Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Правительства Нижегородской области от 1 июня 2010 г. N 322 "Об утверждении региональной программы "Смогу жить самостоятельно" на 2010 - 2012 годы"

 

В целях реализации Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", развития и укрепления системы обеспечения социальных гарантий детям-инвалидам на территории Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Смогу жить самостоятельно" на 2010 - 2012 годы.

2. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.

 

И.о. Губернатора

В.А. Иванов

 

Региональная программа
"Смогу жить самостоятельно" на 2010 - 2012 годы
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 1 июня 2010 г. N 322)

 

Паспорт программы

 

Наименование Программы

региональная программа "Смогу жить самостоятельно" на 2010 - 2012 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Орган управления Программой

министерство социальной политики Нижегородской области

Основные разработчики и исполнители Программы

министерство социальной политики Нижегородской области;

департамент по развитию спорта Нижегородской области;

управление государственной службы занятости населения Нижегородской области

Срок реализации Программы

2010 - 2012 годы, Программа реализуется в один этап

Цель Программы

максимальное развитие потенциала ребенка-инвалида в целях его подготовки к самостоятельной жизни по достижении 18 лет

Задачи Программы

1. Развитие системы реабилитации в стационарных учреждениях социальной защиты населения для умственно отсталых детей.

2. Создание модели специальных рабочих мест для выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей, адаптированных к пребыванию в социуме, и формирование служб сопровождения выпускников по месту работы и проживания.

3. Формирование единого информационно-методического поля по социальной поддержке детей-инвалидов с ментальными нарушениями и имеющими достаточный реабилитационный потенциал для самостоятельного проживания по достижении возраста 18 лет.

Целевая группа, на которую направлена деятельность по Программе

дети-инвалиды, проживающие в домах-интернатах для умственно отсталых детей Нижегородской области;

выпускники интернатных учреждений для детей инвалидов системы социальной защиты населения Нижегородской области, проживающие самостоятельно (в течение первого года после достижения ими 18-летнего возраста)

Перечень основных мероприятий Программы

1. Развитие системы реабилитации в стационарных учреждениях социальной защиты населения для умственно отсталых детей.

1.1. Создание реабилитационно-диагностических лабораторий.

1.2. Создание реабилитационного подразделения.

1.2.1. Внедрение программы "Социально-бытовая ориентация".

1.2.2. Внедрение программы "Социально-бытовая адаптация".

1.2.3. Внедрение программы "Спортивно-оздоровительные мероприятия".

1.2.4. Внедрение программы "Садово-огородный труд. Растениеводство".

1.2.5. Внедрение программы "Гончарная мастерская".

1.2.6. Внедрение программы "Психолого-педагогическая помощь".

2. Создание модели специальных рабочих мест для выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей, адаптированных к пребыванию в социуме, и формирование служб сопровождения выпускников по месту работы и проживания.

2.1. Разработка и внедрение модели специальных рабочих мест для выпускников домов-интернатов и формирование служб сопровождения выпускников по месту работы и проживания.

3. Формирование единого информационно-методического поля по социальной поддержке детей-инвалидов с ментальными нарушениями и имеющими достаточный реабилитационный потенциал для самостоятельного проживания по достижении возраста 18 лет.

3.1. Проведение семинаров по проблемам реабилитации детей-инвалидов.

3.2. Организация обучения и переподготовки специалистов.

3.3. Организация информационного освещения результатов реализации Программы.

 

Объемы и источники финансирования Программы

 

тыс. руб.

Наименование государственных заказчиков

Источники финансирования

Годы

2010 год

2011 год

2012 год

2010 - 2012 годы

Министерство социальной политики Нижегородской области

Всего, в т.ч.

33050,00

19033,33

21833,34

73916,67

Областной бюджет*, в т.ч.:

23135,00

13333,33

15293,34

51761,67

капвложения

-

-

-

-

НИОКР

-

-

-

-

прочие расходы

23135,00

13333,33

15293,34

51761,67

Федеральный бюджет, в т.ч.:

-

-

-

-

капвложения

-

-

-

-

НИОКР

-

-

-

-

прочие расходы

-

-

-

-

Местный бюджет, в т.ч.:

-

-

-

-

капвложения

-

-

-

-

НИОКР

-

-

-

-

прочие расходы

-

-

-

-

Прочие источники (Грант Фонда),

в т.ч:

9915,00

5700,00

6540,00

22155,00

капвложения

-

-

-

-

НИОКР

-

-

-

-

прочие расходы

9915,00

5700,00

6540,00

22155,00

 

* финансирование за счет областного бюджета планируется осуществить в рамках текущего финансирования государственных учреждений социального обслуживания (в пределах установленной штатной численности)

 

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Увеличение количества детей-инвалидов, получивших поддержку в формировании социальных навыков и интеграции в общество со 140 до 466 человек.

2. Создание специализированных служб сопровождения выпускников интернатных учреждений для умственно отсталых детей до 9 единиц.

3. Увеличение количества специалистов, прошедших обучение в рамках Программы, с 15 до 29 человек.

4. Увеличение количества воспитанников интернатных учреждений, адаптированных к самостоятельной жизни по достижении 18 лет, до 29 человек.

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Нижегородской области

Индикаторы достижения цели Программы

1) доля детей-инвалидов, получивших поддержку в формировании социальных навыков и интеграции в общество, от общего числа воспитанников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей: 2010 год - 30%, 2011 год - 46%, 2012 год - 100%;

2) доля специалистов, обученных работе по подготовке детей-инвалидов к самостоятельной жизни, из общего числа специалистов, задействованных в структурах детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, уполномоченных заниматься вопросами социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов в социум: 2010 год - 22%, 2011 год - 43%, 2012 год - 43%;

3) доля воспитанников интернатных учреждений, адаптированных к самостоятельной жизни по достижении 18 лет, от общего числа воспитанников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей: 2011 год - 3%, 2012 год - 6%.

 

Текст программы

 

I. Содержание проблемы недостаточной подготовленности детей-инвалидов к самообслуживанию в быту и посильной профессионально-трудовой деятельности и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

 

Государственная социальная политика в отношении детей-инвалидов в Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими детьми возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, строится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Принятый 24 ноября 1995 года Федеральный закон N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" послужил правовой основой для создания системы социальной защиты инвалидов.

Одним из важнейших направлений государственной политики в сфере социальной защиты детей-инвалидов в Российской Федерации является их социальная поддержка как система мер, обеспечивающая социальные гарантии для создания им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Реабилитация детей-инвалидов в современном обществе - одна из социально значимых проблем, имеющих большой общественный резонанс и важную морально-этическую и экономическую составляющую. Актуальность проблемы подтверждается высоким удельным весом инвалидов как в Российской Федерации в целом, так и в Нижегородской области в частности.

В Нижегородской области на 1 января 2009 года зарегистрировано 9739 детей-инвалидов, что составляет 1,7% от общего количества детского населения.

За последние три года произошло некоторое снижение численности детей-инвалидов: в 2006 году - 13245 человек, в 2007 году - 12425 человек, в 2008 году - 9739 человек, обусловленное уменьшением численности детского населения в Нижегородской области в целом (в 2006 году - 629900 человек, в 2007 году - 563600 человек, в 2008 году - 546500 человек).

Следует отметить тот факт, что при уменьшении количества детей-инвалидов увеличилось процентное соотношение количества детей, имеющих сложные и множественные формы функциональных нарушений.

Основными заболеваниями, вызывающими инвалидность среди детского населения Нижегородской области (на 10 тысяч детей), являются психические расстройства - 76,0, врожденные аномалии - 32,6, болезни нервной системы - 8,3.

При анализе структуры первичной инвалидности у детей обращает на себя внимание стабильность распределения детей-инвалидов по возрастным группам. Наиболее высокий уровень распространенности инвалидности среди детей до трех лет - более 40 на 10000 населения данной возрастной группы, второй подъем (около 30 на 10000) этого показателя отмечен в возрастной группе от 8 до 14 лет, где накапливаются как последствия врожденных аномалий, так и приобретенных заболеваний.

Высокий уровень распространенности инвалидности среди детского населения Нижегородской области, преобладание психических расстройств в качестве нозологической составляющей инвалидности, достаточный уровень реабилитационного потенциала для восстановления или компенсации нарушенных функций у значительного количества детей-инвалидов, реальная возможность адаптации таких детей в социуме обусловливают необходимость проведения комплекса реабилитационных мероприятий.

Наиболее приемлемой, гуманной и перспективной для развития и социализации ребенка с инвалидностью можно рассматривать социальную модель, создающую условия для его интеграции в общество. Поэтому реабилитационные мероприятия, касающиеся детей-инвалидов, должны совершенствоваться и расширяться за счет, прежде всего, развития сферы социальной реабилитации.

Для детей-инвалидов с выраженными и значительно выраженными нарушениями психических функций, требующих постоянного постороннего ухода и контроля, работают три детских дома-интерната для умственно отсталых детей (г. Нижний Новгород, г. Арзамас и Балахнинский район Нижегородской области), в которых созданы условия, адекватные их состоянию здоровья и возможностям. В домах-интернатах для умственно отсталых детей осуществляется воспитательный процесс, направленный на привитие и закрепление у этого контингента детей навыков личной гигиены, самообслуживания, поведения, общения и др. В структуре данных учреждений организованы реабилитационные отделения, специалистами которых осуществляются мероприятия по медицинской, психолого-педагогической, социальной и профессиональной реабилитации. На базе таких отделений организованы лечебно-трудовые мастерские, в которых дети-инвалиды приобретают профессиональные навыки. Ежегодно детскими домами-интернатами обслуживаются около 500 детей-инвалидов с ментальными нарушениями.

В целях реализации права детей-инвалидов на профессиональное образование в Нижегородской области функционируют два профессиональных училища-интерната для инвалидов, одно из них - для детей с ментальными нарушениями. На базе этих учреждений дети-инвалиды с пятнадцатилетнего возраста и молодые инвалиды до тридцати пяти лет, имеющие в индивидуальных программах реабилитации рекомендации по профессиональному обучению и приобретению профессии, получают комплексные реабилитационные мероприятия по реализации профессионального этапа реабилитации с элементами социальной, психолого-педагогической и медицинской реабилитации. Ежегодно в этих профессиональных училищах проходят обучение более 200 человек.

С 2003 года в Нижегородской области проблемы социальной поддержки детей-инвалидов решаются программно-целевыми методами.

Областной целевой программой (далее - ОЦП) по социальной поддержке инвалидов на 2003 - 2005 годы "Создание системы реабилитации инвалидов в Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 24 октября 2002 года N 279, и ОЦП на 2003 - 2005 годы "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 27 января 2003 года N 24, были заложены основы областной социальной политики по поддержке инвалидов.

За время реализации данных ОЦП:

- приобретено реабилитационное оборудование (для осуществления социального и медицинского этапов реабилитации);

- приобретено оборудование для лечебно-трудовых реабилитационных мастерских детских домов-интернатов для умственно отсталых детей;

- создан межрайонный реабилитационный центр для детей-инвалидов в г. Павлове, получили дальнейшее развитие детские реабилитационные центры в г. Дзержинске и г. Арзамасе;

- в целях приведения в соответствие специализированных учреждений для инвалидов с санитарными требованиями к формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности осуществлена частичная реконструкция десяти государственных учреждений социального обслуживания и четырех межрайонных реабилитационных учреждений, в том числе трех детских учреждений.

Для закрепления достигнутых результатов и дальнейшего совершенствования системы социальной поддержки инвалидов была разработана и утверждена Законом Нижегородской области от 8 ноября 2005 года N 174-З областная целевая межведомственная программа "Социальная поддержка инвалидов в Нижегородской области" на 2006 - 2008 годы. За время реализации данной ОЦП осуществлены следующие мероприятия:

- приобретено дополнительное реабилитационное оборудование;

- приобретено спортивное оборудование;

- выделены средства на реализацию шести социально-значимых проектов по социальной поддержке инвалидов, детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов на базе общественных организаций инвалидов и родителей детей-инвалидов, проведены профильные смены для детей-инвалидов в загородных оздоровительных лагерях. Проведены ежегодные конкурсы социальных проектов по социальной поддержке и улучшению положения семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Общая сумма на реализацию данных программных мероприятий, выделенных из областного бюджета составила 10450 тысяч рублей.

Проводимая работа по социальной поддержке детей-инвалидов в учреждениях социального обслуживания системы социальной защиты населения Нижегородской области позволила существенно повысить уровень оказываемых реабилитационных услуг. В то же время, системная работа по социальной поддержке инвалидов в Нижегородской области нуждается в дальнейшем развитии, переходе на новый уровень.

С этой целью организуют, укрепляют и расширяют комплексные реабилитационные услуги и программы таким образом, чтобы эти услуги и были основаны на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон индивида, способствовали его включению в местное сообщество и во все аспекты жизни общества.

Комплексное решение проблемы инвалидности среди детского населения предполагает ряд мероприятий по созданию системы реабилитации детей-инвалидов, направленной на обеспечение их независимой жизнедеятельности.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует развитию социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении предпрофессиональными и профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует дополнительных мер, средств и усилий. Разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

Развитие реабилитации детей-инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе в привитии ребенку навыков к бытовой и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения и может быть решена лишь с помощью программно-целевого метода с постановкой конкретных целей, путем решения необходимых задач.

Конечной целью реабилитации детей-инвалидов с ментальными нарушениями является достижение ребенком максимальной социальной адаптации с целью предоставления возможности к самостоятельной жизни по достижении 18 лет через реализацию их способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Основная цель учреждений, проводящих реабилитационные мероприятия - осуществление комплексного подхода в реализации различных этапов реабилитации, в том числе предпрофессиональной и профессиональной подготовки и последующего рационального трудоустройства на специально созданное рабочее место. Для успешной профессиональной реабилитации инвалида с ментальными нарушениями необходимы меры социальной поддержки и технические решения, позволяющие адаптировать рабочие места для инвалидов.

Компенсация ограниченных возможностей здоровья ребенка может быть достигнута с помощью социальных служб через реализацию трех основных задач Программы путем формирования целевых групп детей-инвалидов с ментальными нарушениями, проживающих в стационарных учреждениях системы социальной защиты. Задача развития системы реабилитации в стационарных учреждениях социальной защиты населения для умственно отсталых детей может быть реализована на базе стационарных учреждений социальной защиты населения Нижегородской области: государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Арзамасский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", государственное специальное (реабилитационное) учебно-воспитательное учреждение для детей (воспитанников), имеющих недостатки в умственном развитии "Автозаводский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей", государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Замятинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей" (далее - ДДИ). В данных учреждениях воспитываются 570 детей-инвалидов, из них: в Автозаводском ДДИ - 200 детей, в Арзамасском ДДИ - 270 детей, в Замятинском ДДИ - 100 детей.

Право на реабилитацию должно обеспечить ребенку-инвалиду полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, его социальную интеграцию, и, в итоге - полноценную жизнь ребенку-инвалиду.

Таким образом, в основу разработки настоящей программы положен программно-целевой метод. В рамках реализации Программы предусмотрен мониторинг эффективности мероприятий на основе разработанных индикаторов, необходимых для отслеживания промежуточных результатов и проведения необходимой корректировки мероприятий Программы.

 

II. Цели, задачи, сроки реализации Программы

 

Цель Программы - максимальное развитие потенциала ребенка-инвалида в целях его подготовки к самостоятельной жизни по достижении 18 лет.

Задачи Программы:

1. Развитие системы реабилитации в стационарных учреждениях социальной защиты населения для умственно отсталых детей.

2. Создание модели специальных рабочих мест для выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей, адаптированных к пребыванию в социуме, и формирование служб сопровождения выпускников по месту работы и проживания.

3. Формирование единого информационно-методического поля по социальной поддержке детей-инвалидов с ментальными нарушениями и имеющими достаточный реабилитационный потенциал для самостоятельного проживания по достижении возраста 18 лет.

Сроки реализации региональной программы: 2010 - 2012 годы.

 

III. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты

 

Система программных мероприятий реализуется в соответствии с задачами Программы по следующим основным направлениям:

1. Развитие системы реабилитации в стационарных учреждениях социальной защиты населения для умственно отсталых детей.

В целях решения задачи планируется:

1) Создание реабилитационно-диагностических лабораторий для оценки реабилитационного потенциала детей-инвалидов, формирование специализированных групп детей, имеющих достаточный потенциал для самостоятельного проживания в социуме, создание системы оценки качества проведенных реабилитационных мероприятий.

С целью реализации данного программного мероприятия необходимо приобретение:

- экспертной системы индивидуального сопровождения развития ребенка "Лонгитюд" либо ее аналога;

- оргтехники для организации процесса диагностики для обработки данных и формирования внутриучрежденческих баз данных;

- программных продуктов;

- методической литературы для проведения диагностических мероприятий и обработки данных.

На выполнение мероприятия предусмотрено выделение 3750,00 тысячи рублей, из них: из средств гранта - 1125,00 тысячи рублей, из средств областного бюджета - 2625,00 тысячи рублей.

Результатом создания лаборатории станет унифицированная база данных детей-инвалидов, имеющих достаточный реабилитационный потенциал для самостоятельного проживания в социуме.

Для детей, отобранных в результате проведения диагностических мероприятий, предусмотрено разработать и реализовать внутриучрежденческие индивидуальные программы реабилитации.

2) Создание реабилитационного подразделения.

Группа детей-инвалидов, сформированная в результате проведения диагностических мероприятий, становится контингентом реабилитационного подразделения ДДИ, где будут реализованы мероприятия социально-бытовой ориентации и социально-бытовой адаптации, психолого-педагогической помощи, мероприятия профессиональной реабилитации по программам: "Садово-огородный труд. Растениеводство", "Гончарная мастерская", спортивно-оздоровительные мероприятия. Координировать медицинские, педагогические, психологические, социально-правовые действия с целью подготовки детей-инвалидов к самостоятельной жизни по достижении 18 лет будут специалисты мультипрофессиональных бригад: дефектолог, психолог, логопед, олигофренопедагог, специалист по социальной работе, социальный работник, инструктор ЛФК.

Внедрение программы "Социально-бытовая ориентация" имеет целью формирование навыков самообслуживания, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью, уборки помещения и территории, интереса к приготовлению пищи, привитие навыков работы с бытовой техникой.

Программа может быть реализована через приобретение предметов повседневного обихода:

- "кухня": газовая плита, посуда, холодильник, микроволновая печь, электрическая мясорубка, шинковка;

- "жилая комната": мебель, телевизор, стиральная машина, утюг, гладильная доска, системный блок, монитор, блок бесперебойного питания, принтер, расходные материалы.

На выполнение мероприятия предусмотрено выделение 16150,00 тысячи рублей, из них: из средств гранта - 4845,00 тысячи рублей, из средств областного бюджета - 11305,00 тысячи рублей.

Внедрение программы "Социально-бытовая адаптация" имеет целью формирование навыков социального поведения у воспитанников учреждения.

Программа может быть реализована через приобретение:

- модульных моделей учреждений социально-бытового обслуживания:

- "улица";

- "магазин";

- "банк";

- комплекса мультимедийного оборудования.

На выполнение данного мероприятия предусмотрено выделение 14500,00 тысячи рублей, из них: из средств гранта - 4350,00 тысячи рублей, из средств областного бюджета - 10150,00 тысячи рублей.

Внедрение программы "Спортивно-оздоровительные мероприятия" с целью формирования комплекса двигательных навыков и умений воспитанников ДДИ предполагает приобретение оборудования для зала адаптивной физкультуры:

- мягкого игрового комплекса,

- комплектов реабилитационных тренажеров.

На выполнение данного мероприятия предусмотрено выделение 19500,00 тысячи рублей, из них: из средств гранта - 5850,00 тысячи рублей, из средств областного бюджета - 13650,00 тысячи рублей.

Программы профессиональной реабилитации имеют целью привитие выпускникам предпрофессиональных и профессиональных навыков по профессиям: "растениеводство", "гончарное дело".

Внедрение программы "Садово-огородный труд. Растениеводство" планируется осуществить через приобретение садово-огородного инвентаря, рассады, семян для профессиональной подготовки по профессии "растениеводство".

На выполнение данного мероприятия предусмотрено выделение 4000,00 тысячи рублей, из них: из средств гранта - 1200,00 тысячи рублей, из средств областного бюджета - 2800,00 тысячи рублей.

Для обучения воспитанников профессиональным навыкам гончара необходимо приобретение следующего оборудования:

- гончарный круг;

- муфельная печь, расходные материалы.

На выполнение данного мероприятия предусмотрено выделение 1200,00 тысячи рублей, из них: из средств гранта - 360,00 тысячи рублей, из средств областного бюджета - 840,00 тысячи рублей.

Внедрение программы "Психолого-педагогическая помощь" имеет целью формирование навыков правильного поло-ролевого поведения, проведения досуга, социального общения, персональной сохранности, оказания помощи в повышении уровня самосознания и в решении личных проблем.

Программа может быть реализована через приобретение:

- сенсорной комнаты;

- программно-аппаратного комплекса "Видимая речь".

На выполнение данного мероприятия предусмотрено выделение 2500,00 тысячи рублей, из них: из средств гранта - 750,00 тысячи рублей, из средств областного бюджета - 1750,00 тысячи рублей.

При условии организации и реализации задачи развития системы реабилитации в стационарных учреждениях социальной защиты населения для умственно отсталых детей, воспитанник стационарного учреждения будет иметь уникальную возможность прохождения комплексной реабилитации, включающей курсы социальной, профессиональной и психолого-педагогической поддержки.

2. Создание модели специальных рабочих мест для выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей, адаптированных к пребыванию в социуме, и формирование служб сопровождения выпускников по месту работы и проживания.

1) Разработка и внедрение модели специальных рабочих мест для выпускников домов-интернатов и формирование служб сопровождения выпускников по месту работы и проживания.

Планируется:

а). Реализация программ профессионально-трудовой подготовки воспитанников, в том числе создание на базе интернатных учреждений филиалов учреждений профессионального образования инвалидов.

б). Обеспечение совместно с социальными работниками, психологами управлений социальной защиты районов и работодателями подбора рабочих мест для выпускников интернатных учреждений.

в). Создание временных рабочих мест для молодых инвалидов с ментальными нарушениями возможно при условии организации службы сопровождения выпускников по месту работы и проживания в закрепленном жилье.

Адаптация инвалида к производственным условиям включает социальный патронаж и психологическое сопровождение. Социальный работник, осуществляющий социальный патронаж, принимает непосредственное участие в получении инвалидом специализированного жилья, установки технических средств реабилитации для адаптации жилья, помощь в трудоустройстве, получении льгот и т.д. С целью сохранения и развития мотивации к труду, повышения уровня самооценки, оказания помощи в установлении социальных связей молодые инвалиды нуждаются в помощи психолога.

На выполнение данной задачи предусмотрено выделение 11000,00 тысячи рублей, из них: из средств гранта - 3300,00 тысячи рублей, из средств областного бюджета - 7700,00 тысячи рублей.

3. Формирование единого информационно-методического поля по социальной поддержке детей-инвалидов с ментальными нарушениями и имеющими достаточный реабилитационный потенциал для самостоятельного проживания по достижении возраста 18 лет.

1). Проведение семинаров по проблемам реабилитации детей-инвалидов.

2). Организация обучения и переподготовки специалистов.

3). Организация информационного освещения результатов реализации Программы.

Для решения этой задачи предусмотрено выделение 1316,67 тысячи рублей, из них: из средств гранта - 375,00 тысячи рублей, из средств областного бюджета - 941,67 тысячи рублей.

В целом на реализацию Программы планируется выделить 73916,67 тысячи рублей, в том числе из средств гранта - 22155,00 тысячи рублей, из средств бюджета Нижегородской области - 51761,67 тысячи рублей.

Система программных мероприятий приведена в приложении к настоящей Программе.

 

IV. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации

 

Управление и контроль за исполнением Программы осуществляется министерством социальной политики Нижегородской области, через территориальные органы министерства социальной политики Нижегородской области, управления социальной защиты населения (городов) районов Нижегородской области, а также детские дома-интернаты для умственно отсталых детей Нижегородской области.

 

V. Ресурсное обеспечение Программы

 

Финансирование Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством за счет средств областного бюджета и средств, привлеченных в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд).

Распорядителем средств, выделенных Фондом, на реализацию Программы определено министерство социальной политики Нижегородской области.

Объем финансирования Программы по годам в разрезе источников финансирования представлен в следующей таблице.

 

тыс. руб.

Наименование государственных заказчиков

Источники финансирования

Годы

2010 год

2011 год

2012 год

2010 - 2012 годы

Министерство социальной политики Нижегородской области

Всего, в т.ч.

33050,00

19033,33

21833,34

73916,67

Областной бюджет*, в т.ч.:

23135,00

13333,33

15293,34

51761,67

капвложения

-

-

-

-

НИОКР

-

-

-

-

прочие расходы

23135,00

13333,33

15293,34

51761,67

Федеральный бюджет, в т.ч.:

-

-

-

-

капвложения

-

-

-

-

НИОКР

-

-

-

-

прочие расходы

-

-

-

-

Местный бюджет, в т.ч.:

-

-

-

-

капвложения

-

-

-

-

НИОКР

-

-

-

-

прочие расходы

-

-

-

-

Прочие источники (Грант Фонда), в т.ч:

9915,00

5700,00

6540,00

22155,00

капвложения

-

-

-

-

НИОКР

-

-

-

-

прочие расходы

9915,00

5700,00

6540,00

22155,00

 

* финансирование за счет областного бюджета планируется осуществить в рамках текущего финансирования государственных учреждений социального обслуживания (в пределах установленной штатной численности)

 

Объем расходов по основным программно-целевым направлениям Программы и распределение по источникам финансирования представлен в следующей таблице.

 

Источник финансирования мероприятий Программы

Объем финансирования по годам (тыс.руб.)

2010 год

2011 год

2012 год

Всего

ЦЕЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ 1: Развитие системы реабилитации в стационарных учреждениях социальной защиты населения для умственно отсталых детей

Средства областного бюджета

22680,00

13090,00

7350,00

43120,00

Привлеченные средства

-

-

-

-

Прочие источники (Грант Фонда)

9720,00

5610,00

3150,00

18480,00

ИТОГО по разделу 1:

32400,00

18700,00

10500,00

61600,00

ЦЕЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ 2: Создание модели специальных рабочих мест для выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей, адаптированных к пребыванию в социуме, и формирование служб сопровождения выпускников по месту работы и проживания

Средства областного бюджета

-

-

7700,00

7700,00

Привлеченные средства

-

-

-

-

Прочие источники (Грант Фонда)

-

-

3300,00

3300,00

ИТОГО по разделу 2:

-

-

11000,00

11000,00

ЦЕЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ 3: Формирование единого информационно-методического поля по социальной поддержке детей-инвалидов с ментальными нарушениями и имеющими достаточный реабилитационный потенциал для самостоятельного проживания по достижении возраста 18 лет

Средства областного бюджета

455,00

243,33

243,34

941,67

Привлеченные средства

-

-

-

-

Прочие источники (Грант Фонда)

195,0

90,00

90,00

375,00

ИТОГО по разделу 3:

650,00

333,33

333,34

1316,67

ВСЕГО по Программе:

33050,00

19033,33

21833,34

73916,67

 

Факторы, негативно влияющие на реализацию Программы, и мероприятия по их снижению

 

Выполнению поставленных задач и достижению конечных результатов Программы могут в определенной степени помешать потенциальные риски, складывающиеся под воздействием негативных факторов или социально-экономических проблем.

 

N п/п

Описание рисков

Меры по управлению рисками

Макроэкономические и финансовые риски

1.

Снижение темпов экономического роста в стране и в Нижегородской области, высокая инфляция, сокращение финансирования мероприятий Программы

Объем финансирования Программы рассчитан с учетом возможного изменения инфляционных индексов в 2010 - 2012 годах

Законодательные риски

2.

Отсутствие областных нормативных правовых актов, необходимых для развития системы социальной интеграции детей-инвалидов, служб сопровождения инвалидов с психическими заболеваниями

Формирование и описание концептуальной организационно-управленческой модели интеграции детей-инвалидов с умственной отсталостью в социум. Совершенствование областной нормативной правовой базы защиты прав детей-инвалидов

Социальные риски

3.

Значительное увеличение числа детей-инвалидов с психическими заболеваниями по наследственному признаку, ухудшение состояния здоровья детородного возраста

Регулярное проведение скрининговых мониторинговых социологических исследований, анализ ситуации в сфере социального положения детей-инвалидов

Межведомственное взаимодействие по вопросам интеграции детей-инвалидов с умственной отсталостью в общество. Формирование у гражданского сообщества толерантного отношения к гражданам с психическими заболеваниями

Организационные риски

4.

Недостаточно эффективное межведомственное взаимодействие, несогласованность действий органов исполнительной власти Нижегородской области, участвующих в реализации Программы

Выстраивание межведомственных связей между исполнителями Программы, повышение эффективности механизма межведомственного управления системой социальной поддержки детей-инвалидов с умственной отсталостью; формирование единого информационного и методического пространства системы интеграции детей-инвалидов с умственной отсталостью в среду здоровых сверстников

5.

Необеспеченность квалифицированными кадрами, отсутствие профессиональной подготовки специалистов, уполномоченных заниматься вопросами социальной реабилитации и социального сопровождения семей с детьми-инвалидами

Организация междисциплинарной системы обучения специалистов, оказание им регулярной методической помощи, их материальное и моральное стимулирование

6.

Отсутствие опыта по созданию социальной службы сопровождения семей, воспитывающих ребенка с умственной отсталостью. Отсутствие социальных служб сопровождения недееспособных граждан

Создание эффективной системы индивидуальной работы с семьями детей-инвалидов с умственной отсталостью.

Совершенствование механизма работы междисциплинарной команды специалистов в формате "на выезде".

Проведение межведомственных межрайонных мероприятий различной направленности (обучающие семинары, практики, социокультурные мероприятия)

 

Дальнейшее осуществление и финансовое обеспечение из средств областного бюджета деятельности, начатой в рамках реализации данной Программы, предполагается в ходе развития следующих направлений:

1) оптимизация действующей сети интернатных учреждений для детей-инвалидов с умственной отсталостью, перераспределение имеющихся ресурсов, включая их перепрофилирование, изменение функционала и содержания работы специалистов;

2) развитие семейных форм устройства детей-инвалидов с умственной отсталостью;

3) обеспечение возможности приобретения воспитанниками интернатных учреждений социально-средовых, социально-бытовых и трудовых навыков;

4) развитие службы социального патронажа граждан с ментальными нарушениями по месту их постоянного жительства.

Таким образом, данная Программа представляет собой обоснованный с социальной и экономической точки зрения межведомственный комплекс мер, позволяющий в результате реализации Программы достичь устойчивого долгосрочного эффекта становления и развития системы интеграции воспитанников интернатных учреждений для умственно отсталых детей в социум.

 

VI. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы

 

Оценка показателей будет производиться на основании мониторинга результативности Программы, ежегодных информационно-аналитических материалов, результатов деятельности по проектам. Основные индикаторы мониторинга Программы, на основе которых будет возможен объективный контроль реализации этапов и конечных результатов Программы.

 

Индикаторы достижения цели Программы

 

Индикатор

Ед. изм.

Динамика индикатора

Исходное значение индикатора

Значение индикатора

2010 год

2011 год

2012 год

Доля детей-инвалидов, получивших поддержку в формировании социальных навыков и интеграции в общество, от общего числа воспитанников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей

%

Рост

0

30

46

100

Доля специалистов, обученных работе по подготовке детей-инвалидов к самостоятельной жизни, из общего числа специалистов, задействованных в структурах детских домов-интернатов умственно отсталых детей, уполномоченных заниматься вопросами социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов в социум

%

Рост

0

22

43

43

Доля воспитанников интернатных учреждений, адаптированных к самостоятельной жизни по достижении 18 лет, от общего числа воспитанников детских домов-интернатов умственно отсталых детей

%

Рост

0

 

3

6

 

Общественная эффективность

 

Расчетные составляющие

Наименование

Значение

2010 год

2011 год

2012 год

Индикатор цели (А)

Доля детей-инвалидов, получивших поддержку в формировании социальных навыков и интеграции в общество, от общего числа воспитанников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей

30

46

100

Показатель непосредственных результатов (Б)

Количество детей-инвалидов, получивших поддержку в формировании социальных навыков и интеграции в общество

140

216

466

Общественная эффективность (Эо = А/Б)

0,215

0,215

0,215

Индикатор цели (А)

Доля специалистов, обученных работе по подготовке детей-инвалидов к самостоятельной жизни, из общего числа специалистов, задействованных в структурах детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, уполномоченных заниматься вопросами социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов в социум

22

43

43

Показатель непосредственных результатов (Б)

Количество специалистов, обученных работе по подготовке детей-инвалидов к самостоятельной жизни

15

29

29

Общественная эффективность (Эо = А/Б)

1,471

1,471

1,471

Индикатор цели (А)

Доля воспитанников интернатных учреждений, адаптированных к самостоятельной жизни по достижении 18 лет, от общего числа воспитанников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей

0

3

6

Показатель непосредственных результатов (Б)

Количество воспитанников интернатных учреждений, адаптированных к самостоятельной жизни по достижении 18 лет

0

16

29

Общественная эффективность (Эо = А/Б)

 

0,215

0,215

 

Отсутствие отрицательной динамики общественной эффективности достигнуто за счет увеличения количества детей-инвалидов, получивших поддержку в формировании социальных навыков и интеграции в общество; количества специалистов, прошедших обучение в рамках Программы, и, как результат, увеличение количества воспитанников интернатных учреждений, адаптированных к самостоятельной жизни по достижении 18 лет.

 

VII. Механизм получения средств Фонда

 

Получателем и распорядителем средств, выделенных Фондом, является министерство социальной политики Нижегородской области.

Выделенные Фондом средства поступают на внебюджетный счет министерства социальной политики Нижегородской области и распределяются на основании распорядительных документов министерства социальной политики Нижегородской области подведомственным государственным учреждениям домам-интернатам для умственно отсталых детей Нижегородской области.

 

Приложение
к региональной программе
"Смогу жить самостоятельно"
на 2010 - 2012 годы

 

Перечень
основных мероприятий региональной программы
"Смогу жить самостоятельно" на 2010 - 2012 годы

 

N п/п

Мероприятие

Ожидаемые результаты

Исполнители

Сроки реализации

Объем финансирования (тыс.руб.) с указанием источников финансирования

Источник финансирования

Всего

2010 год

2011 год

2012 год

1. Развитие системы реабилитации в стационарных учреждениях социальной защиты населения для умственно отсталых детей

1.1.

Создание реабилитционно-диагностических лабораторий

Создание 3-х реабилитационно-диагностических лабораторий. Организация реабилитационно-диагностических мероприятий для 570 детей-инвалидов. Создание унифицированной базы данных детей-инвалидов, имеющих достаточный реабилитационный потенциал для самостоятельного проживания в социуме.

МСП

ГУ Арзамасский ДДИ**

ГУ Автозаводский ДДИ**

ГУ Замятинский ДДИ**

2010

Всего, в т.ч.:

3750,00

3750,00

 

 

Областной бюджет *

2625,00

2625,00

 

 

Привлеченные средства

 

 

 

 

Прочие источники (Грант Фонда)

1125,00

1125,00

 

 

1.2. Создание реабилитационного подразделения

1.2.1.

Внедрение программы "Социально- бытовая ориентация"

Формирование навыков самообслуживания, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью, уборки помещения и территории, интереса к приготовлению пищи, привитие навыков работы с бытовой техникой

МСП

ГУ Арзамасский ДДИ**

ГУ Автозаводский ДДИ**

ГУ Замятинский ДДИ**

2010 - 2012

Всего, в т.ч.:

16150,00

7650,00

7500,00

1000,00

Областной бюджет *

11305,00

5355,00

5250,00

700,00

Привлеченные средства

 

 

 

 

Прочие источники (Грант Фонда)

4845,00

2295,00

2250,00

300,00

1.2.2.

Внедрение программы "Социально-бытовая адаптация"

Формирование навыков социального поведения

МСП

ГУ Арзамасский ДДИ**

ГУ Автозаводский ДДИ**

ГУ Замятинский ДДИ**

2010 - 2012

Всего, в т.ч.:

14500,00

9000,00

3000,00

2500,00

Областной бюджет*

10150,00

6300,00

2100,00

1750,00

Привлеченные средства

 

 

 

 

Прочие источники (Грант Фонда)

4350,00

2700,00

900,00

750,00

1.2.3.

Внедрение программы "Спортивно-оздоровительные мероприятия"

Формирование комплекса двигательных навыков и умений воспитанников ДДИ

МСП

ГУ Арзамасский ДДИ**

ГУ Автозаводский ДДИ**

ГУ Замятинский ДДИ**

2010 - 2012

Всего, в т.ч.:

19500,00

9500,00

5000,00

5000,00

Областной бюджет*

13650,00

6650,00

3500,00

3500,00

Привлеченные средства

 

 

 

 

Прочие источники (Грант Фонда)

5850,00

2850,00

1500,00

1500,00

1.2.4.

Внедрение программы трудовой реабилитации "Садово-огородный труд. Растениеводство"

Приобретение воспитанниками и выпускниками предпрофессиональных и профессиональных навыков по профессии "растениеводство"

МСП

ГУ Арзамасский ДДИ**

ГУ Автозаводский ДДИ**

ГУ Замятинский ДДИ**

2010 - 2012

Всего, в т.ч.:

4000,00

 

2000,00

2000,00

Областной бюджет*

2800,00

 

1400,00

1400,00

Привлеченные средства

 

 

 

 

Прочие источники (Грант Фонда)

1200,0

 

600,00

600,00

1.2.5.

Внедрение программы трудовой реабилитации "Гончарная мастерская"

Приобретение воспитанниками и выпускниками предпрофессиональных и профессиональных навыков по профессии "гончарное дело"

МСП

ГУ Арзамасский ДДИ**

ГУ Автозаводский ДДИ**

ГУ Замятинский ДДИ**

2011

Всего, в т.ч.:

1200,00

 

1200,00

 

Областной бюджет*

840,00

 

840,00

 

Привлеченные средства

 

 

 

 

Прочие источники (Грант Фонда)

360,00

 

360,00

 

1.2.6.

Внедрение программы "Психолого-педагогическая помощь"

Оказание психологической помощи и поддержки в процессе интеграции в общество, приобретение навыков социального общения

МСП

ГУ Арзамасский ДДИ**

ГУ Автозаводский ДДИ**

ГУ Замятинский ДДИ**

2010

Всего, в т.ч.:

2500,00

2500,00

 

 

Областной бюджет*

1750,00

1750,00

 

 

Привлеченные средства

 

 

 

 

Прочие источники (Грант Фонда)

750,00

750,00

 

 

Всего по разделу 1:

Всего, в т.ч.:

61600,00

32400,00

18700,00

10500,00

Областной бюджет*

43120,00

22680,00

13090,00

7350,00

Привлеченные средства

 

 

 

 

Прочие источники (Грант Фонда)

18480,00

9720,00

5610,00

3150,00

2. Создание модели специальных рабочих мест для выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей, адаптированных к пребыванию в социуме, и формирование служб сопровождения выпускников по месту работы и проживания

2.1.

Разработка и внедрение модели специальных рабочих мест для выпускников домов-интернатов и формирование служб сопровождения выпускников по месту работы и проживания

Содействие в трудоустройстве молодых инвалидов на специально созданные рабочие места, сохранение у них мотивации к труду; предоставление услуг социального патронажа;

увеличение количества специализированных служб социального патронажа выпускников интернатных учреждений для умственно отсталых детей в муниципальных образованиях и городских округах Нижегородской области

МСП

ГУ Арзамасский ДДИ**

ГУ Автозаводский ДДИ**

ГУ Замятинский ДДИ**

2012

Всего, в т.ч.

11000,00

 

 

11000,00

Областной бюджет*

7700,00

 

 

7700,00

Привлеченные средства

 

 

 

 

Прочие источники (Грант Фонда)

3300,00

 

 

3300,00

Итого по разделу 2:

Всего, в т.ч.

11000,00

 

 

11000,00

Областной бюджет*

7700,00

 

 

7700,00

Привлеченные средства

 

 

 

 

Прочие источники (Грант Фонда)

3300,00

 

 

3300,00

3. Формирование единого информационно-методического поля по социальной поддержке детей-инвалидов с ментальными нарушениями и имеющими достаточный реабилитационный потенциал для самостоятельного проживания по достижении возраста 18 лет

3.1.

Проведение семинаров по проблемам реабилитации детей-инвалидов

Увеличение количества специалистов, задействованных в структурах, уполномоченных заниматься вопросами социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов в социум, прошедших обучение в рамках Программы

ГУ ЦЗН

ДРС

МСП

ГУ Арзамасский ДДИ**

ГУ Автозаводский ДДИ**

ГУ Замятинский ДДИ**

2010 - 2012

Всего, в т.ч.

466,67

 

233,33

233,34

Областной бюджет*

346,67

 

173,33

173,34

Привлеченные средства

 

 

 

 

Прочие источники (Грант Фонда)

120,00

 

60,00

60,00

3.2.

Организация обучения и переподготовки специалистов

Увеличение количества специалистов, задействованных в структурах, уполномоченных заниматься вопросами социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов в социум, прошедших обучение в рамках Программы

МСП ГУ Арзамасский ДДИ**

ГУ Автозаводский ДДИ**

ГУ Замятинский ДДИ**

2010

Всего

650,00

650,00

 

 

Областной бюджет*

455,00

455,00

 

 

Привлеченные средства

 

 

 

 

Прочие источники (Грант Фонда)

195,00

195,00

 

 

3.3.

Организация информационного освещения результатов реализации Программы

Формирование толерантного отношения общества к людям с ментальными нарушениями и общественного мнения о необходимости профессиональной занятости инвалидов.

МСП

ГУ Арзамасский ДДИ**

ГУ Автозаводский ДДИ**

ГУ Замятинский ДДИ**

2010 - 2012

Всего

200,00

 

100,00

100,00

Областной бюджет*

140,00

 

70,00

70,00

Привлеченные средства

 

 

 

 

Прочие источники (Грант Фонда)

60,00

 

30,00

30,00

Итого по разделу 3:

Всего, в т.ч.

1316,67

650,00

333,33

333,34

Областной бюджет*

941,67

455,00

243,33

243,34

Привлеченные средства

 

 

 

 

Прочие источники (Грант Фонда)

375,00

195,00

90,00

90,00

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ:

Всего, в т.ч.:

73916,67

33050,00

19033,33

21833,34

Областной бюджет*

51761,67

23135,00

13333,33

15293,34

Привлеченные средства

 

 

 

 

Прочие источники (Грант Фонда)

22155,00

9915,00

5700,00

6540,00

 

* - финансирование за счет областного бюджета планируется осуществить в рамках текущего финансирования государственных учреждений социального обслуживания (в пределах установленной штатной численности);

** - по согласованию.

 

Используемые сокращения

 

ГУ ЦЗН - государственные учреждения центры занятости населения Нижегородской области;

ГУ Арзамасский ДДИ - государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Арзамасский детский дом-интернат для умственно отсталых детей";

ГУ Автозаводский ДДИ - государственное специальное (реабилитационное) учебно-воспитательное учреждение для детей (воспитанников), имеющих недостатки в умственном развитии "Автозаводский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей";

ГУ Замятинский ДДИ - государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Замятинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей";

ДРС - департамент по развитию спорта Нижегородской области;

МСП - министерство социальной политики Нижегородской области.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление Правительства Нижегородской области от 1 июня 2010 г. N 322 "Об утверждении региональной программы "Смогу жить самостоятельно" на 2010-2012 годы"


Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 117 от 1 июля 2010 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства Нижегородской области от 12 августа 2011 г. N 613

Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 августа 2011 г.