Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению городской Думы
от 31 января 2007 г. N 4
Муниципальная адресная программа
сноса и реконструкции ветхого жилого фонда
в городе Нижнем Новгороде,
2007 год
Паспорт
муниципальной адресной программы сноса и реконструкции
ветхого жилого фонда в городе Нижнем Новгороде
Наименование программы |
Муниципальная адресная программа сноса и реконструкции ветхого жилого фонда в городе Нижнем Новгороде |
Основание для разработки программы |
Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 21.10.2005 N 1226 "О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике". Постановление Правительства Нижегородской области от 25.04.2006 N 144 "Об утверждении областной целевой программы реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Нижегородской области на 2006-2010 годы" |
Заказчик программы | Администрация города Нижнего Новгорода |
Исполнители основных мероприятий программы |
Департамент экономики, планирования, промышленности и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода. Управление по учету и распределению жилья администрации города Нижнего Новгорода. Департамент жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода. Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Нижнего Новгорода. Организации жилищного строительства, коммунальной инфраструктуры, профессиональные участники рынка недвижимости. |
Цели и задачи программы |
Основная цель программы - снос и реконструкция ветхих жилых домов, расселение жителей, проживающих в ветхом жилом фонде в г.Нижнем Новгороде за счет использования средств частных инвесторов, средств городского и областного бюджета. Основными задачами программы являются: создание условий для приведения жилого фонда в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания; создание условий для обеспечения застройки территорий, занятых в настоящее время ветхим жилым фондом, благоустроенными жилыми помещениями, объектами социального и коммунально - бытового назначения и инженерной инфраструктуры; комплексное решение проблемы перехода к устойчивому развитию застроенных территорий города Нижнего Новгорода. |
Объемы финансирования Программы |
Итоговые объемы финансирования Программы: средства областного и городского бюджета - в соответствии с областной целевой программой реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Нижегородской области на 2006-2010 годы", но не менее 1845 млн.руб.; собственные и заемные средства граждан и организаций (в том числе право аренды, право на заключение договора) - в объеме, достаточном для расселения ветхих жилых домов, входящих в муниципальную адресную программу, но не менее 13850 млн.руб. |
Ожидаемые конечные результаты |
Реализация Программы должна обеспечить достижение следующих показателей: улучшение жилищных условий жителей Нижнего Новгорода, проживающих в ветхом жилом фонде - 7200 семей; выполнение государственных и муниципальных обязательств по переселению граждан из ветхих жилых помещений; подготовка к развитию застроенных территорий для обеспечения выполнения показателей жилищного строительства, принятых областной целевой программой реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Нижегородской области на 2006 - 2010 годы. |
1. Введение.
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами.
В настоящее время суммарная площадь ветхого жилого фонда в городе Нижнем Новгороде (далее - городе), составляет 326,7 тыс.кв.м (по состоянию на 01.01.2006, число проживающих семей - 7,2 тыс.
Наибольшая доля ветхого жилого фонда - это малоэтажные (до 4 этажей) жилые дома, в которых граждане проживают на условиях социального найма и которые являются муниципальной собственностью.
Проживание граждан в ветхом жилом фонде постоянно сопряжено с риском возникновения чрезвычайных ситуаций. Кроме того, ветхие строения ухудшают внешний облик и благоустройство города, сдерживают развитие инженерной и социальной инфраструктур, снижают инвестиционную привлекательность города.
Городская Дума города Нижнего Новгорода еще в 1994 году осознала эту проблему и приняла постановление от 30.11.94 N 26 "О ветхом жилом фонде в г.Нижнем Новгороде". В соответствии с ним планировалось до 2000 года снести и реконструировать 1115 ветхих домов общей жилой площадью 251 тыс.кв.м, в которых проживало 6740 семей.
В 2006 г. Правительством Нижегородской области принята областная целевая программа реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Нижегородской области на 2006-2010 годы". В ней предусмотрено до 2010 года снести и расселить 18% ветхого жилого фонда, в основном за счет областного бюджета. Данные темпы расселения являются недостаточными.
18 декабря 2006 года принят Федеральный закон N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - федеральный закон), в котором органам местного самоуправления рекомендовано с 2007 года организовать работу по проведению аукционов по развитию застроенных территорий, то есть территорий, на которых расположены аварийные дома и дома, снос и реконструкция которых планируется на основании муниципальных адресных программ.
В данной программе сформированы перечни ветхих домов, требующих реконструкции или сноса в зависимости от состояния каждого объекта (приложение).
Исходя из размеров ветхого жилья, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из ветхого жилого фонда в масштабах города, для переселения граждан из ветхого жилого фонда необходимо предоставить 457,3 тыс.кв.м общей площади жилья (на 40% больше занимаемой площади, по областной целевой программе реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье-гражданам России" в Нижегородской области на 2006-2010 годы" были приняты 20%).
Исходя из учтенного в программе количества ветхого жилого фонда, а также сложившейся в 2006 году средней стоимости строительства нового жилья и его цены на вторичном рынке, необходимые затраты на переселение граждан из ветхого жилого фонда в целом составят более 15726 млн. рублей. Основным источником сноса и реконструкции ветхого жилого фонда будут являться средства инвесторов (уплачиваемые в соответствии с законодательством стоимость права аренды земли, права на заключение договора аренды земли и цена права на заключение договора на развитие застроенной территории). Конкретные объемы финансирования программы определяются ежегодно при утверждении областного и городского бюджета на соответствующий финансовый год.
2. Основные цели и задачи программы
Основная цель программы - снос и реконструкция ветхих жилых домов, расселение жителей, проживающих в ветхом жилищном фонде в г.Нижнем Новгороде за счет использования средств частных инвесторов, средств городского и областного бюджета.
В рамках реализации программы должны быть решены основные задачи:
комплексное решение проблемы перехода к устойчивому развитию застроенных территорий города Нижнего Новгорода;
создание условий для приведения жилого фонда в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
создание условий для обеспечения застройки территорий, занятых в настоящее время ветхим жилым фондом, благоустроенными жилыми помещениями, объектами социального и коммунально-бытового назначения и инженерной инфраструктуры.
3. Сроки и этапы.
Основные направления и мероприятия реализации программы
Программа предусматривает выполнение комплекса мероприятий, которые должны быть проведены в течение 2007 - 2012 годов. Реализация программы проводится поэтапно.
В течение первого этапа, рассчитанного на 2007 год, должны быть созданы необходимые организационные, нормативно-методические и правовые условия для обеспечения реализации основных задач программы, в том числе:
определение нормативов градостроительного проектирования (или расчетных показателей обеспечения территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры);
принятие решения о развитии застроенной территории;
проведение аукционов и заключение договоров о развитии застроенной территории.
Мероприятиями программы предусматривается выявление и оформление в установленном порядке двух категорий жилых домов и помещений:
ветхие дома и помещения, которые могут быть капитально отремонтированы, модернизированы или реконструированы с повышением степени благоустройства;
ветхие дома и помещения, потребительские качества и уровень благоустройства которых не могут быть восстановлены или восстановление которых экономически нецелесообразно по причине превышения затрат над стоимостью нового строительства.
Исходя из этого, на основе имеющейся нормативно-методической базы должно быть проведено обследование и уточнение объема ветхого жилья и, соответственно, численности проживающих в нем семей и граждан.
Администрацией города был проведен предварительный анализ площадок перспективного строительства с целью выявления территорий, к которым может быть применен статус "развитие застроенной территории".
Результаты данного анализа сведены в таблице 1.
Таблица 1
Перечень площадок перспективного строительства
Характеристика площадок |
Количество, штук | ||||||||
Всего | Автоз. | Лен. | Кан. | Моск. | Сорм. | Ниж. | Сов. | Приок. | |
1. Площадки перспективного жилищного строительства по программе "Доступное и комфортное жилье на 2006-2010 гг." |
107 (143) |
15 |
12 |
16 |
8 |
10 |
18 (51) |
18 (21) |
10 |
2. Площадки с муниципальными жилыми домами, в т.ч. непригодными для проживания по состоянию на 01.01.2006 (статус "развитие застроенных территорий") 1295,15га |
33 (69) |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
7 (40) |
6 (9) |
1 |
3. На свободных территориях |
33 |
7 |
4 |
2 |
1 |
7 |
7 |
5 |
|
4. Со сносом ИЖС | 16 | 2 | 5 | 2 | 3 | 2 | 2 | ||
5. Резервные территории - за 2012 год |
4 |
3 |
1 |
||||||
6. На реконструируемых территориях |
11 |
6 |
1 |
3 |
1 |
||||
7. Освоенные и прочие |
4 3 |
1 1 |
1 1 |
2 1 |
3 |
В соответствии с федеральным законом, решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены многоквартирные дома, снос или реконструкция которых планируется на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.
Второй этап программы (2008 - 2012 годы) будет направлен на реализацию программных задач по переселению граждан и ликвидации ветхого жилого фонда, непригодного для постоянного проживания, и созданию основы для дальнейшего повышения потребительских качеств и благоустройства муниципального жилого фонда города:
поэтапное планомерное переселение граждан на основе обеспечения права выбора варианта улучшения их жилищных условий и дальнейший снос или полная реконструкция ветхого жилого фонда;
привлечение и аккумулирование финансовых ресурсов для реализации программы;
подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их продажа в соответствии законодательством.
Мероприятиями программы предусматриваются в соответствии с федеральным законом и Уставом г.Нижнего Новгорода:
утверждение администрацией г.Нижнего Новгорода проектов планировки застроенной территории;
принятие решения об изъятии путем выкупа жилых помещений, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;
обязательство предоставить земельный участок в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;
возможные условия и объем участия органа местного самоуправления в развитии застроенной территории.
В указанные программой сроки планируется полное и комплексное расселение жителей ветхого фонда:
на застроенных территориях, планируемых к развитию - инвесторами, с которыми заключен договор о развитии застроенной территории;
на ранее предоставленных земельных участках - в соответствии с законодательством, действовавшим на момент приятия решения о выделении земельного участка;
на части территорий - собственниками земельных участков, Правительством Нижегородской области, администрацией города Нижнего Новгорода за счет бюджетных средств в соответствии с действующим законодательством.
4. Ресурсное обеспечение программы
Прогнозируемые расходы на реализацию программы составят 15700 млн.руб., в том числе:
за счет средств областного бюджета - не менее 1845 млн.руб. (до 2010 года в соответствии с областной целевой программой реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Нижегородской области на 2006-2010 годы";
за счет внебюджетных средств - 13850 млн. руб.
Объем и направления возможного участия городского бюджета будет определен по итогам выполнения первого этапа программы.
5. Оценка социально-экономической эффективности
от реализации программы
Успешная реализация программы к 2012 году позволит обеспечить:
выполнение государственных и муниципальных обязательств по переселению граждан из жилых ветхих помещений по состоянию на 01.01.2006 (7200 семей);
улучшение жилищных условий жителей Нижнего Новгорода, проживающих в жилом фонде;
повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания;
подготовку к развитию застроенных территорий города, для обеспечения выполнения показателей жилищного строительства, принятых областной целевой программой реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Нижегородской области на 2006 - 2010 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.