1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления социальных услуг государственными учреждениями Нижегородской области "Центр социальной помощи семье и детям".
2. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления мер социальной поддержки работникам государственных учреждений Нижегородской области "Центр социальной помощи семье и детям".
3. Утвердить прилагаемое Типовое штатное расписание государственных учреждений Нижегородской области "Центр социальной помощи семье и детям".
4. Департаменту социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области обеспечить реализацию настоящего постановления.
5. Аппарату Губернатора и Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации.
6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2007 года.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по социальной политике Г.А. Суворова.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Порядок предоставления социальных услуг
государственными учреждениями Нижегородской области
"Центр социальной помощи семье и детям"
(далее - Порядок)
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 29 декабря 2006 г. N 458)
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает общие правила предоставления социальных услуг государственными учреждениями Нижегородской области "Центр социальной помощи семье и детям" (далее - Центр).
1.2. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия:
Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, - семья, которая находится в ситуации, объективно нарушающей ее жизнедеятельность, и не способна преодолеть данную ситуацию самостоятельно.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Многодетная семья - семья, имеющая на содержании и воспитании троих и более детей в возрасте до 18 лет.
Малоимущая (малообеспеченная) семья - семья, имеющая среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной Правительством Нижегородской области.
Семья, имеющая ребенка-инвалида, - семья, имеющая на содержании и воспитании ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни и здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию и содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Безнадзорный ребенок - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный ребенок - безнадзорный ребенок, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Ребенок-инвалид - ребенок до 18 лет, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.
Социальные услуги - действия по оказанию помощи клиенту с целью преодоления им трудной жизненной ситуации.
1.3. Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, занятости населения, общественными и иными организациями.
1.4. Социальные услуги, предоставляемые Центром, определяются действующим законодательством, Уставом и Перечнем гарантированных социальных услуг, предоставляемых населению учреждениями социального обслуживания Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 7 апреля 2006 года N 110 (далее - перечень гарантированных социальных услуг).
2. Организация предоставления социальных услуг
2.1. К категориям семей и детей, проживающим в Нижегородской области и имеющим право на социальное обслуживание в Центре, относятся:
а) многодетные семьи;
б) малоимущие (малообеспеченные) семьи;
в) семьи, имеющие детей-инвалидов;
г) семьи, принявшие детей на воспитание;
д) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
е) семьи, находящиеся в социально-опасном положении;
ж) дети, находящиеся в социально опасном положении. В том числе: безнадзорные, беспризорные, дети-инвалиды, дети группы "социального риска", несовершеннолетние родители;
з) другие категории семей с детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в социальном обслуживании.
2.2. Центр предоставляет следующие услуги:
а) социально-реабилитационные;
б) социально-медицинские;
в) социально-психологические;
г) социально-педагогические;
д) социально-экономические;
е) социально-бытовые;
ж) социально-правовые;
з) иные виды деятельности (услуги), не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.
2.3. Центр создается с учетом количества обслуживаемых категорий населения в соответствии со следующими группами:
а) 1 группа (общая численность населения в районе/городе свыше 150 тыс. человек, численность детского населения в районе/городе свыше 30 тыс. человек);
б) 2 группа (общая численность населения в районе/городе 100-150 тыс. человек, численность детского населения в районе/городе от 20 до 30 тыс. человек);
в) 3 группа (общая численность населения в районе/городе 50-100 тыс. человек, численность детского населения в районе/городе от 10 до 20 тыс. человек);
г) 4 группа (общая численность населения в районе/городе до 50 тыс. человек, численность детского населения в районе/городе до 10 тыс. человек).
2.4. В целях развития эффективных технологий социального обслуживания семьи и детей, департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области определяет Базовый Центр, который выполняет дополнительные функции по организационно-методическому обеспечению учреждений социальной помощи семье и детям.
2.5. В состав Центра могут включаться следующие структурные подразделения:
а) отделение приема граждан;
б) консультативное отделение;
в) отделение психолого-педагогической помощи;
г) отделение помощи семьям с проблемами насилия;
д) отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
е) отделение дневного пребывания несовершеннолетних;
ж) отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями;
з) стационарное отделение;
и) отделение срочного социального обслуживания (только для Центров, территориально расположенных в муниципальных районах и городских округах Нижегородской области, не обслуживаемых аналогичными структурными подразделениями государственных учреждений "Комплексный центр социального обслуживания населения");
к) организационно-методическое отделение (только для Базового Центра).
2.6. Предоставление социальных услуг структурными подразделениями Центра осуществляется в соответствии с действующим законодательством, Положениями об отделениях, утвержденными директором Центра, и Порядком предоставления услуг структурными подразделениями государственных учреждений Нижегородской области "Центр социальной помощи семье и детям" согласно приложению к настоящему Порядку.
3. Условия и порядок предоставления социальных услуг
3.1. Социальное обслуживание семей и детей Центром может осуществляться на разовой, временной или постоянной основе.
3.2. Порядок обращения в Центр:
3.2.1. Заявители имеют право обратиться в Центр лично, по телефону, направить письменное заявление.
3.2.2. Допускается анонимное обращение для получения отдельных видов социальной помощи.
3.2.3. По просьбе заявителя и в связи с объективной невозможностью посещать Центр работники Центра могут оказывать социальные услуги на дому.
3.3. Решение о зачислении на социальное обслуживание и снятии с амбулаторного обслуживания, обслуживания в отделении дневного пребывания и стационарном отделении, а также перевод из отделения в отделение производится приказом директора Центра.
3.4. Зачисление на обслуживание Центром производится на основании:
а) документа, удостоверяющего личность (паспорта, свидетельства о рождении, справки и другое). В случае невозможности представить указанные документы по причине трудной жизненной ситуации семьи, личность обратившегося устанавливается в определенном законодательством порядке;
б) личного заявления или заявления законного представителя (родителя(ей), опекуна или попечителя);
в) направления специалиста по социальной работе и/или сотрудников органов социальной защиты населения, и/или сотрудников органов медико-социальной экспертизы;
г) справки учреждения здравоохранения об отсутствии медицинских противопоказаний к стационарному и полустационарному обслуживанию.
3.5. Противопоказаниями к принятию на социальное обслуживание в Центр являются: психические и иные заболевания в стадии обострения, хронический алкоголизм, венерические, карантинные, инфекционные заболевания, бактерионосительство, открытые формы туберкулеза, иные тяжелые заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
3.6. Предоставление социальных услуг осуществляется в соответствии с Перечнем гарантированных социальных услуг.
3.7. Основанием для снятия с социального обслуживания являются:
а) личное заявление обслуживаемого лица или его законного представителя;
б) истечение сроков социального обслуживания;
в) помещение в иное учреждение социальной защиты, образования, здравоохранения;
г) выявление медицинских противопоказаний;
д) нарушение договорных условий социального обслуживания;
е) нарушение правил внутреннего распорядка Центра.
Отказ в предоставлении социальных услуг Центром по медицинским показаниям или иным причинам оформляется заключением комиссии (консилиума, совета специалистов и другое).
3.8. Решение об отказе в предоставлении социальных услуг или снятии с обслуживания может быть обжаловано в комиссии по социальному обслуживанию при территориальном органе департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области, в комиссии по социальному обслуживанию при департаменте социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области или в судебном порядке.
3.9. Семьи и дети, принятые на условиях частичной или полной оплаты на социальное обслуживание, или их законные представители заключают с Центром письменный договор, определяющий условия предоставления услуг, права и обязанности сторон, при необходимости - порядок и размер их оплаты.
3.10. Дети до 18 лет, находящиеся на социальном обслуживании в отделении дневного пребывания, в стационарном отделении, обеспечиваются питанием, мягким инвентарем и медикаментами в соответствии с нормами, утвержденными постановлением Правительством Нижегородской области от 11 апреля 2006 года N 118.
3.11. Социальное обслуживание семьи и детей в Центре осуществляется в соответствии со следующими этапами:
а) выявление существа и причин имеющейся или реально возможной трудной жизненной ситуации семьи, личностных особенностей ребенка, специфики его окружения и других характеристик жизнедеятельности;
б) разработка индивидуальных программ социальной реабилитации или адаптации при наличии у семьи и ребенка трудной жизненной ситуации;
в) разработка программ социальной профилактики в случае реально или потенциально возможной у семьи и ребенка трудной жизненной ситуации;
г) координация выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации, адаптации и профилактики, в реализации которых участвуют социальные службы, государственные и муниципальные органы и учреждения здравоохранения, образования, культуры, спорта, занятости, внутренних дел, миграционной службы и другое;
д) реализация разработанных программ профилактики и реабилитации;
е) мониторинг, анализ и отчетность по выполнению программы социальной реабилитации, определение дальнейшего развития социального потенциала семьи и ребенка.
3.12. Координация разработки и реализации каждой из индивидуальных программ социальной реабилитации осуществляется каким-либо функциональным отделением Центра в соответствии с его профилем по решению специального коллегиального органа Центра (консилиума, совета специалистов и другие), которое утверждается приказом директора Центра.
3.13. На каждого ребенка, принимаемого на обслуживание, формируется личное дело, отражающее полную информацию о ребенке и его семье.
3.14. Семьи, находящиеся на социальном патронаже, заносятся в базу данных учреждения (картотеку).
3.15. В Центре ведется полный учет количества обслуженных семей и детей, количества и объемов предоставленных им социальных услуг.
3.16. При Центре может быть создан попечительский совет для содействия в решении проблем в деятельности учреждения.
4. Условия и порядок оплаты социальных услуг
4.1. Социальные услуги предоставляются Центром бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.
4.2. Социальные услуги, включенные в Перечень гарантированных социальных услуг, оказываются Центром бесплатно для категорий семей и детей согласно пункту 2.1. настоящего Порядка.
4.3. Для иных семей и детей социальные услуги предоставляются на условиях полной оплаты.
Тарифы на социальные услуги, включенные в Перечень гарантированных социальных услуг, предоставляемые Центром иным семьям с детьми на платной основе, определяются Правительством Нижегородской области.
О тарифах на социальные услуги см. постановление Правительства Нижегородской области от 7 сентября 2006 г. N 288
4.4. Дополнительные услуги, не включенные в Перечень гарантированных социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания Нижегородской области, предоставляются Центром на условиях частичной или полной оплаты.
Расчет стоимости дополнительных услуг утверждается руководителем Центра и согласуется с органами исполнительной власти Нижегородской области, в компетенцию которых входят вопросы регулирования цен и тарифов на территории Нижегородской области.
4.5. Оплата всех видов услуг, предоставляемых Центром на платной основе, производится после заключения договора путем перечисления денежных средств на расчетный счет Центра.
4.6. Средства, поступающие в качестве платы за предоставление платных услуг, направляются на финансирование расходов в соответствии с уставной деятельностью Центра.
Приложение
к Порядку предоставления социальных
услуг государственными учреждениями
Нижегородской области "Центр
социальной помощи семье и детям"
Порядок
предоставления социальных услуг структурными подразделениями
государственных учреждений Нижегородской области
"Центр социальной помощи семье и детям"
1. Отделение приема граждан
1.1. Цели и задачи отделения приема граждан.
1.1.1. Отделение приема граждан создается в целях организации приема и выявления потребностей в социальных услугах у семей и детей, проживающих на территории, обслуживаемой Центром.
1.1.2. Отделение приема граждан осуществляет:
а) организацию первичного и при необходимости последующих приемов граждан в Центре;
б) рассмотрение обращений граждан;
в) выявление имеющихся у семей и детей потребностей в социальных услугах;
г) социально-бытовое обследование семей и детей;
в) направление семей и детей в соответствующие подразделения Центра на социальное обслуживание;
г) создание банка данных (картотеки) о семьях и детях, обратившихся в Центр.
1.2. Категории семей и детей, обслуживаемых в отделении приема граждан.
1.2.1. К категориям граждан, имеющим право на социальное обслуживание в отделении приема граждан, относятся:
а) многодетные семьи;
б) малоимущие (малообеспеченные) семьи;
в) семьи, имеющие детей-инвалидов;
г) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
д) семьи, находящиеся в социально-опасном положении;
е) дети, находящиеся в социально опасном положении. В том числе: безнадзорные, беспризорные, дети-инвалиды, дети группы "социального риска", несовершеннолетние родители;
ж) другие категории семей с детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в социальном обслуживании.
1.3. Условия и порядок обращения в отделение приема граждан.
1.3.1. Социальное обслуживание граждан в отделении приема граждан осуществляется на разовой основе.
1.3.2. При обращении в отделение приема граждан гражданин представляет документ, удостоверяющий личность.
1.3.3. При обращении по телефону обращение гражданина в отделение приема граждан может быть анонимным.
1.3.4. Прием граждан в отделении приема граждан проводится в индивидуальном порядке.
1.4. Организация работы отделения приема граждан.
1.4.1. Отделение приема граждан возглавляет заведующий отделением, назначаемый директором Центра.
1.4.2. В отделении приема граждан организуется приемная граждан и банк (картотека) данных о семьях и детях, обратившихся в Центр.
1.4.3. Для проведения приема граждан отделение приема граждан осуществляет обмен необходимой информацией с заинтересованными государственными организациями, учреждениями и общественными объединениями.
1.4.4. В отделении приема граждан ведется журнал приема и иная отчетная документация по деятельности отделения.
2. Консультативное отделение
2.1. Цели и задачи консультативного отделения.
2.1.1. Консультативное отделение создается в целях защиты прав и интересов семьи и детей, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов.
2.1.2. Консультативное отделение осуществляет:
а) консультирование по вопросам оказания социальной помощи и предоставления социальных услуг;
б) содействие в решении правовых вопросов, входящих в компетенцию органов социальной защиты населения;
в) оказание социально-психологической помощи, в том числе экстренной помощи по "телефону доверия".
2.2. Категории семей и детей, обслуживаемых в консультативном отделении.
2.2.1. К категориям граждан, имеющим право на социальное обслуживание в консультативном отделении, относятся:
а) многодетные семьи;
б) малоимущие (малообеспеченные) семьи;
в) семьи, имеющие детей-инвалидов;
г) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
д) семьи, находящиеся в социально опасном положении;
е) дети, находящиеся в социально опасном положении. В том числе: безнадзорные, беспризорные, дети-инвалиды, дети группы "социального риска", несовершеннолетние родители;
ж) другие категории семей с детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в социальном обслуживании.
2.3. Порядок предоставления услуг в консультативном отделении.
2.3.1. Социальное обслуживание в консультативном отделении осуществляется на разовой и временной основе.
2.3.2. При обращении в консультативное отделение гражданин представляет документ, удостоверяющий личность.
2.3.3. При обращении по телефону обращение гражданина в консультативное отделение может быть анонимным.
2.3.4. При групповом консультировании проводится регистрация участников группы.
2.4. Организация работы консультативного отделения.
2.4.1. Консультативное отделение возглавляет заведующий отделением, назначаемый директором Центра.
2.4.2. В консультативном отделении организуются следующие виды консультирования семей и детей:
а) индивидуальный консультативный прием;
б) групповое консультирование;
в) лекционно-консультативная работа;
г) клубно-консультативные занятия;
д) составление, издание и распространение информационно-консультативной продукции (буклеты, информационные листы, листовки и др.);
е) социально-юридическое, социально-психологическое, социально-педагогическое консультативное сопровождение семьи (ребенка);
ж) организация дополнительных социальных услуг.
2.4.3. В консультативном отделении организуется работа специалистов, занятых оказанием консультативной юридической, социально-психологической, социально-педагогической помощи гражданам, обслуживаемым в подразделениях Центра, а также сотрудникам Центра.
2.4.4. Для проведения консультирования консультативное отделение осуществляет обмен необходимой информацией с заинтересованными государственными организациями, учреждениями и общественными объединениями.
2.4.5. В консультативном отделении ведется учет обращений, тематики и количества оказанных консультаций.
3. Отделение психолого-педагогической помощи
3.1. Цели и задачи отделения психолого-педагогической помощи.
3.1.1. Отделение психолого-педагогической помощи создается в целях повышения психологической устойчивости и формирования психологической культуры населения в сферах межличностного, семейного и родительского общения.
3.1.2. Задачи отделения психолого-педагогической помощи:
а) помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата;
б) содействие гражданам в преодолении конфликтных ситуаций и иных нарушений супружеских и семейных отношений;
в) помощь гражданам, испытывающим трудности в воспитании детей;
г) ознакомление родителей или законных представителей детей с особенностями психологии детского возраста;
д) предотвращение возможного эмоционального и психического кризиса в семьях с детьми;
е) психологическая адаптация семей, имеющих детей, к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.
3.2. Категории семей и детей, обслуживаемых в отделении психолого-педагогической помощи.
3.2.1. К категориям граждан, имеющим право на социальное обслуживание в отделении психолого-педагогической помощи, относятся:
а) многодетные семьи;
б) малоимущие (малообеспеченные) семьи;
в) семьи, имеющие детей-инвалидов;
г) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
д) семьи, находящиеся в социально-опасном положении;
е) дети, находящиеся в социально опасном положении. В том числе: безнадзорные, беспризорные, дети-инвалиды, дети группы "социального риска", несовершеннолетние родители.
3.3. Порядок оказания социальных услуг в отделении психолого-педагогической помощи.
3.3.1. Социальное обслуживание в отделении психолого-педагогической помощи осуществляется на разовой и временной основе.
3.3.2. При обращении в отделение психолого-педагогической помощи представляется документ, удостоверяющий личность.
3.3.3. При обращении по телефону, обращение в отделение психолого-педагогической помощи может быть анонимным.
3.3.4. При групповой психолого-педагогической работе проводится регистрация участников группы.
3.3.5. Общение между гражданами и работниками отделения может происходить вне учреждения.
3.3.6. Социальные услуги предоставляются в отделении психолого-педагогической помощи всем категориям семей и детей, имеющим право на социальное обслуживание в соответствии с Законом Нижегородской области от 5 мая 2005 года N 40-З "О государственном социальном обслуживании населения", бесплатно.
3.4. Организация работы отделения психолого-педагогической помощи.
3.4.1. Отделение психолого-педагогической помощи возглавляет заведующий отделением, назначаемый директором Центра.
3.4.2. Отделение психолого-педагогической помощи осуществляет:
а) консультативную и практическую помощь гражданам в воспитании детей, обучении детей и родителей здоровому образу жизни, поддержании психического и физического здоровья, успешном разрешении семейных конфликтов и иных вопросов;
б) социально-психологический патронаж семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия для воспитания детей;
в) психологическое обследование личности граждан, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта психолого-педагогической помощи;
г) психологическую коррекцию нарушений общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками, неадекватных родительских установок воспитания ребенка, нарушений супружеских отношений;
д) диагностику психофизического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, изучение его склонностей и способностей, степени готовности к обучению в школе;
е) психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервно-психической напряженности, преодолению неадекватных форм поведения и другим направлениям;
ж) организацию деятельности групп взаимной поддержки, создание клубов общения, разработку и проведение циклов бесед, "круглых столов" и другое;
з) дополнительные социально-психологические услуги.
3.4.3. В отделении психолого-педагогической помощи могут быть оборудованы комната психологической разгрузки и сенсорная комната, в которых организуются индивидуальные и групповые занятия в соответствии с графиком, утвержденным директором Центра.
3.4.4. В отделении психолого-педагогической помощи ведется учет клиентской базы, видов и объемов оказанных социально-психологических и социально-педагогических услуг.
4. Отделение помощи семьям с проблемами насилия
4.1. Цели и задачи отделения помощи семьям с проблемами насилия.
4.1.1. Отделение помощи семьям с проблемами насилия создается в целях оказания психологической, юридической, социально-бытовой и иных видов социальной помощи семьям с проблемами психофизического насилия.
4.1.2. Отделение помощи семьям с проблемами насилия, осуществляет:
а) предоставление временного (до 1 месяца) убежища для членов семей с проблемами насилия;
б) социальный патронаж семей с проблемами насилия, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
в) выявление причин и факторов возникновения насилия в семье;
г) разработку и реализацию программ социальной реабилитации семей с проблемами насилия;
д) социально-психологическую, социально-бытовую и юридическую помощь семьям с проблемами насилия, в восстановлении социального статуса и адаптации к социально-экономическим условиям жизни;
е) проведение информационно-просветительских мероприятий по профилактике насилия в семье.
4.2. Категории семей и детей, обслуживаемых в отделении помощи семьям с проблемами насилия.
4.2.1. К категориям граждан, имеющим право на социальное обслуживание в отделении помощи семьям с проблемами насилия, относятся:
а) женщины и девушки, подвергшиеся насилию в семье;
б) женщины с детьми, подвергшиеся насилию в семье;
в) подростки до 18 лет, подвергшиеся насилию в семье.
4.3. Условия и порядок приема на обслуживание в отделение помощи семьям с проблемами насилия.
4.3.1. При обращении по вопросам консультирования, оказания амбулаторной психологической помощи, клиент имеет право анонимного социального обслуживания.
4.3.2. Для зачисления на стационарное обслуживание в отделение помощи семьям с проблемами насилия, указанные в пункте 4.2.1. граждане представляют в Центр следующие документы:
а) документ, удостоверяющий личность, а в случае невозможности представить документ по объективной причине, личность обратившегося устанавливается в определенном законодательством порядке;
б) личное письменное заявление о зачислении на обслуживание с указанием причины.
4.3.3. При поступлении документов, указанных в пункте 4.3.2. настоящего Порядка, директор Центра принимает решение о зачислении заявителя на обслуживание в отделение помощи семьям с проблемами насилия, или выносит мотивированное решение об отказе.
4.3.4. При зачислении на стационарное обслуживание с клиентом заключается в установленном порядке письменный договор и разрабатывается индивидуальная программа социальной реабилитации семьи.
4.3.5. Противопоказаниями к принятию на социальное обслуживание в отделение являются: психические и иные заболевания в стадии обострения, состояние алкогольного или наркотического опьянения, венерические, карантинные, инфекционные заболевания, открытые формы туберкулеза, иные тяжелые заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
В отделение не принимаются граждане, совершившие преступления и (или) противоправные деяния.
4.3.6. Основанием для снятия с социального обслуживания в отделении помощи семьям с проблемами насилия являются:
- личное заявление обслуживаемого лица или его законного представителя;
- истечение сроков социального обслуживания;
- помещение в иное учреждение социальной защиты, образования, здравоохранения;
- выявление медицинских противопоказаний;
- нарушение договорных условий социального обслуживания;
- отказ клиента участвовать в реализации программы реабилитации;
- нарушение правил внутреннего распорядка Центра.
4.3.7. Подростки до 18 лет, подвергшиеся физическому и (или) сексуальному насилию, могут быть приняты на стационарное обслуживание в отделение сроком не более трех суток с последующим направлением в иные специализированные учреждения для несовершеннолетних.
4.4. Организация работы отделения помощи семьям с проблемами насилия.
4.4.1. Отделение помощи семьям с проблемами насилия возглавляет заведующий отделением, назначаемый директором Центра.
4.4.2. Отделение помощи семьям с проблемами насилия является отделением амбулаторно-стационарного типа.
4.4.3. Отделение помощи семьям с проблемами насилия оказывает социальные услуги двух видов: экстренная социально-психологическая помощь и систематическая социальная помощь семьям с проблемами насилия.
4.4.4. Порядок проживания граждан, обслуживаемых в отделении помощи семьям с проблемами насилия, определяется Правилами внутреннего распорядка Центра.
4.4.5. Отделение помощи семьям с проблемами насилия размещается в отдельно стоящем здании или изолированном блоке здания Центра. В отделении выделяются помещения для сна, питания (буфет или кухня), бытовой и душевой комнат, камеры хранения, помещения для психологической разгрузки, досуга и отдыха.
5. Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних
5.1. Цели и задачи отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
5.1.1. Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних создается в целях осуществления профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
5.1.2. Задачи отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних:
а) организация работы с семьями несовершеннолетних;
б) осуществление социальной реабилитации несовершеннолетних с различными формами степенью социальной дезадаптации;
в) обеспечение социального патронажа детей и семей группы "социального риска".
5.2. Категории семей и детей, обслуживаемых в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
5.2.1. К категориям семей и детей, имеющим право на социальное обслуживание в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних, относятся:
а) семьи, находящиеся в социально-опасном положении;
б) дети, находящиеся в социально-опасном положении;
в) безнадзорные и беспризорные дети.
5.3. Порядок оказания социальных услуг в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
5.3.1. Обслуживание семей и детей, указанных в пункте 5.2.1. настоящего Порядка, осуществляется на основании направления органов социальной защиты населения, органов опеки и попечительства, органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних.
5.3.2. Семьи и дети, поступившие в отделение профилактики безнадзорности регистрируются в базе данных (журнале, картотеке) учета лиц, поступивших в отделение, с указанием видов и объемов оказанной социальной помощи.
5.3.3. Противопоказаниями к обслуживанию в отделении профилактики безнадзорности являются: состояние алкогольного или наркотического опьянения, выраженные признаки обострения психических заболеваний.
5.3.4. Основанием для снятия с социального обслуживания и социального патронажа в отделении профилактики безнадзорности являются:
- личное заявление обслуживаемого лица или его законного представителя;
- истечение сроков социального обслуживания.
- помещение в иное учреждение социальной защиты, образования, здравоохранения;
5.3.5. Социальное обслуживание в отделении профилактики безнадзорности осуществляется на разовой, временной и постоянной основе.
5.3.6. Общение между гражданами и работниками отделения может происходить вне учреждения.
5.3.7. Социальные услуги предоставляются бесплатно всем категориям семей и детей, имеющим право на социальное обслуживание в соответствии с Законом Нижегородской области от 5 мая 2005 года N 40-З "О государственном социальном обслуживании населения".
5.4. Организация работы отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
5.4.1. Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних возглавляет заведующий отделением, назначаемый директором Центра.
5.4.2. Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних является отделением амбулаторно-консультативного типа.
5.4.3. Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних осуществляет:
а) мероприятия по выявлению семей и детей группы "социального риска";
б) социальный патронаж дезадаптированных несовершеннолетних детей, склонных к асоциальным поступкам и противоправному поведению;
в) выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних;
г) профилактическую работу с семьями и детьми группы "социального риска";
д) проведение психолого-медико-педагогического обследования, направленного на установление форм и степени социальной дезадаптации несовершеннолетних;
е) разработку индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних;
ж) разработку рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями дезадаптированных несовершеннолетних для обеспечения преемственности коррекционно-реабилитационных мероприятий в домашних условиях;
з) социально-профилактические мероприятия с семьями детьми группы "социального риска".
5.4.4. В отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних организуется работа специалистов, занятых оказанием юридической, социально-психологической, социально-педагогической и иных видов социальной помощи семьям и детям "группы социального риска".
5.4.5. На каждого клиента отделения разрабатывается и реализуется индивидуальная и (или) групповая (для семей) программа социальной реабилитации.
5.4.6. Для проведения реабилитационных мероприятий с клиентами отделение осуществляет обмен необходимой информацией с заинтересованными государственными организациями, учреждениями и общественными объединениями, иными структурными подразделениями Центра.
6. Отделение дневного пребывания несовершеннолетних
6.1. Цели и задачи отделения дневного пребывания несовершеннолетних.
6.1.1. Отделение дневного пребывания несовершеннолетних создается в целях реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних в полустационарных условиях.
6.1.2. Задачами отделения дневного пребывания несовершеннолетних являются:
а) проведение мероприятий по реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних;
б) организация каникулярного отдыха и оздоровления несовершеннолетних.
6.2. Категории семей и детей, обслуживаемых в отделении дневного пребывания несовершеннолетних.
6.2.1. К категориям несовершеннолетних детей, имеющим право на социальное обслуживание в консультативном отделении, относятся:
а) дети из многодетных семей;
б) дети из малоимущих (малообеспеченных) семей;
в) дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;
г) безнадзорные и беспризорные дети;
д) другие категории детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в социальном обслуживании.
6.3. Условия и порядок приема на обслуживание в отделение дневного пребывания несовершеннолетних.
6.3.1. Зачисление на обслуживание в отделение производится на основании:
- личного заявления несовершеннолетнего или заявления законного представителя (родителя(ей), опекуна или попечителя);
- направления специалиста по социальной работе и (или) сотрудников органов социальной защиты населения;
- справки из учреждения здравоохранения об отсутствии медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию.
6.3.2. Основными показаниями для помещения ребенка в отделение являются девиантное поведение, школьная дезадаптация, педагогическая запущенность, нарушение межличностного общения, перенесенные психические травмы, тяжелое материальное положение, трудная жизненная ситуация в семье.
6.3.3. Противопоказаниями к принятию на социальное обслуживание являются: психические и иные заболевания в стадии обострения, состояние алкогольного или наркотического опьянения, венерические, карантинные, инфекционные заболевания, бактерионосительство, открытые формы туберкулеза, иные тяжелые заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
6.3.4. В недельный срок со дня поступления документов, указанных в пункте 6.3.1. настоящего Порядка, директор Центра принимает решение о зачислении на обслуживание в отделение или выносит мотивированное решение об отказе.
6.3.5. Основанием для снятия с социального обслуживания являются:
- личное заявление обслуживаемого лица или его законного представителя;
- истечение сроков социального обслуживания;
- помещение в иное учреждение социальной защиты, образования, здравоохранения;
- выявление медицинских противопоказаний;
- нарушение договорных условий социального обслуживания;
- нарушение правил внутреннего распорядка Центра.
6.3.6. Отказ в предоставлении социальных услуг Центром по медицинским показаниям или иным причинам оформляется заключением коллегиального органа.
6.3.7. На каждого ребенка, принимаемого на обслуживание, формируется личное дело, отражающее полную информацию о ребенке и его семье.
6.3.8. Повторное (в течение одного года) обслуживание несовершеннолетних осуществляется при наличии свободных мест в отделении.
6.4. Организация работы отделения дневного пребывания несовершеннолетних.
6.4.1. Отделение дневного пребывания несовершеннолетних возглавляет заведующий отделением, назначаемый директором Центра.
6.4.2. Несовершеннолетние школьного возраста посещают отделение дневного пребывания несовершеннолетних в свободное от учебы время.
6.4.3. В отделении дневного пребывания несовершеннолетних формируются реабилитационные группы численностью от 5 до 10 человек.
6.4.4. Отделение комплектует реабилитационные группы с продолжительностью пребывания детей 6-8 часов в день.
Учитывая особенности обучения детей в образовательных учреждениях, реабилитационные группы могут работать в две смены с продолжительностью пребывания детей 3-4 часа в день.
Рекомендуется открывать реабилитационные группы с пребыванием несовершеннолетних в вечернее время.
Режим работы реабилитационных групп определяется правилами внутреннего распорядка Центра.
6.4.5. Средняя продолжительность пребывания ребенка в отделении - 15 рабочих дней (21 календарный день). Продолжительность посещения может быть увеличена или уменьшена в соответствии с временем социально-реабилитационного периода, определяемого индивидуальной программой социальной реабилитации несовершеннолетнего. Максимальная продолжительность пребывания ребенка в отделении - 2 месяца.
6.4.6. Несовершеннолетние в период нахождения в отделении дневного пребывания несовершеннолетних обеспечиваются питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия согласно нормам, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 11 апреля 2006 года N 118 (далее - нормы).
6.4.7. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ социальной реабилитации, учитывающих индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних.
6.4.8. В отделении дневного пребывания несовершеннолетних осуществляются следующие виды деятельности (услуги):
а) организация социально-реабилитационных мероприятий;
б) организация полноценного питания согласно утвержденным нормам;
в) организация каникулярного отдыха и оздоровления;
г) организация социокультурного досуга и спортивно-оздоровительных мероприятий;
д) самоподготовка учащихся к учебным занятиям;
е) организация клубной и кружковой работы;
ж) организация трудовой реабилитации;
з) социально-педагогическая и социально-психологическая помощь;
и) социально-медицинские услуги;
к) дополнительные социальные услуги.
6.4.9. Несовершеннолетние, обслуживаемые в отделении дневного пребывания несовершеннолетних, по желанию и в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации могут участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских трудовой реабилитации или подсобном хозяйстве. Продукция подсобного хозяйства и трудовых мастерских направляется на обеспечение Центра.
6.4.10. На период школьных каникул на базе отделения дневного пребывания несовершеннолетних рекомендуется открывать оздоровительный лагерь со стационарным или полустационарным (дневным) пребыванием детей. Лагерь работает на основании положения, утвержденного директором Центра.
6.4.11. Отделением дневного пребывания несовершеннолетних на основе договоров руководства Центра с иными организациями могут организовываться краткосрочные смены (1-3 дня), а также проводиться праздничные мероприятия для семей и детей.
6.4.12. В соответствии с СанПиН в отделении дневного пребывания несовершеннолетних выделяются помещения для медицинского кабинета, кабинета психологической помощи, комнаты для проведения самоподготовки к учебным занятиям, досуга, трудовой реабилитации, клубной и кружковой работы, а также столовая.
7. Отделение реабилитации несовершеннолетних
с ограниченными возможностями
7.1. Цели и задачи отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями.
7.1.1. Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями создается в целях обеспечения социальной реабилитации несовершеннолетних с отклонениями в физическом и умственном развитии.
7.1.2. Задачами отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями являются:
а) реализация раздела социальной реабилитации ИПР детей-инвалидов во взаимодействии с федеральным государственным учреждениями# медико-социальной экспертиз# по Нижегородской области;
б) реализация программ социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и детей с ослабленным здоровьем;
в) проведение информационно-просветительской работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.
7.2. Категории семей и детей, обслуживаемых в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями.
7.2.1. К категориям семей и детей, имеющим право на социальное обслуживание в Центре, относятся:
а) дети-инвалиды;
б) дети и подростки с ограниченными возможностями;
в) семьи, имеющие детей-инвалидов;
г) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и имеющие детей с ограниченными возможностями и (или) ослабленным здоровьем.
7.3. Условия и порядок приема на обслуживание в отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями.
7.3.1. Зачисление на обслуживание в отделение производится на основании:
а) заявления законного представителя (родителя(ей), опекуна или попечителя);
б) направления специалиста по социальной работе и (или) сотрудников органов социальной защиты населения, и (или) сотрудников органов медико-социальной экспертизы;
в) справки из учреждения здравоохранения об отсутствии медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию.
7.3.2. Противопоказаниями к принятию на социальное обслуживание являются психические и иные заболевания в стадии обострения, состояние алкогольного или наркотического опьянения, венерические, карантинные, инфекционные заболевания, бактерионосительство, открытые формы туберкулеза, иные тяжелые заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
7.3.3. В недельный срок со дня поступления документов, указанных в пункте 7.3.1. настоящего Порядка, директор Центра принимает решение о зачислении на обслуживание в отделение или выносит мотивированное решение об отказе.
7.3.4. Основанием для снятия с социального обслуживания являются:
а) личное заявление обслуживаемого лица или его законного представителя;
б) истечение сроков социального обслуживания;
в) помещение в иное учреждение социальной защиты, образования, здравоохранения;
г) выявление медицинских противопоказаний;
д) нарушение договорных условий социального обслуживания;
е) нарушение правил внутреннего распорядка Центра.
7.3.5. Отказ в предоставлении социальных услуг Центром по медицинским показаниям или иным причинам оформляется заключением коллегиального органа.
7.3.6. На каждого ребенка, принимаемого на обслуживание, формируется личное дело, отражающее полную информацию о ребенке и его семье.
7.4. Организация работы отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями.
7.4.1. Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями возглавляет заведующий отделением, назначаемый директором Центра.
7.4.2. Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями может предоставлять социальные услуги в амбулаторном, консультационном, надомном (для детей с тяжелыми патологиями) или полустационарном режиме.
7.4.3. Несовершеннолетние школьного возраста посещают отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями в свободное от учебы время.
7.4.4. В отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями в зависимости от их состояния здоровья детей, степени физического и умственного развития, а также возраста формируются реабилитационные группы детей численностью от 5 до 10 человек для осуществления групповых программ социальной реабилитации.
7.4.5. Режим работы реабилитационных групп определяется режимом социального обслуживания и правилами внутреннего распорядка Центра.
7.4.6. Средняя продолжительность посещения ребенком отделения - 15 рабочих дней (21 календарный день). Продолжительность посещения может быть увеличена или уменьшена в соответствии с временем социально-реабилитационного периода, определяемого индивидуальной программой социальной реабилитации.
7.4.7. В отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями осуществляются следующие виды деятельности (услуги):
а) обучение детей и подростков с ограниченными возможностями навыкам самообслуживания, социального поведения, самоконтроля, общения;
б) организация социокультурного досуга и спортивно-оздоровительных мероприятий;
в) организация клубной и кружковой работы;
г) социально-педагогическая и социально-психологическая помощь;
д) социально-медицинские услуги;
е) проведение профориентационных мероприятий;
ж) консультирование родителей по вопросам особенностей воспитания детей-инвалидов, методикам их реабилитации и социальной адаптации, предоставления льгот и преимуществ;
з) посещение детей-инвалидов на дому с целью оказания социально-реабилитационной помощи;
и) дополнительные социальные услуги.
7.4.8. Дети с ограниченными возможностями, обслуживаемые в данном отделении, по желанию и в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации могут участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских трудовой реабилитации или подсобном хозяйстве. Продукция подсобного хозяйства и трудовых мастерских направляется на обеспечение Центра.
7.4.9. Работа отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями строится как на базе Центра, так и по территориальному принципу.
7.4.10. В отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями выделяются помещения для самоподготовки к учебным занятиям, психолого-педагогических занятий, трудовой реабилитации, социально-медицинской реабилитации, медицинского кабинета, организации досуга, игротерапии, а при наличии возможностей - для отдыха (дневного сна).
8. Стационарное отделение
8.1. Цели и задачи стационарного отделения.
8.1.1. Стационарное отделение создается в целях реализации программ социальной реабилитации семей и детей в условиях круглосуточного пребывания в Центре.
8.2. Категории семей и детей, обслуживаемых в стационарном отделении.
8.2.1. К категориям граждан, имеющим право на социальное обслуживание в стационарном отделении, относятся:
а) многодетные семьи;
б) малообеспеченные семьи;
в) семьи, имеющие детей-инвалидов;
г) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
д) семьи, находящиеся в социально-опасном положении;
е) дети, находящиеся в социально-опасном положении. В том числе: безнадзорные, беспризорные, дети-инвалиды, дети группы "социального риска", несовершеннолетние родители;
ж) другие категории семей с детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в социальном обслуживании.
8.2.2. В стационарном отделении могут проходить реабилитацию как несовершеннолетние дети, так и их родители (законные представители) при проведении программ семейной реабилитации и профильных оздоровительно-реабилитационных смен "Мать и дитя".
8.3. Условия и порядок приема на обслуживание в стационарное отделение.
8.3.1. Зачисление на обслуживание в отделение производится на основании:
а) личного заявления или заявления законного представителя;
б) направления специалиста по социальной работе и (или) сотрудников органов социальной защиты населения, органов опеки и попечительства, органов внутренних дел;
в) справки из учреждения здравоохранения об отсутствии медицинских противопоказаний к стационарному обслуживанию.
8.3.2. При приеме в стационарное отделение производится первичный медицинский осмотр обслуживаемых лиц.
8.3.3. Предметы, представляющие опасность для жизни и здоровья окружающих, при приеме несовершеннолетних в стационарное отделение принимаются Центром на хранение или передаются родителям (законным представителям).
8.3.4. Противопоказаниями к принятию на социальное обслуживание являются психические и иные заболевания в стадии обострения, состояние алкогольного или наркотического опьянения, венерические, карантинные, инфекционные заболевания, бактерионосительство, открытые формы туберкулеза, иные тяжелые заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
8.3.5. В недельный срок со дня поступления документов, указанных в пункте 8.3.1. настоящего Порядка, директор Центра принимает решение о зачислении на обслуживание в отделение или выносит мотивированное решение об отказе.
8.3.6. Основанием для снятия с социального обслуживания являются:
а) личное заявление обслуживаемого лица или его законного представителя;
б) истечение сроков социального обслуживания;
в) помещение в иное учреждение социальной защиты, образования, здравоохранения;
г) выявление медицинских противопоказаний;
д) нарушение договорных условий социального обслуживания;
е) нарушение правил внутреннего распорядка Центра.
8.3.7. Отказ в предоставлении социальных услуг оформляется заключением коллегиального органа.
8.3.8. На каждого клиента (семью), принимаемого на обслуживание, формируется личное дело, отражающее полную информацию о клиенте, его семье и предоставленных социальных услугах.
8.3.9. Повторное (в течение одного года) социальное обслуживание в стационарном отделении осуществляется при наличии свободных мест.
8.4. Организация работы стационарного отделения.
8.4.1. Стационарное отделение возглавляет заведующий отделением, назначаемый директором Центра.
8.4.2. Несовершеннолетние школьного возраста, находящиеся в стационарном отделении, посещают образовательные учреждения или обучаются в образовательных учреждениях по индивидуальной программе. В виде исключения может быть организовано их обучение в помещении отделения.
8.4.3. В стационарном отделении формируются реабилитационные группы, объединяющие клиентов по семейному принципу, по возрасту или степени социальной дезадаптации. Количество несовершеннолетних в одной реабилитационной группе не должно превышать 7 человек.
8.4.4. Средняя продолжительность пребывания в отделении - 15 рабочих дней (21 календарный день). Продолжительность пребывания может быть увеличена или уменьшена в соответствии с временем социально-реабилитационного периода, определяемого индивидуальной программой социальной реабилитации клиента (семьи).
8.4.5. В период нахождения в стационарном отделении клиенты обеспечиваются питанием и мягким инвентарем согласно нормам, утвержденным постановлением Правительством Нижегородской области от 11 апреля 2006 года N 118.
8.4.6. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ социальной реабилитации, учитывающих индивидуальные программы социальной реабилитации каждого несовершеннолетнего.
8.4.7. В соответствии с основными задачами стационарное отделение осуществляет следующие виды деятельности (услуги):
а) прием и размещение обслуживаемых граждан;
б) проведение мероприятий по адаптации граждан к новым условиям проживания;
в) организация рационального питания обслуживаемых граждан;
г) организация социально-реабилитационных мероприятий;
д) организация отдыха и оздоровления;
е) организация социокультурного досуга и спортивно-оздоровительных мероприятий;
ж) самоподготовка несовершеннолетних учащихся к учебным занятиям;
з) организация клубной и кружковой работы;
и) организация трудовой реабилитации;
к) социально-педагогическая и социально-психологическая помощь;
л) социально-медицинские услуги;
м) дополнительные социальные услуги.
8.4.8. На период школьных каникул на базе стационарного отделения рекомендуется открывать оздоровительный лагерь с полустационарным (дневным) или стационарным пребыванием детей. Лагерь работает в соответствии с положением о нем, утвержденным директором Центра.
8.4.9. Работники стационарного отделения обеспечивают процесс самообслуживания клиентов стационарного отделения.
8.4.10. В стационарном отделении создаются условия жизни, приближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации семей и детей.
8.4.11. Стационарное отделение создается для обслуживания не менее 14 человек (2 реабилитационные группы).
8.4.12. Клиенты, обслуживаемые в стационарном отделении, по желанию и в соответствии с рекомендациями программы социальной реабилитации могут участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских трудовой реабилитации или подсобном хозяйстве. Продукция подсобного хозяйства и трудовых мастерских направляется на обеспечение Центра.
8.4.13. В соответствии с СанПиН в стационарном отделении выделяются помещения для отдыха и сна, питания, самоподготовки к учебным занятиям, психолого-педагогических занятий, трудовой реабилитации, социально-медицинской реабилитации, медицинского кабинета, организации досуга, спортивных занятий, игротерапии.
9. Отделение срочного социального обслуживания граждан, имеющих детей
9.1. Цели и задачи отделения срочного социального обслуживания, имеющих детей.
9.1.1. Отделение срочного социального обслуживания граждан, имеющих детей, создается в целях оказания семьям с детьми, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.
9.1.2. Основными задачами отделения срочного социального обслуживания граждан, имеющих детей, являются:
а) выявление и учет семей с детьми, остро нуждающихся в социальной помощи;
б) принятие безотлагательных мер и оказание экстренной социальной помощи, направленных на поддержание жизнедеятельности семей с детьми, остро нуждающихся в социальной поддержке, в связи с возникновением трудной жизненной ситуации;
в) определение конкретных форм социальной помощи семье с детьми в конкретной жизненной ситуации;
г) содействие в обеспечении семей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию, одеждой, обувью, другими предметами первой необходимости и бесплатным горячим питанием;
д) распределение среди нуждающихся семей с детьми товаров, поступающих по линии гуманитарной помощи;
е) организация социального патронажа семей с детьми;
ж) оказание других форм срочной социальной помощи;
з) организация дополнительных социальных услуг.
9.2. Категории семей и детей, обслуживаемых в отделении срочного социального обслуживания граждан, имеющих детей.
9.2.1. К категориям граждан, имеющим право на социальное обслуживание в отделении срочного социального обслуживания граждан, имеющих детей, относятся:
а) многодетные семьи;
б) малоимущие (малообеспеченные) семьи;
в) семьи, имеющие детей-инвалидов;
г) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
д) семьи, находящиеся в социально опасном положении;
е) дети, находящиеся в социально опасном положении. В том числе: безнадзорные, беспризорные, дети-инвалиды, дети группы "социального риска", несовершеннолетние родители;
ж) другие категории семей с детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в социальном обслуживании;
з) иные граждане, имеющие право на меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
9.3. Порядок предоставления социальных услуг в отделении срочного социального обслуживания граждан, имеющих детей.
9.3.1. Социальное обслуживание семей с детьми в отделении срочного социального обслуживания граждан, имеющих детей, осуществляется на разовой или временной (до одного месяца) основе.
9.3.2. Социальные услуги предоставляются на основании документа, удостоверяющего их личность, и письменного заявления на имя директора Центра.
9.3.3. Социальные услуги предоставляются всем категориям, указанным в пункте 9.2. настоящего Порядка в соответствии с Законом Нижегородской области от 5 мая 2005 года N 40-З "О государственном социальном обслуживании населения" бесплатно.
9.4. Организация работы отделения срочного социального обслуживания граждан, имеющих детей.
9.4.1. Отделение срочного социального обслуживания граждан, имеющих детей, возглавляет заведующий отделением, назначаемый директором Центра.
9.4.2. Работа отделения срочного социального обслуживания граждан, имеющих детей, строится как на базе Центра, так и по территориальному (участковому) принципу.
9.4.3. Территории обслуживания для социальных работников и график их работы устанавливаются заведующим отделением с учетом компактности проживания обслуживаемых лиц, характера транспортных связей, наличия в районе предприятий торговли и служб бытового обслуживания и утверждается директором Центра.
9.4.4. В отделении срочного социального обслуживания граждан, имеющих детей, в целях реализации поставленных задач может быть организована работа "вещевого фонда" по оказанию экстренной натуральной помощи, направленной на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке.
9.4.5. Деятельность отделения срочного социального обслуживания граждан, имеющих детей, строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, общественными, благотворительными, религиозными организациями и объединениями, фондами, а также отдельными гражданами.
9.4.6. Семьи с детьми, обратившиеся за срочной социальной помощью, заносятся в базу данных (картотеку) с указанием видов и объемов фактически предоставленной срочной социальной помощи. В отделении также ведется журнал отзывов клиентов о качестве обслуживания и осуществляется учет предоставленных социальных услуг.
9.4.7. Отделение срочного социального обслуживания граждан, имеющих детей, открывается в центрах, территориально расположенных в муниципальных районах и городских округах Нижегородской области, не обслуживаемых аналогичными структурными подразделениями государственных учреждений "Комплексный центр социального обслуживания населения".
10. Организационно-методическое отделение
10.1. Цели и задачи организационно-методического отделения.
10.1.1. Организационно-методическое отделение создается в Базовом Центре в целях совершенствования системы социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области.
10.1.2. Организационно-методическое отделение реализует дополнительные, расширенные задачи Базового Центра по отношению к остальным учреждениям социальной помощи семье и детям Нижегородской области:
а) обновление содержания, внедрение эффективных технологий, форм и методов социального обслуживания населения в практику работы государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей;
б) информационно-методическое обеспечение работы государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей.
10.2. Функции организационно-методического отделения.
10.2.1. Организационно-методическое отделение выполняет следующие функции: аналитическую, организационно-методическую и экспертную.
10.3. Направления деятельности организационно-методического отделения.
10.3.1. Направлениями деятельности организационно-методического отделения являются:
а) разработка и апробация новых социальных технологий, форм и методов социального обслуживания, внедрение в практику работы эффективных моделей социальной реабилитации;
б) осуществление анализа и определение перспектив развития социально-реабилитационных методик и технологий;
в) организационно-методическое обеспечение областных программ, мероприятий, праздников;
г) участие в рецензировании и экспертизе социальных программ и проектов;
д) изучение содержания, форм, методов работы по социальному обслуживанию, обобщение и распространение передового опыта работы учреждений социального обслуживания Нижегородской области;
е) проведение мероприятий по обмену опытом работы, повышению профессионального уровня работников учреждений социального обслуживания, увеличению объема предоставляемых социальных услуг и улучшению их качества, инструктивно-методическая работа с кадрами учреждений;
ж) формирование и работа профессиональных методических объединений работников учреждений социального обслуживания семьи и детей;
з) организация работы методического кабинета, пополнение фондов, оформление и работа методических выставок, разработка и распространение информационно-методической продукции.
10.4. Организация работы организационно-методического отделения.
10.4.1. Организационно-методическое отделение возглавляет заведующий отделением, назначаемый директором Центра по согласованию с департаментом социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области.
10.4.2. Организационно-методическое отделение работает на основании согласованных с департаментом социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области и утвержденных директором Центра планов и программ, перспективного годового плана работы и текущих планов.
10.4.3. В организационно-методическом отделении организуется работа методистов, занятых реализацией задач и функций, указанных в пунктах 10.1. и 10.2. настоящего Порядка, а также оказанием консультационных услуг работникам учреждений социальной помощи семье и детям, а также клиентам Центра.
10.4.4. За каждым методистом в соответствии с должностными инструкциями закрепляется отдельное направление деятельности или несколько направлений деятельности, указанных в пункте 10.3. настоящего Порядка.
10.4.5. В организационно-методическом отделении организуется методический кабинет для посещения работниками учреждений социальной помощи семье, клиентами Центра.
10.4.6. В организационно-методическом отделении формируется электронный банк данных передового опыта работы Нижегородской области.
10.4.7. Организационно-методическое отделение осуществляет подготовку к выпуску информационно-методических брошюр и сборников.
10.4.8. Деятельность организационно-методического отделения строится на сотрудничестве с различными государственными и муниципальными учреждениями, общественными, благотворительными организациями, объединениями, фондами, средствами массовой информации.
10.4.9. Организационно-методическое отделение ведет документацию по анализу и отчетности о проделанной работе: журнал консультаций и обращений, картотеку пользователей методическим кабинетом и банком данных, сводные результаты экспертиз и мониторингов, отчеты о проведенных семинарах и мероприятиях и другое.
Порядок предоставления мер социальной поддержки работникам
государственных учреждений Нижегородской области
"Центр социальной помощи семье и детям"
(далее - Порядок)
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 29 декабря 2006 г. N 458)
Настоящий Порядок устанавливает общие правила реализации прав и предоставления мер социальной поддержки работникам государственных учреждений Нижегородской области "Центр социальной помощи семье и детям" (далее - Центр).
Права и меры социальной поддержки работникам Центра устанавливаются на основании статей 14 и 15 Закона Нижегородской области от 5 мая 2005 N 40-З "О государственном социальном обслуживании населения".
1. Порядок реализации прав работников Центра
1.1. Повышение квалификации и аттестация.
1.1.1. Работники Центра имеют право на следующие виды повышения квалификации:
а) обучение на курсах повышения квалификации;
б) обучение по профилю работы в высших и средних специальных учебных заведениях.
1.1.2. Направление работников Центра на курсы повышения квалификации может осуществляться:
а) за счет бюджетных средств, предусмотренных в смете расходов Центра на указанные цели;
б) за счет бюджетных средств, выделяемых на обучение работников подведомственных учреждений департаментом социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области;
в) за счет внебюджетных средств в рамках уставной деятельности Центра.
1.1.3. Направление работников Центра на обучение по профилю работы в высшие и средние специальные учебные заведения может осуществляться в порядке и на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
1.1.4. Руководящие, медицинские и педагогические работники Центра имеют право на аттестацию на высшую, первую и вторую категории по своей должности.
1.1.5. Порядок проведения аттестации руководящих и педагогических работников определяется нормативными правовыми документами по аттестации работников образовательных учреждений.
1.1.6. Порядок проведения аттестации медицинских работников определяется нормативными правовыми документами по аттестации работников учреждений здравоохранения.
1.2. Возмещение затрат на проезд в служебных целях.
1.2.1. Специалисты, социальные и медицинские работники отделений срочного социального обслуживания граждан, имеющих детей, чья профессиональная деятельность связана с разъездами, обеспечиваются проездными документами, либо им предоставляется денежное возмещение затрат на проезд на одном из видов пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси).
1.2.2. Список работников Центра, имеющих право на обеспечение проездными документами либо денежное возмещения затрат на проезд, утверждается приказом директора Центра.
1.2.3. Денежное возмещение затрат на проезд производится по предъявлению месячного проездного билета установленной формы либо по предъявлению маршрутного листа с приложением разовых билетов на пассажирском транспорте общего пользования, но не более стоимости месячного проездного билета на данном виде пассажирского транспорта.
1.2.4. Оплата проездных документов осуществляется ежемесячно за счет средств, предусмотренных в смете расходов Центра на указанные цели.
1.3. Ежемесячное денежное возмещение за использование личной одежды и обуви.
1.3.1. Специалистам и социальным работникам отделений срочного социального обслуживания выплачивается ежемесячное денежное возмещение за использование личной одежды и обуви на период выполнения ими служебных обязанностей за фактически отработанное время без учета отпускных дней.
1.3.2. Размер денежного возмещения для специалистов и социальных работников отделений срочного социального обслуживания составляет 60 рублей в месяц.
1.3.3. Денежное возмещение выплачивается при условии занятости работников в должности не менее 75 процентов нормы рабочего времени.
1.3.4. Сумма денежного возмещения ежегодно индексируется.
1.3.5. Список работников Центра, имеющих право на выплату ежемесячного денежного возмещения за использование личной одежды и обуви на период выполнения ими служебных обязанностей, утверждается приказом директора Центра.
1.4. Обеспечение работников хозяйственным и мягким инвентарем.
1.4.1. Специалисты и социальные работники отделений срочного социального обслуживания обеспечиваются хозяйственным инвентарем: хозяйственными сумками и сумками-колясками.
1.4.2. Специалисты и социальные работники отделений срочного социального обслуживания и социально-бытового обслуживания на дому обеспечиваются мягким инвентарем: рабочими халатами и двумя полотенцами.
1.4.3. Медицинские работники обеспечиваются мягким инвентарем: медицинскими халатами, медицинскими шапочками и двумя полотенцами.
1.4.4. Срок использования указанного в пунктах 4.1., 4.2. и 4.3. настоящего Порядка хозяйственного и мягкого инвентаря - один год. По истечении срока использования хозяйственный и мягкий инвентарь подлежит списанию.
По-видимому, в предыдущем абзаце имеются в виду пункты 1.4.1, 1.4.2, 1.4.3 настоящего Порядка
1.4.5. В случае увольнения работника до истечения срока использования хозяйственного и мягкого инвентаря, инвентарь сдается в установленном порядке.
1.4.6. Хозяйственным и мягким инвентарем обеспечиваются работники независимо от времени занятости, в том числе и работники, работающие на условиях совместительства.
1.4.7. Список работников Центра, имеющих право на обеспечение хозяйственным и мягким инвентарем, утверждается приказом директора Центра.
2. Предоставление мер социальной поддержки работникам Центра
2.1. Специалистам Центра, поименованным в Перечне должностей, дающих право на возмещение расходов по оплате жилья, отопления и освещения, утвержденном постановлением Правительства Нижегородской области от 20 декабря 2004 года N 278, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Нижегородской области от 29 ноября 2004 года N 134-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья, отопления и освещения".
2.2. Социальные работники отделений срочного социального обслуживания имеют право на внеочередное обслуживание государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, жилищно-коммунального обслуживания, торговли, общественного питания, быта и другими учреждениями сферы социально-бытового обслуживания населения по предъявлению удостоверения социального работника установленного образца.
2.3. Медицинским работникам Центра, осуществляющим социально-медицинскую реабилитацию несовершеннолетних, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области для медицинских работников учреждений здравоохранения.
2.4. Работникам Центра, осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области для педагогических работников образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних.
Типовое штатное расписание
государственных учреждений Нижегородской области
"Центр социальной помощи семье и детям"
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 29 декабря 2006 г. N 458)
Должность | Количество штатных единиц | ||||
1 группа * |
2 группа ** |
3 группа *** |
4 группа **** |
||
Административно-хозяйственный персонал | |||||
Директор | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Заместитель директора | 2 | 2 | 1 | 0 | |
Главный бухгалтер | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Администратор | 2 | 0 | 0 | 0 | |
Бухгалтер | 2 | 2 | 1 | 0 | |
Кассир | 1 | 1 | 0 | 0 | |
Заведующий хозяйством | 1 | 1 | 1 | 0,5 | |
Инспектор по кадрам | 1 | 1 | 0 | 0 | |
Инженер по охране труда и технике безопасности |
1 при численности работников более 50 человек |
||||
Юрисконсульт | 1 | 1 | 1 | 0,5 | |
Старшая медицинская сестра | 1 | 1 | 0 | 0 | |
Заведующий столовой (шеф-повар) | 1 | 1 | 0 | 0 | |
Повар | При наличии собственного пищеблока, количество штатных единиц - по утвержденным нормативам |
||||
Подсобный рабочий | 4 | 2 | 1 | 0 | |
Мойщик посуды | 3 | 2 | 0 | 0 | |
Водитель автомобиля | 1 на единицу автотранспорта |
||||
Начальник котельной | 1 | 0 | 0 | 0 | |
Оператор котельной | В зависимости от вида топлива и оборудования котельной |
||||
Машинист по стирке белья | 1 | 1 | 0 | 0 | |
Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту здания |
2 | 2 | 1 | 0,5 | |
Уборщик служебных помещений | 8 | 3 | 2 | 1 | |
Сторож (вахтер) | 4 | 3 | 3 | 2 | |
Дворник | 2 | 1 | 1 | 0 | |
Агент по снабжению | 1 | 0 | 0 | 0 | |
Слесарь-сантехник | 2 | 1 | 1 | 0 | |
Плотник | 1 | 0 | 0 | 0 | |
Электрик | 1 | 1 | 0 | 0 | |
Садовник | 1 | 0 | 0 | 0 | |
Кладовщик | 1 | 1 | 0 | 0 | |
Официант | 4 | 0 | 0 | 0 | |
Методическое отделение (только для базовых учреждений) |
|||||
Заведующий отделением | 1 | 1 | 0 | 0 | |
Методист | 5 | 5 | 0 | 0 | |
Оператор ПЭВМ | 1 | 0,5 | 0 | 0 | |
Отделение приема граждан | |||||
Заведующий отделением | 1 | 1 | 0 | 0 | |
Специалист по социальной работе | 4 | 3 | 0 | 0 | |
Консультативное отделение | |||||
Заведующий отделением | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Специалист по социальной работе | 4 | 3 | 1 | 1 | |
Педагог-психолог | 1 | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Социальный педагог | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Отделение психолого-педагогической помощи | |||||
Заведующий отделением | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Специалист по социальной работе | 4 | 3 | 1 | 1 | |
Педагог-психолог | 2 | 2 | 1 | 0,5 | |
Социальный педагог | 1 | 1 | 1 | 0,5 | |
Отделение социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями |
|||||
Заведующий отделением | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Специалист по социальной работе | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Врач-педиатр | 1 | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Врач-физиотерапевт | 2 | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Врач-невропатолог | 1 | 1 | 0,5 | 0 | |
Логопед-дефектолог | 1 | 1 | 0,5 | 0 | |
Педагог-психолог | 2 | 2 | 1 | 0,5 | |
Педагог дополнительного образования | 2 | 2 | 1 | 0 | |
Социальный педагог | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Инструктор по лечебной физкультуре | 2 | 2 | 1 | 0,5 | |
Инструктор по трудовой терапии | 2 | 2 | 1 | 0 | |
Медицинская сестра физиотерапевтического кабинета |
2 | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Медицинская сестра по массажу | 2 | 2 | 1 | 0,5 | |
Социальный работник | 1 | 1 | 0 | 0 | |
Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних | |||||
Заведующий отделением | 1 | 1 | 1 | 0 | |
Специалист по социальной работе | 4 | 3 | 1,5 | 1 | |
Отделение помощи семьям с проблемами насилия | |||||
Заведующий отделением | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Специалист по социальной работе | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Психолог | 1 | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Врач | 1 | 1 | 0 | 0 | |
Отделение дневного пребывания несовершеннолетних | |||||
Заведующий отделением | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Воспитатель | 1 на каждую реабилитационную группу |
||||
Педагог-психолог | 2 | 2 | 1 | 1 | |
Специалист по социальной работе | 2 | 2 | 1 | 1 | |
Социальный педагог | 2 | 2 | 1 | 1 | |
Инструктор по труду | 2 | 2 | 1 | 0,5 | |
Врач | 1 | 1 | 1 | 0,5 | |
Стационарное отделение | |||||
Заведующий отделением | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Воспитатель | 5 на каждую реабилитационную группу |
||||
Педагог-психолог | 3 | 2 | 0,5 | 0,5 | |
Специалист по социальной работе | 3 | 2 | 1 | 0,5 | |
Социальный педагог | 3 | 2 | 1 | 0,5 | |
Педагог дополнительного образования | 3 | 2 | 0,5 | 0,5 | |
Врач | 2 | 1 | 1 | 0,5 | |
Отделение срочного социального обслуживания (только для учреждений, территориально расположенных в районах и городах, не обслуживаемых аналогичными структурными подразделениями государственных учреждений "Комплексный центр социального обслуживания населения") |
|||||
Заведующий отделением | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Специалист по социальной работе | 2 | 2 | 1 | 0,5 | |
Социальный работник | 2 | 2 | 1 | 0,5 | |
Психолог | 2 | 1 | 0,5 | 0,5 |
* 1 группа
общая численность населения в районе/городе свыше 150 тыс. человек;
численность детского населения в районе/городе свыше 30 тыс. человек;
площадь учреждения свыше 2500 кв. метров;
количество стационарных и полустационарных мест свыше 70.
** 2 группа
общая численность населения в районе/городе 100-150 тыс. человек;
численность детского населения в районе/городе от 20 до 30 тыс. человек;
площадь учреждения 1000 - 2500 кв. метров;
количество стационарных и полустационарных мест 35-70.
*** 3 группа
общая численность населения в районе/городе 50-100 тыс. человек;
численность детского населения в районе/городе от 10 до 20 тыс. человек;
площадь учреждения 400-1000 кв. метров;
количество стационарных и полустационарных мест 20-35.
**** 4 группа
общая численность населения в районе/городе до 50 тыс. человек;
численность детского населения в районе/городе до 10 тыс. человек;
площадь учреждения до 400 кв. метров;
количество стационарных и полустационарных мест до 20.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2006 г. N 458 "О порядке деятельности государственных учреждений Нижегородской области "Центр социальной помощи семье и детям"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2007 г.
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 20 от 3 февраля 2007 г.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 г. N 377 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 25 июля 2014 г. N 489
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений, вступающих в силу со дня подписания названного постановления
Постановление Правительства Нижегородской области от 19 июня 2012 г. N 356
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Нижегородской области от 7 марта 2012 г. N 121
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Нижегородской области от 12 августа 2011 г. N 613
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 августа 2011 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 21 февраля 2011 г. N 115
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Нижегородской области от 4 февраля 2010 г. N 55
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Нижегородской области от 9 апреля 2009 г. N 198