Постановление Правительства Нижегородской области
от 1 июня 2010 г. N 322
"Об утверждении региональной программы
"Смогу жить самостоятельно" на 2010-2012 годы"
12 августа 2011 г.
В целях реализации Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", развития и укрепления системы обеспечения социальных гарантий детям-инвалидам на территории Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Смогу жить самостоятельно" на 2010-2012 годы.
2. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
И.о. Губернатора |
В.А. Иванов |
Региональная программа
"Смогу жить самостоятельно" на 2010-2012 годы
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 1 июня 2010 г. N 322)
12 августа 2011 г.
Паспорт программы
Наименование Программы |
региональная программа "Смогу жить самостоятельно" на 2010-2012 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" |
Орган управления Программой |
министерство социальной политики Нижегородской области |
Основные разработчики и исполнители Программы |
министерство социальной политики Нижегородской области; департамент по развитию спорта Нижегородской области; управление государственной службы занятости населения Нижегородской области |
Срок реализации Программы |
2010-2012 годы, Программа реализуется в один этап |
Цель Программы |
максимальное развитие потенциала ребенка-инвалида в целях его подготовки к самостоятельной жизни по достижении 18 лет |
Задачи Программы |
1. Развитие системы реабилитации в стационарных учреждениях социальной защиты населения для умственно отсталых детей. 2. Создание модели специальных рабочих мест для выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей, адаптированных к пребыванию в социуме, и формирование служб сопровождения выпускников по месту работы и проживания. 3. Формирование единого информационно-методического поля по социальной поддержке детей-инвалидов с ментальными нарушениями и имеющими достаточный реабилитационный потенциал для самостоятельного проживания по достижении возраста 18 лет. |
Целевая группа, на которую направлена деятельность по Программе |
дети-инвалиды, проживающие в домах-интернатах для умственно отсталых детей Нижегородской области; выпускники интернатных учреждений для детей инвалидов системы социальной защиты населения Нижегородской области, проживающие самостоятельно (в течение первого года после достижения ими 18-летнего возраста) |
Перечень основных мероприятий Программы |
1. Развитие системы реабилитации в стационарных учреждениях социальной защиты населения для умственно отсталых детей. 1.1. Создание реабилитационно-диагностических лабораторий. 1.2. Создание реабилитационного подразделения. 1.2.1. Внедрение программы "Социально-бытовая ориентация". 1.2.2. Внедрение программы "Социально-бытовая адаптация". 1.2.3. Внедрение программы "Спортивно-оздоровительные мероприятия". 1.2.4. Внедрение программы "Садово-огородный труд. Растениеводство". 1.2.5. Внедрение программы "Гончарная мастерская". 1.2.6. Внедрение программы "Психолого-педагогическая помощь". 2. Создание модели специальных рабочих мест для выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей, адаптированных к пребыванию в социуме, и формирование служб сопровождения выпускников по месту работы и проживания. 2.1. Разработка и внедрение модели специальных рабочих мест для выпускников домов-интернатов и формирование служб сопровождения выпускников по месту работы и проживания. 3. Формирование единого информационно-методического поля по социальной поддержке детей-инвалидов с ментальными нарушениями и имеющими достаточный реабилитационный потенциал для самостоятельного проживания по достижении возраста 18 лет. 3.1. Проведение семинаров по проблемам реабилитации детей-инвалидов. 3.2. Организация обучения и переподготовки специалистов. 3.3. Организация информационного освещения результатов реализации Программы. |
Объемы и источники финансирования Программы
тыс. руб.
Наименование государственных заказчиков |
Источники финансирования |
Годы |
|||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2010-2012 годы |
||
Министерство социальной политики Нижегородской области |
Всего, в т.ч. |
33050,00 |
19033,33 |
21833,34 |
73916,67 |
Областной бюджет*, в т.ч.: |
23135,00 |
13333,33 |
15293,34 |
51761,67 |
|
капвложения |
- |
- |
- |
- |
|
НИОКР |
- |
- |
- |
- |
|
прочие расходы |
23135,00 |
13333,33 |
15293,34 |
51761,67 |
|
Федеральный бюджет, в т.ч.: |
- |
- |
- |
- |
|
капвложения |
- |
- |
- |
- |
|
НИОКР |
- |
- |
- |
- |
|
прочие расходы |
- |
- |
- |
- |
|
Местный бюджет, в т.ч.: |
- |
- |
- |
- |
|
капвложения |
- |
- |
- |
- |
|
НИОКР |
- |
- |
- |
- |
|
прочие расходы |
- |
- |
- |
- |
|
Прочие источники (Грант Фонда), в т.ч: |
9915,00 |
5700,00 |
6540,00 |
22155,00 |
|
капвложения |
- |
- |
- |
- |
|
НИОКР |
- |
- |
- |
- |
|
прочие расходы |
9915,00 |
5700,00 |
6540,00 |
22155,00 |
* финансирование за счет областного бюджета планируется осуществить в рамках текущего финансирования государственных учреждений социального обслуживания (в пределах установленной штатной численности)
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Увеличение количества детей-инвалидов, получивших поддержку в формировании социальных навыков и интеграции в общество со 140 до 466 человек. 2. Создание специализированных служб сопровождения выпускников интернатных учреждений для умственно отсталых детей до 9 единиц. 3. Увеличение количества специалистов, прошедших обучение в рамках Программы, с 15 до 29 человек. 4. Увеличение количества воспитанников интернатных учреждений, адаптированных к самостоятельной жизни по достижении 18 лет, до 29 человек. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Нижегородской области |
Индикаторы достижения цели Программы |
1) доля детей-инвалидов, получивших поддержку в формировании социальных навыков и интеграции в общество, от общего числа воспитанников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей: 2010 год - 30%, 2011 год - 46%, 2012 год - 100%; 2) доля специалистов, обученных работе по подготовке детей-инвалидов к самостоятельной жизни, из общего числа специалистов, задействованных в структурах детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, уполномоченных заниматься вопросами социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов в социум: 2010 год - 22%, 2011 год - 43%, 2012 год - 43%; 3) доля воспитанников интернатных учреждений, адаптированных к самостоятельной жизни по достижении 18 лет, от общего числа воспитанников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей: 2011 год - 3%, 2012 год - 6%. |
Текст программы
I. Содержание проблемы недостаточной подготовленности детей-инвалидов к самообслуживанию в быту и посильной профессионально-трудовой деятельности и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Государственная социальная политика в отношении детей-инвалидов в Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими детьми возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, строится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Принятый 24 ноября 1995 года Федеральный закон N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" послужил правовой основой для создания системы социальной защиты инвалидов.
Одним из важнейших направлений государственной политики в сфере социальной защиты детей-инвалидов в Российской Федерации является их социальная поддержка как система мер, обеспечивающая социальные гарантии для создания им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Реабилитация детей-инвалидов в современном обществе - одна из социально значимых проблем, имеющих большой общественный резонанс и важную морально-этическую и экономическую составляющую. Актуальность проблемы подтверждается высоким удельным весом инвалидов как в Российской Федерации в целом, так и в Нижегородской области в частности.
В Нижегородской области на 1 января 2009 года зарегистрировано 9739 детей-инвалидов, что составляет 1,7% от общего количества детского населения.
За последние три года произошло некоторое снижение численности детей-инвалидов: в 2006 году - 13245 человек, в 2007 году - 12425 человек, в 2008 году - 9739 человек, обусловленное уменьшением численности детского населения в Нижегородской области в целом (в 2006 году - 629900 человек, в 2007 году - 563600 человек, в 2008 году - 546500 человек).
Следует отметить тот факт, что при уменьшении количества детей-инвалидов увеличилось процентное соотношение количества детей, имеющих сложные и множественные формы функциональных нарушений.
Основными заболеваниями, вызывающими инвалидность среди детского населения Нижегородской области (на 10 тысяч детей), являются психические расстройства - 76,0, врожденные аномалии - 32,6, болезни нервной системы - 8,3.
При анализе структуры первичной инвалидности у детей обращает на себя внимание стабильность распределения детей-инвалидов по возрастным группам. Наиболее высокий уровень распространенности инвалидности среди детей до трех лет - более 40 на 10000 населения данной возрастной группы, второй подъем (около 30 на 10000) этого показателя отмечен в возрастной группе от 8 до 14 лет, где накапливаются как последствия врожденных аномалий, так и приобретенных заболеваний.
Высокий уровень распространенности инвалидности среди детского населения Нижегородской области, преобладание психических расстройств в качестве нозологической составляющей инвалидности, достаточный уровень реабилитационного потенциала для восстановления или компенсации нарушенных функций у значительного количества детей-инвалидов, реальная возможность адаптации таких детей в социуме обусловливают необходимость проведения комплекса реабилитационных мероприятий.
Наиболее приемлемой, гуманной и перспективной для развития и социализации ребенка с инвалидностью можно рассматривать социальную модель, создающую условия для его интеграции в общество. Поэтому реабилитационные мероприятия, касающиеся детей-инвалидов, должны совершенствоваться и расширяться за счет, прежде всего, развития сферы социальной реабилитации.
Для детей-инвалидов с выраженными и значительно выраженными нарушениями психических функций, требующих постоянного постороннего ухода и контроля, работают три детских дома-интерната для умственно отсталых детей (г. Нижний Новгород, г. Арзамас и Балахнинский район Нижегородской области), в которых созданы условия, адекватные их состоянию здоровья и возможностям. В домах-интернатах для умственно отсталых детей осуществляется воспитательный процесс, направленный на привитие и закрепление у этого контингента детей навыков личной гигиены, самообслуживания, поведения, общения и др. В структуре данных учреждений организованы реабилитационные отделения, специалистами которых осуществляются мероприятия по медицинской, психолого-педагогической, социальной и профессиональной реабилитации. На базе таких отделений организованы лечебно-трудовые мастерские, в которых дети-инвалиды приобретают профессиональные навыки. Ежегодно детскими домами-интернатами обслуживаются около 500 детей-инвалидов с ментальными нарушениями.
В целях реализации права детей-инвалидов на профессиональное образование в Нижегородской области функционируют два профессиональных училища-интерната для инвалидов, одно из них - для детей с ментальными нарушениями. На базе этих учреждений дети-инвалиды с пятнадцатилетнего возраста и молодые инвалиды до тридцати пяти лет, имеющие в индивидуальных программах реабилитации рекомендации по профессиональному обучению и приобретению профессии, получают комплексные реабилитационные мероприятия по реализации профессионального этапа реабилитации с элементами социальной, психолого-педагогической и медицинской реабилитации. Ежегодно в этих профессиональных училищах проходят обучение более 200 человек.
С 2003 года в Нижегородской области проблемы социальной поддержки детей-инвалидов решаются программно-целевыми методами.
Областной целевой программой (далее - ОЦП) по социальной поддержке инвалидов на 2003-2005 годы "Создание системы реабилитации инвалидов в Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 24 октября 2002 года N 279, и ОЦП на 2003-2005 годы "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 27 января 2003 года N 24, были заложены основы областной социальной политики по поддержке инвалидов.
За время реализации данных ОЦП:
- приобретено реабилитационное оборудование (для осуществления социального и медицинского этапов реабилитации);
- приобретено оборудование для лечебно-трудовых реабилитационных мастерских детских домов-интернатов для умственно отсталых детей;
- создан межрайонный реабилитационный центр для детей-инвалидов в г. Павлове, получили дальнейшее развитие детские реабилитационные центры в г. Дзержинске и г. Арзамасе;
- в целях приведения в соответствие специализированных учреждений для инвалидов с санитарными требованиями к формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности осуществлена частичная реконструкция десяти государственных учреждений социального обслуживания и четырех межрайонных реабилитационных учреждений, в том числе трех детских учреждений.
Для закрепления достигнутых результатов и дальнейшего совершенствования системы социальной поддержки инвалидов была разработана и утверждена Законом Нижегородской области от 8 ноября 2005 года N 174-З областная целевая межведомственная программа "Социальная поддержка инвалидов в Нижегородской области" на 2006-2008 годы. За время реализации данной ОЦП осуществлены следующие мероприятия:
- приобретено дополнительное реабилитационное оборудование;
- приобретено спортивное оборудование;
- выделены средства на реализацию шести социально-значимых проектов по социальной поддержке инвалидов, детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов на базе общественных организаций инвалидов и родителей детей-инвалидов, проведены профильные смены для детей-инвалидов в загородных оздоровительных лагерях. Проведены ежегодные конкурсы социальных проектов по социальной поддержке и улучшению положения семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Общая сумма на реализацию данных программных мероприятий, выделенных из областного бюджета составила 10450 тысяч рублей.
Проводимая работа по социальной поддержке детей-инвалидов в учреждениях социального обслуживания системы социальной защиты населения Нижегородской области позволила существенно повысить уровень оказываемых реабилитационных услуг. В то же время, системная работа по социальной поддержке инвалидов в Нижегородской области нуждается в дальнейшем развитии, переходе на новый уровень.
С этой целью организуют, укрепляют и расширяют комплексные реабилитационные услуги и программы таким образом, чтобы эти услуги и были основаны на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон индивида, способствовали его включению в местное сообщество и во все аспекты жизни общества.
Комплексное решение проблемы инвалидности среди детского населения предполагает ряд мероприятий по созданию системы реабилитации детей-инвалидов, направленной на обеспечение их независимой жизнедеятельности.
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует развитию социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении предпрофессиональными и профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует дополнительных мер, средств и усилий. Разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.
Развитие реабилитации детей-инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе в привитии ребенку навыков к бытовой и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения и может быть решена лишь с помощью программно-целевого метода с постановкой конкретных целей, путем решения необходимых задач.
Конечной целью реабилитации детей-инвалидов с ментальными нарушениями является достижение ребенком максимальной социальной адаптации с целью предоставления возможности к самостоятельной жизни по достижении 18 лет через реализацию их способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Основная цель учреждений, проводящих реабилитационные мероприятия - осуществление комплексного подхода в реализации различных этапов реабилитации, в том числе предпрофессиональной и профессиональной подготовки и последующего рационального трудоустройства на специально созданное рабочее место. Для успешной профессиональной реабилитации инвалида с ментальными нарушениями необходимы меры социальной поддержки и технические решения, позволяющие адаптировать рабочие места для инвалидов.
Компенсация ограниченных возможностей здоровья ребенка может быть достигнута с помощью социальных служб через реализацию трех основных задач Программы путем формирования целевых групп детей-инвалидов с ментальными нарушениями, проживающих в стационарных учреждениях системы социальной защиты. Задача развития системы реабилитации в стационарных учреждениях социальной защиты населения для умственно отсталых детей может быть реализована на базе стационарных учреждений социальной защиты населения Нижегородской области: государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Арзамасский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", государственное специальное (реабилитационное) учебно-воспитательное учреждение для детей (воспитанников), имеющих недостатки в умственном развитии "Автозаводский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей", государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Замятинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей" (далее - ДДИ). В данных учреждениях воспитываются 570 детей-инвалидов, из них: в Автозаводском ДДИ - 200 детей, в Арзамасском ДДИ - 270 детей, в Замятинском ДДИ - 100 детей.
Право на реабилитацию должно обеспечить ребенку-инвалиду полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, его социальную интеграцию, и, в итоге - полноценную жизнь ребенку-инвалиду.
Таким образом, в основу разработки настоящей программы положен программно-целевой метод. В рамках реализации Программы предусмотрен мониторинг эффективности мероприятий на основе разработанных индикаторов, необходимых для отслеживания промежуточных результатов и проведения необходимой корректировки мероприятий Программы.
II. Цели, задачи, сроки реализации Программы
Цель Программы - максимальное развитие потенциала ребенка-инвалида в целях его подготовки к самостоятельной жизни по достижении 18 лет.
Задачи Программы:
1. Развитие системы реабилитации в стационарных учреждениях социальной защиты населения для умственно отсталых детей.
2. Создание модели специальных рабочих мест для выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей, адаптированных к пребыванию в социуме, и формирование служб сопровождения выпускников по месту работы и проживания.
3. Формирование единого информационно-методического поля по социальной поддержке детей-инвалидов с ментальными нарушениями и имеющими достаточный реабилитационный потенциал для самостоятельного проживания по достижении возраста 18 лет.
Сроки реализации региональной программы: 2010-2012 годы.
III. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты
Система программных мероприятий реализуется в соответствии с задачами Программы по следующим основным направлениям:
1. Развитие системы реабилитации в стационарных учреждениях социальной защиты населения для умственно отсталых детей.
В целях решения задачи планируется:
1) Создание реабилитационно-диагностических лабораторий для оценки реабилитационного потенциала детей-инвалидов, формирование специализированных групп детей, имеющих достаточный потенциал для самостоятельного проживания в социуме, создание системы оценки качества проведенных реабилитационных мероприятий.
С целью реализации данного программного мероприятия необходимо приобретение:
- экспертной системы индивидуального сопровождения развития ребенка "Лонгитюд" либо ее аналога;
- оргтехники для организации процесса диагностики для обработки данных и формирования внутриучрежденческих баз данных;
- программных продуктов;
- методической литературы для проведения диагностических мероприятий и обработки данных.
На выполнение мероприятия предусмотрено выделение 3750,00 тысячи рублей, из них: из средств гранта - 1125,00 тысячи рублей, из средств областного бюджета - 2625,00 тысячи рублей.
Результатом создания лаборатории станет унифицированная база данных детей-инвалидов, имеющих достаточный реабилитационный потенциал для самостоятельного проживания в социуме.
Для детей, отобранных в результате проведения диагностических мероприятий, предусмотрено разработать и реализовать внутриучрежденческие индивидуальные программы реабилитации.
2) Создание реабилитационного подразделения.
Группа детей-инвалидов, сформированная в результате проведения диагностических мероприятий, становится контингентом реабилитационного подразделения ДДИ, где будут реализованы мероприятия социально-бытовой ориентации и социально-бытовой адаптации, психолого-педагогической помощи, мероприятия профессиональной реабилитации по программам: "Садово-огородный труд. Растениеводство", "Гончарная мастерская", спортивно-оздоровительные мероприятия. Координировать медицинские, педагогические, психологические, социально-правовые действия с целью подготовки детей-инвалидов к самостоятельной жизни по достижении 18 лет будут специалисты мультипрофессиональных бригад: дефектолог, психолог, логопед, олигофрено-педагог, специалист по социальной работе, социальный работник, инструктор ЛФК.
Внедрение программы "Социально-бытовая ориентация" имеет целью формирование навыков самообслуживания, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью, уборки помещения и территории, интереса к приготовлению пищи, привитие навыков работы с бытовой техникой.
Программа может быть реализована через приобретение предметов повседневного обихода:
- "кухня": газовая плита, посуда, холодильник, микроволновая печь, электрическая мясорубка, шинковка;
- "жилая комната": мебель, телевизор, стиральная машина, утюг, гладильная доска, системный блок, монитор, блок бесперебойного питания, принтер, расходные материалы.
На выполнение мероприятия предусмотрено выделение 16150,00 тысячи рублей, из них: из средств гранта - 4845,00 тысячи рублей, из средств областного бюджета - 11305,00 тысячи рублей.
Внедрение программы "Социально-бытовая адаптация" имеет целью формирование навыков социального поведения у воспитанников учреждения.
Программа может быть реализована через приобретение:
- модульных моделей учреждений социально-бытового обслуживания:
- "улица";
- "магазин";
- "банк";
- комплекса мультимедийного оборудования.
На выполнение данного мероприятия предусмотрено выделение 14500,00 тысячи рублей, из них: из средств гранта - 4350,00 тысячи рублей, из средств областного бюджета - 10150,00 тысячи рублей.
Внедрение программы "Спортивно-оздоровительные мероприятия" с целью формирования комплекса двигательных навыков и умений воспитанников ДДИ предполагает приобретение оборудования для зала адаптивной физкультуры:
- мягкого игрового комплекса,
- комплектов реабилитационных тренажеров.
На выполнение данного мероприятия предусмотрено выделение 19500,00 тысячи рублей, из них: из средств гранта - 5850,00 тысячи рублей, из средств областного бюджета - 13650,00 тысячи рублей.
Программы профессиональной реабилитации имеют целью привитие выпускникам предпрофессиональных и профессиональных навыков по профессиям: "растениеводство", "гончарное дело".
Внедрение программы "Садово-огородный труд. Растениеводство" планируется осуществить через приобретение садово-огородного инвентаря, рассады, семян для профессиональной подготовки по профессии "растениеводство".
На выполнение данного мероприятия предусмотрено выделение 4000,00 тысячи рублей, из них: из средств гранта - 1200,00 тысячи рублей, из средств областного бюджета - 2800,00 тысячи рублей.
Для обучения воспитанников профессиональным навыкам гончара необходимо приобретение следующего оборудования:
- гончарный круг;
- муфельная печь, расходные материалы.
На выполнение данного мероприятия предусмотрено выделение 1200,00 тысячи рублей, из них: из средств гранта - 360,00 тысячи рублей, из средств областного бюджета - 840,00 тысячи рублей.
Внедрение программы "Психолого-педагогическая помощь" имеет целью формирование навыков правильного поло-ролевого поведения, проведения досуга, социального общения, персональной сохранности, оказания помощи в повышении уровня самосознания и в решении личных проблем.
Программа может быть реализована через приобретение:
- сенсорной комнаты;
- программно-аппаратного комплекса "Видимая речь".
На выполнение данного мероприятия предусмотрено выделение 2500,00 тысячи рублей, из них: из средств гранта - 750,00 тысячи рублей, из средств областного бюджета - 1750,00 тысячи рублей.
При условии организации и реализации задачи развития системы реабилитации в стационарных учреждениях социальной защиты населения для умственно отсталых детей, воспитанник стационарного учреждения будет иметь уникальную возможность прохождения комплексной реабилитации, включающей курсы социальной, профессиональной и психолого-педагогической поддержки.
2. Создание модели специальных рабочих мест для выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей, адаптированных к пребыванию в социуме, и формирование служб сопровождения выпускников по месту работы и проживания.
1) Разработка и внедрение модели специальных рабочих мест для выпускников домов-интернатов и формирование служб сопровождения выпускников по месту работы и проживания.
Планируется:
а). Реализация программ профессионально-трудовой подготовки воспитанников, в том числе создание на базе интернатных учреждений филиалов учреждений профессионального образования инвалидов.
б). Обеспечение совместно с социальными работниками, психологами управлений социальной защиты районов и работодателями подбора рабочих мест для выпускников интернатных учреждений.
в). Создание временных рабочих мест для молодых инвалидов с ментальными нарушениями возможно при условии организации службы сопровождения выпускников по месту работы и проживания в закрепленном жилье.
Адаптация инвалида к производственным условиям включает социальный патронаж и психологическое сопровождение. Социальный работник, осуществляющий социальный патронаж, принимает непосредственное участие в получении инвалидом специализированного жилья, установки технических средств реабилитации для адаптации жилья, помощь в трудоустройстве, получении льгот и т.д. С целью сохранения и развития мотивации к труду, повышения уровня самооценки, оказания помощи в установлении социальных связей молодые инвалиды нуждаются в помощи психолога.
На выполнение данной задачи предусмотрено выделение 11000,00 тысячи рублей, из них: из средств гранта - 3300,00 тысячи рублей, из средств областного бюджета - 7700,00 тысячи рублей.
3. Формирование единого информационно-методического поля по социальной поддержке детей-инвалидов с ментальными нарушениями и имеющими достаточный реабилитационный потенциал для самостоятельного проживания по достижении возраста 18 лет.
1). Проведение семинаров по проблемам реабилитации детей-инвалидов.
2). Организация обучения и переподготовки специалистов.
3). Организация информационного освещения результатов реализации Программы.
Для решения этой задачи предусмотрено выделение 1316,67 тысячи рублей, из них: из средств гранта - 375,00 тысячи рублей, из средств областного бюджета - 941,67 тысячи рублей.
В целом на реализацию Программы планируется выделить 73916,67 тысячи рублей, в том числе из средств гранта - 22155,00 тысячи рублей, из средств бюджета Нижегородской области - 51761,67 тысячи рублей.
Система программных мероприятий приведена в приложении к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 12 августа 2011 г. N 613 раздел IV настоящей Программы изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного постановления и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 августа 2011 г.
IV. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации
Управление и контроль за исполнением Программы осуществляется министерством социальной политики Нижегородской области через государственные казенные учреждения Нижегородской области "Управление социальной защиты населения", а также детские дома-интернаты для умственно отсталых детей Нижегородской области.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством за счет средств областного бюджета и средств, привлеченных в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд).
Распорядителем средств, выделенных Фондом, на реализацию Программы определено министерство социальной политики Нижегородской области.
Объем финансирования Программы по годам в разрезе источников финансирования представлен в следующей таблице.
тыс. руб.
Наименование государственных заказчиков |
Источники финансирования |
Годы |
|||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2010-2012 годы |
||
Министерство социальной политики Нижегородской области |
Всего, в т.ч. |
33050,00 |
19033,33 |
21833,34 |
73916,67 |
Областной бюджет*, в т.ч.: |
23135,00 |
13333,33 |
15293,34 |
51761,67 |
|
капвложения |
- |
- |
- |
- |
|
НИОКР |
- |
- |
- |
- |
|
прочие расходы |
23135,00 |
13333,33 |
15293,34 |
51761,67 |
|
Федеральный бюджет, в т.ч.: |
- |
- |
- |
- |
|
капвложения |
- |
- |
- |
- |
|
НИОКР |
- |
- |
- |
- |
|
прочие расходы |
- |
- |
- |
- |
|
Местный бюджет, в т.ч.: |
- |
- |
- |
- |
|
капвложения |
- |
- |
- |
- |
|
НИОКР |
- |
- |
- |
- |
|
прочие расходы |
- |
- |
- |
- |
|
Прочие источники (Грант Фонда), в т.ч: |
9915,00 |
5700,00 |
6540,00 |
22155,00 |
|
капвложения |
- |
- |
- |
- |
|
НИОКР |
- |
- |
- |
- |
|
прочие расходы |
9915,00 |
5700,00 |
6540,00 |
22155,00 |
* финансирование за счет областного бюджета планируется осуществить в рамках текущего финансирования государственных учреждений социального обслуживания (в пределах установленной штатной численности)
Объем расходов по основным программно-целевым направлениям Программы и распределение по источникам финансирования представлен в следующей таблице.
Факторы, негативно влияющие на реализацию Программы, и мероприятия по их снижению
Выполнению поставленных задач и достижению конечных результатов Программы могут в определенной степени помешать потенциальные риски, складывающиеся под воздействием негативных факторов или социально-экономических проблем.
N п/п |
Описание рисков |
Меры по управлению рисками |
Макроэкономические и финансовые риски | ||
1. |
Снижение темпов экономического роста в стране и в Нижегородской области, высокая инфляция, сокращение финансирования мероприятий Программы |
Объем финансирования Программы рассчитан с учетом возможного изменения инфляционных индексов в 2010-2012 годах |
Законодательные риски | ||
2. |
Отсутствие областных нормативных правовых актов, необходимых для развития системы социальной интеграции детей-инвалидов, служб сопровождения инвалидов с психическими заболеваниями |
Формирование и описание концептуальной организационно-управленческой модели интеграции детей-инвалидов с умственной отсталостью в социум. Совершенствование областной нормативной правовой базы защиты прав детей-инвалидов |
Социальные риски | ||
3. |
Значительное увеличение числа детей-инвалидов с психическими заболеваниями по наследственному признаку, ухудшение состояния здоровья детородного возраста |
Регулярное проведение скрининговых мониторинговых социологических исследований, анализ ситуации в сфере социального положения детей-инвалидов Межведомственное взаимодействие по вопросам интеграции детей-инвалидов с умственной отсталостью в общество. Формирование у гражданского сообщества толерантного отношения к гражданам с психическими заболеваниями |
Организационные риски | ||
4. |
Недостаточно эффективное межведомственное взаимодействие, несогласованность действий органов исполнительной власти Нижегородской области, участвующих в реализации Программы |
Выстраивание межведомственных связей между исполнителями Программы, повышение эффективности механизма межведомственного управления системой социальной поддержки детей-инвалидов с умственной отсталостью; формирование единого информационного и методического пространства системы интеграции детей-инвалидов с умственной отсталостью в среду здоровых сверстников |
5. |
Необеспеченность квалифицированными кадрами, отсутствие профессиональной подготовки специалистов, уполномоченных заниматься вопросами социальной реабилитации и социального сопровождения семей с детьми-инвалидами |
Организация междисциплинарной системы обучения специалистов, оказание им регулярной методической помощи, их материальное и моральное стимулирование |
6. |
Отсутствие опыта по созданию социальной службы сопровождения семей, воспитывающих ребенка с умственной отсталостью. Отсутствие социальных служб сопровождения недееспособных граждан |
Создание эффективной системы индивидуальной работы с семьями детей-инвалидов с умственной отсталостью. Совершенствование механизма работы междисциплинарной команды специалистов в формате "на выезде". Проведение межведомственных межрайонных мероприятий различной направленности (обучающие семинары, практики, социокультурные мероприятия) |
Дальнейшее осуществление и финансовое обеспечение из средств областного бюджета деятельности, начатой в рамках реализации данной Программы, предполагается в ходе развития следующих направлений:
1) оптимизация действующей сети интернатных учреждений для детей-инвалидов с умственной отсталостью, перераспределение имеющихся ресурсов, включая их перепрофилирование, изменение функционала и содержания работы специалистов;
2) развитие семейных форм устройства детей-инвалидов с умственной отсталостью;
3) обеспечение возможности приобретения воспитанниками интернатных учреждений социально-средовых, социально-бытовых и трудовых навыков;
4) развитие службы социального патронажа граждан с ментальными нарушениями по месту их постоянного жительства.
Таким образом, данная Программа представляет собой обоснованный с социальной и экономической точки зрения межведомственный комплекс мер, позволяющий в результате реализации Программы достичь устойчивого долгосрочного эффекта становления и развития системы интеграции воспитанников интернатных учреждений для умственно отсталых детей в социум.
VI. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы
Оценка показателей будет производиться на основании мониторинга результативности Программы, ежегодных информационно-аналитических материалов, результатов деятельности по проектам. Основные индикаторы мониторинга Программы, на основе которых будет возможен объективный контроль реализации этапов и конечных результатов Программы.
Индикаторы достижения цели Программы
Индикатор |
Ед. изм. |
Динамика индикатора |
Исходное значение индикатора |
Значение индикатора |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||||
Доля детей-инвалидов, получивших поддержку в формировании социальных навыков и интеграции в общество, от общего числа воспитанников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей |
% |
Рост |
0 |
30 |
46 |
100 |
Доля специалистов, обученных работе по подготовке детей-инвалидов к самостоятельной жизни, из общего числа специалистов, задействованных в структурах детских домов-интернатов умственно отсталых детей, уполномоченных заниматься вопросами социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов в социум |
% |
Рост |
0 |
22 |
43 |
43 |
Доля воспитанников интернатных учреждений, адаптированных к самостоятельной жизни по достижении 18 лет, от общего числа воспитанников детских домов-интернатов умственно отсталых детей |
% |
Рост |
0 |
|
3 |
6 |
Общественная эффективность
Расчетные составляющие |
Наименование |
Значение |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||
Индикатор цели (А) |
Доля детей-инвалидов, получивших поддержку в формировании социальных навыков и интеграции в общество, от общего числа воспитанников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей |
30 |
46 |
100 |
Показатель непосредственных результатов (Б) |
Количество детей-инвалидов, получивших поддержку в формировании социальных навыков и интеграции в общество |
140 |
216 |
466 |
Общественная эффективность (Эо = А/Б) |
0,215 |
0,215 |
0,215 |
|
Индикатор цели (А) |
Доля специалистов, обученных работе по подготовке детей-инвалидов к самостоятельной жизни, из общего числа специалистов, задействованных в структурах детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, уполномоченных заниматься вопросами социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов в социум |
22 |
43 |
43 |
Показатель непосредственных результатов (Б) |
Количество специалистов, обученных работе по подготовке детей-инвалидов к самостоятельной жизни |
15 |
29 |
29 |
Общественная эффективность (Эо = А/Б) |
1,471 |
1,471 |
1,471 |
|
Индикатор цели (А) |
Доля воспитанников интернатных учреждений, адаптированных к самостоятельной жизни по достижении 18 лет, от общего числа воспитанников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей |
0 |
3 |
6 |
Показатель непосредственных результатов (Б) |
Количество воспитанников интернатных учреждений, адаптированных к самостоятельной жизни по достижении 18 лет |
0 |
16 |
29 |
Общественная эффективность (Эо = А/Б) |
|
0,215 |
0,215 |
Отсутствие отрицательной динамики общественной эффективности достигнуто за счет увеличения количества детей-инвалидов, получивших поддержку в формировании социальных навыков и интеграции в общество; количества специалистов, прошедших обучение в рамках Программы, и, как результат, увеличение количества воспитанников интернатных учреждений, адаптированных к самостоятельной жизни по достижении 18 лет.
VII. Механизм получения средств Фонда
Получателем и распорядителем средств, выделенных Фондом, является министерство социальной политики Нижегородской области.
Выделенные Фондом средства поступают на внебюджетный счет министерства социальной политики Нижегородской области и распределяются на основании распорядительных документов министерства социальной политики Нижегородской области подведомственным государственным учреждениям домам-интернатам для умственно отсталых детей Нижегородской области.
Приложение
к региональной программе
"Смогу жить самостоятельно"
на 2010-2012 годы
Перечень
основных мероприятий региональной программы
"Смогу жить самостоятельно" на 2010-2012 годы
N п/п |
Мероприятие |
Ожидаемые результаты |
Исполнители |
Сроки реализации |
Объем финансирования (тыс.руб.) с указанием источников финансирования |
||||||||
Источник финансирования |
Всего |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||||||||
1. Развитие системы реабилитации в стационарных учреждениях социальной защиты населения для умственно отсталых детей | |||||||||||||
1.1. |
Создание реабилитационно-диагностических лабораторий |
Создание 3-х реабилитационно-диагностических лабораторий. Организация реабилитационно-диагностических мероприятий для 570 детей-инвалидов. Создание унифицированной базы данных детей-инвалидов, имеющих достаточный реабилитационный потенциал для самостоятельного проживания в социуме. |
МСП ГУ Арзамасский ДДИ** ГУ Автозаводский ДДИ** ГУ Замятинский ДДИ** |
2010 |
Всего, в т.ч.: |
3750,00 |
3750,00 |
|
|
||||
Областной бюджет * |
2625,00 |
2625,00 |
|
|
|||||||||
Привлеченные средства |
|
|
|
|
|||||||||
Прочие источники (Грант Фонда) |
1125,00 |
1125,00 |
|
|
|||||||||
1.2. Создание реабилитационного подразделения | |||||||||||||
1.2.1. |
Внедрение программы "Социально- бытовая ориентация" |
Формирование навыков самообслуживания, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью, уборки помещения и территории, интереса к приготовлению пищи, привитие навыков работы с бытовой техникой |
МСП ГУ Арзамасский ДДИ** ГУ Автозаводский ДДИ** ГУ Замятинский ДДИ** |
2010-2012 |
Всего, в т.ч.: |
16150,00 |
7650,00 |
7500,00 |
1000,00 |
||||
Областной бюджет * |
11305,00 |
5355,00 |
5250,00 |
700,00 |
|||||||||
Привлеченные средства |
|
|
|
|
|||||||||
Прочие источники (Грант Фонда) |
4845,00 |
2295,00 |
2250,00 |
300,00 |
|||||||||
1.2.2. |
Внедрение программы "Социально-бытовая адаптация" |
Формирование навыков социального поведения |
МСП ГУ Арзамасский ДДИ** ГУ Автозаводский ДДИ** ГУ Замятинский ДДИ** |
2010-2012 |
Всего, в т.ч.: |
14500,00 |
9000,00 |
3000,00 |
2500,00 |
||||
Областной бюджет* |
10150,00 |
6300,00 |
2100,00 |
1750,00 |
|||||||||
Привлеченные средства |
|
|
|
|
|||||||||
Прочие источники (Грант Фонда) |
4350,00 |
2700,00 |
900,00 |
750,00 |
|||||||||
1.2.3. |
Внедрение программы "Спортивно-оздоровительные мероприятия" |
Формирование комплекса двигательных навыков и умений воспитанников ДДИ |
МСП ГУ Арзамасский ДДИ** ГУ Автозаводский ДДИ** ГУ Замятинский ДДИ** |
2010-2012 |
Всего, в т.ч.: |
19500,00 |
9500,00 |
5000,00 |
5000,00 |
||||
Областной бюджет* |
13650,00 |
6650,00 |
3500,00 |
3500,00 |
|||||||||
Привлеченные средства |
|
|
|
|
|||||||||
Прочие источники (Грант Фонда) |
5850,00 |
2850,00 |
1500,00 |
1500,00 |
|||||||||
1.2.4. |
Внедрение программы трудовой реабилитации "Садово-огородный труд. Растениеводство" |
Приобретение воспитанниками и выпускниками предпрофессиональных и профессиональных навыков по профессии "растениеводство" |
МСП ГУ Арзамасский ДДИ** ГУ Автозаводский ДДИ** ГУ Замятинский ДДИ** |
2010-2012 |
Всего, в т.ч.: |
4000,00 |
|
2000,00 |
2000,00 |
||||
Областной бюджет* |
2800,00 |
|
1400,00 |
1400,00 |
|||||||||
Привлеченные средства |
|
|
|
|
|||||||||
Прочие источники (Грант Фонда) |
1200,0 |
|
600,00 |
600,00 |
|||||||||
1.2.5. |
Внедрение программы трудовой реабилитации "Гончарная мастерская" |
Приобретение воспитанниками и выпускниками предпрофессиональных и профессиональных навыков по профессии "гончарное дело" |
МСП ГУ Арзамасский ДДИ** ГУ Автозаводский ДДИ** ГУ Замятинский ДДИ** |
2011 |
Всего, в т.ч.: |
1200,00 |
|
1200,00 |
|
||||
Областной бюджет* |
840,00 |
|
840,00 |
|
|||||||||
Привлеченные средства |
|
|
|
|
|||||||||
Прочие источники (Грант Фонда) |
360,00 |
|
360,00 |
|
|||||||||
1.2.6. |
Внедрение программы "Психолого-педагогическая помощь" |
Оказание психологической помощи и поддержки в процессе интеграции в общество, приобретение навыков социального общения |
МСП ГУ Арзамасский ДДИ** ГУ Автозаводский ДДИ** ГУ Замятинский ДДИ** |
2010 |
Всего, в т.ч.: |
2500,00 |
2500,00 |
|
|
||||
Областной бюджет* |
1750,00 |
1750,00 |
|
|
|||||||||
Привлеченные средства |
|
|
|
|
|||||||||
Прочие источники (Грант Фонда) |
750,00 |
750,00 |
|
|
|||||||||
Всего по разделу 1: |
Всего, в т.ч.: |
61600,00 |
32400,00 |
18700,00 |
10500,00 |
||||||||
Областной бюджет* |
43120,00 |
22680,00 |
13090,00 |
7350,00 |
|||||||||
Привлеченные средства |
|
|
|
|
|||||||||
Прочие источники (Грант Фонда) |
18480,00 |
9720,00 |
5610,00 |
3150,00 |
|||||||||
2. Создание модели специальных рабочих мест для выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей, адаптированных к пребыванию в социуме, и формирование служб сопровождения выпускников по месту работы и проживания | |||||||||||||
2.1. |
Разработка и внедрение модели специальных рабочих мест для выпускников домов-интернатов и формирование служб сопровождения выпускников по месту работы и проживания |
Содействие в трудоустройстве молодых инвалидов на специально созданные рабочие места, сохранение у них мотивации к труду; предоставление услуг социального патронажа; увеличение количества специализированных служб социального патронажа выпускников интернатных учреждений для умственно отсталых детей в муниципальных образованиях и городских округах Нижегородской области |
МСП ГУ Арзамасский ДДИ** ГУ Автозаводский ДДИ** ГУ Замятинский ДДИ** |
2012 |
Всего, в т.ч. |
11000,00 |
|
|
11000,00 |
||||
Областной бюджет* |
7700,00 |
|
|
7700,00 |
|||||||||
Привлеченные средства |
|
|
|
|
|||||||||
Прочие источники (Грант Фонда) |
3300,00 |
|
|
3300,00 |
|||||||||
Итого по разделу 2: |
Всего, в т.ч. |
11000,00 |
|
|
11000,00 |
||||||||
Областной бюджет* |
7700,00 |
|
|
7700,00 |
|||||||||
Привлеченные средства |
|
|
|
|
|||||||||
Прочие источники (Грант Фонда) |
3300,00 |
|
|
3300,00 |
|||||||||
3. Формирование единого информационно-методического поля по социальной поддержке детей-инвалидов с ментальными нарушениями и имеющими достаточный реабилитационный потенциал для самостоятельного проживания по достижении возраста 18 лет | |||||||||||||
3.1. |
Проведение семинаров по проблемам реабилитации детей-инвалидов |
Увеличение количества специалистов, задействованных в структурах, уполномоченных заниматься вопросами социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов в социум, прошедших обучение в рамках Программы |
ГУ ЦЗН ДРС МСП ГУ Арзамасский ДДИ** ГУ Автозаводский ДДИ** ГУ Замятинский ДДИ** |
2010-2012 |
Всего, в т.ч. |
466,67 |
|
233,33 |
233,34 |
||||
Областной бюджет* |
346,67 |
|
173,33 |
173,34 |
|||||||||
Привлеченные средства |
|
|
|
|
|||||||||
Прочие источники (Грант Фонда) |
120,00 |
|
60,00 |
60,00 |
|||||||||
3.2. |
Организация обучения и переподготовки специалистов |
Увеличение количества специалистов, задействованных в структурах, уполномоченных заниматься вопросами социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов в социум, прошедших обучение в рамках Программы |
МСП ГУ Арзамасский ДДИ** ГУ Автозаводский ДДИ** ГУ Замятинский ДДИ** |
2010 |
Всего |
650,00 |
650,00 |
|
|
||||
Областной бюджет* |
455,00 |
455,00 |
|
|
|||||||||
Привлеченные средства |
|
|
|
|
|||||||||
Прочие источники (Грант Фонда) |
195,00 |
195,00 |
|
|
|||||||||
3.3. |
Организация информационного освещения результатов реализации Программы |
Формирование толерантного отношения общества к людям с ментальными нарушениями и общественного мнения о необходимости профессиональной занятости инвалидов. |
МСП ГУ Арзамасский ДДИ** ГУ Автозаводский ДДИ** ГУ Замятинский ДДИ** |
2010-2012 |
Всего |
200,00 |
|
100,00 |
100,00 |
||||
Областной бюджет* |
140,00 |
|
70,00 |
70,00 |
|||||||||
Привлеченные средства |
|
|
|
|
|||||||||
Прочие источники (Грант Фонда) |
60,00 |
|
30,00 |
30,00 |
|||||||||
Итого по разделу 3: |
Всего, в т.ч. |
1316,67 |
650,00 |
333,33 |
333,34 |
||||||||
Областной бюджет* |
941,67 |
455,00 |
243,33 |
243,34 |
|||||||||
Привлеченные средства |
|
|
|
|
|||||||||
Прочие источники (Грант Фонда) |
375,00 |
195,00 |
90,00 |
90,00 |
|||||||||
ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ: |
Всего, в т.ч.: |
73916,67 |
33050,00 |
19033,33 |
21833,34 |
||||||||
Областной бюджет* |
51761,67 |
23135,00 |
13333,33 |
15293,34 |
|||||||||
Привлеченные средства |
|
|
|
|
|||||||||
Прочие источники (Грант Фонда) |
22155,00 |
9915,00 |
5700,00 |
6540,00 |
* - финансирование за счет областного бюджета планируется осуществить в рамках текущего финансирования государственных учреждений социального обслуживания (в пределах установленной штатной численности);
** - по согласованию.
Используемые сокращения
ГУ ЦЗН - государственные учреждения центры занятости населения Нижегородской области;
ГУ Арзамасский ДДИ - государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Арзамасский детский дом-интернат для умственно отсталых детей";
ГУ Автозаводский ДДИ - государственное специальное (реабилитационное) учебно-воспитательное учреждение для детей (воспитанников), имеющих недостатки в умственном развитии "Автозаводский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей";
ГУ Замятинский ДДИ - государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Замятинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей";
ДРС - департамент по развитию спорта Нижегородской области;
МСП - министерство социальной политики Нижегородской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основными задачами Программы являются: развитие системы реабилитации в стационарных учреждениях социальной защиты населения для умственно отсталых детей; создание модели специальных рабочих мест для выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей, адаптированных к пребыванию в социуме, и формирование служб сопровождения выпускников по месту работы и проживания; формирование единого информационно-методического поля по социальной поддержке детей-инвалидов с ментальными нарушениями и имеющими достаточный реабилитационный потенциал для самостоятельного проживания по достижении возраста 18 лет. Предполагаемый объем финансирования Программы составляет 73 916,67 тыс. рублей.
Постановление Правительства Нижегородской области от 1 июня 2010 г. N 322 "Об утверждении региональной программы "Смогу жить самостоятельно" на 2010-2012 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 117 от 1 июля 2010 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 12 августа 2011 г. N 613
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 августа 2011 г.