Постановление Конституционного суда Республики Татарстан
от 23 декабря 2008 г. N 32-П
"О проверке конституционности части второй статьи 15 Закона Республики Татарстан от 4 марта 2006 года N 16-ЗРТ "О государственных должностях Республики Татарстан" в связи с жалобой Х.Г. Каримова"
Именем Республики Татарстан
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н. Демидова, судей Д.А. Алкаевой, Ф.Н. Багаутдинова, А.Л. Васина, А.Г. Гатауллина, Л.А. Гусевой,
с участием гражданина Х.Г. Каримова, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителей Государственного Совета Республики Татарстан как стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, - заведующего отделом конституционного законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан Э.Р. Ишмаевой, ведущего специалиста-эксперта отдела организации назначения, перерасчета пенсий Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан Н.Ш. Тимергалиной, представителя Президента Республики Татарстан - заведующего отделом правовой экспертизы Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан М.Б. Сунгатуллина, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан Ш.Ш. Ягудина, полномочного представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан - заместителя начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л. Удачиной, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан Л.А. Валишина, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан Д.К. Крылова, представителя прокурора Республики Татарстан - начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Татарстан М.Х. Фатыхова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - ведущего специалиста-эксперта аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Р.Р. Муртазиной,
руководствуясь статьей 109 (часть 4) Конституции Республики Татарстан, частью пятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности части второй статьи 15 Закона Республики Татарстан от 4 марта 2006 года N 16-ЗРТ "О государственных должностях Республики Татарстан" (в редакции от 5 июля 2007 года и от 30 июля 2008 года).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина Х.Г. Каримова в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод положениями части второй статьи 15 Закона Республики Татарстан от 4 марта 2006 года N 16-ЗРТ "О государственных должностях Республики Татарстан", примененными в его конкретном деле. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителем положения Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Д.А. Алкаевой, объяснения сторон - гражданина Х.Г. Каримова и представителей Государственного Совета Республики Татарстан - Э.Р. Ишмаевой и Н.Ш. Тимергалиной, выступления приглашенных в заседание представителей: от Президента Республики Татарстан - М.Б. Сунгатуллина, от Государственного Совета Республики Татарстан - Ш.Ш. Ягудина, от Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан - Г.Л. Удачиной, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан - Л.А. Валишина, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - Д.К. Крылова, от прокурора Республики Татарстан - М.Х. Фатыхова, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - Р.Р. Муртазиной, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин Х.Г. Каримов с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод частью второй статьи 15 Закона Республики Татарстан от 4 марта 2006 года N 16-ЗРТ "О государственных должностях Республики Татарстан". Данными законодательными положениями предусмотрено, что доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма доплаты и базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности) составляла: при замещении государственной должности от одного года до трех лет - 55 процентов, свыше трех лет - 75 процентов расчетного месячного денежного вознаграждения по соответствующей должности; лицам, замещавшим государственные должности Республики Татарстан не менее 15 лет, либо замещавшим указанные должности свыше трех лет и имеющим стаж государственной службы в совокупности не менее 15 лет, доплата к пенсии устанавливается в размере 80 процентов расчетного месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Республики Татарстан.
Заявителю Х.Г. Каримову с 21 июня 2007 года были назначены трудовая пенсия по старости и доплата к данной пенсии согласно части второй статьи 15 Закона Республики Татарстан от 4 марта 2006 года N 16-ЗРТ "О государственных должностях Республики Татарстан" в размере 55 процентов расчетного месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Республики Татарстан. Как указывает заявитель, он в течение двух лет шести месяцев (с марта 1988 года по сентябрь 1990 года) замещал должность председателя Исполнительного комитета Мамадышского районного Совета народных депутатов Татарской АССР, которая в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 24 апреля 2003 года N УП-287 "О мерах по обеспечению реализации права на пенсию за выслугу лет лицами, замещавшими конституционные государственные должности Республики Татарстан, государственные должности Татарской АССР, Татарской ССР, Республики Татарстан и приравненные к ним должности" является государственной должностью Республики Татарстан. Кроме того, как отмечает заявитель, он имеет стаж государственной гражданской службы Республики Татарстан, продолжительность которого в совокупности с периодом замещения государственной должности Республики Татарстан составляет двадцать один год шесть месяцев.
Заявитель утверждает, что установленный ему размер доплаты к пенсии по старости значительно меньше размера пенсии за выслугу лет, которая могла бы быть ему назначена в соответствии со статьями 45 и 46 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан", поскольку размер пенсии за выслугу лет, согласно данным правовым нормам, определяется с учетом периодов замещения как государственных должностей Республики Татарстан, так и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан. По мнению заявителя, при стаже государственной службы продолжительностью двадцать один год шесть месяцев размер его пенсии за выслугу лет, устанавливаемой к трудовой пенсии по старости, составлял бы 69,5 процента от месячного денежного содержания по соответствующей государственной должности Республики Татарстан. С принятием Закона Республики Татарстан от 4 марта 2006 года N 16-ЗРТ "О государственных должностях Республики Татарстан" установлены, как утверждает заявитель, новые нормы расчета размера доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Татарстан, согласно которым при определении размера данной доплаты учитываются лишь периоды замещения государственных должностей Республики Татарстан и не предусмотрено включение в стаж лицам, замещавшим государственные должности от одного года до трех лет, к числу которых относится и заявитель, периодов работы в должностях государственной гражданской службы Республики Татарстан. Заявитель считает указанное правовое регулирование несправедливым, ухудшающим как его материальное положение, так и других лиц, замещавших государственные должности Республики Татарстан не более трех лет и имеющих, как и он, длительный стаж государственной гражданской службы Республики Татарстан.
В судебном заседании установлено, что в период после обращения заявителя в Конституционный суд Республики Татарстан Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан был произведен перерасчет назначенной ему доплаты к пенсии. В настоящее время гражданин Х.Г. Каримов получает доплату в размере 80 процентов месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Республики Татарстан, как это установлено абзацем вторым части второй статьи 15 Закона Республики Татарстан "О государственных должностях Республики Татарстан". Однако, несмотря на данное решение, заявитель настаивает на том, что оспариваемыми положениями, примененными в его конкретном деле, были нарушены его права, гарантированные статьями 54 (часть 1) и 58 (часть 2) Конституции Республики Татарстан, согласно которым каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
На этом основании гражданин Х.Г. Каримов просит Конституционный суд Республики Татарстан признать оспариваемые законодательные положения противоречащими Конституции Республики Татарстан.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются положения, закрепленные частью второй статьи 15 Закона Республики Татарстан от 4 марта 2006 года N 16-ЗРТ "О государственных должностях Республики Татарстан".
2. Оспариваемые заявителем Х.Г. Каримовым положения о доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Татарстан, относятся к числу законодательных норм, регламентирующих пенсионное обеспечение, являющееся частью системы социального обеспечения.
В соответствии со статьей 72 (часть 1, пункт "ж") Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, как это следует из статьи 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Социальные гарантии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, установлены Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы" (в редакции от 25 июля 2006 года). Одновременно органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений данного Указа за счет собственных средств (пункт 10).
В настоящее время федеральный закон о пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации и ее субъектов, не принят, в связи с чем органы государственной власти субъекта Российской Федерации на основании Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 в редакции от 4 июля 2003 года), а также устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (статья 26.3.1). Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций (пункт 5 статьи 1).
Данному правовому регулированию корреспондируют положения статей 54 (часть 2) и 75 (пункт 2) Конституции Республики Татарстан, согласно которым государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом; к ведению Государственного Совета Республики Татарстан относится законодательное регулирование по предметам ведения Республики Татарстан и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий Республики Татарстан.
Таким образом, закрепляя в оспариваемых заявителем Х.Г. Каримовым положениях условия и размеры пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности Республики Татарстан, республиканский законодатель исходил из установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов и реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу указанных норм федерального законодательства, а также статей 54 (часть 2) и 75 (пункт 2) Конституции Республики Татарстан.
3. Конституция Республики Татарстан провозглашает Республику Татарстан демократическим правовым и социальным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью Республики Татарстан; гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина; создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статьи 2 и 13; статья 28, часть 2; статья 54, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 54 (часть 2) Конституции Республики Татарстан устанавливаются законом. Определяя в законе условия приобретения права на пенсии, порядок их исчисления и размеры, республиканский законодатель в пределах своих полномочий вправе наряду с общими условиями предусматривать особенности реализации права на пенсию отдельными категориями граждан.
Пенсионное обеспечение граждан зависит, как это предусмотрено пенсионным законодательством, от характера, содержания и условий их трудовой деятельности. Принимая во внимание особые условия, содержание и характер деятельности по осуществлению публичной власти и непосредственному исполнению полномочий соответствующих государственных органов, республиканский законодатель предусмотрел назначение доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Татарстан на постоянной основе не менее одного года и освобожденным от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями (часть первая статьи 15 Закона Республики Татарстан от 4 марта 2006 года N 16-ЗРТ "О государственных должностях Республики Татарстан").
3.1. До введения в действие указанного Закона пенсионное обеспечение лиц, замещавших государственные должности Республики Татарстан, осуществлялось в соответствии со статьей 47 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" (в редакции от 25 октября 2005 года), которая предусматривала назначение пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим соответствующие государственные должности Республики Татарстан на постоянной основе не менее одного года и получавшим денежное вознаграждение (денежное содержание) за счет средств соответствующих бюджетов, освобожденным от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями (часть вторая). Согласно части третьей данной статьи пенсия за выслугу лет указанным лицам устанавливалась в таком размере, чтобы общая сумма пенсии за выслугу лет и базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности) составляла: при замещении государственной должности от одного года до трех лет - 55 процентов, свыше трех лет - 75 процентов их месячного денежного вознаграждения (денежного содержания); лицам, замещавшим государственные должности Республики Татарстан не менее 15 лет, либо замещавшим указанные должности свыше трех лет и имеющим стаж государственной службы в совокупности не менее 15 лет, пенсия за выслугу лет исчислялась из расчета 80 процентов месячного денежного вознаграждения (денежного содержания) по соответствующей государственной должности Республики Татарстан. Указанная статья признана утратившей силу на основании Закона Республики Татарстан от 6 декабря 2006 года N 73-ЗРТ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан о государственной гражданской службе Республики Татарстан" (пункт 3 статьи 1).
Принимая Закон Республики Татарстан "О государственных должностях Республики Татарстан", республиканский законодатель сохранил действовавшее до принятия данного Закона регулирование условий и размеров пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности Республики Татарстан, и внес изменение лишь в наименование пенсионного обеспечения указанных лиц (статья 15), которое определено как доплата к пенсии по старости (инвалидности). Аналогичное наименование пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации, установлено статьей 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы".
Следовательно, оспариваемые положения статьи 15 Закона Республики Татарстан от 4 марта 2006 года N 16-ЗРТ "О государственных должностях Республики Татарстан" сохраняют ранее установленные условия пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности Республики Татарстан, и тем самым довод заявителя о том, что новое регулирование ухудшает условия пенсионного обеспечения указанных лиц, является необоснованным.
3.2. Заявитель Х.Г. Каримов утверждает, что первоначально установленный ему размер доплаты значительно меньше размера пенсии за выслугу лет, которая могла бы быть ему назначена в соответствии со статьей 45 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан". Однако, как установлено в судебном заседании, размер доплаты к пенсии, определенный заявителю исходя из расчетного месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Республики Татарстан, выше размера пенсии за выслугу лет. Согласно части пятой статьи 45 указанного Закона пенсия за выслугу лет исчисляется исходя из месячного денежного содержания по должности государственной службы, замещаемой на день прекращения государственной службы или день достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, либо по иной должности государственной службы при условии, что время работы на данной должности составляет не менее 12 полных месяцев, то есть размер пенсии за выслугу лет исчисляется исходя из денежного содержания по должности государственной гражданской службы, тогда как размер доплаты определяется из денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Республики Татарстан.
В связи с этим заявитель Х.Г. Каримов избрал доплату к пенсии по старости, предусмотренную для лиц, замещавших государственные должности Республики Татарстан. Тем самым он свободно реализовал свое право выбора вида пенсионного обеспечения, закрепленное частью четвертой статьи 15 Закона Республики Татарстан "О государственных должностях Республики Татарстан".
3.3. Оспариваемые заявителем положения Закона Республики Татарстан "О государственных должностях Республики Татарстан" устанавливают условия приобретения права на доплату к пенсии по старости (инвалидности) лицами, замещавшими государственные должности Республики Татарстан, а также порядок ее исчисления и размеры.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации (Определения от 1 декабря 1999 года N 189-О и от 11 мая 2006 года N 88-О). Приведенная правовая позиция, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 июня 2008 года N 354-О-О, применима и при оценке законоположений, предписания которых в равной мере распространяются на лиц, замещавших соответствующие государственные должности субъекта Российской Федерации.
Предусмотренная оспариваемыми положениями доплата по своей юридической природе, как это следует в том числе и из приведенных выше правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, является дополнительной пенсией, непосредственно связанной с трудовой деятельностью, поскольку приобретение права на доплату законодатель обусловил наличием определенной продолжительности замещения лицом государственной должности Республики Татарстан. По целевому предназначению данная доплата, как и все иные трудовые пенсии, направлена на восполнение финансовых потерь, наступивших в связи с утратой лицом по уважительной причине заработка (денежного содержания по соответствующей государственной должности Республики Татарстан).
Принимая во внимание сущность и целевое назначение указанной доплаты, республиканский законодатель предусмотрел в оспариваемых положениях дифференциацию ее размеров в зависимости от продолжительности замещения лицом государственной должности Республики Татарстан: от одного года до трех лет - 55 процентов; свыше трех лет - 75 процентов; не менее 15 лет либо свыше трех лет и при наличии стажа государственной службы в совокупности не менее 15 лет - 80 процентов расчетного месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Республики Татарстан.
Предусмотренная оспариваемыми правовыми нормами дифференциация размеров доплаты к пенсии в зависимости от продолжительности замещения лицом государственной должности Республики Татарстан соответствует международным правовым стандартам в области запрещения дискриминации. Так, Комитет по правам человека, который осуществляет контроль за реализацией положений Международного пакта о гражданских и политических правах, в своих решениях от 9 апреля 1987 года N 182/1984 и от 3 апреля 1989 года N 196/1985 указал, что статья 26 Пакта, гарантирующая в числе прочего равенство перед законом и запрещение дискриминации по какому бы то ни было признаку, может быть применена в сфере социального обеспечения, включая пенсионное обеспечение и социальное страхование. По мнению Комитета, право на равенство перед законом и на равную защиту закона без всякой дискриминации не означает, что любые различия в обращении являются дискриминационными, в связи с чем дифференциация, основанная на резонных и объективных критериях, не равнозначна запрещенной дискриминации по смыслу статьи 26 Пакта (пункт 13 решения N 182/1984). При этом Комитет указал, что данная статья Пакта не требует, чтобы какое-либо государство вводило в действие законодательство о социальном обеспечении, однако, когда такое законодательство принимается в осуществление полномочий государства, оно не должно противоречить статье 26 Пакта (пункт 12.4 указанного решения).
Аналогичная правовая позиция сформулирована Европейским Судом по правам человека в решении, основанном на статье 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающей защиту от дискриминации в связи с пользованием правами и свободами, гарантированными Конвенцией. В данном решении Европейский Суд по правам человека указал, что статья 14 будет нарушена, когда государство обращается различно с лицами, находящимися в аналогичных ситуациях, без объективного и разумного обоснования (постановление от 6 апреля 2000 года N 34369/97 по делу "Флимменос (Thlimmenos) против Греции").
Оспариваемые нормы не нарушают гарантированных Конституцией Республики Татарстан принципа равенства (статья 28) и права указанных лиц, включая и заявителя Х.Г. Каримова, на социальное обеспечение (статья 54, часть 1), поскольку установленная ими дифференциация основана на учете объективно существующих различий в объемах трудового вклада, общественно значимых заслуг перед Республикой Татарстан, которые оцениваются посредством количественного критерия, каковым в сфере регулирования пенсионного обеспечения является трудовой стаж (продолжительность замещения государственной должности Республики Татарстан).
Данная дифференциация не может рассматриваться как дискриминационная также и на том основании, что предусмотренный оспариваемыми положениями порядок определения размеров доплаты к пенсии в равной мере распространяется на всех лиц, относящихся к одной и той же категории по признаку продолжительности замещения ими государственной должности Республики Татарстан.
Основанная на указанных признаках дифференциация размеров доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Татарстан, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П, в соответствии с которой в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Следовательно, оспариваемые нормы не нарушают и не ограничивают право заявителя Х.Г. Каримова на получение предусмотренной ими доплаты в размере, соответствующем продолжительности замещения заявителем государственной должности Республики Татарстан.
Таким образом, оспариваемые положения Закона Республики Татарстан от 4 марта 2006 года N 16-ЗРТ "О государственных должностях Республики Татарстан" по своему содержанию и целевому назначению направлены на установление дополнительных гарантий в сфере пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности Республики Татарстан. Данные положения не отменяют и не умаляют права и свободы человека и гражданина, в том числе право на социальное обеспечение, включая пенсионное обеспечение лиц, замещавших государственные должности Республики Татарстан, и тем самым не противоречат Конституции Республики Татарстан, ее статьям 54 (часть 1) и 58 (часть 2).
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, частью второй статьи 66, статьями 67, 69, 71, 73, частью первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан постановил:
1. Признать положения части второй статьи 15 Закона Республики Татарстан от 4 марта 2006 года N 16-ЗРТ "О государственных должностях Республики Татарстан" соответствующими Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Принимая Закон РТ "О государственных должностях Республики Татарстан", республиканский законодатель сохранил действовавшее до принятия данного Закона регулирование условий и размеров пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности Республики Татарстан, и внес изменение лишь в наименование пенсионного обеспечения указанных лиц, которое определено как доплата к пенсии по старости (инвалидности). Аналогичное наименование пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации, установлено федеральным законодательством.
Оспариваемые положения Закона РТ от 4 марта 2006 года N 16-ЗРТ "О государственных должностях Республики Татарстан" по своему содержанию и целевому назначению направлены на установление дополнительных гарантий в сфере пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности Республики Татарстан. Данные положения не отменяют и не умаляют права и свободы человека и гражданина, в том числе право на социальное обеспечение, включая пенсионное обеспечение лиц, замещавших государственные должности Республики Татарстан, и тем самым не противоречат Конституции Республики Татарстан.
Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Постановление Конституционного суда РТ от 23 декабря 2008 г. N 32-П "О проверке конституционности части второй статьи 15 Закона Республики Татарстан от 4 марта 2006 года N 16-ЗРТ "О государственных должностях Республики Татарстан" в связи с жалобой Х.Г. Каримова"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Татарстан" от 30 декабря 2008 г. N 259, в газете "Ватаным Татарстан" от 31 декабря 2008 г. N 259-260