Постановление Правительства Нижегородской области
от 30 декабря 2003 г. N 387
"Об определении и взимании платы
за негативное воздействие на окружающую среду"
19 марта, 28 мая 2008 г., 27 февраля, 9 июня, 21 августа 2009 г.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 21 августа 2009 г. N 621 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2010 г.
В соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 284-О, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", а также в целях восстановления и дальнейшего развития механизма взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом новых нормативов платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Освободить от платы за негативное воздействие на окружающую среду следующие категории природопользователей:
Постановлением Правительства Нижегородской области от 27 февраля 2009 г. N 80 в подпункт 1.1 настоящего постановления внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
1.1. Организации:
- лечебно-профилактические учреждения, учреждения здравоохранения особого типа, определенные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 года N 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения", финансируемые из бюджетов всех уровней в размере не менее 70 % с учетом средств государственных внебюджетных фондов;
- государственные учреждения социального обслуживания населения, определенные статьей 5 Закона Нижегородской области от 5 мая 2005 года N 40-З "О государственном социальном обслуживании населения", а также государственные учреждения "Центр предоставления мер социальной поддержки", финансируемые из бюджетов всех уровней в размере не менее 70 % с учетом средств государственных внебюджетных фондов;
- учреждения Роспотребнадзора, финансируемые из бюджетов всех уровней в размере не менее 100 %;
- учреждения образования, определенные пунктом 4 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", общежития указанных учреждений, финансируемые из бюджетов всех уровней в размере не менее 80 % с учетом средств государственных внебюджетных фондов, кроме учреждений, перечисленных в абзаце третьем подпункта 19.2 Методических разъяснений по определению и взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом экологической ситуации в Нижегородской области;
- государственные архивы, финансируемые из бюджетов всех уровней в размере не менее 80 %;
- учреждения культуры (библиотеки, музеи, дома культуры и клубы), финансируемые из бюджетов всех уровней в размере не менее 80%.
1.2. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти, органы местного самоуправления.
1.3. Исключен.
См. текст подпункта 1.3
1.4. Исключен.
См. текст подпункта 1.4
3. Утвердить прилагаемые Методические разъяснения по определению и взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом особенностей экологической ситуации в Нижегородской области.
4. Рассмотрение и оформление заключений по предоставлению льгот по плате за негативное воздействие для организаций, относящихся к категориям природопользователей, указанным в п. 1 настоящего постановления и п. 19 Методических разъяснений по определению и взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом особенностей экологической ситуации в Нижегородской области, возложить на министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
Губернатор |
Г.М. Ходырев |
Постановлением Правительства Нижегородской области от 9 июня 2009 г. N 377 в настоящие разъяснений внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней со дня официального опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
Методические разъяснения
по определению и взиманию платы за негативное воздействие на
окружающую среду с учетом особенностей экологической ситуации
в Нижегородской области
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 30 декабря 2003 г. N 387)
19 марта, 28 мая 2008 г., 27 февраля, 9 июня, 21 августа 2009 г.
1. Настоящие методические разъяснения по определению и взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Нижегородской области (в дальнейшем - Разъяснения) разработаны на основании:
- Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 284-О;
- Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федерального закона Российской Федерации от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2003 год";
- постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия";
- постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления";
- Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды России 26 января 1993 года и зарегистрированных в Минюсте России 24 марта 1993 года, регистрационный N 190;
- Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных Госкомэкологии Российской Федерации 29 декабря 1998 года;
- приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30 июля 2003 года N 663 "О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов";
- приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 года N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Настоящие Разъяснения распространяются на правоотношения, возникшие после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344.
2. Субъектами платежей за загрязнение окружающей природной среды являются предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица всех форм собственности, включая предприятия с участием иностранных юридических и физических лиц, граждане РФ, а также иностранные граждане (далее - природопользователи), которые при осуществлении разрешенной производственно-хозяйственной деятельности на территории Нижегородской области оказывают негативное воздействие на качество окружающей природной среды.
3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за загрязнение) взимается с природопользователей за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
- выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, на рельеф местности, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;
- размещение отходов;
- другие виды негативного воздействия при введении соответствующих нормативов платы.
4. Правительством Российской Федерации установлены следующие базовые нормативы платы:
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов (приложения 1, 2);
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов) (приложения 1, 2, 3).
5. Дифференцированные ставки платы за загрязнение (далее - ставки платы) определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы, установленные Правительством Российской Федерации (приложение 4).
6. Базовые нормативы платы за загрязнение ежегодно индексируются в связи с изменением уровня цен на строительство природоохранных объектов и природоохранные мероприятия в соответствии с индексом цен в сфере материального производства. Коэффициент индексации платы устанавливается законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
7. Плата за загрязнение в размерах, не превышающих утвержденные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, лимиты размещения отходов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на массу загрязняющих веществ указанных видов загрязнения, на коэффициент индексации платы и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Масса загрязняющих веществ при сбросе сточных вод определяется природопользователем за минусом содержания загрязняющих веществ, поступающих вместе с водой из водозабора (в том числе поступающих из водопровода и неудаляемых при водоподготовке).
При определении расчетных концентраций загрязняющих веществ учитываются среднеарифметические показатели всех имеющихся замеров в отчетном периоде.
8. Плата за загрязнение в пределах временно согласованных нормативов (утвержденных лимитов) выбросов, сбросов загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину превышения уровня загрязнения над предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ на коэффициент индексации платы и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
9. Плата за сверхнормативное (сверхлимитное) загрязнение определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах временно согласованных нормативов (утвержденных лимитов) на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над временно согласованными нормативами (утвержденными лимитами), на коэффициент индексации платы и пятикратный повышающий коэффициент и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
10. При отсутствии у природопользователя утвержденных временно согласованных нормативов сбросов, выбросов, но при наличии предельно допустимых нормативов, фактически превышаемых, плата за сверхнормативное загрязнение определяется путем умножения соответствующих ставок платы в пределах допустимых нормативов на величину превышения фактической массы загрязняющих веществ над допустимой, на 25-кратный повышающий коэффициент, на коэффициент индексации платы и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
11. В случае отсутствия у природопользователя утвержденных нормативов на выброс, сброс загрязняющих веществ, лимитов размещения отходов, вся масса загрязняющих веществ считается как сверхнормативная (сверхлимитная). Плата за загрязнение в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 9 Разъяснений.
12. Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, уровни других видов вредного воздействия, за размещение отходов в пределах утвержденных лимитов осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение и при отсутствии утвержденных нормативов - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
13. При загрязнении окружающей среды в результате аварии по вине природопользователя оценка причиненного ущерба производится в соответствии с утвержденными таксами и методиками расчета ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, либо расчетным путем, как плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.
14. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется и предоставляется плательщиками в МТУ Ростехнадзора по Приволжскому федеральному округу по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года N 204 не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Фактические (ежеквартальные) размеры платы определяются природопользователями на основании данных аттестованных (аккредитованных) лабораторий.
15. Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей как от выполнения мероприятий по охране окружающей среды, включая и те, которые предусмотрены предписаниями надзорных органов и министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области по результатам их проверок, так и от уплаты штрафных санкций и возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, в соответствии с действующим законодательством (приложение 7).
16. Особенности расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников.
16.1. При превышении предельно допустимых или временно согласованных нормативов выбросов на отдельных стационарных источниках, в том числе при их соблюдении в целом по предприятию, превышение считается соответственно сверхнормативной или сверхлимитной массой выброса загрязняющих веществ.
16.2. Плата за загрязнение атмосферного воздуха от передвижных источников определяется в соответствии с приложением 5.
17. Особенности расчета платы за сброс сточных вод в водные объекты и на рельеф местности.
17.1. Водным объектом, в соответствии с Водным кодексом, является сосредоточие вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
17.2. При сбросе загрязняющих веществ в специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы) и непосредственно на рельеф местности (грунт, балки, овраги и т.д.) расчет платежей за загрязнение производится по аналогии со сбросом в водные объекты.
17.3. При сбросе загрязняющих веществ в водные объекты через системы ливневой канализации природопользователи производят расчет платы за загрязнение по аналогии со сбросом в водные объекты, если таковая не заложена в тарифах за пользование услугами ливневой канализации.
17.4. Природопользователи, сбрасывающие загрязняющие вещества через системы коммунальной канализации, производят плату за загрязнение окружающей среды владельцу очистных сооружений канализации, который перечисляет ее в бюджет.
17.4.1. Исключен.
См. текст подпункта 17.4.1
17.5. Плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности определяется в соответствии с приложением 6.
17.5.1. При определении площади водосбора природопользователя необходимо учитывать только территории, занятые в производстве.
17.5.2. До установления порядка выдачи разрешений на предельно допустимый и временно согласованный неорганизованный сброс, платежи взимаются как за сброс в пределах нормативов.
17.6. При расчете объема поверхностного стока, состава загрязняющих веществ и их концентраций необходимо учитывать данные Верхне-Волжского межрегионального территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, последние к расчетному периоду.
18. Особенности расчета и взимания платы за размещение отходов.
18.1. Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.
При нарушении условий хранения (захоронения) отходов, а также при отсутствии утвержденных лимитов их размещения, понижающий коэффициент 0,3 не применяется.
18.2. Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0 (ноль) при размещении в соответствии с установленными требованиями отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение трех лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение этого срока.
При нарушении условий накопления отходов плата производится как за сверхлимитное их размещение.
18.3. Размещение отходов на неотведенных для этой цели площадках, в том числе и на территории природопользователя, а также наличие на территории природопользователя отходов, образованных в процессе его деятельности или полученных со стороны, но не использованных и не сданных на организованное складирование, обезвреживание и захоронение, квалифицируется как организация несанкционированной свалки. В этом случае на природопользователя налагается административное взыскание в виде штрафа, а размер платы за размещение отходов определяется как за сверхлимитное их размещение.
18.4. Плата за размещение инертных отходов не рассчитывается и не взимается, если в отчетном периоде они по согласованию с органами министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области и Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Нижегородской области использованы на рекультивацию отработанных карьеров, свалок, отсыпку территорий предприятий, планировку дорог, подъездных путей и т.п.
Природопользователи обязаны представлять в министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области согласования с Центром санэпиднадзора на конкретное место отсыпки инертных отходов с указанием их объема, а также подтверждающие документы и результаты анализа проб отходов, используемых при этом.
18.5. Плата за размещение отходов животноводства и птицеводства в пределах установленных лимитов не взимается при условии переработки или использования этих отходов на основе согласованных с министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области технологий и условий размещения.
При отсутствии согласований плата за такие отходы взимается в соответствии с общими требованиями, согласно п. 18 настоящих разъяснений.
19. Особенности полного или частичного освобождения природопользователей от платы за негативное воздействие на окружающую среду.
19.1. Полное или частичное освобождение от платы за загрязнение производится в пределах суммы платы, включая отчисляемую в федеральный бюджет.
19.2. Полное освобождение от платы за загрязнение при соблюдении природоохранных требований и установленных нормативных показателей выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, других видов вредного воздействия может распространяться на:
- природопользователей, полностью финансируемых из бюджетов всех уровней независимо от характера производственно-хозяйственной деятельности;
- природопользователей, которые финансируются из бюджетов всех уровней не менее чем на 100 %: учреждения образования (начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального и дополнительного образования взрослых), учреждения науки (научные центры и НИИ академического профиля).
19.3. Исключен с 1 января 2009 г.
См. текст подпункта 19.3 пункта 19
19.4. При несоблюдении природопользователями условий предоставления льгот (в том числе отсутствие оформленного разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия), превышении установленных нормативов воздействия на окружающую природную среду, невыполнении природоохранных мероприятий в согласованные сроки, плата с них взимается в соответствии с настоящими Указаниями на общих основаниях за тот вид загрязнения, по которому имеет место несоблюдение вышеперечисленных требований.
19.5. Освобождение от платежей осуществляется министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
Природопользователи, имеющие право на освобождение в соответствии с пунктом 1 постановления, предоставляют в министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области документальное подтверждение объема бюджетного финансирования. Освобождение может предоставляться как по спискам, сформированным органами местного самоуправления, так и по обращению природопользователей.
Природопользователи, имеющие право на освобождение в соответствии с подпунктом 19.2 Разъяснений, предоставляют в министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области ходатайство МТУ Ростехнадзора по Приволжскому федеральному округу и подтверждение районного или межрайонного отдела экологического контроля о наличии у природопользователя лимитов на размещение отходов, согласованных нормативов ПДС и ПДВ и соблюдения им природоохранных требований.
В случае освобождения от платы за загрязнение министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области уведомляет природопользователя письмом для представления его в заинтересованные органы.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 21 августа 2009 г. N 621 в подпункт 19.6 настоящих Разъяснений внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
19.6. Природопользователи, имеющие право на получение льготы по освобождению от платы за загрязнение, в срок до 1 октября текущего года представляют в министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области документы, подтверждающие право на получение льготы.
20. Особенности перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
20.1. Природопользователи осуществляют платежи за загрязнение одним платежным поручением в органы Управления Федерального Казначейства по Нижегородской области. Распределение поступивших средств производится по нормативам, определенным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
20.2. В соответствии с приказом Ростехнадзора от 8 июня 2006 года N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" перечисление платы за загрязнение окружающей среды осуществляется природопользователями ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В случае несвоевременного перечисления средств с природопользователя взимается штраф в размере, установленном действующим законодательством.
Штрафы за нарушение природоохранного законодательства, зачисляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
20.3. Природопользователи вносят плату за загрязнение в Казначейства тех административно-территориальных образований, на территории которых они расположены и оказывают негативное воздействие на окружающую среду, независимо от их подчиненности и юридического адреса.
20.4. В случае административно-территориального несовпадения мест образования и размещения отходов плата за их размещение вносится природопользователями в Казначейство территории места размещения отходов.
20.4.1. Исключен.
См. текст подпункта 20.4.1
20.5. В случае, когда подразделения и филиалы природопользователей, расположенные на отдельных от головных предприятий территориях, не являются юридическими лицами и не имеют расчетных счетов, плату за загрязнение вносят головные предприятия в Казначейства тех территорий, где расположены эти подразделения и филиалы.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 19 марта 2008 г. N 87 приложение 1 к настоящим Методическим разъяснениям изложено в новой редакции, вступающей в силу по истечении 10 дней с момента опубликования названного постановления
Приложение 1
по определению и взиманию платы
за негативное воздействие на окружающую среду
с учетом особенностей экологической ситуации
в Нижегородской области
Нормативы платы
за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ
стационарными источниками
19 марта 2008 г.
(рублей)
Позиции 13, 90 исключены, а редакция позиций 7,12, 21, 55, 61, 62, 63, 65,68, 69, 75, 78, 94, 99, 106, 108, 146, 147, 172, 178, 204, 207, 211, 212, 213, 214, 215, 216, 217, 218, 219, 220, 221, 222, 223, 224, 225 приведена в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2005 года N 410.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 19 марта 2008 г. N 87 приложение 2 к настоящим Методическим разъяснениям изложено в новой редакции, вступающей в силу по истечении 10 дней с момента опубликования названного постановления
Приложение 2
по определению и взиманию платы
за негативное воздействие на окружающую среду
с учетом особенностей экологической ситуации
в Нижегородской области
Нормативы платы за сброс загрязняющих веществ
в поверхностные и подземные водные объекты
19 марта 2008 г.
(рублей)
Позиция 54 исключена, а редакция позиций 1, 3, 6, 14, 15, 20, 26, 17, 28, 29, 37, 51, 52, 53, 56, 57, 61, 64, 65, 69, 70, 71, 73, 88, 89, 100, 104, 111, 124, 126, 143 приведена в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2005 года N 410.
Примечание. При оценке сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты по биохимической потребности в кислороде (БПКполн) и сухому остатку нормативы платы в пределах установленных допустимых нормативов сбросов и в пределах установленных лимитов сбросов применяются соответственно в следующих размерах (рублей за тонну): по БПКполн - 91 и 455 по сухому остатку - 0,2 и 1.
Норматив платы за сбросы взвешенных веществ применяется с использованием коэффициента, определяемого как величина, обратная сумме допустимого увеличения содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водоема и фоновой концентрации взвешенных веществ в воде водного объекта, принятой при установлении нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 19 марта 2008 г. N 87 приложение 3 к настоящим Методическим разъяснениям изложено в новой редакции, вступающей в силу по истечении 10 дней с момента опубликования названного постановления
Приложение 3
по определению и взиманию платы
за негативное воздействие на окружающую среду
с учетом особенностей экологической ситуации
в Нижегородской области
Нормативы платы за размещение отходов
производства и потребления
19 марта 2008 г.
(рублей)
Редакция позиции 5 приведена в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2005 года N 410.
Приложение 4
по определению и взиманию платы
за негативное воздействие на окружающую среду
с учетом особенностей экологической ситуации
в Нижегородской области
Коэффициенты, учитывающие экологические факторы
1. Коэффициенты экологической ситуации (Кэс)
Территория | Водные объекты |
Атмосферный воздух |
Почва (отходы) |
Нижегородская область |
1,14 | 1,1 | 1,5 |
2. Коэффициенты экологической значимости (Кэз)
При выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов области применяется Кэз = 1,2.
Перечень городов Нижегородской области, занесенных в реестр административно-территориальных и муниципальных образований:
N п/п |
Наименование | N п/п |
Наименование | N п/п |
Наименование | N п/п |
Наименование |
1. | Нижний Новгород | 9. | Городец | 17. | Заволжье | 25. | Первомайск |
2. | Дзержинск | 10. | Кстово | 18. | Княгинино | 26. | Семенов |
3. | Арзамас | 11. | Кулебаки | 19. | Лукоянов | 27. | Сергач |
4. | Саров | 12. | Павлово | 20. | Лысково | 28. | Чкаловск |
5. | Балахна | 13. | Ветлуга | 21. | Перевоз | ||
6. | Богородск | 14. | Володарск | 22. | Урень | ||
7. | Бор | 15. | Ворсма | 23. | Шахунья | ||
8. | Выкса | 16. | Горбатов | 24. | Навашино |
Приложение 5
по определению и взиманию платы
за негативное воздействие на окружающую среду
с учетом особенностей экологической ситуации
в Нижегородской области
Определение платы за загрязнение атмосферного воздуха
от передвижных источников
19 марта, 28 мая 2008 г.
1. Плата за загрязнение атмосферного воздуха от передвижных источников подразделяется на:
- плату за допустимые выбросы загрязняющих веществ (в пределах установленных технических нормативов выбросов);
- плату за выбросы загрязняющих веществ, превышающих допустимые.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 19 марта 2008 г. N 87 пункт 2 приложения 5 к настоящим Методическим разъяснениям изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении 10 дней с момента опубликования названного постановления
2. Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками определяется по массе (количеству сожженного топлива) по следующим нормативам:
(рублей)
Вид топлива |
Единица измерения |
Нормативы платы за 1 единицу измерения |
Бензин неэтилированный |
тонна |
1,3 |
Дизельное топливо |
тонна |
2,5 |
Керосин |
тонна |
2,5 |
Сжатый природный газ |
тысяча куб. метров |
0,7 |
Сжиженный газ |
тонна |
0,9 |
Редакция нормативов приведена в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2005 года N 410.
3. Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (в пределах установленных технических нормативов выбросов) определяется как произведение удельной платы (норматива) за 1 т. (тыс. м3) сожженного топлива каждого вида на общее количество сожженного топлива всех видов, на коэффициенты, учитывающие экологические факторы и на коэффициент индексации платы.
Пiн = Нi*Кi*И*Э,
где:
Пiн = Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных технических нормативов выбросов;
Нi - норматив платы за 1 т (тыс. м3) сожженного топлива каждого вида;
Кi - количество сожженного топлива каждого вида;
Э - коэффициент экологической ситуации и значимости региона;
И - коэффициент индексации платы.
4. При отсутствии у природопользователя утвержденных нормативов на выброс загрязняющих веществ, ежеквартальных инструментальных замеров, подтверждающих соответствие нормативным требованиям, вся масса загрязняющих веществ считается как сверхнормативная. Плата за загрязнение определяется в таких случаях в соответствии с пунктом 9 Разъяснений.
5. При выявлении у природопользователя не задекларированных передвижных источников, плата за сокрытые источники взимается в 25-кратном размере.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28 мая 2008 г. N 214 пункт 6 приложения 5 к настоящим Методическим разъяснениям изложен в новой редакции
6. При транзите передвижных источников загрязнения (временной работе вне территорий мест их приписки, состояния на учете или постоянного размещения) природопользователи (владельцы ТС) вносят плату за загрязнение и другие виды вредных воздействий в казначейства территорий мест их постоянного размещения (базирования) или приписки за вычетом средств, поступивших в казначейство территорий мест транзита (временной работы), если это обосновано и оформлено территориальными органами МНР# (местными природоохранными органами) мест транзита (осуществления временной работы).
7. Плата за загрязнение и другие виды вредных воздействий от передвижных источников, работающих на территории Нижегородской области, которые приписаны к территориям других субъектов РФ или СНГ, производится в бюджеты районов Нижегородской области, где производится временная работа передвижного источника за весь период осуществления временной работы (нахождения).
8. При использовании экологически чистых видов моторных топлив - природного газа и дизельного топлива типа ДЛЭЧ-1 (ТУ 381011348-90 "Топливо дизельное экологически чистое") к нормативам платы применяется коэффициент 0,75.
9. При использовании на передвижных источниках систем очистки отработавших газов (каталитический нейтрализатор, сажеуловитель - ТС с пониженной токсичностью, дымностью ОГ), для ТС, фактический уровень токсичности, дымности ОГ которых удовлетворяет паспортным данным для данных систем очистки, применяются коэффициенты:
для газобаллонных автомобилей на природном газе - 0,06;
для остальных транспортных средств - 0,1.
10. При использовании на передвижных источниках средств экоресурсосбережения и иных устройств экологизации транспорта, и получении фактических результатов снижения уровня токсичности, дымности и шума, для ТС, прошедших обработку (оснащение), применяется коэффициент - 0,5.
11. При использовании на передвижных источниках низкозамерзающих охлаждающих сильно текучих жидкостей типа "Тосол А-40" (ОЖ), содержащих 53-55 % этиленгликоля, плата за загрязнение (утечку) рассчитывается по формуле:
П = М*0,54*N*Кэс*Кинд , (руб./год),
где:
М - количество использованной предприятием в прошедшем году ОЖ, тн;
N - норматив платы за этиленгликоль (в пределах ПДС) = 1102 руб./т;
Кэс - коэффициент экологической ситуации = 1,42;
Кинд - инфляционный коэффициент индексации к нормативу платы (может утверждаться ежегодно распоряжением Правительства области).
Нормативный срок использования (ресурс работы) тосола - 2 года.
Примечание. Для предотвращения потерь ОЖ из систем охлаждения и отопления передвижного источника существуют спец. препараты типа "Алентра" (одна обработка на 2 года эксплуатации при отсутствии механических повреждений).
При использовании экологически безвредных низкозамерзающих ОЖ типа АСОЛ-У (Арктика-45) - не на основе этиленгликоля, плата за потери ОЖ не взимается.
Допускается определение количества использованного ОЖ по объему системы охлаждения и отопления передвижных источников.
Приложение 6
по определению и взиманию платы
за негативное воздействие на окружающую среду
с учетом особенностей экологической ситуации
в Нижегородской области
Расчет платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ
в водные объекты и на рельеф местности
1. Общие положения
1.1. Под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).
1.2. Разъяснения содержат порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее - неорганизованный сброс загрязняющих веществ) с площади территории природопользователей в зависимости от функционального ее использования:
промышленно-урбанизированные территории;
сельскохозяйственные территории производственного назначения (без сельскохозяйственных угодий и площадей под жилым фондом и приусадебными участками);
эродированные и эрозионно-опасные земли сельскохозяйственного назначения.
1.3. Неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и организаций и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом МПР РФ. При отсутствии у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы за него рассчитывается природопользователем как для условий сверхлимитного сброса.
1.4. Принадлежность предприятия или организации к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком с подведомственной территории определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных или стационарных источников (включая эродированные поверхности) поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственно-бытового происхождения по предъявлению технологического регламента, материального баланса или иных документов, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия.
2. Расчет платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ
2.1. Плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в пределах установленных природопользователю допустимых нормативов сбросов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения, на коэффициент индексации платы и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.
n
Пн вод = Кинд * Снi вод * Мi вод при Мi вод <= Мнi вод, (1)
i-1
где:
Пн вод - плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов сбросов (руб.);
Кинд - коэффициент индексации платы;
Снi вод - ставка платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах допустимого норматива сброса (руб/т);
Мi вод - фактический сброс i-го загрязняющего вещества (т);
Мнi вод- предельно допустимый сброс i-го загрязняющего вещества (т);
i - вид загрязняющего вещества (i = 1,2....n);
n - количество загрязняющих веществ.
Снi вод = Нбнi вод * Кэ вод, (2)
где:
Нбнi вод - базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов сброса (руб/т);
Кэ вод - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта.
2.2. Плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитным и предельно допустимыми сбросами загрязняющих веществ, на коэффициент индексации платы и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.
n
Пл вод = Кинд * Слi вод * (Мi вод - Мнi вод) (3)
i-1
при Мнi вод < Мi вод <= Млi вод,
где:
Пл вод - плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (руб.);
Кинд - коэффициент индексации платы;
Слi вод - ставка платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб/т);
Мi вод - фактический сброс i-го загрязняющего вещества (т);
Мiн вод - предельно допустимый сброс i-го загрязняющего вещества (т);
Млi вод - сброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т);
i - вид загрязняющего вещества (i = 1,2....n);
n - количество загрязняющих веществ.
Слi вод = Нблi вод * Кэ вод, (4)
где:
Нблi вод - базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб/т);
Кэ вод - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта.
2.3. Плата за сверхлимитный неорганизованный сброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленного лимита на величину превышения фактической массы сброса над установленным лимитом, на коэффициент индексации платы и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ с последующим умножением этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
n
Псл вод =5 S Кинд * Слi вод * (Мi вод - Млi вод) (5)
i=1
при Мi вод > Млi вод,
где:
Псл вод - плата за серхлимитный сброс загрязняющих веществ (руб.);
Кинд - коэффициент индексации платы;
Слi вод - ставка платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб/т);
Мi вод - фактическая масса сброса i-го загрязняющего вещества (т);
Млi вод - масса сброса i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т);
i - вид загрязняющего вещества (i = 1,2....n);
n - количество загрязняющих веществ.
2.4. Общая плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ определяется суммированием ее составляющих, рассчитанных в соответствии с пп.2.1-2.3:
П вод = Пн вод + Пл вод + Псл вод. (6)
2.5. Базовые нормативы и ставки-платы за сброс загрязняющих веществ, коэффициенты индексации базовых нормативов платы и экологической ситуации и значимости водных объектов принимаются в соответствии с их значениями, действующими в установленном порядке.
3. Порядок и особенности определения массы сброса загрязняющих веществ
3.1. Промышленно-урбанизированные территории (земли, занятые промышленными, транспортными, торгово-складскими и иными несельскохозяйственными предприятиями и организациями).
3.1.1. Масса сброса загрязняющего вещества с неорганизованным стоком с территории (водосбора) природопользователя определяется по формуле:
Мi = S *(Wд*miд + Wт*miт)*0,000001 + Sп*Wп*miп*0,000001, (7)
где:
S - площадь территории (водосбора) природопользователя, га;
Wд, Wт, Wп - объем стока соответственно дождевых, талых и поливомоечных вод, м/га;
miд, miт, miп - концентрация i-го загрязняющего вещества в стоке соответственно дождевых, талых и поливомоечных вод, мг/л;
Sп - площадь водонепроницаемых покрытий, подвергающихся мокрой уборке, га.
3.1.2. Площади водонепроницаемых покрытий (дороги, площадки и т.п.) и общая площадь территории природопользователя, на которой формируется загрязненный поверхностный сток, определяются по данным генерального плана землеустройства, а при его отсутствии - по данным формы статистической отчетности N 22 "Отчет об использовании земель", утвержденной постановлением Госкомстата от 27.08.98 N 90.
3.1.3. Объем стока дождевых вод определяется:
Wд = 2,5 * Нд * Кq * Kвн, (8)
где:
Нд - слой осадков за теплый период со средними температурами выше 0°С, определяется по данным метеорологических наблюдений территориального органа Гидрометеослужбы, мм (для г. Н.Новгорода и г. Бора величина Нд равна 540 мм, г. Арзамаса - 524 мм, остальных населенных пунктов области - 530 мм);
Кq - коэффициент, учитывающий объем стока дождевых вод в зависимости от интенсивности дождя для данной местности продолжительностью 20 мин при периоде однократного превышения расчетной интенсивности дождя равном 1 году (q) (для водонепроницаемых покрытий принят равным 0,6, грунтовых поверхностей-0,2, газонов-0,1);
Квн - коэффициент, учитывающий интенсивность формирования дождевого стока в зависимости от степени распространения водонепроницаемых поверхностей Пвн * (кровли зданий, дороги, площадки, тротуары и т.п.) на площади водосбора, определяется по данным нижеприведенной таблицы.
* Значение Пвн (%) определяется как отношение площади водонепроницаемых поверхностей к общей площади территории природопользователя.
П | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
К | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1,0 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 1,8 | 2,0 | 2,2 |
3.1.4. Объем стока талых вод определяется:
Wт = Нт * Кт * Kв, (9)
где:
Нт - слой осадков за холодный период со средними температурами ниже 0°С, определяется по данным метеорологических наблюдений территориального органа Гидрометеослужбы, мм (средняя величина Нт по области равна 135 мм);
Кт - коэффициент, учитывающий объем стока талых вод в зависимости от условий снеготаяния, принят равным 0,6;
Кв - коэффициент, учитывающий вывоз снега с территории природопользователя. При отсутствии вывоза коэффициент принимается равным 10 с уменьшением его значения пропорционально объему вывоза снега.
3.1.5. Объем стока поливомоечных вод определяется:
Wп = 10 * q * N * Kпм, (10)
где:
q - расход воды на одну поливку (мойку) твердых покрытий за отчетный период принимается по данным учета или в размере 1,2-1,3 л/кв.м;
N - количество поливок (моек) в год принимается по данным учета или в соответствии с нормативными документами, регламентирующими правила эксплуатации промплощадок;
Кпм - коэффициент стока поливомоечных вод принимается равным 0,5.
3.1.6. При осуществлении природопользователем контроля и учета сброса поверхностного стока с территории его объем принимается на основе фактических данных.
Общий объем и составляющие поверхностного стока (Wд + Wт + Wп) уменьшаются на величину его использования природопользователем в системе технического водоснабжения.
3.1.7. Для природопользователей, которые по условиям производства в полной мере не могут (обратное подтверждается данными аналитического контроля) исключить поступление в поверхностный сток специфических веществ с высокотоксичными свойствами (предприятия цветной металлургии, горнодобывающей, химической, лесохимической, целлюлознобумажной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, кожевенные заводы, мясокомбинаты, электростанции, работающие на угле), в расчетах рекомендуется учитывать примеси, специфические для данного производства.
3.2. Сельскохозяйственные территории производственного назначения (земли, занятые животноводческими, птицеводческими фермами и комплексами, выгульными площадками, стоянками автомашин и сельскохозяйственной техники, перерабатывающими цехами и подсобными производствами)
3.2.1. Масса сброса загрязняющего вещества с неорганизованным стоком с территории (водосбора) природопользователя определяется в соответствии с п.3.1.1 Методических указаний.
3.2.2. Площади сельскохозяйственных территорий производственного назначения (без сельхозугодий) и удельный вес в этой площади водонепроницаемых поверхностей (твердых покрытий) определяются по данным генерального плана землеустройства природопользователя или формы статотчетности N 22 "Отчет об использовании земель".
При отсутствии фактических данных о функциональной структуре территории площади (водосбор) поверхностного стока с выгульных площадок рекомендуется рассчитывать, исходя из гигиенических норм содержания скота (птицы) в кв.метрах на одну голову: молочные коровы - 100, крупный рогатый скот - 50, свиньи - 10, овцы - 20, птицы - 1. Площадь открытых стоянок автомашин и другой сельскохозяйственной техники составляет 8-10% общей сельхозпредприятий (без сельхозугодий).
3.2.3. Объемы стока дождевых, талых и поливомоечных вод определяется в соответствии с пп.3.1.3, 3.1.5 Методических указаний.
3.2.4. При наличии производственного или государственного аналитического контроля фактические концентрации загрязняющих веществ для определения массы их сброса в стоке дождевых, талых и поливомоечных вод принимаются по его результатам.
3.3. Эродированные и эрозионно-опасные земли сельскохозяйственного назначения.
3.3.1. Масса сброса загрязняющего вещества с неорганизованным стоком с территории (водосбора) природопользователя определяется по формуле:
Мэзi = Sэз * Р * qi * Ув * 0,00001, (11)
где:
Sэз - площадь эродированных и эрозионно-опасных земель, га;
Р - масса смыва почвы с эродированных и эрозионно-опасных земель, т/га;
qi - содержание i-го загрязняющего вещества в смываемой почве, кг/т;
Ув - удельный вес выноса продуктов эрозии почвы за пределы водосбора, % к объему смыва (принимается от 1 до 10 % в зависимости от густоты овражно-балочной сети от 0,2 до 2,0 км/кв.км или в среднем 3 %).
3.3.2. Площади эродированных и эрозионно-опасных земель сельскохозяйственного назначения определяются по данным почвенных обследований или планов землеустройства природопользователя.
3.3.3. При наличии мониторинга почвенного покрова фактическая масса смыва почвы с эродированных и эрозионно-опасных земель и содержание загрязняющих веществ в ней принимаются по его результатам.
При отсутствии контроля расчет массы сброса может осуществляться только по взвешенным веществам, для которых значение qi принимается равным 1000, а массу смыва почвы с эродированных и эрозионно-опасных земель рекомендуется принимать равным 6,7 т.
3.3.4. При неорганизованном сбросе загрязняющих веществ с эродированных и эрозионно-опасных земель сельскохозяйственного назначения их масса, определяемая в соответствии с п.3.1 относится к разрешенной к сбросу в пределах установленных лимитов. При расчете размера платы в формуле 3 показатель Мнi принимается равным нулю.
3.3.5. Для природопользователей, осуществляющих противоэрозионные мероприятия, но не имеющих водоохранных полос по берегам водных объектов, при расчете размера платы в формулу 3 рекомендуется вводить понижающий коэффициент (Клт), отражающий уровень внедрения противоэрозионных мероприятий:
Клт = Кл * Кт, (12)
где:
Кл, Кт - коэффициенты, учитывающие степень снижения интенсивности выноса соответственно легкорастворимых и труднорастворимых соединений загрязняющих веществ;
для легкорастворимых соединений:
Кл = 1 - 0,3 * Sэм/Sэз, (13)
для труднорастворимых соединений:
Кт = 1 - 0,4 * Sэм/Sэз, (14)
где Sэм - площадь сельскохозяйственных земель, на которых освоены почвозащитные севообороты и проведены противоэрозионные мероприятия, га;
S - площадь эродированных и эрозионно-опасных сельскохозяйственных земель, га.
3.3.6. Для природопользователей, имеющих водоохранные полосы, занятые а) лугом или березовыми насаждениями и б) смешанными или еловыми насаждениями, задерживающие вынос продуктов эрозионного происхождения, при расчете величины платы в формулу 3 рекомендуется дополнительно вводить понижающие коэффициенты (Квн) соответственно в размере 0,1 и 0,04.
3.4. Определение состава загрязняющих веществ и их концентраций в поверхностном стоке.
3.4.1. Состав основных загрязняющих веществ и их концентрации в поверхностном стоке с территорий несельскохозяйственного назначения принимаются по таблице 1.
Таблица 1
Наименование основных загрязняющих веществ |
Концентрации основных загрязняющих веществ, мг/л | ||
Промышленные предприятия |
Автотранспортные, торгово-складские предприятия |
Прочие организации |
|
Дождевые и поливочные воды | |||
Взвешенные вещества | 2000 | 2000 | 250 |
Нефтепродукты | 20 | 70 | 10 |
БПК | 30 | 30 | 30 |
Талые воды | |||
Взвешенные вещества | 4500 | 2700 | 3500 |
Нефтепродукты | 30 | 70 | 30 |
БПК | 150 | 120 | 70 |
3.4.2. Кроме основных загрязняющих веществ, указанных в п.3.4.1 в поверхностном стоке отдельных предприятий несельскохозяйственного назначения учитываются специфические примеси, состав и концентрации которых принимаются по таблице 2.
Таблица 2
Концентрации специфических загрязняющих веществ, мг/л | |||||
Наименование специфических загрязняющих веществ |
Лесо- химические заводы |
Целлюлозно- бумажные комбинаты |
Нефте- химические комбинаты |
Кожевенные заводы |
Мясо- комбинаты |
Фенолы | 0,08 | 0,06 | 0,30 | 0,50 | |
Деметилсульфид | 0,40 | 14,00 | |||
Сульфиты | 75,00 | ||||
Смолы | 5,00 | ||||
Скипидар | 0,50 | ||||
СПАВ | 0,20 | 43,00 | |||
Формальдегид | 0,30 | ||||
Бензол | 10,00 | ||||
Толуол | 5,00 | ||||
Стирол | 0,10 | ||||
Аммиак | 30,00 | ||||
Жиры | 270,00 | 270,00 | |||
БПК | 45,0* | 210,0* | 300,0* | 600,0* |
* - превышение концентраций относительно значений, указанных в таблице 1.
3.4.3. Состав основных загрязняющих веществ и их концентрации в поверхностном стоке с территорий сельскохозяйственного назначения принимаются по таблице 3.
Таблица 3
Наименование производственной территории |
Концентрации основных загрязняющих веществ, мг/л |
||
Взвешенные вещества |
БПК | Нефтепродукты | |
Выгульные площади КРС и свиней |
2000 | 1000 | |
Внутрифермерские дороги с твердым покрытием |
250 | 50 | 20 |
Открытые стоянки автомашин и с/х техники |
800 | 160 | 50 |
3.4.4. Кроме основных загрязняющих веществ, указанных в п. 3.4.3, в поверхностном стоке отдельных предприятий сельскохозяйственного назначения учитываются специфические примеси, состав и концентрации которых принимаются по таблице 4.
Таблица 4
Наименование специфических загрязняющих веществ |
Концентрации специфических загрязняющих веществ, мг/л |
|
Свинокомплексы | Комплексы крупного рогатого скота |
|
Азот общий | 1500 | 600 |
Азот аммонийный | 600 | 500 |
Фосфор | 500 | 350 |
Калий | 400 | 700 |
Перечень нормативных документов
1. Временные рекомендации по проектированию сооружений для очистки поверхностного стока с территорий промышленных предприятий и расчету условий выпуска его в водные объекты. - М., ВНИИВодГео, 1983 - 47 с.
2. Строительная климатология и геофизика. СНиП 2.01.01-82-М. Стройиздат, 1983 - 136 с.
3. Временная инструкция по проектированию сооружений для очистки поверхностных сточных вод. СН 496-77-М. Стройиздат, 1978 - 40 с.
4. Отведение и очистка поверхностных сточных вод. - М., МДНТП, 1983.
5. Очистка и использование поверхностного стока с территорий городов и промышленных предприятий. - М., МДНТП, 1981.
6. Использование природных и сточных вод. - Минск, 1975.
7. Общесоюзные нормы технологического проектирования систем удаления и подготовки к использованию навоза. ОНТП - 17-86 - М., 1986.
8. Охрана вод от загрязнения поверхностным стоком. - Харьков, 1983.
9. Зябченко С.С., Загуральская Л.М., Лазарева И.П. Динамика экологических процессов на сплошных концентрированных рубках Северной Карелии. // Лесоведение, 1988, N З.
10. Справочник лесохимика. - М., Лесная промышленность, 1987.
11. Укрупненные нормы водопотребления и водоотведения для различных отраслей промышленности. - М., Стройиздат, 1978.
Приложение 7
по определению и взиманию платы
за негативное воздействие на окружающую среду
с учетом особенностей экологической ситуации
в Нижегородской области
Перечень природоохранных мероприятий
1. Охрана и рациональное использование водных ресурсов
1.1. Строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки.
1.2. Внедрение систем оборотного и бессточного водоснабжения всех видов, систем повторного использования воды.
1.3. Осуществление мероприятий для повторного использования сбросных и дренажных вод, улучшения их качества, не вызывающих побочного негативного воздействия на другие природные среды и объекты: аккумулирующие емкости, отстойники, сооружения и устройства для аэрации вод, биологические инженерные очистные сооружения, биологические каналы, экраны.
1.4. Строительство опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод, переработкой жидких отходов и кубовых остатков.
1.5. Реконструкция или ликвидация накопителей отходов.
1.6. Создание и внедрение автоматической системы контроля за составом и объемом сброса сточных вод.
1.7. Строительство комплексов по утилизации в качестве органических удобрений жидких навозно-пометных стоков животноводческих комплексов и птицефабрик.
1.8. Вывод за пределы прибрежных защитных полос и водоохранных зон источников загрязнения поверхностных и грунтовых вод, почвенного покрова, восстановление растительности в пределах водоохранных зон.
1.9. Создание и уход за противоэрозионными агролесомелиоративными насаждениями.
1.10. Внедрение установки по очистке сточных вод, содержащих нефтепродукты.
1.11. Внедрение установки по нейтрализации и обезвреживанию сточных вод химических промывок и консервации оборудования.
1.12. Внедрение установки по очистке обмывочных вод регенеративных воздухоподогревателей и конвективных поверхностей нагрева котлов.
1.13. Внедрение установки нейтрализации сточных вод обессоливающих установок и конденсатоочисток.
1.14. Внедрение установки по очистке продувочных вод осветлителей.
1.15. Строительство сооружений биологической, механической и физикохимической очистки.
1.16. Строительство очистных сооружений поверхностных стоков территории электростанций.
1.17. Внедрение испарителей, выпарных установок (как элементов схемы обработки сточных вод).
1.18. Внедрение установки по очистке сточных вод после пожаротушения трансформаторов.
1.19. Внедрение оборудования для предотвращения пыления золоотвалов и шламоотвалов угольных складов, карьеров (в связи с отсутствием типовых решений, элементы, входящие в установку, определяются в каждом конкретном случае).
1.20. Строительство противофильтрационных устройств золоотвалов и шламоотвалов, наблюдательных скважин с пьезометрами для контроля за фильтрацией из золоотвалов и шламоотвалов.
1.21. Строительство рыбозаградительных и рыбозащитных устройств (в связи с отсутствием типовых решений элементы, входящие в устройство, определяются в каждом конкретном случае).
1.22. Внедрение оборотных систем охлаждения.
1.23. Внедрение систем возврата осветленной воды с золоотвалов в цикл станций.
1.24. Строительство сооружений для охлаждения воды перед сбросом в водоемы общего пользования.
1.25. Строительство рассеивающих выпусков сточных вод в водоемы общего пользования.
1.26. Мероприятия направленные на улучшения водообеспечения населения и отраслей экономики.
1.27. Восстановление качества вод водных объектов.
1.28. Обустройство водоохранных зон, прибрежных полос, берегоукрепление.
1.29. Предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод.
1.30. Расчистка русел рек и ложа водохранилищ.
1.31. Мониторинг водных объектов.
1.32. Развитие системы информационного обеспечения.
1.33. Ведение государственного водного кадастра, регистра гидротехнических сооружений, реестра водных объектов.
1.34. Ведение государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.
1.35. Нормативное, правовое, научное, методическое и предпроектное обеспечение.
2. Охрана воздушного бассейна
2.1. Установка газопылеулавливающих устройств, предназначенных для улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов, отходящих от технологических агрегатов и из вентиляционного воздуха перед выбросом в атмосферу.
2.2. Строительство опытно - промышленных установок и цехов по разработке методов очистки отходящих газов от вредных выбросов в атмосферу.
2.3. Оснащение двигателей внутреннего сгорания нейтрализаторами для обезвреживания отработавших газов, создание станций (служб) регулировки двигателей автомобилей с целью снижения токсичности отработавших газов, систем снижения токсичности отработавших газов, создание и внедрение присадок к топливам, снижающих токсичность и дымность отработавших газов и др.
2.4. Создание автоматических систем контроля за источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оснащение стационарных источников выброса вредных веществ в воздушный бассейн приборами контроля, строительство, приобретение и оснащение лабораторий, в т.ч. передвижных, по контролю за источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
2.5. Установка устройств по дожигу и другим методам доочистки хвостовых газов перед непосредственным выбросом в атмосферу.
2.6. Оснащение установками для утилизации веществ из отходящих газов.
2.7. Приобретение, изготовление и замена топливной аппаратуры при переводе на сжигание других видов топлива или улучшение режимов сжигания топлива при условии исключения возникновения новых загрязняющих веществ, вызывающих большее негативное воздействие.
2.8. Установка электрофильтров.
2.9. Установка "мокрых" инерционных золоуловителей.
2.10. Установка "сухих" инерционных золоуловителей.
2.11. Установка рукавных фильтров.
2.12. Установка эмульгаторов.
2.13. Установка оборудования по очистке дымовых газов от оксидов серы.
2.14. Установка оборудования по очистке газов от окислов азота.
2.15. Проведение технологических мероприятий по снижению образования окислов азота в котлах.
2.16. Перевод котлов на сжигание более экологически чистого топлива (газа, малосернистого и малозольного угля и др.). Котлы с "кипящим" слоем.
2.17. Установка системы контроля за вредными выбросами тепловых электростанций.
2.18. Установка шумоглушащих устройств предохранительных клапанов выхлопных трубопроводов паровых котлов и сосудов, работающих под давлением.
2.19. Установка шумоглушащих кожухов, экранов дымососов и вентиляторов, размещенных на открытом воздухе.
2.20. Внедрение систем оперативного контроля за акустической обстановкой и распространением загрязняющих веществ при эксплуатации воздушных судов в зоне аэропортов (расчетный и измерительный мониторинг).
2.21. Разработка и установка акустических экранов или других шумоглущащих устройств в местах опробования авиационных двигателей при техническом обслуживании.
3. Использование отходов производства и потребления
3.1. Строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, а также полигонов для складирования бытовых и промышленных отходов.
3.2. Строительство и реконструкция объектов размещения отходов, отвечающих требованиям нормативно-методических документов, и рекультивация их территорий.
3.3. Создание мощностей по обезвреживанию и переработке отходов.
3.4. Приобретение и внедрение установок, оборудования и машин для переработки, сбора и транспортировки бытовых отходов с территорий городов и других населенных пунктов.
3.5. Строительство установок, производств, цехов для получения сырья или готовой продукции из отходов производства.
4. Экологическое просвещение, подготовка кадров
5. Научно-исследовательские работы
5.1. Разработка экспресс-методов определения содержания вредных веществ в воздухе, воде, почве.
5.2. Разработка нетрадиционных методов и высокоэффективных систем и установок для очистки отходящих газов промышленных предприятий, утилизации отходов.
5.3. Разработка технологических процессов, оборудования, приборов и реагентов, обеспечивающих глубокую переработку сырья с утилизацией образующихся отходов.
5.4. Совершенствование методов обезвреживания твердых бытовых отходов с целью предотвращения попадания в природные среды тяжелых металлов и ксенобиотиков.
5.5. Проведение проектно-изыскательских и опытно-конструкторских работ по созданию природоохранного оборудования, установок, сооружений, предприятий и объектов, прогрессивной природоохранной технологии, методов и средств защиты природных объектов от негативного воздействия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
От платы за негативное воздействие на окружающую среду освобождены органы законодательной, исполнительной и судебной власти, органы местного самоуправления; специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды; областные общественные организации Всероссийских обществ слепых, глухих, инвалидов и их отделения в районах и городах Нижегородской области, а также лечебно-профилактические учреждения; учреждения охраны материнства и детства; санитарные учреждения; учреждения судебно-медицинской экспертизы; учреждения социального обеспечения; учреждения образования; научные и опытные станции и поля, государственные архивы; учреждения культуры, финансируемые из бюджетов всех уровней в размере не менее 70 %.
Постановление Правительства Нижегородской области от 30 декабря 2003 г. N 387 "Об определении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 24 от 7 февраля 2004 г.
Разъяснения, утвержденные настоящим постановлением, распространяются на правоотношения, возникшие после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344
Постановлением Правительства Нижегородской области от 21 августа 2009 г. N 621 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2010 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 21 августа 2009 г. N 621
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня опубликования названного постановления
Действие пункта 1 названного постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 9 июня 2009 г. N 377
Изменения вступают в силу через 10 дней со дня официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 27 февраля 2009 г. N 80
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления
Постановление Правительства Нижегородской области от 28 мая 2008 г. N 214
Постановление Правительства Нижегородской области от 19 марта 2008 г. N 87
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней с момента опубликования названного постановления, за исключением изменений, вносимых подпунктом 2.11 названного постановления
Изменения, вносимые подпунктом 2.11, вступают в силу с 1 января 2009 г.