Определение Конституционного суда Республики Татарстан
от 17 мая 2011 г. N 7-О
"По жалобе гражданина С.М. Гусева на нарушение его конституционных прав и свобод отдельными положениями Концепции развития жилищного строительства в Республике Татарстан на период 2011-2015 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 декабря 2010 года N 1091"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н. Демидова, судей Ф.Н. Багаутдинова, Л.В. Кузьминой, Р.А. Сахиевой, А.А. Хамматовой, А.Р. Шакараева,
заслушав в судебном заседании доклад судьи Л.В. Кузьминой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданина С.М. Гусева,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан 31 января 2011 года поступило обращение в форме жалобы гражданина С.М. Гусева на нарушение его конституционных прав и свобод отдельными положениями Концепции развития жилищного строительства в Республике Татарстан на период 2011-2015 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 декабря 2010 года N 1091 (далее - Концепция). Заявитель обжалует положения абзаца девятнадцатого раздела 1 Концепции, предусматривающие адресную поддержку граждан, отнесенных к отдельным категориям, в частности детей-сирот; абзаца седьмого пункта 2.2 раздела 2, согласно которому в числе предпосылок и основных характеристик развития жилищного строительства в Республике Татарстан указана реализация Программы социальной ипотеки с интеграцией в нее механизмов обеспечения жильем в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения; абзаца пятого раздела 3 устанавливающего, в частности, что жилищное строительство в республике будет направлено на удовлетворение платежеспособного спроса населения, подкрепленного в том числе и мерами государственной поддержки в отношении определенных категорий населения, посредством реализации механизма социальной ипотеки и привлекаемых субсидий на улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан; пункта 7 раздела 5, определяющего в качестве мероприятий, стимулирующих производителей продукции и услуг на рынке жилья, дальнейшую реализацию Программы социальной ипотеки с интеграцией в нее мероприятий по обеспечению жильем в том числе и детей-сирот.
Гражданин С.М. Гусев оспаривает данные положения Концепции в той части, в которой они не предусматривают правовых гарантий соблюдения жилищных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих закрепленное за ними жилое помещение, но нуждающихся в улучшении жилищных условий, к числу которых относится заявитель.
Из обращения гражданина С.М. Гусева и приложенных к нему копий документов следует, что с 1987 года по 1997 год, после лишения его матери родительских прав, он воспитывался в школе-интернате N 1 города Азнакаево Республики Татарстан. После окончания школы-интерната с 1997 года до 2007 года заявитель проходил службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации. При этом за ним все это время было закреплено на праве пользования жилое помещение в городе Казани, в котором он проживал до 1987 года. Заявитель указывает, что в данной квартире, площадью 61,7 кв. метра, в настоящее время зарегистрированы еще 8 человек, в связи с чем проживать в ней не представляется возможным. В постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке С.М. Гусеву было отказано со ссылкой на нормы федерального законодательства в том числе в связи с наличием закрепленного за ним жилого помещения, что следует из ответов Главы администрации Московского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 4 мая 2008 года и первого заместителя Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 4 мая 2009 года, а также из решения Вахитовского районного суда города Казани от 27 апреля 2009 года.
На основании изложенного гражданин С.М. Гусев просит Конституционный суд Республики Татарстан признать оспариваемые им положения Концепции не соответствующими статьям 28 (часть 2), 30, 54 (часть 1) и 55 Конституции Республики Татарстан, согласно которым государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина; граждане обладают всей полнотой личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Заявитель, исходя из части второй статьи 43 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", настаивает на принятии Конституционным судом Республики Татарстан решения по его обращению.
2. Согласно статье 13 во взаимосвязи со статьей 55 Конституции Республики Татарстан Республика Татарстан является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Право каждого на жилище гарантировано статьей 40 Конституции Российской Федерации. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в ряде его решений, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище; реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (Определения от 15 июля 2010 года N 955-О-О, от 25 ноября 2010 года N 1543-О-О).
Указанные положения корреспондируют международно-правовым стандартам в сфере защиты социальных прав, согласно которым социальный прогресс и развитие должны быть направлены на постоянное повышение материального и духовного уровня жизни всех членов общества при уважении и осуществлении прав человека и основных свобод путем обеспечения всех, особенно лиц, имеющих низкий доход и большие семьи, удовлетворительными жилищами и коммунальным обслуживанием, а достижение целей социального прогресса и развития в равной мере требует, в частности, принятия мер по внедрению, с участием правительства, программ строительства недорогостоящих жилищ как в сельских, так и в городских районах; (пункт "f" статьи X и пункт "d" статьи XVIII Декларации социального прогресса и развития, принята Генеральной Ассамблеей ООН 11 декабря 1969 г.); государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни (часть первая статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.); органы государственной власти и управления, работодатели оказывают помощь нуждающимся в жилье гражданам, развивая строительство жилых домов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма или аренды на доступных для населения условиях, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья, а малоимущим гражданам гарантируется выделение жилья на условиях договора найма из государственного (муниципального) жилищного фонда (статья 41 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств от 29 октября 1994 г.).
Данные положения и международно-правовые стандарты определяют содержание правового регулирования дополнительных гарантий жилищных прав отдельных категорий населения, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к числу которых относится заявитель.
Концепция развития жилищного строительства в Республике Татарстан на период 2011-2015 годов, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 декабря 2010 года N 1091, содержащая оспариваемые положения, наряду с основными направлениями развития жилищного строительства в республике на указанный период также предусматривает в качестве приоритетных меры по обеспечению жильем отдельных социально незащищенных категорий населения, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К таким мерам, которые закреплены оспариваемыми нормами, Концепция относит адресную государственную поддержку при реализации Программы социальной ипотеки отдельных категорий населения, объективно нуждающихся в дополнительных гарантиях предоставления им жилья (абзац девятнадцатый раздела 1; абзац седьмой пункта 2.2 раздела 2; абзац пятый раздела 3; пункт 7 раздела 5).
Оспариваемые положения, закрепляя меры поддержки социально незащищенных категорий населения, в то же время не предусматривают условия и порядок предоставления дополнительных гарантий указанным категориям населения при обеспечении их жильем. Виды дополнительных гарантий реализации конституционного права на жилище, правовые основания и порядок их предоставления, в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установлены пунктом 5 статьи 8 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" и конкретизированы в постановлениях Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения" и от 31 декабря 2008 года N 950 "О мерах по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения". Тем самым при решении вопроса об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат применению указанные нормативные правовые акты.
Следовательно, положения Концепции, оспариваемые заявителем, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционное право на жилище, поскольку они по своему содержанию и целевому назначению направлены на обеспечение гарантий реализации указанного права при осуществлении мер по развитию жилищного строительства в Республике Татарстан. Из жалобы заявителя и приложенных к ней документов усматривается, что оспариваемые положения Концепции не применялись и не могли быть применены в его конкретном деле, в связи с чем жалоба гражданина С.М. Гусева не отвечает критериям допустимости, установленным статьей 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", и на этом основании не может быть принята к рассмотрению Конституционным судом Республики Татарстан.
Наряду с этим положения оспариваемого абзаца седьмого пункта 2.2 раздела 2 Концепции, содержащие указание на обеспечение жильем только тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не имеют закрепленного за ними жилого помещения, по существу, воспроизводят положения, закрепленные абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Из этого следует, что проверка Конституционным судом Республики Татарстан оспариваемых положений Концепции фактически означала бы проверку конституционности соответствующих норм указанного Федерального закона. Однако в силу статьи 109 Конституции Республики Татарстан и статьи 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" такая проверка неподведомственна Конституционному суду Республики Татарстан.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 3 и 6, пунктами 1 и 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73, 101 и 109 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С.М. Гусева на нарушение его конституционных прав и свобод отдельными положениями Концепции развития жилищного строительства в Республике Татарстан на период 2011-2015 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 декабря 2010 года N 1091, поскольку жалоба в соответствии с требованиями Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" не является допустимой, а разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданину С.М. Гусеву, а также в адрес Кабинета Министров Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспариваемыми положениями Концепции закреплены меры поддержки социально незащищенных категорий населения. Условия и порядок предоставления дополнительных гарантий указанным категориям населения при обеспечении их жильем Концепцией не предусматривается. Виды дополнительных гарантий реализации конституционного права на жилище, правовые основания и порядок их предоставления установлен Законом РТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" и конкретизирован в отдельных постановлениях Кабинета Министров РТ. При решении вопроса об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат применению указанные нормативные правовые акты. Следовательно, положения Концепции, оспариваемые заявителем, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционное право на жилище, поскольку они по своему содержанию и целевому назначению направлены на обеспечение гарантий реализации указанного права при осуществлении мер по развитию жилищного строительства в республике.
Оспариваемые положения Концепции, содержащие указание на обеспечение жильем только тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не имеют закрепленного за ними жилого помещения, по существу, воспроизводят положения, закрепленные в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Проверка КС РТ этих положений Концепции фактически означала бы проверку конституционности соответствующих норм указанного Федерального закона. Однако в соответствии с республиканским законодательством такая проверка неподведомственна КС РТ.
Таким образом, в принятии к рассмотрению жалобы заявителя на нарушение его конституционных прав и свобод отказано.
Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Определение Конституционного суда РТ от 17 мая 2011 г. N 7-О "По жалобе гражданина С.М. Гусева на нарушение его конституционных прав и свобод отдельными положениями Концепции развития жилищного строительства в Республике Татарстан на период 2011-2015 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 декабря 2010 года N 1091"
Текст определения официально опубликован не был