Постановление Правительства Самарской области от 3 февраля 2010 г. N 16
"О Стратегии развития физической культуры и спорта
в Самарской области на период до 2020 года"
6 сентября 2012 г.
В целях реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на территории Самарской области Правительство Самарской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года.
2. Органам исполнительной власти Самарской области при разработке, реализации и информационном освещении мероприятий в рамках их компетенции учитывать положения Стратегии развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Самарской области при разработке, реализации и информационном освещении мероприятий в рамках их компетенции учитывать положения Стратегии развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 6 сентября 2012 г. N 419 в пункт 4 настоящего постановления внесены изменения
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство спорта Самарской области.
5. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации
Губернатор - |
В.В. Артяков |
Стратегия
развития физической культуры и спорта
в Самарской области на период до 2020 года
(утв. постановлением Правительства Самарской области
от 3 февраля 2010 г. N 16)
1. Общие положения
Стратегия развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р и Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129.
В настоящей Стратегии определяются цели, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года в Самарской области.
Поддержание оптимальной физической активности является существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения и помогающим в решении задачи создания условий для роста благосостояния населения Самарской области, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности.
Как показывает практика, физическая культура и спорт являются наиболее универсальным способом физического и духовного оздоровления нации, однако ухудшение состояния здоровья людей и снижение уровня физической подготовки всех категорий населения, особенно молодежи, говорят об имеющихся проблемах в развитии физической культуры и спорта.
Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо Самарской области, так как это наименее затратные и наиболее эффективные средства морального и физического оздоровления жителей области.
Правовую базу настоящей Стратегии составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р.
2. Характеристика состояния
сферы физической культуры и спорта
в Самарской области
Сфера физической культуры и спорта в Самарской области характеризуется следующими показателями.
Физкультурно-оздоровительную и спортивную работу проводят 138 учреждений дополнительного образования детей (в том числе 85 детско-юношеских спортивных школ), 186 физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства, 457 клубов физической культуры предприятий и организаций, 28 организаций адаптивной физической культуры, более 80 федераций по видам спорта.
Численность занимающихся физической культурой и спортом составляет 397852 человека или 12,5% от общей численности населения Самарской области, в том числе:
женщин - 159878 человек (40,1% от общего числа занимающихся);
инвалидов - 5080 человек (1,2% от общего числа инвалидов, проживающих в Самарской области).
Общая численность штатных работников физической культуры и спорта составляет 6358 человек, из них с высшим специальным образованием - 4211 человек (66,2% от общей численности), со средним специальным образованием - 1133 человека (17,8% от общей численности). В сельской местности работают 1173 специалиста (18,4% от общей численности). Кадровое обеспечение сферы физической культуры и спорта в Самарской области осуществляют государственное учреждение высшего профессионального образования Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, государственное учреждение высшего профессионального образования Тольяттинский государственный университет (адаптивная физическая культура) и федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Училище (техникум) олимпийского резерва г. Самара".
В структуру материально-технической базы в области физической культуры и спорта входят 3981 спортивное сооружение, в том числе 43 стадиона, 1355 спортивных залов, 57 плавательных бассейнов, 1953 плоскостных сооружения, 18 лыжных баз, 106 стрелковых тиров. В сельской местности находится 1703 спортивных сооружения (42,8% от общего числа спортсооружений). Единовременная пропускная способность спортивных сооружений составляет 106351 человек (17,6% от нормативной пропускной способности).
В Самарской области медицинским обеспечением массового спорта и физической культуры, спорта высших достижений занимается государственное учреждение здравоохранения "Самарская областная больница им. М.И. Калинина". Количество лиц, занимающихся физической культурой и спортом, нуждающихся в ежегодных обязательных углубленных медицинских осмотрах, составляет 16360 человек при пропускной способности вышеуказанного учреждения 5850 человек в год. Существующая пропускная способность учреждений врачебно-физкультурной службы Самарской области и ее организационная структура устарели и не могут в полном объеме обеспечить выполнение задач по медицинскому обслуживанию лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
Состояние сферы физической культуры и спорта в Самарской области в целом позволяет решать задачи развития массового спорта и спорта высших достижений.
Однако ситуация с ухудшением состояния здоровья населения, с негативными явлениями в молодежной среде свидетельствует о недостаточно эффективном использовании ресурсов физической культуры и спорта в физическом и духовном оздоровлении людей. Она напрямую связана со снижением уровня физической подготовленности различных групп населения, отсутствием возможности у большей части населения заниматься физической культурой и спортом.
Проблемы в сфере физической культуры и спорта связаны, в первую очередь, с ее недостаточным финансированием. До 90-х годов финансирование деятельности спортивных клубов, добровольных спортивных обществ, детско-юношеских спортивных школ, строительство и содержание спортивных объектов осуществлялось в основном за счет средств предприятий, профсоюзных организаций и Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
В настоящее время финансовое обеспечение сферы физической культуры и спорта Самарской области осуществляется главным образом за счет бюджетных средств, в том числе 75% - из областного бюджета, 5,9% - из бюджетов муниципальных образований, 2,3% - из федерального бюджета и лишь 16,8% - из внебюджетных источников финансирования. В большинстве муниципальных образований Самарской области финансирование этой сферы деятельности осуществляется по остаточному принципу.
Недостаточное финансирование деятельности, связанной с развитием физической культуры и спорта, негативным образом сказывается на организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства, в учебных заведениях, в трудовых и производственных коллективах.
Сдерживающим фактором развития физической культуры и спорта является отсутствие единого подхода к организации управления этой сферой деятельности в муниципальных образованиях Самарской области.
В 19 из 27 муниципальных районах Самарской области непосредственные функции по организации физической культуры и спорта выполняет только один штатный специалист, лишь в каждом четвертом поселении введены ставки инструкторов - методистов по физической культуре.
Область испытывает дефицит в квалифицированных кадрах в сфере физической культуры и спорта: около 70% выпускников учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров в сфере физической культуры и спорта, не работают по специальности из-за низкого уровня заработной платы. В большинстве учреждений и организаций сокращены ставки инструкторов-методистов. Ощущается недостаток специалистов по работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Средний возраст тренеров-преподавателей, работающих в детско-юношеских спортивных школах, - пятьдесят лет.
В конце 80-х и особенно в 90-х годах в Самарской области более чем на 1000 единиц произошло сокращение сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказались от содержания спортивных и оздоровительных объектов, многие из которых впоследствии были закрыты, проданы, переданы другим собственникам или перепрофилированы. Отсутствие необходимого количества спортивных объектов наблюдается во всех муниципальных образованиях области, однако наиболее остро эта проблема ощущается в городских округах.
Наряду с низким показателем обеспеченности имеющаяся материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом используется недостаточно эффективно.
В результате этих и ряда других причин Самарская область по числу жителей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, занимает лишь 62-е место в рейтинге субъектов Российской Федерации.
3. Цель и задачи Стратегии
Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для жителей Самарской области вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:
создание современной системы физкультурно-спортивного воспитания населения Самарской области;
модернизация системы физического воспитания различных групп населения, в том числе в образовательных учреждениях;
модернизация системы физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
совершенствование нормативно-правового обеспечения сферы физической культуры и спорта Самарской области;
совершенствование системы медицинского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
совершенствование кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта;
развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта.
4. Основные целевые ориентиры и этапы их реализации
В качестве основных стратегических целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в Самарской области на первом этапе (2009 - 2015 годы) и на втором этапе (2016 - 2020 годы) определены:
увеличение доли граждан Самарской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения (на первом этапе - с 12,5 процента в 2009 году до 22 процентов в 2015 году и на втором этапе - до 40 процентов в 2020 году);
увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на первом этапе - с 28,4 процента до 50 процентов и на втором этапе - до 80 процентов);
увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности данной возрастной категории (на первом этапе - с 20 процентов до 30 процентов и на втором этапе - до 50 процентов);
увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на первом этапе - с 1,2 процента до 4 процентов и на втором этапе - до 15 процентов);
достижение объема недельной двигательной активности населения (на первом этапе - от 6 до 8 часов при не менее чем 2-3-разовых занятиях и на втором этапе - 6 - 12 часов при не менее чем 3-4-разовых занятиях в зависимости от возрастных и других особенностей граждан);
повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности (на первом этапе - с 17,6 процента до 22 процентов и на втором этапе - до 40 процентов);
успешное выступление спортсменов и спортивных команд Самарской области на всероссийских и международных соревнованиях.
Целевые показатели реализации Стратегии приведены в приложении.
5. Создание системы
физкультурно-спортивного воспитания населения
5.1. Основными направлениями создания системы физкультурно-спортивного воспитания населения являются:
разработка и формирование организационной основы управления развитием физической культуры и спорта;
совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий;
совершенствование взаимодействия субъектов физической культуры и спорта;
разработка параметров двигательной активности для населения различных возрастных и социальных групп;
разработка системы физического воспитания и развития человека в различные периоды его жизни, в первую очередь подрастающего поколения.
5.2. Для создания системы физкультурно-спортивного воспитания населения необходима реализация комплекса следующих мер:
создание сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе спортивных клубов выходного дня для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом;
совершенствование системы официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Составной частью календарного плана должна стать система областных спартакиад среди различных групп населения как основа комплексных многоэтапных спортивных и физкультурных мероприятий в Самарской области;
разработка и внедрение рекомендаций по объему двигательной активности, включая утреннюю и производственную гимнастику, в зависимости от индивидуальных особенностей граждан;
обеспечение преемственности программ физического воспитания в образовательных учреждениях;
реализация дифференцированного подхода к размещению объектов спорта с учетом плотности населения, транспортной доступности и развиваемых в Самарской области видов спорта;
проведение мониторинга систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также соотношения спроса и предложения на спортивно-оздоровительные услуги;
повышение роли общественных организаций в управлении физической культурой и спортом в Самарской области;
принятие областной и муниципальных целевых программ развития физической культуры и спорта;
совершенствование учебно-методического, информационного и кадрового обеспечения деятельности органов управления физической культурой и спортом;
совершенствование кадрового обеспечения физкультурно-оздоровительной и массовой спортивной работы в организациях и учреждениях, а также по месту жительства населения;
разработка мер по привлечению волонтеров (инструкторов по физической культуре и спорту) для работы с трудоспособным населением, лицами старших возрастных групп;
распространение работы по развитию физической культуры и спорта.
5.3. Ожидаемыми результатами системы физкультурно-спортивного воспитания населения являются:
на первом этапе:
регулярность проведения спартакиад среди различных групп и категорий населения страны;
выполнение норм всероссийского физкультурно-спортивного комплекса обучающимися и студентами образовательных учреждений;
доведение до 15 процентов количества образовательных учреждений и крупных организаций, имеющих спортивные клубы;
увеличение до 25 процентов общего числа лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, объем недельной двигательной активности которых составляет не менее 6 часов;
на втором этапе:
доведение до 45 процентов количества учреждений и крупных организаций, имеющих спортивные клубы;
увеличение до 35 процентов общего числа лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, объем недельной двигательной активности которых составляет не менее 6 часов.
6. Разработка и реализация комплекса мер
по пропаганде физической культуры и спорта
как важнейшей составляющей здорового образа жизни
6.1. Основными направлениями разработки и реализации комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни являются:
определение приоритетных направлений пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
поддержка проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации;
расширение аудитории и повышение качества пропагандистской работы по физической культуре и спорту, здорового образа жизни ведущих телевизионных каналов;
формирование государственного и муниципального заказов на создание и распространение кинематографической, печатной и наглядной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
пропаганда нравственных ценностей физической культуры и спорта, идей олимпизма;
проведение оценки эффективности пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
оказание информационной поддержки населению в организации занятий физической культурой и спортом;
разработка системы мер по популяризации здорового образа жизни, физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха населения.
6.2. Для пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни необходима реализация комплекса следующих мер:
разработка физкультурно-оздоровительных программ в помощь самостоятельно занимающимся физической культурой и спортом;
осуществление исследований по выявлению интересов, потребностей и мотиваций различных групп населения и определению эффективности работы по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни;
использование возможностей сети Интернет для пропаганды физкультурно-оздоровительных систем и занятия физическими упражнениями, особенно среди подрастающего поколения;
активное привлечение к пропаганде спорта ведущих спортивных специалистов, спортсменов, политиков, общественных деятелей, использование социальной рекламы в пропаганде здорового образа жизни и занятий спортом;
проведение мероприятий по paспространению передового опыта работы по развитию физической культуры и спoрта;
улучшение просветительско-образовательной работы в образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха населения по пропаганде физической культуры и спорта, возможностей спортивно-оздоровительной деятельности в профилактике негативных социальных явлений;
совершенствование рекламы и организация пропаганды спорта и здорового образа жизни;
издание методических материалов и пособий.
6.3. Ожидаемыми результатами пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни являются:
увеличение числа детей, подростков и молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в массовых всероссийских пропагандистских кампаниях;
повышение степени информированности и уровня знаний различных категорий населения по вопросам физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
увеличение числа лиц экономически активного населения и лиц старшего возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в массовых всероссийских пропагандистских кампаниях;
увеличение числа лиц, занимающихся физической культурой самостоятельно и использующих информационную поддержку средств массовой информации и сети Интернет;
формирование общественного мнения о необходимости ведения здорового образа жизни и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом (особенно среди молодежи).
7. Модернизация системы физического воспитания
различных категорий и групп населения, в том числе
в дошкольных, школьных и профессиональных
образовательных учреждениях
7.1. Основными направлениями модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, являются:
модернизация физического воспитания в образовательных учреждениях;
совершенствование физического воспитания взрослого населения, в том числе лиц, нуждающихся в социальной поддержке;
совершенствование физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и привлечение их к занятиям спортом;
повышение эффективности физической подготовки молодежи допризывного возраста;
улучшение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди социально незащищенных слоев общества.
7.2. Для модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, необходима реализация комплекса следующих мер.
7.2.1. Физическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях, в том числе:
модернизация физического воспитания и развитие спорта в образовательных учреждениях;
создание условий и стимулов для расширения сети физкультурно-оздоровительных комплексов, детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд, функционирующих на базе образовательных учреждений и по месту жительства;
внедрение новых проектов образовательных учреждений с обязательным строительством объектов спорта (спортивных залов, в том числе тренажерных, бассейнов, многопрофильных и комплексных плоскостных спортивных сооружений);
увеличение охвата детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обязательными и дополнительными занятиями физической культурой по программам дошкольных образовательных учреждений;
внедрение в систему образовательных учреждений мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности;
оснащение общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей необходимым спортивным инвентарем и оборудованием;
сохранение обязательной формы физкультурного образования - для обучающихся в объеме не менее 3 часов с учетом одного дополнительного часа в неделю в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, существенное увеличение объема спортивной работы в общеобразовательных учреждениях во внеурочное время путем дополнения блока дополнительного образования образовательными программами спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки спортивных школ для реализации необходимого недельного объема двигательного режима не менее 8 часов в неделю (для студентов - не менее 4 часов обязательных занятий в неделю в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и недельной двигательной активности в объеме не менее 8 часов);
совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся и студентов;
внедрение рекомендаций по повышению эффективности проведения обязательных уроков (занятий) физической культуры в системе образовательных учреждений;
создание в общеобразовательных учреждениях спортивных классов и классов с углубленным изучением предмета "физическая культура";
создание в образовательных учреждениях детско-юношеских спортивных и туристских клубов (центров) и совершенствование подготовки инструкторов спортивного туризма;
разработка и внедрение образовательных программ физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов для образовательных учреждений всех типов;
совершенствование программ повышения квалификации учителей физической культуры и тренеров-преподавателей;
организация ежегодного областного смотра-конкурса на лучшую организацию спортивно-массовой работы среди обучающихся и студентов;
развитие инфраструктуры детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма и его внедрение в образовательных учреждениях, в спортивно-оздоровительных лагерях, базах рекреационно-реабилитационного типа и учреждениях санаторно-курортного профиля;
совершенствование норматива финансирования учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.
7.2.2. Физическое воспитание взрослого населения, в том числе:
включение вопросов развития физической культуры и спорта в коллективные договоры между профсоюзами и работодателями;
разработка комплекса мер по предоставлению поддержки предприятиям (независимо от форм собственности), осуществляющим строительство спортивных сооружений;
разработка физкультурно-оздоровительных программ занятий для граждан старшего возраста;
совершенствование кадрового обеспечения физкультурно-оздоровительной и массовой спортивной работы в организациях и учреждениях, а также по месту жительства населения;
создание условий для физкультурно-оздоровительных занятий граждан старшего возраста, в том числе в стационарных учреждениях социального обслуживания;
содействие развитию физической активности различных категорий и групп населения, занятиям новыми видами спорта, спортивным туризмом и национальными видами спорта;
стимулирование работодателей для создания ими условий физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также пропаганды здорового образа жизни среди работников;
разработка мер по привлечению волонтеров (инструкторов по физической культуре и спорту) для работы с трудоспособным населением, лицами старших возрастных групп.
7.2.3. Физическое воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, других категорий населения, в том числе:
разработка мер по привлечению к занятиям физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества;
обеспечение доступности объектов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества;
создание условий для систематических занятий физической культурой и спортом в специализированных образовательных учреждениях;
создание отделений и групп для детей-инвалидов в детско-юношеских спортивных школах;
разработка программ по вовлечению в спортивно-оздоровительный туризм лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
разработка мер по кадровому обеспечению физкультурно-спортивной работы среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
ежегодное проведение Паралимпийской спартакиады среди инвалидов Самарской области;
совершенствование научно-методического обеспечения физической культуры и спорта инвалидов.
7.2.4. Содействие в развитии военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, физическая подготовка молодежи допризывного возраста, в том числе:
проведение ежегодных смотров спортивно-массовой работы;
участие в разработке программ развития военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
содействие в обеспечении объектов спорта по развитию военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта современным оборудованием и инвентарем;
совершенствование системы подготовки и аттестации тренеров и судей по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
содействие в развитии системы дополнительного образования детей;
создание экспериментальных площадок для апробирования и внедрения новых форм оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий, физической подготовки молодежи допризывного возраста;
содействие в осуществлении спортивного шефства военных частей над образовательными учреждениями, детскими спортивными клубами.
7.3. Ожидаемыми результатами модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, являются:
на первом этапе:
обеспечение недельного двигательного режима обучающихся и студентов в объеме не менее 6 - 8 часов в зависимости от возраста и состояния здоровья;
привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом не менее 50 процентов обучающихся и студентов дневной формы обучения;
увеличение доли обучающихся и студентов, отнесенных к специальным медицинским группам и посещающих специальные занятия физической культурой, до 75 процентов;
увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 22 процентов общей численности населения;
реализация мер по внедрению производственной физической культуры и привлечению к занятиям производственной физической культурой работников в объеме до 15 процентов общей численности этой категории населения;
создание условий для занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, увеличение числа занимающихся до 4 процентов;
на втором этапе:
обеспечение 100-процентного охвата детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обязательными и дополнительными занятиями физической культурой;
привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом не менее 80 процентов обучающихся и студентов дневной формы обучения;
обеспечение образовательных учреждений объектами спорта;
увеличение доли обучающихся и студентов, отнесенных к специальным медицинским группам, посещающих специальные занятия физической культурой, до 95 процентов;
увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 40 процентов общей численности населения;
создание в муниципальных образованиях инфраструктуры физкультурно-спортивного и оздоровительного назначения и рекреационных территорий;
увеличение доли занимающихся производственной физической культурой в организациях до 25 процентов общей численности их работников;
увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 15 процентов;
увеличение до 80 процентов общей численности допризывной молодежи доли лиц, физически подготовленных к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и войсках органов безопасности и правопорядка.
8. Совершенствование подготовки спортсменов
высокого класса и спортивного резерва
8.1. Основными направлениями совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва являются:
развитие детско-юношеского спорта, системы отбора и подготовки спортивного резерва;
развитие студенческого спорта;
совершенствование системы развития спорта высших достижений;
усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;
укрепление материально-технической базы для занятий спортом.
8.2. Для совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва необходима реализация комплекса следующих мер:
модернизация системы развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва, включая совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирование тренерско-преподавательского состава;
развитие учреждений спортивной подготовки;
стимулирование развития системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых;
совершенствование системы проведения областных соревнований среди школьных команд по различным видам спорта в целях привлечения большего числа детей и подростков к занятию спортом и отбора наиболее талантливых из них для занятия спортом высших достижений;
разработка и внедрение системы многолетнего спортивного отбора одаренных юных спортсменов на основе модельных характеристик физической и технической подготовленности, физического развития и оценки состояния здоровья;
реализация мер по развитию в спортивных школах паралимпийских видов спорта;
разработка учебно-тренировочных программ спортивных школ по видам спорта с учетом современных спортивных технологий;
формирование системы мониторинга здоровья спортсменов высокого класса и спортивного резерва.
8.3. Для совершенствования спорта высших достижений необходимо:
модернизировать систему подготовки спортсменов высокого класса, включая совершенствование системы управления процессом подготовки спортсменов высокого класса;
разработать перспективные научно-методические и медико-биологические технологии, направленные на совершенствование содержания и структуры тренировочного процесса спортсменов высокого класса;
внедрять инновационные технологии подготовки спортсменов, включая медицинское обеспечение, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
развивать молодежные общественные организации в сфере физической культуры и спорта;
принять меры по развитию студенческого спорта в Самарской области, включая создание спортивных клубов и оказание информационной поддержки развитию студенческого спорта;
проводить раз в 2 года областные универсиады по зимним и летним видам спорта;
проводить на территории Самарской области спортивные мероприятия всероссийского и международного уровня по наиболее популярным видам спорта, а также комплексные всероссийские спортивные мероприятия;
обеспечить стажировку ведущих тренеров Самарской области в спортивных сборных командах России по видам спорта;
создать систему непрерывного образования, включая подготовку и повышение квалификации тренерского состава, специалистов спортивной медицины, спортивных судей;
принять меры по реконструкции и модернизации существующих спортивных баз и строительство новых;
улучшить оснащение объектов спорта необходимым спортивным оборудованием и инвентарем для занятий физической культурой и спортом;
улучшить материально-техническое обеспечение организаций физической культуры и спорта и подведомственных министерству учреждений;
разработать инвестиционные программы в сфере физической культуры и спорта в условиях современной рыночной экономики;
разработать систему мер по социальной защите спортсменов и тренеров, в том числе путем усиления адресности социальной помощи выдающимся спортсменам.
8.4. Ожидаемыми результатами совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва являются:
на первом этапе - увеличение доли лиц, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, до 30 процентов, а на втором этапе - до 50 процентов от общей численности детей 6 - 15 лет.
9. Развитие организационно-управленческого,
кадрового, научно-методического обеспечения
физкультурно-спортивной деятельности
9.1. Основными направлениями развития организационно-управленческого, кадрового, научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются:
совершенствование системы управления сферой физической культуры и спорта на всех уровнях;
улучшение кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта;
создание научно-методического обеспечения в сфере физической культуры и спорта.
9.2. Для развития организационно-управленческого, кадрового, научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности необходима реализация комплекса следующих мер:
совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области в области физической культуры и спорта с органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами;
внедрение системы показателей оценки эффективности деятельности различных организаций по развитию физической культуры и спорта и использования спортивных объектов;
разработка программы информатизации сферы физической культуры и спорта и организация работы по ее внедрению;
разработка рекомендаций по организации работы органов местного самоуправления Самарской области в сфере развития физической культуры и спорта;
формирование областной врачебно-физкультурной службы с созданием областного врачебно-физкультурного диспансера.
9.3. Для решения задач кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта необходимо:
совершенствовать систему подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов в области физической культуры и спорта, в том числе специалистов в области спортивной медицины и спортивной психологии;
организовать подготовку квалифицированных специалистов по адаптивному спорту;
организовать проведение областного конкурса на лучшего преподавателя физической культуры, тренера, спортсмена, спортивного врача;
сформировать многоуровневую систему непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава;
разработать меры по подготовке волонтеров для улучшения кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта.
9.4. Ожидаемым результатом развития организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности является создание современной системы организации и проведения спортивных и физкультурных мероприятий.
10. Развитие инфраструктуры в сфере
физической культуры и спорта
10.1. Основными направлениями развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются:
разработка мер по обеспечению инновационного характера создания и развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта;
определение показателей эффективности использования объектов спорта;
улучшение оснащения объектов спорта необходимым спортивным оборудованием и инвентарем для занятий физической культурой и спортом;
разработка комплекса мер по развитию малого предпринимательства и государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта;
развитие баз подготовки спортсменов высокого класса, включая паралимпийцев и сурдлимпийцев;
обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам спорта;
совершенствование системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта.
10.2. Для развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности необходима реализация комплекса следующих мер:
улучшение материально-технического обеспечения организаций физической культуры и спорта;
развитие системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области на основе показателей, характеризующих развитие инфраструктуры физической культуры и спорта;
ведение реестра объектов спорта всех видов собственности (спортивные залы, плоскостные спортивные сооружения, плавательные бассейны);
разработка нормативов материально-технического оснащения занятий по физической культуре в образовательных учреждениях;
разработка комплекса мер по предоставлению поддержки предприятиям (независимо от форм собственности), вкладывающим средства в строительство спортивных сооружений;
создание в рекреационных зонах условий для активного отдыха населения: в летнее время - устройство велосипедных трасс, площадок для занятий молодежными видами спорта, в зимнее - лыжных трасс и ледовых площадок.
10.3. Ожидаемыми результатами развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются:
повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности на первом этапе - до 22 процентов, на втором этапе - до 40 процентов.
11. Объем и источники финансирования
мероприятий Стратегии
Финансовое обеспечение реализации Стратегии предусматривается за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов городских округов и муниципальных районов Самарской области и внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий по реализации Стратегии осуществляется в пределах средств, предусмотренных на реализацию государственной политики в сфере физической культуры и спорта законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий год.
Постановлением Правительства Самарской области от 6 сентября 2012 г. N 419 в раздел 12 настоящей Стратегии внесены изменения
12. Мониторинг и контроль реализации Стратегии
Мониторинг и контроль реализации Стратегии будут осуществляться министерством спорта Самарской области с участием заинтересованных органов исполнительной власти Самарской области.
13. Заключительные положения
Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики Самарской области.
Реализация Стратегии позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни большинство населения Самарской области, что в конечном счете положительно скажется на улучшении здоровья ее граждан.
Создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва позволит самарским спортсменам стабильно побеждать на крупнейших всероссийских и международных спортивных соревнованиях.
Важнейшими элементами Стратегии, во многом определяющими развитие физической культуры и спорта в Самарской области на перспективу, станут обеспечение инновационного характера создания и развития инфраструктуры отрасли, совершенствование финансового, кадрового и пропагандистского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.
Конечной целью всех этих преобразований является вклад физической культуры и спорта в развитие человеческого потенциала Самарской области, в сохранение и укрепление здоровья граждан, воспитание подрастающего поколения.
Приложение
к Стратегии
развития физической культуры и
спорта в Самарской области
на период до 2020 года
Целевые показатели
реализации Стратегии развития
физической культуры и спорта в Самарской области
на период до 2020 года
Целевые показатели | Значение показате- ля в 2008 году |
Целевое значение показателя в 2015 году |
Целевое значение показателя в 2020 году |
Доля граждан Самарской области, 12,5 22 40
систематически занимающихся
физической культурой и спортом, в
общей численности населения, %
Доля обучающихся и студентов, 28,4 50 80
систематически занимающихся
физической культурой и спортом, в
общей численности обучающихся и
студентов, %
Доля лиц с ограниченными 1,2 4 15
возможностями здоровья и
инвалидов, систематически
занимающихся физической культурой
и спортом, в общей численности
данной категории населения, %
Доля граждан, занимающихся в 20 30 50
специализированных спортивных
учреждениях, в общей численности
детей 6 - 15 лет, %
Единовременная пропускная 17,6 22 40
способность объектов спорта, %
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Самарской области от 3 февраля 2010 г. N 16 "О Стратегии развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года"
Текст постановления опубликован в газете "Волжская Коммуна" от 5 февраля 2010 г. N 38
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Самарской области от 6 сентября 2012 г. N 419
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления