Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 3 августа 2004 г. N А79-704/2004-СК1-637
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей: Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителя от заинтересованного лица - Семенова М.Ю. (доверенность от 08.01.2004 N 05-07/7-88),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике на постановление апелляционной инстанции от 19.05.2004 по делу N А79-704/2004-СК1-637 Арбитражного суда Чувашской Республики, принятое судьями: Петровой С.М., Дроздовым Н.В., Степановой В.М., по заявлению закрытого акционерного общества "Чебоксарское ремонтно-строительное управление N 1" о признании незаконными действий государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике и установил:
закрытое акционерное общество "Чебоксарское ремонтно-строительное управление N 1" (далее - ЗАО "Чебоксарское РСУ N 1", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике (далее - ГУ РО ФСС по Чувашской Республике, Региональное отделение), выразившихся во включении в акт от 12.08.2003 N 24179 н/с 13 048 рублей недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Определением суда от 03.03.2004 ЗАО "Чувашгражданстрой" привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика.
Решением суда первой инстанции от 22.03.2004 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.05.2004 решение отменено, заявленные ЗАО "Чебоксарское РСУ N 1" требования удовлетворены. Действия Регионального отделения по включению в сумму недоимки Общества 13 048 рублей признаны незаконными.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ГУ РО ФСС по Чувашской Республике обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт.
По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции неправильно применил пункт 8 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3 и 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", необоснованно не применил статьи 58 и 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Региональное отделение считает, что законно доначислило Обществу 13 048 рублей страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку обязанность по уплате данной суммы обязательных платежей на основании разделительного баланса, составленного при реорганизации ЗАО "Чувашгражданстрой", перешла к ЗАО "Чебоксарское РСУ N 1". Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе. Представитель ГУ РО ФСС по Чувашской Республике в судебном заседании подтвердил позицию по делу.
Общество в отзыве на кассационную жалобу против доводов Регионального отделения возразило, считает вынесенное постановление законным и обоснованным.
ЗАО "Чебоксарское РСУ N 1", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
ЗАО "Чувашгражданстрой" отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
Законность вынесенного Арбитражным судом Чувашской Республики судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Ленинского района города Чебоксары от 18.05.2001 N 751 на основании решения общего собрания акционеров ЗАО "Чувашгражданстрой" от 15.12.2000 и решения собрания учредителей ЗАО "Чебоксарское РСУ N 1" от 21.02.2001 зарегистрировано ЗАО "Чебоксарское РСУ N 1". Данное акционерное общество создано путем реорганизации в форме выделения из ЗАО "Чувашгражданстрой" структурного подразделения - Чебоксарского РСУ N 1.
ГУ РО ФСС по Чувашской Республике провело выездную проверку ЗАО "Чебоксарское РСУ N 1" по вопросам начисления, уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и осуществления страховых выплат за период с 01.01.2001 по 30.06.2003, в ходе которой, в частности, установило наличие у Общества по состоянию на 20.04.2001 задолженности по страховым взносам в сумме 13 048 рублей.
Результаты проверки оформлены актом от 12.08.2003 N 24179 н/с.
Посчитав свои права нарушенными, ЗАО "Чебоксарское РСУ N 1" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказав в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 58 и 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что обязанность по уплате искомой суммы страховых взносов передана Обществу в соответствии с разделительным балансом.
Руководствуясь пунктом 8 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3 и 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", суд апелляционной инстанции отменил данное решение. При этом он исходил из того, что законные основания для отказа Обществу в удовлетворении заявленного требования отсутствуют.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
На основании пункта 1 названной статьи гражданское законодательство регулирует отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
В статье 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлены основные принципы обязательного социального страхования данного вида. В частности, к ним относится принцип обязательности уплаты страхователем страховых взносов.
Согласно статье 3 указанного Федерального закона страховой взнос - это обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.
Страхователь (юридическое лицо любой организационно-правовой формы или физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию) - обязан начислять и уплачивать страховые взносы, несет ответственность за неуплату или неполную уплату страховых взносов, контроль же за уплатой страховых взносов и привлечение страхователя к ответственности в случае их неуплаты осуществляет страховщик - Фонд социального страхования Российской Федерации (подпункт 8 пункта 2 статьи 18, статья 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 10.07.2003 N 291-О и от 22.01.2004 N 8-О установил, что страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по своему юридическому содержанию и социально-правовой природе идентичны тем страховым взносам, которые в настоящее время заменены единым социальным налогом, - они также взыскиваются на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.
Из указанных норм следует, что отношения, возникающие между страхователем и страховщиком в связи с начислением и уплатой страховых взносов, являются отношениями, основанными на властном подчинении одной стороны другой, и при установлении указанных платежей, в том числе при определении порядка их уплаты при реорганизации юридического лица, должны соблюдаться не только положения Конституции Российской Федерации, но и Налогового кодекса Российской Федерации.
Данный вывод соответствует также положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", на основании которой отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контролем за их уплатой, обжалованием действий (бездействия) должностных лиц, привлечением к ответственности виновных лиц, регулируются данным Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 8 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов и сборов не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и сборов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов и сборов реорганизованного лица.
Материалы дела свидетельствуют, и это не отрицается ГУ РО ФСС по Чувашской Республике, что ЗАО "Чувашское РСУ N 1" создано 18.05.2001 посредством реорганизации ЗАО "Чувашгражданстрой" в форме выделения; недоимка по страховых взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 13 048 рублей образовалась по состоянию на 20.04.2001, то есть до реорганизации ЗАО "Чувашгражданстрой".
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о необоснованном включении государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республики в акте от 12.08.2003 N 24179 н/с в недоимку ЗАО "Чебоксарское РСУ N 1" по названным страховым взносам 13 048 рублей и правомерно признал данные действия Регионального отделения незаконными.
Нормы материального права Арбитражным судом Чувашской Республики применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятого судебного акта, им не допущено, поэтому данный судебный акт является законным и отмене не подлежит.
Вопрос распределения расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, так как заявитель в силу пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.05.2004 по делу N А79-704/2004-СК1-637 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
А.И. Чиграков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 10.07.2003 N 291-О и от 22.01.2004 N 8-О установил, что страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по своему юридическому содержанию и социально-правовой природе идентичны тем страховым взносам, которые в настоящее время заменены единым социальным налогом, - они также взыскиваются на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.
Из указанных норм следует, что отношения, возникающие между страхователем и страховщиком в связи с начислением и уплатой страховых взносов, являются отношениями, основанными на властном подчинении одной стороны другой, и при установлении указанных платежей, в том числе при определении порядка их уплаты при реорганизации юридического лица, должны соблюдаться не только положения Конституции Российской Федерации, но и Налогового кодекса Российской Федерации.
Данный вывод соответствует также положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", на основании которой отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контролем за их уплатой, обжалованием действий (бездействия) должностных лиц, привлечением к ответственности виновных лиц, регулируются данным Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 8 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов и сборов не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и сборов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов и сборов реорганизованного лица."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 августа 2004 г. по делу N А79-704/2004-СК1-637
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2004 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А79-704/2004-СК1-637