опасных, в том числе и для здоровья человека, инфекций, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия республики.
Остро стоит также проблема утилизации многотоннажных отходов городских очистных сооружений - осадков сточных вод, содержащих значительные количества соединений тяжелых металлов и токсичных органических соединений. Промышленные отходы, включая высокотоксичные, в ряде случаев складируются и хранятся без соблюдения соответствующих экологических норм и требований.
На территории республики ежегодно в целях защиты растений от болезней, вредителей и сорняков используются пестициды в пределах 110 наименований (гербициды, инсектициды, фунгициды и др.).
Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий складами выглядит следующим образом: на 3874 сельхозформирования (700 укрупненных агрофирм и 3174 фермерских хозяйства) приходится 840 складов (76%) объемом 657,4 тонны, из них типовых - менее 20%, остальные приспособленные, не отвечающие требованиям природоохранного законодательства и не имеющие санитарных паспортов на их эксплуатацию.
Не до конца решена проблема утилизации пестицидов с истекшим сроком годности и запрещенных для применения пестицидов.
Радиационное загрязнение окружающей среды. В ряде районов республики образовались локальные радиационные аномалии как на территории предприятий, где проводились работы с использованием радиоактивных веществ и сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, так и в населенных пунктах. В настоящее время представляют опасность значительные количества производственных отходов, образованных при ликвидации радиационных аномалий на территории ОАО "Химзавод им.Л.Я.Карпова" в г.Менделеевске, и находящихся на складе временного хранения радиоактивных отходов. Радиационные проблемы характерны и для территорий нефтедобычи: до 30% оборудования нефтегазодобывающего комплекса загрязнены радиоактивными элементами; мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на поверхности земли на территориях товарных парков и в местах захоронения отходов достигает 4-6 микрорентген в час. Кроме того, в ряде районов республики имеются территории общей площадью более 170 кв.км, загрязненные локальными выпадениями радионуклидов после катастрофы на Чернобыльской АЭС, с уровнем загрязнения почвенного покрова цезием-137 от 1 до 5 Кюри на квадратный километр.
Состояние здоровья населения. Здоровье человека определяется сложным воздействием целого ряда факторов: наследственностью, образом и качеством жизни, а также качеством окружающей среды. Вклад этих факторов в возникновение и развитие заболеваний населения неодинаков и зависит как от конкретного вида фактора, так и от их сочетанного (кумулятивного) повреждающего воздействия. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения и ученых России, 23% всех заболеваний и 25% всех случаев рака обусловлены воздействием факторов окружающей среды. В крупных городах России вклад реальных нагрузок на состояние здоровья населения составляет в отношении социальных факторов и образа жизни 30,5%; городской и внутрижилищной среды - 16%; производственной среды - 18,5%; биологических факторов - 11%. По данным последних десятилетий, для Республики Татарстан характерно существенное снижение естественного прироста населения из-за высокого уровня смертности, который сопровождался низкими показателями рождаемости, высокой смертностью среди трудоспособного населения и значительным увеличением социально значимой патологии.
В связи с этим снижение риска здоровью населения включает в себя выявление и оценку роли факторов окружающей среды в нарушении здоровья человека, а также количественную характеристику зависимости вредных эффектов от уровней воздействия конкретных факторов.
4. Цели и задачи Концепции
Основной целью Концепции является определение основных направлений обеспечения качества окружающей среды, защищенности природных систем и интересов общества от опасностей, возникающих в результате техногенных воздействий и негативных природных факторов.
Для достижения этой цели необходимо комплексное, системное и целенаправленное решение следующих основных задач:
1) в сфере улучшения качества окружающей среды:
обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения Республики Татарстан;
улучшение качества атмосферного воздуха и поверхностных вод;
снижение показателей негативного воздействия на окружающую среду (объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязненных сточных вод в водные объекты, размещение отходов) действующими хозяйствующими субъектами до нормативного уровня;
предотвращение негативных последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных, совокупных, косвенных, глобальных экологических последствий;
вывод экологически опасных объектов за пределы муниципальных образований;
обеспечение минимально возможного уровня риска возникновения техногенных катастроф и аварий;
создание препятствий для биологического загрязнения природной среды за счет инвазии заносных видов животных и растений;
2) в сфере охраны здоровья населения, подверженного неблагоприятному влиянию факторов среды обитания:
снижение и предотвращение риска вредного влияния на здоровье населения факторов среды обитания, прежде всего химического загрязнения;
обеспечение населения республики качественной питьевой водой;
создание условий и механизмов обеспечения населения экологически чистой продукцией, осуществление действенного контроля за ввозом, производством и оборотом продуктов питания, полученных из генетически модифицированных форм;
расширение использования экологически чистых природных территорий для организации оздоровления и отдыха населения;
3) в сфере рационального использования природных ресурсов:
поддержание и развитие действующего минерально-сырьевого комплекса, обеспечение полноты использования природных ресурсов, их комплексной переработки;
управление поиском, разведкой месторождений и их эксплуатацией с целью минимизации ущерба, наносимого природной среде при разведке и добыче полезных ископаемых, рекультивация нарушенных земель, реабилитация загрязненных территорий;
внедрение энерго-, ресурсосберегающих и малоотходных технологий, вовлечение в производство отходов производства и потребления, организация их переработки;
внедрение комплексного природопользования, включая экологически обоснованные методы использования земельных, водных, лесных ресурсов;
охрана почв от истощения, разрушения, загрязнения, повышение качества и продуктивности почв;
4) в сфере восстановления природных комплексов и охраны биоразнообразия:
сохранение и восстановление природных комплексов, в том числе воспроизводство лесов и биологического разнообразия растительного и животного мира;
создание экологического каркаса территории Республики Татарстан;
расширение площади особо охраняемых природных территорий и использование их в качестве рекреационных зон;
создание и развитие интегрированной системы экологического и социально-гигиенического мониторинга, мониторинга потенциально опасных объектов;
комплексная оценка территории, выявление экологически неблагоприятных зон;
развитие регионального нормирования и установление единых требований к хозяйствующим субъектам;
развитие нормативно-правовой базы в области экологической безопасности, обеспечение реализации нормативно-правовых актов;
создание и поддержка информационных ресурсов в области экологической безопасности, создание региональной специализированной экологической геоинформационной системы Республики Татарстан;
использование методологии оценки и управления рисками влияния на здоровье населения и состояние экосистем факторов среды обитания при принятии управленческих решений по обеспечению экологической безопасности;
создание эффективной системы предупреждения, снижения рисков и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, природно-антропогенного и антропогенного характера;
повышение экологической безопасности продукции и услуг предприятий и организаций на потребительском рынке Республики Татарстан;
повышение эффективности административного регулирования, государственного экологического и санитарно-эпидемиологического контроля;
обеспечение взаимодействия между федеральными и республиканскими органами государственной власти, призванными обеспечить экологическую безопасность в Республике Татарстан;
развитие методов экономического регулирования экологической безопасности, направленных на стимулирование природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов, увеличение объемов финансирования природоохранных мероприятий;
содействие внедрению предприятиями и организациями Республики Татарстан стандартов качества продукции и услуг, систем экологического менеджмента, системы добровольной сертификации и технического регулирования деятельности, оказывающей негативное воздействие на здоровье населения и окружающую среду;
обеспечение населения, органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, общественных организаций достоверной информацией о качестве окружающей среды, уровне экологической безопасности в Республике Татарстан;
развитие системы непрерывного экологического образования, повышение экологической культуры населения, уровня гражданского самосознания и активности в области обеспечения качества окружающей среды; повышение уровня знаний, профессиональной подготовки руководителей и специалистов-экологов.
Программа состоит из системы конкретных подпрограмм, постоянно корректируемых в зависимости от экологической и экономической обстановок.
Достижение поставленных задач должно осуществляться комплексно, взаимосвязанно и поэтапно с определением приоритетов. Для достижения поставленных задач предусматривается координация разрабатываемых подпрограмм, задач с международными, федеральными, бассейновыми, региональными и иными программами, направленными на обеспечение экологической безопасности и устойчивого развития планеты, страны, региона.
5. Основные этапы и направления деятельности по обеспечению
экологической безопасности
Экологическая безопасность должна обеспечиваться развитием производства в пределах, не превышающих емкости экологических систем и не приводящих к ухудшению состояния окружающей среды.
Практическая реализация основных направлений Концепции должна осуществляться в три основных этапа: первый - 2007-2008 годы, второй - 2009-2011 годы и третий этап - 2012-2015 годы.
Первый этап включает в себя:
разработку и начало реализации республиканской целевой комплексной программы экологической безопасности Республики Татарстан до 2015 года;
разработку и реализацию республиканской программы экологического образования, воспитания и просвещения населения Республики Татарстан до 2015 года;
развитие и повышение эффективности системы мониторинга состояния окружающей среды, обеспечение постоянного контроля качества всех ее компонентов;
совершенствование действующей законодательной и нормативной базы, направленной на формирование и эффективное использование системного инструментария обеспечения экологической безопасности республики - нормирования качества окружающей среды и уровня допустимого воздействия на нее, государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля и экономического механизма природопользования;
внедрение на предприятиях систем экологического менеджмента, их сертификацию и периодическую ресертификацию в связи с изменением нагрузки на окружающую среду;
обеспечение эффективного взаимодействия и координации деятельности федеральных и республиканских органов государственной власти, а также муниципальных органов в сфере экологической безопасности.
Второй этап включает в себя:
минимизацию главных факторов и источников экологической опасности на территории республики и их негативного воздействия на окружающую среду;
развитие системы экологического менеджмента на предприятиях как гаранта экологически ориентированного функционирования производства;
разработку республиканской модели управления экологической безопасностью на республиканском, муниципальном, отраслевом и объектном уровнях.
Третий этап включает в себя:
дальнейшее совершенствование республиканской системы экологической безопасности путем оптимизации сети государственного экологического мониторинга состояния окружающей среды, региональной модели управления экологической безопасностью на республиканском и муниципальном уровнях;
совершенствование системы экологического мониторинга;
достижение критериальных (нормативных) показателей экологической безопасности;
эффективное и полное использование законодательного и нормативного инструментария обеспечения экологической безопасности республики;
дальнейшее совершенствование и повышение эффективности взаимодействия и координации деятельности федеральных и республиканских органов государственной власти, а также муниципальных органов в сфере обеспечения экологической безопасности.
6. Становление и совершенствование республиканской системы
экологической безопасности
Система экологической безопасности как комплекс взаимосвязанных мер, обеспечивающих постоянную сбалансированность реальных интересов социально-экономического и промышленного развития Республики Татарстан с требованиями экологической безопасности, является важнейшей составной частью долгосрочной экологической политики и национальной безопасности. Начиная с 90-х годов прошлого века до настоящего времени экологическая политика Республики Татарстан формировалась на базе федеральных и республиканских нормативно-правовых актов, актов международного права и высокого научно-технического потенциала республики. Характерной ее особенностью в последнем десятилетии стала перестройка с директивного нормирования на механизмы правого, экономического и экологического регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования. В республике созданы основные элементы механизма возмещения и предотвращения ущерба природной среде. Однако интенсивное индустриальное и аграрное освоение природных ресурсов региона диктует необходимость дальнейшего совершенствования республиканской государственной экологической политики, создания региональной модели управления экологической безопасностью, внешних и внутренних условий и предпосылок для ее активизации и обоснования направлений деятельности по отработке механизмов ее функционирования.
Принципы построения региональной системы экологической безопасности Республики Татарстан основаны на организационной целостности, соподчиненности, преемственности и взаимосвязанности в организации работы, последовательности в реализации основных направлений деятельности и мероприятий по обеспечению экологической безопасности.
Учитывая многофакторность целей и задач всей системы обеспечения экологической безопасности, в качестве главного условия ее эффективного функционирования должна быть обозначена координация деятельности, которая реализуется посредством организационно-управленческих мероприятий.
В качестве основных программных мероприятий можно выделить:
совершенствование государственной экологической политики и системы управления обеспечением экологической безопасности;
развитие и совершенствование системы экологического мониторинга;
повышение конструктивной и эксплуатационной экологической безопасности производственных и природоохранных объектов, техники и оборудования, материалов, транспортных средств, производственных процессов и технологий;
совершенствование и повышение эффективности нормирования воздействия на окружающую среду;
совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения экологической безопасности;
научно-исследовательское и опытно-конструкторское сопровождение мероприятий по обеспечению экологической безопасности;
развитие и совершенствование системы непрерывного экологического образования населения.
7. Организационная модель республиканской системы
экологической безопасности
Органом государственной власти Республики Татарстан, ответственным за создание условий эффективного функционирования и развития системы экологической безопасности, является Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, основная функция которого - государственное регулирование деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций в сфере обеспечения экологической безопасности.
При решении задач по обеспечению экологической безопасности Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан взаимодействует с:
Академией наук Республики Татарстан;
Комитетом по экологии, природным ресурсам и землепользованию Государственного Совета Республики Татарстан;
Министерством экономики Республики Татарстан;
Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан;
Управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Татарстан;
Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Татарстан;
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан;
Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан;
Отделом водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления;
Министерством внутренних дел по Республике Татарстан;
Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан;
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан;
Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;
Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;
Управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан;
Министерством образования и науки Республики Татарстан;
Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан;
главами и исполнительными комитетами муниципальных образований;
отраслевыми институтами, вузами Республики Татарстан;
предприятиями и организациями Республики Татарстан;
политическими партиями, общественными объединениями и конфессиями;
средствами массовой информации.
В целях обеспечения эффективной координации деятельности элементов организационной модели республиканской системы экологической безопасности в структуре Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан необходимо рассмотреть возможность создания центра мониторинга и управления экологической безопасностью в Республике Татарстан.
В обобщенном виде источниками финансирования системы экологической безопасности являются как бюджетные, так и внебюджетные средства.
Показатели и критерии экологической безопасности.
В целях эффективного планирования и реализации комплексных мероприятий по обеспечению экологической безопасности республики необходимо разработать систему индикаторов и критериев экологической безопасности региона. Данная система должна обеспечивать возможность:
осуществления сравнительного анализа степени экологической безопасности районов;
определения наиболее опасных для республики видов техногенного воздействия;
выявления "критических" групп реципиентов;
прогнозирования экологической безопасности республики в случае изменения структуры промышленного производства и изменения исходных территориальных характеристик;
использования экологических и эколого-экономических оценок в управлении промышленным производством республики.
Исходя из основных задач, для характеристики экологической безопасности Республики Татарстан целесообразно использовать следующие группы показателей:
показатели качества окружающей среды;
показатели техногенного воздействия на окружающую среду;
эффективность использования природоохранного оборудования;
показатели эффективности использования и воспроизводства природных ресурсов, в том числе сбора и переработки вторичных материальных ресурсов;
оценки экологических рисков;
эколого-экономические показатели, отражающие стоимостной аспект региональной экологической безопасности.
Индикативные значения показателей оценки экологической безопасности (критерии) необходимо устанавливать либо на уровне нормативных величин, определенных действующим законодательством, либо на уровне, достигнутом в развитых странах, либо по результатам экспертной оценки исходя из мероприятий, запланированных на перспективу.
Показатели качества окружающей среды включают комплексные характеристики химического загрязнения различных сред: атмосферного воздуха, почвы и поверхностных вод.
Показатели негативного воздействия на окружающую среду включают суммарные объемы фактических выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, а также размещения отходов.
Эффективность использования природоохранного оборудования выражается в виде доли уловленных загрязняющих веществ в общей массе выбросов в атмосферный воздух и сбросов сточных вод. Планируемые значения этих показателей могут быть установлены с учетом перспектив наращивания мощностей газоочистных установок и ввода в эксплуатацию новых очистных сооружений.
Показатели эффективности использования и воспроизводства природных ресурсов характеризуют экологическую приемлемость используемых в республике технологий с точки зрения их ресурсоемкости, энергоемкости и удельной нагрузки на окружающую среду. В эту группу показателей входят: удельное водопотребление на душу населения, энергоемкость валового регионального продукта, а также удельные количества выбросов, сбросов, образования отходов, приходящиеся на 1 млн.рублей внутреннего регионального продукта.
Для оценки эффективности ресурсосбережения в эту группу показателей необходимо включить показатель комплексности использования водных ресурсов, представляющий собой долю оборотного и повторного использования воды от общего объема водопотребления, а также показатель эффективности переработки промышленных и бытовых отходов, представляющий собой долю перерабатываемых и вывозимых за пределы республики на переработку отходов от общей массы их образования.
Эколого-экономические показатели отражают стоимостной эффект региональной экологической безопасности, в том числе:
соотношение объема инвестиций в природоохранную деятельность и объема инвестиций в основной капитал;
величину предотвращенного ущерба в результате осуществления мероприятий по обеспечению экологической безопасности, государственного экологического контроля и охраны биологических ресурсов;
величину ущерба, наносимого окружающей среде;
величину платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Предложения по разработке многофункционального критерия и численные значения показателей экологической безопасности, определенные методом экспертных оценок с учетом планирования и реализации конкретных мероприятий, должны быть включены в проект республиканской целевой программы "Экологическая безопасность Республики Татарстан на 2007-2015 годы".
8. Реализация Концепции
Основным принципом реализации Концепции является развитие и наращивание экономического и производственного потенциала республики без снижения качества окружающей среды, стабильности природных систем и нарушения экологического баланса.
В рамках реализации Концепции должно быть обеспечено комплексное и системное решение следующих основных задач:
совершенствование системы государственного управления в сфере обеспечения экологической безопасности;
внедрение систем экологического менеджмента на основе международных стандартов;
обеспечение эффективного взаимодействия федеральных и республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере обеспечения экологической безопасности;
устойчивое повышение качества окружающей среды и обеспечение безопасной среды обитания, включая улучшение качества атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод за счет снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты, размещения отходов хозяйственной и иной деятельности до нормативного уровня; недопущение ввода в действие новых объектов хозяйственной и иной деятельности с превышением нормативов предельно допустимого воздействия на воздушный и водный бассейны; предотвращение негативных последствий хозяйственной деятельности, учет отдаленных, совокупных, косвенных, глобальных экологических последствий; вывод экологически опасных объектов за пределы муниципальных образований, обеспечение минимально возможного уровня риска возникновения техногенных катастроф и аварий;
сохранение природных ресурсов и сбалансированное развитие природно-сырьевой базы, включая обеспечение рационального и полного использования природных ресурсов, их комплексной переработки; минимизацию ущерба, наносимого природной среде при разведке и добыче полезных ископаемых, рекультивацию нарушенных земель, реабилитацию загрязненных территорий; широкое внедрение энерго- и ресурсосберегающих и малоотходных технологий, вовлечение в производство отходов производства и потребления, организацию их переработки; внедрение комплексного природопользования, включая экологически обоснованные методы использования земельных, водных, лесных ресурсов; охрану водных объектов, обеспечение устойчивого водопользования, повышение вклада подземных источников в обеспечение населения питьевой водой; охрану почв от истощения, разрушения, загрязнения, повышение их качества и продуктивности;
восстановление природных комплексов и сохранение биологического разнообразия, включая повышение лесистости территории республики, сохранение и восстановление природных комплексов и биологического разнообразия растительного и животного мира; создание экологического каркаса территории Республики Татарстан за счет расширения площади особо охраняемых природных территорий;
развитие интегрированной системы управления экологической безопасностью, включая разработку и реализацию муниципальных программ обеспечения экологической безопасности; развитие интегрированной системы экологического мониторинга, в том числе физических воздействий, мониторинга потенциально опасных объектов, особо охраняемых природных территорий и популяций редких и охраняемых видов животных и растений; комплексную оценку устойчивости территории, выявление экологически неблагоприятных зон; развитие системы регионального нормирования; развитие и ведение базы данных информационных ресурсов в области экологической безопасности, создание региональной специализированной информационно-аналитической эколого-геоинформационной системы регионального и муниципального уровня генерализации; развитие методологии оценки и управления рисками при подготовке и принятии управленческих решений по обеспечению экологической безопасности, создание эффективной системы предупреждения, снижения рисков и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, природно-техногенного и техногенного характера; развитие методов экономического регулирования экологической безопасности, направленных на стимулирование природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов, увеличение объемов финансирования природоохранных мероприятий; разработку и реализацию муниципальных и отраслевых программ обеспечения экологической безопасности; обеспечение населения, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений достоверной информацией о качестве окружающей среды, уровне экологической безопасности в Республике Татарстан; создание системы непрерывного экологического образования, повышение экологической культуры населения, уровня гражданского самосознания и активности в области обеспечения качества окружающей среды; повышение уровня знаний.
Главными условиями эффективной реализации Концепции являются:
полное и непротиворечивое правовое обеспечение Концепции;
комплексность оценки состояния окружающей среды и воздействия на нее объектов хозяйственной и иной деятельности как по видам воздействия, так и по оценке последствий произведенных воздействий;
эффективное взаимодействие и координация деятельности федеральных и республиканских органов государственной власти, а также муниципальных органов;
постоянный мониторинг и контроль за ходом выполнения программных мероприятий;
достаточный уровень финансового, материально-технического, научно-методического и профессионального обеспечения экологической безопасности.
В связи с этим механизм реализации Концепции должен включать в себя совокупность методов, которые могут быть разделены на три группы.
Основными методами снижения экологической опасности являются:
организационные, технические, технологические, санитарно-гигиенические мероприятия, снижающие прямые экологические опасности в ресурсной, производственной и социальной сферах;
разработка и применение прогрессивной системы природоохранных норм, регламентов, современных информационных технологий.
Методы управления экологической безопасностью включают в себя:
систему управленческих решений, направленных на обеспечение экологической безопасности;
правовое и информационное сопровождение деятельности по обеспечению экологической безопасности;
совершенствование взаимодействия и координации деятельности федеральных и республиканских органов государственной власти, а также муниципальных органов.
Поддерживающие методы снижения экологической опасности включают в себя:
расширение обеспечения населения информацией природоохранной направленности;
экологизация мировоззрения населения, совершенствование системы экологического образования, воспитания и просвещения на основе широкого внедрения принципов Хартии Земли.
Финансово-экономические методы - финансовое обеспечение с привлечением бюджетных средств всех уровней и внебюджетных источников. Совершенствование механизма экономической заинтересованности в обеспечении экологической безопасности.
8.1. Методы предупреждения и снижения экологических опасностей
С целью разработки конкретных мероприятий по нормированию и сокращению антропогенного воздействия на окружающую среду должен быть выделен комплекс мер по оптимизации антропогенной нагрузки, главными из которых являются:
снижение массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
сокращение массы сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в водоемы и на рельеф местности;
обеспечение населения качественной питьевой водой;
снижение риска возникновения экзогенных геологических процессов;
уменьшение количества образующихся отходов и мероприятия по их переработке, обезвреживанию и утилизации;
снижение уровня негативных физических воздействий и радиационного загрязнения.
Сокращение массы валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух должно быть обеспечено за счет технического перевооружения, реконструкции и модернизации производства, применения энергосберегающих технологий, позволяющих существенно снизить содержание загрязняющих веществ в отходящих газах, а также за счет использования высокоэффективных систем пылегазоочистки.
Особое внимание должно быть уделено снижению загрязнения атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта, включая меры по расширению использования экологически чистых видов моторного топлива, применению нейтрализаторов отработавших газов, оптимизации транспортных потоков в городах и населенных пунктах, выводу транзитного и грузового автомобильного транспорта из жилых микрорайонов.
Республика Татарстан имеет возможность продавать (переуступать) до 200 тыс.тонн СО2-эквивалента в год. Этот объем может ежегодно поглощаться лесными насаждениями при увеличении их площадей на 192 тыс.гектаров. В этом случае ежегодно можно увеличивать площадь лесов на 12,8 тыс.гектаров в течение 15 лет. Помимо экологического эффекта (уменьшения влияния парниковых газов) в Республике Татарстан повысится уровень комфортности проживания, один из показателей которого - процент площадей лесов - увеличится с 17,2% до 20,6%.
Сокращение массы сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты должно достигаться за счет внедрения водосберегающих технологий, расширения использования замкнутых схем водоснабжения, строительства и реконструкции современных биологических очистных сооружений, сбора и очистки поверхностного стока с территорий городов и населенных пунктов. Необходимо также обеспечить нормативное функционирование действующих систем очистки сточных вод.
Одновременно должна быть обеспечена безопасная и безаварийная эксплуатация трубопроводного транспорта, иловых карт, прудов-накопителей, содержащих токсичные сточные воды, сокращена вероятность аварий, сопровождающихся загрязнением поверхностных вод и почвы. Снижению антропогенной нагрузки на водные экосистемы должны способствовать также обеспечение удовлетворительного технического состояния гидротехнических сооружений, осуществление берегоукрепительных, противооползневых, противоэрозионных мероприятий.
Сокращение загрязнения почв должно достигаться за счет уменьшения пестицидной нагрузки на земли сельскохозяйственного назначения вследствие внедрения и широкого использования приемов рационализации применения пестицидов:
соблюдение принципа целесообразности и необходимости применения пестицидов, дифференцирования случаев, когда в формировании симптомов поражения сельскохозяйственных культур имеет место этиология не латентного характера;
правильный подход к выбору препарата на основе данных предварительного обследования фитопатологической экспертизы семян, изучения фитосанитарного состояния посевов;
неукоснительного соблюдения технологии применения препаратов, следование регламенту, соблюдение дозировки препарата;
применение биологических методов защиты растений, замена химических методов биологическими;
отмена химобработок на основании определения соотношения вредной и полезной энтомофауны.
В Республике Татарстан должны быть обеспечены следующие меры:
действенный контроль транспортировки, хранения и применения пестицидов, учет закупаемых и ввозимых пестицидов, проведение исследований препаратов на соответствие действующему веществу для исключения контрафактной продукции;
проведение инвентаризации пестицидов и агрохимикатов, создание банка данных об объектах хранения, условиях хранения и количестве пестицидов и агрохимикатов;
строительство районных и межрайонных пунктов химизации;
централизованный сбор пустой тары из-под использованных пестицидов и агрохимикатов;
использование остатков препаратов просроченных, но не запрещенных к применению после лабораторного определения процентного содержания действующего вещества и соответствующего пересчета дозировки.
Проблема обеспечения населения качественной питьевой водой может быть решена за счет интенсификации добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Возможность использования пресных подземных вод может быть определена после проведения поисковых и разведочных работ в административных районах, испытывающих дефицит воды питьевого качества.
Одновременно повышению качества подземных вод будет способствовать ликвидация старых нефтяных и гидрогеологических скважин, представляющих в настоящее время угрозу загрязнения подземных вод.
Сокращение объема образования и размещения отходов производства и потребления, создание условий для безопасного захоронения особо опасных отходов должно обеспечиваться за счет комплексного использования сырья на промышленных предприятиях, внедрения малоотходных технологий. Особое внимание должно быть уделено мерам по реформированию системы организации сбора, размещения, переработки и утилизации отходов производства и потребления, привлечению к этому виду деятельности предприятий малого бизнеса. Приоритетным направлением является разработка и реализация проектов по раздельному сбору и сортировке твердых бытовых отходов в городах республики. Должны быть предусмотрены меры по разработке и внедрению технологий по утилизации специфических видов отходов: осадков сточных вод очистных сооружений, отходов животноводческих и птицеводческих комплексов, а также биологических и медицинских отходов, представляющих собой особую опасность для населения.
Необходимо внедрить в практику сельского хозяйства новейшие научные способы по переработке отходов производства животноводческой отрасли с получением гуминовых удобрений и их дальнейшему использованию.
Важнейшей составляющей оптимизации техногенной нагрузки должно быть обеспечение безопасного функционирования потенциально опасных природных, природно-техногенных и техногенных объектов. Последнее должно быть достигнуто путем создания системы предупреждения чрезвычайных ситуаций, внедрения методов и прогнозов их возникновения, развития и ликвидации на республиканском, муниципальном и объектовом уровнях, осуществления мониторинга состояния безопасности потенциально опасных объектов, образования резервных фондов и организации структур для предупреждения, минимизации последствий чрезвычайных экологических ситуаций. Приоритетным является сокращение числа опасных техногенных объектов и вывод их из районов массовой жилой застройки. Предусматривается выполнить мероприятия по снижению радиационной опасности от природно-техногенных источников в районах нефтедобычи и медицинских процедур, опасности от чрезвычайных ситуаций на водных объектах, аварий на гидротехнических сооружениях, предотвращению и локализации лесных пожаров.
Мероприятия, направленные на улучшение качества окружающей среды, должны быть в приоритетном порядке реализованы на территориях с повышенной антропогенной нагрузкой и наибольшим негативным влиянием на здоровье населения, проживающего на этих территориях (города Нижнекамск, Казань, Набережные Челны, Заинск, Бугульма). Для этих городов должны быть разработаны территориальные нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду и обеспечено их выполнение всеми хозяйствующими субъектами, расположенными на этих территориях.
Кроме этого, необходимо реализовать комплекс мер по сохранению и восстановлению биологического разнообразия животного и растительного мира, включающий в себя озеленение городов и поселков, выделение парковых зон. Наиболее эффективной с точки зрения решения данной задачи является поддержка особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Республики Татарстан, обеспечение их устойчивого функционирования за счет использования современных методов сохранения генетического фонда и многообразия растительного и животного мира, обустройства границ государственных природных заказников регионального значения. Необходимо предусмотреть также расширение природно-заповедного фонда до научно-обоснованных норм, т.е. до 3% от общей площади республики.
Сохранение и восстановление биологического разнообразия растительного и животного мира должно обеспечиваться за счет реализации научно-обоснованных мер по их рациональному использованию и охране, включая меры по борьбе с браконьерством и незаконным промыслом. Этой же цели должно служить искусственное воспроизводство популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Значительная роль в решении указанных задач должна принадлежать ведению Красной книги Республики Татарстан.
8.2. Методы управления экологической безопасностью
Важнейшим механизмом реализации Концепции является система управленческих решений, принимаемых на разных уровнях государственного управления, в целях оптимизации антропогенной нагрузки на окружающую среду, оздоровления и восстановления среды обитания населения.
Система управления экологической безопасностью должна быть нацелена на решение следующих вопросов:
прогнозирование факторов экологической опасности, возникающих в ходе эволюции компонентов окружающей среды и человеческого общества;
выработка механизмов, технологий, методов выявления и предупреждения проявления факторов экологической опасности;
выработка механизмов, технологий и методов ликвидации последствий проявления факторов экологической опасности;
оценка эффективности работы действующей системы экологической безопасности и выработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Правовое обеспечение реализации Концепции должно осуществляться посредством:
активизации законотворческой деятельности в области обеспечения экологической безопасности на федеральном уровне в целях:
ликвидации многочисленных правовых коллизий и противоречий, содержащихся в действующем федеральном законодательстве, препятствующих решению задач обеспечения экологической безопасности,
четкого разграничения полномочий федеральных и региональных органов государственной власти в сфере обеспечения экологической безопасности и дальнейшей их передачи на уровень субъектов Российской Федерации,
принятия федеральных законов об экологической безопасности, о государственном экологическом контроле, об экологическом мониторинге, об экологическом образовании и др.
Важным направлением правового обеспечения экологической безопасности Республики Татарстан является развитие системы регионального нормирования воздействия на окружающую среду с учетом ее природных и территориальных особенностей.
Еще одним важнейшим фактором реализации Концепции является ее информационное обеспечение. Информационная база системы экологической безопасности республики должна включать в себя несколько модулей, логически дополняющих друг друга, в том числе:
комплексную экологическую оценку устойчивости территории республики, состоящую из выявления и оценки количественных и качественных параметров комплекса факторов экологической опасности, которые потенциально могут проявиться на оцениваемой территории, представляемой в виде комплекта карт, баз данных и кадастров (с использованием геоинформационных технологий);
экологический мониторинг и постоянный контроль качества окружающей среды (биотических и абиотических компонентов, воздуха, воды, почв, недр и т.д.);
анализ структуры техногенной нагрузки на территорию республики, отображающий пространственное соотношение объектов воздействия на окружающую среду и их комплексов на основе данных районирования природных компонентов окружающей среды и структуры техногенной нагрузки;
определение зон сверхнормативного воздействия на окружающую среду;
совершенствование информационной системы природопользования Республики Татарстан.
9. Научно-техническое обеспечение Концепции
Важным условием реализации комплекса мер, предусмотренных Концепцией, является развитие фундаментальных и прикладных исследований в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Важнейшим механизмом, реализуемым Академией наук Республики Татарстан по консолидации научного сообщества на решение актуальных экологических проблем республики, является развитие исследований по направлению "Научное обоснование экологической безопасности Республики Татарстан". Это направление соответствует приоритетному направлению развития науки, технологий и техники Российской Федерации "Рациональное природопользование", а проблемы, решаемые в рамках данного направления, входят в Перечень критических технологий Российской Федерации.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы целью указанного научного направления является развитие фундаментальных и прикладных исследований по научному обоснованию экологической безопасности Республики Татарстан на уровне отдельных промышленных предприятий, производственных комплексов и территорий.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие важнейшие задачи.
В области охраны окружающей среды и здоровья населения: выявление особенностей формирования и прогнозирование развития эколого-гигиенической обстановки и изменения состояния здоровья населения под воздействием комплекса неблагоприятных факторов среды обитания; разработка комплекса приоритетных эколого-гигиенических и медико-социальных мероприятий для снижения токсикогенного и канцерогенного риска здоровью населения и профилактики заболеваемости населения.
В области экологического мониторинга и нормирования техногенных нагрузок: совершенствование научных основ и развитие Единой системы мониторинга окружающей среды на всей территории Республики Татарстан (далее - ЕСМ РТ), включая мониторинг биотических и абиотических компонентов окружающей среды, парниковых газов и биоресурсов; ранжирование территорий по степени нарушенности экосистем; разработка новых подходов к научному обоснованию системы взаимосвязанных экологических нормативов для компонентов экосистем, внедрение передовых методов нормирования техногенных нагрузок на окружающую среду и определение научно обоснованных экологических требований к хозяйствующим субъектам; совершенствование, разработка и внедрение в практику ЕСМ РТ современных, в том числе высокочувствительных автоматизированных, методов контроля и скрининга органических и неорганических токсикантов в природных объектах, оценки опасности новых материалов.
В области воздействия производства на окружающую среду и здоровье населения:
в сфере промышленной экологии: разработка новых технических решений и инновационных технологий в областях производства, традиционно небезопасных для окружающей среды (нефтедобыча, химическая промышленность, автомобильный транспорт, энергетический, машиностроительный, сельскохозяйственный комплексы), и минимизация негативного воздействия на окружающую среду в условиях роста экономических показателей производства; создание научной базы для обеспечения экологической безопасности в сфере производства, комплексного использования сырья, создание системы управления отходами производства и потребления;
в сфере агроэкологии: научное обеспечение сохранения показателей экологического состояния агроэкосистем и плодородия почв в условиях достижения нового уровня интенсификации сельскохозяйственного производства путем внедрения новых технологий возделывания сельскохозяйственных культур и содержания животных; научное обеспечение производства нормативно чистой сельскохозяйственной продукции и обеспечение продовольственной безопасности республики; разработка научных основ повышения устойчивости генетического аппарата растений, животных и человека к внешним возмущениям.
В области математического моделирования, прогноза и управления охраной окружающей среды и природопользованием: развитие теоретических основ и реализация достижений математического моделирования для создания моделей поведения загрязняющих веществ в окружающей среде, моделей отклика природных биогеоценозов на антропогенные нагрузки, моделей технических средств для ЕСМ РТ и инженерной экологии, создание рациональных схем охраны окружающей среды и природопользования с учетом закономерностей взаимодействия природы и общества; совершенствование методов и инструментов управления природоохранной деятельностью.
В области радиационной безопасности: разработка подпрограммы радиационного мониторинга окружающей среды, в том числе мониторинга загрязненных радионуклидами объектов на территории Республики Татарстан; нормализация радиационной обстановки, проведение комплекса гидрогеологических изысканий, моделирование и прогнозирование миграции радионуклидов, выявление защитных свойств природных барьеров, препятствующих миграции радионуклидов, определение территорий радиационного загрязнения.
В области снижения техногенных и природных рисков, безопасности жизнедеятельности и защиты в чрезвычайных ситуациях: научное обоснование и разработка стратегических планов обеспечения защищенности производственных объектов, технических сооружений, объектов инфраструктуры, территорий, муниципальных образований и населения Республики Татарстан от угроз техногенного и природного характера; создание информационно-аналитических систем на основе ГИС-технологий (геоинформационные системы), создание системы поддержки принимаемых решений в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание новых методов, средств и системы защиты среды обитания и человека в условиях чрезвычайных ситуаций, внедрение технических средств обнаружения опасных явлений.
В области сохранения биологического разнообразия и качества биологических ресурсов: развитие научных и прикладных основ охраны биологических ресурсов, разработка методик расчета экономической стоимости региональных непромысловых биоресурсов; разработка научно обоснованных мер по сохранению биологического разнообразия; выявление характера и темпов трансформации структурно-функциональной организации наземных и водных биологических систем в ключевых пунктах республики с различными формами антропогенного давления, в том числе масштабов иммиграции и роли вселенцев в изменении генофонда региональной флоры и фауны; научное обеспечение совершенствования природно-заповедного фонда республики, ведения Красной книги Республики Татарстан и Государственного реестра ООПТ Республики Татарстан.
В области экологического образования: научно-методическое обеспечение республиканской сети непрерывного экологического образования и экологической информации; подготовка программ и совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров, специалистов организаций и предприятий в области окружающей среды, рационального природопользования, безопасности жизнедеятельности и защиты в чрезвычайных экологических ситуациях; разработка и внедрение инновационных методов обучения.
10. Ожидаемые результаты
Достижение целей и решение задач Концепции планируется осуществить путем поэтапной реализации предусмотренных основными направлениями приоритетных мер в рамках Целевой комплексной программы экологической безопасности и природопользования Республики Татарстан на 2007-2015 годы, республиканских государственных целевых программ социально-экономического развития, экологических программ и планов действий, практической деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории республики или оказывающих услуги в сфере охраны окружающей среды и оздоровления населения, учебных и научных учреждений, а также общественных экологических организаций.
Этапность выполнения определяется промежуточными результатами, которые будут достигнуты до 2015 года.
На первом этапе реализации Концепции (2007-2008 гг.) планируется обеспечить дальнейшую стабилизацию негативного воздействия на окружающую среду путем создания условий для реализации всего комплекса мер, предусмотренных Концепцией, в том числе по законодательному, нормативно-правовому и информационному обеспечению экологической безопасности республики при эффективном взаимодействии федеральных, республиканских органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.
На втором этапе реализации Концепции (2009-2011 гг.) предполагается достижение устойчивого снижения негативного воздействия факторов загрязнения на окружающую среду и обеспечить экологическую безопасность в республике на уровне лучших показателей по Российской Федерации. Будет выполнен основной объем мер по обеспечению эффективного управления экологической безопасностью по всем направлениям реализации Концепции.
На третьем, завершающем, этапе реализации Концепции (2012-2015 гг.) прогнозируется достижение необратимых результатов по снижению негативного воздействия факторов загрязнения на окружающую среду и здоровье населения, создание условий для экологически безопасного устойчивого развития Республики Татарстан, обеспечение по отдельным показателям их соответствия уровню международных стандартов. Устойчивое и эффективное функционирование и развитие системы управления экологической безопасностью, формирование которой будет завершено к 2015 году, позволит достигнуть интегрированных показателей экологической безопасности в Республике Татарстан и противостоять экологическим угрозам для нынешнего и будущих поколений населения.
Намечаемые в Концепции меры по экологической безопасности прежде всего должны учитывать увеличение антропогенной нагрузки на окружающую среду в связи с увеличением доли использования мазута и угля в качестве топлива и предусматривать:
повышение эффективности использования энергии и сокращение энергоемкости экономики;
рациональное ведение лесного хозяйства и сохранение лесного фонда, балансирующего содержание парниковых газов в атмосфере;
развитие устойчивых форм сельского хозяйства, адаптированных к изменениям климата;
научную разработку и практическое внедрение возобновляемых видов энергии и инновационных экологически безопасных технологий;
проведение протекционистской налоговой и бюджетной политики и применение рыночных инструментов в целях экономического стимулирования деятельности по сокращению выбросов парниковых газов со стороны промышленного и транспортного секторов экономики;
использование экологически безопасных способов удаления и переработки отходов.
В целом Концепция экологической безопасности Республики Татарстан и механизм ее реализации должны стать основой для разработки республиканской целевой программы "Экологическая безопасность Республики Татарстан на 2007-2015 годы" применительно ко всем сферам хозяйственной деятельности и для создания стратегии устойчивого социального эколого-экономического развития республики на долгосрочный период.
Настоящая Концепция носит открытый характер и определяет основные стратегические направления обеспечения экологической безопасности Республики Татарстан до 2015 года, пути, механизмы и этапы ее реализации.
Концепция предполагает разработку и проведение широкого круга мероприятий органами государственной власти федерального и республиканского уровня, а также местного самоуправления, научными учреждениями, предприятиями и организациями, общественными объединениями и другими заинтересованными лицами, направленных на обеспечение экологической безопасности Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основной целью утвержденной Концепции является определение основных направлений обеспечения качества окружающей среды, защищенности природных систем и интересов общества от опасностей, возникающих в результате техногенных воздействий и негативных природных факторов.
Для достижения этой цели необходимо комплексное, системное и целенаправленное решение основных задач в сфере улучшения качества окружающей среды; в сфере охраны здоровья населения, подверженного неблагоприятному влиянию факторов среды обитания; в сфере рационального использования природных ресурсов; в сфере восстановления природных комплексов и охраны биоразнообразия.
Программа состоит из системы конкретных подпрограмм, постоянно корректируемых в зависимости от экологической и экономической обстановок.
Практическая реализация основных направлений Концепции должна осуществляться в три основных этапа: первый - 2007-2008 годы, второй - 2009-2011 годы и третий этап - 2012-2015 годы.
На первом этапе реализации Концепции планируется обеспечить дальнейшую стабилизацию негативного воздействия на окружающую среду путем создания условий для реализации всего комплекса мер, предусмотренных Концепцией, в том числе по законодательному, нормативно-правовому и информационному обеспечению экологической безопасности республики при эффективном взаимодействии федеральных, республиканских органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.
На втором этапе предполагается достижение устойчивого снижения негативного воздействия факторов загрязнения на окружающую среду и обеспечение экологической безопасности в республике на уровне лучших показателей по Российской Федерации. Будет выполнен основной объем мер по обеспечению эффективного управления экологической безопасностью по всем направлениям реализации Концепции.
На третьем, завершающем, этапе прогнозируется достижение необратимых результатов по снижению негативного воздействия факторов загрязнения на окружающую среду и здоровье населения, создание условий для экологически безопасного устойчивого развития Республики Татарстан, обеспечение по отдельным показателям их соответствия уровню международных стандартов. Устойчивое и эффективное функционирование и развитие системы управления экологической безопасностью, формирование которой будет завершено к 2015 году, позволит достигнуть интегрированных показателей экологической безопасности в Республике Татарстан и противостоять экологическим угрозам для нынешнего и будущих поколений населения.
Постановление КМ РТ от 3 сентября 2007 г. N 438 "Об утверждении Концепции экологической безопасности Республики Татарстан (на 2007-2015 годы)"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 35, 19 сентября 2007 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 августа 2023 г. N 967 настоящий документ признан утратившим силу с 10 августа 2023 г.