Решение Нижегородского областного суда
от 29 августа 2002 г. N 3-259
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 октября 2002 г. N 9-Г02-31 настоящее решение оставлено без изменения, кассационная жалоба Законодательного Собрания Нижегородской области - без удовлетворения
29.08.2002 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего Дороднова Г.И.,
при секретаре Кулагиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Нижегородской области о признании противоречащим Федеральному закону, не действующим и не влекущим правовых последствий Закона Нижегородской области N 25-з от 10.01.1999 года "О регистрации актов гражданского состояния на территории Нижегородской области", установила:
Прокурор Нижегородской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим Федеральному закону, не действующим и не влекущим правовых последствий Закона Нижегородской области N 25-з от 10.01.1999 года "О регистрации актов гражданского состояния на территории Нижегородской области", обосновывая его тем, что статьей 2 вышеуказанного Закона области государственные полномочия по регистрации актов гражданского состояния, за исключением полномочий, находящихся в ведении государственного органа записи актов гражданского состояния территории Нижегородской области, передаются органам местного самоуправления Нижегородской области.
В соответствии со статьей 4 Закона области систему органов записи актов гражданского состояния на территории Нижегородской области составляют: государственный орган записи актов гражданского состояния - структурное подразделение Администрации области; органы записи актов гражданского состояния органов местного самоуправления.
Согласно статье 5 Закона области, государственная регистрация актов гражданского состояния на территории Нижегородской области осуществляется структурными подразделениями местных администраций районов и городов области, города Нижнего Новгорода, городов районного значения, поселков, сельсоветов.
Статья 71 п."о" Конституции Российской Федерации относит регулирование гражданского законодательства к ведению Российской Федерации. Пункт 4 статьи 47 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, определяются законом об актах гражданского состояния.
Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" устанавливает систему органов регистрации актов гражданского состояния. Образование этих органов на территории субъектов Российской Федерации относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, по мнению прокурора, органы государственной власти не обладают правом образовывать какие-либо органы в структуре органов местного самоуправления. Поэтому прокурор считает, что органы, обладающие полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния, могут быть образованы только в системе органов государственной власти. Субъекты Российской Федерации наделены правом решать вопросы создания и деятельности этих органов в той системе, в которой они определены Федеральным законом.
Установление Законом области указанной системы органов записи актов гражданского состояния является вмешательством органов государственной власти области в вопросы местного ведения и нарушает самостоятельность местного самоуправления.
С учетом изложенного прокурор утверждает, что Закон Нижегородской области N 25-з от 10.01.1999 года "О регистрации актов гражданского состояния на территории Нижегородской области" противоречит статье 1, 4 Федерального Закона "Об актах гражданского состояния", а также пунктам 5, 6 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области Сперанский С.Б. заявление прокурора области не признал, указав, что Закон Нижегородской области "О регистрации актов гражданского состояния" полностью соответствует статье 132 Конституции Российской Федерации, статьям 5, 6 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 4 Федерального Закона "Об актах гражданского состояния". Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Законодательным Собранием Нижегородской области 10.01.1999 года принят Закон Нижегородской области N 25-З "О регистрации актов гражданского состояния на территории Нижегородской области".
Статьей 2 указанного Закона государственные полномочия по регистрации актов гражданского состояния, за исключением полномочий, находящихся в ведении государственного органа записи актов гражданского состояния на территории Нижегородской области, передаются органам местного самоуправления Нижегородской области. Этим же Законом устанавливается, что систему органов записи актов гражданского состояния на территории Нижегородской области составляют: государственный орган записи актов гражданского состояния - структурное подразделение Администрации области; органы записи актов гражданского состояния органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 5 Закона Нижегородской области N 25-3 от 10.01.1999 года государственная регистрация актов гражданского состояния на территории Нижегородской области осуществляется структурными подразделениями местных администраций районов городов области, районов города Нижнего Новгорода, городов районного значения, поселков, сельсоветов.
Между тем, Закон Нижегородской области N 25-з от 10.01.1999 года "О регистрации актов гражданского состояния на территории Нижегородской области" следует признать противоречащим Федеральному закону по следующим основаниям.
Согласно статье 71 п. "о" Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится гражданское законодательство.
Органы, производящие государственную регистрацию актов гражданского состояния, в силу статей 1, 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 года, определяются этим Федеральным законом, данными полномочиями наделяются органы записи актов гражданского состояния, образованные органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Таким образом, указанным Федеральным законом установлено, что органы записей актов гражданского состояния образуются органами государственной власти. Органы государственной власти не обладают правом образовывать какие-либо органы в структуре органов местного самоуправления. Следовательно, органы, обладающие полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния, могут быть образованы только в системе органов государственной власти. Субъекты Российской Федерации наделены правом решать вопросы создания и деятельности этих органов в той системе, в которой они определены Федеральным законом. Закон Нижегородской области N 25-3 от 10.01.1999 года "О регистрации актов гражданского состояния на территории Нижегородской области" в системе органов записи органов гражданского состояния на территории Нижегородской области, наряду с государственным органом записи актов гражданского состояния, установил и органы записи актов гражданского состояния органов местного самоуправления (статья 4) и возложил полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния на структурные подразделения местных администраций районов и городов области, районов города Нижнего Новгорода, городов районного значения, поселков, сельсоветов, что противоречит статьям 1, 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", а также статье 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, их структура определяется населением самостоятельно.
Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" также прямо определено, что государственную регистрацию актов гражданского состояния производят органы, образованные органами государственной власти.
Создание таких органов в структуре органов местного самоуправления нарушает права населения муниципальных образований, а также права граждан, лишенных возможности государственной регистрации актов гражданского состояния в государственном органе.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым признать Закон Нижегородской области N 25-3 от 10.01.1999 года "О регистрации актов гражданского состояния на территории Нижегородской области" противоречащим Федеральному закону и не действующим со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 191 - 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Признать Закон Нижегородской области N 25-3 от 10.01.1999 года "О регистрации актов гражданского состояния на территории Нижегородской области" противоречащим Федеральному закону и считать его не действующим со дня вступления решения в законную силу.
О принятом решении сообщить в газете "Нижегородские новости".
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесен протест в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение десяти дней.
Председательствующий |
Г.И. Дороднов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 29 августа 2002 г. N 3-259
Текст решения опубликован не был
См. также постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 29 августа 2002 г. N 196-III "О протесте прокурора Нижегородской области на Закон Нижегородской области "О регистрации актов гражданского состояния на территории Нижегородской области"