Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 16 октября 2013 г. по делу N А74-3688/2013
г. Абакан |
|
16 октября 2013 г. |
Дело N А74-3688/2013 |
Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 16 октября 2013 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи А.А. Федулкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания У.Е. Шумиловой, рассмотрел в открытом судебном заседании исковое заявление индивидуального предпринимателя Есиневича Геннадия Ивановича (ИНН 190100004827, ОГРН 304190111800208)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757),
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (ИНН 1901065358, ОГРН 1041901024440)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации города Абакана,
при участии представителей:
истца - Смондыревой Н.А. на основании доверенности от 06.09.2013;
ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" - Петровой Н.В. на основании доверенности от 02.09.2013 N 19/2013-10;
ответчика Управления Росреестра по РХ - Бахтеева Э.Ш. на основании доверенности от 11.06.2013 N 16-30-970/13,
третьего лицо - Гасан О.А. на основании доверенности от 11.10.2012.
Индивидуальный предприниматель Есиневич Геннадий Иванович обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании кадастровой стоимости земельного участка площадью 12 541,4 кв.м., кадастровый номер 19:01:160107:0008, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Игарская, 6, установленной по состоянию на 01.01.2011 и применяемой в целях налогообложения в период с 01.01.2011 по 01.01.2015, равной его рыночной стоимости в размере 11 687 000 руб.; обязании органа кадастрового учета внести изменения в утвержденные 16.03.2012 сведения о кадастровой стоимости посредством замены их с 64 637 873 руб. 94 коп. на 11 687 000 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 июля 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 08 августа 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (ИНН 1901065358, ОГРН 1041901024440).
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 сентября 2013 года удовлетворено ходатайство администрации города Абакана о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Представитель истца заявил об уточнении исковых требований, просил установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 12 541,4 кв.м. с кадастровым номером 19:01:160107:0008, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Игарская, 6, по состоянию на 01.01.2011, равную его рыночной стоимости в размере 12 560 000 руб.
Арбитражный суд, руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял уточнение исковых требований к производству.
Представитель истца поддержал исковые требования, с учетом уточнений, пояснил, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает рыночную стоимость земельного участка, установленную на дату определения его кадастровой стоимости. Поскольку от размера кадастровой стоимости рассчитываются обязательные платежи за пользование земельным участком, завышенный размер кадастровой стоимости затрагивает права истца, являющегося собственником указанного земельного участка.
Представители ответчиков и третьего лица пояснили, что ими не установлены обстоятельства недостоверности представленного истцом отчета об определении рыночной стоимости либо несоответствие его требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исковые требования не признал, считает ФГБУ "ФКП Росреестра" ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку учреждение не является органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия исковые требования не признал, считает, что Управление Росреестра не является надлежащим ответчиком по делу, так как не наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости. Кроме того, каких либо нарушений закона управлением при осуществлении законодательно установленных полномочий в сфере государственной кадастровой оценки земель Республики Хакасия не было допущено.
Представитель третьего лица не возражал против удовлетворения исковых требований.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Индивидуальному предпринимателю Есиневичу Геннадию Ивановичу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 12 541,4 кв.м. с кадастровым номером 19:01:160107:0008, расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Игарская, 6 (свидетельство о государственной регистрации права серии 19 АА N 149649).
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 29.03.2013 N 1900/13-30081 кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 64 637 873 руб. 94 коп., участок поставлен на кадастровый учет 07.08.2002.
По результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия по состоянию на 01.01.2011 для земельного участка с кадастровым номером 19:01:160107:0008 установлена кадастровая стоимость в размере 64 637 873 руб. 94 коп., которая утверждена Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 N 171 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия".
В соответствии с отчётом об оценке рыночной стоимости земельного участка N 13-06-20-02 от 03.10.2013 индивидуального предпринимателя Караблина Владимира Николаевича рыночная стоимость земельного участка площадью 12 541,4 кв.м. с кадастровым номером 19:01:160107:0008 по состоянию на 01.01.2011 составила 12 560 000 руб.
Истец, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере, равном его рыночной стоимости, поскольку в данный момент неоправданно завышена и негативно для собственника влияет на размер обязательных платежей, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
Согласно статье 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 изложена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учёта и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Отчётом об оценке рыночной стоимости земельного участка N 13-06-20-02 от 03.10.2013 индивидуального предпринимателя Караблина Владимира Николаевича определена рыночная стоимость земельного участка площадью 12 541,4 кв.м. с кадастровым номером 19:01:160107:0008 по состоянию на 01.01.2011 в размере 12 560 000 руб.
Проверив отчёт на предмет соответствия требованиям Федерального стандарта оценки "Требования к отчёту об оценке (ФСО N 3)", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 254, арбитражный суд не нашёл оснований для признания его недопустимым доказательством.
Результаты оценки рыночной стоимости земельного участка позволяют сделать вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка в ходе массовой оценки земель субъекта определена без учёта его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости. Из части 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки.
Согласно пункту 1 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/154, Управление Росреестра по РХ является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель на территории Республики Хакасия.
Таким образом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия является органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель.
На основании приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" подведомственные государственные учреждения наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости.
Следовательно, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" является непосредственным исполнителем действий по осуществлению кадастрового учета.
При указанных обстоятельствах, требование индивидуального предпринимателя Есиневича Геннадия Ивановича об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия - 01.01.2011, подлежит удовлетворению за счет двух ответчиков.
Государственная пошлина по делу составила 4 000 руб., расходы по её уплате в соответствии с соглашением истца и ответчиков относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 166 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
удовлетворить иск:
установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 12 541,4 кв.м. с кадастровым номером 19:01:160107:0008, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Игарская, 6, равную его рыночной стоимости в размере 12 560 000 руб.
Настоящее решение после вступления в законную силу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 12 541,4 кв.м. с кадастровым номером 19:01:160107:0008, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Игарская, 6, равной его рыночной стоимости в размере 12 560 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия.
Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья |
А.А. Федулкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.