Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
Правительства Самарской области
от 23 декабря 2009 г. N 686
Концепция
развития и поддержки добровольчества
в Самарской области
24 августа 2012 г.
Постановлением Правительства Самарской области от 24 августа 2012 г. N 387 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Общие положения
Концепция развития и поддержки добровольчества в Самарской области (далее - Концепция) - документ, отражающий совокупность взглядов на добровольчество и добровольческую деятельность, их место и роль в развитии гражданского общества, решении социально значимых проблем, духовно-нравственном и патриотическом воспитании граждан Самарской области.
В Концепции раскрывается современное представление о добровольчестве и добровольческой деятельности, определяются их понятия, содержание, цели, задачи и принципы развития, место и роль органов государственной власти, местного самоуправления, социальных институтов, общественных организаций по развитию и поддержке добровольчества в Самарской области.
Нормативную правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 1054-р, распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р "О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации", постановление Правительства Самарской области от 21.12.2005 N 155 "О Стратегии государственной молодежной политики в Самарской области на 2006 - 2015 годы".
Содержание настоящей Концепции соответствует приоритетным задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, в которой содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространение добровольческой деятельности (волонтерства) отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.
Концепция является основой для разработки нормативных правовых актов, организационных и методических документов, планов, программ деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций по развитию и поддержке добровольчества в Самарской области.
Концепция призвана способствовать активизации важнейшего для общества и государства ресурса - социально ответственного инициативного гражданина - и направлена на создание благоприятных условий для добровольческой деятельности, полноценного участия граждан в общественной жизни, внедрения инновационных методов и подходов в систему социального развития, формирования новых перспективных форм занятости населения, развития отечественных традиций благотворительности, милосердия, социального служения.
2. Основные понятия, используемые в Концепции
Благотворительная организация - неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных действующим законодательством в сфере благотворительной деятельности целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
Доброволец - гражданин, осуществляющий деятельность в форме безвозмездного труда на основе договорных отношений и преследующий социальную, благотворительную и иную общественно полезную цель.
Добровольческая (волонтерская) деятельность - способ самовыражения и самореализации граждан, действующих индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом.
Добровольческие ресурсы - совокупность трудовых, временных, интеллектуальных, профессиональных, материальных и иных ресурсов, источником которых являются добровольцы.
Добровольческая программа - гуманитарная программа, ориентированная на потребности граждан и гражданского общества, в которой основным способом ее реализации является добровольная работа людей, а главной задачей - эффективная организация добровольной работы.
Добровольческая акция - мероприятие одной или нескольких организаций, осуществляющих добровольческую деятельность, главным человеческим ресурсом которых для достижения целей акции являются добровольцы.
Инфраструктура добровольческого движения - организация, обеспечивающая поддержку по всему комплексу услуг для эффективной организации добровольческой деятельности путем консультаций, обучения, поддержки, информационного обмена, популяризации, мониторинга, признания и поощрения добровольческих инициатив в обществе.
Координатор добровольцев - ответственное лицо в организации, имеющее специальную подготовку и отвечающее за привлечение добровольцев, организацию их работы и координацию их деятельности.
Молодежное добровольчество - практическая добровольческая деятельность молодежи по предметному решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности.
Семейное добровольчество - добровольческая деятельность и добровольный труд двух и более членов одной семьи.
Система поддержки социального добровольчества - комплекс мер, мероприятий и специализированной инфраструктуры, ориентированных на стимулирование, поддержку и развитие добровольчества на основе мобилизации и консолидации общественных и государственных ресурсов.
Постановлением Правительства Самарской области от 24 августа 2012 г. N 387 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Актуальность развития и поддержки добровольчества
В Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 1054-р, определена основная цель государственной политики в области содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества - это активизация потенциала благотворительности и добровольчества как ресурса развития общества, способствующего формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности, позволяющего дополнить бюджетные источники для решения социальных проблем внебюджетными средствами и привлечь в социальную сферу трудовые ресурсы добровольцев.
Сегодня особенно популярным добровольчество становится среди молодого поколения, являясь важным способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции. Организация добровольческого труда молодежи в России, вовлечение молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни, включены в число приоритетных направлений Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р.
Добровольчество выгодно:
для государства, поскольку добровольцы независимо от своего социального и должностного положения, места жительства, политических и религиозных убеждений участвуют в делах общества, помогая более эффективно выполнять задачи, стоящие перед государством;
для становления отечественного гражданского общества, поскольку добровольческая деятельность служит повышению роли общественных и других некоммерческих организаций как институтов гражданского общества в решении местных, региональных и общенациональных задач;
для социального развития, поскольку позволяет привлечь значительные ресурсы для решения социально значимых проблем;
для экономического развития, поскольку добровольческая деятельность является важным элементом обеспечения занятости населения, экономии государственных расходов на социальную деятельность;
для бизнеса, поскольку работники компаний, участвующие в добровольческой деятельности, помогают местному сообществу, получают новые знания и навыки, развивают свои организаторские способности, а компания получает положительный образ в обществе;
для молодежной политики и образования, поскольку добровольческая деятельность детей и молодежи - это эффективный метод формирования и развития их знаний и навыков, духовно-нравственного и трудового воспитания, а также средство реализации профессионального интереса в карьерном росте, особенно в части получения опыта общения в коллективе и получения специальных знаний и навыков, необходимых в семье;
для средств массовой информации, поскольку работа добровольцев полна интересных случаев взаимопомощи и стремления к улучшению условий жизни местных сообществ.
Современное состояние развития добровольчества в Самарской области свидетельствует о том, что наиболее заметно добровольчество проявляется в деятельности некоммерческих организаций, в том числе молодежных и детских общественных объединений, охватывающих своей работой практически все социально значимые сферы жизни. Добровольчество становится все более популярным в молодежной среде. Возрастает интерес к этому движению со стороны бизнес-структур, государственных структур и органов местного самоуправления. Добровольцы и общественные объединения Самарской области активно участвуют в решении социальных проблем и общественном развитии Самарской области.
В Самарской области в последние годы проводятся мероприятия по развитию добровольчества. Работа ведется в тесном взаимодействии органов исполнительной власти Самарской области и некоммерческих организаций.
В городских округах Самара, Тольятти, Новокуйбышевск Самарской области созданы центры развития добровольчества.
Проводятся ежегодные добровольческие акции "Весенняя неделя добра", "Всемирный день молодежного служения", "Нет забвению", "Щедрость души", "Протяни руку ближнему", "Вместе мы можем все", "Международный день добровольцев"; ежегодный форум добровольцев Самарской области.
В рамках областной целевой программы "Реализация Стратегии государственной молодежной политики в Самарской области до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2010 N 550, реализуются различные проекты, направленные на поддержку добровольцев и содействие молодежным добровольческим проектам.
В результате предпринимаемых в течение последних нескольких лет общественно-государственных усилий по развитию добровольчества в Самарской области наблюдается устойчивый рост числа граждан, особенно молодежи, участвующих в добровольческой деятельности. Сложились благоприятные условия для развития молодежного добровольчества, существует реальная поддержка развития добровольчества со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и других некоммерческих организаций.
Вместе с тем наряду с положительными тенденциями в сфере развития добровольчества в Самарской области, как и в целом по стране, существует совокупность проблем, наличие которых приводит к существенному недоиспользованию потенциала добровольчества в обществе. Так, по оценкам ведущих исследовательских центров в России, за последнее десятилетие уровень вовлеченности в добровольческую деятельность возрос с 1 - 2% (с 1999 по 2004 годы) до 5,5% (в 2008 году). В то же время более 49% граждан потенциально готовы участвовать в общественной жизни страны, однако они не находят применения своим добровольческим усилиям. Примерно те же пропорции наблюдаются и в Самарской области, что свидетельствует о том, что потенциал добровольчества может более эффективно поддерживаться и использоваться органами государственной власти, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в практической деятельности.
При наличии в Самарской области значительных человеческих ресурсов и большого количества организаций, накопивших определенный опыт управления этими ресурсами, дальнейшее развитие добровольческой деятельности требует решения таких проблем, как:
несовершенство нормативной правовой базы в сфере добровольческой деятельности;
неразвитость инфраструктуры развития и поддержки добровольчества;
несовершенство стандартов деятельности государственных и муниципальных учреждений, которые не предусматривают организацию добровольного труда;
отсутствие методического обеспечения организации добровольческой деятельности;
отсутствие системы профессиональной подготовки кадров для специалистов, работающих в сфере добровольчества;
отсутствие механизмов системной поддержки добровольческой деятельности;
неразвитость общего информационного и интерактивного пространства для взаимного обучения и обмена опытом;
невысокий уровень информированности молодежи о возможности участия в добровольческой деятельности.
4. Цель, задачи и принципы развития и поддержки
добровольчества в Самарской области
Цель развития и поддержки добровольчества - создание благоприятных условий и расширение возможностей для активного участия жителей Самарской области в общественно полезной добровольческой деятельности в процессе социально-экономического развития региона.
Задачами развития и поддержки добровольчества в Самарской области являются:
реализация государственной политики поддержки добровольчества;
развитие общественных и других некоммерческих организаций как институтов гражданского общества;
создание и обеспечение возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и иных проблем;
создание системы профессиональной подготовки специалистов и организаторов добровольческой деятельности;
укрепление партнерства между добровольческими организациями, органами государственной власти, органами местного самоуправления и бизнесом в решении социально значимых проблем;
содействие информационному обеспечению добровольческой деятельности в средствах массовой информации в целях позитивного освещения добровольчества.
Принципами развития и поддержки добровольчества являются:
принцип системно организованного подхода, который предполагает скоординированную целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по развитию добровольческого движения;
принцип адресного подхода в формировании идеи добровольчества, предполагающий использование особых форм и методов работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения;
принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан, их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;
принцип универсальности основных направлений добровольчества, предполагающий целостный и комплексный подход к ним.
Данные принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
5. Основные направления развития и поддержки
добровольчества в Самарской области
Основными направлениями развития и поддержки добровольчества в Самарской области являются:
1. Совершенствование инфраструктуры и механизмов поддержки и развития добровольчества.
2. Развитие молодежного добровольчества, молодежных добровольческих программ, программ семейного и корпоративного добровольчества.
3. Совершенствование и развитие системы профессиональной подготовки кадров в сфере добровольческой деятельности.
4. Формирование механизмов продвижения и популяризации ценностей и практики добровольчества в обществе.
5. Организация единой системы учета и измерения эффективности добровольческого труда и ценности вклада добровольцев в социальное и экономическое развитие региона.
6. Совершенствование нормативной правовой базы и финансовых механизмов обеспечения развития и поддержки добровольческих инициатив.
5.1. Совершенствование инфраструктуры и механизмов развития и
поддержки добровольчества
Совершенствование инфраструктуры развития и поддержки добровольчества должно осуществляться на региональном и местном уровнях. Для этого необходимо возложить на соответствующие учреждения функции по развитию и поддержке добровольчества. Данная деятельность должна включать формирование информационной и научно-методической базы развития добровольческой деятельности, подготовку кадров для организации добровольческой деятельности, вовлечение, поддержку и стимулирование представителей всех слоев общества и возрастных категорий для участия в общественно полезной деятельности, уделяя особое внимание развитию молодежного и семейного добровольчества. Кроме того, разработать механизм поддержки, обеспечивающий возникновение инфраструктуры и ее функционирование.
Стратегические действия в этом направлении включают:
создание и развитие сети добровольческих центров, обеспечивающих базовый комплекс услуг в сфере стимулирования, поддержки и развития добровольчества;
информационную и методическую поддержку, представление гражданам и организациям информации о наличии видов работ, предлагаемых для исполнения на основе добровольной работы;
подготовку кадров для организации добровольной работы;
предоставление добровольцев для выполнения работ в Самарской области;
создание и развитие агентств добровольческой помощи, действующих на муниципальном уровне, обеспечивающих стимулирование и поддержку добровольчества и осуществляющих свою деятельность по организации добровольческой работы на территории каждого муниципального образования в Самарской области.
5.2. Развитие молодежного добровольчества, молодежных добровольческих программ, программ семейного и корпоративного
добровольчества
Развитие системы стимулирования молодежного добровольчества как элемента молодежной политики и гражданского образования направлено на вовлечение молодежи и подростков в общественно полезную добровольческую деятельность, проведение мероприятий, способствующих признанию вклада молодежи в социальное и экономическое развитие общества. Направление реализуется через создание и функционирование в Самарской области системы молодежных добровольческих служб, программ, являющихся составной частью инфраструктуры развития и поддержки добровольчества.
Развитие принципов молодежного добровольчества в системе образования предусматривается посредством включения проектов, образовательных технологий и программ, ориентированных на добровольческую деятельность детей и молодежи, в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений.
Развитие добровольческих программ семейного добровольчества (совместное участие членов семей в добровольческой деятельности) и корпоративного добровольчества (участие сотрудников компаний в добровольческой деятельности местных сообществ) реализуется путем проведения образовательных программ и добровольческих акций семейного и корпоративного добровольчества.
5.3. Совершенствование и развитие системы профессиональной подготовки кадров в сфере добровольческой деятельности
Реализация Концепции в этом направлении предусматривает: разработку областных и ведомственных целевых программ, планов мероприятий, предусматривающих совершенствование и развитие системы профессиональной подготовки кадров в сфере добровольческой деятельности.
5.4. Формирование механизмов продвижения и популяризации ценностей и практики добровольчества в обществе
Продвижение и популяризация ценностей и практики добровольчества реализуется через целенаправленное распространение в средствах массовой информации материалов о добровольческой деятельности и добровольцах, использование социальной рекламы, проведение конкурсов в области развития добровольчества, областных форумов, конференций, "круглых столов" по тематике добровольчества, областных и общероссийских добровольческих акций "Весенняя неделя добра" (апрель), "Международный день добровольцев" (декабрь), создание общественно-государственных органов, общественных консультативных советов по добровольчеству.
5.5. Организация единой системы учета и измерения эффективности добровольческого труда и ценности вклада добровольцев в социальное и
экономическое развитие региона
Добровольчество реализуется путем разработки критериев оценки и методов определения социально-экономической эффективности добровольческого труда в социальной сфере, применяемых в международной и российской практике подходов, основанных на методиках учета количества пожертвованного добровольцами времени, выраженного в финансовом эквиваленте, исходя из среднечасовой ставки оплаты труда.
5.6. Совершенствование нормативной правовой базы и финансовых механизмов обеспечения развития и поддержки добровольческих
инициатив
Совершенствование нормативной правовой базы и финансовых механизмов обеспечения развития и поддержки добровольческих инициатив осуществляется в соответствии с ориентацией на стратегии социально-экономического развития и приоритетные направления развития гражданского общества и включает:
совершенствование нормативной правовой базы в области развития добровольчества и общественно-государственного партнерства при решении социально значимых проблем и реализации социальной политики Самарской области;
создание экономических (финансовых) условий обеспечения поддержки и развития добровольчества, что предусматривает бюджетное финансирование, привлечение внебюджетных источников, пожертвований граждан и организаций, других источников, не противоречащих действующему законодательству, позволяющих стабильно обеспечивать покрытие минимально необходимых расходов на затраты, связанные с организацией и функционированием системы развития и поддержки добровольческих инициатив.
6. Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции
Ожидаемыми результатами реализации настоящей Концепции являются:
рост поддержки в обществе и расширение участия граждан и организаций в добровольческой (волонтерской) деятельности;
увеличение числа граждан - участников добровольческой (волонтерской) деятельности;
развитие инфраструктуры информационной и консультационной поддержки добровольческой деятельности;
повышение эффективности добровольческих программ;
повышение качества жизни граждан Самарской области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Самарской области от 23 декабря 2009 г. N 686 "О Концепции развития и поддержки добровольчества... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.