Постановление
избирательной комиссии Нижегородской области
от 23 ноября 1999 г. N 70
"О некоторых вопросах проведения предвыборной агитации"
Постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 12 марта 2013 г. N 048/538-5 настоящее постановление признано утратившим силу
Рассмотрев вопросы агитационной деятельности в средствах массовой информации в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ, избирательная комиссия Нижегородской области отмечает, что некоторые организации телерадиовещания и периодические печатные издания нарушают требования законодательства.
На основании статьи 25 Федерального закона избирательная комиссия Нижегородской области постановляет:
1. Предложить руководителям средств массовой информации в полном объеме выполнять требования законодательства о выборах, не допускать проявления журналистами явных предпочтений и антипатий, распространения информации, унижающей честь и достоинство, деловую репутацию кандидатов, избирательных объединений, блоков, а равно иных лиц, не имеющих отношения к избирательной кампании.
2. Согласиться с текстом письма руководителям средств массовой информации (прилагается) и опубликовать его в газетах "Нижегородские новости", "Нижегородская правда" и "Земля нижегородская".
3. Окружным избирательным комиссиям усилить контроль за соответствием деятельности средств массовой информации по освещению избирательной кампании требованиям законодательства.
Председатель |
Секретарь |
Приложение
к постановлению избирательной комиссии
Нижегородской области
от 23 ноября 1999 г. N 70
Руководителям средств массовой информации
Избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы вступила в завершающую стадию. Кандидаты, избирательные объединения, блоки активно включились в предвыборную агитацию. При этом некоторые участники избирательного процесса допускают действия, порочащие честь и достоинство других лиц, а средства массовой информации обнародуют соответствующую информацию. Кроме того, отдельные средства массовой информации допускают иные нарушения законодательства.
1. В соответствии с п. 8 ст. 55 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", материалы предвыборной агитации имеют право размещать только те средства массовой информации, которые в установленном порядке опубликовали сведения о размерах оплаты и уведомили об этом избирательную комиссию Нижегородской области. Однако газеты "Мое Отечество. Нижний Новгород" и "Консультант-Н" размещали материалы предвыборной агитации без соблюдения указанных требований.
Согласно п. 14 ст. 57 Федерального закона, редакции периодических печатных изданий, не выполнившие требования п. 8 ст. 55 Федерального закона, не вправе предоставлять печатную площадь для целей предвыборной агитации. Эта норма распространяется и на те издания, которые учреждены кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком. Такие издания освобождены Федеральным законом от обязанности предоставления печатной площади субъектам агитационной деятельности на равных условиях, однако не освобождены от обязанности опубликования расценок и предоставления печатной площади на условиях ее оплаты из соответствующего избирательного фонда.
2. Обнаружились намерения ряда граждан развернуть агитацию "против всех кандидатов", при этом предполагается использование средств массовой информации, в том числе на платной основе. Однако согласно п. 6 ст. 65 Федерального закона запрещается выполнение оплачиваемых работ, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, без документального подтверждения согласия кандидата либо уполномоченных им лиц, уполномоченных представителей избирательного объединения, блока на такое выполнение работ, оказание услуг и их оплату из соответствующего избирательного фонда. Таким образом, для агитации как "за", так и "против", если такая агитация предполагает материальные затраты, установлены единообразные правила: согласие кандидата, избирательного объединения, блока и оплата из избирательного фонда. Также законом запрещается бесплатное выполнение работ, оказание услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, со стороны юридических лиц, в том числе средств массовой информации.
3. Некоторые организации телерадиовещания приглашают зарегистрированных кандидатов для участия в программах, формально не имеющих отношения к избирательной кампании. Однако согласно п. 3 ст. 60 Федерального закона в период избирательной кампании реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений, блоков, их доверенных лиц и уполномоченных представителей должна оплачиваться из средств соответствующих избирательных фондов.
Отдельные телерадиокомпании размещают оплаченные кандидатами сюжеты в информационных программах в виде репортажей. Однако согласно п. 24 ст. 56 Федерального закона сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, избирательными объединениями, блоками должны даваться отдельными блоками, без комментариев, на равных условиях и на бесплатной основе. Сюжеты, оплаченные из избирательных фондов, должны помещаться в другие блоки внутри информационных телерадиопрограмм.
4. Избирательная комиссия напоминает, что при опубликовании и обнародовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности. Организации, проводящие такие опросы в целях опубликования, а также организации, публикующие результаты опросов и прогнозы результатов выборов, должны направлять копии этих публикаций в избирательную комиссию Нижегородской области. Публикации результатов опросов показывают, что средства массовой информации не в полной мере выполняют требования закона. Так, газета "Московский комсомолец - "МК" в Нижнем Новгороде", опубликовав 12.11.99 г. результат опроса общественного мнения о ситуации в Канавинском избирательном округе, не привела данные об организации, проводившей опрос, о времени его проведения, методе сбора информации и оценке погрешности.
5. При использовании эфирного времени, печатной площади, выделенных на бесплатной основе, необходимо учитывать п. 7 ст .55 Федерального закона. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному избирательному округу и в то же время включенный в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов этого же избирательного объединения, блока, вправе использовать бесплатный ресурс либо как кандидат, зарегистрированный по округу, либо как кандидат, включенный в региональную группу кандидатов. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, блоком по одномандатному избирательному округу и не включенный в региональную группу кандидатов, не может использовать бесплатное эфирное время, печатную площадь, выделенные региональной группе кандидатов, как в случае, если он использует бесплатный ресурс, выделенный ему как кандидату по одномандатному избирательному округу, так и в случае отказа от использования этого ресурса.
Кандидаты не вправе вести предвыборную агитацию за счет средств иных избирательных фондов, а также использовать бесплатный ресурс, выделенный другому кандидату, региональной группе кандидатов другого федерального списка кандидатов. Кандидаты, избирательные объединения, блоки не вправе расходовать средства своих избирательных фондов в интересах других кандидатов, региональных групп кандидатов, а также предоставлять им возможность участвовать в использовании полученных безвозмездно либо оплаченных эфирного времени, печатной площади.
6. В соответствии с п. 4 ст. 55 Федерального закона, средства массовой информации с муниципальным участием обязаны предоставить равные возможности кандидатам, избирательным объединениям, блокам при размещении материалов предвыборной агитации на платной основе. Организация телерадиовещания и редакция периодического печатного издания самостоятельно определяют порядок обеспечения равных возможностей. При этом редакция средства массовой информации вправе установить общий объем эфирного времени, печатной площади, отводимой для предвыборной агитации в период, оставшийся до дня голосования, и разумный срок для подачи субъектами агитационной деятельности заявок на использование (приобретение) этого ресурса. В случае, если объем заявленных предложений превысит возможности СМИ по предоставлению ресурса, редакция вправе установить долю, приходящуюся каждому кандидату, зарегистрированному по одномандатному избирательному округу, и региональной группе кандидатов (доля должна быть равной), и по окончании подачи заявок провести жеребьевку по распределению дат публикации, дат и времени выхода в эфир. При жеребьевке допускается дробление доли на несколько публикаций, выходов в эфир с учетом пожеланий заказчиков. При этом учитывается объем эфирного времени, печатной площади, уже выделенный участнику избирательного процесса: если этот объем превышает долю, приходящуюся ему по результатам жеребьевки, то дополнительные объемы данному участнику избирательного процесса не выделяются.
При определении долей, приходящихся соответственно кандидатам и региональным группам кандидатов, средствам массовой информации, распространяющимся на всей территории Нижегородской области, рекомендуется придерживаться соотношения, установленного п. 6 ст. 56 Федерального закона. Средствам массовой информации, распространяющимся на части территории области, рекомендуется выделять участникам избирательного процесса равные доли эфирного времени, печатной площади.
7. Средства массовой информации, не подпадающие под п. 1 и п. 4 ст. 55 Федерального закона, также вправе установить объем эфирного времени, печатной площади, выделяемый для размещения материалов предвыборной агитации, и соответственно распределить его по правилам, установленным п. 6 данного письма.
8. Избирательная комиссия области уведомляет о принятии Центральной избирательной комиссией Российской Федерации Рекомендаций о порядке оформления договоров на предоставление эфирного времени (печатной площади) для целей предвыборной агитации на платной основе между средствами массовой информации и субъектами агитационной деятельности. Рекомендации опубликованы в "Российской газете" 16 ноября 1999 года.
9. Согласно ст. 43 - 46 Закона РФ "О средствах массовой информации гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, а также имеют право на ответ в случае распространения сведений, не соответствующих действительности либо ущемляющих права и законные интересы гражданина. В случае распространения такой информации в материалах предвыборной агитации средства массовой информации не освобождаются от обязанности помещать опровержение либо ответ, а также возмещать моральный ущерб. Редакция имеет право отказать в размещении материала, если установит, что он ущемляет права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 49 Закона РФ "О средствах массовой информации" при осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций. Участник предвыборных теле- и радиопередач обязан соблюдать выработанный порядок проведения передачи, вести дискуссию в рамках этических и нравственных норм, не допускать заведомо ложных, унижающих честь и достоинство высказываний в адрес других лиц.
Журналист, ведущий программу в прямом эфире, вправе прервать выступление участника избирательного процесса, если выступление выходит за рамки законодательства, и напомнить выступающему о противоправном характере его действий; далее выступление может быть продолжено; время, потерянное участником избирательного процесса по его вине, заново ему не предоставляется. Если недопустимые высказывания, видео- и звукоряд содержатся в представленной в организацию телерадиовещания видео- и аудиокассете, лицо, ответственное за выпуск кассеты в эфир, вправе предложить участнику избирательного процесса заменить кассету либо выступить в отведенное ему время в прямом эфире или записи (в зависимости от ранее установленного порядка). В случае замены кассеты участник избирательного процесса должен представить новую кассету в тот же срок, который был установлен для представления первоначальной кассеты.
При публикации представленного участником избирательного процесса текста редакция периодического печатного издания вправе не публиковать фрагменты, публикация которых приведет к нарушению законодательства; редакция должна известить об этом решении лицо, представившее материал.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление избирательной комиссии Нижегородской области от 23 ноября 1999 г. N 70 "О некоторых вопросах проведения предвыборной агитации"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 233 от 8 декабря 1999 г.
Постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 12 марта 2013 г. N 048/538-5 настоящее постановление признано утратившим силу