Закон Нижегородской области
от 20 сентября 2004 г. N 103-З
"Об утверждении областной целевой программы
"Молодой семье - доступное жилье" на 2004 - 2010 годы"
7 июня 2006 г.
Настоящий Закон принят постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 26 августа 2004 г. N 1110-III
Губернатор области |
Г.М. Ходырев |
Нижний Новгород
20 сентября 2004 года
N 103-З
Областная целевая программа
"Молодой семье - доступное жилье"
на 2004 - 2010 годы
(утв. Законом Нижегородской области "Об утверждении областной
целевой программы "Молодой семье - доступное жилье"
на 2004 - 2010 годы")
Паспорт
областной целевой программы
"Молодой семье - доступное жилье"
на 2004 - 2010 годы
Наименование Программы |
областная целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" на 2004-2010 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы"; постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы"; Закон Нижегородской области от 25 апреля 1997 года N 70-З "О молодежной политике в Нижегородской области" |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Нижегородской области |
Разработчики Программы |
департамент образования Нижегородской области, министерство строительства Нижегородской области |
Цель Программы |
создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Нижегородской области |
Основные задачи Программы |
создание системы нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективную государственную поддержку молодых семей в приобретении (строительстве) жилья; создание механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья; обеспечение государственной поддержки по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей; пропаганда новых приоритетов демографического поведения молодого населения, связанных с укреплением семейных отношений и многодетностью; привлечение и консолидация бюджетных и внебюджетных источников финансирования для решения проблемы обеспечения жильем молодых семей |
Исполнители Программы |
министерство строительства Нижегородской области; департамент образования Нижегородской области; министерство финансов Нижегородской области; министерство экономики Нижегородской области; органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области (при условии участия в реализации мероприятий Программы) |
Сроки и этапы реализации Программы |
2004-2010 годы: 1 этап - 2004 год, 2 этап - 2005-2010 годы |
Финансовое обеспечение Программы* |
предполагаемый общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет 1726603 тыс. рублей, из них средства областного бюджета - 358810 тыс. рублей, в том числе по годам: 2004 год - 3025 тыс. рублей; 2005 год - 13095 тыс. рублей; 2006 год - 27771 тыс. рублей; 2007 год - 56841 тыс. рублей; 2008 год - 72067 тыс. рублей; 2009 год - 86343 тыс. рублей; 2010 год - 99668 тыс. рублей. Предполагаемыми источниками финансирования Программы являются также: средства федерального бюджета в сумме 43155 тыс. рублей; средства местных бюджетов в сумме 347899 тыс. рублей при условии участия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области в реализации Программы; личные средства граждан в сумме 976739 тыс. рублей (при условии участия в реализации Программы) |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
решение жилищной проблемы 3512 молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, включенных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области в число участников Программы; формирование системы государственной поддержки молодых семей в улучшении их жилищных условий на территории Нижегородской области; увеличение рождаемости в Нижегородской области - общее количество рожденных детей у молодых семей - участников Программы составит примерно 4000 детей; увеличение объема жилищного строительства - общее количество приобретенного (построенного) жилья составит более 199000 кв. метров; стабилизация социальной и демографической ситуации в Нижегородской области |
Контроль за реализацией Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Нижегородской области |
* объемы финансирования Программы за счет средств областного бюджета могут ежегодно корректироваться в соответствии с финансовыми возможностями областного бюджета на соответствующий финансовый год.
I. Содержание проблемы
Областная целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" на 2004 - 2010 годы разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" и Закона Нижегородской области от 25 апреля 1997 года N 70-З "О молодежной политике в Нижегородской области" в части обеспечения социально-экономических гарантий реализации государственной молодежной политики.
Анализ демографической ситуации в России показывает, что идет резкое снижение рождаемости и увеличение смертности населения. Сегодня в нашей стране детей рождается в два раза меньше, чем требуется только для замещения поколений, т.е. простого воспроизводства. Вместо 2,15 детей в среднем на 1 женщину в России суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,2 - 1,3, а в Нижегородской области - 1,13.
Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Так, в 2003 году было зарегистрировано 24 744 брака, 31 687 человек оформили документы о разводе (большая часть разводов приходится на молодые семьи). Социологические исследования относят жилищные условия и доходы молодой семьи к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей. В связи с этим продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки семьи и, в частности, помощь в приобретении (строительстве) жилья могут наиболее серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
На сегодняшний день в Нижегородской области проживает около 1 миллиона семей, в том числе примерно 500 тыс. семей воспитывают несовершеннолетних детей. Более 170 тыс. семей (около 442 тыс. человек) состоят в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, причем около 22 процентов от общей численности этих семей составляют молодые семьи, фактически более 37 400 молодых семей нуждаются в улучшении жилищных условий. По официальным данным в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят примерно 3 тыс. молодых семей, в которых оба супруга не достигли 30-летнего возраста. По данным социологических исследований, проведенных министерством образования и науки Нижегородской области в Кстовском, Павловском, Володарском, Городецком районах области и в Ленинском районе г. Нижний Новгород, 70 процентов молодых семей живут в общежитиях, коммунальных квартирах, с родителями или арендуют жилую площадь, что является подтверждением того, что большинство молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вообще не обращалось в органы местного самоуправления для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий либо эти семьи находятся в очереди на получение жилья по месту работы.
Применяемые в настоящее время механизмы по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не решают сложившейся жилищной проблемы. За 2003 год очередникам было предоставлено всего 270 тыс. кв. метров жилья, что составляет около 5,4 тыс. квартир. Таким образом, лишь 3 процента от общего числа граждан, стоящих в очереди, ежегодно могут улучшить свои жилищные условия.
В результате длительного оттока молодежи из села, низкой рождаемости, обострившихся социальных проблем наметилась устойчивая тенденция старения сельского населения. Очень сложным остается положение с обеспеченностью сельскохозяйственных организаций кадрами: дефицит кадров в специалистах агропромышленной сферы составляет более 1 300 человек.
В настоящее время учреждения здравоохранения районов области испытывают потребность в молодых специалистах. Остро стоит проблема улучшения жилищных условий работников учреждений культуры и социального обслуживания населения в области. Аналогичная ситуация складывается и с педагогическими кадрами. На сегодняшний день в области насчитывается более 5 тыс. педагогов, нуждающихся в получении жилья.
Решение жилищной проблемы, будь то строительство индивидуального жилого дома или приобретение квартиры на первичном (вторичном) рынке, требует больших материальных ресурсов. Как правило, молодая семья не располагает достаточным капиталом для строительства (приобретения) жилья. В условиях опережающего роста стоимости жилья относительно сводного индекса цен механизм накопления необходимой суммы на строительство (приобретение) жилья оказывается неэффективным. Кредитные ресурсы, которые молодая семья может привлечь для решения жилищной проблемы, дороги, и сумма их порой недостаточна ввиду невысокой платежеспособности молодых супругов. В то же время темпы роста денежных доходов населения опережают темпы роста потребительских цен, что свидетельствует об увеличении потенциальной возможности по привлечению кредитных ресурсов и своевременной оплате кредитных обязательств.
Таблица N 1
Соотношение доходов населения и стоимости 1 кв. метра жилья
2001 год | 2002 год | Динамика 2002 год к 2001 году (%) |
2003 год | Динамика 2003 год к 2002 году (%) |
|
Стоимость 1 кв. м жилья (на декабрь текущего года) |
5967 | 7335 | 122,9 | 9819 | 133,9 |
Сводный индекс цен | 115,4 | 115,3 | |||
Среднедушевые доходы в месяц |
2383 | 3175 | 133,2 | 3910 | 123,2 |
Покупательская способность (кол-во кв. м за год) |
4,8 | 5,2 | 108,3 | 4,8 | 92,3 |
График N 1
Динамика стоимости 1 кв. метра жилья (рублей)
См. график "Динамика стоимости 1 кв. метра жилья (рублей)" в формате MS-Word
Таким образом, в современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения жилищной проблемы требуется участие и взаимодействие органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления, что обусловливает необходимость применения программно-целевого подхода.
Создание системы государственной поддержки молодых семей на территории Нижегородской области путем консолидации бюджетного финансирования и средств населения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", позволит рассчитывать на софинансирование региональной Программы за счет средств федерального бюджета.
Участие Нижегородской области в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, является одной из важных задач Программы. Данная федеральная программа реализуется уже в 42 субъектах Российской Федерации, в том числе в регионах Приволжского федерального округа: в Кировской, Саратовской, Самарской, Оренбургской, Пензенской областях, республиках Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Удмуртия, Чувашия. Главным условием участия субъектов Российской Федерации в федеральной программе является наличие действующих региональных программ обеспечения жильем молодых семей с определенным объемом финансирования программ из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Настоящая Программа создана на основе изучения жилищной проблемы молодежи и предполагает разработку и развитие системы государственной поддержки молодых семей в строительстве (приобретении) жилья. Программа охватывает разные категории молодых семей, в том числе социально-уязвимые (семьи с детьми-инвалидами, супруги - инвалиды, молодые специалисты бюджетной сферы и сельского хозяйства). В определенной мере Программа будет решать проблему сиротства в Нижегородской области, поскольку одной из мер по поддержке молодых семей при усыновлении ребенка является субсидия из средств областного и местного бюджетов на приобретение (строительство) жилья.
Социальный эффект реализации Программы выразится в улучшении демографической ситуации в области через повышение уровня рождаемости, обеспечении жильем молодых семей, сохранении и привлечении молодых специалистов в организации бюджетной сферы и агропромышленного комплекса, оказании поддержки социально уязвимым категориям молодых семей.
До сих пор отсутствовал программно-целевой подход в решении данной проблемы. В соответствии с постановлением Администрации Нижегородской области от 27 февраля 1998 года N 47 "О льготном жилищном кредитовании граждан" предусмотрен комплекс мер по льготному кредитованию граждан: выделение долгосрочных льготных кредитов под 8 процентов годовых многим категориям населения, в том числе и молодым семьям. Однако количество кредитов, выделяемых молодым семьям, составляет около 30 процентов от общего числа выдаваемых кредитов, что не позволяет решить жилищную проблему молодых семей по области в целом. Об этом свидетельствует и статистика рождаемости.
Другой формой государственной поддержки граждан в приобретении (строительстве) жилья является ипотечное кредитование граждан (постановление Правительства Нижегородской области от 28 июня 2002 года N 147 "Об ипотечном жилищном кредитовании населения Нижегородской области"). Однако, учитывая уровень дохода большинства молодых семей, данной формой может воспользоваться лишь минимальное количество семей с достаточно высокой платежеспособностью.
Механизм реализации Программы позволяет привлечь средства федерального, областного и местных бюджетов, а также личные средства заемщиков.
Государственная поддержка молодых семей может осуществляться в различных формах, предусмотренных действующим законодательством и настоящей Программой, включая предоставление безвозмездных субсидий и льготных кредитов.
Кроме этого, предполагается выделение молодым семьям субсидий из средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья при рождении (усыновлении) ребенка.
Настоящая Программа является новым шагом в социально-экономической политике области. В Программе предусматривается погашение процентной ставки за пользование льготным кредитом из средств областного и местных бюджетов, что значительно облегчает молодым семьям выплату основного долга в соответствии с кредитным договором уполномоченному банку.
Кроме того, участие Нижегородской области в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы позволит привлечь средства федерального бюджета на предоставление субсидий молодым семьям при условии рождения (усыновления) ребенка.
II. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Нижегородской области.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
создание системы нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективную государственную поддержку молодых семей в приобретении (строительстве) жилья;
создание механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья;
обеспечение государственной поддержки по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей;
пропаганда новых приоритетов демографического поведения молодого населения, связанных с укреплением семейных отношений и многодетностью;
привлечение и консолидация бюджетных и внебюджетных источников финансирования для решения проблемы обеспечения жильем молодых семей.
III. Основные понятия Программы
Участник Программы - молодая семья - семья, в которой возраст каждого из супругов не превышает 30 лет на момент подачи заявления об участии в Программе, официально зарегистрированная в органах записи актов гражданского состояния, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий (состоящая в органах местного самоуправления на учете по улучшению жилищных условий) и постоянно проживающая на территории Нижегородской области. К молодой семье также относятся неполные семьи, состоящие из одного родителя в возрасте до 30 лет включительно и несовершеннолетнего ребенка (детей).
Основные формы оказания помощи молодым семьям в строительстве (приобретении) жилья - льготные целевые жилищные кредиты и безвозмездные жилищные субсидии.
Льготный целевой жилищный кредит - целевой долгосрочный кредит на приобретение (строительство) жилья, предоставляемый уполномоченным банком молодой семье на длительный срок по ставке ниже рыночного уровня.
Субсидия из средств областного и местных бюджетов - безвозмездная выплата отдельным категориям молодых семей денежных средств на покупку (приобретение) жилья из средств областного и местных бюджетов.
Субсидия из средств федерального бюджета - безвозмездная выплата молодым семьям денежных средств при рождении или усыновлении ребенка на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение) жилья, или на погашение части кредита (займа) на покупку (приобретение) жилья за счет средств федерального бюджета в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Приобретаемое (строящееся) жилье - строящаяся или готовая к заселению квартира (в том числе в домах жилищно-строительных кооперативов), а также индивидуальный жилой дом.
IV. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется поэтапно в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
На первом этапе Программы (2004 год) будет осуществляться:
формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию Программы;
формирование организационных и финансовых механизмов государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья в муниципальных образованиях области;
отработка механизма взаимодействия участников Программы;
создание системы мониторинга реализации Программы.
На втором этапе (2005 - 2010 годы) планируется:
анализ и обобщение опыта первого этапа;
совершенствование нормативной правовой базы и механизма реализации Программы;
формирование ресурсов для обеспечения строительства жилья для молодежи, привлечение внебюджетных источников;
участие в реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей");
развитие системы мониторинга реализации Программы.
V. Основные мероприятия Программы
Основные мероприятия Программы на 2004 - 2005 годы предусматривают создание системы государственной поддержки молодых семей в решении ими жилищных проблем по следующим направлениям:
нормативное правовое обеспечение реализации Программы;
информационно-методическое обеспечение реализации Программы;
организационное обеспечение реализации Программы;
финансовое обеспечение реализации Программы.
Перечень основных мероприятий Программы на 2004 - 2005 годы приведен в приложении 1. Мероприятия Программы на 2006 - 2010 годы ежегодно утверждаются Правительством Нижегородской области.
VI. Механизм реализации Программы
Государственная помощь молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и производится в рамках настоящей Программы в следующих формах:
1. Предоставление льготных целевых жилищных кредитов на строительство или приобретение жилья молодым семьям.
2. Предоставление безвозмездных жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья молодым семьям.
Порядок и условия предоставления льготных целевых жилищных кредитов и безвозмездных жилищных субсидий на приобретение (строительство жилья) молодым семьям определяются соответствующими положениями (приложения 2, 3).
Кроме этого, предполагается выделение молодым семьям субсидий из средств федерального бюджета при рождении (усыновлении) ребенка на приобретение (строительство) жилья (в случае участия Нижегородской области в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы). В этих целях Правительство Нижегородской области в 2005 году будет участвовать в конкурсе по предоставлению субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
В случае принятия Программы к финансированию в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, субсидии за счет средств федерального бюджета предоставляются в соответствии с указанной подпрограммой и правилами предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в случае рождения (усыновления) ребенка, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации от 10 июля 2003 года N 2975.
Реализация Программы обеспечивается органами исполнительной власти Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления городов и районов Нижегородской области, различными общественными объединениями (при условии участия их в реализации Программы).
Основным условием участия органов местного самоуправления в реализации Программы является наличие (принятие) в муниципальном образовании районной (городской) программы поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья.
В 2004 году экспериментальная реализация Программы начнется на территории шести муниципальных образований (г. Н. Новгород, г. Дзержинск, г. Арзамас, Выксунский, Городецкий и Кстовский районы), подтвердивших свою готовность в совместном финансировании Программы. В последующие годы, учитывая заинтересованность в привлечении средств областного бюджета для решения жилищной проблемы, с большой долей вероятности предполагается участие в реализации Программы всех муниципальных образований области.
Участники Программы имеют право на получение только одного вида государственной поддержки в рамках настоящей Программы. Исключение составляет предоставление безвозмездных субсидий из средств федерального бюджета при рождении (усыновлении) детей.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области и министерство образования и науки Нижегородской области осуществляют:
разработку правовых, финансовых и организационных механизмов реализации Программы;
формирование списка молодых семей, имеющих право на государственную поддержку за счет средств областного бюджета, по представлению органов местного самоуправления;
подготовку предложений по объемам и условиям предоставления средств областного бюджета районам (городам) области для обеспечения жильем молодых семей;
содействие органам местного самоуправления в разработке и реализации районных (городских) программ поддержки молодых семей в обеспечении жильем;
организацию информационной и разъяснительной работы среди населения по освещению целей, задач, принципов Программы через региональные средства массовой информации, а также путем проведения семинаров, конференций, встреч;
мониторинг реализации Программы с целью анализа ситуации, обобщения и распространения положительного опыта.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области осуществляет:
организацию строительства жилья в Нижегородской области в рамках реализации настоящей Программы;
разработку и реализацию перспективных программ ипотечного жилищного кредитования молодых семей в Нижегородской области.
Министерство образования и науки Нижегородской области осуществляет:
подготовку документов для участия Нижегородской области в конкурсе по предоставлению субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы;
взаимодействие с органами местного самоуправления по участию молодых семей Нижегородской области в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы;
утверждение списка молодых семей, имеющих право на государственную поддержку за счет средств федерального бюджета;
подготовку ежегодных отчетов о реализации Программы государственному заказчику подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы - Министерству образования и науки Российской Федерации.
Министерство финансов Нижегородской области осуществляет:
финансирование мероприятий Программы в пределах средств, предусмотренных в областном и федеральном бюджете на соответствующий финансовый год;
контроль за целевым использованием бюджетных средств, направленных на реализацию Программы.
См. Приказ Министерства финансов Нижегородской области от 16 мая 2005 г. N 57 "Об утверждении регламента работы конкурсной комиссии и правил организации и проведения открытого конкурса среди коммерческих банков на право осуществления долгосрочного кредитования участников областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2004 - 2010 годы"
Министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области:
включает данную Программу в перечень областных программ при формировании перечня программ и его последующего представления в министерство финансов Нижегородской области для финансирования из областного бюджета на текущий и последующий годы.
Органы местного самоуправления городов и районов Нижегородской области (при условии их участия в реализации Программы):
разрабатывают и утверждают муниципальные программы обеспечения жильем молодых семей с финансированием из местного бюджета;
формируют необходимую для реализации муниципальной программы нормативную правовую базу в соответствии с действующим законодательством;
проводят прием, экспертизу и регистрацию документов молодых семей;
готовят списки молодых семей, проживающих на территории муниципального образования, претендующих на государственную поддержку из средств федерального, областного и местного бюджетов;
проводят информационную и разъяснительную работу среди населения по освещению целей, задач, принципов Программы через местные средства массовой информации;
устанавливают порядок предоставления заемных средств за счет средств местного бюджета;
ежегодно готовят предложения по объемам средств, направляемых на выдачу заемных средств участникам Программы за счет средств областного бюджета;
утверждают объемы финансирования строительства (приобретения) жилья участниками Программы за счет местного бюджета;
предоставляют отчетность о расходовании бюджетных средств, направляемых на реализацию Программы в срок до 15 января текущего года.
Органы местного самоуправления городов и районов Нижегородской области могут предусматривать в муниципальных программах дополнительные меры поддержки, в том числе:
компенсацию части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка;
выделение строительных материалов для индивидуального жилищного строительства;
предоставление многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;
организацию форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам.
VII. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование Программы предполагается осуществлять из следующих источников.
1. Средства областного бюджета. Планируемый общий объем финансирования Программы из областного бюджета составляет 307 617,5 тыс. рублей.
2. Средства местных бюджетов (при условии участия органов местного самоуправления в реализации Программы) - 297 001,5 тыс. рублей.
3. Средства федерального бюджета (в случае участия Нижегородской области в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы) - 454 896 тыс. рублей.
4. Средства населения Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы) 979 227 тыс. рублей.
Предполагаемый общий объем финансирования Программы составляет 2 038 742 тыс. рублей.
Объем финансирования Программы рассчитан исходя из цен, сложившихся на 1 апреля 2004 года, и социальной нормы общей площади жилых помещений. В последующие годы реализации Программы объем финансирования может корректироваться с учетом изменения стоимости жилья, уровня инфляции, социальных нормативов.
Объемы финансирования Программы по вновь выдаваемым кредитам и объему безвозмездных субсидий за счет средств областного и местных бюджетов подлежат ежегодному уточнению исходя из сводной заявки по районам области с учетом категорий молодых семей, а также возможностей областного и местных бюджетов на соответствующий финансовый год.
Общий объем средств, необходимых на реализацию Программы, рассчитывается исходя из сложившейся ситуации по обеспечению жильем молодых семей, проживающих на территории Нижегородской области.
На 1 января 2004 года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит 2 959 молодых семей (оба супруга до 30-ти лет включительно), в том числе 192 семьи с детьми-инвалидами.
Для того чтобы ликвидировать образовавшуюся очередь, при условии реализации Программы до 2010 года, необходимо ежегодно оказывать помощь в среднем 423 семьям (423 = 2 959 семей/7 лет), в том числе 395 семьям (395 = (2 959-192)/7 лет) необходим кредит на приобретение жилья и 27 семьям (27 = 192/7 лет) - выделение безвозмездной субсидии на приобретение жилья.
Учитывая объемы финансирования и сроки начала реализации Программы (IV квартал 2004 года), количество участников Программы по годам распределится следующим образом:
Таблица N 2
Количество семей - участников Программы
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|
Количество льготных кредитов |
337 | 405 | 405 | 405 | 405 | 405 | 405 |
Количество субсидий |
5 | 32 | 31 | 31 | 31 | 31 | 31 |
Расчет размера средств, необходимых на обслуживание
льготных целевых жилищных кредитов
За среднестатистическую молодую семью принимается семья, состоящая из трех человек - родители и один ребенок. Среднестатистическая молодая семья в соответствии с социальной нормой жилья может претендовать на получение кредита на приобретение жилья площадью 54 кв. метра (18 кв. м х 3 чел.).
С учетом наличия ребенка при достаточной платежеспособности семье может быть предоставлен кредит в сумме 505 тыс. рублей:
сумма кредита = 10,4 тыс. рублей х 54 кв. м х 90 % = 505 тыс. рублей, где:
10,4 тыс. рублей - средняя стоимость 1 кв. м, сложившаяся по Нижегородской области на 1 апреля 2004 года;
90 % - сумма кредита от стоимости приобретаемого жилья для семьи с ребенком (в соответствии с приложением 2).
При предоставлении кредита молодой семье в общем случае первые пять лет молодая семья выплачивает 6 процентов годовых, в последующие годы - 10 процентов годовых, оставшуюся разницу до ставки банка выплачивают областной и местный бюджеты в равных долях.
Таблица N 3
Пример расчета по исполнению кредитных обязательств
для одной молодой семьи по кредиту в сумме 505,0 тыс. рублей
с учетом сложившихся ставок банков кредитования
по льготным целевым жилищным кредитам (18 процентов годовых)
(рублей)
/-----------------------------------------------------------------------------------------\
| | Сумма |% ставка для| срок кредитования 180 месяцев (15 лет) |
| | кредита | Заемщика - | |
| | 505 000,0| 6 % | |
| | руб. | | |
|---------+----------+------------+-------------------------------------------------------|
| Месяцы | Основной | Ежемесячный|Ежемесячный|Общая сумма| Общая |В т.ч. из |В т.ч. из|
| по | долг | платеж по | платеж |ежемесячного| сумма |областного| местного|
| порядку | | погашению | по уплате | платежа | платежа | бюджета | бюджета |
| | | основного | процентов | Заемщика | из | | |
| | | долга | | |бюджетов | | |
|---------+----------+------------+-----------+------------+---------+----------+---------|
| 1 |505 000,00| 2 805,56| 2 490,41 | 5 295,97 |4 980,82 | 2 490,41 |2 490,41 |
|---------+----------+------------+-----------+------------+---------+----------+---------|
| 2 |502 194,44| 2 805,56| 2 476,58 | 5 282,13 |4 953,15 | 2 476,58 |2 476,58 |
|---------+----------+------------+-----------+------------+---------+----------+---------|
| 3 |499 388,89| 2 805,56| 2 462,74 | 5 268,30 |4 925,48 | 2 462,74 |2 462,74 |
|---------+----------+------------+-----------+------------+---------+----------+---------|
| 4 | | | | | | | |
|---------+----------+------------+-----------+------------+---------+----------+---------|
|и т.д....| | | | | | | |
|---------+----------+------------+-----------+------------+---------+----------+---------|
| 180 | 2 805,56| 2 805,56| 23,06 | 2 828,62 | 18,45 | | |
|---------+----------+------------+-----------+------------+---------+----------+---------|
| | | 505 000,0| 292 346,58| 797 346,58|383 800,0| 191 900,0|191 900,0|
\---------------------------------------------+----------------------+--------------------/
| 1 181 146,58 |
\----------------------/
За 15 лет погашения части процентной ставки по одному кредиту в сумме 505,0 тыс. рублей из средств областного и местного бюджетов необходима общая сумма 383,8 тыс. рублей, в том числе 191,9 тыс. рублей из областного бюджета и 191,9 тыс. рублей из местного бюджета, молодая семья оплатит 797 346,58 рублей.
Таблица N 4
Распределение по годам средств, необходимых на обслуживание
кредитных обязательств в течение 15 лет за счет бюджетов
(тыс. рублей)
годы с 1 по 5 | годы с 6 по 15 | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
Объем бюджетных средств |
57,9 | 54,0 | 50,0 | 46,0 | 42,0 | 25,3 | 22,7 | 20,0 | 17,4 | 14,7 | 12,1 | 9,4 | 6,8 | 4,1 | 1,4 |
В т.ч. из областного бюджета |
28,85 | 27,0 | 25,0 | 23,0 | 21,0 | 12,65 | 11,35 | 10,0 | 8,7 | 7,35 | 6,05 | 4,7 | 3,4 | 2,05 | 0,7 |
В т.ч. из местного бюджета |
28,85 | 27,0 | 25,0 | 23,0 | 21,0 | 12,65 | 11,35 | 10,0 | 8,7 | 7,35 | 6,05 | 4,7 | 3,4 | 2,05 | 0,7 |
Всего: 383,8 тыс. рублей |
Учитывая произведенные расчеты по обслуживанию кредитных обязательств, в таблице N 5 представлено количество семей - участников Программы и объем средств, необходимых для финансирования оказываемой помощи за период реализации Программы:
Таблица N 5
Количество семей - участников Программы и объем средств,
необходимых для финансирования льготного жилищного кредитования
за период реализации Программы
(тыс. рублей)
2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | ||||||||
Коли- чество семей |
Объем финанси- рования |
Коли- чество семей |
Объем финанси- рования |
Коли- чество семей |
Объем финанси- рования |
Коли- чество семей |
Объем финанси- рования |
Коли- чество семей |
Объем финанси- рования |
Коли- чество семей |
Объем финанси- рования |
Коли- чество семей |
Объем финанси- рования |
|
Количество льготных кредитов |
337 | 5021 | 337+ 405 |
42962 | 337+ 405+ 405 |
63518 | 337+ 405+ 405+ 405 |
82420 | 337+ 405+ 405+ 405+ 405 |
99702 | 337+ 405+ 405+ 405+ 405+ 405 |
115364 | 337+ 405+ 405+ 405+ 405+ 405+ 405 |
119982 |
В т.ч. из средств областного бюджета |
2510,5 | 21481 | 31759 | 41210 | 49851 | 57682 | 59991 | |||||||
В т.ч. из средств местного бюджета |
2510,5 | 21481 | 31759 | 41210 | 49851 | 57682 | 59991 | |||||||
ИТОГО: для обслуживания 2767 кредитов на оплату 12 процентов годовых потребуется бюджетных средств в сумме: | 528969 |
* объем финансирования по льготному целевому жилищному кредитованию указан с учетом средств, необходимых для обслуживания кредитов, выдаваемых в текущем году, и на обслуживание ранее предоставленных кредитов;
* объем финансирования по льготному кредитованию в 2004 году указан с учетом начала реализации Программы, начиная с IV квартала 2004 года.
Таким образом, за семь лет реализации Программы на обслуживание льготных целевых жилищных кредитов для 2 767 семей потребуется всего 528 969 тыс. рублей бюджетных средств, в т.ч. из областного бюджета - 264 484,5 тыс. рублей; из местного бюджета - 264 484,5 тыс. рублей.
Расчет размера средств, необходимых на предоставление
безвозмездных жилищных субсидий
Категории молодых семей, определенные в приложении 2 Программы, могут стать получателями безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в размере 70 процентов от стоимости приобретаемого жилья, из которых 40 процентов средств субсидируется за счет средств областного бюджета, 30 процентов средств - из местного бюджета.
Таким образом, расчет средств, необходимых по выплате безвозмездных субсидий, выглядит следующим образом:
10,4 тыс. рублей х 3 человека х 18 кв. м = 561,6 тыс. рублей - стоимость приобретаемого (строящегося) жилья,
561,6 тыс. рублей х 70 % = 393,12 тыс. рублей - размер субсидии:
в т.ч. из областного бюджета 561,6 тыс. рублей х 40 % = 224,64 тыс. рублей,
в т.ч. из местного бюджета 561,6 тыс. рублей х 30 % = 168,48 тыс. рублей.
При получении безвозмездной субсидии молодая семья вносит 30 процентов собственных средств от стоимости приобретаемого (строящегося) жилья, т.е. 561,6 тыс. рублей х 30 % = 168,48 тыс. рублей.
Таблица N 6
Количество семей - участников Программы и объем средств,
необходимых для финансирования безвозмездного жилищного субсидирования
(тыс. рублей)
2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | ||||||||
Коли- чество семей |
Объем финанси- рования |
Коли- чество семей |
Объем финанси- рования |
Коли- чество семей |
Объем финанси- рования |
Коли- чество семей |
Объем финанси- рования |
Коли- чество семей |
Объем финанси- рования |
Коли- чество семей |
Объем финанси- рования |
Коли- чество семей |
Объем финанси- рования |
|
Субсидии | 5 | 1966 | 32 | 12580 | 31 | 12187 | 31 | 12187 | 31 | 12187 | 31 | 12187 | 31 | 12187 |
В т.ч. из областного бюджета (40 %) |
1125 | 7188 | 6964 | 6964 | 6964 | 6964 | 6964 | |||||||
В т.ч. из местного бюджета (30 %) |
841 | 5392 | 5223 | 5223 | 5223 | 5223 | 5223 | |||||||
Средства населения (30 %) |
841 | 5392 | 5223 | 5223 | 5223 | 5223 | 5223 | |||||||
Итого: для выдачи 192 субсидий необходимо выделить бюджетные средства на сумму | 75481 |
Таким образом, для предоставления молодой семье одной субсидии потребуется 393,12 тыс. рублей, в т.ч. из средств областного бюджета - 224,64 тыс. рублей, из средств местного бюджета - 168,48 тыс. рублей. Всего для выдачи 192 субсидий молодым семьям с детьми-инвалидами за семь лет реализации Программы необходимо выделить бюджетных средств 75 481 тыс. рублей, в т.ч. из областного бюджета - 43 133 тыс. рублей, из местного бюджета - 32 348 тыс. рублей.
Кроме этого, предполагается выделение молодым семьям субсидий из средств федерального бюджета при рождении (усыновлении) ребенка на приобретение (строительство) жилья (в случае участия Нижегородской области в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы).
При благоприятном решении вопроса по привлечению средств федерального бюджета, можно рассчитывать на уменьшение размера средств, необходимых для обслуживания льготных кредитов, направляемых из средств областного и местного бюджетов. В случае рождения (усыновления) ребенка из средств федерального бюджета предусмотрена компенсация части затрат на приобретение или строительство жилья посредством погашения основного долга жилищного кредита, что, в свою очередь, сокращает расходы на погашение кредита. При условии, что в каждой семье, которой будет предоставлен льготный целевой кредит, родится по 1 ребенку, начиная с 2005 года ежегодно из федерального бюджета предполагаемый объем финансирования составит 75 816 тыс. рублей:
10,4 тыс. рублей х 405 детей х 18 кв. м = 75 816 тыс. рублей.
Таким образом, с учетом компенсации требуемые финансовые ресурсы распределятся по уровням бюджетов следующим образом:
Таблица N 7
Предполагаемые средства из федерального бюджета
(тыс. рублей)
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|
Предполагаемые средства из федерального бюджета |
- | 75 816 | 75 816 | 75 816 | 75 816 | 75 816 | 75 816 |
Учитывая, что в среднем ежегодно будет предоставлено льготных целевых жилищных кредитов на сумму 204 525 тыс. рублей (204 525 тыс. рублей = 505 тыс. рублей х 405 кредитов), сумма компенсации из федерального бюджета может достичь 37 процентов от суммы выданных кредитов, что значительно сократит расходы по кредитным обязательствам. Средства, высвободившиеся за счет компенсаций из федерального бюджета, могут быть направлены как на сокращение имеющейся очереди более быстрыми темпами, так и на предоставление помощи семьям, вставшим на учет по улучшению жилищных условий в годы реализации Программы.
Суммируя все вышепроизведенные расчеты, общий объем финансирования по годам реализации Программы по источникам финансирования распределится следующим образом:
Таблица N 8
Предполагаемый объем финансирования Программы
по годам
(тыс. рублей)
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего | |
Общий объем финансирования из средств бюджетов, |
6987 | 55542 | 75874 | 94607 | 111889 | 127551 | 132169 | 604619 |
в т.ч. из средств областного бюджета |
3635,5 | 28669 | 38723 | 48174 | 56815 | 64646 | 66955 | 307617,5 |
в т.ч. из средств местного бюджета |
3351,5 | 26873 | 37151 | 46433 | 55074 | 62905 | 65214 | 297001,5 |
Средства населения |
44052 | 97330 | 121105 | 144205 | 166494 | 187974 | 218067 | 979227 |
Предполагаемые средства из федерального бюджета |
75816 | 75816 | 75816 | 75816 | 75816 | 75816 | 454896 | |
Общий объем финансирования |
51039 | 228688 | 272795 | 314628 | 354199 | 391341 | 426052 | 2038742 |
Полное исполнение кредитных обязательств по выданным кредитам закончится в 2025-2028 годах (с учетом предоставляемой отсрочки по уплате основного долга при рождении ребенка). На период 2011 - 2028 годов всего из областного и местных бюджетов, в ценах 2004 года, потребуется 533 млн. рублей:
383,8 тыс. рублей х 2 767 - 528 969 тыс. рублей = 533 006 тыс. рублей, где:
2 767 - количество кредитов, планируемых к выдаче в рамках Программы,
383,8 тыс. рублей - стоимость 1 кредита для бюджетов,
528 969 тыс. рублей - средства, выплаченные за 2004 - 2010 годы за счет средств бюджетов.
В рамках Программы участники могут самостоятельно приобретать квартиры на первичном/вторичном рынке, строить индивидуальные жилые дома. Исходя из социальной нормы жилья на среднестатистическую молодую семью 54 кв.м, в 2004 году планируемый объем строительства (приобретения) жилья в рамках Программы при указанном объеме финансирования составит:
54 кв. м х 342 квартиры = 18, 5 тыс. кв. м.
Таблица N 9
Планируемый объем строительства
(приобретения) жилья в рамках Программы
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего | |
Количество квартир (домов) |
342 | 437 | 436 | 436 | 436 | 436 | 436 | 2 959 |
Величина общей площади вводимого жилья в текущем году (тыс. кв. м.) |
18,5 | 23,6 | 23,5 | 23,5 | 23,5 | 23,5 | 23,5 | 159,6 |
VIII. Социально-экономический эффект реализации Программы
В результате реализации Программы будут достигнуты следующие социально-экономические результаты:
решение жилищной проблемы 3000 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете в органах местного самоуправления;
формирование системы государственной поддержки молодых семей в улучшении их жилищных условий на территории Нижегородской области;
увеличение рождаемости в области - общее количество рожденных детей у молодых семей - участников Программ составит примерно 4000 детей;
увеличение объема жилищного строительства - общее количество приобретенного (построенного) жилья составит более 160 000 кв. метров;
стабилизация социальной и демографической ситуации в области.
Приложение 1
к областной целевой программе
"Молодой семье - доступное жилье"
на 2004 - 2010 годы
Система программных мероприятий
N п/п |
Содержание мероприятий |
Сроки исполнения |
Исполнители | Объемы затрат (тыс. рублей) |
Источники финансирования |
Ожидаемый результат |
|
2004 год | 2005 год | ||||||
1. | Нормативное правовое обеспечение реализации Программы |
формирование нормативной правовой базы государственной молодежной жилищной политики |
|||||
1.1. | Утверждение нормативной документации по различным формам оказания помощи молодым семьям в обеспечении жильем |
2004-2005 годы |
министерство строительства и жилищно-коммуналь- ного хозяйства Нижегородской области, министерство образования и науки Нижегородской области |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
областной бюджет |
создание механизма реализации Программы |
2. | Информационно- методическое обеспечение реализации Программы |
координация деятельности организаций, участвующих в реализации Программы |
|||||
2.1. | Создание, ведение и актуализация базы данных молодых семей, участвующих в Программе |
постоянно | министерство строительства и жилищно-коммуналь- ного хозяйства Нижегородской области, министерство образования и науки Нижегородской области, органы местного самоуправления (при условии участия в реализации Программы) |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
областной бюджет |
наличие оперативной информации о действующих и потенциальных участниках Программы |
2.2. | Выпуск информационно- методических материалов по вопросам обеспечения жильем молодых семей |
2005 год | министерство строительства и жилищно-коммуналь- ного хозяйства Нижегородской области, министерство образования и науки Нижегородской области |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
областной бюджет |
своевременное освещение хода реализации Программы, методическое обеспечение реализации Программы |
2.3. | Проведение мониторинга реализации Программы |
2004-2005 годы |
министерство строительства и жилищно-коммуналь- ного хозяйства Нижегородской области, министерство образования и науки Нижегородской области, органы местного самоуправления (при условии участия в реализации Программы) |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
областной бюджет |
анализ состояния реализации и перспектив развития Программы в дальнейшем |
2.4. | Информационно- разъяснительная работа в средствах массовой информации о целях, задачах и механизмах улучшения жилищных условий молодых семей |
2004-2005 годы |
министерство строительства и жилищно-коммуналь- ного хозяйства Нижегородской области, министерство образования и науки Нижегородской области, органы местного самоуправления (при условии участия в реализации Программы) |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
областной бюджет |
совершенствова- ние механизма реализации Программы, расширение географии участников Программы |
2.5. | Проведение научно- практических и учебно- методических семинаров по вопросам молодежного жилищного строительства |
2005 год | министерство строительства и жилищно-коммуналь- ного хозяйства Нижегородской области, министерство образования и науки Нижегородской области |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
областной бюджет |
оказание методической помощи всем соисполнителям Программы |
3. | Организационное обеспечение реализации Программы |
||||||
3.1. | Реализация Программы в муниципальных образованиях области |
2004-2005 годы |
министерство строительства и жилищно-коммуналь- ного хозяйства Нижегородской области, министерство образования и науки Нижегородской области, министерство финансов Нижегородской области, органы местного самоуправления (при условии участия в реализации Программы) |
3 635,5 | 28 669 | областной бюджет |
улучшение жилищных условий молодых семей, закрепление молодых специалистов на местах, развитие строительства в муниципальных образованиях |
4. | Финансовое обеспечение реализации Программы |
||||||
4.1. | Заключение соглашений с органами местного самоуправления районов (городов) Нижегородской области о реализации областной программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2004 - 2010 годы на территории муниципальных образований |
2004-2005 годы |
министерство строительства и жилищно-коммуналь- ного хозяйства Нижегородской области, министерство образования и науки Нижегородской области |
текущее финансирова- ние |
текущее финансирова- ние |
областной бюджет |
формирование системы взаимодействия участников Программы на областном и муниципальном уровнях |
4.2. | Заключение соглашений с Министерством образования и науки Российской Федерации об участии в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы |
2005 год | министерство образования и науки Нижегородской области |
- | - | - | привлечение средств федерального бюджета для реализации Программы, увеличение количества молодых семей, улучшивших жилищные условия, улучшение демографической ситуации в области |
Приложение 2
к областной целевой программе
"Молодой семье - доступное жилье"
на 2004 - 2010 годы
Положение
о порядке и условиях предоставления льготных целевых жилищных
кредитов на строительство или приобретение жилья молодым семьям
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано на основе Указа Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года N 1180 "О жилищных кредитах", во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", и в целях улучшения жилищных условий молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления.
2. Положение определяет порядок и условия предоставления льготного целевого жилищного кредита на строительство или приобретение жилья молодым семьям за счет средств уполномоченных Правительством области банков на условиях, установленных разделом V настоящего Положения.
3. Компенсация на разницу в процентных ставках до уровня, установленного в уполномоченных банках, осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов в долях, установленных пунктом 23 настоящего Положения.
При этом все расчеты осуществляются на основании договоров, заключенных между уполномоченными банками и Правительством Нижегородской области, и этими же банками и органами местного самоуправления.
4. Участие средств областного бюджета в льготном кредитовании молодых семей предусматривается в пределах средств, определенных областным бюджетом, и осуществляется лишь при условии восполнения доли процентной ставки (сверх льготной) за счет средств местного бюджета соответствующего муниципального образования, принявшего решение о предоставлении льготного целевого жилищного кредита конкретной молодой семье.
5. Устанавливаемый настоящим Положением порядок основывается на принципах добровольности. Молодые семьи, получившие льготный целевой кредит и улучшившие свои жилищные условия, снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления.
6. Возмещение процентной ставки за пользование кредитом сверх льготной ставки производится за счет средств областного и местных бюджетов при условии возврата ссудозаемщиками основной суммы кредита и льготной процентной ставки.
7. Практическая работа по формированию списков молодых семей, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия с помощью льготного целевого жилищного кредита, осуществляется комиссиями соответствующих органов местного самоуправления.
8. Условия настоящего Положения допускают использование льготного целевого жилищного кредита для приобретения (строительства) жилья, общая площадь которого меньше социальной нормы площади на семью получателя кредита, но не менее нормы жилой площади на одного члена семьи, установленной для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
II. Категории молодых семей - получателей льготных
целевых жилищных кредитов
9. Предоставление льготных целевых жилищных кредитов на условиях настоящего Положения производится гражданам Российской Федерации, состоящим в браке, при условии, что возраст обоих супругов до 30 лет включительно, а также неполным молодым семьям с детьми, в которых возраст родителей до 30 лет включительно, состоящим на учете по улучшению жилищных условий в органах местного самоуправления Нижегородской области и проживающим на территории соответствующих муниципальных образований.
10. Действие настоящего Положения распространяется на молодые семьи, определенные пунктом 9, и в приоритетном порядке на:
1) участников молодежных жилищно-строительных кооперативов (МЖСК), объединившихся для строительства многоквартирных жилых домов;
2) молодые семьи, начавшие строительство индивидуального жилого дома и освоившие не менее 70 процентов его общей стоимости за счет собственных средств и изъявившие желание воспользоваться льготным целевым жилищным кредитом для завершения строительства индивидуального жилого дома в текущем финансовом году;
3) молодые семьи, начавшие за счет собственных средств строительство квартиры в многоквартирном жилом доме с типовыми потребительскими качествами (при условии технической готовности дома не менее 70 процентов и предусмотренного на ввод в текущем финансовом году) и вложившие собственные средства в объеме не менее 70 процентов сметной стоимости квартиры;
4) молодые семьи, имеющие детей-инвалидов;
5) молодые семьи, в которых один или оба супруга являются работниками бюджетных учреждений;
6) молодые семьи, проживающие в коммунальных квартирах и в общежитиях;
7) молодые семьи, которые проживают в сельских населенных пунктах и в которых один или оба супруга работают в сельском хозяйстве.
III. Координация работы по предоставлению
льготных целевых жилищных кредитов
11. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области, министерство финансов Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления городов и районов Нижегородской области осуществляют координацию работы по предоставлению льготных целевых жилищных кредитов на строительство или приобретение жилья молодым семьям и согласовывают ежегодный объем финансовых ресурсов, направляемый уполномоченными банками для кредитования молодых семей по условиям настоящего Положения.
12. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области обеспечивает:
1) подготовку сводной областной заявки на предоставление бюджетных ассигнований для осуществления льготного кредитования молодых семей в очередном финансовом году;
2) формирование сводной заявки от органов местного самоуправления на получение льготных целевых жилищных кредитов;
3) подготовку проекта распоряжения Правительства Нижегородской области об общих лимитах льготных жилищных кредитов, предусматриваемых органам местного самоуправления;
4) анализ освоения и использования средств льготного целевого жилищного кредита в решении жилищной проблемы молодых семей, состоящих на учете по улучшению жилищных условий в органах местного самоуправления.
13. Министерство финансов Нижегородской области обеспечивает:
1) организацию и проведение конкурса по отбору уполномоченных банков с заключением соглашения с ними на обслуживание граждан - получателей льготных целевых жилищных кредитов;
2) перечисление финансовых средств в уполномоченные банки в качестве компенсации части процентной ставки за пользование кредитом в соответствии с договором, заключенным с банком.
14. В случае выявления факта предоставления льготного целевого жилищного кредита на строительство или приобретение жилья гражданам, не состоящим на учете по улучшению жилищных условий в органах местного самоуправления, министерство финансов Нижегородской области прекращает возмещение процентной ставки уполномоченному банку по конкретному ссудозаемщику. Сумма средств областного бюджета, выплаченная банку за пользование кредитом этим ссудозаемщиком, возмещается областному бюджету органом местного самоуправления с коэффициентом 1,5.
IV. Функции органов местного самоуправления
15. Органы местного самоуправления обеспечивают:
1) организацию работы с молодыми семьями, состоящими в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
2) на основании полученных заявлений и необходимой документации формируют потребность в кредитных ресурсах. При этом заявка по установленной форме направляется в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области;
3) формирование кредитных комиссий (далее - комиссии), обеспечивающих рассмотрение и оценку заявлений молодых семей, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия с помощью льготного целевого жилищного кредита на строительство или приобретение жилья;
4) контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на кредитование молодых семей для строительства (приобретения) жилья.
16. Комиссии принимают решения:
о предоставлении льготных целевых жилищных кредитов конкретным молодым семьям и осуществляют выдачу свидетельства на право получения таких кредитов в уполномоченных банках. Решения комиссии оформляются протоколом и утверждаются председателем комиссии;
об установлении процентных ставок по заключенным кредитным договорам (в соответствии с разделом V настоящего Положения) при рождении у молодой семьи детей.
17. После уточнения уполномоченным банком объема кредитов, выделяемых владельцам свидетельств, комиссии вправе в пределах остатка предусмотренных лимитов принять решение о предоставлении льготных целевых жилищных кредитов следующим по очереди заявителям.
18. В целях обеспечения гарантий возврата льготного целевого жилищного кредита комиссии органов местного самоуправления осуществляют подбор таких получателей кредитов из числа молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые имеют достаточную платежеспособность (в пределах требуемого кредита) для достижения конечного результата - улучшения своих жилищных условий.
V. Порядок и условия предоставления льготных
целевых жилищных кредитов уполномоченными банками
19. Предоставление льготных целевых жилищных кредитов осуществляется по решению комиссий органов местного самоуправления категориям молодых семей, установленных разделом II настоящего Положения, получившим в органах местного самоуправления свидетельство на право получения такого кредита.
20. Владелец свидетельства имеет право обращаться в выбранный по его усмотрению банк из числа уполномоченных Правительством области с предъявлением свидетельства на право получения льготного целевого жилищного кредита.
21. Выдача льготного целевого жилищного кредита на строительство или приобретение жилья производится из средств уполномоченных банков на договорной основе и при соблюдении основных принципов кредитования: целевого использования, обеспеченности, срочности, платности, возвратности. Взаимоотношения получателя кредита и банка оговариваются в кредитном договоре на основании соглашения, заключенного между Правительством Нижегородской области и уполномоченным банком.
22. Уполномоченные банки осуществляют выдачу кредитов гражданам в пределах имеющихся у них кредитных ресурсов в соответствии с заключенными с Правительством Нижегородской области и органами местного самоуправления соглашениями о возмещении банкам за счет средств областного бюджета и местного бюджета недополученных с заемщиков доходов по части процентной ставки, принятой в конкретном банке.
23. Льготные целевые жилищные кредиты выдаются на следующих условиях:
1) срок погашения кредитов, выдаваемых с участием бюджетных средств, устанавливается не более пятнадцати лет;
2) процентная ставка за пользование кредитом для заемщика устанавливается в следующих размерах:
а) в первые пять лет процентная ставка за пользование кредитными ресурсами составляет 6 процентов годовых.
Оставшаяся часть процентной ставки, действующей в уполномоченном банке, оплачивается в течение всего кредитного периода из средств областного бюджета и местного бюджета в следующих долях:
50 процентов - областной бюджет;
50 процентов - местный бюджет.
При этом доли компенсации процентной ставки, действующей в уполномоченном банке, остаются неизменными, независимо от ее корректировки (в сторону увеличения или уменьшения) этими банками.
Проценты начисляются уполномоченным банком и уплачиваются гражданином в сроки, определенные в кредитном договоре;
б) в последующие годы процентная ставка за пользование кредитными ресурсами составляет 10 процентов годовых.
Порядок оплаты оставшейся части процентной ставки, действующей в уполномоченном банке, устанавливается на условиях, определенных подпунктом "а" подпункта 2 пункта 23 настоящего Положения;
3) при рождении (усыновлении) у молодой семьи в первые пять лет действия кредитного договора, заключенного на условиях настоящего Положения:
одного ребенка - процентная ставка по кредиту сохраняется в размере 6 процентов годовых на последующие пять лет действия имеющегося кредитного договора, а также отсрочка погашения основного долга на период до достижения ребенком возраста трех лет;
двух и более детей - процентная ставка по кредиту сохраняется в размере 6 процентов годовых на весь период действия имеющегося кредитного договора, а также отсрочка погашения основного долга на период до достижения ребенком возраста трех лет. При этом суммарный период предоставления отсрочек погашения основного долга не может превышать трех лет.
4) при рождении (усыновлении) у молодой семьи во вторые пять лет действия кредитного договора, заключенного на условиях настоящего Положения:
одного ребенка - процентная ставка по кредиту сохраняется в размере 6 процентов годовых на период с даты рождения (усыновления) ребенка на последующие пять лет действия имеющегося кредитного договора, а также отсрочка погашения основного долга на период до достижения ребенком возраста трех лет;
двух и более детей - процентная ставка по кредиту сохраняется в размере 6 процентов годовых на весь период действия имеющегося кредитного договора, а также отсрочка погашения основного долга на период до достижения ребенком возраста трех лет. При этом суммарный период предоставления отсрочек погашения основного долга не может превышать трех лет;
5) при наличии у молодой семьи ребенка-инвалида процентная ставка по кредиту погашается в полном объеме в течение всего периода действия имеющегося кредитного договора. При рождении у молодой семьи ребенка-инвалида в период действия кредитного договора процентная ставка по кредиту погашается в полном объеме на весь оставшийся срок действия имеющегося кредитного договора. При появлении у молодой семьи ребенка-инвалида в период действия кредитного договора процентная ставка по кредиту погашается в полном объеме на весь оставшийся срок действия имеющегося кредитного договора.
При этом погашение процентной ставки, действующей в уполномоченном банке, оплачивается в течение всего (оставшегося) кредитного периода из средств областного бюджета и местного бюджета в следующих долях:
50 процентов - областной бюджет;
50 процентов - местный бюджет;
6) объем льготного жилищного кредита определяется исходя из совокупного дохода супругов молодой семьи и их родителей, (которые выступают созаемщиками по кредиту).
Порядок и условия включения доходов созаемщиков в расчет платежеспособности молодой семьи определяется уполномоченным банком;
7) максимальный объем предоставляемого льготного целевого жилищного кредита определяется комиссиями органов местного самоуправления и устанавливается из расчета общей площади жилья в размере 18 кв. метров на одного члена молодой семьи (при составе семьи два человека - 42 кв. метра) с учетом средней стоимости строительства одного квадратного метра общей площади жилья, сложившейся в соответствующем районе (городе) на момент заключения кредитного договора.
При этом для молодой семьи, имеющей детей (одного ребенка), максимальный объем кредита не может превышать:
в случае строительства жилья - 90 процентов сметной стоимости индивидуального жилого дома (стоимости строительства квартиры в многоквартирном жилом доме);
в случае приобретения жилья - 90 процентов стоимости приобретаемого жилья.
Для молодой семьи без детей максимальный объем кредита не может превышать:
в случае строительства жилья - 70 процентов сметной стоимости индивидуального жилого дома (стоимости строительства квартиры в многоквартирном жилом доме);
в случае приобретения жилья - 70 процентов стоимости приобретаемого жилья.
24. Предоставление кредитных средств осуществляется банками исключительно при условии наличия у заемщиков собственных средств на оплату части стоимости строящегося (приобретаемого) жилья. При этом:
1) при предоставлении льготного целевого жилищного кредита молодой семье, имеющей детей, не менее 10 процентов общей стоимости жилого дома (квартиры) должна быть освоена или внесена гражданином - заемщиком за приобретаемое жилье (возможно наличие этих средств на сберегательном вкладе гражданина);
2) при предоставлении льготного целевого жилищного кредита молодой семье без детей - не менее 30 процентов общей стоимости жилого дома (квартиры) должна быть освоена или внесена гражданином - заемщиком за приобретаемое жилье (возможно наличие этих средств на сберегательном вкладе гражданина).
25. Выдача кредитов осуществляется наличными деньгами и путем перечисления на счета организаций (предприятий), оказывающих услуги на основании договоров за выполняемые ими работы, а также на счета продавцов жилья в случае его приобретения на вторичном рынке жилья.
26. Возмещение неоплаченной части процентной ставки производится Правительством Нижегородской области и органом местного самоуправления, принявшим решение о предоставлении льготного целевого жилищного кредита, и перечисляется на корреспондентский счет уполномоченных банков ежемесячно в десятидневный срок после предоставления банками отчетности по задолженности льготных ссудозаемщиков в территориальном разрезе.
27. Уполномоченный банк осуществляет контроль за целевым использованием средств льготного целевого жилищного кредита. В случае выявления уполномоченным банком нецелевого использования средств выданного кредита банк самостоятельно применяет к заемщику санкции вплоть до расторжения кредитного договора с одновременным уведомлением министерства финансов Нижегородской области и органа местного самоуправления.
28. Гражданин - ссудозаемщик вправе производить досрочное полное или частичное погашение кредита с уплатой процентов и неустоек, начисленных на дату погашения кредита.
Приложение 3
к областной целевой программе
"Молодой семье - доступное жилье"
на 2004 - 2010 годы
Положение
о порядке предоставления безвозмездных жилищных субсидий
на приобретение (строительство) жилья молодым семьям
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" и в целях улучшения жилищных условий молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления.
2. Обеспечение жилыми помещениями молодых семей на условиях настоящего Положения осуществляется в пределах объема финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете отдельной строкой на соответствующий финансовый год, и производится в форме предоставления жилищных субсидий.
3. Предоставление органам местного самоуправления средств областного бюджета осуществляется в виде оказания помощи в оплате части расчетного объема предоставляемой субсидии при условии софинансирования выделяемой субсидии из средств местного бюджета.
4. Практическая работа по формированию очередности и списка получателей субсидий производится органами местного самоуправления городов и районов области отдельно по каждой из установленных разделом II настоящего Положения категорий молодых семей.
5. Граждане из состава молодых семей, получившие жилищные субсидии, имеют право приобретать квартиры (индивидуальный дом) на первичном и вторичном рынках жилья у любых юридических и физических лиц. Получатели субсидий, улучшившие свои жилищные условия, снимаются с учета на улучшение жилищных условий в органах местного самоуправления.
II. Категории молодых семей - получателей субсидий
6. Оказание помощи из средств областного бюджета в оплате части расчетного объема предоставляемой субсидии осуществляется молодым семьям, в которых возраст обоих супругов до 30 лет включительно, а также неполным молодым семьям с детьми, в которых возраст родителей до 30 лет включительно, проживающим на территории Нижегородской области, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления и относящихся к следующим категориям:
1) молодые семьи, усыновившие ребенка (детей);
2) молодые семьи, имеющие ребенка (детей) инвалида;
3) молодые семьи, в которых один из супругов (оба супруга) являются инвалидами.
7. Создание и ведение базы данных молодых семей указанных категорий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется органами местного самоуправления городов и районов области.
III. Объем безвозмездной жилищной субсидии
8. Объем безвозмездной жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений, выделяемый конкретной молодой семье, рассчитывается на момент ее выдачи и зависит от:
1) стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, сложившейся на первичном или вторичном рынках жилья по месту проживания получателя субсидии, но не выше средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений в Нижегородской области, определяемой ежеквартально уполномоченным органом федеральной государственной власти;
2) социальной нормы общей площади жилых помещений, равной 18 кв. метрам на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метров общей площади на семью из двух человек.
9. Предоставление жилищных субсидий молодым семьям, относящимся к категориям, определенным разделом II настоящего Положения, осуществляется в размере 70 процентов ее расчетного объема (согласно пункту 8 настоящего Положения).
При этом 40 процентов расчетного объема субсидии оплачивается из средств областного бюджета в виде оказания помощи при наделении конкретной молодой семьи безвозмездной жилищной субсидией для улучшения жилищных условий.
Одновременно указанным категориям молодых семей 30 процентов расчетного объема жилищной субсидии оплачивается из средств местного бюджета органа (при условии участия органов местного самоуправления в реализации Программы).
Оставшаяся часть стоимости жилья оплачивается за счет собственных средств получателей субсидий.
10. Членами молодой семьи признаются: муж, жена, дети. Другие родственники (родители, братья, сестры) в расчет объема субсидии не включаются.
IV. Координация работы по предоставлению субсидий
11. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области, министерство образования и науки Нижегородской области, министерство финансов Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления осуществляют организацию работы по предоставлению жилищных субсидий молодым семьям, относящимся к категории лиц, указанным в разделе II настоящего Положения.
12. Министерство образования и науки Нижегородской области:
решает вопросы организационного обеспечения данной формы поддержки молодых семей;
согласовывает проекты распоряжений Правительства Нижегородской области о распределении средств областного бюджета для предоставления субсидий молодым семьям по муниципальным образованиям области;
осуществляет контроль за деятельностью органов местного самоуправления по предоставлению субсидий категориям молодых семей, названным в разделе II настоящего Положения.
13. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области:
осуществляет (по представлению органов местного самоуправления) формирование списков молодых семей отдельно по категориям семей, указанным в разделе II настоящего Положения с указанием места, даты постановки на учет, состава семьи, условий проживания;
обеспечивает формирование пакета заявок от органов местного самоуправления на получение средств областного бюджета для молодых семей;
осуществляет подготовку проектов распоряжений Правительства Нижегородской области о распределении средств областного бюджета для предоставления субсидий молодым семьям по муниципальным образованиям области;
производит расчет объема субсидии в соответствии с условиями, установленными разделом III настоящего Положения и объема средств, выплачиваемого из областного бюджета;
предоставляет в органы местного самоуправления по их запросам информацию о стоимости строительства одного кв. метра жилья, определенной уполномоченным федеральным органом государственной власти.
14. Министерство финансов Нижегородской области:
согласовывает проекты распоряжений Правительства Нижегородской области о распределении средств областного бюджета для предоставления субсидий молодым семьям по муниципальным образованиям области;
обеспечивает перечисление финансовых ресурсов в органы местного самоуправления согласно распоряжениям Правительства Нижегородской области о распределении средств областного бюджета по городам и районам области и представленных договоров купли-продажи жилых помещений.
15. Органы местного самоуправления:
формируют списки молодых семей, относящихся к категориям, указанным в разделе II настоящего Положения и желающих улучшить свои жилищные условия с помощью субсидий, представляют их в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области;
обеспечивают ежегодное предоставление заявки на получение средств областного бюджета для молодых семей в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области;
оказывают содействие в приобретении жилых помещений получателям субсидий или осуществляют предоставление им квартир из муниципального жилищного фонда;
представляют договоры купли-продажи жилых помещений в министерство финансов Нижегородской области;
осуществляют представление отчетной документации в министерство образования и науки Нижегородской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области и министерство финансов Нижегородской области по форме и в сроки, установленные указанными министерствами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Нижегородской области от 20 сентября 2004 г. N 103-З "Об утверждении областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2004 - 2010 годы"
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Нижегородские новости", N 185 от 2 октября 2004 г.
Настоящий Закон принят постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 26 августа 2004 г. N 1110-III
Законом Нижегородской области от 25 декабря 2008 г. N 190-З настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Нижегородской области от 19 июля 2006 г. N 74-З
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Нижегородской области от 7 июня 2006 г. N 47-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона