Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
Правительства Самарской области
от 26 сентября 2007 г. N 201
Концепция патриотического воспитания граждан в Самарской области
6 августа 2009 г., 24 августа 2012 г.
Концепция патриотического воспитания граждан в Самарской области (далее - Концепция) - документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в сфере патриотического воспитания в Самарской области.
В Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место органов государственной власти, социальных институтов, общественных объединений по воспитанию патриотизма граждан в Самарской области в современных условиях.
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, одобренная на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 года), постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года N 422 "О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" (далее - Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы"), распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р "О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях", постановление Правительства Самарской области от 21 декабря 2005 года N 155 "О Стратегии государственной молодежной политики в Самарской области на 2006-2015 годы" (далее - Стратегия государственной молодежной политики в Самарской области на 2006-2015 годы), постановление Правительства Самарской области от 30 июня 2006 года N 86 "Об утверждении Мероприятий по патриотическому воспитанию граждан в Самарской области на 2007-2010 годы" (далее - Мероприятия по патриотическому воспитанию граждан в Самарской области на 2007-2010 годы), другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Самарской области, касающиеся вопросов патриотического воспитания.
Содержание Концепции отвечает задачам, поставленным в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год, в котором Президент Российской Федерации нацелил органы государственной власти субъектов Российской Федерации на подготовку молодых патриотов в качестве будущих защитников интересов Отечества.
Данная Концепция призвана стать основой подготовки организационных и методических документов, программ деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и других структур по патриотическому воспитанию граждан в Самарской области.
Основные понятия, используемые в Концепции
Воспитание - процесс целенаправленного систематического формирования личности, ее сознания (знаний, взглядов, убеждений, суждений, оценок, идеалов), морально-волевых качеств личности (намерений, установок, мотиваций, решений) и ориентированного поведения (действий и поступков, навыков и привычек).
Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, социальных институтов, общественных объединений по формированию у граждан чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие. Патриотическое воспитание включает в себя направления военно-патриотического, гражданского, духовно-нравственного и историко-краеведческого воспитания.
Военно-патриотическое воспитание - утверждение в сознании гражданина значимости выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества, формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы, воспитание уважения к боевому прошлому России.
Гражданское воспитание - воспитание политической и правовой культуры, формирование четкой гражданской позиции, социально значимой целеустремленности, личного чувства долга и ответственности, развитие потребности в труде на благо России, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями.
Духовно-нравственное воспитание - усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев семьи, коллектива и общества, приобщение к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство, своеобразие и гармоничное сочетание культур народов России.
Историко-краеведческое воспитание - формирование причастности к истории Отечества, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия, природного богатства России и родного края.
Военно-патриотическое молодежное или детское общественное объединение (военно-патриотический клуб) - созданное по инициативе граждан добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, осуществляющее в соответствии с уставом о его деятельности военно-патриотическое воспитание молодежи, детей и имеющее в связи с этим право на финансовую поддержку указанной деятельности со стороны органов исполнительной власти Самарской области.
Цели, задачи и принципы системы патриотического воспитания граждан
в Самарской области
Цель патриотического воспитания - содействовать развитию у граждан в Самарской области чувства любви к своему Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие.
Задачами патриотического воспитания граждан в Самарской области являются:
создание эффективной системы патриотического воспитания и механизма ее воплощения в жизнь;
проведение единой государственной политики в организации патриотического воспитания;
создание и обеспечение возможностей для активного вовлечения населения в организованный процесс освоения знаний, умений и навыков, обеспечение условий для самообразования и самовоспитания граждан в сфере патриотического воспитания.
Принципами патриотического воспитания являются:
системность;
адресность;
активность и наступательность.
Принцип системности подразумевает организацию межведомственного взаимодействия различных структур Самарской области и объединение мер:
научно-теоретического обеспечения;
нормативно-правового обеспечения;
методико-педагогического обеспечения;
финансово-экономического и материально-технического обеспечения;
информационного обеспечения.
Организаторам мероприятий по патриотическому воспитанию следует знать и применять нормативные акты, составляющие правовую основу Концепции, принимать личное активное участие и привлекать специалистов других ведомств к осуществлению процесса патриотического воспитания, по каждому из перечисленных блоков ставить текущие и перспективные задачи, устанавливать взаимные связи в их решении, определять имеющиеся ресурсы, своевременно корректировать и оценивать эффективность принимаемых решений.
Принцип адресности предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения Самарской области. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, район проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями, общества в целом.
Принцип активности и наступательности предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения и ценностных установок граждан, их ориентирования на национальные интересы России.
Постановлением Правительства Самарской области от 24 августа 2012 г. N 387 в раздел "Основы функционирования субъектов системы патриотического воспитания" настоящего приложения внесены изменения
Основы функционирования субъектов системы патриотического воспитания
Объектом процесса патриотического воспитания являются граждане Самарской области. Комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию предполагает участие всех категорий граждан, однако приоритетным направлением является патриотическое воспитание подрастающего поколения - детей и молодежи.
Субъектами патриотического воспитания граждан являются:
органы государственной власти, включающие в себя федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Самарской области;
органы местного самоуправления;
семья;
образовательные учреждения всех уровней;
муниципальные и государственные учреждения культуры и молодежной политики;
научные, научно-методические учреждения;
некоммерческие организации, в том числе ветеранские, молодежные и детские общественные объединения;
традиционные религиозные конфессии;
Волжское войсковое казачье общество;
национально-культурные общественные объединения;
социальные службы;
трудовые коллективы, профсоюзы;
органы военного управления, военные комиссариаты;
воинские коллективы;
правоохранительные органы;
средства массовой информации;
иные учреждения и организации.
Субъектом патриотического воспитания может быть и отдельный человек, проявляющий патриотизм, верность своему гражданскому долгу и ставший побудительным примером и образцом для подражания.
Каждый из субъектов патриотического воспитания решает специфические задачи в отношении различных объектов патриотического воспитания своими средствами, но в тесной координации и на основе единой государственной политики.
При этом акцент делается на организацию патриотического воспитания:
молодежными и детскими общественными объединениями как ценной формой общественной активности и самовоспитания;
образовательными учреждениями как интегрирующими центрами совместной воспитательной деятельности государства, общества и семьи;
семьей как основой воспитательного процесса в целом.
Патриотические молодежные и детские общественные объединения являются действенным инструментом проведения государственной молодежной политики, вовлечения молодежи в социальную деятельность.
Данные объединения прививают молодежи тягу к служению Родине через созидательный труд, добровольчество, ведут деятельность по сохранению и изучению российского исторического и культурного наследия, увековечению памяти погибших при защите Отечества, дают опыт общественного самоуправления, а военно-патриотические клубы осуществляют, в том числе, и начальную военную подготовку допризывной молодежи.
Органам исполнительной власти Самарской области и органам местного самоуправления рекомендуется активнее развивать деятельность патриотических молодежных и детских общественных объединений, предусматривать различные льготы и меры поддержки: проводить конкурсы проектов в сфере патриотического воспитания, готовить квалифицированные кадры для таких объединений, централизованно снабжать необходимой материально-технической базой, изыскивать возможности снижения размера налогов и возмещения коммунальных платежей, разрабатывать формы поощрения активных руководителей, сотрудников и воспитанников, освещать мероприятия в средствах массовой информации.
Воспитание будущих защитников Отечества проводится в учебных заведениях в условиях плановой педагогической деятельности в соответствии с государственными образовательными стандартами. Вся деятельность учебных заведений должна быть пронизана идеей патриотического служения своей великой родине - России и малой родине - Самарской области. Следует активно развивать систему музейной и поисковой работы силами учащихся и студентов, содействовать участию молодежи в военно-технических видах спорта, возрождать центры стрелковой подготовки, взаимодействовать с Общероссийской общественно-государственной организацией "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ДОСААФ России) в подготовке по военно-учетным и гражданским техническим специальностям, вовлекать ветеранские организации в наставническую работу с молодежью, во взаимодействии с командирами воинских частей развивать и совершенствовать шефские связи учебных заведений, молодежных объединений с воинскими частями. Большие перспективы в области патриотического воспитания у кадетских учебных классов, кадетских учебных заведений, в том числе созданных при участии Волжского казачьего войска.
Основа патриотического воспитания закладывается в семье. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, социальные службы, традиционные религиозные конфессии способствуют популяризации семейных ценностей в обществе, оказывают поддержку семьям во внедрении традиционных и новых методов семейного воспитания, способствующих развитию патриотизма. Средства массовой информации и коммуникации, литература, искусство призваны играть активную и позитивную роль в сфере патриотического воспитания в семье, формировать у населения потребность в активной жизненной позиции, рассказывать о примерах личного вклада родителей и детей в дело служения Отчизне, поднимать престиж Самарской области на примере достойных земляков, закреплять в сознании граждан образ патриота как носителя высших общественных идеалов. Необходима наступательность пропаганды нашего историко-патриотического наследия через культурно-массовую, досугово-познавательную, развлекательную деятельность среди населения - в первую очередь, через социальную рекламу и средства массовой информации. Следует развивать систему краеведческой и музейной работы, на предприятиях и учреждениях поддерживать имеющиеся и создавать новые музеи трудовой и боевой славы, уголки истории и государственной символики, организовывать семейные экскурсии, проводить познавательные туристические походы, направленные на изучение родного края, существующих традиций и обычаев.
Поскольку возраст молодежи - главной категории граждан в Самарской области, на которую направлен процесс патриотического воспитания - пересекается с призывным возрастом, то на первое место должна выступить подготовленность молодых людей к военной службе. Она включает в себя морально-психологические аспекты, физическое состояние и конкретный уровень начальных военных знаний, умений и навыков, которые позволят будущему воину успешно и в короткие сроки адаптироваться в армейской среде. Эта готовность должна стать одним из важнейших критериев деятельности органов местного самоуправления, педагогических коллективов учебных заведений, военно-патриотических молодежных и детских общественных объединений. Содействие и помощь в подготовке с учетом требований к физической подготовке в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации и на Военно-Морском Флоте оказывают командиры воинских частей (учреждений) и военные комиссариаты.
Правоохранительные органы обеспечивают законность и соответствие нормам права всей деятельности по патриотическому воспитанию. Они призваны защищать права и свободы личности, отстаивать интересы государства, способствовать исполнению конституционных обязанностей. Правоохранительным органам рекомендуется оказывать содействие в организации военно-патриотических клубов. Сотрудники правоохранительных органов организуют шефскую работу со всеми категориями подростков, воспитывают трудновоспитуемых подростков личным примером в ходе учебно-полевых сборов молодежи.
В соответствии с принципами системности, адресности, активности и наступательности, обозначенными настоящей Концепцией, трудовые и воинские коллективы также должны принимать деятельное и непосредственное участие во внедрении перечисленных и разработке новых форм патриотического воспитания.
Основным, но не исчерпывающим, механизмом решения задач патриотического воспитания является реализация мероприятий государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" и областной целевой программы "Реализация Стратегии государственной молодежной политики в Самарской области до 2015 года". Субъектам патриотического воспитания граждан в Самарской области следует связывать собственную текущую деятельность с указанными мероприятиями, для чего предлагается концентрировать средства и ресурсы по отдельным направлениям с использованием программно-целевого метода планирования. Настоящая Концепция разработана с целью дальнейшего использования при разработке и реализации программ, мероприятий субъектами патриотического воспитания граждан в Самарской области.
В целях реализации мероприятий по патриотическому воспитанию рекомендуется разработка идеологического и технико-экономического обоснований, содержащих цели и задачи в рамках соответствующего направления патриотического воспитания, основные региональные и местные приоритеты, показатели результативности.
Универсальным и эффективным средством решения одной или нескольких задач, определяемых Концепцией, является механизм конкурсного отбора. На конкурсной основе может выбираться как исполнитель заранее обоснованного мероприятия, так и заявитель инновационного решения.
К организации и проведению конкурсного отбора могут привлекаться ведущие эксперты из числа государственных, общественных, научных организаций, имеющих большой опыт оценки и поддержки проектов, в том числе в области молодежной политики.
Другим механизмом, обеспечивающим решение задач, определяемых Концепцией, является расширение системы поощрения за значительные достижения и инициативы в сфере патриотического воспитания. Развитие системы поощрения за успехи в патриотическом воспитании рекомендуется для всех субъектов патриотического воспитания граждан в Самарской области.
В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Самарской области на 2006-2015 годы задачи в сфере патриотического воспитания могут быть решены только посредством применения проектного и сетевого подхода, формирования системы областных проектов, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе.
Управление системой патриотического воспитания
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти Самарской области и органы местного самоуправления, осуществляя руководство процессом патриотического воспитания, действуют в пределах своих полномочий и объединяют свои усилия в целях обеспечения эффективного его функционирования, контролируют исполнение принятых решений.
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают выполнение решений Правительства Российской Федерации, положений Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственных программ патриотического воспитания граждан, в пределах своей компетенции разрабатывают ведомственные программы (планы) патриотического воспитания и организуют их выполнение.
Органы исполнительной власти Самарской области взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения выполнения положений настоящей Концепции, государственных программ и планов патриотического воспитания; вносят предложения по совершенствованию системы патриотического воспитания, разрабатывают долгосрочные региональные программы (планы) патриотического воспитания и осуществляют их реализацию, совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению учреждений, организаций, общественных и религиозных объединений к решению задач патриотического воспитания, обеспечивают финансирование мероприятий региональных программ.
Межведомственная комиссия по патриотическому воспитанию молодежи Самарской области, образованная постановлением Губернатора Самарской области от 09.07.97 N 209, является коллегиальным координирующим органом, способствующим осуществлению государственной политики в сфере патриотического воспитания молодежи Самарской области.
Содержание управления системой патриотического воспитания включает:
анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса патриотического воспитания с учетом тенденций общественного развития;
определение и постановку текущих и перспективных задач воспитательной деятельности;
научно обоснованное планирование патриотического воспитания;
подбор, обучение, расстановку кадров;
мониторинг состояния дел и эффективности принимаемых решений, систематическое информирование субъектов патриотического воспитания о ходе реализации поставленных задач;
своевременную корректировку системы воспитательных воздействий;
научную организацию труда воспитателей и обеспечение субъектов патриотического воспитания прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы со всеми категориями граждан.
Механизм управления содержит нормативно-правовую и содержательную составляющую:
нормативные правовые акты и иные документы правового характера;
учебные программы;
сложившиеся нормы и правила, существующие в обществе, коллективе;
условия жизни, труда, учебно-познавательной деятельности; личностные и коллективные стимулы - потребности и интересы; духовные и идеологические ценности.
Постановлением Правительства Самарской области от 24 августа 2012 г. N 387 в раздел "Оценка эффективности патриотического воспитания в Самарской области" настоящего приложения внесены изменения
Оценка эффективности патриотического воспитания в Самарской области
Для анализа и оценки реального состояния работы по патриотическому воспитанию в Самарской области выделяются следующие показатели:
а) количественные (в соотношении с перечнем мероприятий государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы", в сравнении с предшествующим временным периодом, общей численностью населения Самарской области и, в частности, молодежи показателями других регионов Российской Федерации):
количество проводимых мероприятий (большое - более 30 мероприятий, небольшое - более 10 мероприятий, незначительное - до 10 мероприятий);
масштаб проводимых мероприятий (большой - количество участников и зрителей мероприятия более 1000 человек, средний -количество участников и зрителей мероприятия более 500 человек, малый - количество участников и зрителей мероприятия более 100 человек);
процент участия граждан в мероприятиях по патриотическому воспитанию (максимальный - более 10 % от общей численности населения Самарской области, значительный - более 3 % от общей численности населения Самарской области, минимальный - до 3 % от общей численности населения Самарской области);
представительство различных категорий граждан, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, в том числе молодежи, попавшей в трудную жизненную ситуацию (широкое, ограниченное, минимальное);
количество субъектов (исполнителей), участвующих в подготовке и проведении основных мероприятий по патриотическому воспитанию (максимальное - более 10 субъектов, значительное - более 5 субъектов, минимальное - до 5 субъектов);
количество подготовленных организаторов и специалистов в области патриотического воспитания;
арсенал использования форм, методов и средств патриотического воспитания (большой, небольшой, ограниченный, минимальный);
количество действующих патриотических объединений, клубов, центров, в т.ч. детских и молодежных;
количество историко-патриотических, героико-патриотических и военно-патриотических музеев (в образовательных и других учреждениях, на предприятиях, объединениях и т.д.);
количество оборонно-спортивных оздоровительных лагерей, военно-спортивных игр и др.;
количество проведенных научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания, а также степень их внедрения в теорию и практику этой сферы деятельности;
взаимосвязь мероприятий по патриотическому воспитанию с другими направлениями воспитания (со многими направлениями, с некоторыми, отсутствие взаимосвязи);
количество шефских связей с воинскими частями и ветеранскими общественными организациями (участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, воинов, уволенных в запас, и т.д.).
б) качественные показатели (высокие, средние, низкие):
уровень подготовленности и результативности работы по патриотическому воспитанию;
уровень организационно-методического обеспечения;
уровень подготовленности и профессиональной компетентности организаторов и руководителей (субъектов) работы по патриотическому воспитанию;
процент мероприятий системного, комплексного, долговременного, инновационного характера;
степень удовлетворенности руководителей и организаторов (субъектов) работы по патриотическому воспитанию ее основными результатами;
степень готовности участников работы по патриотическому воспитанию к целенаправленной самореализации в качестве субъекта этой деятельности;
оценка независимыми экспертами результатов работы;
отношение участников мероприятий по патриотическому воспитанию к результатам их проведения (положительное, отрицательное, безразличное).
Основным критерием результативности патриотического воспитания граждан в Самарской области должно стать их сознательное, самостоятельное и активное стремление своими действиями служить России.
Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный подъем, устойчивость в обществе, укрепление государства, его обороноспособности и национальной безопасности. Эти факторы будут определять будущее Самарской области
как стабильного и процветающего региона, будущее России как великой и могучей державы.
Концепция имеет открытый характер, опирается на демократические принципы и предполагает участие в ее совершенствовании всех субъектов системы патриотического воспитания. По мере развития общества и государства она может уточняться и конкретизироваться в соответствии с действующим законодательством.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Самарской области от 26 сентября 2007 г. N 201 "О Концепции патриотического воспитания граждан... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.