Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации
городского округа Чапаевск
от 13.02.2020 г. N 205
Муниципальная программа
"Улучшение социально-экологической обстановки на территории городского округа Чапаевск Самарской области на 2021-2023 годы"
Паспорт муниципальной программы
1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации муниципальной программы
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определила в качестве главной цели экологической политики государства на среднесрочную перспективу значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики.
Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года определила направления обеспечения экологической устойчивости региона. Среди них: снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, подземных и поверхностных вод; охрана растительного и животного мира; развитие системы особо охраняемых природных территорий; повышение экологической культуры, воспитания и просвещения населения.
Принятые направления обеспечения экологически устойчивого развития Самарской области определяют природоохранную концепцию для территорий муниципальных образований в ее составе.
К приоритетным направлениям деятельности муниципальных органов власти относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Наметившийся в последние годы рост индустриализации городского округа Чапаевск, ежегодное резкое увеличение автомобильного парка, низкая экологическая культура населения могут привести к снижению качества окружающей среды, характеризующемуся высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, образованием большого количества несанкционированных мест размещения отходов в природной среде, ухудшением качества поверхностных и подземных вод, деградацией почвы.
В основе возможного ухудшения экологической обстановки в городском округе Чапаевск лежат следующие системные проблемы российской экономики:
- возрастание количества автотранспорта, не отвечающего современным экологическим требованиям;
- увеличение доли коммунальных отходов, размещаемых в природной среде;
- недостаточный учет экологических требований в градостроительном планировании;
- низкий уровень экологической культуры населения.
Основными источниками загрязнения атмосферы городского округа Чапаевск являются предприятия химической, строительной, топливно-энергетической промышленности, а также автомобильный и железнодорожный транспорт. С восточной и северной стороны город окружен предприятиями химической промышленности и нефтеперерабатывающими станциями, рядом с жилыми массивами располагаются предприятия по сбору и переработке металлолома, транспортные предприятия и автостоянки присутствуют во всех районах города.
Основными загрязнителями атмосферного воздуха городского округа Чапаевск являются: формальдегид, диоксид азота, аммиак, оксид углерода, серная кислота.
Процентное соотношение выбросов предприятий от стационарных источников с учетом их объединения по укрупненным отраслям промышленности распределяется следующим образом:
- предприятия химической промышленности - 30,5%;
- электро- и теплоэнергетика - 44%;
- автотранспортное хозяйство - 6,4%;
- объединенные прочие - 19,1%.
На протяжении последних лет большой процент в загрязнение атмосферного воздуха городского округа Чапаевск вносит автомобильный транспорт. Существующие в настоящее время технические параметры автомобилей не обеспечивают нормативного качества атмосферного воздуха. В настоящее время наблюдается превышение ПДК по диоксиду азота, оксиду углерода на всей территории города.
Для решения обозначенных проблем необходимо предпринять следующие меры:
- Регулярные наблюдения (мониторинг) за состоянием атмосферного воздуха на стационарном муниципальном посту ПНЗ N 3;
- Контроль загрязнения атмосферного воздуха на передвижной лаборатории в зонах влияния вредных выбросов предприятий химической промышленности и по жалобам населения;
- Наблюдение за метеорологическими параметрами и прогнозирование неблагоприятных метеоусловий;
- Участие в региональных мероприятиях и акциях экологической направленности;
- Организация и проведение на территории городского округа экологических мероприятий и акций, способствующих повышению уровня экологической культуры населения.
За многолетний период развития городского округа Чапаевск на его территории сформировались старые массивы размещения несанкционированных объектов твердых бытовых отходов, выполненные и эксплуатируемые с нарушением требований природоохранного законодательства. Крупные объекты несанкционированного размещения отходов жизнедеятельности населения объемом более 2,0 га располагаются в границах селитебной зоны городского округа вблизи жилых домов и социальных объектов, нанося ущерб окружающей среде и ухудшая эстетический облик города.
В рамках национального проекта "Экология" намечено решение проблемы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде путем рекультивации крупных массивов несанкционированных свалок в отдельных регионах РФ. В соответствии с паспортом региональной составляющей национального проекта "Экология", утвержденным протоколом Совета по национальным и приоритетным проектам Самарской области от 12.04.2019 N ДА-11, в рамках регионального проекта "Чистая страна" на территории городского округа Чапаевск запланирована реализация мероприятия "Рекультивация несанкционированной свалки в районе гаражного массива по ул. Расковой". Сроки реализации мероприятия 2019-2023 годы.
Для успешного решения данного мероприятия в рамках муниципальной программы необходимо запланировать и принять меры по ликвидации несанкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов с проведением рекультивационных работ и с дальнейшим использованием рекультивируемых территорий для хозяйственных нужд города.
2. Основные цели и задачи муниципальной программы
Муниципальная программа включает цели, задачи и основные направления деятельности по снижению негативного техногенного и антропогенного воздействия на окружающую среду; созданию условий, способствующих благоустройству территории, восстановлению и охране природных объектов в границах рассматриваемой территории.
Основными целями муниципальной программы являются:
Цель 1. Обеспечение устойчивой и безопасной экологической обстановки на территории городского округа Чапаевск.
Для достижения поставленной цели в процессе реализации муниципальной программы должны решаться следующие задачи:
1. Осуществление контроля и анализа состояния окружающей среды.
2. Снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Цель 2. Обеспечение благоприятной окружающей среды на территории городского округа Чапаевск.
Для достижения поставленной цели в процессе реализации муниципальной программы должны решаться следующие задачи:
1. Формирование экологической культуры граждан городского округа.
2. Восстановление и сохранение природных объектов на территории городского округа Чапаевск.
3. Ликвидация несанкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов с проведением рекультивационных работ.
3. Ожидаемые результаты муниципальной программы и целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации муниципальной программы
Муниципальная программа оценивается по степени достижения основной цели - реализация системы эффективных мер, направленных на обеспечение устойчивой и безопасной экологической обстановки, благоприятной окружающей среды на территории городского округа Чапаевск.
По результатам выполнения муниципальной программы планируется улучшение качества окружающей среды, улучшение условий проживания и отдыха горожан, повышение экологической культуры населения.
Реализация мероприятий муниципальной программы позволит:
- обеспечить охват территории городского округа системой экологического мониторинга наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха, включая муниципальный пост ПНЗ N 3 и экстренные выезды на передвижной лаборатории;
- организовать и провести экологические акции по очистке от мусора водоохранных зон и мест массового отдыха населения;
- организовать и провести экологические акции по озеленению территорий общего пользования;
- повысить уровень экологической культуры, образования и просвещения населения, расширить контингент населения, вовлеченного в экологическое движение;
- использовать территорию после проведения рекультивационных работ для размещения инженерно-технических объектов, сооружений и коммуникаций; для озеленения и иных нужд города.
- обеспечить соблюдение хозяйствующими субъектами на территории городского округа обязательных требований природоохранного законодательства РФ.
4. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации муниципальной программы
В результате реализации муниципальной программы будет достигнут ряд положительных социальных и экономических эффектов, выразившихся в повышении комфортности проживания жителей, улучшении состояния окружающей среды, безопасности жизни и здоровья граждан.
Реализация программных мероприятий ведет к следующим последствиям:
1. Социальные:
- уменьшение проблем в социальной сфере, обусловленных экологическим состоянием городского округа;
- повышение экологической культуры населения, обеспечение его объективной информацией о состоянии окружающей среды;
2. Экономические:
- предотвращение экологического ущерба за счет снижения объемов размещения отходов в природной среде;
3. Экологические:
- обеспечение надлежащего экологического и санитарно-эпидемиологического состояния территории городского округа Чапаевск;
- объективная оценка состояния окружающей среды на основе данных экологического мониторинга и возможность принимать оперативные меры по нормализации экологической обстановки;
- сокращение доли коммунальных отходов, размещаемых в природной среде;
улучшение экологической обстановки, благоустройство городской территории за счет восстановления и сохранности природных объектов.
5. Оценка эффективности реализации муниципальной программы
Оценка эффективности реализации муниципальной программы осуществляется по итогам ее реализации за отчетный год и в целом за весь период реализации муниципальной программы на основе отчетов, представляемых координатором (заказчиком) муниципальной программы.
Оценку эффективности реализации муниципальной программы проводит коллегия в соответствии с Порядком принятия решения о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа Чапаевск, утвержденным постановлением администрации городского округа Чапаевск от 20.05.2014 N 604.
При оценке эффективности реализации муниципальной программы используются показатели результативности (реализации мероприятия), содержащиеся в Приложении 1 настоящей муниципальной программы.
6. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Мероприятия программы финансируются за счет средств бюджета городского округа Чапаевск и за счет средств областного и федерального бюджетов.
Общий объем финансовых потребностей на весь период реализации муниципальной программы - 42360,50 тыс. рублей.
Суммы ежегодного финансирования составляют:
на 2021 год - 753,60 тыс. рублей;
на 2022 год - 20786,30 тыс. рублей;
на 2023 год - 20820,60 тыс. рублей.
Объем финансирования мероприятий муниципальной программы за счет средств местного бюджета может корректироваться в процессе формирования бюджета городского округа Чапаевск на соответствующий финансовый год.
7. Механизм управления реализацией муниципальной программы
Управление реализацией муниципальной программы осуществляет муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства администрации городского округа Чапаевск".
Исполнителями реализации муниципальной программы являются: Чапаевская лаборатория загрязнения атмосферного воздуха ФГБУ "Приволжское УГМС" и муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства администрации городского округа Чапаевск".
Муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства администрации городского округа Чапаевск" ежегодно до 1 февраля подготавливает отчет о выполнении муниципальной программы за прошедший финансовый год и пояснительную записку к нему, которые предоставляются на Коллегию администрации городского округа Чапаевск в указанный срок.
Коллегия администрации городского округа Чапаевск рассматривает предоставленный отчет о выполнении муниципальной программы и по результатам проведенной оценки эффективности реализации муниципальной программы готовит заключение в срок до 1 апреля текущего года об эффективности реализации муниципальной программы.
По заключению Коллегии администрации городского округа Чапаевск принимается одно из следующих решений:
а) продолжить реализацию муниципальной программы;
б) внести изменения в муниципальную программу;
в) досрочно прекратить реализацию муниципальной программы;
г) реализацию муниципальной программы признать завершенной.
Отчет о выполнении муниципальной программы за прошедший финансовый год размещается на официальном сайте администрации городского округа Чапаевск в сети Интернет не позднее 1 мая текущего года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.