Закон Татарской Автономной Советской Социалистической Республики
от 4 ноября 1989 г.
"Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Татарской АССР"
Настоящий Закон фактически прекратил действие
Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII Конституция от 31 мая 1978 г. признана утратившей силу со времени введения в действие новой Конституции РТ от 30 ноября 1992 г.
См. текст настоящего Закона на татарском языке в редакторе MS-Word
В целях развития социалистической демократии, самоуправления народа, совершенствования избирательной системы, структуры и деятельности Советов народных депутатов и органов правосудия и в соответствии с Законом СССР от 1 декабря 1988 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР" Верховный Совет Татарской Автономной Советской Социалистической Республики постановляет:
I. Внести в Конституцию Татарской АССР, принятую 31 мая 1978 года на внеочередной девятой сессии Верховного Совета Татарской АССР девятого созыва, следующие изменения и дополнения:
1. Главу 8 изложить в следующей редакции:
Глава 8. Система и принципы деятельности Советов Народных Депутатов
Статья 73. Советы народных депутатов - Верховный Совет Татарской АССР, местные Советы народных депутатов - районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские - составляют единую систему представительных органов государственной власти Татарской Автономной Советской Социалистической Республики.
Статья 74. Срок полномочий Советов народных депутатов - пять лет.
Выборы народных депутатов Татарской АССР и народных депутатов местных Советов народных депутатов Татарской АССР назначаются не позднее чем за четыре месяца до истечения срока полномочий соответствующих органов государственной власти.
Статья 75. Важнейшие вопросы республиканского и местного значения решаются на сессиях Верховного Совета Татарской АССР и местных Советов народных депутатов или ставятся ими на референдумы.
Верховный Совет Татарской АССР избирается непосредственно избирателями.
Верховный Совет Татарской АССР избирает председателя Верховного Совета Татарской АССР. Местные Советы народных: депутатов избирают председателей Совета. Верховный Совет Татарской АССР и местные Советы народных депутатов, за исключением городских (городов районного подчинения), поселковых, и сельских, формируют свои президиумы.
Советы народных депутатов образуют постоянные комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы, избирают, назначают или утверждают их руководителей.
Должностные лица, избираемые или назначаемые Советами народных депутатов, за исключением судей, не могут занимать свои должности более двух сроков подряд. Любое должностное лицо может быть досрочно освобождено от занимаемой должности в случае ненадлежащего выполнения им своих служебных обязанностей
Статья 76. Советы народных депутатов образуют органы народного контроля, сочетающего государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Органы народного контроля в пределах своей компетенции проверяют выполнение требований законодательства, государственных программ и заданий; ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом; координируют работу других контрольных органов; способствуют совершенствованию структуры и работы государственного аппарата.
Система, компетенция и порядок деятельности органов народного контроля определяются Законом СССР "О народном контроле в СССР".
Статья 77. Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы руководят на своих территориях всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь.
Статья 78. Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед ними, трудовыми коллективами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.
Советы народных депутатов и создаваемые ими органы учитывают общественное мнение, выносят на обсуждение граждан важнейшие вопросы республиканского и местного значения, систематически информируют граждан о своей работе и принятых решениях.
Советы народных депутатов и их органы работают и публикуют принятые ими акты на татарском и русском языках или на языке, которым пользуется население подведомственной территории.
2. Главу 9 изложить в следующей редакции:
Глава 9. Избирательная система
Статья 79. Выборы народных депутатов проводятся по избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 80. Выборы народных депутатов являются всеобщими: право избирать и быть избранным имеют граждане Татарской АССР, достигшие 18 лет.
Гражданин Татарской АССР не может быть одновременно депутатом более чем в двух Советах народных депутатов.
Лица, входящие в состав Совета Министров Татарской АССР, исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, за исключением председателей этих органов, руководители ведомств, отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов, судьи и государственные арбитры не могут быть депутатами в Совете, которым они назначаются или избираются.
В выборах не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по решению суда либо с санкции прокурора в местах лишения свободы, а также находящиеся по решению суда в местах принудительного лечения.
Статья 81. Выборы народных депутатов являются равными: избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос; избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 82. Выборы народных депутатов являются прямыми: народные депутаты избираются гражданами непосредственно.
Статья 83. Голосование на выборах народных депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.
Статья 84. Право выдвижения кандидатов в народные депутаты принадлежит трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, собраниям избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Число кандидатов в народные депутаты не ограничивается. Каждый участник предвыборного собрания может предлагать для обсуждения любые кандидатуры, в том числе и свою.
Кандидаты в народные депутаты с момента их выдвижения участвуют в предвыборной кампании на равных основаниях.
В избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов народных депутатов, производятся только за счет средств государства, выделенных на проведение выборов.
Статья 85. Подготовка к выборам народных депутатов осуществляется открыто и гласно.
Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей трудовых коллективов, общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, собраний избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Гражданам Татарской АССР, трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений гарантируется возможность свободного и всестороннего обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в народные депутаты, а также право агитации за или против кандидата на собраниях, в печати, по телевидению, радио.
Порядок проведения выборов народных депутатов определяется законами СССР, РСФСР и Татарской АССР.
Статья 86. Избиратели дают наказы своим депутатам.
Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, а также при подготовке решений по другим вопросам, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации.
3. Главу 11 изложить в следующей редакции:
Глава 11. Верховный Совет Татарской АССР
Статья 92. Высшим органом государственной власти Татарской АССР является Верховный Совет Татарской АССР.
Верховный Совет Татарской АССР - постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти Татарской АССР.
Верховный Совет Татарской АССР правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Татарской АССР.
К ведению Верховного Совета Татарской АССР относится:
1) принятие Конституции Татарской АССР, внесение в нее изменений и дополнений;
2) определение внутриполитической и внешнеполитической деятельности Татарской АССР в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики СССР и РСФСР;
3) принятие решений по вопросам административно-территориального устройства Татарской АССР в соответствии с законодательством РСФСР; установление порядка организации и деятельности республиканских, местных органов государственной власти и управления; определение общих начал образования и деятельности республиканских общественных организаций;
4) определение порядка решения вопросов административно-территориального устройства Татарской АССР, решение вопросов об изменении границ районов, городов; образование новых районов и городов, их наименование и переименование;
5) решение вопросов, связанных с изменением границ Татарской АССР с автономными республиками и областями РСФСР и внесение их на утверждение Съезда народных депутатов РСФСР;
6) утверждение перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического и социального развития Татарской АССР; утверждение государственных планов экономического и социального развития Татарской АССР, государственного бюджета Татарской АССР; осуществление контроля за ходом выполнения плана и бюджета; утверждение отчетов об их выполнении; в случае необходимости внесение изменений в план и бюджет;
7) установление в соответствии с законодательством Союза СССР и РСФСР доходов, поступающих на образование государственного бюджета Татарской АССР;
8) избрание Председателя Верховного Совета Татарской АССР;
9) избрание первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета Татарской АССР;
10) избрание из числа народных депутатов Татарской АССР постоянных комиссий для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Татарской АССР, а также для содействия проведению в жизнь Законов Татарской АССР и иных решений, принятых Верховным Советом Татарской АССР, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.
Верховный Совет Татарской АССР создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу;
11) назначение Председателя Совета Министров Татарской АССР, по его представлению утверждение состава Совета Министров Татарской АССР, внесение в него изменений; по предложению Совета Министров Татарской АССР образование и упразднение министерств Татарской АССР и государственных комитетов Татарской АССР; решение вопроса о доверии Правительству Татарской АССР и членам Правительства Татарской АССР;
12) избрание Комитета конституционного надзора Татарской АССР;
13) избрание Комитета народного контроля Татарской АССР;
14) избрание Верховного суда Татарской АССР, народных судей районных (городских) народных судов, утверждение Президиума Верховного суда Татарской АССР;
15) назначение Главного государственного арбитра Татарской АССР, утверждение коллегии Государственного арбитража Татарской АССР и государственных арбитров Татарской АССР;
16) направление деятельности местных Советов народных депутатов;
17) принятие решений о проведении республиканского народного голосования (референдума);
18) осуществление законодательной инициативы на Съезде народных депутатов РСФСР и в Верховном Совете РСФСР, внесение предложений о проведении внеочередных заседаний Съезда народных депутатов РСФСР и сессий Верховного Совета РСФСР, о внесении на народное обсуждение проектов Законов РСФСР и других наиболее важных вопросов государственной жизни;
19) назначение выборов народных депутатов Татарской АССР и народных депутатов местных Советов народных депутатов;
20) утверждение состава Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Татарской АССР;
21) осуществление в пределах компетенции Татарской АССР законодательного регулирования отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений, регулирование которых относится к ведению Татарской АССР;
22) рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Татарской АССР и равноправия граждан СССР всех национальностей на территории Татарской АССР; решение вопросов о развитии национальной культуры, языка и охраны исторических памятников;
23) толкование законов Татарской АССР;
24) учреждение государственных наград Татарской АССР, установление почетных званий Татарской АССР.
Верховный Совет Татарской АССР имеет право:
отменять Указы и постановления Президиума Верховного Совета Татарской АССР, распоряжения Председателя Верховного Совета Татарской АССР, постановления и распоряжения Совета Министров Татарской АССР;
отменять решения районных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов в случае несоответствия их Конституции СССР, Конституции РСФСР, Конституции Татарской АССР, законам СССР, РСФСР и Татарской АССР;
опротестовывать и приостанавливать действия актов на территории Татарской АССР союзных, союзно-республиканских министерств и ведомств в случае их противоречия законам или причинения ими существенного вреда экономическим, социальным и другим интересам республики;
входить в Комитет конституционного надзора РСФСР с предложением о даче заключения о соответствии актов Верховного Совета РСФСР и его палат, проектов актов этих органов Конституции РСФСР и законам РСФСР, принятым Съездом народных депутатов, а также о соответствии Конституции РСФСР и законам РСФСР актов других государственных органов и общественных организаций;
решать другие вопросы, отнесенные к ведению Татарской АССР;
Верховный Совет Татарской АССР регулярно заслушивает отчеты образуемых или избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц.
Статья 93. Верховный Совет Татарской АССР принимает законы Татарской АССР и постановления.
Статья 94. Верховный Совет Татарской АССР состоит из 250 депутатов, которые избираются по избирательным округам, образуемым в основном с равной численностью избирателей.
Статья 95. Верховный Совет Татарской АССР созывается на первое заседание не позже чем через два месяца после выборов.
По представлению избираемой им мандатной комиссии Верховный Совет Татарской АССР принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных народных депутатов недействительными.
Первое после выборов заседание Верховного Совета Татарской АССР открывает и ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Татарской АССР, а после избрания Председателя Верховного Совета Татарской АССР и его заместителей заседания Верховного Совета Татарской АССР ведет Председатель Верховного Совета Татарской АССР или его заместитель.
Статья 96. Верховный Совет Татарской АССР созывается Президиумом Верховного Совета Татарской АССР на очередные сессии, которые проводятся не менее двух раз в год. Продолжительность сессии определяется Верховным Советом Татарской АССР.
Внеочередные сессии созываются по инициативе Верховного Совета Татарской АССР, Президиума Верховного Совета Татарской АССР, по предложению Председателя Верховного Совета Татарской АССР, не менее трети состава Верховного Совета Татарской АССР.
Сессия Верховного Совета Татарской АССР состоит из его заседаний, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий Верховного Совета Татарской АССР.
Статья 97. Право законодательной инициативы в Верховном Совете Татарской АССР принадлежит народным депутатам Татарской АССР, Президиуму Верховного Совета Татарской АССР, Председателю Верховного Совета Татарской АССР, Комитету конституционного надзора Татарской АССР, Совету Министров Татарской АССР, постоянным комиссиям Верховного Совета Татарской АССР, Комитету народного контроля Татарской АССР, Верховному суду Татарской АССР, Прокурору Татарской АССР, Главному государственному арбитру Татарской АССР.
Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их республиканских органов.
Статья 98. Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Татарской АССР, обсуждаются на его заседаниях.
Закон Татарской АССР считается принятым, если за него проголосовало большинство народных депутатов Татарской АССР от их общего числа.
Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета Татарской АССР, принятым по его инициативе, могут быть вынесены на народное обсуждение.
Статья 99. Законы Татарской АССР, постановления и иные акты Верховного Совета Татарской АССР публикуются на татарском и русском языках.
Статья 100. Президиум Верховного Совета Татарской АССР является подотчетным Верховному Совету органом, самостоятельно решающим вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Татарской АССР и законами Татарской АССР и обеспечивающим организацию работы Верховного Совета Татарской АССР.
Президиум Верховного Совета Татарской АССР формируется в составе Председателя Верховного Совета Татарской АССР, первого заместителя Председателя Верховного Совета Татарской АССР, заместителя Председателя Верховного Совета Татарской АССР, Председателя комитета народного контроля Татарской АССР, председателей постоянных комиссий Верховного Совета Татарской АССР и других лиц, избираемых Верховным Советом Татарской АССР.
Президиум Верховного Совета Татарской АССР возглавляет Председатель Верховного Совета Татарской АССР.
Статья 101. Президиум Верховного Совета Татарской АССР:
1) созывает сессии Верховного Совета Татарской АССР;
2) организует подготовку сессий Верховного Совета Татарской АССР;
3) координирует деятельность постоянных и других комиссий Верховного Совета Татарской АССР;
4) оказывает содействие народным депутатам Татарской АССР в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией;
5) осуществляет контроль за соблюдением Конституции Татарской АССР;
6) организует подготовку и проведение народных голосований (референдумов), а также народных обсуждений проектов законов Татарской АССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни;
7) награждает государственными наградами Татарской АССР; присваивает почетные звания Татарской АССР;
8) заслушивает отчеты министерств, ведомств государственных комитетов Татарской АССР о соблюдении ими действующего законодательства СССР, РСФСР и Татарской АССР;
9) публикует законы Татарской АССР и другие акты, принятые Верховным Советом Татарской АССР, Президиумом Верховного Совета Татарской АССР и Председателем Верховного Совета Татарской АССР;
10) дает толкование законов Татарской АССР;
11) осуществляет руководство деятельностью местных Советов народных депутатов;
12) принимает решения по вопросам административно-территориального устройства Татарской АССР;
13) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров Татарской АССР, решения районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов в случае несоответствия их закону;
14) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законами Татарской АССР.
Статья 102. Президиум Верховного Совета Татарской АССР в период между сессиями Верховного Совета Татарской АССР с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии:
1) вносит в случае необходимости изменения в действующие законодательные акты Татарской АССР;
2) образует в установленном порядке районы и города республиканского подчинения, производит их наименование и переименование;
3) по предложению Совета Министров Татарской АССР образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления, образуемые Верховным Советом Татарской АССР;
4) по представлению Председателя Совета Министров Татарской АССР освобождает от должности и назначает отдельных лиц,, входящих в состав Совета Министров Татарской АССР.
Президиум Верховного Совета Татарской АССР издает указы и принимает постановления.
По истечении срока полномочий Верховного Совета Татарской АССР Президиум Верховного Совета Татарской АССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования Верховным Советом Татарской АССР нового Президиума Верховного Совета.
Статья 103. Председатель Верховного Совета Татарской АССР является высшим должностным лицом Татарской Автономной Советской Социалистической Республики и представляет ее внутри страны и в международных отношениях.
Председатель Верховного Совета Татарской АССР избирается Верховным Советом Татарской АССР из числа народных депутатов Татарской АССР тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Он может быть в любое время путем тайного голосования отозван Верховным Советом Татарской АССР.
Председатель Верховного Совета Татарской АССР подотчетен Верховному Совету Татарской АССР.
Статья 104. Председатель Верховного Совета Татарской АССР:
1) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Верховным Советом Татарской АССР; подписывает законы Татарской АССР и другие акты, принятые Верховным Советом Татарской АССР и Президиумом Верховного Совета Татарской АССР;
2) представляет Верховному Совету Татарской АССР доклады о положении республики и о важных вопросах внутренней политики и международных связей Татарской АССР;
3) представляет Верховному Совету Татарской АССР кандидатуры для избрания на должность Первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета Татарской АССР, а также предложения о персональном составе Комитета конституционного надзора Татарской АССР;
4) представляет Верховному Совету Татарской АССР кандидатуры для назначения или избрания на должности Председателя Совета Министров Татарской АССР, Председателя Комитета народного контроля Татарской АССР, Председателя Верховного суда Татарской АССР, Главного государственного арбитра Татарской АССР.
Председатель Верховного Совета Татарской АССР издает распоряжения.
Первый заместитель Председателя Верховного Совета Татарской АССР и заместитель Председателя Верховного Совета Татарской АССР выполняют по уполномочию Председателя Верховного Совета Татарской АССР отдельные его функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.
Статья 105. Законы и другие решения Верховного Совета Татарской АССР принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов соответствующими постоянными комиссиями Верховного Совета Татарской АССР.
Назначение и избрание должностных лиц в состав Совета Министров Татарской АССР, Комитета народного контроля Татарской АССР, Верховного суда Татарской АССР, а также коллегии Государственного арбитража Татарской АССР производится при наличии заключения соответствующих постоянных комиссий Верховного Совета Татарской АССР.
Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета Татарской АССР, представлять им необходимые материалы и документы.
Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный ими срок.
Статья 106. Народный депутат Татарской АССР на сессиях Верховного Совета Татарской АССР имеет право обратиться с запросом к Председателю Верховного Совета Татарской АССР, к Совету Министров Татарской АССР, его Председателю, к руководителям других органов, образуемых или избираемых Верховным Советом Татарской АССР, а также к руководителям ведомств, объединений и предприятий союзного и республиканского (РСФСР) подчинения, расположенных на территории Татарской АССР, по вопросам, отнесенным к ведению Татарской АССР. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данной сессии Верховного Совета Татарской АССР не более чем в трехдневный срок.
Народные депутаты Татарской АССР освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на определенный срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете Татарской АССР, его комиссиях, а также среди населения. Народные депутаты Татарской АССР могут освобождаться от выполнения служебных или производственных обязанностей на весь период своих полномочий в Верховном Совете Татарской АССР.
Народный депутат Татарской АССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Татарской АССР, а в период между его сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета Татарской АССР.
Статья 107. Комитет конституционного надзора Татарской АССР избирается Верховным Советом Татарской АССР сроком на десять лет из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 7 членов Комитета.
Лица, избранные в Комитет конституционного надзора Татарской АССР, не могут одновременно входить в состав органов, акты которых поднадзорны Комитету.
Лица, избранные в Комитет конституционного надзора Татарской АССР, при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции Татарской АССР.
Комитет конституционного надзора Татарской АССР:
1) по собственной инициативе или по поручению Верховного Совета Татарской АССР представляет Верховному Совету заключения о соответствии Конституции Татарской АССР проектов Законов Татарской АССР, подлежащих рассмотрению Верховным Советом;
2) осуществляет наблюдение за соответствием Конституции Татарской АССР и законам Татарской АССР постановлений и распоряжений Совета Министров Татарской АССР; решений районных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов;
3) по собственной инициативе или по поручению Верховного Совета Татарской АССР, по предложению Президиума Верховного Совета Татарской АССР, Председателя Верховного Совета Татарской АССР, постоянных комиссий Верховного Совета Татарской АССР, Совета Министров Татарской АССР дает заключения о соответствии Конституции Татарской АССР и законам Татарской АССР актов других государственных органов и общественных организаций, в том числе союзно-республиканских министерств и ведомств.
При выявлении противоречия акта или его отдельных положений Конституции Татарской АССР или законам Татарской АССР Комитет конституционного надзора Татарской АССР направляет органу, издавшему акт, свое заключение для устранения допущенного нарушения. Принятие Комитетом такого заключения приостанавливает исполнение противоречащего Конституции Татарской АССР или закону Татарской АССР акта или его отдельных положений.
Комитет конституционного надзора Татарской АССР вправе входить с представлением в Верховный Совет Татарской АССР или Совет Министров Татарской АССР об отмене противоречащих Конституции Татарской АССР или закону Татарской АССР актов подотчетных им органов или должностных лиц.
В случае несоответствия Конституции Татарской АССР закона или подзаконного акта Союза ССР или РСФСР Комитет конституционного надзора Татарской АССР ставит вопрос о приостановлении действия такого закона или подзаконного акта перед Верховным Советом Татарской АССР.
Организация и порядок деятельности Комитета конституционного надзора Татарской АССР определяется законодательством Союза ССР, РСФСР и Татарской АССР о конституционном надзоре.
Статья 108. Верховный Совет Татарской АССР осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов.
Верховный Совет Татарской АССР направляет деятельность Комитета народного контроля Татарской АССР, возглавляющего систему органов народного контроля Татарской АССР.
Статья 109. Порядок деятельности Верховного Совета Татарской АССР и его органов определяется Регламентом Верховного Совета Татарской АССР и другими законами Татарской АССР, издаваемыми на основе Конституции Татарской АССР.
4. Статьи 141, 142 и 144 главы 15 "Суд и арбитраж" изложить в следующей редакции:
"Статья 141. Все суды Татарской АССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей.
Народные судьи районных (городских) народных судов, судьи Верховного суда Татарской АССР избираются Верховным Советом Татарской АССР.
Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их жительства или работы открытым голосованием, народные заседатели Верховного суда Татарской АССР - Верховным Советом Татарской АССР.
Судьи всех судов избираются сроком на десять лет. Народные заседатели всех судов избираются сроком на пять лет.
Судьи и народные заседатели ответственны перед избравшими их органами или избирателями, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке.
Статья 142. Верховный суд Татарской АССР является высшим судебным органом Татарской АССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов Татарской АССР.
Верховный суд Татарской АССР состоит из председателя, его заместителей, членов и народных заседателей."
Статья 144. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.
Судьям и народным заседателям обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей. Какое-либо вмешательство в деятельность судей и народных заседателей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.
Неприкосновенность судей и народных заседателей, а также иные гарантии их независимости устанавливаются Законом о статусе судей в СССР и другими законодательными актами Союза ССР и РСФСР".
II. В связи с новой редакцией глав 8, 9, 11 Конституции Татарской АССР внести вытекающие из них изменения и дополнения в следующие статьи Конституции Татарской АССР:
1) Статью 88 изложить в следующей редакции:
Статья 88. Депутат осуществляет свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью. На время сессий Верховного Совета Татарской АССР, местных Советов народных депутатов, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с возмещением ему расходов, связанных с депутатской деятельностью за счет средств соответствующего республиканского или местного бюджета.
2) Часть первую статьи 89 изложить в следующей редакции: Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос на сессии Верховного Совета, местного Совета народных депутатов".
3) Статью 91 изложить в следующей редакции:
Статья 91. Депутат обязан отчитываться о своей работе, работе Верховного Совета Татарской АССР или местного Совета народных депутатов перед избирателями, коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.
Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.
4) Статью 112 изложить в следующей редакции:
Статья 112. Совет Министров Татарской АССР ответственен перед Верховным Советом Татарской АССР и ему подотчетен.
Вновь образованный Совет Министров Татарской АССР представляет на рассмотрение Верховного Совета Татарской АССР программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий.
Совет Министров Татарской АССР не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Верховным Советом Татарской АССР.
5) Часть первую статьи 113 изложить в следующей редакции:
Совет Министров Татарской АССР правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Татарской АССР, поскольку они не входят, согласно Конституции Татарской АССР, в компетенцию Верховного Совета Татарской АССР и его Президиума, Председателя Верховного Совета Татарской АССР.
6) Статью 115 изложить в следующей редакции:
Статья 115. Совет Министров Татарской АССР на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР, Татарской АССР и иных решений Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Татарской АССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров Татарской АССР обязательны к исполнению на всей территории Татарской АССР.
7) В части третьей статьи 117 слова "на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР и Татарской АССР и иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, Верховного Совета РСФСР и его Президиума, Верховного Совета Татарской АССР и его Президиума" заменить словами "на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР и Татарской АССР и иных решений Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Татарской АССР".
8) Статью 123 изложить в следующей редакции:
Статья 123. Сессии районных, городских (кроме городов районного подчинения), районных в городах Советов народных депутатов созываются их президиумами не реже трех раз в год.
Сессии городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советов народных депутатов созываются их председателями не реже четырех раз в год.
Круг вопросов, разрешаемых исключительно на сессиях, устанавливается Законами о местных Советах народных депутатов Татарской АССР.
9) Статью 127 поместить в главу 13, изложив ее в следующей редакции:
Статья 127. Работу районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов организуют их президиумы, возглавляемые председателями Советов, а в городских (городов районное го подчинения), поселковых и сельских Советах - председатели этих Советов".
10) Статьи 128, 129, 133 и 161 изложить в следующей редакции:
"Статья 128. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются избираемые ими исполнительные комитеты.
Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.
Исполнительные комитеты местных Советов непосредственно подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу".
"Статья 129. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов руководят государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории соответствующих Советов на основе решений избравших их Советов и вышестоящих органов государственной власти и управления.
Компетенция исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов и порядок их деятельности определяются законодательством Союза ССР, РСФСР и Татарской АССР".
"Статья 133. Отделы и управления исполнительных комитетов образуются районными, городскими, районными в городах Советами народных депутатов и подчиняются в своей деятельности как Советам и исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления".
"Статья 161. Изменение Конституции Татарской АССР производится решением Верховного Совета Татарской АССР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов Татарской АССР".
Председатель Президиума |
Ш. Мустаев |
Секретарь Президиума |
Д. Давлетшина |
г. Казань, 4 ноября 1989 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Татарской АССР от 4 ноября 1989 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Татарской АССР"
Текст Закона опубликован в Своде законов Республики Татарстан, Том 1 "История становления законодательства РТ"
Настоящий Закон фактически прекратил действие
Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII Конституция от 31 мая 1978 г. признана утратившей силу со времени введения в действие новой Конституции РТ от 30 ноября 1992 г.