Постановление Конституционного суда Республики Татарстан
от 6 мая 2009 г. N 34-П
"По делу о проверке конституционности положения абзаца первого части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" в связи с жалобой гражданина Н.Ф. Шакирова"
Именем Республики Татарстан
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н. Демидова, судей Д.А. Алкаевой, Ф.Н. Багаутдинова, А.Л. Васина, А.Г. Гатауллина, Л.А. Гусевой,
с участием гражданина Н.Ф. Шакирова, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителя Государственного Совета Республики Татарстан как стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, - заведующего отделом социального законодательства и правовой информации Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан А.Р. Шакараева, представителя Президента Республики Татарстан - главного советника сектора по вопросам помилования Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан Д.А.Рослова, представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан А.А. Ощепкова, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан - заместителя начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Л.Ю. Глуховой, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан Р.И. Саитгараевой, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан Д.К. Крылова, представителя прокурора Республики Татарстан - заместителя прокурора Республики Татарстан Г.С. Галимова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - ведущего специалиста-эксперта аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан В.Д. Клюкова,
руководствуясь статьей 109 (часть 4) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой, пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности положения абзаца первого части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина Н.Ф. Шакирова в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод положением абзаца первого части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", примененным в его конкретном деле. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемое заявителем положение Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Г. Гатауллина, объяснения заявителя Н.Ф. Шакирова, представителя стороны, принявшей оспариваемый нормативный правовой акт, - А.Р. Шакараева, выступления приглашенных в судебное заседание представителей: от Президента Республики Татарстан - Д.А. Рослова, от Государственного Совета Республики Татарстан - А.А. Ощепкова, от Кабинета Министров Республики Татарстан - Л.Ю. Глуховой, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан - Р.А. Саитгараевой, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - Д.К. Крылова, от прокурора Республики Татарстан - Г.С. Галимова, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - В.Д. Клюкова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан
установил:
1. Гражданин Н.Ф. Шакиров обратился в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод положением абзаца первого части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", согласно которому гражданину, имеющему одновременно право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, определенным статьями 4-7 данного Закона, меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору гражданина.
Заявитель является пенсионером, ветераном труда, также он награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". Следовательно, он как ветеран труда и лицо, награжденное медалью СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьями 4 и 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан". Имея право на меры социальной поддержки по двум основаниям, гражданин Н.Ф. Шакиров избрал меры, предусмотренные для ветеранов труда.
По мнению заявителя Н.Ф. Шакирова, оспариваемое положение неправомерно лишает его права на одновременное получение также и мер социальной поддержки, предусмотренных для лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Заявитель полагает, что указанное положение противоречит статьям 24 (часть 1), 28 (часть 2), 30, 32, 54 (части 1 и 2), 58 (часть 2) Конституции Республики Татарстан, согласно которым Конституция Республики Татарстан является Основным законом республики, имеет высшую юридическую силу в правовой системе Республики Татарстан, прямое действие и применяется на всей территории Республики Татарстан; законы и иные правовые акты Республики Татарстан не должны противоречить Конституции Республики Татарстан; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина; граждане обладают всей полнотой личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод; достоинство личности охраняется государством; каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом; в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу является положение абзаца первого части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" в части, устанавливающей, что гражданину, имеющему одновременно право на получение мер социальной поддержки по основаниям, предусмотренным статьями 4 и 5 данного Закона для лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и ветеранов труда, меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору гражданина.
2. Оспариваемое заявителем положение абзаца первого части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" определяет порядок предоставления мер социальной поддержки, являющихся частью социальной защиты, которая в соответствии с Конституцией Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72).
Конституционный суд Республики Татарстан в постановлениях от 6 декабря 2006 года N 22-П, от 22 февраля 2007 года N 23-П пришел к выводу, что республиканский законодатель, осуществляя правовое регулирование мер социальной поддержки лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и ветеранов труда, исходил из установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов и реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу статей 54 (часть 2) и 75 (пункт 2) Конституции Республики Татарстан.
Таким образом, принятие оспариваемой нормы, регулирующей порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и ветеранам труда, входит в компетенцию Государственного Совета Республики Татарстан.
3. Оспариваемое положение абзаца первого части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" закрепляет, что гражданину, имеющему одновременно право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным в частности статьями 4 и 5 вышеназванного Закона, меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору гражданина.
В соответствии со статьей 4 указанного Закона лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, к числу которых относится заявитель Н.Ф. Шакиров, предусмотрены меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата в размере 300 рублей; бесплатное зубопротезирование (изготовление и ремонт зубных протезов, кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) и слухопротезирование.
Ветеранам труда, в том числе заявителю Н.Ф. Шакирову, согласно статье 5 данного Закона предоставляются меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата в размере 200 рублей; субсидия в размере 50 процентов расходов на оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан, субсидия предоставляется лицу, проживающему в жилищном фонде независимо от формы собственности; субсидия в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления услуг для населения, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг по доставке этого топлива, субсидия предоставляется независимо от вида жилищного фонда; субсидия в размере 50 процентов затрат по абонентской плате за телефон, радио, коллективную антенну; бесплатное зубопротезирование (изготовление и ремонт зубных протезов, кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) и слухопротезирование по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Наряду с указанными мерами социальной поддержки ветеранам труда и лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, Кабинет Министров Республики Татарстан предусмотрел право на приобретение по льготной цене единого месячного социального проездного билета и льготы по оплате проезда водным транспортом пригородного сообщения (постановления от 7 апреля 2005 года N 161 "Об утверждении порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан" и от 11 мая 2005 года N 209 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при оказании услуг водным транспортом пригородного сообщения в Республике Татарстан").
Предоставление вышеуказанных основных и дополнительных мер социальной поддержки названным категориям ветеранов направлено на повышение уровня их социальной защиты и в конечном итоге - на достижение цели социального государства - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 13 Конституции Республики Татарстан).
Из содержания данных нормативных положений следует, что формы социальной поддержки лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - ежемесячная денежная выплата, бесплатное зубопротезирование и слухопротезирование, на получение которых претендует заявитель Н.Ф. Шакиров, совпадают с одноименными формами социальной поддержки ветеранов труда. Согласно оспариваемой норме гражданину, имеющему одновременно право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, данные меры предоставляются по одному из них по выбору гражданина. Исходя из этого заявитель Н.Ф. Шакиров, избравший меры социальной поддержки ветеранов труда, получает ежемесячную денежную выплату и имеет право на бесплатное зубопротезирование и слухопротезирование.
Установленное оспариваемой нормой право гражданина выбирать основание предоставления ему мер социальной поддержки, если он имеет одновременно право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, согласуется с действующим положением части третьей статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), которым предусмотрено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Довод заявителя, полагающего, что до 1 января 2005 года ветеранам труда и лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, меры социальной поддержки предоставлялись по обоим основаниям, а не по их выбору, является необоснованным, поскольку статьей 13 Федерального закона "О ветеранах", в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, также устанавливалось, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же льготы по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Следовательно, действующая норма Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не изменила ранее установленный порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам рассматриваемых категорий, имеющим право на получение одной и той же меры социальной поддержки одновременно по нескольким основаниям.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации норма, устанавливающая право выбора меры социальной поддержки по одному из имеющихся у ветерана оснований, в равной мере распространяется на всех лиц указанной категории, предоставляет право выбора наиболее благоприятного основания их получения и поэтому не может расцениваться, как ущемляющая права граждан (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 марта 2007 года N 223-О-О и от 25 декабря 2008 года N 966-О-О).
Данному регулированию корреспондирует пункт 3 статьи 8 Конвенции N 157 Международной организации труда "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" (Женева, 21 июня 1982 года), согласно которому, если Государство - член Организации - должно на основании двух или нескольких актов предоставить одному и тому же лицу пособия одинакового характера, то оно обязано предоставить только пособия, в наибольшей степени отвечающие интересам данного лица.
На момент вынесения решения по данному делу указанная Конвенция Российской Федерацией не ратифицирована
Следовательно, оспариваемое положение абзаца первого части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" не отменяет и не умаляет конституционное право ветеранов, в том числе и заявителя Н.Ф. Шакирова, на социальное обеспечение, не преследует цели умаления достоинства других ветеранов, согласуется с конституционным положением о том, что граждане обладают всей полнотой личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод, и не может рассматриваться, как препятствующее обеспечению принципа равенства прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, положение абзаца первого части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", согласно которому гражданину, имеющему одновременно право на получение мер социальной поддержки по основаниям, предусмотренным статьями 4 и 5 данного Закона, меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору гражданина, основано на нормах международного права, федерального законодательства и соответствует статьям 24 (часть 1), 28 (часть 2), 30, 32, 54 (части 1 и 2), 58 (часть 2) Конституции Республики Татарстан.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 6, частью второй статьи 66, статьей 67, частями первой - четвертой статьи 68, статьями 69, 71 и 73, частью первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан постановил:
1. Признать соответствующим Конституции Республики Татарстан положение абзаца первого части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" в части, устанавливающей, что гражданину, имеющему одновременно право на получение мер социальной поддержки по основаниям, предусмотренным статьями 4 и 5 данного Закона для лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и ветеранов труда, меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору гражданина.
2. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспариваемое положение Закона "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" определяет порядок предоставления мер социальной поддержки, являющихся частью социальной защиты, которая в соответствии с Конституцией Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Формы социальной поддержки лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - ежемесячная денежная выплата, бесплатное зубопротезирование и слухопротезирование совпадают с одноименными формами социальной поддержки ветеранов труда. Согласно оспариваемой норме гражданину, имеющему одновременно право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, данные меры предоставляются по одному из них по выбору гражданина.
Оспариваемое положение абзаца первого части второй статьи 9 Закона "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" не отменяет и не умаляет конституционное право ветеранов на социальное обеспечение, не преследует цели умаления достоинства других ветеранов, согласуется с конституционным положением о том, что граждане обладают всей полнотой личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод, не может рассматриваться, как препятствующее обеспечению принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, и признано соответствующим Конституции Республики Татарстан.
Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Постановление Конституционного суда РТ от 6 мая 2009 г. N 34-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца первого части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" в связи с жалобой гражданина Н.Ф. Шакирова"
Текст постановления опубликован в газете "Ватаным Татарстан" от 16 мая 2009 г. N 89-90, газете "Республика Татарстан" от 19 мая 2009 г. N 95-96