Решение Нижегородского областного суда
от 6 мая 2009 г. по делу N 3-75/09
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кручинина М.А. с участием прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Кондакова Д.Д., представителей Законодательного Собрания Нижегородской области Шахина В.В., Морозовой В.В., представителя Правительства Нижегородской области Сивковой М.В., представителей Министерства образования Нижегородской области Буренковой Е.В. и Кочергиной И.С. при секретаре судебного заседания Антоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нижегородской области о признании недействующим со дня принятия - 07 сентября 2007 года Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. N 125-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан", установила:
прокурор Нижегородской области обратился в Нижегородский областной суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации о признании недействующим со дня принятия - 07 сентября 2007 года Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. N 125-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан".
В обоснование требований указал, что данный Закон Нижегородской области противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" с 1 января 2008 года решение вопросов по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 г. N 286-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления имеют право лишь на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.
Федеральным законом от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", вступившим в силу с 1 сентября 2008 г., установлено, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 ГК РФ к отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.
В силу статьи 3 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом РФ, данным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 ГК РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ.
Согласно пункту 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, могут передаваться законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления только в случае, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного прокурор Нижегородской области полагает, что Закон Нижегородской области от 07.09.2007 г. N 125-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан" противоречит федеральному законодательству и должен быть признан недействующим со дня его принятия.
При рассмотрении дела в суде прокурор Кондаков Д.Д., участвующий в деле, требования заявления поддержал, просил Закон Нижегородской области от 07.09.2007 г. N 125-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан" признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия.
Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области Шахин В.А. с заявлением прокурора Нижегородской области не согласился. Указал в судебном заседании, что в результате передачи отдельных государственных полномочий органы государственной власти Нижегородской области не перестали быть органами опеки и попечительства. По своему характеру переданные функции должны выполняться именно на местах. Функции по опеке и попечительству ранее Российской Федерации не принадлежали, находились сначала в ведении районных и городских Советов, а затем в ведении органов местного самоуправления, поэтому нельзя говорить об их передаче от Российской Федерации субъектам Российской Федерации. Также указал, что направленным Министерством образования и науки РФ письмом предлагалось, в том числе, передать отдельные полномочия по вопросам опеки и попечительства от субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления. С 2008 года уже сложилась система осуществления переданных на места государственных полномочий.
Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области Морозова В.В. с указанными доводами согласилась, просила в удовлетворении заявления прокурора отказать.
В представленных в суд письменных возражениях на заявление представитель Законодательного Собрания Нижегородской области Ларионов В.П. также указал, что пункт 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации могут передаваться законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления только в случае, если такое право предоставлено им федеральными законами, не может применяться, поскольку данная норма права применяется только в тех случаях, когда субъектам переданы полномочия Российской Федерации. Полномочия по опеке и попечительству согласно части 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации до внесения изменений в нее Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" принадлежали органам местного самоуправления. Федеральное законодательство, закрепляя исполнительные органы субъектов Российской Федерации в качестве органов опеки и попечительства, одновременно называет участниками осуществления деятельности по опеке и попечительству и органы местного самоуправления. Данный вывод вытекает из содержания пункта 4 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 г. N 258-ФЗ). Так как федеральное законодательство не определило ни роли, ни степени участия органов местного самоуправления в осуществлении деятельности по опеке и попечительству, то в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъект Российской Федерации вправе устранить это в порядке опережающего правового регулирования по предмету совместного ведения путем принятия собственного нормативного правового акта о наделении органов местного самоуправления рядом полномочий по опеке и попечительству. Таким нормативным правовым актом как раз и является оспариваемый Закон области.
Представитель Правительства Нижегородской области Сивкова М.В. в судебном заседании указала, что заявление прокурора Нижегородской области не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Пунктом 6 этой же статьи предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 данной статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. В данном пункте также указан исчерпывающий перечень государственных полномочий, которые не могут быть переданы органам местного самоуправления, в который организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству не вошли.
При этом положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к правам органов местного самоуправления отнесено, в том числе, участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.
По мнению представителя Правительства Нижегородской области, пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, могут передаваться законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления только в случае, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Данная норма права может применяться только тогда, когда речь идет о полномочиях Российской Федерации, переданных в установленном порядке для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения. Данные полномочия не относились к полномочиям Российской Федерации и, соответственно, не передавались органам власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Представитель Министерства образования Нижегородской области, привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, Буренкова Е.В. с заявлением прокурора не согласилась. Указала, что в соответствии с пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями по решению вопросов, указанных в пункте 2 данной статьи, за исключением перечисленного в статье ряда подпунктов. Так как полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству содержатся в подпункте 24.2 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона, а он не перечислен среди тех полномочий, которые не могут передаваться, запрет на передачу полномочий органам местного самоуправления на них не распространяется. Соответственно, органы местного самоуправления могут наделяться данными полномочиями субъекта Российской Федерации в порядке, который установлен статьей 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Сообщила, что Министерство образования и науки Российской Федерации, осуществляя координацию деятельности субъектов Российской Федерации по определению механизма реализации вышеназванных полномочий, предлагало как вариант их осуществления передачу полномочий органам местного самоуправления.
Денежные средства, предусмотренные законами области о бюджете области на соответствующий год для осуществления переданных органам местного самоуправления полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, а также необходимые материальные ценности были направлены органам местного самоуправления.
Представитель Министерства образования Нижегородской области Кочергина И.С. поддержала приведенные выше доводы, просила в заявлении прокурору области отказать. Пояснила суду о том, что Нижегородской областью был правомерно выбран вариант осуществления государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан путем передачи отдельных полномочий органам местного самоуправления. Такое решение позволяет оперативно рассматривать и решать вопросы, связанные с защитой прав несовершеннолетних.
Проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы заявления прокурора Нижегородской области, заслушав прокурора, участвующего в деле, Кондакова Д.Д., представителей Законодательного Собрания Нижегородской области Шахина В.В. и Морозову В.В., представителя Правительства Нижегородской области Сивкову М.В., представителей Министерства образования Нижегородской области Буренкову Е.В. и Кочергину И.С., судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 45, части 1 статьи 251 ГПК РФ, прокурор вправе в пределах своей компетенции обратиться с заявлением в суд о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица противоречащим закону полностью или в части.
Закон Нижегородской области от 07.09.2007 г. N 125-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан" был официально опубликован для всеобщего сведения в газете "Нижегородские новости" 27.09.2007 г.
Законом Нижегородской области от 25.12.2008 г. N 188-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области по вопросам опеки и попечительства" (опубликован в газете "Нижегородские новости" за 27.12.2008 г.) в оспариваемый Закон были внесены изменения.
Исходя из преамбулы оспариваемого Закона Нижегородской области, он разработан в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законом Нижегородской области от 29 декабря 2004 года N 161-З "Об организации деятельности по охране прав детей, нуждающихся в государственной защите, в Нижегородской области" и регулирует отношения по наделению органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (далее - органы местного самоуправления) отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан.
Статьей 1 данного Закона Нижегородской области определены полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, передаваемые органам местного самоуправления.
Согласно данной норме права органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области наделяются следующими государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан:
1) организация выявления, учета и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) решение вопросов содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их прав и интересов;
2.1) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
3) защита прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, в том числе:
а) участие в судебных разбирательствах по вопросам защиты прав и интересов несовершеннолетних;
б) принятие решений по вопросам, касающимся защиты прав детей, опеки и попечительства, в том числе:
о направлении ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
об установлении и прекращении опеки или попечительства, а также об освобождении, в том числе о временном освобождении, или отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
о заключении несовершеннолетними трудовых договоров в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации;
о раздельном проживании попечителя с подопечным, достигшим возраста шестнадцати лет;
о признании несовершеннолетнего эмансипированным в установленных законодательством случаях;
об отобрании несовершеннолетнего у родителей или других лиц, на попечении которых он находится;
по иным вопросам, относящимся к компетенции органов опеки и попечительства;
3.1) выдача опекунам и попечителям разрешений и обязательных для исполнения указаний в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных;
4) заключение договоров, касающихся защиты прав несовершеннолетних:
а) о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;
б) о передаче ребенка на патронатное воспитание;
в) о доверительном управлении имуществом подопечного;
г) об осуществлении опеки или попечительства;
д) иных договоров, относящихся к компетенции органов опеки и попечительства;
4.1) представление законных интересов несовершеннолетних граждан в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов несовершеннолетних подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Нижегородской области или интересам несовершеннолетних либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов несовершеннолетних подопечных;
4.2) подбор, учет и подготовка в установленном Правительством Российской Федерации порядке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
4.3) оказание содействия опекунам и попечителям несовершеннолетних, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых законодательством Российской Федерации;
4.4) утверждение отчетов опекунов и попечителей несовершеннолетних о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении имуществом подопечного, а также составление акта при обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества несовершеннолетнего подопечного и управлению имуществом несовершеннолетнего подопечного и предъявление требования к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных несовершеннолетнему подопечному;
4.5) принятие соответствующих мер в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, при обнаружении в действиях опекунов или попечителей оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности;
5) рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам защиты прав детей.
Статьей 2 данного Закона Нижегородской области определены органы исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющие контроль за исполнением переданных полномочий.
Статьями 3 и 4 Закона определены права и обязанности органов местного самоуправления и органов государственной власти Нижегородской области при осуществлении переданных государственных полномочий.
Статьями 5, 6, 7 и 8 оспариваемого Закона установлен порядок финансирования обеспечения осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, передачи материальных средств, отчетности и контроля за исполнением полномочий.
Статьями 9 и 10 Закона Нижегородской области определены условия и порядок прекращения исполнения переданных государственных полномочий и ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий.
Согласно статье 11 оспариваемого Закона Нижегородской области он вступает в силу с 1 января 2008 г. (п. 1) и вводится в действие Законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год (п. 2).
Закон Нижегородской области от 07.09.2007 г. N 125-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан" был введен в действие на период с 1 января по 31 декабря 2008 года Законом Нижегородской области от 18.10.2007 г. N 142-З "Об областном бюджете на 2008 год", на период с 1 января по 31 декабря 2009 года Законом Нижегородской области от 14.11.2008 г. N 153-З "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
Как указано выше, в качестве оснований для признания Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. N 125-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан" недействующим прокурор указал в заявлении на то, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, вопросы опеки и попечительства регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Так как федеральным законом право субъектов Российской Федерации на передачу государственных полномочий по вопросам опеки и попечительства не предусмотрено, то прокурор полагает, что на основании пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти Нижегородской области не вправе были наделять органы местного самоуправления государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, а оспариваемый Закон Нижегородской области подлежит признанию судом недействующим со дня его принятия.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда, принимая решение по данному делу, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится, в том числе, гражданское законодательство.
На основании пунктов "е", "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, общие вопросы воспитания (п. "е"); защита семьи, материнства, отцовства и детства (п. "ж"); семейное законодательство (п. "к").
Согласно частям 1, 2 и 5 статьи 76 ГК РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо частей 1, 2 и 5 статьи 76 ГК РФ имеются в виду части 1, 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ
Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" были внесены изменения в Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В связи с внесенными указанным выше Федеральным законом изменениями с 1 января 2008 года органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 34 ГК РФ).
На основании пункта 4 статьи 31 ГК РФ к отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится в пункте 3 статьи 145 Семейного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" определено, что отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 2 статьи 3 данного Федерального закона установлено, что особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.
Как указано выше, семейное законодательство относится в соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции не может согласиться с доводом прокурора Нижегородской области о том, что полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними гражданами регулируются исключительно гражданским законодательством и находятся в ведении Российской Федерации.
Данный вывод следует также из положений пунктов 1 и 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 26.3 указанного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с подпунктом 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, Федеральным законом от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству прямо отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Данный вывод не противоречит и правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 06.02.2004 г. "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Республики Карелия о проверке конституционности пункта 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации" о том, что вопросы опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей, находятся в сфере семейного законодательства, относятся к отношениям, связанным с защитой семьи, материнства, отцовства и детства, а также с социальной защитой (статья 72, пункты "ж" и "к" части 1, Конституции Российской Федерации).
На основании пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2, за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 настоящей статьи (в части, касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Подпункт 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона, устанавливающий, что решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в приведенном выше пункте 6 не перечислен.
Из указанного выше следует, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями. Из положений принятого Федерального закона "Об опеке и попечительстве" также не следует, что полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, как пределы воздействия на предмет ведения, относятся к полномочиям именно Российской Федерации.
Исходя из того, что вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, положения пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которым установлено, что полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, могут передаваться законами субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации, по мнению суда первой инстанции, в данном случае не могут быть применены.
Отказывая в удовлетворении требований, содержащихся в заявлении прокурора, и не соглашаясь с доводом о том, что полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних являются полномочиями Российской Федерации, суд также исходит из того, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" финансирование обеспечения осуществления указанных полномочий осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
Указание в пункте 1 статьи 34 ГК РФ на то, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по мнению суда, рассматривающего дело, также не влечет за собой признание того, что полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних являются полномочиями Российской Федерации, переданными субъектам Российской Федерации.
Государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, перечисленные в статье 1 оспариваемого Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. N 125-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан", относятся к вопросам организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, что следует из положений статьи 8 Федерального закона от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", и их регулирование подпадает под действие пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Из положений части 2 статьи 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" следует, что субъекты Российской Федерации вправе издавать законы, которыми могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 данной статьи.
Отказывая в удовлетворении требований, содержащихся в заявлении прокурора, суд также исходит из того, что, принимая оспариваемый Закон Нижегородской области (с учетом внесенных в него изменений), органы государственной власти субъекта Российской Федерации - Нижегородской области, не осуществляли законотворческой деятельности в области регулирования гражданских правоотношений, что относится к компетенции Российской Федерации (п. "о" ст. 71, ч. 1 ст. 76 Конституции РФ).
На основании части 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Положениями статьи 5 оспариваемого Закона Нижегородской области предусмотрено, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.
В соответствии с положениями статей 15, 33 Закона Нижегородской области от 18 октября 2007 года N 142-З "Об областном бюджете на 2008 год" и приложения 17 к Закону для передачи в качестве субвенций на компенсацию расходов на осуществление отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан на 2008 г. из областного бюджета органам местного самоуправления было выделено 41999000 руб.
В соответствии с положениями статьи 19 Закона Нижегородской области от 14 ноября 2008 г. N 153-З "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", приложения 9, приложения 27 к Закону для передачи в качестве субвенций на компенсацию расходов на осуществление отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан на 2009 г. из областного бюджета органам местного самоуправления выделено 46095000 руб.
На период 2010 и 2011 годов запланировано выделение, соответственно, 58080000 руб. и 62481000 руб. (приложение N 10 к Закону Нижегородской области от 14 ноября 2008 г. N 153-З).
Из объяснений представителей заинтересованных лиц в судебном заседании следует, что финансирование переданных государственных полномочий фактически производится.
Правовые нормы Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. N 125-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан" не противоречат и положениям статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающей порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд, рассматривающий данное дело по заявлению прокурора, находит, что Закон Нижегородской области от 07.09.2007 г. N 125-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан" принят в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, установленный Федеральным законом, соблюден, оснований для удовлетворения требований прокурора и признания данного Закона Нижегородской области недействующим со дня его принятия не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, судебная коллегия, решила:
в удовлетворении требований прокурора Нижегородской области о признании недействующим со дня принятия - 07 сентября 2007 года Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. N 125-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий |
М.А. Кручинин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нижегородского областного суда от 6 мая 2009 г. по делу N 3-75/09
Текст решения получен из Нижегородского областного суда в соответствии с Договором об информационном сотрудничестве