Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Администрации города Дзержинска
от 1 апреля 2011 г. N 836
Концепция
программы социально-экономического развития города Дзержинска на 2012 - 2016 годы
Концепция Программы социально-экономического развития города Дзержинска на 2012 - 2016 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с распоряжением Мэра города Дзержинска от 17.01.2011 N 96 "О разработке концепции Программы социально-экономического развития города Дзержинска на 2012 - 2016" в целях формирования стратегических направлений социально-экономического развития города Дзержинска на долгосрочную перспективу и совершенствования стратегического управления его развитием.
За основу в качестве стратегических приоритетов Концепции приняты основные положения Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17.04.2006 N 127, и ключевые направления развития экономики и социальной сферы, изложенные Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию Российской Федерации 30.11.2010.
1. Краткий анализ и прогноз социально-экономического развития городского округа город Дзержинск
Дзержинск - второй по численности населения город Нижегородской области, обладающий высоким производственным, трудовым, интеллектуальным потенциалом.
Преобладающую долю в структуре экономики города занимает промышленность. Доминирующее положение в промышленном производстве занимают обрабатывающие производства (73,8%), объем отгрузки по которым в 2010 году оценивается в сумме 40,5 млрд. руб.
Согласно прогнозу в ближайшие годы структура экономики города существенным образом не изменится.
В 2010 году в промышленном производстве наметилась устойчивая тенденция к росту объемов отгрузки продукции, товаров, услуг. В 2011 году объем отгрузки товаров, работ, услуг по крупным и средним предприятиям достигнет 61,2 млрд. руб. с приростом относительно 2010 года на 4,3% в сопоставимых ценах. Позитивное влияние на динамику объема отгрузки в последующие периоды окажет рост промышленного производства.
Диаграмма 1
Структура
объема отгрузки в разрезе видов экономической деятельности
по оценке 2011 года
(в скобках - прогноз 2013 года)
Обрабатывающие производства продолжат занимать доминирующее положение в структуре отгрузки. Рост в 2011 году относительно 2010 года в действующих ценах предполагается на уровне 11,4%. В период 2012 - 2013 годы индекс физического объема по обрабатывающим производствам прогнозируется на уровне 107,9% - 106,6%, к 2013 году объем отгрузки возрастет до 58,5 млрд. руб.
Негативные явления в экономике, вызванные мировым финансовым кризисом, отрицательно отразились как в целом на результатах деятельности организаций и предприятий города, так и на ее инвестиционной составляющей. Наибольшее отрицательное влияние мирового финансово-экономического кризиса испытывали промышленные предприятия.
Основными негативными факторами для реального сектора экономики явились: с одной стороны, снижение доступности кредитных ресурсов для предприятий, с другой стороны, снижение спроса на продукцию, как на внешнем, так и на внутреннем российском рынке.
Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий за 2010 год по предварительной оценке составит около 6,0 млрд. руб. и сохранится на уровне 2009 года. Основной объем инвестиций в 2010 году, как и в предыдущие годы, обеспечивался за счет увеличения капиталовложений в обрабатывающие производства.
Согласно прогнозу, объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий в 2011 году составит 6,5 млрд. руб. с темпом роста в сопоставимых ценах 105,4% в т.ч. по предприятиям крупного и среднего бизнеса - 5,0 млрд. руб.
Темпы роста инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций в 2012 году прогнозируются в сопоставимых ценах на уровне 109,2% и в 2013 году - 105,5%.
Несмотря на негативные последствия кризисных явлений, финансовое состояние города можно признать благополучным, поскольку сохраняется тенденция к росту превышения доходов, собираемых в городе в консолидированный бюджет области, над его расходами.
Диаграмма 2
Избыток финансовых средств города Дзержинска
(по утвержденному финансовому плану)
Ситуация в сфере занятости в отчетном и прогнозируемом периоде определяется:
- ситуацией в реальном секторе экономики;
- созданием новых рабочих мест в рамках реализации крупных инвестиционных проектов.
- реализацией областных целевых программы, направленных на содействие занятости населения Нижегородской области.
Прогноз развития трудовых ресурсов на период 2011 - 2013 годы базируется на тенденции старения населения. Предполагается, что к 2013 году доля населения трудоспособного возраста уменьшится на 1,8 процентных пункта к уровню 2009 года. Численность трудовых ресурсов сократится к 2013 году на 7,8 тыс. человек или на 5,1% по сравнению с 2009 годом. вследствие снижения численности трудовых ресурсов в 2009 - 2010 годах сократилось число занятых в экономике.
Диаграмма 3
Динамика численности занятых в экономике г. Дзержинска
(тыс. чел.)
Прогнозируемый незначительный рост численности занятых в экономике города обусловлен реализацией инвестиционных проектов на его территории. К 2013 году численность составит 106,7 тыс. человек. Значительных изменений в структуре занятости не предполагается.
В 2010 году ситуация с занятостью стабилизировалась: коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, в расчете на одну вакансию) снизился к концу года до 0,63 за счет снижения численности незанятых граждан, состоящих на учете в государственной службе занятости. На начало 2010 года данный показатель составлял 2,15.
Постепенный выход из кризиса способствовал росту заработной платы практически во всех сферах экономики. За 11 месяцев 2010 года среднемесячная начисленная заработная плата составила 14 980,7 руб. и выросла на 10,3%. Реальная заработная плата увеличилась на 3,5%. Сокращается просроченная задолженность по заработной плате на предприятиях-банкротах.
В прогнозируемом периоде фонд оплаты труда будет расти темпами, опережающими темпы инфляции, что позволит обеспечить рост реальной заработной платы. В 2011 году номинальная заработная плата составит 15 220,1 руб., в 2012 году - 17 589 руб., в 2013 году - 20 439 руб.
С увеличением доходов населения и стабилизацией ситуации на рынке труда восстанавливается потребительский спрос: в 2010 году индекс физического объема розничного товарооборота составил 105,8%, оборота общественного питания - 106,9%. Тенденция к дальнейшему росту потребительского спроса сохранится и в последующие периоды.
Одной из важнейших характеристик, определяющих социально-экономическое благополучие общества, является его демографическая составляющая, включающая такие показатели, как рождаемость, смертность, миграция, возрастные группы населения и др.
В городе Дзержинске, как в значительной части промышленно-развитых городов, имеют место негативные тенденции основных демографических показателей, а именно: превышение смертности над рождаемостью, ведущее к систематическому уменьшению абсолютной численности населения.
Диаграмма 4
Динамика основных демографических показателей
(смертность, рождаемость, естественная убыль населения)
Диаграмма 5
Динамика среднегодовой численности населения города Дзержинска
Меры, предпринимаемые на федеральном, региональном уровне, оказывают свое положительное влияние на демографическую ситуацию, но пока еще не меняют ее коренным образом. Требуется длительная и системная работа, соответствующие финансовые ресурсы и целенаправленная система мер, реализуемая на всех уровнях исполнительной и законодательной власти.
2. Основные цели и задачи Программы социально-экономического развития города Дзержинска на 2012 - 2016 годы
Программа социально-экономического развития города Дзержинска является документом, содержащим механизм реализации стратегического плана, представляющего собой систему мероприятий федеральных, областных и городских программ и проектов, реализуемых на территории города Дзержинска.
Поскольку главная цель деятельности органов местного самоуправления и стратегическая задача муниципальной политики - повышение качества жизни населения на территории муниципального образования, то целью Программы социально-экономического развития города Дзержинска на 2012 - 2016 годы (далее - Программа) предлагается определить "повышение уровня благосостояния и качества жизни населения на территории городского округа город Дзержинск".
Для достижения этой цели предполагается решение следующих основных задач:
1). Развитие и модернизация экономики города.
2). Эффективное управление муниципальным имуществом и бюджетными ресурсами.
3). Создание благоприятных условий для жизни, работы, отдыха и воспитания детей.
4). Забота о будущих поколениях.
5). Реализация мер, направленных на повышение эффективности деятельности исполнительной власти.
Решение данных задач предполагается осуществлять путем реализации конкретных мероприятий, по следующим направлениям:
- улучшение инвестиционного климата и создание новых рабочих мест;
- развитие эффективной внешнеэкономической и межрегиональной политики;
- стимулирование развития малого и среднего бизнеса;
- развитие инженерной инфраструктуры, повышение эффективности деятельности естественных монополий;
- развитие транспортной инфраструктуры, повышение качества транспортного обслуживания населения;
- обеспечение населения жильем и качественным жилищно-коммунальным обслуживанием;
- развитие инфраструктуры и обеспечение высоких стандартов в социальной сфере (образовании, здравоохранении, культуре и спорте);
- развитие и внедрение эффективных систем управления в природоохранной сфере, формирование имиджа экологически чистой территории;
- обеспечение безопасности населения;
- создание условий для улучшения демографической ситуации;
- повышение доступности и качества медицинской, а также социальной помощи матерям и детям;
- осуществление мероприятий по технологической модернизации детских поликлиник и больниц, повышению квалификации их сотрудников;
- поддержка молодых семей;
- создание режима наибольшего благоприятствования для многодетных семей;
- развитие сети детских дошкольных учреждений;
- семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, и помощь приёмным семьям;
- реализация мер по социальной адаптации выпускников детских домов;
- создание полноценных условий для активной жизни детей-инвалидов;
- модернизация системы образования;
- патриотическое воспитание молодёжи;
- формирование и развитие ценностей здорового образа жизни.
3. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы
Для разработки проекта Программы предлагается:
- создать рабочую группу и назначить из ее состава ответственных за разработку разделов Программы по направлениям социально-экономического развития города;
- оперативное руководство членами рабочей группы и координацию действий по разработке Программы возложить на заместителя Мэра по экономике, промышленности и содействию предпринимательству;
- членам рабочей группы, ответственным за закрепленное направление Программы, сформировать рабочие подгруппы из числа руководителей и специалистов отделов и управлений администрации с привлечением к работе депутатов городской Думы (по согласованию), предприятий и организаций города и экспертов;
- координацию и методическое сопровождение разработки Программы возложить на управление промышленности, экономики, прогнозирования и муниципального заказа.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы предполагается осуществлять за счет средств федерального и областного бюджета (в рамках участия города Дзержинска в реализации федеральных и областных целевых программ, приоритетных национальных проектах), средств городского бюджета и иных источников финансирования (средства предприятий и организаций, частных инвесторов, привлеченные средства).
5. Механизм реализации Программы
Инструментом реализации Программы является программно-целевой метод планирования, основой которого является стратегическое планирование и прогнозирование.
Вопросы финансирования мероприятий Программы по годам и источникам финансирования на очередной финансовый год решаются при обязательном рассмотрении результатов мониторинга мероприятий Программы в отчетном периоде, что обеспечит информационно-аналитическую поддержку принятия решений реализации Программы по годам программного периода.
Механизм реализации Программы предполагает соблюдение следующих принципов:
1). Соответствие целям и задачам Программы.
2). Соблюдение "баланса интересов" исполнителей Программы.
3). Прозрачность и гласность механизма привлечения денежных средств на реализацию мероприятий.
4). Ответственность исполнителей за реализацию мероприятий Программы.
5). Реалистичность (соответствие потребностей имеющимся ресурсам).
6. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет Администрация города.
Управление промышленности, экономики и прогнозирования и муниципального заказа:
- обеспечивает координацию и методологическое сопровождение программы;
- взаимодействует с исполнителями программных мероприятий и проектов, осуществляет сбор отчетности о ходе выполнения программных мероприятий;
- ежегодно по итогам года подготавливает и представляет в установленном порядке отчет о выполнении Программы на рассмотрение Администрации города и в Городскую Думу;
- по результатам формирования бюджета и внесенным изменениям в финансирование программных мероприятий готовит предложения по корректировке Программы на очередной финансовый год и плановый период.
Руководители структурных подразделений администрации города, ответственные за реализацию программных мероприятий, в установленные сроки:
- осуществляют подготовку необходимых документов, их согласование, а также контроль за поступлением средств на реализацию федеральных, областных и муниципальных целевых программ и отдельных мероприятий Программы;
- представляют в управление промышленности, экономики, прогнозирования и муниципального заказа информацию о ходе выполнения целевых программ и отдельных программных мероприятий с указанием объема финансирования и освоения средств.
7. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Эффективность реализации Программы характеризуется степенью достижения целевых индикаторов и показателей результативности мероприятий Программы и в значительной степени зависит от уровня финансирования Программы.
В качестве интегральной оценки эффективности реализации Программы может быть принята разница в значениях показателей социально-экономического развития города до и после завершения срока реализации Программы по следующим показателям:
1) .Экономическая эффективность:
- увеличение инвестиционных вложений,
- рост объемов промышленного производства,
- рост объемов товарооборота,
- рост численности занятых в малом и среднем бизнесе.
2). Бюджетная эффективность:
- увеличение доли собственных доходов в городском бюджете, в т.ч. за счет роста налоговых поступлений.
3). Социальная эффективность:
- увеличение доходов населения,
- создание дополнительных рабочих мест,
- улучшение демографической обстановки,
- улучшение экологической ситуации.
Начальник управления промышленности, экономики, |
Н.Ю. Трубникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.