Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению городской Думы
от 11 октября 2000 г. N 53
Муниципальная целевая Программа
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом в городе Нижнем Новгороде"
на 2000 - 2004 гг.
г.Нижний Новгород
2000 г.
Паспорт
муниципальной целевой Программы
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г. Н.Новгороде
на 2000 - 2004 гг."
Наименование Программы Основание для разработки Программы |
Муниципальная целевая Программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г. Н.Новгороде на 2000 - 2004 гг." Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.98 N 582 "О Федеральной целевой программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1999 - 2001 гг.". Приказ МЗ РФ от 15.04.97 N 116 "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в России". Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 16.09.99 N 293 "Об утверждении областной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Нижегородской области на 1999 - 2004 гг." |
Государственный заказчик Программы |
Администрация г.Н.Новгорода. |
Основной разработчик | Департамент здравоохранения администрации города Нижнего Новгорода |
Основные цели и задачи Программы |
Обеспечение специализированной медицинской помощи больным туберкулезом; организация фтизиатрической службы для улучшения качества и продолжительности жизни больных туберкулезом; бесперебойное гарантированное обеспечение больных противотуберкулезными препаратами, препаратами для лечения осложнений и сопутствующей патологии; обеспечение необходимым оборудованием лечебно-профилактических учреждений с целью раннего выявления туберкулеза; проведение профилактических мероприятий среди населения; стабилизация и улучшение эпидемической обстановки по туберкулезу. |
Сроки реализации Программы | 2000 - 2004 гг. |
Исполнители Программы | Департамент здравоохранения администрации города Нижнего Новгорода Администрации районов города. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Снижение экономических потерь, связанных с временной и стойкой утратой трудоспособности, смертности от туберкулеза. Улучшение качества и увеличения продолжительности жизни больных туберкулезом. Улучшение эпидемической обстановки по туберкулезу в г.Н. Новгороде. |
Организация контроля за реализацией Программы |
Экспертный и финансовый контроль выполнения Программы осуществляется администрацией г.Н.Новгорода. |
Источники финансирования | Бюджет города Нижнего Новгорода. |
Обоснование муниципальной целевой Программы
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г. Нижнем Новгороде
на 2000 - 2004 гг. "
Туберкулез является сложной медико-биологической и социально-экономической проблемой. По данным ВОЗ в мире ежегодно регистрируется 20 млн. новых случаев заболевания туберкулезом, 3 млн. случаев смерти от этого заболевания и около 1 млрд. людей заражаются туберкулезом ежегодно. Однако, распространенность туберкулеза в различных регионах мира неодинакова. К странам с высокой заболеваемостью (более 40,0 на 100 тыс. населения) относятся Югославия (68,4), Португалия (61,0), Румыния (48,0). К странам со средней заболеваемостью (10,0 - 40,0 на 100 тыс. населения) относятся Чехия и Словакия (32,0), Финляндия (29,0), Германия (27,0), Франция (16,0). К странам с низкой заболеваемостью (менее 10,0 на 100 тыс. населения) относятся США (9,3), Англия (8,9), Дания (5,6), Нидерланды (5,2), Норвегия (4,1).
В России уровень заболеваемости (84,6 на 100 тыс. населения) и распространенности туберкулеза в последние годы по данным Центрального НИИ туберкулеза характеризуется как угроза начинающейся эпидемии (эпидемиологический порог соответствует заболеваемости 100,0 на 100 тыс. населения). Под наблюдением противотуберкулезных диспансеров находится 22 млн. человек (каждый 7-ой житель страны), в т.ч. 300 тыс. больных активным туберкулезом (каждый 500-ый житель РФ).
Правительство Российской Федерации приняло постановление N 582 от 11.06.98 г. "О Федеральной целевой Программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998 - 2004 г.". Цель Программы - стабилизация эпидемиологической ситуации, критерием которой является снижение основных эпидемиологических показателей: заболеваемости общей - до 50,0 на 100 тыс. населения, заболеваемости детской - до 8,0 на 100 тыс. населения, смертности - до 12,0 на 100 тыс. населения.
На 01.01.2000 года в противотуберкулезных диспансерах г.Н.Новгорода состояло 21063 человек (каждый 50-й житель города), в т.ч. 4154 больных активными формами туберкулеза (каждый 260-й житель города). Снижение мероприятий по активному выявлению больных туберкулезом приводит к недовыявлению более 55% больных туберкулезом ежегодно, большинство из которых имеет "заразную" форму заболевания. Такие больные формируют "резервуар туберкулезной инфекции", который является источником заражения населения туберкулезом и появления новых случаев заболевания. За период 1990 - 1999 гг. эпидемиологическая ситуация в г.Н.Новгороде резко ухудшилась, что выражается в росте всех основных эпидемиологических показателей в 2 - 3 раза ( общая заболеваемость увеличилась на 107,2%). Наибольшая заболеваемость отмечается в группах риска по туберкулезу и составляет 433,8 на 100 тыс. населения, что в 5,6 раза больше общей заболеваемости населения.
Группы риска по социальному критерию |
Заболеваемость на 100 тыс. населения |
Выявляемость на 1000 обследованных |
Выявляемость общая по городу на 1000 обследованных |
1. Лица, вышедшие из ИТУ 2. Алкоголики, бытовые пьяницы 3. Бомжи 4. Мигранты |
5430,0 700,0 1000,0 1130,0 |
54,3 7,0 10,0 11,3 |
1,3 (критерий МЗ РФ 0,3) |
Одной из причин дальнейшего ухудшения эпидемиологической ситуации стали амнистии 1998 г. и 1999 г. результатом которых стал рост заболеваемости туберкулезом в 1999 году на 18,2%, в т.ч. детской на 46,3%. По данным городского противотуберкулезного диспансера в 1999 году у каждого 18-го пришедшего из исправительно-трудовых учреждений (ИТУ) был выявлен активный туберкулез, т.е. из каждой 1000 обследованных выявлено 54 больных туберкулезом.
Детская заболеваемость увеличилась более чем в 3 раза (1990 г. - 4,3 на 100 тыс. населения (13 человек), в 1999 г. - 17,7 на 100 тыс.населения (42 человека)). Инфицированность туберкулезом детей увеличилась в 3,8 раза. Распространенность туберкулеза увеличилась на 32,2% (1990 г. - 203,0 на 100 тыс. населения, 1999 г. - 269,1 на 100 тыс. населения). Смертность от туберкулеза увеличилась на 162% или в 1,6 раза.
Динамика основных эпидемиологических показателей по туберкулезу
1965, 1990, 1998, 1999 гг.
Основные эпидемиологические показатели | 1965 г. | 1990 г. | 1998 г. | 1999 г. | рост, в % | |
к 1990 г. | к 1998 г. | |||||
1. Заболеваемость общая (на 100 тыс. населения) |
73,0 | 36,9 | 64,7 | 76,5 | 107,3 | 18,2 |
2. Заболеваемость детская (на 100 тыс. населения) |
4,3 | 12,1 | 17,7 | 311,3 | 46,3 | |
3. Инфицированность детская (%) (критерий ВОЗ - 1%) |
7,3 | 29,0 | 35,0 | 380,0 | 20,6 | |
4. Распространенность (на 100 тыс.населения) |
509,0 | 203,5 | 252,0 | 269,1 | 32,2 | 6,7 |
5. Смертность (на 100 тыс. населения) | 10,0 | 6,7 | 8,7 | 17,6 | 162,6 | 102,3 |
В структуре впервые выявленных больных увеличился процент детей: в 1996 г. - 2,2%, в 1997 г. - 2,8%, 1998 г. - 3,1%, 1999 г. - 3,9%.
Пик первичного инфицирования (вираж) и общей инфицированности детей в последние годы смещается в сторону детей раннего возраста ( дошкольники - 3,2%, дети-школьники - 1,4%).
Баланс динамики больных активным туберкулезом в г. Н.Новгороде
за 1997 - 1999 гг - имеет накопительный характер.
Годы | Больные впервые выявлен- ные (в случаях) |
Прибыло больных туб-зом в город (без ИТУ) |
Реци- дивы |
Прибыло из ИТУ |
Итого прибыло |
Выбыло больных туб-зом из города |
Умерло | Изле- чено |
Итого убыло |
Баланс |
1997 г. 1998 г. 1999 г. |
856 893 1.049 |
101 410 106 |
75 84 65 |
284 322 339 |
1.316 1.387 1.559 |
229 293 315 |
146 219 279 |
583 621 693 |
958 1.133 1.287 |
+358 +254 +272 |
За 1997 - 1999 гг. контингент активных больных туберкулезом увеличился на 884 человека (21%), а с учетом "скрытой" заболеваемости и распространенности на 40 - 45%.
Противотуберкулезная служба города представлена 5 районными и 1 ведомственным (МПС) противотуберкулезным диспансерами с общим количеством коек - 525, в т.ч. 390 коек - терапевтические. Общая потребность в койках - 670, в т.ч. 535 коек терапевтического профиля: 510 коек - для лечения взрослых и 25 коек - для лечения детей и подростков. Обеспеченность терапевтическими койками взрослого населения - 76,5%; дефицит - 120 коек; в течение года существует очередь на госпитализацию больных туберкулезом. Детских коек в городе нет. В Городском и Сормовском противотуберкулезных диспансерах работают санатории - профилактории по 50 мест в каждом для лечения "малых" форм туберкулеза. В настоящее время имеется 310 санаторных детских фтизиатрических коек и 495 санаторных мест в детских комбинатах, что является достаточным для оказания этого вида помощи.
Главная задача противотуберкулезной службы - раннее и своевременное выявление больных туберкулезом, а также раннее и эффективное лечение. Основным методом выявления туберкулеза является флюорографический: в 1998 г. флюорографическим методом выявлено - 71,2% больных, в 1999 г. - 82% больных туберкулезом (872 человека). Выявляемость туберкулеза этим методом остается высокой и составляет: в 1998 г. - 1,0, в 1999 г. - 1,3 на 1000 обследованных, что соответствует заболеваемости 100,0 и 130,0 на 100 тыс. населения . Критерий выявляемости МЗ РФ - 0,3 на 1000 обследованных. Выявляемость туберкулеза из групп риска по туберкулезу еще выше - 6,4 на 1.000 обследованных, в т.ч. из групп риска по медицинскому критерию - 2,4 на 1000 обследованных, из групп риска по социальному критерию - 11,8 на 1.000 обследованных. Таким образом, альтернативы флюорографическому методу, как основному виду обследования и диагностики, в настоящее время нет. Однако, обеспеченность ЛПУ города стационарными флюорографами - 70%, в т.ч. амбулаторно - поликлинических учреждений - 82,7%, специализированных противотуберкулезных учреждений - 40%. Общая потребность во флюорографах - 33 аппарата, в т.ч.- для поликлиник - 28, для противотуберкулезных диспансеров - 5. Из имеющегося парка стационарных флюорографов (24 шт.) - 80% (19 шт.) полностью физически изношены и морально устарели. Необходимо заменить все имеющиеся флюорографы в ЛПУ города на современные малодозные беспленочные флюорографы типа МЦРУ "Сибирь" (завод-изготовитель ЗАО "Научприбор", город Орел). На сегодняшний день это самый перспективный и дешевый флюорограф. Флюорография - это метод отбора лиц с патологией в легких. Далее, с целью уточнения характера выявленных изменений, должны проводиться дополнительные методы исследования: рентгено-томографические, бактериологические, фибробронхоскопия легких, ПЦР - диагностика, ИФА - диагностика и т.д. Однако, мощность противотуберкулезной службы города на сегодняшний день не в состоянии противостоять нарастающему ухудшению эпидемиологической обстановки в городе: рентгеновские аппараты все морально устарели и имеют 100% физический износ, диагностический фибробронхоскоп в диагностическом отделении (60 коек) Автозаводского противотуберкулезного диспансера всего - 1, лечебных фибробронхоскопов нет, ПЦР - диагностическая лаборатория отсутствует ( ПЦР - диагностика позволяет в течение 48 часов выявить микобактерии туберкулеза в исследуемом материале), мощность централизованной бактериологической лаборатории городского противотуберкулезного (ГПТД ) составляет 25% от необходимой, аппаратов ИФА - нет, ассортимент противотуберкулезных препаратов недостаточен, патогенетических средств для лечения туберкулеза и для лечения сопутствующих заболеваний в противотуберкулезных диспансерах нет, оборудование хирургического отделения Автозаводского противотуберкулезного диспансера морально устарело и физически полностью изношено, нерегулярное обеспечение противотуберкулезных диспансеров рентгено-флюорографической пленкой, что ведет к сокращению объемов профилактических противотуберкулезных мероприятий и затрудняет раннее выявление больных туберкулезом, перебои в обеспечении туберкулиновыми шприцами детских дошкольных учреждений, школ, техникумов ведет к сокращению объемов работ по выявлению туберкулеза среди детей и подростков, последние 3 года проводится только выборочный текущий ремонт в Сормовском, Ленинском и Автозаводском противотуберкулезных диспансерах(СПТД, ЛПТД, АПТД), стационар Приокского противотуберкулезного диспансера (ППТД) ремонту не подлежит, в ГПТД ремонт не проводился более 4-х лет, обеспеченность врачебными кадрами - 75% (132 врача и 5 врачей - лаборантов с университетским образованием). Врачи фтизиатрической службы имеют следующие квалификационные категории: высшая - 29 врачей (22%), 1-ая - 44 врача - (33,3%), 11-ая - 3 врача, сертификат специалиста имеют - 74 врача (56%).
В городе отсутствует система организации работы по выявлению больных туберкулезом. Эпидемиологическая обстановка и время требует разработки и внедрения новой системы организации противотуберкулезной работы в городе в т.ч. по раннему и своевременному выявлению больных, в основе которой должно быть компьютерное и программное обеспечение.
Цели и задачи муниципальной целевой Программы
Целью Программы с учетом сложившейся эпидемиологической обстановки и рекомендаций ЦНИИ туберкулеза МЗ РФ является:
1. Уменьшение резервуара туберкулезной инфекции.
2. Снижение инвалидизации населения от туберкулеза.
3. Снижение смертности от туберкулеза.
С учетом поставленных целей для реализации целевой Программы необходимо решение основных задач:
1. Развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы.
2. Организация раннего и своевременного выявления больных туберкулезом среди населения города на основе автоматизированной информационно - поисковой системы "Флюоротека"; организация раннего и своевременного выявления туберкулеза у детей на основе инструктивно - методических рекомендаций "О мерах по раннему и своевременному выявлению туберкулеза у детей".
3. Организация своевременного и адекватного лечения больных туберкулезом в соответствии с утвержденными стандартами качества лечения на основе приказа N 33 МЗ РФ от 02.02.98 г. "Об утверждении стандартов лечения больных туберкулезом".
4. Формирование качественной иммунной прослойки среди детей и подростков.
5. Профилактическая работа.
Пути реализации муниципальной целевой программы
NN п/п |
Мероприятия | Ответственные лица |
Сроки исполнения |
Финансирование (тыс.руб) |
В том числе по годам | ||||
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | |||||
1. | Развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы | ||||||||
1.1 | Капитальное строительство и капитальный ремонт. |
||||||||
1.1.1 | Реконструкция Сормовского противотуберкулез- ного диспансера с увеличением мощ- ности до 150 коек (приложение N 1). |
Администрация Сормовского района, ГДЗ |
2001 г. | 3.000,0 | 3000,0 | ||||
1.1.2 | Реконструкция стационара Приокского противотуберкулез- ного диспансера с увеличением мощнос- ти до 75 коек приложение N 1). |
Администрация Приокского района, ГДЗ |
2000-2001 гг. |
3.800,0 | 300,0 | 3500,0 | |||
1.1.3 | Завершить строительство пристроя диспансерного отделения Приокского про- тивотуберкулезного диспансера (приложение N 1). |
Администрация Приокского района, ГДЗ |
2001 г. | 500,0 | 500,0 | ||||
1.1.4 | Капитальный ремонт противотуберкулез- ных диспансеров В том числе: -ГПТД -АПТД -ЛПТД -ППТД -СПТД -санаторий "Ройка" |
Администрации города, районов |
2001 - 2004 гг. |
2.800,0 |
200,0 450,0 |
150,0 100,0 300,0 200,0 |
200,0 450,0 |
150,0 100,0 300,0 200,0 |
|
1.1.5 | Строительство теплотрассы для Городского противотуберкулез- ного диспансера, ликвидировав угольную котельную |
Администрация города |
2000 г. | 179,0 | 179,0 | ||||
1.1.6 | Строительство детского диспансера при АПТД, мощностью на 100 посещений в смену ( приложение N 1 ) |
Администрация Автозаводско- го района, ГДЗ |
2002 - 2003 гг. |
15.000,0 | 7500,0 | 7500,0 | |||
1.1.7 | Выделить дополнительные площади для Централизованной бактериологической лаборатории Городского противотуберкулез- ного диспансера не менее 500 кв. метров рабочей (полезной) площади |
Администрация города |
2002 - 2003 гг. |
||||||
1.1.8 | Строительство гаражных блоков для передвижных рентгено- флюорографических установок противотубер- кулезных диспансеров: ГПТД, АПТД, ППТД (3 шт.) |
ГДЗ, администрации районов |
2002 - 2004 гг. |
100,0 | 33,3 | 33,4 | 33,3 | ||
1.2 | Оснастить противотуберкулез- ную службу города современными рентгеновскими аппаратами типа "Еmerix" (Венгрия) и флюорографи- ческими установками: перед- вижными и стационарными типа МЦРУ "Сибирь" ( приложение N 2, п. 1 ) |
ГДЗ | 2000-2002 гг. |
28650,0 | 7200,0 | 14550,0 | 6900,0 | ||
1.3 | Оснастить ЛПУ города современными флюорографическими установками типа МЦРУ "Сибирь" ( приложение N 2, п. 2 ) |
ГДЗ | 2001 - 2004 гг. |
21.600,0 | 7200,0 | 6300,0 | 4500,0 | 3600,0 | |
1.4 | Оснастить противотуберку- лезную службу города необходимым современным диагностическим и лечебным оборудованием (приложение N 3 п. 1 - 42 ) |
ГДЗ | 2001 - 2004 гг. |
6071,6 | 1101,2 | 1895,4 | 1967,0 | 1108,0 | |
1.5 | Дооснастить централизованную бактериологическую лабораторию Городского противотуберкулез- ного диспансера (приложение N 4) |
ГДЗ | 2003 - 2004 гг. |
158,0 | 68,0 | 90,0 | |||
1.6 | Обеспечить противотуберку- лезные диспансеры города в необходимом количестве и в полном ассортименте противотуберкулез- ными препаратами (приложение N 5) |
ГДЗ | 2000 - 2004 гг. |
51883,0 | 10376,6 | 10376,6 | 10376,6 | 10376,6 | 10376,6 |
1.7 | Обеспечить противотуберку- лезные диспансеры города патогенетическими препаратами (приложение N 6) |
ГДЗ | 2000 - 2004 гг. |
1225,5 | 245,1 | 245,1 | 245,1 | 245,1 | 245,1 |
1.8 | Обеспечить противотуберку- лезные диспансеры города в необходимом количестве: 1. Одноразовым инструментарием ( приложение N 7, п. 1). 2. Дезинфицирующими и моющими средствами. ( приложение N 7, п. 2 ) 3. Бактериальными питательными средами. ( приложение N 7, п. 3). 4. Рентген- флюорографической пленкой ( приложение N 8 ) |
ГДЗ | 2000 - 2004 гг. |
3378,0 2919,6 73,0 5344,0 |
230,4 50,0 14,6 1068,8 |
786,9 717,4 14,6 1068,8 |
786,9 717,4 14,6 1068,8 |
786,9 717,4 14,6 1068,8 |
786,9 717,4 14,6 1068,8 |
1.9 | Обеспечить противотуберку- лезные диспансеры и ЛПУ города необходимым коли- чеством вакцины БЦЖ и БЦЖ-М, туберкулином |
ГДЗ | 2000 - 2004 гг. |
Фин. | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |
2. | Организационные мероприятия | ||||||||
2.1 | Внедрение в практическую работу здравоохранения приказа МЗ РФ от 03.07.97 N 193 "О создании Государст- венной системы эпидемиологического мониторинга ту- беркулеза" ( приложение N 9) |
ГДЗ | 2001 - 2002 гг. |
182,0 | 91,0 | 91,0 | |||
2.2 | Подготовка кадров по фтизиатрии, рентгенологии, бактериологии, клинической лабо- ратории ( приложение N 10) |
ГДЗ | 2000 - 2004 гг. |
180,0 | 36,0 | 36,0 | 36,0 | 36,0 | 36,0 |
2.3 | Открыть на базе стационара Приокского противотуберку- лезного диспансера (Малиновая Гряда) детский стационар на 25 коек ( приложение N 11) |
ГДЗ, администрация Приокского района |
2002 г. | 703,2 | 703,2 | ||||
2.4 | Внедрить в практику работы Централизованной бактериологической лаборатории Городского противотуберкулез- ного диспансера методики идентификации микобактерий методом газожидкостной хроматографии. |
ГДЗ | 2000 г. | ||||||
2.5 | Организация раннего и своевременного выявления больных туберкулезом в соответствии с существующими приказами и методическими указаниями |
ГДЗ | 2000-2004 гг. |
66,1 | 66,1 | ||||
2.6 | Организация своевременного и адекватного лечения больных туберкулезом в соответствии с приказом от 02.02.98 N 33 МЗ РФ |
ГДЗ | 2000-2004 гг. |
||||||
Финансирование Программы. |
147813 | 19700,5 | 43903,7 | 37418,3 | 27963,8 | 18826,7 |
Ожидаемые результаты реализации Программы
1. Снижение заболеваемости туберкулезом населения на 15% (до 65% на 100 тыс. населения).
2. Снижение заболеваемости туберкулезом детей на 49% (до 9,0 на 100 тыс. детского населения).
3. Снижение первичного выхода на инвалидность на 31,8%.
4. Снижение смертности от туберкулеза на 34,4% (до 8,0 на 100 тыс. населения).
5. Увеличение выявления больных туберкулезом при профилактических осмотрах на 14% (до 65%).
6. Увеличение охвата вакцинацией БЦЖ детей в период новорожденности на 3,3% (до 95%).
7. Увеличение охвата ревакцинацией детей и подростков на 28,7% и 6,2% соответственно (до 85%).
8. Повышение эффективности лечения:
а). Увеличение закрытия полостей распада у впервые выявленных больных на 18% (до 78%).
б). Прекращение бацилловыделения у впервые выявленных больных на 12% (до 85%).
Организация контроля за реализацией Программы
Экспертный и финансовый контроль выполнения Программы осуществляется администрацией города Нижнего Новгорода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.