Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 30 декабря 2010 г. N 1134
"О долгосрочной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2011-2015 годы"
Постановлением КМ РТ от 7 февраля 2014 г. N 73 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализация государственной политики в области физической культуры и спорта, создания условий населению Республики Татарстан для ведения здорового образа жизни Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2011-2015 годы" (далее - Программа).
2. Министерствам, ведомствам и организациям, участвующим в реализации Программы, ежеквартально представлять до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о ее выполнении в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
3. Министерству финансов Республики Татарстан и Министерству экономики Республики Татарстан при формировании бюджета Республики Татарстан на соответствующий год предусматривать выделение финансовых средств на реализацию Программы исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан.
4. Предложить главам муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан разработать и утвердить целевые программы, направленные на развитие физической культуры и спорта.
5. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на отдел по вопросам здравоохранения, спорта и формирования здорового образа жизни Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
Долгосрочная целевая программа
"Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 30 декабря 2010 г. N 1134)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2011-2015 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы |
Распоряжение Президента Республики Татарстан от 09.02.2009 N 56 "Об утверждении Плана основных мероприятий по проведению в 2009 году в Республике Татарстан года спорта и здорового образа жизни"; постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.01.2010 N 33 "О плане мероприятий Кабинета Министров Республики Татарстан в 2010 году по реализации основных положений послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации"; от 14.12.2009 N 850 "Об утверждении Инвестиционного меморандума Республики Татарстан на 2010 год"; от 15.06.2009 N 390 "Об утверждении Плана мероприятий на 2009 год по реализации Комплексной программы демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года" |
Государственный заказчик Программы |
Кабинет Министров Республики Татарстан |
Государственный заказчик-координатор Программы |
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан |
Основной разработчик Программы |
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан |
Исполнитель Программы |
Министерства и ведомства Республики Татарстан, муниципальные образования Республики Татарстан |
Цели Программы |
1. Реализация государственной политики в области физической культуры и спорта. 2. Удовлетворение текущих и формирование новых потребностей населения в занятиях физической культурой и спортом. 3. Формирование здорового образа жизни. 4. Создание условий ведения всем населением Республики Татарстан здорового образа жизни |
Задачи Программы |
1. Совершенствование нормативной правовой базы развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан. 2. Создание эффективной системы учета объектов в сфере физкультуры и спорта и их использования. 3. Совершенствование механизмов финансового, материально-технического и кадрового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности. 4. Внедрение новых форм организации физкультурно-спортивной деятельности. 5. Оказание мер государственной поддержки общественным физкультурно-спортивным организациям. 6. Строительство современных спортивно-оздоровительных комплексов, специализированных спортивных сооружений. 7. Формирование доступных условий для занятий физической культурой, спортом различных категорий населения по месту жительства, учебы, трудовой деятельности. 8. Развитие базовых видов спорта. 9. Подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса. 10. Содействие в подготовке специалистов физкультуры и спорта высшей квалификации. 11. Организация системной пропаганды физической активности и здорового образа жизни |
Сроки реализации Программы |
2011-2015 годы |
Источники финансирования Программы |
Средства бюджета Республики Татарстан, внебюджетных источников, средств федерального бюджета в объемах, определяемых и выделяемых в установленном порядке |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
В результате реализации Программы предполагается к 2015 году: довести долю населения Республики Татарстан, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 35 процентов; довести продолжительность жизни населения Республики Татарстан до уровня не менее 71 года; довести обеспеченность населения спортивными сооружениями до уровня, установленного Программой социально-экономического развития Республики Татарстан; увеличить объем и повысить качество платных физкультурно-спортивных услуг населению; снизить уровень заболеваемости граждан, улучшить физическую подготовку юношей допризывного и призывного возрастов; увеличить количество спортсменов Республики Татарстан, выступающих на всероссийских и международных соревнованиях и являющихся членами сборной команды Российской Федерации по видам спорта; повышение роли физической реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Настоящая Программа разработана с учетом Послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан в 2010 году, положений Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р, и является приоритетной целевой программой, рекомендованной Инвестиционным меморандумом Республики Татарстан на 2010 год для разработки и утверждения. Кроме того, реализация Программы является одним из основных мероприятий по осуществлению Комплексной программы демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года.
Программа предусматривает выполнение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, повышение физической активности и подготовленности всех возрастных групп населения, создание условий для полноценного отдыха и здорового досуга, подготовки спортивного резерва и успешных выступлений спортсменов Республики Татарстан на российских и международных спортивных соревнованиях.
Слово "культура" означает воспитание, почитание и характеризует область человеческой деятельности, связанной с самовыражением человека, проявлением его характера, навыков, умений и знаний. Физическая культура - это объединение различных мероприятий, направленных на достижение человеком физического совершенствования. Это часть общей культуры общества. Поэтому главной целью физической культуры является формирование гармоничной личности человека. В условиях стремительно развивающихся информационных технологий, высокой интеграции человека в глобальное информационное пространство, как правило, обостряются проблемы, связанные с полноценным функционированием личности в современном обществе. Возникающая при этом нагрузка, работа с компьютером (основным источником информации в современном мире) сокращает время на занятия собственным здоровьем. Особенно эта проблема актуальна для детей. Сегодня отдельные аспекты учебной деятельности рассматриваются как фактор, отрицательно влияющий на здоровье учащихся. И причиной тому, прежде всего, являются высокие учебные нагрузки, не всегда эффективный учебный процесс по физическому воспитанию, отсутствие необходимых критериев и слабая мотивация педагогов, родителей, учащихся к укреплению здоровья.
В настоящее время сфера физической культуры и спорта не отвечает возросшим требованиям общества. Невысок рейтинг физической культуры в системе ценностей современного российского человека, а также недостаточен ее статус в нашем обществе.
Для более чем 60 процентов учащихся школ России характерны достаточно низкий уровень физического развития и физической подготовленности, а также физкультурная безграмотность и отсутствие потребности в занятиях физической культурой (таблицы 1, 2). Уровень физической активности российских школьников по сравнению с их сверстниками из других стран низок.
Таблица 1
Фактический уровень физической активности школьников, процентов
N п/п |
Страны |
Не занимаются |
Занимаются в неделю |
|
1-2 часа |
3-4 часа |
|||
1. |
Австрия |
10 |
39 |
51 |
2. |
Германия |
14 |
38 |
48 |
3. |
Дания |
15 |
46 |
39 |
4. |
Финляндия |
17 |
47 |
36 |
5. |
Венгрия |
19 |
45 |
36 |
6. |
Канада |
22 |
41 |
37 |
7. |
Норвегия |
19 |
49 |
32 |
8. |
Бельгия |
26 |
37 |
31 |
9. |
Испания |
40 |
44 |
16 |
10. |
Россия |
47 |
39 |
14 |
11. |
Латвия |
46 |
43 |
11 |
Таблица 2
Количество школьников, которые смотрят телевизор 4 часа и более в день, процентов
N п/п |
Страны |
Мальчики |
Девочки |
||
11 лет |
15 лет |
11 лет |
15 лет |
||
1. |
Франция |
14 |
18 |
14 |
15 |
2. |
Австрия |
17 |
25 |
10 |
22 |
3. |
Канада |
31 |
23 |
25 |
18 |
4. |
Финляндия |
29 |
19 |
23 |
11 |
5. |
Польша |
49 |
40 |
36 |
22 |
6. |
Россия |
51 |
38 |
36 |
34 |
7. |
Израиль |
48 |
38 |
52 |
37 |
8. |
Эстония |
49 |
50 |
33 |
40 |
В целом же в настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8-10 процентов населения, тогда когда в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60 процентов. Причинами такого отношения россиян к физической культуре являются существенные недостатки, присущие не только прежним системам образования и культуры страны, но и функционирующим сегодня. До сих пор большинство россиян (до 75 процентов женщин, около 60 процентов мужчин) не считают занятия физической культурой и спортом важной составляющей своей жизни.
Такое представление возникает оттого, что почти 65 процентов населения страны не понимают значения физической культуры, связанного с развитием личности человека.
Кроме того, и на техническом производстве, для которого стали характерны сложные эвристические задачи, технологические операции, необходимость в умении творчески мыслить и действовать в различных ситуациях, приобрела остроту проблема нервных и психических перегрузок человека.
Таким образом, с одной стороны, возрастающие требования к человеку, обусловленные прогрессивными тенденциями развития сфер труда, образования, досуга, свидетельствуют о высокой значимости физической культуры, а с другой стороны, отмечается низкий уровень эффективности ее функционирования в этих сферах, не дающий человеку запаса прочности в укреплении здоровья. Это не позволяет населению (особенно молодежи) реализовать весь свой потенциал, гармонично развиваться и эффективно противостоять неблагоприятным условиям социально-политического и экономического устройства общества.
Кроме того, средства массовой информации, в первую очередь телевидение, недостаточно уделяют внимание пропаганде физической культуры и укреплению здоровья детей и всего населения страны. Более того, телевидение перегружено передачами, способствующими тому, чтобы дети и молодежь впитывали в себя негативные примеры неправильного образа жизни. Как следствие, только 6,5 процента российских детей в возрасте от 11 до 15 лет удовлетворены жизнью, тогда как во Франции этот показатель составляет 45-50 процентов, в Канаде - 42-47 процентов, Финляндии - 37-40 процентов, Эстонии - 20-25 процентов.
Английский исследователь А.С. Травис в годы экономического застоя своей страны говорил: "Побеждая скуку и разочарование, физическая культура и спорт вносят свой положительный вклад в борьбу с хулиганством и правонарушениями. Многие молодые люди испытывают сейчас необычные социальные стрессы. Если мы будем слишком долго откладывать конструктивный подход к поиску причин этих стрессов, проблем, которые из них вырастут, станет больше и увеличится во много раз цена, которую придется заплатить за борьбу с их результатами".
Человек должен обладать максимально развитыми физическими, эмоциональными, психологическими и интеллектуальными качествами. Именно интегративные возможности физической культуры, освоение человеком ее потенциала должны рассматриваться как мощный фактор оздоровления человека.
Только здоровый человек, оптимистически настроенный, психологически устойчивый, с высоким уровнем умственной и физической работоспособности может активно жить, успешно преодолевать различные трудности и приносить пользу обществу.
Таким образом, физическая культура, являясь одной из граней общей культуры здорового образа жизни человека, во многом определяет образ жизни человека. Развитие физической культуры и спорта - одно из важнейших слагаемых эффективной социальной политики.
Другими словами, здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни.
В общественном сознании должно прочно утвердиться мнение, что физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собой базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни, который, в свою очередь, не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению общества, к решению многих его социальных проблем.
При этом необходимо отметить, что охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих.
Все перечисленные обстоятельства и обусловили необходимость решения накопившихся проблем в сфере развития физкультуры и спорта программными методами.
В Республике Татарстан развитие физической культуры и спорта является приоритетным направлением проводимой социальной политики и основывается на надежной нормативно-правовой основе. Создаются широкие возможности для развития физической культуры и спорта.
В настоящее время наблюдается положительная динамика в области развития и постепенного совершенствования спортивной инфраструктуры. В Республике Татарстан насчитывается более 8,8 тыс. объектов физкультуры и спорта, и интенсивно вводятся в эксплуатацию новые спортивные сооружения. Только в период с 2007 года по декабрь 2010 года в эксплуатацию введено 239 новых объектов физкультуры и спорта.
Вместе с тем сохраняется дифференциация в обеспеченности объектами физкультуры и спорта в разрезе муниципальных образований. Однако нельзя не отметить, что такая дифференциация должна интерпретироваться лишь как предварительный оценочный параметр, который не дает полного представления о фактическом положении дел. На рисунках 1-3 представлена обеспеченность муниципальных районов и городских округов объектами физкультуры и спорта, введенными только с участием бюджетных ресурсов, так как в настоящее время отсутствует информация о таких объектах, которые построены или реконструированы за счет корпоративных средств и которыми пользуются работники предприятий и члены их семей.
"Рис. 1. Обеспеченность спортивными залами в 2010 году"
"Рис. 2. Обеспеченность бассейнами в 2010 году"
"Рис. 3. Обеспеченность плоскостными сооружениями в 2010 году"
Кроме того, отдельные объекты, оборудованные за счет средств бюджета, также не учитываются. Примерами могут служить тренажерные залы, бассейны в бюджетных учреждениях, в том числе в детских дошкольных образовательных учреждениях, реабилитационных центрах, домах временного пребывания пожилых людей, спортивные залы в государственных учреждениях и др.
В республике ведется определенная работа по повышению массовости занятий физической культурой и спортом. Число регулярно занимающихся физкультурой и спортом составляет 775375 человек, или 20,5 процента от всего населения республики.
Организация оздоровительной и спортивно-массовой работы проводится в 1110 коллективах физкультуры, охватывающих 213 тыс. человек. В последние годы в Татарстане активизировалась физкультурно-спортивная работа на предприятиях различной формы собственности. В различных финальных республиканских спортивных соревнованиях ежегодно принимают участие более 6 тыс. рабочих и служащих из четырнадцати отраслей промышленности республики. Подъем физкультурно-спортивной активности, повышение интереса к здоровому образу жизни у трудоспособного населения, увеличение количества производственных коллективов физкультуры стало возможным после заключения долгосрочных соглашений о сотрудничестве между республиканскими физкультурно-спортивными обществами и отраслевыми рескомами профсоюзов. Одной из форм привлечения населения к здоровому образу жизни является проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий. Например, в рамках Всероссийских лыжных соревнований "Лыжня России" и Всероссийского забега "Кросс нации" в городах и районах республики проводятся массовые лыжные гонки "Лыжня Татарстана" и легкоатлетические забеги, в которых ежегодно принимают участие до 100 тыс. человек
В целях привлечения сельского населения к занятиям физической культурой и спортом в республике проводились и проводятся ежегодные комплексные мероприятия "Авыл Яшьлере" ("Сельская молодежь"), в которых ежегодно принимают участие до 75 тыс. человек, проживающих в селах Республики Татарстан. Наиболее популярными среди населения являются соревнования по национальной спортивной борьбе "Корэш", в финале которых участвуют до 800 представителей районов и городов республики.
Активно развивается студенческий спорт. В республике обучаются более 220 тыс. студентов из более чем 50 стран мира. В спортивных сооружениях учреждений высшего и среднего профессионального образования республики занятия проводятся по 20 видам спорта. Число систематически занимающихся в спортивных секциях в настоящее время составляет 30,2 процента от общего количества студентов Республики Татарстан. Развитию студенческого спорта способствует деятельность общественного Совета заведующих кафедр физического воспитания учреждений высшего и среднего профессионального образования, который совместно с общественной организацией "Молодежное физкультурно-спортивное общество "Буревестник" Республики Татарстан" организует зональные и финальные спартакиады студенческой молодежи.
В целях привлечения к занятиям физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями, их социальной адаптации создано Республиканское физкультурно-спортивное общество инвалидов, которое объединяет в своих рядах более 40 физкультурно-спортивных клубов в городах и районах республики. Среди лиц с ограниченными возможностями проводятся соревнования по 10 видам спорта. Отдельные команды и спортсмены-инвалиды, участвуя во всероссийских и международных соревнованиях, добиваются высоких спортивных результатов. Среди них чемпионка Паралимпийских игр и Кубка мира Ирина Полякова, чемпион мира среди инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата Станислав Михеев, чемпионка России, мира и Сурдлимпийских игр по плаванию Ольга Пранцузова, серебряный призер Паралимпийских игр 2008 года в Пекине по пауэрлифтингу Айрат Закиев.
В настоящее время в республике функционирует 401 секция спортивного профиля в подростковых клубах по месту жительства, в которой занимаются 162749 детей и подростков, или 40,63 процента от общего количества детей школьного возраста, а также 158 учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (ДЮСШ, СДЮШОР), в которых занимаются 98512 человек, и 10 детских образовательно-оздоровительных центров (ДООЦ) с общим охватом 8034 человека, или 28 процентов от общего количества детей школьного возраста. Занятия в республиканских спортивных школах проводятся по 67 видам спорта. Воспитанники спортивных школ республики неоднократно становились победителями и призерами многих всероссийских и международных соревнований.
Начиная с 2002 года столица республики - город Казань регулярно становится местом проведения крупнейших всероссийских и международных соревнований, в которых участвуют представители всех регионов России и стран пяти континентов мира. В г. Казани была проведена Первая летняя спартакиада учащихся России, в которой приняло участие более 6,5 тыс. человек. Проводятся чемпионаты России и крупные международные турниры по легкой атлетике, вольной борьбе, стендовой стрельбе, чемпионаты мира по хоккею с мячом, хоккею с шайбой среди юниоров, боксу среди студентов, борьбе на поясах, гиревому спорту, чемпионаты Европы и квалификационные предолимпийские турниры по хоккею на траве, матчи мировой лиги по волейболу, Европейское первенство по волейболу среди молодежных команд, первый Супер Кубок Европы по настольному теннису, матчи мировой лиги по волейболу, Европейские кубковые турниры по футболу, баскетболу, волейболу, водному поло и так далее. В 2013 году в г. Казани пройдет XXVII Всемирная летняя универсиада.
Значительное внимание уделяется развитию спорта высших достижений. Ведущие спортсмены и сборные команды Республики Татарстан с успехом выступают в многочисленных российских и международных соревнованиях. Только в 2009 году спортсменами республики во всероссийских и международных соревнованиях было завоевано 579 медалей, из которых: золотых - 204, серебряных - 164, бронзовых - 211. Значительных успехов добились профессиональные команды республики. Хоккейный клуб "Ак Барс" четырежды становился призером чемпионатов России и три раза выигрывал чемпионское звание. Футбольный клуб "Рубин" - бронзовый призер и дважды чемпион Премьер-лиги. Мужская команда "Синтез" по водному поло - победитель чемпионата страны 2007 года, обладатель Европейского кубка "Лен-Трофи" и неоднократный призер чемпионатов России. Команда "Динамо - Казань" по хоккею на траве - шестикратный чемпион и обладатель Кубка России. Большую популярность и известность своими достижениями в российских чемпионатах и международных турнирах имеют волейбольный клуб "Зенит - Казань", Баскетбольный клуб "УНИКС", команда по хоккею с мячом "Динамо - Казань", неоднократный победитель международных ралли-марафонов команда "КАМАЗ-Мастер". Среди спортсменов Татарстана 58 заслуженных мастеров спорта СССР и России, 253 мастера спорта международного класса, 389 мастеров спорта СССР и России, 96 тренеров носят звания заслуженных тренеров СССР и России.
Достигнуты некоторые результаты в развитии кадрового потенциала отрасли. Общее количество работников отрасли в физкультурно-спортивных учреждениях составляет сегодня 8395 человек, из которых более 5 тыс. человек имеют высшее профессиональное образование. Воспроизводство кадрового потенциала в сферах физической культуры и спорта, государственной молодежной политики, подготовку и повышение квалификации осуществляют Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, факультет физической культуры Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, факультет физической культуры Елабужского государственного педагогического института, отделение "Менеджмент спорта" Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева, Казанское училище олимпийского резерва, Альметьевский техникум физической культуры, отделение физической культуры педагогического техникума г. Тетюши. Планируется открытие училищ олимпийского резерва в гг. Елабуге и Набережные Челны.
В то же время, несмотря на то, что в Республике Татарстан общая доля населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, несколько выше, чем в других регионах Российской Федерации, наблюдается существенное отставание от аналогичного показателя в развитых странах (40-60 процентов), что может существенно затруднить достижение целей, установленных программами социально-экономического развития республики. Таким образом, исходя из целей настоящей Программы можно сформулировать следующие проблемы, на решение которых она ориентирована:
отсутствие должной культуры здорового образа жизни;
диспропорция в развитии спортивной инфраструктуры. Несмотря на развитую инфраструктуру, сохраняется ее неравномерность в различных районах республики, что не способствует активному вовлечению населения в занятия физической культурой и спортом. Это особенно важно и с точки зрения обеспечения массовости занятий физической культурой и спортом по месту жительства, работы, учебы как важной меры по улучшению демографической ситуации;
отсутствие информации о фактической обеспеченности объектами физкультуры и спорта в разрезе муниципальных образований (отсутствие учета ведомственных сооружений);
неравномерные темпы роста массовости занятий физической культурой и спортом, неравномерный охват отдельных категорий населения (студентов, детей и подростков, инвалидов и т.д.). По данным социологических исследований, 72 процента населения не охвачено занятиями физической культуры и спортом, активными формами отдыха. На вопрос "Почему Вы не занимаетесь физкультурой, спортом или активными формами отдыха?" большинство опрошенных ответили, что основная причина - это лень (отсутствие желания);
отсутствие единого реестра объектов в сфере физкультуры и спорта;
отсутствие эффективной системы учета лиц, занимающихся физкультурой и спортом;
избыточность учебной нагрузки на учащихся начальных классов. По оценке экспертов, сегодня вес учебников и других необходимых школьных материалов в 4 раза превышает нормативный. Кроме того, для занятий физической культурой спортивный инвентарь, как правило, учащиеся хранят дома и приносят в школу в дни занятий уроками физкультуры;
недостаточное внимание к вопросам развития детского и юношеского спорта в ряде муниципальных образований. Нормативные и инструктивные документы, регулирующие деятельность спортивных школ, носят рекомендательный характер, и руководитель муниципального образования вправе принять или не принять их к исполнению. Как следствие, тенденцией последних двух лет является снижение численности детей, занимающихся спортом. В республике имеются факты отсутствия материально-технической базы у ряда сельских спортивных школ. Лишь 47 процентов детско-юношеских спортивных школ имеют лицензии на ведение образовательной деятельности;
не каждый спортивный клуб имеет свою детско-юношескую спортивную команду. Это позволило бы, с одной стороны, ведущим спортивным клубам формировать свой резерв, реализовывать имиджевую политику, с другой - помогать и организационно, и материально (в т.ч. с помощью спонсоров) юношеской спортивной команде (или школе);
недостаточная эффективность работы по подготовке кадрового потенциала. Существующая система подготовки кадрового потенциала отрасли не восполняет потребности в кадрах. Имеется дефицит опытных профессиональных функционеров, спортивных специалистов, тренеров, работающих в спортивных федерациях. Недостаточно специалистов, способных к формированию и реализации эффективной системы подготовки спортсменов;
слабое развитие научной и методической поддержки спорта высших достижений, прежде всего, в медико-биологической области.
II. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
реализация государственной политики в области физической культуры и спорта;
удовлетворение текущих и формирование новых потребностей населения в занятиях физической культурой и спортом;
формирование здорового образа жизни;
создание условий для всего населения Республики Татарстан вести здоровый образ жизни.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
совершенствование нормативной правовой базы развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан;
создание эффективной системы учета объектов в сфере физической культуры и спорта и их использования;
совершенствование механизмов финансового, материально-технического и кадрового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
внедрение новых форм организации физкультурно-спортивной деятельности;
оказание мер государственной поддержки общественным физкультурно-спортивным организациям;
строительство современных спортивно-оздоровительных комплексов, специализированных спортивных сооружений;
формирование доступных условий для занятий физической культурой, спортом различных категорий населения по месту жительства, учебы, трудовой деятельности;
развитие базовых видов спорта;
подготовка спортсменов высокого класса и спортивного резерва;
содействие подготовке специалистов физкультуры и спорта высшей квалификации;
организация системной пропаганды физической активности и здорового образа жизни.
Решение указанных задач позволит создавать условия для укрепления здоровья населения Республики Татарстан, улучшать демографическую ситуацию в республике, развивать и популяризировать массовый спорт и спорт высших достижений (профессиональный спорт), приобщать различные слои общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом в целях дальнейшего продвижения спортивного имиджа Татарстана на международном уровне.
Программа будет реализовываться в течение 2011-2015 годов.
Для мониторинга эффективности ее реализации будут использоваться следующие общепринятые индикаторы с учетом утвержденных целевых показателей реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года, а также установленных нормативов обеспеченности спортивными сооружениями:
доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения, процентов;
доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, к общей численности обучающихся и студентов, процентов;
доля лиц с ограниченными возможностями, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения, процентов;
количество спортивно-массовых мероприятий, единиц;
количество участников спортивно-массовых мероприятий, тыс. человек;
количество детско-юношеских спортивных школ, единиц;
доля детей и юношей, занимающихся в ДЮСШ, в общей численности детей и юношей 6-15 лет, процентов;
количество спортсменов высокого класса - всего (человек), в том числе:
мастеров спорта международного класса и гроссмейстеров России; мастеров спорта России; кандидатов в мастера спорта;
количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения, тыс. человек;
количество спортивных сооружений, единиц;
единовременная пропускная способность объектов спорта, процентов.
III. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий, а также индикаторов оценки результатов реализации основных мероприятий Программы приведен в разделе VII настоящей Программы и сформирован исходя из проблем, перечисленных в разделе I, а также на основании SWOT-анализа, представленного в таблице.
Таблица
SWOT-анализ текущей ситуации в сфере физической культуры и спорта
Слабые стороны |
Сильные стороны |
Диспропорция в развитии спортивной инфраструктуры |
Развитая инфраструктура в сфере физической культуры и спорта |
Низкий охват населения занятиями физической культурой и спортом |
Имидж Татарстана как региона с высоким уровнем физической культуры и спорта |
Отсутствие системы учета объектов в сфере физкультуры и спорта и их использования |
Статус столицы Татарстана - г. Казани как первой спортивной столицы Российской Федерации и принятие Программы Казанского отделения партии "Единая Россия" на 2010-2015 годы "Пятилетка здоровья" |
Отсутствие пропаганды здорового образа жизни |
Предпосылки создания на базе объектов Универсиады - 2013 индустрии спортивного туризма |
Избыточность учебной нагрузки на учащихся образовательных учреждений |
Ключевые политические деятели Республики Татарстан регулярно занимаются спортом |
Недостаточное внимание к вопросам развития детского и юношеского спорта в отдельных муниципальных образованиях |
Возрастание роли массовых спортивных занятий среди населения |
Недостаточная эффективность работы по подготовке кадрового потенциала |
Наличие органа исполнительной государственной власти (Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан), ответственного за координацию деятельности в сфере физической культуры и спорта |
Слабое развитие научной и методической поддержки спорта высших достижений |
Использование не задействованных в хозяйственном обороте участков земли и водных акваторий для благоустройства под спортивные площадки |
Не сформирована необходимая культура здорового образа жизни |
Снижение количества граждан, пользующихся автомобилями во время отпуска при их занятии спортивным туризмом и отдыхом |
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Для реализации мероприятий Программы предполагается использование средств федерального бюджета, консолидированного бюджета Республики Татарстан, внебюджетных источников.
Объемы финансирования будут уточняться ежегодно в плане мероприятий по реализации Программы на планируемый год.
V. Механизм реализации Программы
Органом исполнительной власти, ответственным за реализацию и координацию деятельности участников Программы, является Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, которое совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами, руководителями предприятий, органами местного самоуправления и другими организациями:
подготавливает в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий, затрат на их реализацию, а также механизм реализации Программы;
уточняет перечень целевых индикаторов и их поквартальное распределение;
подготавливает ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о ходе реализации Программы и представляет его в Министерство экономики Республики Татарстан.
Ответственным за сбор и агрегирование отчетной информации является Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
Исполнители программы до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан информацию о выполнении мероприятий Программы.
VI. Оценка экономической, социальной и экологической эффективности Программы
Социально-экономическая эффективность от реализации Программы будет достигнута за счет:
повышения уровня охвата населения республики занятиями физической культурой, спортом и туризмом;
роста результатов, достигнутых спортсменами Республики Татарстан на всероссийских и международных соревнованиях;
снижения уровня заболеваемости различных групп населения;
улучшения физической подготовленности юношей допризывного и призывного возрастов;
вовлечения неорганизованных групп детей и молодежи в регулярные занятия спортом;
повышения доступности, разнообразия и качества физкультурно-спортивных услуг, в том числе платных;
расширения возможностей для физической реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями;
удовлетворения потребностей граждан Республики Татарстан в оздоравливающих активных формах отдыха.
Экологическая эффективность от реализации Программы будет достигнута за счет:
использования не задействованных в хозяйственном обороте участков земли и водных акваторий для благоустройства под спортивные площадки;
снижения количества граждан, пользующихся автомобилями во время отпуска, при их занятии спортивным туризмом и отдыхом;
внедрения системы проката велосипедов в черте городских округов.
VII. Перечень программных мероприятий и индикаторов оценки результатов их реализации
Наименование цели |
Наименование задачи |
Наименование мероприятий |
Сроки выполнения основных мероприятий |
Индикаторы оценки конечных результатов (единицы измерения) |
Фактическое значение (базовый год) |
Значения индикаторов (прогноз) |
Ответственные исполнители |
||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. Реализация государственной политики в области физической культуры и спорта |
Совершенствование нормативной правовой базы развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан |
Подготовка проекта закона Республики Татарстан "О детско-юношеском спорте в Республике Татарстан" |
2011 г. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ*, МОН РТ |
Разработка и внедрение положения о ДЮСШ и СДЮСШОР РТ |
2011 г. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ |
||
Разработка и внедрение положения о специализированных классах по видам спорта с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом в общеобразовательных школах |
2012 г. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МОН РТ |
||
Разработка и внедрение положения (критериев) по присвоению статуса "Олимпийский резерв" ДЮСШ отделениям ДЮСШ по олимпийским видам спорта |
2011 г. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МОН РТ |
||
Разработка и внедрение критериев оценки результатов работы педагогических работников ДЮСШ, СДЮСШОР РТ по присвоению квалификационных категорий |
2011 г. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МОН РТ |
||
Адаптирование существующих типовых (примерных) программ по видам спорта к нормативам положения по новой системе оплаты труда (наполняемость, режим работы, этапы спортивной подготовки) |
2011 г. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, спортивные федерации РТ (по согласованию) |
||
Внедрение в работу учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности (ДЮСШ, СДЮСШОР) паспорта спортсмена |
2011 - 2015 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ |
||
Разработка проекта постановления Кабинета Министров Республики Татарстан о внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.01.2009 N 42 "Об установлении уровня социальных гарантий обеспеченности общественной инфраструктурой, социальными услугами до 2014 года" (увеличение процента охвата занимающихся в возрасте от 6 до 15 лет в ДЮСШ с 20 до 30 процентов) |
2011 г. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ |
||
Разработка нормативных документов, регламентирующих условия создания и функционирования школьных, студенческих спортивных клубов, спортивных клубов учащихся в учреждениях начального профессионального образования |
2011 - 2013 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МОН РТ |
||
Разработка нормативных документов по учету объектов спортивного назначения и их использования. Создание единого республиканского реестра объектов спортивного назначения |
2011 г. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ |
||
Заключение договоров о сотрудничестве между МДМСТ РТ и республиканскими федерациями по видам спорта, клубами и командами по игровым олимпийским и техническим видам спорта, физкультурно-спортивными обществами и физкультурно-спортивными клубами и другими республиканскими физкультурно-спортивными общественными объединениями и иными общественными организациями |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ |
||
Заключение договоров и соглашений о сотрудничестве между МДМСТ РТ, МОН РТ, МЗ РТ, МГОЧС РТ, РОСТО (ДОСААФ), физкультурно-спортивными обществами, Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, учреждениями СПО и ВПО спортивно-педагогического профиля о сотрудничестве в области физической культуры и спорта |
2011 - 2012 |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МОН РТ, МЗ РТ, МВД РТ (по согласованию), МТЗСЗ РТ, МГОЧС РТ, РОСТО (ДОСААФ) (по согласованию), Федерация профсоюзов РТ (по согласованию) |
||
Разработка, утверждение и совершенствование положений о проведении республиканских конкурсов на лучшую постановку спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы среди районных и городских муниципальных образований, учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, объектов спортивного назначения |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ |
||
Разработка и утверждение положений о проведении республиканских конкурсов на лучших спортсменов и спортсменок по олимпийским и неолимпийским зимним и летним видам спорта, тренеров ДЮСШ, СДЮСШОР и УОР, спортивных команд по олимпийским и неолимпийским зимним и летним игровым и техническим видам спорта, ДЮСШ, СДЮСШОР, физкультурно-спортивных обществ и спортивных федераций Республики Татарстан |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ |
||
Издание сборников федерального и республиканского законодательств, нормативно-методических документов и рекомендаций по вопросам развития физической культуры и спорта |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МОН РТ, МЗ РТ |
||
Подписание соглашений между муниципальными образованиями Республики Татарстан и МДМСТ РТ о сотрудничестве и взаимодействии в области развития физической культуры и спорта |
2011 - 2012 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ (по согласованию) |
||
Включение вопросов развития массовой физической культуры и спорта в коллективные договоры между работодателями и профсоюзными комитетами |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
руководители предприятий (по согласованию), отраслевые РК профсоюзов (по согласованию) |
||
Оказание мер государственной поддержки общественным физкультурно-спортивным организациям |
Целевая поддержка участия школьных команд во всероссийских спортивных соревнованиях |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МОН РТ |
|
Развитие игровых видов спорта в общеобразовательных учреждениях, в том числе проведение соревнований: Школьной баскетбольной лиги "КЭС-БАСКЕТТ"; по мини-футболу в рамках реализации общероссийского проекта "Мини-футбол - в школу!" |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МОН РТ, МДМСТ РТ |
||
Организация фестиваля "Президентские состязания, соревнования "Президентские спортивные игры" (Указ Президента Российской Федерации от 30.07.2010 N 948) |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МОН РТ, МДМСТ РТ |
||
Проведение выездных комплексных проверок работы по развитию физической культуры и спорта в муниципальных образованиях РТ, трудовых коллективах и образовательных учреждениях, по месту жительства, в физкультурно-спортивных организациях с последующим рассмотрением результатов на заседаниях коллегии МДМСТ РТ, семинарах-совещаниях, конференциях с обобщением и распространением передового опыта и методических материалов |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ, МОН РТ, ФСО РТ (по согласованию) |
||
Создание студенческих спортивных лиг по видам спорта и ежегодное проведение соревнований |
2011 - 2015 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МФСО "Буревестник" РТ (по согласованию) |
||
Создание эффективной системы учета объектов в сфере физкультуры и спорта и их использования |
Проведение инвентаризации объектов спортивного назначения и включение их в общий республиканский и муниципальный реестры |
2011 - 2012 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ (по согласованию) |
|
Подготовка предложений по эффективному использованию объектов Универсиады - 2013 |
2011 - 2013 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, исполком муниципального образования г. Казани (по согласованию) |
||
Подготовка предложений по обязательному включению в градостроительные планы развития населенных пунктов обязательного возведения физкультурно-спортивных сооружений в новых микрорайонах |
2011 г. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ (по согласованию) |
||
Совершенствование механизмов финансового, материально-технического и кадрового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности |
Оснащение учреждений и объединений дополнительного образования детей физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности спортивным инвентарем и оборудованием на грантовой основе |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МОН РТ, МДМСТ РТ |
|
Оборудование при всех молодежных, рабочих и студенческих общежитиях спортивных сооружений, комнат и залов для занятий физической культурой и спортом, организация на их базе занятий с проживающими, обеспечение их необходимым инвентарем |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
собственники объектов (по согласованию) |
||
|
Укомплектование объектов спортивного назначения общеобразовательных учреждений, учреждений НПО, СПО и ВПО необходимым спортивным инвентарем и оборудованием |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МОН РТ совместно с муниципальными образованиями РТ |
|
2. Удовлетворение текущих и формирование новых потребностей населения в занятиях физической культурой и спортом |
Строительство современных спортивно-оздоровительных комплексов, специализированных спортивных сооружений |
Проектирование и строительство физкультурно-спортивных комплексов модульного типа (по отдельным ежегодным планам) |
ежегодно |
количество объектов спортивного назначения, единиц |
8851 |
8901 |
8936 |
8966 |
8995 |
9023 |
МСАЖКХ РТ, МДМСТ РТ |
обеспеченность населения спортивными залами, % |
53,95 |
54,35 |
54,69 |
54,91 |
55,12 |
55,33 |
|||||
обеспеченность населения плоскостными спортивными сооружениями, % |
74,6 |
75 |
75,19 |
75,27 |
75,36 |
75,44 |
|||||
обеспеченность населения плавательными бассейнами, % |
8,13 |
8,48 |
8,64 |
8,81 |
8,99 |
9,17 |
|||||
единая пропускная способность объектов спортивного назначения, % |
31,13 |
31,35 |
31,5 |
31,64 |
31,77 |
31,89 |
|||||
Внедрение новых форм организации физкультурно-спортивной деятельности |
Открытие учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности во вновь вводимых объектах спортивного назначения |
2011 - 2015 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ (по согласованию) |
|
Продолжение работы по созданию в ведомствах, организациях и на предприятиях различных форм собственности коллективов физической культуры и спортивных клубов |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ (по согласованию), РК профсоюзов (по согласованию), руководители предприятий (по согласованию), ФСО РТ |
||
Создание при командах мастеров по игровым видам спорта детско-юношеских спортивных команд, ДЮСШ или общеобразовательных спортивных школ-интернатов |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, команды мастеров по игровым видам спорта (по согласованию) |
||
Разработка и внедрение программ, учебно-методических пособий и т.д. для организации физкультурно-оздоровительной работы в учреждениях образования, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, в других государственных учреждениях |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МОН РТ, МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ (по согласованию), МСХП РТ, РК профсоюзов (по согласованию), ФСО РТ (по согласованию) |
||
Привлечение несовершеннолетних, стоящих на учете в органах внутренних дел, к занятиям в спортивных секциях и группах |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МВД по РТ, МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ (по согласованию), МОН РТ, министерства и ведомства РТ |
||
Подготовка и проведение соревнований в системе учреждений исполнения наказаний, в том числе соревнований со спортивными командами, находящимися за пределами учреждений исполнения наказаний |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
УФСИН РФ по РТ (по согласованию), МДМСТ РТ |
||
Изучение и внедрение в практику передового опыта общеобразовательных школ регионов России по организации спортивно-массовой и оздоровительной работы среди учащихся |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МОН РТ, МДМСТ РТ, МЗ РТ |
||
Содействие подготовке специалистов физкультуры и спорта высшей квалификации |
Заключение между органами местного самоуправления Республики Татарстан, учреждениями СПО и ВПО, готовящими специалистов по физической культуре и спорту, договоров по подготовке специалистов в области физической культуры и спорта |
ежегодно |
количество штатных специалистов, тренеров и преподавателей по физической культуре и спорту с высшим и средним специальным образованием, человек |
8947 |
9630 |
10780 |
12160 |
13760 |
14690 |
МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями Республики Татарстан (по согласованию), учреждения СПО и ВПО (по согласованию) |
|
Разработка программ переподготовки и повышения квалификации преподавателей физического воспитания, а также руководителей и специалистов в сфере физкультуры и спорта |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МОН РТ, МДМСТ РТ, ТГГПУ (по согласованию) |
||
Создание информационного банка данных о штатных работниках и общественном активе физкультурно-спортивной отрасли Республики Татарстан |
2011 г. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, министерства и ведомства РТ, ФСО и спортивные федерации РТ (по согласованию) |
||
Проведение ежегодных республиканских семинаров-совещаний с руководящими работниками, специалистами и общественным активом в сфере физической культуры и спорта, участие во всероссийских семинарах-совещаниях |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МОН РТ |
||
Подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса |
|
|
количество детско-юношеских спортивных школ, единиц |
158 |
159 |
160 |
161 |
162 |
163 |
|
|
|
|
количество занимающихся в них детей и подростков, тыс. человек |
98,5 |
98,8 |
99,0 |
99,2 |
99,4 |
99,6 |
|
||
Обеспечение подготовки и участия спортсменов Республики Татарстан в российских и международных соревнованиях |
2011 - 2015 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МОН РТ, ФСО РТ (по согласованию), спортивные федерации РТ (по согласованию) |
||
Создание центра спортивной подготовки сборных команд Республики Татарстан по базовым видам спорта |
2011 г. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ |
||
Создание Координационного совета по подготовке спортсменов Республики Татарстан к участию в XXX летних Олимпийских играх 2012 года в Лондоне, XXVII Всероссийской летней универсиаде 2013 года в Казани, XXII зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх |
2011 г. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ |
||
Осуществление мониторинга по организации учебно-тренировочного процесса, изучение эффективности работы ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, принятие мер по совершенствованию их деятельности |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ |
||
Проведение республиканского смотра-конкурса на лучшую постановку учебно-воспитательной работы среди СДЮСШОР, ДЮСШ РТ |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ |
||
Участие во Всероссийском смотре-конкурсе на лучшую постановку учебно-тренировочного процесса и подготовку спортивного резерва среди учащихся СДЮСШОР, ДЮСШ, УОР |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ |
||
Проведение республиканских профессиональных конкурсов для педагогических и руководящих работников СДЮСШОР, ДЮСШ РТ |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ |
||
Участие во Всероссийских профессиональных конкурсах среди педагогических и руководящих работников СДЮСШОР, ДЮСШ России |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ |
||
Проведение мониторинга работы СДЮСШОР, ДЮСШ Республики Татарстан по подготовке спортивного резерва |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ |
||
Организация и проведение учебно-тренировочных сборов в летний период для юношеских и юниорских сборных команд РТ по видам спорта на базе республиканских ДОЛ и спортивных лагерей Черноморского побережья |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, спортивные федерации РТ (по согласованию) |
||
Создание индивидуализированных компьютерных программ подготовки спортсменов Республики Татарстан, включенных в составы сборных юношеских, юниорских и молодежных команд России |
2011 - 2015 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, спортивные федерации РТ (по согласованию) |
||
Разработка, издание и распространение методических материалов по организации учебно-тренировочных занятий, рекомендаций, пособий, программ и правил проведения соревнований, праздников "Сабантуй", фестивалей и других спортивных праздников, по национальным и народным видам спорта |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МСХП РТ, республиканские федерации по борьбе "Корэш" и борьбе на поясах (по согласованию) |
||
Организация краткосрочных курсов по подготовке тренеров-общественников и судей по национальной спортивной борьбе "Корэш" и борьбе на поясах, введение специализации по этим видам спорта на факультете физической культуры ТГГПУ и ПГАФКСТ |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МСХП РТ, МОН РТ, республиканские федерации по борьбе "Корэш" и борьбе на поясах (по согласованию) |
||
Оснащение отделений ДЮСШ по национальной спортивной борьбе "Корэш" и борьбе на поясах необходимым инвентарем и оборудованием |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ (по согласованию), МСХП РТ, МОН РТ, республиканские федерации по борьбе "Корэш" и борьбе на поясах (по согласованию) |
||
Проведение районных, городских, республиканских, всероссийских и международных соревнований по национальным видам спорта |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ (по согласованию), МСХП РТ, МОН РТ, республиканские федерации по борьбе "Корэш" и борьбе на поясах (по согласованию) |
||
Разработка и использование на базе ПГАФКСиТ, факультета физической культуры ТГГПУ и кафедр физического воспитания учреждений ВПО инновационных технологий по организации подготовки спортсменов высокого класса |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МЗ РТ, спортивные федерации РТ (по согласованию), Совет ректоров вузов РТ (по согласованию), МФСО "Буревестник" РТ (по согласованию) |
||
Открытие врачебных кабинетов по спортивной медицине во всех муниципальных образованиях Республики Татарстан |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, муниципальные образования РТ (по согласованию) |
||
Создание центра медицинской профилактики дневного стационара для ведущих спортсменов Республики Татарстан при подготовке их к международным и всероссийским соревнованиям |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МЗ РТ, исполком муниципального образования г. Казани (по согласованию) |
||
Создание клинико-биологической и антидопинговой лаборатории |
2012 г. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МЗ РТ, исполком муниципального образования г. Казани (по согласованию) |
||
Обеспечение спортсменов высокого класса инвентарем и оборудованием мирового уровня с учетом индивидуальных особенностей и требований международных спортивных федераций и правил проведения всероссийских и международных соревнований |
весь период |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями Республики Татарстан (по согласованию) |
||
Развитие базовых видов спорта |
|
|
количество подготовленных спортсменов высокого класса, человек, в том числе: |
596 |
690 |
770 |
812 |
864 |
912 |
|
|
|
|
кандидатов в мастера спорта |
515 |
594 |
652 |
684 |
716 |
744 |
|
||
|
|
мастеров спорта России |
75 |
90 |
110 |
120 |
140 |
160 |
|
||
|
|
мастеров спорта международного класса и гроссмейстеров России |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
|
||
|
|
заслуженных мастеров спорта России |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
||
Создание системы государственных заданий по подготовке спортсменов - кандидатов в состав сборных команд страны по базовым видам спорта, а также заключение соглашений со спортивными федерациями Республики Татарстан о целевой подготовке спортсменов высокого класса |
2011 г. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, ДЮСШ (по согласованию), СДЮСШОР (по согласованию), УОР, спортивные федерации РТ (по согласованию) |
||
Создание системы непрерывного образования, включая подготовку и повышение квалификации тренерского состава, специалистов спортивной медицины, спортивных судей, работающих в спортивных сборных командах Республики Татарстан |
весь период |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МОН РТ, МЗ РТ |
||
Разработка системы мер по социальной защите спортсменов и тренеров, в том числе путем усиления персонифицированных мер социальной помощи ветеранам республиканского и российского спортивного движения |
2011 - 2012 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МТСЗ РТ |
||
Разработка законодательных актов о медицинском страховании спортсменов - кандидатов и членов сборных команд России |
2011 - 2012 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МЗ РТ |
||
|
Привлечение ведущих российских и зарубежных тренеров для работы с татарстанскими спортсменами по базовым видам спорта |
весь период |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ |
|
3. Формирование здорового образа жизни |
Организация системной пропаганды физической активности и здорового образа жизни |
|
|
продолжительность жизни населения Республики Татарстан, лет |
70,8 |
70,9 |
70,0 |
71,2 |
71,5 |
72 |
|
Пропаганда здорового, активного образа жизни среди различных групп населения республики посредством проведения популярных спортивно-массовых мероприятий |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, совместно с муниципальными образованиями РТ (по согласованию), министерства и ведомства РТ |
||
Разработка и принятие муниципальных программ формирования здорового образа жизни |
|
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ (по согласованию) |
||
Распространение передового опыта работы по развитию национальных видов спорта, оказание методической и организационной помощи региональным федерациям в проведении соревнований и праздников "Сабантуй" по национальной спортивной борьбе "Корэш" |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ (по согласованию), МСХПРТ, МОН РТ, республиканские федерации по борьбе "Корэш" и борьбе на поясах (по согласованию) |
||
Пропаганда национальных видов спорта в республиканских и региональных СМИ, широкое освещение проводимых мероприятий по национальным видам спорта |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ (по согласованию), МСХП РТ, МОН РТ, Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа", республиканские федерации по борьбе "Корэш" и борьбе на поясах (по согласованию) |
||
Учреждение премии педагогам за организацию внеурочной физкультурно-оздоровительной деятельности в общеобразовательных учреждениях |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МОН РТ |
||
Проведение конкурсов среди спортивных журналистов и средств массовой информации на лучшее освещение спортивной жизни в Татарстане |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" |
||
Разработка и реализация мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних путем привлечения их к занятиям в спортивных секциях и физкультурно-оздоровительных группах учреждений образования, подростковых клубах по месту жительства, ДЮСШ и спортивно-технических клубах |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МОН РТ, МВД по РТ, РОСТО (ДОСААФ) (по согласованию) |
||
Разработка и внедрение механизма стимулирования работников с числом больничных дней не более 5 в году и некурящих |
2012 г. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, руководители предприятий, отраслевые РК профсоюзов (по согласованию) |
||
Внедрение системы проката велосипедов в черте городских округов |
2011 - 2013 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ (по согласованию) |
||
Подготовка и издание материала об истории развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан |
2014 - 2015 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" |
||
Взаимодействие со средствами массовой информации по освещению проблем развития спорта, подготовки и участия спортсменов Республики Татарстан во всероссийских и международных соревнованиях |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" |
||
Производство рекламных роликов, фильмов и телепередач, выпуск соответствующей печатной продукции, производство других видов рекламы, публикация статей о развитии массовой физической культуры и спорта, материалов о спорте высших достижений и подготовке спортивного резерва |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" |
||
Разработка и издание Спортивной карты Татарстана с указанием действующих спортивных сооружений и баз, учреждений дополнительного образования спортивной направленности, физкультурно-спортивных организаций всех видов и типов, предприятий спортивной индустрии, спортивных магазинов и кафе, спортивно-развлекательных клубов, фитнес-центров и предоставляемых ими услуг |
2012 г. |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" |
||
Распространение среди населения информации об основах физической культуры и спорта, здорового образа жизни и двигательной активности, об ответственности родителей за здоровье своих детей |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ (по согласованию), МОН РТ, МЗ РТ, Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" |
||
Разработка и выпуск информационных и образовательных теле- и радиопередач, литературы по вопросам здорового и активного образа жизни |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ (по согласованию), МЗ РТ, Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" |
||
Издание сборников материалов конференций и информационно-методических вестников |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МОН РТ, МЗ РТ |
||
Проведение конкурсов среди преподавателей и студентов учреждений ВПО на лучшую научно-методическую разработку по развитию спорта высших достижений и повышению эффективности учебно-тренировочного процесса, совершенствованию массовой физкультурно-оздоровительной работы |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МОН РТ, МЗ РТ |
||
Проведение научно-практических конференций и совещаний по вопросам здорового и активного образа жизни, совершенствования массовой физкультурно-оздоровительной работы, развития спорта высших достижений |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями Республики Татарстан (по согласованию), МОН РТ, МЗ РТ, ФСО РТ и спортивные федерации Республики Татарстан (по согласованию) |
||
Проведение семинаров для преподавателей физического воспитания детских дошкольных и общеобразовательных учреждений и школ-интернатов, других учебных учреждений по вопросам медицинского контроля за физическим воспитанием детей, подростков и молодежи |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МЗ РТ, МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ (по согласованию), МОН РТ, МТЗСЗ РТ |
||
4. Создание условий обеспечения для всего населения Республики Татарстан вести здоровый образ жизни |
Формирование доступных условий для занятий физической культурой, спортом различных категорий населения по месту жительства, учебы, трудовой деятельности |
|
|
общая численность систематически занимающихся в секциях, группах и отделениях по видам спорта, группах, клубах и центрах физкультурно-оздоровительной направленности**, тыс. человек, |
921,9 |
1020,1 |
1095,7 |
1171,3 |
1246,9 |
1322,4 |
МДМСТ РТ |
процентов к общей численности населения РТ |
24,4 |
27,0 |
29,0 |
31,0 |
33,0 |
35,0 |
|
||||
|
|
|
|
количество студентов, систематически занимающихся физкультурой и спортом человек, |
59300 |
68100 |
78200 |
85600 |
94400 |
103200 |
МДМСТ РТ |
процентов к общему числу учреждений СПО и ВПО очной формы обучения |
34,5 |
39,6 |
44,7 |
49,8 |
54,9 |
60,0 |
|
||||
|
|
Разработка и реализация комплексных мер, направленных на улучшение спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в трудовых коллективах и отраслевых профсоюзных комитетах |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
руководители предприятий, отраслевые РК профсоюзов (по согласованию) |
|
|
Проведение республиканских, районных и городских смотров-конкурсов среди учреждений НПО и СПО, а также учреждений дополнительного образования спортивной направленности |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МОН РТ, МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ (по согласованию) |
|
|
Разработка и реализация комплексных мер, направленных на создание во всех учреждениях ВПО студенческих спортивных клубов |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МОН РТ, МДМСТ РТ, МТЗСЗ РТ, Совет ректоров вузов РТ (по согласованию), МФСО "Буревестник" РТ (по согласованию) |
|
|
Проведение единых студенческих спортивных дней |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МОН РТ, МДМСТ РТ, Совет ректоров вузов РТ, МФСО "Буревестник" РТ (по согласованию) |
|
|
Проведение спартакиад среди студентов учреждений ВПО (24 вида спорта) и СПО (9 видов спорта) |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МОН РТ, МФСО "Буревестник" РТ (по согласованию) |
|
|
Проведение спартакиады летних лагерей учреждений ВПО (6 видов спорта) |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МОН РТ, МФСО "Буревестник" РТ (по согласованию) |
|
|
Проведение летних и зимних декад (фестивалей) студенческого спорта (10 видов спорта) |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МОН РТ, МФСО "Буревестник" РТ |
|
|
Проведение спартакиады "Здоровье" среди профессорско-преподавательского состава учреждений ВПО и СПО (7 видов спорта) |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МОН РТ, МФСО "Буревестник" РТ (по согласованию) |
|
|
Проведение соревнований среди студентов учреждений ВПО и СПО по сдаче комплекса "Готов к труду и защите Отечества" (ГТЗО) |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ, МОН РТ, МФСО "Буревестник" РТ (по согласованию) |
|
|
Проведение комплексных профилактических медицинских осмотров лиц, занимающихся физической культурой и спортом |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МЗ РТ, МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ (по согласованию) |
|
|
Разработка и реализация комплексных мер, направленных на проведение тестирования (мониторинга) физической подготовленности обучающихся в учреждениях образования, а также молодежи допризывного и призывного возрастов |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МЗ РТ, МДМСТ РТ, МОН РТ, Татвоенкомат (по согласованию), РОСТО (ДОСААФ) (по согласованию) |
|
|
Организация занятий по индивидуальным программам с учащимися, отнесенными к специальным медицинским группам, в общеобразовательных учреждениях НПО, СПО и ВПО |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МОН РТ, МЗ РТ, МТЗСЗ РТ, МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ (по согласованию) |
|
|
Создание в районах и городах РТ спортивных клубов для инвалидов и физкультурно-спортивных клубов для ветеранов |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ, МТЗСЗ РТ |
|
|
Проведение среди инвалидов и лиц пожилого возраста спортивных соревнований, спартакиад, фестивалей, спортивных праздников |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ (по согласованию), МТЗСЗ РТ |
|
|
Проведение культурно-спортивных фестивалей среди учащихся специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов для детей-инвалидов |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ (по согласованию), МОН РТ, МТЗСЗ РТ |
|
|
Открытие отделений (групп) адаптивного спорта для детей с ограниченными возможностями в республиканских и муниципальных ДЮСШ |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями РТ (по согласованию), МОН РТ, МТЗСЗ РТ |
|
|
Оснащение мест проведения занятий физкультурой и спортом с детьми с ограниченными возможностями необходимым спортивным инвентарем и специальным оборудованием |
ежегодно |
|
|
|
|
|
|
|
МОН РТ, МДМСТ РТ совместно с муниципальными образованиями Республики Татарстан (по согласованию), МТЗСЗ РТ |
*Список использованных сокращений
МДМСТ РТ |
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан; |
МОН РТ |
Министерство образования и науки Республики Татарстан; |
МЗ РТ |
Министерство здравоохранения Республики Татарстан; |
МСХП РТ |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан; |
МСАЖКХ РТ |
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан; |
МГОЧС РТ |
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан; |
МФ РТ |
Министерство финансов Республики Татарстан; |
МТЗСЗ РТ |
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан; |
МВД РФ по РТ |
Министерство внутренних дел по Республике Татарстан |
УФСИН РФ по РТ |
Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Татарстан; |
РК |
Республиканский комитет; |
ФСО РТ |
физкультурно-спортивные общества Республики Татарстан; |
МФСО "Буревестник" РТ |
Общественная организация "Молодежное физкультурно-спортивное общество "Буревестник" Республики Татарстан"; |
УОР |
Училище олимпийского резерва; |
ДЮСШ |
Детско-юношеская спортивная школа; |
СДЮСШОР |
Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва; |
ПГАФКСТ |
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма; |
ТГГПУ |
Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет; |
РОСТО (ДОСААФ) |
Региональная оборонная спортивно-техническая организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту"; |
СМИ |
средства массовой информации; |
НПО |
начальное профессиональное образование; |
СПО |
среднее профессиональное образование; |
ВПО |
высшее профессиональное образование. |
** Примечание: число систематически занимающихся физической культурой и спортом - физические лица, занимающиеся избранным видом спорта или общей физической подготовкой в организованной форме занятий (кроме урочной формы занятий в образовательных учреждениях) не менее 3 раз или 3 суммарных часов в неделю. (Приказ Росстата от 16.09.2010 N 317 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минспорттуризмом России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений по физической культуре и спорту")
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью Долгосрочной целевой программы является реализация государственной политики в области физической культуры и спорта; удовлетворение текущих и формирование новых потребностей населения в занятиях физической культурой и спортом; формирование здорового образа жизни; создание условий ведения всем населением Республики Татарстан здорового образа жизни. Сроки реализации Программы - 2011-2015 годы.
Приведен перечень программных мероприятий, сформированный исходя из перечисленных в Программе проблем и на основании SWOT-анализа текущей ситуации в сфере физической культуры и спорта; индикаторов оценки результатов реализации основных мероприятий Программы.
Для реализации мероприятий Программы предполагается использование средств федерального бюджета, консолидированного бюджета республики, внебюджетных источников. Объемы финансирования будут уточняться ежегодно в плане мероприятий по реализации Программы на планируемый год.
Органом исполнительной власти, ответственным за реализацию и координацию деятельности участников Программы и за сбор и агрегирование отчетной информации является Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ. Исполнители программы до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Министерство информацию о выполнении мероприятий Программы.
В результате реализации Программы предполагается к 2015 году довести долю населения республики, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 35%; довести продолжительность жизни населения до уровня не менее 71 года; довести обеспеченность населения спортивными сооружениями до уровня, установленного Программой социально-экономического развития РТ; увеличить объем и повысить качество платных физкультурно-спортивных услуг населению и др.
Постановление КМ РТ от 30 декабря 2010 г. N 1134 "О долгосрочной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2011-2015 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 11, 16 марта 2011 г.
Постановлением КМ РТ от 7 февраля 2014 г. N 73 настоящее постановление признано утратившим силу