Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению городской Думы г.Дзержинска
от 19 ноября 1997 г. N 11
Программа приватизации муниципального имущества г.Дзержинска
Нижегородской области
30 марта 1999 г.
1. Введение
1.1. Настоящая Программа приватизации муниципальной собственности в г.Дзержинске является логическим продолжением и дальнейшим развитием процессов преобразования собственности, начатых в 1992 году. За истекший период, по состоянию на 1 ноября 1997 года, в городе приватизировано 201 муниципальное предприятие и объект муниципальной собственности (121 вместе с помещениями), из них:
- предприятий торговли - 115, в т.ч. 4 - путем акционирования;
- предприятий общественного питания - 33, в т.ч. 1 - путем акционирования;
- предприятий бытового обслуживания населения - 9, в т.ч. 1 - путем акционирования;
- предприятий пищевой промышленности - 2 (оба путем акционирования);
- имущественных комплексов - 42.
Кроме того, осуществлена продажа в процессе приватизации 17 единиц автотранспорта, выделенного из состава муниципальных предприятий и учреждений.
Приватизация муниципальных предприятий и объектов осуществлялась следующими способами:
- аукцион - 37;
- коммерческий конкурс - 129;
- некоммерческий инвестиционный конкурс - 6;
- выкуп арендованного имущества - 21;
- акционирование - 8.
Как видно из вышеприведенных данных по способу приватизации предприятия приватизировались в основном через коммерческие конкурсы, что позволило сохранить профиль предприятия, а также социальные гарантии его работникам. Без сохранения профиля приватизировалось около 10% предприятий. Около 60% предприятий в процессе приватизации выкуплены трудовыми коллективами.
Всего с начала приватизации в городе Дзержинске по состоянию на 1 января 1997 года получено средств от приватизации на сумму более 10,5 млрд.руб. Поступление денежных средств по годам происходило следующим образом.
тыс.руб.
1992г. | 1993г. | 1994г. | 1995 г. | 1996 г. | ИТОГО | |
Городской бюджет | 89911 | 459458 | 655849 | 419603 | 4836617 | 6461438 |
Трудовой коллектив | 2733 | 42389 | 50576 | 33767 | 2600 | 132065 |
Областной бюджет | 48204 | 254202 | 327236 | 206034 | 835676 | |
КУМИ | 8953 | 46113 | 75310 | 70658 | 252547 | 453581 |
Фонд муниц. им-ва | 8991 | 46113 | 62786 | 70542 | 33401 | 221833 |
Фонд федер. им-ва | 944 | 5124 | 7440 | 13811 | 27319 | |
КУГИ | 994 | 5123 | 26850 | 20746 | 53713 | |
Республ. бюджет | 39742 | 203361 | 267652 | 182336 | 693091 | |
Гор. ком.зем. | 135 | 820 | 955 | |||
Рос. ком.зем. | 135 | 685 | 820 | |||
ИТОГО | 200472 | 106192 | 147396 | 1019003 | 4673965 | 8880491 |
Приватизация муниципальных предприятий и объектов в период 1992 - 1994 гг. носила массовый характер. Процесс отличался высокой активностью трудовых коллективов - основных инициаторов приватизации своих предприятий. В течение этого периода было приватизировано 146 объектов муниципальной собственности. В основном это были муниципальные предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
Начиная со второй половины 1994 года увеличивается доля приватизированных муниципальных имущественных комплексов.
В 1995 году, а особенно со второй половины 1996 года резко увеличилось количество убыточных муниципальных предприятий. Главная причина убыточности предприятий это: отсутствие заинтересованности в увеличении оборотных средств, плохая работа с поставщиками, отсутствие анализа затрат и поиска путей их снижения. В основном муниципальные предприятия поддерживают свое финансовое состояние за счет сдачи арендуемых у муниципалитета площадей в субаренду. Анализ убытков показывает, что эта статья баланса образуется за счет возрастания кредиторской задолженности. Кредиторскую задолженность можно разбить на следующие составляющие:
- задолженность по арендной и субарендной плате муниципалитету;
- долги предприятия по налогам и отчислениям в государственные фонды;
- задолженность за коммунальные услуги, в т.ч. и перед муниципальными предприятиями;
- долги перед поставщиками и подрядчиками и кредиты банков. Первые три составляющие, прямо или косвенно связанные с городским бюджетом, порой составляют большую часть кредиторской задолженности предприятия. Так, за 10 месяцев 1997 г. комитетом по управлению муниципальным имуществом приватизированы семь убыточных предприятий. Кредиторская задолженность, которую покупатели, как правопреемники муниципальных предприятий, приняли на себя, выглядит следующим образом:
- задолженность по аренде - 403 млн.руб.;
- за коммунальные услуги - 189 млн.руб.;
- задолженность по налогам -140 млн.руб.;
- задолженность по заработной плате - 90 млн.руб.;
- задолженность перед иными кредиторами - 890 млн.руб.
Приватизация этих предприятий привела не только к поступлению денежных средств при продаже, но и изменила дебиторов по этим долгам. Вместо муниципальных предприятий, учредителями которых является муниципалитет, правопреемниками этой задолженности при смене формы собственности стали частные физические и юридические лица, которые после приобретения муниципального предприятия погашают в первую очередь долги в местный бюджет.
В целях выявления убыточных предприятий в комитете по управлению муниципальным имуществом г.Дзержинске (далее - КУМИ) работает балансовая комиссия, в состав которой входят работники КУМИ, управления потребительского рынка и услуг, отдела финансов администрации, управления жилищно-коммунального хозяйства, дорог и транспорта. По истечении отчетного периода (отчетным периодом является - один квартал) на заседаниях этой комиссии выявляются муниципальные предприятия, убытки которых имеют тенденцию к росту. Критерием принятия решения о приватизации является нарастание убытков у предприятия в течение двух отчетных периодов.
Итоги приватизации в г.Дзержинске показали, что приватизация не нарушила торговую инфраструктуру города. Улучшилось торговое обслуживание, появилась конкуренция. Собственники приватизированных предприятий вложили свыше 30 млрд.руб. в развитие и ремонт, приобретение оборудования. Сильно видоизменились магазины ОАО "Дзержинский мясокомбинат". Торговый дом "Славянский", торговая фирма "Елена", хлебный магазин на пр.Ленина, торговый комплекс "Союз". В 1996 году приватизированные предприятия постепенно увеличили товарооборот.
По состоянию на 01.01.97 г. в муниципальной собственности насчитывалось 82 муниципальных предприятия, в т.ч. 34 предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Из них по итогам 1996 года убыточными являлись 35 предприятий.
Начиная с 1996 года приватизация проходит более дифференцирование, с учетом деятельности каждого предприятия и в строгом соответствии с действующим законодательством.
В результате приватизации в 1997 году планируется получить 3,6 млрд.руб., в 1998 году - 3,6 млрд.руб.
КУМИ ежегодно, не позднее 10 декабря, представляет в городскую Думу г.Дзержинска доклад по итогам приватизации за год и уточнение основных направлений политики приватизации на следующий год.
Городская Дума, на основании доклада КУМИ, аналитической записки отраслевых отделов и управлений городской администрации, определяет и утверждает на каждый год порядок, условия и индивидуальные особенности приватизации муниципальных предприятий и объектов. Вместе с данным документом утверждается перечень объектов, подлежащих приватизации.
1.2. Программа приватизации муниципальной собственности г.Дзержинска Нижегородской области (далее именуется - Программа) является муниципальной программой в области экономического и социального развития города, разработанной в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом РФ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" от 21.07.97 г. N 123-ФЗ, "Государственной Программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ", "Программой приватизации государственных и муниципальных предприятий и иных преобразований отношений собственности в Нижегородской области в 1996-1998 г.г.", утвержденной постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области N 99 от 28.05.96 г., Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 г. N 154-ФЗ, с учетом опыта и результатов проведения приватизации в г.Дзержинске в 1992-1997 годах.
Программа устанавливает цели, задания и приоритеты в осуществлении приватизации муниципальной собственности, ограничения при ее проведении и порядок отчуждения муниципальной собственности в собственность физических и юридических лиц.
1.3. Основными целями и приоритетами в осуществлении приватизации муниципальной собственности являются:
- повышение эффективности функционирования приватизируемых предприятий, привлечение инвестиций, необходимых для производственного, технологического и социального развития приватизируемых предприятий муниципальной собственности, улучшение экологического состояния окружающей среды,
- обеспечение поступлений в местный бюджет денежных средств от приватизации муниципальной собственности;
- уменьшение бюджетных расходов на управление городской экономикой и на поддержку нерентабельных предприятий без нанесения ущерба интересам города, повышение эффективности управления муниципальной собственностью;
- погашение задолженности в бюджеты всех уровней, в т.ч. задолженности по арендной плате и налоговым платежам;
- создание условий для развития рынка недвижимости;
- содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения;
- изучение спроса на потребительском рынке, развитие новых видов услуг и улучшение состояния слаборазвитой сферы городской инфраструктуры.
1.4. Объекты и предприятия муниципальной собственности, исходя из возможности их приватизации, распределяются на следующие группы:
- объекты и предприятия муниципальной собственности, приватизация которых запрещена;
- объекты и предприятия муниципальной собственности, включенные в перечень объектов, подлежащих приватизации, приватизация которых осуществляется в соответствии с настоящей Программой по решению КУМИ, с учетом мнения соответствующих (отраслевых) органов администрации г.Дзержинска;
- объекты и предприятия муниципальной собственности, не включенные в перечень объектов, подлежащих обязательной приватизации. Вопросы приватизации объектов и предприятий, находящихся в муниципальной собственности, решаются населением или представительными органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном настоящей Программой.
1.5. Продажа муниципальных предприятий, акций открытых акционерных обществ, созданных в результате преобразования муниципальных предприятий, планы приватизации которых были утверждены до введения в действие настоящей Программы, осуществляется в соответствии с утвержденными планами приватизации.
1.6. При приватизации муниципальных предприятий новый собственник является правопреемником в отношении всех прав и обязанностей приватизированного предприятия.
1.7. Приватизация в городе осуществляется на следующих основных принципах:
- сочетание обязательной и инициативной (по заявкам юридических и физических лиц, инициативе КУМИ) приватизации; гибкое варьирование форм приватизации и подходов в зависимости от специфики объектов; выбор простых, понятных участникам приватизации, способов приватизации, гарантирующих честную конкуренцию;
- широкая гласность и информированность населения о процессе приватизации.
1.8. Отработка подходов при выборе наиболее эффективного способа приватизации муниципальной собственности проводится с учетом мнения отделов и управлений городской администрации.
1.9. Перечень муниципальных предприятий, подлежащих приватизации, определяется по итогам отчетного финансового года, квартала, на основе финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий в соответствии с распоряжением администрации г.Дзержинска от 15.04.96 г. N 479 "О проверке деятельности муниципальных предприятий".
1.10. Приватизация объектов жилищно-коммунального хозяйства проводится согласно постановлению администрации г.Дзержинска от 31.05.94 г. N 998 "Об утверждении Положения о приватизации объектов жилищно-коммунального хозяйства в г.Дзержинске".
1.11. Требования, установленные Программой, обязательны для исполнения органами местного самоуправления.
3. Порядок проведения приватизации муниципальной собственности
3.1. При подаче заявки на приватизацию предприятия, не включенного в перечень объектов обязательной приватизации, от работников данного предприятия или любого иного стороннего физического или юридического лица, признаваемого покупателем в процессе приватизации, КУМИ обязан, в случае своего согласия с приватизацией данного предприятия, подготовить анализ деятельности указанного предприятия и вынести на утверждение городской Думы решение о целесообразности включения указанного предприятия в список объектов, подлежащих обязательной приватизации. В случае решения городской Думы о включении указанного предприятия в перечень предприятий, подлежащих обязательной приватизации, решение о приватизации данного объекта принимается в трехмесячный срок со дня регистрации заявки на его приватизацию.
3.2. КУМИ вправе, без вынесения вопроса на рассмотрение городской Думы, в месячный срок со дня регистрации заявки на приватизацию указанного предприятия принять решение об отказе в приватизации предприятия вышеуказанным заявителям, если считает приватизацию данного предприятия нецелесообразной, с обязательным уведомлением заявителя в письменной форме о принятом решении в трехдневный срок с момента принятия данного решения.
3.3. В случае принятия решения о приватизации муниципальной собственности КУМИ создает комиссию по приватизации и устанавливает срок подготовки плана приватизации, который не может превышать шесть месяцев со дня принятия решения о приватизации указанной муниципальной собственности. Срок подготовки плана приватизации может быть продлен по решению КУМИ не более, чем на один год.
3.4. Решения о приватизации и преобразования в открытые акционерные общества предприятий, относящихся к разделу 2.2 Программы, принимаются КУМИ на основании рассмотренной заявки на приватизацию по согласованию с соответствующим отраслевым органом администрации г.Дзержинска.
3.5. При преобразовании в открытые акционерные общества предприятий, относящихся к разделу 2.2 Программы, КУМИ определяет цели, условия и сроки закрепления в муниципальной собственности пакетов акций по согласованию с соответствующими отраслевыми органами администрации.
Порядок распоряжения акциями, закрепленными в муниципальной собственности, определяется органами местного самоуправления.
3.6. При преобразовании предприятий в открытые акционерные общества, пакеты акций которых закрепляются в муниципальной собственности, администрация г.Дзержинска и КУМИ в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, вправе поручать представление интересов муниципалитета в органах управления акционерных обществ определенным ими лицам, в том числе должностным лицам органов местного самоуправления по представлению соответствующих отраслевых органов администрации. Представители интересов муниципалитета, назначенные в органы управления акционерных обществ, осуществляют свою деятельность в порядке, устанавливаемом администрацией города.
3.7. Увеличение уставного капитала открытого акционерного общества, образованного в процессе приватизации муниципального предприятия, путем выпуска дополнительных акций, при наличии закрепленного в муниципальной собственности пакета акций, предоставляющего более 25% голосов на общем собрании акционеров, может осуществляться только в случае, если при таком увеличении сохраняется размер доли муниципального образования.
3.8. Информация о приватизации муниципального имущества должна быть опубликована КУМИ в средствах массовой информации не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи указанного имущества.
3.9. Информация о результатах сделок приватизации муниципальной собственности подлежит опубликованию КУМИ в месячный срок со дня совершения указанных сделок.
4. Способы приватизации и льготы, представляемые при приватизации
4.1. Выбранный комиссией способ приватизации должен обеспечить конкурентность при продаже объектов приватизации с целью их наиболее выгодной реализации.
4.2. При приватизации муниципальной собственности используются следующие способы приватизации:
4.2.1. Продажа муниципальной собственности на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на закрытом тендере;
4.2.2. Продажа муниципальной собственности на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
4.2.3. Продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам;
4.2.4. Выкуп арендованной муниципальной собственности;
4.2.5. Преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в муниципальной собственности;
4.2.6. Внесение муниципальной собственности в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
4.2.7. Отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.
4.3. Продажа муниципальной собственности на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ.
4.3.1. На аукционе продается муниципальная собственность в случае, если его покупатели не должны выполнять каких-либо условий в отношении объекта приватизации. Право собственности на объект приватизации переходит к покупателю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену за такой объект.
4.3.2. Порядок проведения аукциона, условия участия в нем покупателей, порядок определения победителя аукциона регулируется положением, которое утверждает Правительство РФ.
4.3.3. Под аукционом по продаже акций открытых акционерных обществ понимается продажа на открытых аукционных торгах либо на закрытом тендере пакетов акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации унитарных муниципальных предприятий, когда от покупателей не требуется выполнение каких-либо условий в отношении приватизируемого предприятия.
4.4. Продажа муниципальной собственности на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями.
4.4.1. Муниципальная собственность продается на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями (далее - коммерческий конкурс) в случае, если в отношении объекта приватизации его покупателю необходимо выполнить определенные инвестиционные и (или) социальные условия.
Коммерческий конкурс проводится в виде открытых аукционных торгов или закрытого тендера. Право приобретения объекта приватизации принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе коммерческого конкурса наиболее высокую цену за указанный объект, при условии выполнения таким покупателем инвестиционных и (или) социальных условий. Порядок проведения коммерческих конкурсов определяет Правительство РФ.
4.4.2. Право собственности на муниципальное имущество, которое приватизируется на коммерческом конкурсе, переходит к победителю такого конкурса после выполнения им инвестиционных и (или) социальных условий в отношении объекта приватизации. Победитель коммерческого конкурса не вправе до перехода к нему права собственности на объект приватизации отчуждать его или распоряжаться им иным образом.
4.4.3. Обязательными условиями продажи всех предприятий торговли, питания и бытового обслуживания по коммерческому конкурсу являются постоянное сохранение профиля деятельности приватизированного предприятия и запрещение перерывов в работе приватизированного объекта на срок не свыше 3 месяцев в течении календарного года. Сокращение графика работы приватизированного предприятия допускается только по согласованию с местной администрацией.
4.4.4. При продаже муниципального имущества на коммерческом конкурсе социальные условия могут устанавливаться, если объектом приватизации является предприятие, как имущественный комплекс или если объектом приватизации являются акции открытого акционерного общества, составляющие более чем 50 процентов его уставного капитала.
Исчерпывающий перечень социальных условий и порядок их установления указан в Федеральном законе "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ".
4.4.5. При продаже муниципального имущества на коммерческом конкурсе инвестиционные условия могут предусматривать осуществление в отношении объекта приватизации мероприятий по его реконструкции, приобретению оборудования определенных видов, модернизации и расширению производства.
Указанные инвестиционные условия коммерческого конкурса должны иметь экономическое обоснование, стоимостное выражение, сроки их выполнения и порядок подтверждения победителем коммерческого конкурса их выполнения. В качестве инвестиционного условия коммерческого конкурса может служить обязательство победителя коммерческого конкурса погасить любые виды задолженности приватизируемого объекта.
Инвестиционные условия коммерческого конкурса подлежат согласованию с городской Думой.
4.4.6. Все инвестиционные и социальные условия коммерческого конкурса реализуются за счет денежных средств, внесенных победителем коммерческого конкурса на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с заключенным им с КУМИ договором о порядке выполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий.
4.5. Продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам.
4.5.1. Акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, могут продаваться работникам таких обществ. Порядок продажи таких акций указанным лицам определяется федеральным законом.
4.5.2. Количество акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, которые могут быть проданы его работникам, а также категория (тип) таких акций определяется планом приватизации данного предприятия. Количество акций, подлежащих продаже работникам указанного акционерного общества, определяется комиссией по приватизации.
4.5.3. К работникам акционерных обществ, имеющих право на приобретение указанных выше акций относятся:
- работники, для которых данное предприятия является основным местом работы;
- лица, имеющих право в соответствии с законодательством РФ вернуться на прежнее место работы на этом предприятии, включая лиц, призванных на военную службу во время работы на муниципальном предприятии до преобразования его в открытое акционерное общество, при условии возвращения их на прежнее место работы в течение 3-х месяцев после демобилизации.
4.5.4. Цена продажи акций открытого акционерного общества его работникам составляет 2-кратную величину номинальной стоимости акции.
4.5.5. Работники открытого акционерного общества обязаны единовременно произвести полную оплату за акции в течении 30 дней с момента заключения договора (соглашения) купли-продажи указанных акций.
4.6. Выкуп арендованной муниципальной собственности.
4.6.1. Приобретение арендаторами арендуемого ими муниципального имущества.
4.6.1.1. Приобретение муниципального имущества по договорам аренды с правом выкупа, заключенным до вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", в которых определены стороны по договору аренды, сроки, величина, порядок и условия внесения выкупа, осуществляется по заявлению арендатора в соответствии с указанным договором.
4.6.1.2. Приобретение муниципального имущества по договорам аренды с правом выкупа, заключенным до вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", не удовлетворяющим одному или нескольким условиям, определенным в п.4.6.1.1 настоящей Программы, осуществляется на основании дополнительных соглашений, заключаемых КУМИ с арендаторами, признаваемыми покупателями в соответствии с указанным Законом и являющимися участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством Российской Федерации. Дополнительные соглашения заключаются на основании решений о приватизации, принимаемых КУМИ в соответствии с порядком, установленным разделом 3 настоящей Программы, в течении шести месяцев после введения ее в действие. По истечении указанного срока дополнительные соглашения не заключаются и приватизация муниципального имущества, сданного в аренду, осуществляется на общих основаниях.
В случаях когда балансовая стоимость муниципального имущества, сданного в аренду, по состоянию на 1 число квартала, предшествующего заключению дополнительного соглашения, равна 1000-кратному минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом, или превышает эту сумму, обязательным условием дополнительного соглашения является учреждение КУМИ и арендаторами открытого акционерного общества с внесением в его уставной капитал в качестве оплаты акций, принадлежащих муниципалитету, арендуемого муниципального имущества и первоочередным правом арендаторов на приобретение этих акций.
Стоимость приобретаемых арендаторами акций, а также стоимость выкупаемого ими муниципального имущества при заключении дополнительных соглашений определяются по состоянию на 1 число квартала, предшествующего заключению дополнительного соглашения, применительно к порядку, установленному настоящей Программой для определения начальной цены имущества муниципальных предприятий, акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
4.6.2. Выкуп арендованного недвижимого имущества.
4.6.2.1. Программой регламентируется приватизация следующих сданных в аренду объектов муниципальной собственности: предприятий, зданий, строений, сооружений, помещений, в том числе встроенно-пристроенных нежилых помещений в жилых домах.
4.6.2.2. Право на приобретение сданных в аренду предприятий, зданий, строений, сооружений, помещений, в том числе встроенно-пристроенных нежилых помещений в жилых домах, предоставляется:
- физическим и юридическим лицам, ставшим собственниками приватизированных муниципальных предприятий или муниципального имущества, ранее сданного в аренду, в результате выкупа последнего;
- открытым акционерным обществам, созданным путем преобразования муниципальных предприятий в процессе приватизации, после продажи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о приватизации, не менее 75 процентов их акций;
- гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, а также хозяйственным товариществам и обществам, не более 25 процентов уставного капитала которых находится в государственной или муниципальной собственности, в случае если договор аренды был заключен ими на основании конкурса или аукциона объектов нежилого фонда, только при согласии КУМИ;
- коммерческим организациям, признаваемым в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" субъектами малого предпринимательства, только при согласии КУМИ;
- иным арендаторам с разрешения КУМИ.
4.6.2.3. Продажа незанятых (неиспользуемых) объектов нежилого фонда, в том числе предназначенных для реконструкции, осуществляется исключительно на открытых аукционах (конкурсах) в соответствии с законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4.6.2.4. Не допускается отказ в продаже арендаторам объектов нежилого фонда, сданных в аренду в результате приватизации муниципальных предприятии или имущества, находящегося в указанных объектах нежилого фонда, включая здания и строения, являющиеся объектами исторического и культурного значения, за исключения объектов, на которые распространяются ограничения, установленные разделами 2.1 и 2.2 настоящей Программы и законодательством Российской Федерации. При этом здания и строения, являющиеся памятниками истории и культуры, приватизируются с обязательным условием их содержания новым собственником в надлежащем порядке в соответствии с требованиями охранного обязательства, оформляемого в порядке, установленном законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4.6.2.5. Порядок продажи нежилых помещений, сданных в аренду в результате приватизации, на конкурсе либо аукционе, а также целевым назначением, осуществляется КУМИ в соответствии с "Положением о продаже сданных в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в муниципальной собственности", утвержденным решением городской Думы г.Дзержинска от 14.05.96 г. N 113.
4.6.2.6. Цена на приватизируемые арендаторами объекты нежилого фонда устанавливается в соответствии с порядком определения начальной цены объекта приватизации.
4.6.3. Преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в муниципальной собственности, проводится в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ".
4.6.4 Внесение муниципальной собственности в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
4.6.4.1. Внесение муниципальной собственности в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ осуществляется при условии обеспечения участия муниципалитета либо увеличении доли собственности муниципалитета в уставном капитале путем передачи в муниципальную собственность дополнительного пакета акций (паев).
Порядок и условия передачи в муниципальную собственность дополнительного пакета акций (паев) устанавливается органом местного самоуправления г.Дзержинска.
4.6.4.2. Оценка муниципальной собственности, передаваемой в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ, производится в соответствии с порядком определения начальной цены объекта приватизации.
4.6.5. Отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.
4.6.5.1. Решения о выпуске ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, принимает городская Дума г.Дзержинска. Такими решениями определяется порядок реализации указанного права владельцами ценных бумаг муниципалитета, количество акций открытых акционерных обществ, категория (тип) таких акций, а также наименование открытых акционерных обществ - эмитентов таких акций.
4.6.5.2. Порядок проведения конкурсов на размещение указанных в п.4.2.7 Программы ценных бумаг и ограничения на обращение таких бумаг устанавливает Правительство Российской Федерации.
4.7. Продажа предприятия как имущественного комплекса или акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более 50 процентов уставного капитала указанного общества, осуществляется исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями в порядке, установленном Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".
4.8. Продажа (передача) кредиторам права собственности на муниципальное имущество в зачет внутренних и внешних долговых обязательств муниципалитета, а равно обмен муниципального имущества на иное имущество (денежные средства, товары и услуги), не допускается, за исключения случаев отчуждения находящихся в муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ владельцам ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.
4.9. Продажа в процессе приватизации акций акционерных обществ на аукционе или по конкурсу осуществляется с соблюдением требований антимонопольного законодательства РФ в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ.
Продажа акций открытого акционерного общества, созданного в порядке преобразования муниципального предприятия осуществляется в соответствии с планом приватизации.
Внесение в план приватизации изменений сроков, способов продажи и размеров пакетов акций осуществляется постоянно действующей комиссией по внесению изменений в планы приватизации, создаваемой КУМИ, с обязательным уведомлением соответствующих финансовых органов и приватизируемых предприятий.
4.10. В случаях, если при проведении аукциона (конкурса) по продаже приватизируемых предприятий (объектов), физическое или юридическое лицо является единственным участником аукциона (конкурса), то аукцион (конкурс) считается не состоявшимся, и предприятие (объект), расположенное в сельской местности и рабочих поселках, может быть продан указанному лицу по 10-кратной стоимости, а расположенное в городах - по 100-кратной стоимости имущества, определенного в соответствии с актом оценки.
При этом льготы работникам предприятия, ставшим его покупателями, а также товариществу (обществу) в случае, предусмотренном в п.9.3. Программы, не предоставляются.
4.11. При продаже муниципальной собственности в процессе приватизации по конкурсу или на аукционе сумма залога (задатка), взимаемого с их участников, устанавливается в размере 10 процентов начальной цены объекта, но не более 1000-кратного размера установленной законодательством РФ минимальной оплаты труда.
4.12. При совершении сделок приватизации:
- юридические лица представляют в случае сделки на сумму, равную или превышающую 100000-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, сведения (официальную справку) об источнике денежных средств и законности источника их поступления;
- физические лица предоставляют справку о доходах в случае сделки на сумму, равную или превышающую 1000-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Порядок представления сведений утверждает Правительство РФ.
5. Порядок выбора способа приватизации и подготовки плана
приватизации
5.1. При определении способа приватизации муниципальной собственности комиссия по приватизации учитывает:
- предложения, содержащиеся в заявках на приватизацию;
- отраслевые особенности объектов приватизации и их социально-экономическое значение для г.Дзержинска;
- рыночную стоимость объектов приватизации.
5.2. Приватизация муниципальных предприятий, балансовая стоимость основных фондов которых по состоянию на 1-е число квартала, предшествующего утверждению плана приватизации, больше 1000-кратного установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, осуществляется путем преобразования их в открытые акционерные общества.
Приватизация муниципальных предприятий, балансовая стоимость основных фондов которых по состоянию на 1-е число квартала, предшествующего утверждению плана приватизации, меньше 1000-кратного установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, может быть осуществлена любым из способов, предусмотренных настоящей Программой, включая преобразование их в открытые акционерные общества.
5.3. В плане приватизации, утвержденном КУМИ, определяются способ приватизации объекта приватизации, сроки и условия его приватизации, а также начальная цена объекта приватизации.
5.4. При преобразовании муниципальных предприятий в акционерные общества могут быть приняты решения:
- о закреплении в муниципальной собственности пакетов обыкновенных акций в размерах 100 процентов, 50 процентов плюс одна обыкновенная акция либо 25 процентов плюс одна обыкновенная акция;
- об использовании специального права на участие в управлении акционерным обществом ("золотая акция").
5.5. Учредителем создаваемых в соответствии с Программой открытых акционерных обществ является КУМИ.
5.6. Подготовку преобразования унитарного муниципального предприятия в акционерное общество осуществляет комиссия по приватизации, создаваемая КУМИ.
5.6.1. Комиссия разрабатывает и представляет для согласования трудовых коллективов и городской Думы и утверждения в КУМИ следующие документы (далее именуются - документы):
- план приватизации, составленный в соответствии с примерным планом приватизации предприятия, преобразуемого в открытое акционерное общество;
- акты оценки имущества;
- устав акционерного общества, составленный в соответствии с типовым уставом открытого акционерного общества, созданного в порядке преобразования унитарного муниципального предприятия;
5.6.2. Утвержденный план приватизации является одновременно заявкой на государственную регистрацию открытого акционерного общества, созданного в процессе преобразования унитарного муниципального предприятия, и проспектом эмиссии его акций.
5.7. Должностные лица администрации предприятия (директор и главный бухгалтер) несут ответственность за достоверность данных, указанных в акте оценки имущества, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.8. До полного завершения процесса приватизации предприятия, то есть до продажи (размещения) последней акции, принадлежащей муниципалитету, правовое положение открытого акционерного общества, созданного при приватизации муниципального предприятия, определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о приватизации.
6. Определение начальной цены
объектов муниципальной собственности, акций акционерных обществ,
созданных в процессе приватизации
6.1. Величина уставного капитала при преобразовании муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, а также оценка стоимости имущества муниципальных предприятий при продажи их на аукционе или по конкурсу определяются на основе данных баланса предприятия за квартал, предшествующий дате принятия решения о приватизации и данных обязательной инвентаризации имущества по его фактическому наличию с включением в его состав основных средств и вложений, запасов и затрат, денежных средств, прочих финансовых и нематериальных активов и объектов недвижимости в составе имущественного комплекса предприятия.
При определении величины уставного капитала акционерных обществ, создаваемых на базе муниципальных предприятий транспорта и связи, в обязательном порядке проводится аудиторская проверка.
Оценка валютных средств производится по курсу, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации на дату оценки имущества предприятия.
6.2. Начальная цена имущества муниципальных предприятий, приватизируемых на аукционе или по конкурсу, акций акционерных обществ, созданных в процессе преобразования муниципальных предприятий, определяется в соответствии с "Методикой определения начальной цены продажи объектов муниципальной собственности", утверждаемой постановлением городской Думы г.Дзержинска.
В методике учитывается ожидаемая доходность и финансовое состояние объекта приватизации, величина чистых активов предприятия, данные о продаже КУМИ акций объектов приватизации и котировок акций на вторичном рынке, сведения о продаже объектов-аналогов с учетом факторов, определяющих максимальную рыночную стоимость объекта и инвестиционный спрос, способ продажи, количество и тип реализуемых ценных бумаг.
6.3. Начальная цена объекта приватизации определяется комиссией по приватизации на основе оценки стоимости объекта приватизации и с учетом конъюнктуры рынка.
6.4. Для определения начальной цены КУМИ вправе привлекать к работе комиссии по приватизации экспертов, а также специализированные аудиторские, консультационные, оценочные и иные организации.
7. Средства от приватизации, их образование и порядок
распределения
7.1. Под средствами, полученными от приватизации, понимается вся выручка в деньгах, полученная в соответствии с законодательством Российской Федерации от продажи в процессе приватизации муниципальных предприятий и других объектов приватизации, поступления, полученные от выкупа сданного в аренду муниципального имущества (в т.ч. недвижимого).
7.2. На специальный счет КУМИ зачисляются средства от:
- продажи акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;
- продажи предприятий на аукционах, по коммерческим и инвестиционным конкурсам;
- выкупа арендованного имущества (в т.ч. недвижимого);
- продажи находящихся в муниципальной собственности долей (паев, акций) в хозяйственных товариществах и обществах;
- продажи имущества (активов) действующих муниципальных предприятий, а также не завершенных строительством объектов на аукционах и по конкурсу;
- продажи на аукционах имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных муниципальных предприятий;
- продажи объектов нежилого фонда;
- не возвращенного в установленном порядке залога при проведении конкурсов или аукционов;
- продажи приглашений на предварительное ознакомление участников конкурсов и аукционов с объектами приватизации;
- продажи входных билетов лицам, не являющимся участниками аукциона;
- регистрационного (специального) сбора, уплачиваемого заявителями при подаче заявок на приватизацию;
- продажи облигаций и иных ценных бумаг открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
7.3. Дивиденды по принадлежащим муниципалитету акциям и плата за аренду муниципального имущества не включаются в состав средств от приватизации.
Постановлением городской Думы города Дзержинска от 30 марта 1999 г. N 255 внесены изменения в пункт 7.4 настоящей Программы
7.4. Средства от приватизации муниципальной собственности поступают на счет КУМИ по спецсредствам от приватизации и перечисляются в городской бюджет.
7.5. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью расчетов органов приватизации с бюджетом осуществляют финансовые органы.
7.6. Средства от приватизации, поступившие в КУМИ с 1-го по 15-е число каждого месяца, подлежат перечислению по установленным нормативам в городской бюджет не позднее 25-го числа, а средства, поступившие с 16-го по 31-е число, - не позднее 10 числа следующего месяца.
8. Реорганизация предприятий при их приватизации
8.1. Права собственника в отношении акций (паев, долей), принадлежащих муниципалитету в хозяйственных товариществах и обществах (включая совместные предприятия с иностранным капиталом), осуществляет КУМИ.
8.2. Решения о приватизации, предусматривающие выделение структурных подразделений из состава предприятий в процессе их приватизации, а также из состава объединений предприятий в процессе приведения их организационно-правовой формы в соответствие с законодательством Российской Федерации, принимаются по согласованию с соответствующими отраслевыми органами.
Решение о выделении структурных подразделений из состава предприятий может приниматься при наличии совокупности следующих условий:
- возможности организационного и территориального обособления структурного подразделения;
- отсутствия между структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) структурного подразделения не превышает 10 процентов общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);
- возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.
8.3. Реорганизация унитарных муниципальных предприятий после их приватизации производится покупателем данного предприятия в порядке, установленном действующим законодательством РФ. При этом покупатель вышеуказанного предприятия становится полным правопреемником по всем имущественным и неимущественным правам, а также дебиторским и кредиторским задолженностям данного муниципального предприятия.
9. Защита интересов работников приватизируемых предприятий
9.1. В целях защиты интересов работников приватизируемых предприятий с момента подачи заявки на приватизацию предприятия физическим или юридическим лицом и до момента возникновения права собственности у покупателя, либо до момента продажи 75 процентов акций акционерного общества, образованного на базе приватизированного предприятия, запрещается осуществлять:
- без согласия КУМИ - реорганизацию, ликвидацию предприятия или изменение его структуры, если иное не предусмотрено планом приватизации;
без согласия КУМИ - продажу имущества, в том числе недвижимого, и передачу его с баланса приватизированного предприятия.
9.2. Положения настоящего раздела действуют с даты принятия КУМИ решения о начале работы комиссии по приватизации предприятия.
9.3. При продаже унитарных муниципальных предприятий по конкурсу или на аукционе, юридическому лицу, включающему в том числе не менее половины списочного состава работников приватизируемого предприятия, предоставляется рассрочка платежа до трех месяцев от даты проведения торгов. При этом сумма первоначального взноса, определяемая КУМИ, не может быть менее 30 процентов от продажной цены.
Для остальных физических и юридических лиц устанавливается единовременная форма оплаты и срок оплаты не может превышать 30 дней от даты заключения договора купли-продажи.
10. Защита прав акционеров
10.1. В целях защиты прав акционеров открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации муниципальных предприятий, особенности правового положения которых действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения муниципалитетом всех акций, принадлежащих ему в таком акционерном обществе, устанавливается, что:
- все обыкновенные акции открытого акционерного общества вне зависимости от времени их эмиссии равны между собой по объему предоставляемых акционерам прав и размерам выплачиваемым по ним дивидендов;
- годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года общества.
При этом выносимые на годовое общее собрание акционеров бухгалтерский баланс акционерного общества, счет прибылей и убытков (годовой отчет) и отчет ревизионной комиссии по результатам годовой проверки подлежат утверждению советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества не позднее 60 календарных дней по окончании финансового года.
10.2. Запрещается установление каких-либо ограничений и условий для акционеров на продажу находящихся в их собственности акций открытого акционерного общества.
10.3. Совет директоров (наблюдательный совет) открытого акционерного общества избирается на собрании акционеров в количестве не менее 7 членов при численности акционеров более 1000 человек, а для акционерных обществ, насчитывающих более 10 тысяч акционеров, - не менее 9 членов. При выборах совета директоров (наблюдательного совета) на каждую обыкновенную акцию приходится число голосов, равное количественному составу членов совета директоров. При голосовании акционер имеет право отдать полностью или частично все голоса, приходящиеся на принадлежащие ему обыкновенные акции, за одного или нескольких кандидатов в члены совета директоров. Избранными в состав совета директоров (наблюдательного совета) считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.
Каждый член совета директоров (наблюдательного совета) на заседании совета директоров (наблюдательного совета) имеет один голос. При равенстве голосов голос председателя совета директоров (наблюдательного совета) является решающим.
10.4. На общем собрании акционеров не участвуют в голосовании акции, выпущенные акционерным обществом, но не размещенные среди акционеров, а также иные акции акционерного общества, находящиеся на его балансе. Дивиденды на эти акции не начисляются.
10.5. Сообщение акционерам и номинальным держателям акций о проведении общего собрания акционеров осуществляется путем направления им письменного уведомления или опубликования информации.
Форма сообщения акционерам о проведении общего собрания акционеров определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров.
Если уставом общества не предусмотрена определенная форма сообщения, то уведомление о проведении общего собрания акционеров, в том числе рассылка бюллетеней для голосования, осуществляется заказным письмом.
Акционерное общество обязано направить письменное уведомление или опубликовать информацию о проведении общего собрания акционеров не позднее чем за 30 дней до даты его проведения.
Сообщение о проведении общего собрания акционеров должно содержать:
- наименование и место нахождения общества;
- дату, время и место проведения общего собрания акционеров;
- дату составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;
- вопросы, включенные в повестку дня общего собрания;
- порядок ознакомления акционеров с информацией (материалами), подлежащей представлению акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров.
К информации (материалам) относятся годовой отчет общества, заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора общества по результатам годовой проверки финансово-хозяйственной деятельности общества, сведения о кандидатах в совет директоров (наблюдательный совет) общества и ревизионную комиссию (ревизора) общества, проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества в новой редакции.
10.6. На первом общем собрании акционеров должны быть приняты внутренние документы общества, определяющие порядок организации и проведения собрания акционеров, работы совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии, разработанные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об акционерных обществах" и требованиями, установленными Программой.
11. Использование иностранных инвестиций
11.1. Иностранные инвесторы могут участвовать в аукционе, конкурсе, инвестиционном конкурсе. Ограничения на участие в приватизации иностранных инвесторов устанавливаются федеральными законами.
11.2. При совершении сделок с иностранными инвесторами в качестве продавца муниципального имущества выступает исключительно КУМИ.
11.3. Исполнительный орган местного самоуправления вправе устанавливать ограничения на участие в приватизации иностранных инвесторов.
11.4. Расчеты с иностранными инвесторами при совершении сделки осуществляются в валюте Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
12. Социальная защита работников органов, осуществляющих
приватизацию
12.1. В целях обеспечения социальной защиты работников КУМИ, повышения престижа работы в органе, осуществляющем приватизацию, и повышения заинтересованности его работников в качественном выполнении своих обязанностей:
- установить для них обязательное государственное личное страхование за счет средств бюджетов всех уровней и доходов от приватизации;
- предоставить право КУМИ осуществлять негосударственное пенсионное страхование и дополнительное страхование от несчастных случаев, связанных с выполнением работниками КУМИ своих профессиональных обязанностей.
12.2. Установить, что:
- при ликвидации КУМИ за работниками сохраняется пособие в размере годового заработка, которое выплачивается за счет местного бюджета (может быть выплачено единовременно);
- в случае гибели сотрудника в связи с осуществлением служебной деятельности семье выплачивается единовременное пособие в размере2-кратного годового денежного содержания погибшего из средств местного бюджета:
при нанесении сотруднику, в связи с осуществлением им служебной деятельности, тяжких телесных повреждений, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, выплачивается единовременное пособие в размере годового денежного содержания за счет средств местного бюджета, а также в течении десяти лет - разница между размерами должностного оклада и пенсией;
- при нанесении сотруднику, в связи с осуществлением служебной деятельности, менее тяжких телесных повреждений выплачивается единовременное денежное пособие в размере пятимесячного среднего заработка из средств местного бюджета.
Ущерб, причиненный имуществу сотрудника в связи со служебной деятельностью, возмещается в полном объеме из средств местного бюджета с последующим взысканием этой суммы в местный бюджет с виновных лиц.
13. Информационное обеспечение процесса приватизации
13.1. Проведение пропагандистско-разъяснительной, информационной и образовательной работы возлагается на КУМИ. На КУМИ возлагаются обязанности по обеспечению публикации следующих сведений:
- о сущности и ходе приватизации - в газетах и других средствах массовой информации;
- о продажах на аукционах, по конкурсу объектов муниципальной собственности.
13.2. Председатель КУМИ несет персональную ответственность за своевременность и полноту опубликования сведений о приватизируемых предприятиях и объектах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.