В соответствии с федеральными законами от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", в целях развития межведомственного взаимодействия в организации работы по предупреждению терроризма и экстремизма на территории Нижегородской области:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Профилактика терроризма и экстремизма в Нижегородской области" на 2012-2014 годы.
2. Аппарату Правительства Нижегородской области (управление по обеспечению экономической безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке) организовать разработку:
плана профилактики терроризма и экстремизма в Нижегородской области на 2010-2011 годы;
областной целевой программы "Профилактика терроризма и экстремизма в Нижегородской области" на 2012-2014 годы.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Концепция областной целевой программы
"Профилактика терроризма и экстремизма в Нижегородской области" на 2012-2014 годы
(далее - Концепция)
(утв. распоряжением Правительства Нижегородской области
от 22 декабря 2009 г. N 3151-р)
1. Анализ проблемы профилактики терроризма и экстремизма и причин ее возникновения
Антитеррористическая безопасность является элементом социальной безопасности в целом, частью государственной системы мер по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, семьи и общества от внутренних и внешних угроз, объектами которой являются все основные элементы социальной системы обеспечения качества и уровня жизни в Российской Федерации, регулируемые национальной социальной политикой.
Целью Концепции является определение основных направлений деятельности по обеспечению на уровне Нижегородской области системы скоординированных мер по профилактике терроризма и экстремизма, отвечающих складывающейся обстановке и перспективам ее развития.
Под антитеррористической защищенностью потенциальных объектов террористических устремлений следует понимать комплексное использование сил физической защиты, инженерно-технических средств и режимных мер, направленных на обеспечение их безопасного функционирования.
Противодействие идеологии терроризма и экстремизма включает в себя комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства.
Основным принципом Концепции является системное решение задач по исполнению мероприятий, предусмотренных как специальными программами и планами по профилактике терроризма и экстремизма, так и иных областных и ведомственных целевых программ и планов органов исполнительной власти и местного самоуправления по вышеобозначенным направлениям деятельности.
Концепция разработана в соответствии с федеральными законами от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", указами Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N 116 "О мерах по противодействию терроризму", от 13 сентября 2004 года N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом", Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года.
В целом в Нижегородской области выполнен значительный объем мероприятий по реализации федерального законодательства по противодействию терроризму и экстремизму.
Комплекс мер осуществляется в соответствии с планом комплексных организационных и профилактических мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму в Нижегородской области на 2008-2009 годы, утвержденным распоряжением Правительства Нижегородской области от 25 июня 2008 года N 963-р.
Выполнены плановые мероприятия по повышению антитеррористической безопасности критически важных и потенциально опасных объектов.
Продолжается работа по совершенствованию антитеррористической защищенности нижегородских метрополитена, железнодорожной станции, аэропорта.
Разработаны и направлены руководителям государственных образовательных учреждений и руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, рекомендации по антитеррористической защищенности образовательных учреждений. Принимаются дополнительные меры по обеспечению антитеррористической защищенности спортивно-развлекательных объектов с массовым пребыванием граждан.
Для обеспечения мониторинга обстановки реализуются меры по созданию в Нижегородской области общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН). Обеспечивается деятельность звеньев нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НСЧС) областного уровня на автомобильном, железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Организовано обучение личного состава, регулярно отслеживается обеспеченность НСЧС техникой и готовность к выполнению задач. Продолжалась работа по обеспечению деятельности службы медицины катастроф (далее - СМК).
В плановом порядке осуществлялась работа по профилактике распространения идеологии терроризма и экстремизма. Для обеспечения стабильной политической обстановки в Нижегородской области и недопущения негативных процессов и конфликтных ситуаций в межнациональной и межконфессиональной среде проводится работа по поддержанию постоянного и эффективного взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области с общественными объединениями и религиозными организациями, а также проведению многоуровневого мониторинга общественно-политической и этноконфессиональной ситуации и прогнозированию угроз безопасности в этой сфере.
Осуществляется совершенствование системы информационного противодействия терроризму, предусматривающей задействование полномочий органов государственной власти, возможностей правоохранительных органов и специальных служб, общественных организаций, ученых, специалистов в области религиозных отношений, образования, культуры и искусства, средств массовой информации и других заинтересованных органов и организаций.
Состояние общественно-политических, межнациональных и межконфессиональных отношений в Нижегородской области в целом характеризуется стабильностью, духом мирного взаимодействия и сотрудничества представителей различных национальностей и вероисповеданий. В целом обстановка в Нижегородской области остается стабильной.
Вместе с тем современная ситуация в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации остается напряженной. В условиях, когда на Северном Кавказе, где террористы практически лишены возможности проводить активную деятельность силами крупных вооруженных формирований, она организована по принципу нанесения точечных ударов, в том числе по жизненно важным объектам и местам со значительным скоплением людей на любой другой территории России.
Актуальность проблемы противодействия терроризму и экстремизму во многом определяется и сложной социально-экономической ситуацией в стране.
Обострению положения дел способствовали события, связанные с экономическим кризисом, проявления которого в значительной степени затронули как Россию в целом, так и Нижегородскую область в частности.
Социально-политическая обстановка в стране уже сейчас нестабильна и имеет тенденцию к серьезному осложнению в ближайший период, в том числе отчасти из-за целенаправленных деструктивных действий радикально настроенных сил, активно использующих рост протестных настроений в обществе в своих интересах.
Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности.
На ситуацию в Нижегородской области существенное влияние оказывают многонациональный и поликонфессиональный состав ее населения, значительный уровень миграции в Нижегородской области граждан из других государств.
Источником радикализма в обществе является и весьма невысокий уровень политической культуры, отсутствие глубоко укоренившихся в социальном сознании и психологии традиций гражданской жизни и демократии в условиях правового государства.
Активизировались неформальные группировки право- и леворадикальной направленности, участились случаи проявления ксенофобии, растет число преступлений по этническим, религиозным мотивам. Ширится распространение идей фашизма. Деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений приобретает все большие масштабы и дерзкий характер; нарастает угроза сращивания последних с криминальными организациями.
Деятельность политических экстремистов, многие из которых открыто заявляют об идейном родстве с национал-социализмом, используют фашистские или схожие с ними лозунги, атрибутику и символику, существенным образом влияет на положение дел в социально-политической и криминальной сфере.
Обстановка в целом ряде других регионов страны (в первую очередь центрального округа России) свидетельствует о нарастании преступности на почве ксенофобии еще со второй половины прошлого года. В текущем году эти тенденции интенсивно нарастали, в том числе в Нижегородской области.
22 апреля прошло шествие антифашистов по Б.Покровской.
В мае текущего года участники группировки, придерживающейся неофашистской идеологии, бросили две бутылки с горючей смесью в здание УВД по Ленинскому району. Также в мае в Нижнем Новгороде органами внутренних дел пресечена деятельность участников молодежной националистической группировки "Общество белых хайль фюрер". В Балахне Нижегородской области в ночь на 31 мая в результате поджога сгорело здание строящейся мечети.
Это свидетельствует не только об ухудшении обстановки, но и о недостаточности упреждающего реагирования на негативные процессы в сфере межнациональных отношений и на умножение внутренних проблем при возникновении новых социально-экономических обстоятельств.
Непринятие дополнительных мер сообразно происходящим изменениям влечет существенный риск утраты контроля за обстановкой и гораздо больших вложений для выправления ситуации.
В связи с этим требуется кардинальное повышение взаимодействия со средствами массовой информации и оказания им поддержки, прежде всего в переориентации с противодействия деструктивным процессам в форме контрпропаганды на активную работу по опережению и предупреждению кризисов; использования в полной мере возможностей отечественной системы образования при решении задач формирования установок толерантного поведения у молодежи, профилактики национализма и экстремизма, уменьшения риска социальных взрывов; совершенствования и развития методологических основ политики в области становления гражданского общества.
2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы стратегическим целям и приоритетным задачам в сфере государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Нижегородской области
Настоящая Концепция скоординирована по целям и задачам с положениями Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года N 127 (далее - Стратегия).
Стратегия предусматривает создание благоприятных условий для жизни, работы, отдыха и воспитания детей, в связи с чем в ней определены направления работы по обеспечению комфортных условий для жизни населения на территории Нижегородской области, формированию единого культурного пространства и обеспечения равного доступа к культурным ценностям и благам.
Достижению этих целей служит и обеспечение безопасности населения. Вызовы внешней среды, связанные с проблемами безопасности, в Стратегии выделены как одни из наиболее значимых при выборе приоритетов деятельности Правительства Нижегородской области.
В этой связи первостепенными задачами государственного управления в Нижегородской области по обеспечению комплексной безопасности региона являются усиление антитеррористической деятельности, повышение общественной безопасности, снижение уровня криминальной активности, обеспечение стабильности этноконфессиональной обстановки и ситуации в межнациональных отношениях.
Учитывая нарастание угроз терроризма и техногенных аварий, необходимо предпринимать особые меры по обеспечению безопасности критически важных, потенциально опасных объектов и мест массового скопления людей, представляющих вероятный интерес для террористов. Требуется комплекс дополнительных мероприятий, нацеленных на исключение возможности проведения террористических актов, а также создающих условия для неотвратимости наказания за тяжкие преступления.
Действующая в настоящее время система организации и проведения антитеррористических мероприятий по усилению безопасности на объектах массового скопления людей, объектах транспорта с техногенно-опасными рисками, критически важных и особо опасных объектах еще не в полной мере отвечает существующим угрозам безопасности.
Также необходима выработка программных мер, направленных на формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве.
3. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом, включая прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
В настоящее время работа по профилактике терроризма и экстремизма осуществляется на основе целого ряда областных целевых программ, планов и мероприятий, предусмотренных иными ведомственными программами и планами в области культуры, образования, взаимодействия с общественными объединениями.
Одним из основных документов, призванных обеспечить комплексный подход к решению поставленных задач, является план комплексных организационных и профилактических мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму в Нижегородской области на 2008-2009 годы, утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской области от 25 июня 2008 года N 963-р.
Кроме того большое число мероприятий реализуется в соответствии с целым рядом других областных и ведомственных целевых программ и планов.
Аппаратом Правительства Нижегородской области совместно с министерством образования Нижегородской области осуществляется комплекс мероприятий по совершенствованию взаимодействия с зарегистрированными в Нижегородской области молодежными общественными объединениями и иными организациями.
В отношении различных категорий учащихся и молодежи работа осуществляется в рамках реализации областной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области на 2009-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 22 мая 2009 года N 320, Комплексной областной целевой программы развития образования в Нижегородской области на 2006-2010 годы, утвержденной Законом Нижегородской области от 4 августа 2005 года N 96-З.
Министерством образования Нижегородской области разработаны и реализуются областные целевые программы "Патриотическое воспитание граждан в Нижегородской области на 2009-2010 годы" (постановление Правительства Нижегородской области от 5 июня 2009 года N 369), "Молодежь Нижегородской области" на 2009-2011 годы (постановление Правительства Нижегородской области от 14 июля 2009 года N 490).
Положительное влияние на общую обстановку в области правопорядка оказывает реализация областной целевой программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений на территории Нижегородской области на 2009-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 12 февраля 2008 года N 35, и областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2009-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 22 июня 2009 года N 410.
Определенное влияние на ситуацию в социальной сфере окажут и целый ряд других мероприятий, в том числе реализуемых в соответствии с областной целевой программой "О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области в 2009 году", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 14 января 2009 года N 2, иными программами и планами, направленными на стабилизацию обстановки в социальной сфере и сфере экономики в условиях кризиса.
Вместе с тем план комплексных организационных и профилактических мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму в Нижегородской области на 2008-2009 годы, утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской области от 25 июня 2008 года N 963-р, содержит мероприятия, которые в основном дополняли пробелы других программ и планов, но в полной мере не обеспечивали их скоординированности и системного подхода в решении поставленных задач.
Предполагалось, что комплекс необходимых мероприятий будет выполнен в рамках единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области в соответствии с областной целевой программой "Создание комплексной системы безопасности на территории Нижегородской области (2009-2012 годы)", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 22 декабря 2008 года N 601. Однако ее финансирование в настоящее время приостановлено.
Как следствие не будут реализованы меры по созданию информационно-технологической инфраструктуры комплексной системы безопасности и систем мониторинга обеспечения общественной и личной безопасности граждан, обеспечения безопасности объектов транспорта и транспортной инфраструктуры, состояния безопасности на автомагистралях и пунктов рубежного контроля, мониторинга угроз техногенного, природного и террористического характера на особо важных инфраструктурных, технологических и других объектах, связанных с повышенным риском.
В тоже время практика борьбы с терроризмом и экстремизмом на сегодняшний день требует более тесной консолидации усилий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных движений и всех граждан. Коренного перелома в решении вопросов профилактики терроризма и экстремизма можно добиться только путем комплексного подхода с применением программно-целевого метода, подкрепленного соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами. Улучшение обстановки в этой сфере возможно только при государственной поддержке мероприятий.
Решение задач профилактики терроризма и экстремизма программно-целевым методом обусловлено масштабностью, сложностью и многообразием проблем на данном направлении, предполагающих разработку и осуществление комплекса мероприятий, взаимоувязанных по конкретным задачам, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, а также необходимостью координации усилий органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций.
Системный подход в решении проблемы требует государственной поддержки ее решения и необходимости поддержания постоянных межотраслевых связей в процессе работы. Одновременно для реализации комплекса мер по профилактике терроризма и экстремизма необходима организация эффективного горизонтального взаимодействия различных органов исполнительной власти Нижегородской области.
Нацеленность на реализацию системного, комплексного подхода, основанного на использовании современных интеллектуальных технологий, позволит обеспечить требуемый уровень координации действий всех заинтересованных служб при проведении мероприятий.
Целевое выделение бюджетных средств позволит избежать дублирования функций систем различных заинтересованных служб, выполняющих аналогичные задачи, а также обеспечить единый унифицированный подход к проблемам профилактики терроризма и экстремизма в целом. В этом случае возможна реализация важнейшего требования к единой системе мониторинга этих проблем в Нижегородской области. Такой подход увеличит потенциал запланированных мероприятий, где требуется координация совместных усилий.
В случае неприменения программно-целевого метода с высокой вероятностью возможно прогнозирование отсутствия наступательности в работе по профилактике терроризма и экстремизма, разбалансированности проводимых мероприятий, дублирования расходов, ненадлежащей координации работы органов, задействованных на решение этих задач. Отсутствие государственных мер по наращиванию усилий в профилактике терроризма и экстремизма приведет к снижению уровня антитеррористической безопасности в Нижегородской области.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Проблему повышения эффективности мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, осуществляемых в рамках общегосударственной системы мер противодействия терроризму и экстремизму, представляется возможным решать путем повышения эффективности координации взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций при разработке и реализации системы мер профилактики терроризма и экстремизма.
Формирование эффективной системы работы возможно при наличии единой информационно-управляющей системы в данной сфере, деятельность которой подкреплена наличием необходимых законодательных и нормативных документов, предотвращающих торможение информационных потоков и потерю управления.
Невыполнение необходимого минимума задач значительно повышает степень социально-экономического риска. При сохранении существующих темпов решения проблемы повышения эффективности профилактики терроризма и экстремизма не будет обеспечена адекватность реагирования на существующие изменения обстановки и вся система мер может оказаться неспособной обеспечить наступательность в решении возрастающего объема проблем.
Возможны два варианта разработки программы профилактики терроризма и экстремизма.
По первому варианту принимаются в качестве исходных данных реальные объемы финансовых средств, которые необходимы для реализации Программы, и, исходя из этого, выбирается комплекс программных мероприятий, обеспечивающих наибольшие результаты в достижении основных целей.
Вместе с тем в условиях ограниченных возможностей финансирования при сокращении доходной и расходной частей бюджета в условиях кризиса отбор задач для включения в Программу предполагается осуществлять по второму варианту: без финансирования за счет использования только внутренних организационных ресурсов и внештатных форм организационного воздействия.
При этом оба варианта не являются взаимоисключающими и мероприятия финансового обеспечения могут быть включены для проработки на второй этап реализации Программы исходя из минимально возможного объема финансовых средств, которые могут быть выделены на Программу.
В связи с этим представляется возможным после утверждения Концепции областной целевой программы "Профилактика терроризма и экстремизма в Нижегородской области" на 2012-2014 годы на ее основе организовать:
- разработку и принятие плана профилактики терроризма и экстремизма в Нижегородской области на 2010-2011 годы;
- разработку областной целевой программы "Профилактика терроризма и экстремизма в Нижегородской области" на 2012-2014 годы.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Профилактика терроризма и экстремизма - длительный процесс реализации общегосударственной системы противодействия терроризму и экстремизму, предусматривающий непрерывное выполнение комплекса мероприятий социально-экономического, пропагандистского, воспитательного характера, постоянное совершенствование системы мониторинга и управления процессами.
В условиях нестабильности в социально-экономической сфере, вызванной кризисными явлениями, в связи с постоянными динамическими переменами в рассматриваемой сфере и необходимостью совершенствования и корректировки в ходе работы форм и методов борьбы с терроризмом и экстремизмом, в целях обеспечения гибкости реагирования на складывающуюся обстановку нецелесообразно разрабатывать мероприятия на длительный срок.
Наиболее рациональным сроком реализации Программы является трехлетний период.
Применение программно-целевого метода даст возможность в течение первого этапа (в ходе исполнения плана профилактики терроризма и экстремизма в Нижегородской области на 2010-2011 годы) обеспечить деятельность по одному комплексному направлению, а именно сформировать систему работы и создать необходимые условия для совершенствования организации управления, контроля и координации взаимодействия на всех уровнях исполнительной власти, развития нормативно-методической базы, а также формирование устойчивых горизонтальных каналов прохождения информации и взаимодействия заинтересованных органов в решении повседневного взаимодействия в решении задач антитеррористической безопасности и противодействия распространению экстремизма.
При этом комплекс мероприятий по конкретным направлениям профилактической работы будет осуществляться органами исполнительной власти по иным (названным выше) тематическим целевым программам и планам. По мере возможности эти программы и планы могут корректироваться, на реализацию предусмотренных ими мероприятий задействуются механизмы, вырабатываемые в целях совершенствования организации управления, контроля и координации взаимодействия на всех уровнях исполнительной власти, развития нормативно-методической базы, а также формирование устойчивых горизонтальных каналов прохождения информации и взаимодействия.
На втором этапе (в ходе исполнения Программы) предусматривается полное задействование вышеперечисленных механизмов на решение практических задач антитеррористической защищенности особо важных и потенциально опасных объектов, объектов жизнеобеспечения и массового пребывания граждан, эффективного противодействия распространению идеологии терроризма и экстремизма.
6. Предложения по целям и задачам Программы, индикаторам целей и показателям результативности решения задач Программы
Целью Программы является разработка и реализация системы дополнительных мер профилактики проявлений терроризма и экстремизма, противодействия распространению идеологии терроризма и экстремизма для обеспечения защиты личности и общества за счет повышения эффективности координации взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций в этой деятельности.
Для достижения указанных целей требуется решение следующих задач:
- совершенствование организационных мер по повышению уровня межведомственного взаимодействия по профилактике терроризма и экстремизма (за счет обеспечения имеющимися и специально созданными управленческими (штатными и внештатными) органами согласованности действий всех звеньев управления, задействованных в реализации мероприятий Программы, путем обеспечения постоянных вертикальных и горизонтальных каналов прохождения и оценки информации, согласовании рабочих планов, графиков, внесения в них корректив, увязки работы между исполнителями, совершенствования организационной структуры управления);
- совершенствование системы работы по укреплению технической защищенности особо важных объектов, объектов повышенной опасности с массовым пребыванием людей;
- содействие деятельности правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом и экстремизмом;
- координация разработки методической и нормативной базы в области профилактики экстремизма, развития в социальной практике норм толерантного сознания и поведения, соответствующих изменениям в этих сферах;
- улучшение системы обеспечения оптимального применения комплекса организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе экстремистских убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на нарушение национального и межконфессионального равновесия, политического, экономического и социального равенства по национальным признакам, профилактике межнациональных конфликтов, в том числе способствующих совершению террористических актов и формированию социальной базы терроризма;
- разработка и внедрение более совершенных методов и механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе;
- координация разработки и реализации более эффективных социокультурных технологий противодействия пропаганде идей терроризма, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, способствующих распространению норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этнофобии, ксенофобии применительно к условиям многонациональной структуры населения Нижегородской области.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
- создание системы технической защиты объектов повышенной опасности с массовым пребыванием людей;
- улучшение защищенности общества и технической оснащенности объектов социальной сферы, образования и здравоохранения по предотвращению возникновения террористической угрозы,
- создание более эффективной системы сбора, анализа и обобщения информации, своевременное осуществление мониторинга по вопросам эффективности принимаемых мер противодействия распространению идей терроризма и экстремизма;
- совершенствование системы профилактических мер антитеррористической и антиэкстремистской направленности, профилактики межнациональных конфликтов;
- совершенствование научно-методической, организационно-правовой базы с целью внедрения норм толерантного поведения в социальную практику, противодействия экстремизму и снижения социальной напряженности;
- повышение организационно-методического уровня разработки и внедрения в систему образования всех ступеней программ и учебных материалов, воспитывающих подрастающее поколение в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности, а также формирующих нормы социального поведения, характерные для гражданского общества;
- расширение сферы привлечения граждан, негосударственных образований, средств массовой информации и общественных объединений для обеспечения максимальной эффективности деятельности по профилактике проявлений терроризма и экстремизма, проведение воспитательной, пропагандистской работы с населением Нижегородской области, направленной на предупреждение террористической и экстремистской деятельности.
7. Предложения по источникам финансирования, срокам и этапам реализации Программы
В условиях ограниченных финансовых средств в областном бюджете предлагается следующая схема финансирования мероприятий:
- мероприятия по обеспечению работ по антитеррористической защищенности объектов, подведомственных органам исполнительной власти Нижегородской области (образование, здравоохранение, социальная защита, культура), предполагается финансировать за счет средств, выделяемых из областного бюджета на их содержание и развитие;
- мероприятия по обеспечению работ по антитеррористической защищенности объектов иных форм собственности - за счет средств собственников этих объектов;
- реализация задач по профилактике распространения идеологии терроризма и экстремизма органами исполнительной власти в сфере образования, культуры, взаимодействия с общественными формированиями, с молодежью, в области пропагандистской деятельности и работы со средствами массовой информации возможна в рамках финансирования соответствующих целевых программ и планов.
Выполнение организационных мероприятий, направленных на повышение эффективности координации взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций в совершенствовании профилактики терроризма и экстремизма, достигается путем выполнения плана профилактики терроризма и экстремизма в Нижегородской области на 2010-2011 годы.
По мере формирования системы мониторинга, необходимых каналов прохождения информации и ее обработки представляется возможным переход к решению задач по совершенствованию системы мер в области образования, культуры, взаимодействия с общественными формированиями, с молодежью, в области пропагандистской деятельности и работы со средствами массовой информации за счет повышения организационно-методической основы и обеспечения их скоординированности.
Решение задач по обеспечению антитеррористической защиты объектов от возможных террористических объектов предлагается осуществлять на протяжении всего периода действия Программы в соответствии с календарными планами.
8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности предлагаемого варианта (вариантов) решения проблемы
Реализация мероприятий Программы позволит:
- снизить возможность совершения террористических актов на территории Нижегородской области, создать систему технической защиты потенциально опасных объектов, объектов жизнеобеспечения, социальной сферы, образования, здравоохранения и объектов с массовым пребыванием граждан;
- сохранять стабильность в сфере межнациональных отношений, содействовать повышению межконфессионального диалога в Нижегородской области, формированию у граждан толерантного сознания и поведения;
- внедрить эффективные образовательные и социокультурные технологии распространения норм толерантного поведения и противодействия различным видам ксенофобии, что будет способствовать формированию обстановки, препятствующей распространению идей терроризма и экстремизма.
9. Предложения по государственным заказчикам и исполнителям областной целевой программы
Функции государственного заказчика-координатора Программы предлагается возложить на аппарат Правительства Нижегородской области (управление по обеспечению экономической безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке).
Функции государственных заказчиков Программы следует возложить на:
министерство образования Нижегородской области, министерство культуры и информации Нижегородской области, департамент по развитию спорта Нижегородской области, министерство внутренней политики Нижегородской области, управление по взаимодействию со средствами массовой информации (пресс-служба) Губернатора и Правительства Нижегородской области, управление Федеральной службы безопасности России по Нижегородской области (по согласованию), Главное управление внутренних дел по Нижегородской области (по согласованию), управление Федеральной миграционной службы по Нижегородской области (по согласованию), главное управление МЧС России по Нижегородской области (по согласованию).
Комплексные направления Программы должны формироваться соответствующими разработчиками исходя из принципов паритетности мероприятий, предусмотренных Основами государственной политики, объемов их финансирования с учетом предложений государственных заказчиков.
Разработку вопросов совершенствования координации деятельности заинтересованных органов предполагается возложить на аппарат для организации обеспечения деятельности антитеррористической комиссии в Нижегородской области, созданный в соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 28 сентября 2006 года N 67.
Формирование мероприятий по направлению обеспечения антитеррористической безопасности объектов повышенной опасности, жизнеобеспечения и массового пребывания граждан целесообразно возложить на главное управление МЧС России по Нижегородской области (по согласованию) и органы исполнительной власти Нижегородской области, имеющие подведомственные объекты повышенной опасности.
Для научного и методического сопровождения Программы предполагается привлечь организации, занимающиеся проблемами разработки методической и нормативной базы в области профилактики экстремизма, развития в социальной практике норм толерантного сознания и поведения, информационно-пропагандистской работы, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе, в том числе образовательные и научно-исследовательские организации.
10. Предложения по механизмам формирования мероприятий областной целевой программы, по возможным вариантам форм и методов управления реализацией областной целевой программы
Формирование мероприятий Программы представляется целесообразным по тематическим разделам, включающим:
- организационное, нормативное и правовое обеспечение профилактики терроризма и экстремизма, предусматривающее мероприятия, направленные на формирование механизмов координационной деятельности (выработка предложений по созданию штатных и внештатных рабочих органов для координации выполнения программных мероприятий, других действующих областных и ведомственных целевых программ и планов, проектов нормативных актов, определяющих их полномочия и ответственность, разработка механизмов координационной деятельности и системного мониторинга мероприятий всех субъектов профилактической деятельности, прогнозирования рисков и средств управления по перенаправлению усилий в зависимости от изменений обстановки);
- реализация практических мер по завершению паспортизации объектов повышенной опасности, жизнеобеспечения и с массовым пребыванием людей, обеспечению контроля исполнения мероприятий по их антитеррористической безопасности;
- мероприятия по обеспечению скоординированности работы органов исполнительной власти по решению задач нравственного и правового воспитания в сфере образования, культуры, работы с общественными, национально-культурными и религиозными организациями, информационно-пропагандистского обеспечения профилактики распространения идей терроризма и экстремизма, разработке более совершенных, соответствующих изменениям обстановки научно-методических основ формирования толерантного сознания и противодействия экстремизму в гражданском обществе, диагностики, экспертизы и мониторинга проявлений экстремизма, социально-психологических методов устранения экстремистских настроений в массовом сознании.
Механизм формирования Программы предполагает:
1) комплексный подход к выработке системы программных мероприятий, предусматривающий их взаимоувязку;
2) последовательность осуществления мероприятий, обеспечивающую устойчивость создаваемых институтов и механизмов снижения социально-психологической напряженности в обществе, противодействие экстремизму, формирование толерантного поведения; создание методической базы, разработку и реализацию образовательных программ, тренингов, их доработку, организационное и методическое обеспечение внедрения полученных результатов;
3) широкое привлечение общественных объединений к участию в реализации Программы, а также гласность, регулярное информирование общественности о целях и ходе выполнения Программы, открытый доступ к материалам, подготовленным в рамках Программы.
При отборе мероприятий в Программу предполагается обеспечить акцентирование на наиболее значимых направлениях, что предусматривает приоритетность мероприятия для решения предлагаемых задач, обоснование предлагаемых программных мероприятий с социальных и экономических позиций, включение в Программу в первую очередь мероприятий межведомственного и межотраслевого характера.
Подготовка и реализация, а также контроль за ходом исполнения Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, реализации и мониторинга реализации областных целевых программ в Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 27 июня 2007 года N 203.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 22 декабря 2009 г. N 3151-р "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Профилактика терроризма и экстремизма в Нижегородской области" на 2012-2014 годы"
Текст распоряжения получен из эталонного банка данных правовой информации Администрации Губернатора и Правительства Нижегородской области