Постановление Правительства Нижегородской области
от 8 августа 2007 г. N 275
"Об утверждении Основных направлений развития страхового рынка
Нижегородской области на 2007-2009 годы"
30 марта 2009 г.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28 октября 2009 г. N 770 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2010 г.
В целях дальнейшего развития системы страховой защиты хозяйствующих субъектов, физических лиц, имущества и финансовых ресурсов Нижегородской области, расширения сотрудничества органов исполнительной власти Нижегородской области со страховыми организациями Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления развития страхового рынка Нижегородской области на 2007-2009 годы.
2. Признать утратившими силу:
- постановление Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2003 года N 125 "Об утверждении Концепции развития страхового рынка Нижегородской области и Программы развития и поддержки страхового рынка Нижегородской области на 2003-2005 годы";
- постановление Правительства Нижегородской области от 9 июля 2004 года N 158 "О внесении изменений в Программу развития и поддержки страхового рынка Нижегородской области на 2003-2005 годы, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2003 года N 125".
Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 марта 2009 г. N 165 пункт 3 настоящего постановления изложен в новой редакции
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А. Иванова.
И.о. Губернатора |
В.А. Иванов |
Основные направления развития страхового рынка
Нижегородской области на 2007-2009 годы
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 8 августа 2007 г. N 275)
30 марта 2009 г.
1. Оценка текущей ситуации и обоснование необходимости разработки
новых направлений развития страхового рынка Нижегородской области
на 2007-2009 годы
Страхование является одной из наиболее динамично развивающихся сфер российского бизнеса. Объемы страховых операций на этом рынке неуклонно растут, а страховые организации играют в экономике все более значимую роль. Главными предпосылками роста страхового рынка являются: политическая стабильность, повышение благосостояния граждан и доходов предприятий, введение обязательных видов страхования, распространение страховой культуры и увеличение охвата экономики и населения страховыми услугами.
Правительство Российской Федерации в последнее время уделяет большое внимание развитию рынка страховых услуг. В рамках административной реформы образована Федеральная служба страхового надзора, которой переданы функции страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации - лицензирование, ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, контроль за соблюдением страхового законодательства, обобщение практики страхового надзора, подготовка предложений по совершенствованию страхового законодательства и многое другое.
В целях осуществления государственного страхового надзора за субъектами страхового дела, их филиалами в каждом федеральном округе функционируют инспекции страхового надзора. Инспекция страхового надзора по Приволжскому федеральному округу находится в городе Самаре, в Нижнем Новгороде создано представительство окружной инспекции.
Внесены коррективы в федеральное законодательство о страховании, ужесточились требования к уставному капиталу страховых организаций. Базовый размер уставного капитала увеличен до 30 млн. руб. с применением коэффициентов для различных видов страхования. Страховые организации, созданные до вступления в силу закона, обязаны сформировать свои уставные капиталы в соответствии с его требованиями в следующем порядке:
до 1 июля 2004 года - до одной трети установленного размера уставного капитала;
до 1 июля 2006 года - до двух третей установленного размера уставного капитала;
до 1 июля 2007 года - установленный размер уставного капитала.
Ранее страховые компании боролись за выживание, сегодня на первый план выходят для одних - вопросы управления ростом страховых услуг; для других - разделения страхового бизнеса; для третьих (самой многочисленной категории) - выхода на заданные законодательством параметры. Большинству российских страховщиков предстоит найти финансовые и организационные ресурсы для того, чтобы соответствовать требованиям Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями на 17 мая 2007 года). Они обязаны вывести страхование жизни в отдельный бизнес, который теперь не может совмещаться с имущественным перестрахованием; довести размер уставного капитала минимум до 30 млн. руб. без привлечения заемных средств и находящегося в залоге имущества. Для страховщиков жизни и перестраховочных компаний установлены еще более высокие нормативы - 60 и 120 млн. руб. соответственно. Страховщики обязаны соблюдать установленные законом требования по финансовой устойчивости, цель которых - создать или сохранить страховые компании, которые могут предложить гражданам широкий спектр страховых услуг и реальные выплаты при наступлении страхового случая. Сколько компаний требуется страховой отрасли и должно выявить действие рыночных механизмов.
На начало 2007 года в едином государственном реестре страховщиков и объединений страховщиков Министерства финансов Российской Федерации зарегистрировано 918 страховых организаций; таким образом, за прошедший год со страхового рынка ушло более 150 компаний. Сокращение числа страховых компаний произошло не только за счет действий страхового надзора, но и за счет череды слияний и поглощений на рынке крупными федеральными страховщиками мелких региональных компаний.
Общая сумма страховой премии (взносов) по всем видам страхования составила за 2006 год - 610,6 млрд. руб. или 123,2% по сравнению с 2005 годом. Общая сумма страховых выплат по всем видам страхования составила за 2006 год - 352,8 млрд. руб. или 126,7% по сравнению с 2005 годом.
В распоряжении страховщика после выполнения им всех обязательств, выплаты возмещений и покрытия накладных расходов остаются средства, которые требуется надежно и выгодно разместить. Для регулирования инвестиционной деятельности страховых компаний необходимы разработка и принятие нормативных правовых актов Правительством Российской Федерации. В настоящее время Министерством финансов Российской Федерации внесены изменения в Правила размещения страховщиками средств страховых резервов, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 августа 2005 года N 100н, расширены направления инвестирования страховых резервов и узаконено право передачи страховых резервов в доверительное управление профессиональным участникам финансового рынка.
По мере экономического развития и углубления социально-экономических реформ, повышения благосостояния населения возрастут и обороты страховой отрасли, и поступающие в распоряжение страховщиков финансовые ресурсы, которые трансформируются в инвестиции.
В целом же в настоящее время страховые организации начинают активно продвигаться в регионы. Это связано с тем, что в основном вся материальная инфраструктура реального сектора экономики сосредоточена в регионах России. Основной объем продаж региональных представительств приходится на страхование имущества физических и юридических лиц, автотранспорта, грузов, ответственности предприятий повышенной опасности, профессиональной ответственности, а также добровольное медицинское страхование. Стратегия развития страховой компании в регионах заключается, в частности, в поступательном приобретении сильных менеджерских команд с качественными страховыми портфелями.
В 2006 году в Нижегородской области страховую деятельность осуществляли 7 региональных компаний.
Характеристика показателей работы страховых организаций Нижегородской области в 2006 году представлена в следующей таблице:
|
2006 год |
в % к 2005 году |
Число страховых организаций (единиц) |
7 |
87,5 |
Число филиалов (единиц) |
20 |
105,2 |
Уставный капитал (млн. руб.) |
2005,1 |
99,8 |
Сумма страховых взносов (млн. руб.) |
6650,2 |
112,0 |
Число заключенных договоров (тыс.) |
7861,4 |
91,9 |
в т. ч. добровольного страхования |
5880,8 |
89,5 |
Страховая сумма по договорам (млн. руб.) |
1691,8 |
125,1 |
в т.ч. добровольного страхования |
828,9 |
174,6 |
В 2006 году заключались более крупные договоры, количество заключенных договоров страхования по сравнению с предыдущим годом сократилось на 8 процентов, при этом страховая сумма возросла на 25 процентов. Количество договоров по добровольному страхованию снизилось на 10%, по обязательному страхованию практически не изменилось.
Одним из основных показателей, характеризующих степень исполнения страховщиком взятых на себя обязательств, является размер страховых выплат. Общий объем страховых выплат по всем видам страхования в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличился на 11 процентов и составил 2 937,6 млн. рублей.
Итоги реализации мероприятий по страхованию за счет средств
областного бюджета в 2003-2005 годах и 2006 году
В 2002 году при Правительстве Нижегородской области был создан координационный совет по развитию страхования, являющийся экспертно-консультационным органом, главная цель которого - рассмотрение вопросов и подготовка предложений по обеспечению эффективного использования механизма страхования и содействие развитию страхового рынка Нижегородской области.
Правительством Нижегородской области была разработана Концепция развития страхового рынка Нижегородской области и Программа развития и поддержки страхового рынка Нижегородской области на 2003-2005 годы, утвержденные постановлением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2003 года N 125 (с изменениями на 9 июля 2004 года), в соответствии с которыми и с участием координационного совета по развитию страхования при Правительстве Нижегородской области осуществлялось взаимодействие органов управления Нижегородской области с участниками рынка страховых услуг. Реализованы мероприятия по имущественному страхованию; страхованию рисков в агропромышленном секторе; страхованию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Особый блок - это обязательные виды страхования: медицинское и страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) владельцев государственного транспорта Нижегородской области.
В 2003 году было проведено 5 конкурсных отборов по приоритетным для Нижегородской области видам страхования, в 2004-2005 годах - 4 конкурса, для чего были отработаны и согласованы правила организации и проведения конкурсов для определения страховых компаний, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами областного бюджета.
Организаторами конкурсов по поручению Правительства Нижегородской области являлись министерства и иные органы исполнительной власти Нижегородской области; разработанная ими конкурсная документация согласовывалась с управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области.
Критерием отбора страховой организации при проведении открытого конкурса являлась оценка финансовой устойчивости и платежеспособности, опыт работы на рынке страховых услуг, количество территориальных подразделений или филиалов для работы с населением, наличие технического, программного и кадрового обеспечения и необходимых для данного вида страхования служб.
В областном бюджете на 2003 год был впервые сформирован страховой фонд, созданный с целью финансового обеспечения Программы развития и поддержки страхового рынка Нижегородской области на 2003-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2003 года N 125 (с изменениями на 9 июля 2004 года). На оплату договоров страхования по результатам проведенных конкурсов направлено из страхового фонда в 2003 году 12,3 млн. рублей, в 2004 году 12,6 млн. рублей, в 2005 году 12,3 млн. рублей. Финансирование мероприятий по страхованию в 2006 году составило 8,1 млн. руб.
Страхование осуществлялось по следующим направлениям:
1. С введением с 1 января 2004 года Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" ОСАГО был проведен открытый конкурс среди страховых организаций для осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев государственного транспорта, находящегося в государственной собственности Нижегородской области. Победителем признана страховая компания ОАО "РЕСО-Гарантия", которая затем, по результатам нового конкурса, подтвердила свое право на осуществление обязательного страхования автогражданской ответственности еще на год. Расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автобусов, осуществляющих социальные перевозки, в 2004 году составили 2,46 млн. рублей, общая сумма выплат страховой организацией по урегулированным претензиям - 1,66 млн. руб. В 2005 году из страхового фонда на ОСАГО выделено 2,32 млн. руб., выплаты составили 1,4 млн. рублей. В 2006 году расходы бюджета на обязательное страхование транспортных средств, осуществляющих социальные перевозки, составили 3,7 млн. руб. За 2006 год выплаты страхового возмещения по зарегистрированным ущербам составили 2,1 млн. руб.
2. Для исключения убытков при возможных пожарах, затоплениях, взрывах бытового газа и других форс-мажорных обстоятельствах, которые могут иметь место в зданиях областной собственности, было проведено страхование государственного имущества за счет средств областного бюджета на условиях открытого конкурса.
По договорам страхования из областного бюджета в 2003 году перечислены 5 млн. руб. Застраховано 99 объектов областной собственности; страховая сумма составила 2 159 млн. рублей.
Расходы на страхование государственного имущества за счет средств областного бюджета в 2004 году составили 5,1 млн. руб. Застрахованы 93 объекта областной собственности; страховая сумма - 2 160 млн. рублей. Частично застраховано имущество залогового фонда для обеспечения обязательств Нижегородской области - 31 объект на общую страховую сумму более 72 млн. руб.
Кроме этого, в 2003 году было проведено страхование гидротехнических сооружений на сумму 2,325 млн. руб. Застраховано 93 объекта, страховая сумма составила 930 млн. руб.
3. В Нижегородской области предоставление субсидий на компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителей на страхование сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственных животных, производственных строений за счет средств областного бюджета действует с 2003 года. Данный вид страхования является обеспечением залога по кредитным договорам, заключаемым сельхозпроизводителями с коммерческими банками для приобретения оборотных средств и сельскохозяйственной техники. При наступлении страхового события страховой компанией будет компенсирован ущерб имущества в виде страхового возмещения, что гарантирует надежность кредитной сделки и безусловный возврат ссудной задолженности при любых обстоятельствах.
Дополнительное субсидирование из областного бюджета по договорам этого вида страхования составило в 2003 году 5 млн. руб., в 2004 году также 5 млн.руб., в 2005 году - 8,96 млн. руб., 2006 - 8,19 млн. руб.
В 2003-2006 годах страховые выплаты по указанным договорам страхования составили около 16 млн. руб. Наиболее крупные выплаты страхового возмещения в 2006 году осуществлены страховой компанией ООО "Росгосстрах-Поволжье".
4. В 2005 году проведен открытый конкурс по отбору страховщиков на право заключения договоров страхования за счет бюджетных средств детей-воспитанников детских домов, домов-интернатов от несчастных случаев. Страхование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализует задачи, поставленные в областной целевой межведомственной программе "Дети-сироты" на 2006-2010 годы, утвержденной Законом Нижегородской области от 9 сентября 2005 года N 126-З, расширяет социально-правовые гарантии несовершеннолетних, создает условия для оказания дополнительной медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Страхование этого вида не является обязательным, ранее производилось точечно за счет внебюджетных источников, в виде благотворительных акций, в то время как дети указанных категорий отличаются высоким уровнем заболеваемости и травматизма.
Договоры страхования заключены с победителями конкурса - ООО "Росгосстрах-Поволжье" и ОАО "РЕСО-Гарантия", оплачены из страхового фонда в мае 2005 года в сумме 0,994 млн. руб. Страховая сумма составляет 40 тысяч рублей на одного ребенка, застраховано 5 122 ребенка.
5. Нижегородский филиал компании ЗАО "МАКС-М" осуществлял функции по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) неработающего населения Нижегородской области с 1 сентября 2003 года по 31 марта 2005 года согласно заключенному с Правительством Нижегородской области договору обязательного медицинского страхования неработающего населения после проведения соответствующего конкурса среди страховых организаций. Нижегородская область была участником реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 года N 1096, по условиям которой регионы, осуществляющие ОМС через страховые организации, получали софинансирование из Пенсионного фонда Российской Федерации. Для Нижегородской области оно составило в 2003 году 106 млн. руб. при собственном финансировании 1,7 млрд. руб., в 2004 году 328,5 млн. руб. при собственном финансировании 2,5 млрд. руб.
В 2005 году расширился круг работающих по этому направлению страховых компаний. В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 1 марта 2005 года N 104-р "Об итогах открытого конкурса по отбору страховых медицинских организаций для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Нижегородской области" с 1 апреля 2005 года заключили договоры ОМС неработающего населения и приняли на себя обязательства организовывать и финансировать предоставление неработающему населению Нижегородской области медицинской помощи определенного объема и качества с выдачей застрахованным лицам медицинских полисов установленного образца следующие страховые медицинские организации: ЗАО "МАКС-М", ОАО "Газпроммедстрах", ЗАО "КапиталЪ-МС", ОАО "РОСНО-МС". Разделение муниципальных образований Нижегородской области для обслуживания страховыми компаниями произведено по количественно-территориальному признаку.
На ОМС неработающего населения из средств областного бюджета в 2005 году направлено 2,713 млн. руб., в 2006 году - 3,183 млн. руб.
6. Во время реализации областной программы "Адресная лекарственная помощь гражданам Нижегородской области, имеющим право на льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, на период 2003-2005 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 27 февраля 2003 года N 52 (далее - Программа), страховые компании ОАО "РОСНО" и ЗАО "МАКС", выигравшие это право в конкурсном отборе, обеспечивали контроль за рациональным назначением лекарственных средств и объемами лекарственной помощи, ее соответствием стандартам лекарственного обеспечения, учетом отпуска лекарственных средств. В соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 36п "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2003 N 145" в субъектах Российской Федерации, в которых Программа реализовалась через механизм страхования, Пенсионный фонд Российской Федерации принимал участие в финансировании Программы в размере до 30% фактических расходов на лекарственное страхование пенсионеров. За 2003 год из Пенсионного фонда Российской Федерации получено более 15 млн. руб., за 2004 - более 27 млн. руб.
Таким образом, страховщики не только готовы, но и способны разделить с государством его риски, в том числе предлагая страховую защиту предприятиям государственной формы собственности, участвуя в реализации разнообразных социальных программ на рыночной основе. Участие страховых компаний в реализации национальных проектов можно считать одной из форм частно-государственного партнерства.
Все это подтверждает необходимость разработки эффективных экономических механизмов, позволяющих использовать инвестиционные возможности страховщиков и привлечение внебюджетных средств для развития экономики Нижегородской области.
Для дальнейшего осуществления мер по развитию страхования, созданию эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Нижегородской области, увеличению налоговых поступлений в бюджеты, совершенствованию регулирования отношений в этой сфере необходима разработка Основных направлений развития страхового рынка, способствующих реализации экономического потенциала страхового сектора.
2. Основные направления развития страхового рынка
Нижегородской области на 2007-2009 годы
Правительством Нижегородской области планируется реализация следующих направлений:
1. Реализация страховых программ и отдельных видов страхования с привлечением бюджетных средств:
- обязательное страхование: страхование гражданской ответственности владельцев государственного транспорта, медицинское страхование неработающего населения;
- страхование, осуществляемое на добровольных началах: страхование рисков в агропромышленном комплексе, здравоохранении, сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, личное страхование, имущественное страхование.
Продолжат развитие уже имеющиеся на территории Нижегородской области виды страхования и получат развитие новые направления.
2. Мероприятия по развитию страховых услуг:
- ввиду актуальности мероприятий для привлечения страховых компаний на рынок жилищного строительства, будут прорабатываться механизмы по реализации программ страхования, связанных с ипотечным кредитованием и страхованием в жилищно-коммунальном комплексе Нижегородской области. Чтобы обеспечить гарантии вложения средств в ипотечное жилищное кредитование, необходимо привлекать страховщиков, которые в рамках ипотечного кредитования страхуют заемщика от несчастного случая, а также осуществляют страхование залога и страхование от потери права собственности;
- развитие страхования жилья в настоящее время является одной из самых значительных проблем в области страхования имущества граждан. Утрата квартиры или жилого дома серьезно ухудшает материальное благополучие граждан. Покрытие ущербов, причиненных объектам частной собственности, за счет государственных средств не характерно для развитой рыночной экономики, поэтому следует шире использовать жилищное страхование как механизм оперативного возмещения ущерба от непредвиденных чрезвычайных событий за счет владельцев, нанимателей помещений или застройщиков;
- одним из приоритетных направлений развития должно стать создание условий для развития рынка долгосрочного страхования жизни. Динамичное развитие накопительного страхования жизни положительно сказывается на многих секторах экономики, приросте качества рабочей силы и сокращении социальных издержек. Эта форма страхования может и должна стать эффективным механизмом социальной защиты населения и действенным источником инвестиционных ресурсов для экономики.
3. Развитие инвестиционной политики в сфере страхования:
Инвестиции на фондовом рынке в России достаточно рискованны, гарантированную доходность и ликвидность обеспечивают лишь государственные долговые обязательства и ценные бумаги финансовых институтов с государственным участием. Нижегородская область, осуществляющая выпуск собственных ценных бумаг, может предложить их для развития инвестиционной деятельности страховых организаций.
С целью оживления инвестиционной политики будут отрабатываться механизмы по созданию условий для привлечения к участию в инвестиционных программах страховых компаний, работающих на территории Нижегородской области; направления страхования инвестиционных проектов.
Существующая демографическая ситуация характеризуется увеличением доли населения старших возрастных групп и переходом на накопительную систему в пенсионном страховании, включающую самостоятельное формирование гражданами своего пенсионного фонда. Это предполагает расширение участия страховых компаний в осуществлении пенсионного страхования, что, в свою очередь, увеличит финансовые ресурсы страховщиков и их возможности для инвестирования.
4. Взаимодействие органов исполнительных власти Нижегородской области и страховых организаций по развитию страхового рынка.
Развитие страхового рынка в Нижегородской области должно способствовать удовлетворению спроса на страховые услуги, повышению их качества. Эта задача может быть выполнена объединением усилий всех заинтересованных сторон. Взаимодействие сторон целесообразно и далее осуществлять с помощью координационного совета по развитию страхования при Правительстве Нижегородской области с приглашением на его заседания представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, других структур для решения общих вопросов развития страхового рынка в Нижегородской области.
Основные направления взаимодействия:
взаимодействие со страховыми организациями, государственными, негосударственными организациями и частным бизнесом по обеспечению эффективного развития рынка страховых услуг, в том числе и по вопросам совершенствования соответствующей нормативной базы в сфере страхования;
повышение уровня информированности о функционировании и развитии страхового рынка, обеспечивающее его открытость для органов власти и управления, населения и предприятий; популяризации через средства массовой информации страховой культуры, сферы страхования как финансового инструмента;
разработка рекомендаций и предложений по совершенствованию страховой деятельности на территории Нижегородской области, в том числе разработка предложений и рекомендаций по использованию средств страховых резервов страховых организаций в интересах развития экономического потенциала Нижегородской области;
взаимодействие с управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (по согласованию) в сфере реализации на территории Нижегородской области Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и обеспечения равных возможностей деятельности на территории Нижегородской области страховым организациям.
План мероприятий по развитию страхового рынка Нижегородской области на 2007-2009 годы представлен в приложении.
3. Ожидаемые результаты реализации основных направлений развития
страхового рынка Нижегородской области на 2007-2009 годы
Реализация основных направлений развития страхового рынка Нижегородской области будет способствовать удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций и государства, которые являются стимулом расширения предпринимательской деятельности и аккумулирования долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики региона.
За счет развития отдельных видов страхования, в том числе страхования жизни, медицинского страхования, страхования гражданской ответственности перед третьими лицами, других видов, повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области со страховыми организациями по решению общих задач развития страхования произойдет дальнейший рост числа договоров страхования, размеров страховых взносов и выплат. Увеличение объема страховых премий позволит страховщикам аккумулировать дополнительные финансовые средства, которые послужат источником инвестирования финансовых средств в экономику Нижегородской области. Возрастающий объем обязательств страховщиков, обострение конкуренции будет диктовать необходимость увеличения уставных капиталов страховых организаций.
Рост информированности потенциальных страхователей о деятельности страховых организаций, повышение уровня страховой культуры населения, руководителей предприятий и организаций будет способствовать росту объема финансовых средств в системе страхования и предоставлению более широкому кругу граждан и юридических лиц страховой защиты. Предполагается более активное участие страховых компаний в процессах формирования благоприятного инвестиционного климата в Нижегородской области, рост качества предоставляемых страховых услуг.
Предполагаемый объем финансирования из средств областного бюджета при реализации основных направлений развития страхового рынка Нижегородской области на 2007-2009 годы составит 58,5 млн. руб. (13,5 млн. руб. - 2007 год; 20 млн. руб. - 2008 год; 25 млн. руб. - 2009 год) и будет уточняться при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 марта 2009 г. N 165 в настоящий План внесены изменения
Приложение
к Основным направлениям развития
страхового рынка Нижегородской
области на 2007-2009 годы
План мероприятий по развитию страхового рынка
Нижегородской области на 2007-2009 годы
30 марта 2009 г.
/---------------------------------------------------------------------------------------------------\
| N | Мероприятия | Ответственные | Сроки исполнения | Ожидаемые результаты |
|п/п | | | | |
|----+------------------------+-------------------------+--------------------+----------------------|
|1. |Участие в разработке и |Министерства и иные |По мере |Совершенствование и |
| |совершенствовании |органы исполнительной |необходимости |развитие |
| |нормативно-правовой базы|власти Нижегородской | |законодательства, |
| |по вопросам страхования |области | |регулирующего вопросы |
| | | | |страхования |
|----+------------------------+-------------------------+--------------------+----------------------|
|2. |Взаимодействие |Министерства и иные |Заседание |Создание условий для |
| |координационного совета |органы исполнительной |координационного |развития рынка |
| |по развитию страхования |власти Нижегородской |совета по развитию |страховых услуг |
| |при Правительстве |области, управление |страхования при |Нижегородской области |
| |Нижегородской области со|Федеральной |Правительстве | |
| |страховыми организациями|антимонопольной службы по|Нижегородской | |
| |и деловыми кругами по |Нижегородской области |области | |
| |обеспечению эффективного|(далее - УФАС), во |не реже 1 раза в | |
| |развития рынка страховых|взаимодействии со |полугодие | |
| |услуг на территории |страховыми компаниями (по| | |
| |Нижегородской области |согласованию) | | |
|----+------------------------+-------------------------+--------------------+----------------------|
|3. |Популяризация через |Министерства и иные |Постоянно |Предоставление более |
| |средства массовой |органы исполнительной | |широкому кругу граждан|
| |информации страховой |власти Нижегородской | |и юридических лиц |
| |культуры среди |области, страховые | |страховой защиты и, |
| |населения, сферы |компании (по | |как следствие, рост |
| |страхования как |согласованию) | |объема финансовых |
| |финансового инструмента | | |средств в системе |
| | | | |страхования |
|----+------------------------+-------------------------+--------------------+----------------------|
|4. |Проведение анализа |Министерство финансов |По итогам года |Разработка |
| |состояния страхового |Нижегородской области | |государственной |
| |рынка Нижегородской |совместно с министерством| |политики в сфере |
| |области, возможностей |инвестиционной политики | |страхования. |
| |для его развития и |Нижегородской области, | |Совершенствование |
| |привлечения средств |министерством экономики | |инвестиционной |
| |страховых компаний в |Нижегородской области, | |политики |
| |инвестиционные проекты |территориальный орган | | |
| |Нижегородской области |Федеральной службы | | |
| | |государственной | | |
| | |статистики по | | |
| | |Нижегородской области (по| | |
| | |согласованию), УФАС (по | | |
| | |согласованию) | | |
|----+----------------------------------------------------------------------------------------------|
|5. |Реализация страховых программ и отдельных видов страхования с привлечением бюджетных средств |
|----+----------------------------------------------------------------------------------------------|
|5.1.|Разработка конкурсной |Управление по организации|Ежегодно |Обязательное |
| |документации и |конкурсов и аукционов | |страхование |
| |проведение конкурсов по |Нижегородской области, | | |
| |обязательному |департамент транспорта и | | |
| |страхованию гражданской |связи Нижегородской | | |
| |ответственности |области | | |
| |владельцев | | | |
| |государственных | | | |
| |автотранспортных средств| | | |
| |(ОСАГО) в соответствии с| | | |
| |Федеральным законом от | | | |
| |25 апреля 2002 года N | | | |
| |40-ФЗ "Об обязательном | | | |
| |страховании гражданской | | | |
| |ответственности | | | |
| |владельцев транспортных | | | |
| |средств" | | | |
|----+------------------------+-------------------------+--------------------+----------------------|
|5.2.|Разработка и реализация |Министерство сельского |Ежегодно |Обеспечение страховой |
| |мероприятий по |хозяйства и | |защиты имущества |
| |страхованию |продовольственных | |сельхозтоваро- |
| |агропромышленного |ресурсов Нижегородской | |производителей. |
| |производства |области | |Содействие в упрощении|
| | | | |процедуры получения |
| | | | |ими кредитов в |
| | | | |коммерческих банках |
|----+------------------------+-------------------------+--------------------+----------------------|
|5.3.|Подготовка и проведение |Управление по организации|2007-2009 годы |Снижение затрат |
| |конкурса по страхованию |конкурсов и аукционов | |областного бюджета на |
| |имущества, находящегося |Нижегородской области, | |возмещение ущерба, |
| |в государственной |министерство | |возникшего вследствие |
| |собственности, в т.ч.: |государственного | |страхового случая |
| | |имущества и земельных | | |
| | |ресурсов Нижегородской | | |
| | |области (с учетом | | |
| | |предложений министерства | | |
| | |социальной политики | | |
| | |Нижегородской области, | | |
| | |министерства образования | | |
| | |Нижегородской области, | | |
| | |министерства | | |
| | |здравоохранения | | |
| | |Нижегородской области по | | |
| | |составу имущества), | | |
| |- страхование имущества,|министерство социальной | | |
| |закрепленного за |политики Нижегородской | | |
| |государственными |области | | |
| |стационарными, | | | |
| |нестационарными и | | | |
| |полустационарными | | | |
| |учреждениями социального| | | |
| |обслуживания на праве | | | |
| |оперативного управления;| | | |
| | | | | |
| |- страхование имущества,|министерство образования | | |
| |закрепленного за |Нижегородской области | | |
| |образовательными | | | |
| |учреждениями на праве | | | |
| |оперативного управления;| | | |
| | | | | |
| |- страхование имущества,|министерство | | |
| |закрепленного за |здравоохранения | | |
| |учреждениями |Нижегородской области | | |
| |здравоохранения на праве| | | |
| |оперативного управления;| | | |
| | | | | |
| |- страхование |министерство социальной | | |
| |государственных |политики Нижегородской | | |
| |учреждений социального |области | | |
| |обслуживания семьи и | | | |
| |детей; | | | |
| | | | | |
| |- страхование имущества,|департамент культуры | | |
| |закрепленного за |Нижегородской области | | |
| |учреждениями культуры на| | | |
| |праве оперативного | | | |
| |управления | | | |
|----+------------------------+-------------------------+--------------------+----------------------|
|5.4.|Разработка конкурсной |Управление по организации|2008 год |Расширение |
| |документации и |конкурсов и аукционов | |социально-правовых |
| |проведение конкурса по |Нижегородской области, | |гарантий детей, |
| |страхованию детей, |министерство социальной | |находящихся под опекой|
| |находящихся под опекой |политики Нижегородской | |государства |
| |государства, и детей, |области, министерство | | |
| |находящихся в |образования Нижегородской| | |
| |государственных |области | | |
| |социально- | | | |
| |реабилитационных | | | |
| |учреждениях для детей и | | | |
| |подростков | | | |
|----+------------------------+-------------------------+--------------------+----------------------|
|5.5.|Страхование на случай |Управление по организации|2008-2009 годы |Обязательное |
| |причинения вреда жизни и|конкурсов и аукционов | |страхование. |
| |здоровью лиц, замещающих|Нижегородской области, | |Содействие в страховой|
| |государственные |органы исполнительной | |защите государственных|
| |должности в органах |власти Нижегородской | |гражданский служащих |
| |исполнительной власти |области | |Нижегородской области |
| |Нижегородской области, и| | |при условии принятия |
| |государственных | | |соответствующих |
| |гражданских служащих | | |федеральных |
| |органов исполнительной | | |нормативных правовых |
| |власти Нижегородской | | |актов. |
| |области | | | |
|----+------------------------+-------------------------+--------------------+----------------------|
|5.6.|Обеспечение соблюдения |Управление по организации|2007-2009 годы |Обязательное |
| |требований Федеральных |конкурсов и аукционов | |страхование. |
| |законов от 21 июля 1997 |Нижегородской области, | |Возмещение ущерба в |
| |года N 116-ФЗ "О |Главное управление по | |случае аварий при |
| |промышленной |делам гражданской обороны| |эксплуатации опасных |
| |безопасности опасных |и чрезвычайным ситуациям | |производственных |
| |производственных |Нижегородской области (по| |объектов |
| |объектов" (с изменениями|согласованию), | | |
| |на 18 декабря 2006 года)|организации Нижегородской| | |
| |и от 21 июля 1997 года N|области (по согласованию)| | |
| |117-ФЗ "О безопасности | | | |
| |гидротехнических | | | |
| |сооружений" (с | | | |
| |изменениями на 18 | | | |
| |декабря 2006 года) в | | | |
| |части обязательного | | | |
| |страхования гражданской | | | |
| |ответственности | | | |
| |организаций | | | |
| |(предприятий), | | | |
| |эксплуатирующих опасные | | | |
| |производственные объекты| | | |
|----+------------------------+-------------------------+--------------------+----------------------|
|5.7.|Разработка конкурсной |Управление по организации|2007-2009 годы |Обеспечение страховой |
| |документации и |конкурсов и аукционов | |защиты объектов |
| |проведение конкурсов по |Нижегородской области, | |незавершенного |
| |страхованию объектов |государственные заказчики| |строительства |
| |строительства, |объектов капитального | | |
| |финансируемых из |строительства | | |
| |областного бюджета | | | |
|----+------------------------+-------------------------+--------------------+----------------------|
|5.8.|Страхование здоровья |Управление по организации|По мере |Обеспечение |
| |работников |конкурсов и аукционов |необходимости |страхования от риска |
| |государственных |Нижегородской области, | |заражения |
| |учреждений социального |министерство социальной | |ВИЧ-инфекцией, |
| |обслуживания населения, |политики Нижегородской | |гепатитом В и С |
| |работающих с лицами без |области | | |
| |определенного места | | | |
| |жительства | | | |
|----+----------------------------------------------------------------------------------------------|
|6. |Разработка мероприятий, связанных со страхованием в сфере здравоохранения |
|----+----------------------------------------------------------------------------------------------|
|6.1.|Организация и проведение|Управление по организации|2007 год |Обязательное |
| |конкурсов по отбору |конкурсов и аукционов | |страхование |
| |страховщика для |Нижегородской области, | |Повышение |
| |осуществления |министерство | |эффективности и |
| |обязательного |здравоохранения | |качества |
| |медицинского страхования|Нижегородской области, | |предоставляемых |
| |неработающего населения |территориальный фонд | |медицинских услуг |
| |(Закон Российской |обязательного | | |
| |Федерации от 28 июня |медицинского страхования | | |
| |1991 года N 1499-1 "О |Нижегородской области | | |
| |медицинском страховании |(далее - ТФОМС) (по | | |
| |граждан в Российской |согласованию) | | |
| |Федерации" (с | | | |
| |изменениями на 29 | | | |
| |декабря 2006 года)) | | | |
|----+------------------------+-------------------------+--------------------+----------------------|
|6.2.|Совершенствование |Министерство |Постоянно |Совершенствование |
| |информационного |здравоохранения | |использования |
| |взаимодействия субъектов|Нижегородской области, | |технологий страховых |
| |системы обязательного |ТФОМС (по согласованию) | |организаций в |
| |медицинского страхования| | |осуществлении |
| |(ОМС) | | |обязательного |
|----+------------------------+-------------------------+--------------------|медицинского |
|6.3.|Проведение |Министерство |Постоянно |страхования |
| |разъяснительной работы |здравоохранения | | |
| |среди застрахованных, |Нижегородской области, | | |
| |страхователей, ЛПУ по |ТФОМС (по согласованию) | | |
| |вопросам ОМС | | | |
|----+------------------------+-------------------------+--------------------| |
|6.4.|Совершенствование |Министерство |Постоянно | |
| |механизма регулирования,|здравоохранения | | |
| |контроля и организации |Нижегородской области, | | |
| |деятельности СМО в |ТФОМС (по согласованию) | | |
| |системе ОМС | | | |
|----+------------------------+-------------------------+--------------------+----------------------|
|6.5.|Страхование жизни и |Министерство |После принятия |Обеспечение страховой |
| |здоровья медицинских, |здравоохранения |соответствующей |защиты от риска |
| |фармацевтических |Нижегородской области, |федеральной |заражения |
| |работников |управление по организации|нормативной базы |ВИЧ-инфекцией, |
| |государственных |конкурсов и аукционов | |гепатитами В и С, |
| |учреждений |Нижегородской области | |геморрагической |
| |здравоохранения | | |лихорадкой и др. |
| |Нижегородской области, | | | |
| |работа которых связана с| | | |
| |угрозой жизни и здоровью| | | |
|----+----------------------------------------------------------------------------------------------|
|7. |Содействие дальнейшему развитию страхования в строительном и жилищно-коммунальном комплексе |
|----+----------------------------------------------------------------------------------------------|
|7.1.|Страхование строительно-|Управление по организации|2007-2009 годы |Защита имущественных |
| |монтажных рисков при |конкурсов и аукционов | |интересов, связанных |
| |строительстве объектов |Нижегородской области, | |со строительством |
| |государственной |государственные заказчики| |зданий и сооружений |
| |собственности |объектов капитального | |при строительных и |
| |Нижегородской области, |строительства | |монтажных работах, в |
| |включая страхование | | |том числе и |
| |ошибок, допущенных при | | |ответственности перед |
| |проектировании | | |третьими лицами. |
| |строительных объектов | | | |
| | | | | |
| |Страхование | | |Защита государственных|
| |ответственности | | |интересов, связанных |
| |подрядчиков по | | |со строительством |
| |государственным | | |зданий и сооружений. |
| |контрактам на выполнение| | | |
| |работ для | | | |
| |государственных нужд | | | |
| | | | | |
| |Страхование | | |Сокращение бюджетных |
| |послепусковых | | |расходов на ликвидацию|
| |гарантийных обязательств| | |убытков от различного |
| |законченных строительных| | |рода рисков |
| |объектов | | | |
|----+------------------------+-------------------------+--------------------+----------------------|
|7.2.|Содействие в |Министерство жилищно- |2007-2009 годы |Сокращение бюджетных |
| |использовании жилищного |коммунального хозяйства и| |расходов на ликвидацию|
| |страхования как |топливно-энергетического | |убытков от различного |
| |механизма оперативного |комплекса Нижегородской | |рода рисков |
| |возмещения ущерба от |области, министерство | | |
| |непредвиденных |социальной политики | | |
| |чрезвычайных событий |Нижегородской области | | |
|----+------------------------+-------------------------+--------------------+----------------------|
|7.3.|Реализация программ |Министерство |2007-2009 годы |Дальнейшее развитие |
| |страхования, связанных с|строительства | |системы ипотечного |
| |ипотечным кредитованием |Нижегородской области, | |кредитования в регионе|
| |согласно постановлению |государственное | | |
| |Правительства |предприятие Нижегородской| | |
| |Нижегородской области от|области "Нижегородский | | |
| |23 июня 2006 года N 205 |ипотечный корпоративный | | |
| |"Об утверждении |альянс" (по согласованию)| | |
| |областной целевой | | | |
| |программы ипотечного | | | |
| |жилищного кредитования | | | |
| |населения Нижегородской | | | |
| |области по стандартам | | | |
| |ОАО "Агентство | | | |
| |ипотечного жилищного | | | |
| |кредитования" на | | | |
| |2006-2010 годы" | | | |
|----+----------------------------------------------------------------------------------------------|
|8. |Развитие инвестиционной политики в сфере страхования |
|----+----------------------------------------------------------------------------------------------|
|8.1.|Разработка мероприятий |Министерство |2007-2009 годы |Использование |
| |по привлечению к участию|инвестиционной политики | |инвестиционного |
| |в инвестиционных |Нижегородской области, | |потенциала |
| |программах страховых |министерство экономики | |страховщиков для |
| |компаний |Нижегородской области, | |развития региональной |
| | |отраслевые органы | |экономики |
| | |исполнительной власти | | |
| | |Нижегородской области | | |
|----+------------------------+-------------------------+--------------------+----------------------|
|8.2.|Содействие в привлечении|Министерство |Постоянно |Привлечение |
| |в реальный сектор |инвестиционной политики, | |внебюджетных средств в|
| |экономики средств |министерство поддержки и | |развитие экономики |
| |институциональных |развития малого | |области |
| |инвесторов таких, как |предпринимательства, | | |
| |негосударственные |потребительского рынка и | | |
| |пенсионные фонды и |услуг Нижегородской | | |
| |инвестиционные фонды |области, министерство | | |
| | |финансов Нижегородской | | |
| | |области, страховые | | |
| | |компании (по | | |
| | |согласованию), паевые | | |
| | |инвестиционные и | | |
| | |негосударственные | | |
| | |пенсионные фонды (по | | |
| | |согласованию) | | |
|----+------------------------+-------------------------+--------------------+----------------------|
|8.3.|Содействие развитию |Министерства и иные |2007-2009 годы |Долгосрочное |
| |страхования жизни |органы исполнительной | |накопительное |
| | |власти Нижегородской | |страхование позволит |
| | |области во взаимодействии| |привлечь средства |
| | |с Пенсионным фондом | |населения в экономику |
| | |Российской Федерации, | |области с |
| | |негосударственными | |использованием |
| | |пенсионными фондами (по | |механизма страхования |
| | |согласованию), страховыми| | |
| | |компаниями (по | | |
| | |согласованию) | | |
|----+------------------------+-------------------------+--------------------+----------------------|
|8.4.|Содействие развитию |Министерство |2007-2009 годы |Стабильность бизнеса, |
| |страхования финансовых |промышленности и | |обеспеченная страховой|
| |рисков предприятий |инноваций Нижегородской | |защитой хозяйствующих |
| |(организаций) и частных |области, министерство | |субъектов |
| |предпринимателей |поддержки и развития | | |
| |Нижегородской области |малого | | |
| | |предпринимательства, | | |
| | |потребительского рынка и | | |
| | |услуг Нижегородской | | |
| | |области, министерство | | |
| | |инвестиционной политики | | |
| | |Нижегородской области, | | |
| | |страховые компании (по | | |
| | |согласованию) | | |
\---------------------------------------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В утвержденном документе дается обоснование необходимости разработки новых направлений развития страхового рынка Нижегородской области на 2007-2009 годы, приводится перечень данных направлений, а также устанавливается План мероприятий по развитию страхового рынка Нижегородской области на указанный период.
Постановление Правительства Нижегородской области от 8 августа 2007 г. N 275 "Об утверждении Основных направлений развития страхового рынка Нижегородской области на 2007-2009 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 189 от 11 октября 2007 г.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28 октября 2009 г. N 770 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2010 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 30 марта 2009 г. N 165