Постановление Конституционного суда Республики Татарстан
от 14 декабря 2005 г. N 18-П
"По делу о проверке конституционности абзаца первого части двенадцатой
статьи 45 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ
"О государственной гражданской службе Республики Татарстан", пунктов
3.6 и 3.8 Положения о пенсиях за выслугу лет государственным служащим
Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров
Республики Татарстан от 11 апреля 2003 года N 192, в связи
с жалобами граждан В.Н.Соловьева, Ф.Г.Кушаева и Н.Н.Телина"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Д.А.Алкаевой, Ф.Н.Багаутдинова, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой,
с участием заявителей В.Н.Соловьева, Ф.Г.Кушаева, Н.Н.Телина, обратившихся в Конституционный суд Республики Татарстан, представителей сторон, издавших оспариваемые нормативные правовые акты, - Государственного Совета Республики Татарстан - заместителя заведующего отделом конституционного законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан А.А.Хамматовой, начальника отдела организации назначения и перерасчета пенсий Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан С.Н.Гайдук, и Кабинета Министров Республики Татарстан - начальника отдела единого банка нормативных правовых актов Республики Татарстан Министерства юстиции Республики Татарстан О.М.Шипшова, а также с участием представителя Президента Республики Татарстан - главного референта сектора кадрового обеспечения государственной службы Департамента по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан А.А.Томилина, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан Ш.Ш.Ягудина, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - заведующего сектором административного права и систематизации законодательства правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Ю.Н.Олоновой, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан А.И.Сычева, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан Д.К.Крылова, представителя прокурора Республики Татарстан - заместителя прокурора Республики Татарстан Г.С.Галимова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - ведущего референта аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан А.Ф.Шакирова,
руководствуясь частью четвертой статьи 109 Конституции Республики Татарстан, частью пятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности положения абзаца первого части двенадцатой статьи 45 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" (в редакции Закона от 25 октября 2005 года N 106-ЗРТ), а также пунктов 3.6 и 3.8 Положения о пенсиях за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 апреля 2003 года N 192 "О порядке назначения, перерасчета и выплаты пенсий за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан" (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 июня 2003 года N 304).
Поводом к рассмотрению дела явились обращения граждан В.Н.Соловьева, Ф.Г.Кушаева, Н.Н.Телина с жалобами на нарушение их конституционных прав и свобод положением пункта 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан". Кроме этого, заявители Ф.Г.Кушаев и Н.Н.Телин оспаривают конституционность пунктов 3.6 и 3.8 Положения о пенсиях за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 апреля 2003 года N 192. Указанные нормы были применены в отношении каждого из заявителей в их конкретном деле. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителями нормы Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ф.Н.Багаутдинова, объяснения сторон - граждан В.Н.Соловьева, Ф.Г.Кушаева, Н.Н.Телина, представителей сторон, принявших оспариваемые акты, - Государственного Совета Республики Татарстан - А.А.Хамматовой, С.Н.Гайдук, и Кабинета Министров Республики Татарстан - О.М.Шипшова, выступления приглашенных в судебное заседание: представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Ю.Н.Олоновой, представителя Президента Республики Татарстан А.А.Томилина, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан Ш.Ш.Ягудина, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан А.И.Сычева, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан Д.К.Крылова, представителя прокурора Республики Татарстан Г.С.Галимова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан А.Ф.Шакирова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан установил:
1. Гражданин В.Н.Соловьев обратился в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение его конституционных прав положением, содержащимся в пункте 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан", согласно которому размер пенсии за выслугу лет пересчитывается с соблюдением правил, установленных пунктом 3 статьи 21 указанного Закона, при увеличении в централизованном порядке денежного содержания по соответствующей государственной должности государственной службы на индекс увеличения или изменении размера трудовой пенсии по старости (инвалидности).
12 марта 2003 года заявитель В.Н.Соловьев, работая начальником отдела Министерства связи Республики Татарстан и являясь государственным служащим Республики Татарстан, в связи с достижением 60-летнего возраста оформил трудовую пенсию по старости. С 1 июня 2003 года заявитель уволился с государственной службы в связи с выходом в отставку и оформил пенсию за выслугу лет, имея стаж государственной службы 27 лет.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан назначило В.Н.Соловьеву трудовую пенсию по старости в сумме 2103 рубля 18 копеек (за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации) и пенсию государственного служащего за выслугу лет в сумме 4436 рублей 64 копейки (за счет бюджета Республики Татарстан). Общий размер двух пенсий по состоянию на 1 июня 2003 года составил 6539 рублей 82 копейки, что равнялось 80 процентам месячного денежного содержания В.Н.Соловьева.
Размер пенсии за выслугу лет, назначенной В.Н.Соловьеву, неоднократно пересчитывался в 2003, 2004 и текущем годах как в связи с индексацией трудовой пенсии по старости, так и в связи с увеличением денежного содержания по соответствующей государственной должности государственной службы Республики Татарстан. При этом территориальный орган пенсионного обеспечения после каждой индексации трудовой пенсии по старости, применяя оспариваемую норму Закона, уменьшал размер пенсии за выслугу лет В.Н.Соловьева на сумму увеличения трудовой пенсии по старости.
Считая подобное уменьшение размера пенсии за выслугу лет необоснованным, заявитель просит рассмотреть вопрос о соответствии Конституции Республики Татарстан пункта 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан". В результате такой практики, по мнению В.Н.Соловьева, нарушается его право на получение пенсии за выслугу лет в размере, установленном при ее назначении, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 21 данного Закона, в соответствии с которым пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), выплачивается одновременно с ней и назначается пожизненно.
С аналогичными жалобами в Конституционный суд Республики Татарстан обратились граждане Ф.Г.Кушаев и Н.Н.Телин, размеры пенсии за выслугу лет которых также пересматривались в соответствующие периоды территориальными органами пенсионного обеспечения в сторону уменьшения в связи с индексацией размера назначенной им трудовой пенсии по старости.
Жалобы В.Н.Соловьева, Ф.Г.Кушаева, Н.Н.Телина касаются одного и того же предмета, в связи с чем в соответствии с частью второй статьи 50 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" дела по данным жалобам были соединены в одно производство.
Заявители В.Н.Соловьев, Ф.Г.Кушаев, Н.Н.Телин полагают, что оспариваемые ими нормы, явившиеся правовым основанием для уменьшения размера назначенной им пенсии за выслугу лет в случаях повышения размера получаемой ими трудовой пенсии по старости, нарушают их конституционное право на социальное обеспечение, предусмотренное частью первой статьи 54 Конституции Республики Татарстан, и не соответствуют части второй статьи 54 Конституции Республики Татарстан, в соответствии с которой государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Государственным Советом Республики Татарстан 9 сентября 2005 года принят Закон Республики Татарстан N 106-ЗРТ "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан", который вступил в действие после рассмотрения настоящего дела Конституционным судом Республики Татарстан в открытом судебном заседании. В результате внесенных в Закон изменений и дополнений оспариваемые заявителями правила перерасчета размера пенсии за выслугу лет, закрепленные ранее пунктом 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ, в настоящее время регулируются абзацем первым части двенадцатой статьи 45 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" (в редакции Закона от 25 октября 2005 года N 106-ЗРТ).
С учетом изложенного предметом рассмотрения по настоящему делу являются положения, содержащиеся в абзаце первом части двенадцатой статьи 45 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" (в редакции Закона от 25 октября 2005 года N 106-ЗРТ) и в пунктах 3.6 и 3.8 Положения о пенсиях за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 апреля 2003 года N 192, в части установления правил перерасчета размера пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Республики Татарстан.
2. В силу части девятой статьи 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти Республики Татарстан.
В соответствии с частями второй и третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе нормативных правовых актов. Конституционный суд Республики Татарстан принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении, и при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
3. Право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах реализуется в рамках конституционного права на социальное обеспечение. В соответствии с пунктом "ж" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу частей второй и пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Из этого следует, что Республика Татарстан вправе осуществлять правовое регулирование социальной сферы в соответствии с федеральными законами и при условии, что ее законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам. Данное конституционно-правовое требование распространяется в полном объеме на нормативные правовые акты Республики Татарстан, регулирующие пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих Республики Татарстан.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом регулирование отношений, связанных с государственной гражданской службой в субъектах Российской Федерации, осуществляется в том числе конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 8 части первой статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Следовательно, закрепляя в оспариваемых нормах Закона правила установления и изменения размера пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Республики Татарстан, республиканский законодатель исходил из установленного статьей 72 Конституции Российской Федерации разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов и реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу указанных норм федерального законодательства, а также пункта 2 статьи 75 Конституции Республики Татарстан.
В соответствии с частью пятнадцатой статьи 45 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" (в редакции Закона от 25 октября 2005 года N 106-ЗРТ) правила обращения за пенсией за выслугу лет, назначения и перерасчета размера пенсии, выплаты пенсии устанавливаются Кабинетом Министров Республики Татарстан. Часть девятая статьи 45 указанного Закона определяет, что назначение, перерасчет размеров и выплата пенсий за выслугу лет производятся уполномоченным Кабинетом Министров Республики Татарстан органом. Таким уполномоченным органом является Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, которому в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 апреля 2003 года N 192 "О порядке назначения, перерасчета и выплаты пенсий за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан" переданы указанные функции.
Таким образом, Кабинет Министров Республики Татарстан, принимая оспариваемые заявителями нормы Положения о пенсиях за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан, действовал в пределах предоставленных ему полномочий, предусмотренных статьями 102 и 103 Конституции Республики Татарстан.
4. Согласно статье 13 во взаимосвязи с частью первой статьи 54 Конституции Республики Татарстан в Республике Татарстан как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с частью второй статьи 54 Конституции Республики Татарстан государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. При этом в соответствии с законодательством права гражданина в области пенсионного обеспечения находятся в зависимости в том числе от характера, содержания и условий его трудовой деятельности. Так, принимая во внимание особый характер и условия выполнения трудовых функций (должностных обязанностей) и учитывая определенные ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службы, законодатель (как федеральный, так и республиканский) предусматривает назначение государственным гражданским служащим пенсии за выслугу лет при наличии указанных в законе оснований и условий.
При этом назначение государственным гражданским служащим пенсии за выслугу лет республиканский и федеральный законодатели связывают с назначением трудовой пенсии по старости (инвалидности). В соответствии с частью третьей статьи 45 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней. Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Отдельно, без назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности), пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим не назначается.
Положение части третьей статьи 45 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" о том, что пенсия за выслугу лет назначается пожизненно, на которую ссылаются заявители, не может быть истолковано как закрепляющее неизменность размера этой пенсии. Как пенсия за выслугу лет, так и трудовая пенсия по старости (инвалидности) назначаются пожизненно (за исключением случая назначения пенсии за выслугу лет, установленной к пенсии по инвалидности, когда определен срок инвалидности). В то же время размер пенсии за выслугу лет в предусмотренных данным Законом случаях может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
В соответствии с частью четвертой статьи 45 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" (в редакции Закона от 25 октября 2005 года N 106-ЗРТ) пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим назначается при наличии стажа государственной службы 15 лет в размере 50 процентов месячного денежного содержания государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности). За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 80 процентов месячного денежного содержания государственного служащего.
Оспариваемый заявителями абзац первый части двенадцатой статьи 45 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" предусматривает два основания для перерасчета размера пенсии за выслугу лет. В одном случае размер пенсии за выслугу лет пересчитывается с соблюдением правил, установленных частью четвертой указанной статьи, при увеличении в централизованном порядке денежного содержания по соответствующей государственной должности государственной службы на индекс увеличения. При этом увеличение в централизованном порядке денежного содержания по соответствующей государственной должности государственной службы является безусловным основанием для повышения размера пенсии за выслугу лет. Увеличение пенсии за выслугу лет в данном случае приводит к соразмерному увеличению общего размера пенсии, состоящей из суммы пенсии за выслугу лет и пенсии по старости (инвалидности).
В другом случае перерасчет размера пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим производится в связи с индексацией размера трудовой пенсии по старости (инвалидности). При этом увеличение размера пенсии по старости (инвалидности) влечет за собой соразмерное уменьшение размера пенсии за выслугу лет, поскольку при таком перерасчете, как это следует из буквального содержания оспариваемой нормы, должны быть учтены правила, установленные частью четвертой статьи 45 данного Закона. Однако такое уменьшение размера пенсии за выслугу лет не ведет к понижению общего размера пенсии государственного гражданского служащего, так как механизм ее перерасчета, предусмотренный оспариваемой нормой во взаимосвязи с положениями части четвертой статьи 45 указанного Закона, установлен таким образом, чтобы общий размер обеих пенсий ни при каких условиях не понижался - он должен либо повышаться, либо оставаться неизменным.
Аналогичный механизм определения размера пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим, а также порядок ее перерасчета и индексации предусмотрен статьями 14 и 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Это опровергает доводы заявителей о том, что в результате применения абзаца первого части двенадцатой статьи 45 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" нарушается их право на получение пенсии за выслугу лет в размере, исчисленном при назначении пенсии, чем снижается достигнутый ранее уровень материальных гарантий пенсионного обеспечения и нарушается их конституционное право на социальное обеспечение. Однако размер получаемой в настоящее время каждым из заявителей пенсии за выслугу лет и общий размер обеих назначенных им пенсий превышает размеры, установленные при их назначении. Подобное повышение уровня материальных гарантий пенсионного обеспечения заявителей при условии невозможности его снижения является прямым результатом непосредственного применения закрепленного обжалуемыми нормами механизма перерасчета пенсий за выслугу лет.
Установление данного механизма перерасчета пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Республики Татарстан является дискреционным полномочием законодателя, основанном на положении части второй статьи 54 Конституции Республики Татарстан, согласно которой государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Республиканский законодатель вправе установить специальный порядок исчисления данных пенсий в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете, с тем чтобы гарантировать обеспечение финансовых затрат в рамках обязательств, взятых на себя Республикой Татарстан.
Кроме этого, республиканский законодатель при правовом регулировании пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих Республики Татарстан также вправе устанавливать для них дополнительные, по сравнению с федеральным законом, гарантии. К ним относится положение части четвертой статьи 45 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" о максимальной общей сумме пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости (инвалидности), которая не может превышать 80 процентов месячного денежного содержания государственного служащего, тогда как для федеральных государственных служащих данная сумма не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего.
Кроме этого, если федеральный законодатель предусматривает назначение пенсии за выслугу лет при наличии стажа государственной службы 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего, то при наличии такого же стажа государственной службы государственным гражданским служащим Республики Татарстан пенсия за выслугу лет назначается в размере 50 процентов их месячного денежного содержания.
В качестве важной социальной гарантии выступает установление определенного минимального размера пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Республики Татарстан, который не может быть уменьшен. В части четвертой статьи 45 указанного Закона закреплено, что размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного Федеральным законом размера базовой части трудовой пенсии по старости, который в настоящее время составляет 900 рублей (пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в действующей редакции). Эта гарантия действует, в частности, в тех случаях, когда индексация пенсии по старости могла бы повлечь уменьшение размера пенсии за выслугу лет, назначенной в размере базовой части трудовой пенсии по старости. Данная гарантия была применена к заявителю Н.Н.Телину при перерасчете его пенсии за выслугу лет в связи с индексацией размера его трудовой пенсии по старости с 1 августа 2003 года, с 1 августа 2004 года и с 1 мая 2005 года.
Таким образом, положение, закрепленное в абзаце первом части двенадцатой статьи 45 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" (в редакции Закона от 25 октября 2005 года N 106-ЗРТ), не ограничивает и не отменяет конституционное право каждого на социальное обеспечение, предусмотренное частью первой статьи 54 Конституции Республики Татарстан, в том числе не ухудшает пенсионное обеспечение граждан, ранее работавших в системе государственной гражданской службы Республики Татарстан. Порядок назначения пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости (инвалидности), а также правила перерасчета размера этих пенсий установлены Законом, что также соответствует требованиям части второй статьи 54 Конституции Республики Татарстан. На этом основании оспариваемая заявителями норма не может рассматриваться как нарушающая права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих Республики Татарстан.
5. Положение о пенсиях за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 апреля 2003 года N 192 "О порядке назначения, перерасчета и выплаты пенсий за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан", принято в целях реализации Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" и определяет порядок и условия назначения и выплаты пенсий, перечень документов, необходимых для назначения пенсии за выслугу лет, правила обращения за пенсией, перерасчета размера пенсии за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан.
Оспариваемые заявителями Ф.Г.Кушаевым и Н.Н.Телиным пункты 3.6 и 3.8 данного Положения по своему правовому содержанию и буквальному смыслу не устанавливают, не отменяют и не изменяют правила выплаты и перерасчета пенсий за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан, установленные соответствующими положениями Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан", а лишь воспроизводят их содержание.
Таким образом, указанные положения также не ограничивают и не отменяют конституционное право каждого на социальное обеспечение, предусмотренное частью первой статьи 54 Конституции Республики Татарстан, в том числе не ухудшают пенсионное обеспечение граждан, ранее работавших в системе государственной гражданской службы Республики Татарстан.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, частью второй статьи 66, статьями 67, 69, 71, 73, частью первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан постановил:
1. Признать положения абзаца первого части двенадцатой статьи 45 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" (в редакции Закона от 25 октября 2005 года N 106-ЗРТ), пунктов 3.6 и 3.8 Положения о пенсиях за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 апреля 2003 года N 192 "О порядке назначения, перерасчета и выплаты пенсий за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан" (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 июня 2003 года N 304), соответствующими Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда РТ от 14 декабря 2005 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности абзаца первого части двенадцатой статьи 45 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан", пунктов 3.6 и 3.8 Положения о пенсиях за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 апреля 2003 года N 192, в связи с жалобами граждан В.Н.Соловьева, Ф.Г.Кушаева и Н.Н.Телина"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Татарстан" от 17 декабря 2005 г. N 253