Приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 8 февраля 2013 г. N 33
"Об утверждении ведомственной целевой программы "Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области" на 2013 год"
24 декабря 2013 г.
В целях совершенствования системы экологического воспитания и просвещения населения Самарской области путем реализации мероприятий, направленных на повышение уровня информированности населения об экологических проблемах региона и путях их решения, а также вовлечения населения в практическую деятельность в сфере повышения экологического благополучия и в соответствии с Протоколом заседания комиссии при Правительстве Самарской области по ведомственным целевым программам от 12.11.2012 N 40 приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области" на 2013 год.
2. Опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования в средствах массовой информации и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Исполняющий обязанности |
Т.Н. Сафронова |
Ведомственная целевая программа
"Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области" на 2013 год
(далее - Ведомственная программа)
(утв. приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей и природопользования Самарской области от 8 февраля 2013 г. N 33)
24 декабря 2013 г.
Паспорт
Ведомственной программы
Наименование Ведомственной программы |
- |
"Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области" на 2013 год |
Дата принятия решения о разработке Ведомственной программы |
- |
поручение министра лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 21 февраля 2011 года |
Разработчик и исполнитель Ведомственной программы |
- |
министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство) |
Цель и задачи Ведомственной программы |
- |
Цель: повышение уровня экологической культуры населения Самарской области. Задача 1. Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области. Задача 2. Формирование экологической грамотности населения Самарской области. Задача 3. Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики. |
Сроки реализации Ведомственной программы |
- |
2013 год |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Ведомственной программы |
- |
Индикаторы (показатели) задачи 1: наличие экологического паспорта Самарской области. наличие радиационно-гигиенического паспорта Самарской области; наличие ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Самарской области. Индикатор (показатель) задачи 2: тираж печатной продукции экологического содержания. Индикатор (показатель) задачи 3: число участников массовых экологических мероприятий, направленных на повышение экологической культуры населения Самарской области. |
Объемы финансирования мероприятий, определенных Ведомственной программой |
- |
общий объём финансирования мероприятий Ведомственной программы за счёт средств областного бюджета составляет 8 700 тыс. рублей |
Показатели социально-экономической эффективности реализации Ведомственной программы |
- |
отношение степени достижения основных целевых индикаторов (показателей) Ведомственной программы к уровню ее финансирования. |
Система организации контроля за ходом реализации Ведомственной программы |
- |
контроль за ходом реализации Ведомственной программы осуществляется министерством в соответствии с требованиями Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 16.01.2008 N 2. |
I. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Ведомственной программы
Сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в решающей степени определяются формированием экологической культуры населения, Высокий уровень экологической культуры населения является одним из условий сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации.
В настоящее время в России уровень экологической культуры, образования и воспитания населения рассматривается как один из самых низких среди развитых стран мира.
Эта проблема отмечена как приоритетная Президентом Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 года, в соответствии с которым Президент Российской Федерации дал специальное поручение Правительству Российской Федерации по совершенствованию системы экологического воспитания и просвещения населения России.
По мнению Президента Российской Федерации на современном этапе в решении экологических задач должны участвовать не только специально уполномоченные государственные природоохранные органы, но и общество в целом.
Совершенствование системы экологического воспитания и просвещения населения, привлечение внимания широких слоев общественности к экологическим проблемам региона, повышение роли молодежи в решении экологических проблем будет способствовать сохранению окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности и соблюдению экологических прав граждан Российской Федерации.
К сожалению, на сегодняшний день большинство населения считает, что проблема сохранения окружающей среды не касается его лично, что эта проблема находится где-то далеко, и что она является исключительно делом государства.
Это подтверждают и проведенные в 2010 году мониторинговые исследования по оценке уровня экологической культуры населения Самарской области.
Уровень экологической культуры населения оценивался по 4-м критериям: уровень информированности; заявленный уровень экологических ценностей; готовность к участию в мероприятиях по повышению экологического благополучия; фактическая деятельность в сфере повышения экологического благополучия.
С целью проведения социологического исследования экологической культуры населения Самарской области были избраны 3 группы населения: учащиеся старших классов в Самарской области, педагоги школ в Самарской области, муниципальные служащие органов местного самоуправления в Самарской области.
Согласно проведенным исследованиям большинство респондентов заявили о том, что урегулирование социально-экологических проблем для них важно и имеет большое значение. Большинство опрошенных уверены, что они достаточно хорошо понимают сущность экологических проблем. Доля респондентов, которые понимают, какие пути и методы решения конкретных социально-экологических проблем существуют, гораздо ниже.
Познавательная активность опрошенных (желание узнать более подробно) даже о наиболее актуальных социально-экологических проблемах и возможностях их урегулирования является низкой. 15-20% респондентов называют в качестве причины незаинтересованности в получении новой экологической информации свою "достаточную информированность". 15-20% указывают на свою незаинтересованность в данной тематике.
Наиболее экологически дружественную деятельность респонденты реализуют в домохозяйстве и по месту жительства в тех случаях, когда она им экономически выгодна.
По месту работы осознанная экологически ориентированная деятельность осуществляется эпизодически, несмотря на экологические посылы руководителей государства, которые напрямую указывали на необходимость осуществления энерго- и ресурсосберегающей деятельности в государственных и муниципальных организациях.
Знания относительно существующих в Самарской области особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), животных и растений, занесенных в красную книгу, весьма поверхностны, сводятся к наиболее очевидным фактам. Лишь 7-10% опрошенных (несмотря на особенности выборки) могут назвать несколько краснокнижных животных и растений, а также какие-либо ООПТ, кроме Национального парка "Самарская Лука" и Жигулевского государственного заповедника.
На основании проведенных исследований можно сделать выводы о том, что население Самарской области достаточно сильно обеспокоено экологической ситуацией, угрозой экологической катастрофы вследствие загрязнения окружающей среды и уменьшения запасов ресурсов. Однако указанная обеспокоенность является в целом поверхностной, что обусловлено низкой экологической информированностью населения и отсутствием интереса к проблемам, связанным, с состоянием окружающей среды.
Вследствие этого наблюдается низкий уровень фактической вовлеченности населения в экологически дружественную деятельность, что в свою очередь влечет за собой низкий уровень самоценности природы как таковой, а не как фактора здоровья и физического благополучия населения.
Причина сложившейся ситуации - низкая эффективность существующей в Самарской области системы экологического воспитания и просвещения населения, а также отсутствие программы областного значения, направленной на развитие и совершенствование данной системы.
Таким образом, необходимо разработать и реализовать программу по экологическому воспитанию и просвещению населения Самарской области.
В рамках программы, прежде всего, предусматриваются мероприятия, направленные на повышения информированности и фактической экологически ориентированной активности населения.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению поставленных задач, поэтапный контроль выполнения мероприятий программы и оценку их результатов.
II. Цель и задачи Ведомственной программы
Целью Ведомственной программы является повышение уровня экологической культуры населения Самарской области.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
Задача 1. Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области.
Задача 2. Формирование экологической грамотности населения Самарской области.
Задача 3. Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики.
III. Ожидаемые результаты реализации Ведомственной программы и целевые индикаторы (показатели)
Реализация основных мероприятий Ведомственной программы позволит:
сформировать единое информационное пространство в сфере экологического просвещения и повышения экологической культуры;
повысить осведомленность всех групп населения о направлениях экологической политики путем привлечения граждан, общественных организаций, учреждений и предприятий к разработке и реализации экологических проектов;
выявить гражданскую, профессиональную и личностную готовность населения Самарской области к участию в улучшении экологической ситуации в области;
расширить границы общественного экологического сознания в вопросах взаимодействия общества с экосистемами, осуществления сбалансированного экономического развития в условиях экологического благополучия, предупреждения природных катаклизмов.
Главным достигнутым результатом станет эффективное созидательное участие всех групп населения Самарской области, осознающего свою ответственность за состояние окружающей среды, в решении и предупреждении проблем восстановления и сохранения природы региона.
Индикаторы (показатели) выполнения трех поставленных задач выбраны с учетом анализа полученных в 2010 году результатов социологического исследования по предмету формирования экологической культуры населения Самарской области.
Индикаторы (показатели) задач:
Задача 1. "Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области":
наличие экологического паспорта Самарской области;
наличие радиационно-гигиенического паспорта Самарской области;
наличие ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Самарской области.
Задача 2. "Формирование экологической грамотности населения Самарской области": тираж печатной продукции экологического содержания.
Задача 3. "Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики":
число участников массовых экологических мероприятий, направленных на повышение экологической культуры населения Самарской области.
Значения целевых индикаторов (показателей) представлены в приложении 1 к Ведомственной программе.
IV. Перечень программных мероприятий
Ведомственной программой предусматриваются мероприятия по следующим направлениям:
1. Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля, экологического состояния территории Самарской области посредством выполнения следующих работ:
ведение радиационно-гигиенического паспорта Самарской области;
формирование и ведение экологического паспорта Самарской области;
обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления информацией по материалам наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды Самарской области;
подготовка и издание ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Самарской области.
2. Формирование экологической грамотности населения Самарской области:
размещение информации об экологической ситуации и природоохранной деятельности в Самарской области на сайте министерства и в сети Интернет;
издание газеты "Живая вода".
3. Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики:
организация и проведение областного экологического карнавала;
организация и проведение ежегодного регионального конкурса "ЭкоЛидер";
организация и проведение Всемирных Дней защиты от экологической опасности на территории Самарской области.
Перечень программных мероприятий представлен в приложении 2 к Ведомственной программе.
Исполнителем программных мероприятий является министерство.
V. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Ведомственной программы, планируемая общая оценка ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели
Основным социальным результатом реализации программных мероприятий будут повышение уровня экологической культуры населения Самарской области, воспитание личностной экологической ответственности, активной жизненной позиции граждан в вопросах защиты природного богатства региона и увеличение количества участников экологических акций и мероприятий.
Наряду с этим обеспечение населения достоверной и полной информацией по всем экологическим проблемам и путям их решения будет способствовать снижению социальной напряженности. Воспитание экологически грамотных людей станет залогом устойчивого развития Самарской области.
Экологическим следствием реализации комплекса программных мер станет развитие у населения нового типа мышления, основанного на экологических ценностях, воспитание человека, имеющего способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и жить в относительной гармонии с природой, в результате чего снизится негативное антропогенное воздействие на окружающую среду.
Так, вследствие активного участия населения в экологических акциях и мероприятиях, уменьшится объем размещаемых отходов на территории Самарской области, в том числе и на территории водоохранных зон, что в свою очередь повлечет за собой улучшение качества воды в источниках водоснабжения, уменьшение площади земель, захламленных отходами, снизится количество заболеваний, вызываемых неблагоприятной экологической обстановкой, улучшится качество жизни населения в целом. Кроме того увеличится доля зеленых насаждений, что повлечет за собой улучшение качества атмосферного воздуха.
Основной экономический эффект от реализации Ведомственной программы выразится в снижении затрат на очистку питьевой воды и, как следствие, в сокращении расходов государства на оказание медицинской помощи населению, в сокращении расходов жилищно-коммунальных хозяйств на ликвидацию многочисленных несанкционированных свалок, снижение затрат на восстановление природных ресурсов.
VI. Методика оценки эффективности реализации Ведомственной программы с учетом ее особенностей (далее - методика)
Оценка эффективности реализации Ведомственной программы осуществляется путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а также путем сравнения текущих значений индикаторов (показателей) Ведомственной программы с их целевыми значениями.
Эффективность реализации Ведомственной программы с учетом финансирования оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых индикаторов (показателей) Ведомственной программы с уровнем ее финансирования с начала реализации Комплексный показатель эффективности реализации Ведомственной программы рассчитывается по формуле:
,
где: N - общее число целевых индикаторов (показателей);
- значение на конец текущего года n-го целевого индикатора (показателя);
- плановое значение n-го целевого индикатора (показателя);
- сумма финансирования (расходов) на конец года;
- плановая сумма финансирования Ведомственной программы.
Для расчета комплексного показателя эффективности реализации Ведомственной программы (R) используются все важнейшие целевые индикаторы (показатели) Ведомственной программы, приведенные в разделе III Ведомственной программы.
Оценка эффективности реализации Ведомственной программы осуществляется в течение всего срока ее реализации.
При значении комплексного показателя эффективности 80 процентов и более эффективность реализации Ведомственной программы признается высокой, при значении менее 80 процентов - низкой.
Приказом Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 24 декабря 2013 г. N 523 в раздел VII настоящей Программы внесены изменения
VII. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
Реализация Ведомственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Ведомственной программы в 2013 году составит 8 700 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий Ведомственной программы, указанных в пунктах 1.1-1.4, 2.2, 3.1-3.3 Перечня мероприятий Ведомственной программы, будет осуществляться в форме бюджетных ассигнований на прочую закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд.
Финансирование мероприятия Ведомственной программы, указанного в пункте 2.1 Перечня мероприятий Ведомственной программы, будет осуществляться в форме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий.
VIII. Механизм управления реализацией Ведомственной программы
Исполнителем Ведомственной программы является министерство.
Реализация Ведомственной программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых с непосредственными исполнителями программных мероприятий, определяемыми в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Министерство предоставляет информацию о ходе реализации Ведомственной программы в соответствии с требованиями Порядка разработки, утверждения и реализаций ведомственных целевых программ в Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 16.01.2008 N 2.
Приложение 1
к ведомственной целевой программе
"Экологическое воспитание и просвещение
населения Самарской области" на 2013 год
Перечень
целевых индикаторов (показателей) ведомственной целевой программы "Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области" на 2013 год
Наименование цели, задачи и целевого индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Значение целевого индикатора (показателя) |
||
2011 год (факт) |
2012 год (оценка) |
Плановый период (прогноз) |
||
2013 год | ||||
Цель: Повышение уровня экологической культуры населения Самарской области | ||||
Задача 1. Развитие единого информационного поля для анализа и общественного контроля экологического состояния территории Самарской области |
|
|
|
|
наличие экологического паспорта Самарской области |
единиц |
1 |
1 |
1 |
наличие радиационно-гигиенического паспорта Самарской области |
единиц |
1 |
1 |
1 |
наличие ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Самарской области |
единиц |
1 |
1 |
1 |
Задача 2. Формирование экологической грамотности населения Самарской области |
|
|
|
|
тираж печатной продукции экологического содержания |
экземпляров |
3600 |
9000 |
12000 |
Задача 3. Вовлечение населения Самарской области и организаций всех форм собственности в реализацию региональной экологической политики |
|
|
|
|
число участников массовых экологических мероприятий, направленных на повышение экологической культуры населения Самарской области |
человек |
4500 |
4500 |
4500 |
Приложение 2
к ведомственной целевой программе
"Экологическое воспитание и просвещение
населения Самарской области" на 2013 год
Перечень
мероприятий ведомственной целевой программы "Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области" на 2013 год
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью программы является повышение уровня экологической культуры населения Самарской области.
Реализация основных мероприятий Ведомственной программы позволит сформировать единое информационное пространство в сфере экологического просвещения и повышения экологической культуры, повысить осведомленность всех групп населения о направлениях экологической политики путем привлечения граждан, общественных организаций, учреждений и предприятий к разработке и реализации экологических проектов, выявить гражданскую, профессиональную и личностную готовность населения Самарской области к участию в улучшении экологической ситуации в области, расширить границы общественного экологического сознания в вопросах взаимодействия общества с экосистемами, осуществления сбалансированного экономического развития в условиях экологического благополучия, предупреждения природных катаклизмов.
Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 8 февраля 2013 г. N 33 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Экологическое воспитание и просвещение населения Самарской области" на 2013 год"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Текст приказа опубликован в газете "Волжская коммуна" от 5 марта 2013 г. N 88
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 24 декабря 2013 г. N 523
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа