Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 14 декабря 2004 г. N А29-3900/2004А
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Евтеевой М.Ю.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
без участия представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми на решение от 21.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 25.08.2004 по делу N А29-3900/2004А Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Леушиной И.Б., Баублисом С.Л., Галаевой Т.И., Шипиловой Э.В., по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми к федеральному государственному учреждению - Инспекции по карантину растений Российской Федерации о взыскании 5 000 рублей штрафа и установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к федеральному государственному учреждению - Инспекции по карантину растений Российской Федерации (далее - ФГУ "Росгоскарантин") о взыскании 5 000 рублей штрафа по пункту 1 статьи 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за нарушение срока регистрации в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения.
Решением от 21.06.2004 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.08.2004 указанное решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно применил статью 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2003 N 185-ФЗ) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". На его взгляд, за юридическими лицами, зарегистрированными до 01.01.2004, сохранена обязанность самостоятельно регистрироваться в качестве страхователей, в том числе по месту нахождения обособленного подразделения; ответственность за нарушение сроков регистрации не изменена.
ФГУ "Росгоскарантин" не согласилось с доводами, приведенными в кассационной жалобе, указав на законность вынесенных судебных актов.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из представленных в дело документов, государственная инспекция по карантину растений Российской Федерации (в настоящее время - ФГУ "Росгоскарантин") создана в 1958 году. В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14.05.2003 N 745 указанное учреждение было реорганизовано путем присоединения к нему на правах филиалов нескольких государственных учреждений - юридических лиц, в том числе и государственного учреждения "Пограничная инспекция по карантину растений по Республике Коми".
В ходе проведения камеральной проверки Управление установило, что ФГУ "Росгоскарантин" 08.12.2003 зарегистрировано Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Центральному административному округу города Москвы в качестве юридического лица, имеющего обособленное подразделение в Республике Коми, однако заявление о регистрации в качестве страхователя по месту нахождения филиала направило в Управление 14.01.2004, то есть с нарушением 30-ти дневного срока, установленного в статье 11 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Рассмотрев материалы проверки, оформленные актом от 14.01.2004 N 4, руководитель Управления принял решение от 28.01.2004 N 314 о привлечении ФГУ "Росгоскарантин" к ответственности по пункту 1 статьи 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в виде уплаты 5 000 рублей штрафа.
В добровольном порядке штраф не был уплачен, поэтому Управление обратилось за его взысканием в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на юридических лиц, созданных до введения в действие Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в силу пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации распространяется действие Временного порядка регистрации страхователей, представляющих в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.03.2001 N 33а; регистрация страхователя носила уведомительный характер и произведена в установленные сроки. По этой причине суд отказал Управлению в удовлетворении требований о взыскании штрафа.
Оставляя указанное решение в силе, суд апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в редакции от 23.12.2003 N 185-ФЗ) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" указал на отсутствие у ФГУ "Росгоскарантин" обязанности самостоятельно регистрироваться в территориальном отделении Пенсионного фонда Российской Федерации.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не находит оснований для ее удовлетворения по следующим причинам.
ФГУ "Росгоскарантин", созданное в 1958 году, не имело обособленных подразделений (филиалов), поэтому в силу статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязанность по регистрации в качестве страхователя по месту нахождения обособленных подразделений (филиалов) возникла у него с момента образования в его составе таких подразделений.
Согласно части 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определено, что в случае, если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При этом реорганизация юридического лица в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц (пункт 5 статьи 16 Закона).
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что запись о прекращении деятельности юридического лица - государственного учреждения "Пограничная государственная инспекция по карантину растений по Республике Коми" - внесена в единый государственный реестр юридических лиц 24.03.2004, следовательно, с этой даты в составе ФГУ "Росгоскарантин" появилось обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Коми. На учет в качестве страхователя по месту нахождения филиала ФГУ "Росгоскарантин" поставлено 14.01.2004, то есть ранее установленного срока.
Ссылка заявителя на то, что ФГУ "Росгоскарантин" 08.12.2003 зарегистрировано в качестве юридического лица, имеющего обособленные подразделения, является несостоятельной, так как внесенная в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменениях в учредительных документах этого юридического лица не означала завершение процесса его реорганизации.
С учетом изложенного суд первой инстанции, всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в дело документы, обоснованно отказал Управлению в удовлетворении иска.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене принятых судебных актов, не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался в связи с освобождением заявителя от ее уплаты на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 21.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 25.08.2004 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-3900/2004А оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Ю. Евтеева |
А.И. Чиграков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определено, что в случае, если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При этом реорганизация юридического лица в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц (пункт 5 статьи 16 Закона)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 декабря 2004 г. по делу N А29-3900/2004А
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2004 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-3900/2004А