г. Челябинск |
|
05 ноября 2013 г. |
Дело N А76-14319/2013 |
.
Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2013 г.
Решение в полном объеме изготовлено 05 ноября 2013 г.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Катульская И.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рогальской О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя Дорониной Елены Викторовны, г. Коркино Челябинской области, ОГРНИП 304741231600111,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области, г.Челябинск,
с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области,
об установлении кадастровой стоимости земельных участков,
при участии в судебном заседании представителя истца - Ивановой Т.В., по доверенности от 23.03.2011, личность удостоверена паспортом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Доронина Елена Викторовна (далее - предприниматель, истец) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области (далее - кадастровая палата, ответчик) в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером 74:31:0111009:10 общей площадью 5 401 кв. м., расположенного по адресу: Челябинская область, г. Коркино, ул. Терешковой, д.1 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в сумме 1 570 399 рублей;
- с кадастровым номером 74:31:0110017:1, общей площадью 686 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Коркино, ул. Мира, 10, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 года в размере 239 407 рублей;
- с кадастровым номером 74:31:0114001:33, общей площадью 6 356 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Коркино, ул. Керамиков, д. 5"а", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 года в размере 1 834 526 рублей в соответствии с отчетом об оценке N 35/06-2013 о рыночной стоимости данных земельных участков, составленным ООО "Аванта Вест";
- с кадастровым номером 74:28:0101022:9, общей площадью 687,5 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Еманжелинск, ул. Бажова, д.7 "А", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 года в размере 206 009 рублей в соответствии с отчетом об оценке N 36/06-2013 о рыночной стоимости данных земельных участков, составленным ООО "Аванта Вест" (т.1, л.д. 6-9).
Определением арбитражного суда от 08.08.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра, третье лицо) (т.1 л.д. 1-5).
В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Ответчик и третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, об арбитражном процессе извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ (т.3, л.д. 119-124).
Ответчик в судебное заседание отзыв не представил.
Третье лицо - Управление Росреестра в судебное заседание не явилось, представило мнение на иск (т.2, л.д.99-101), в котором указало, что заявителем для установления кадастровой стоимости необходимо одновременно представить в суд как отчет об оценке, так и положительное экспертное заключение этого отчета. Истец должен представить отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, зафиксированной в акте исполнительного органа субъекта РФ. Заявленное третьим лицом ходатайство о привлечении к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительство Челябинской области, Администрацию г. Челябинска, Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области (т.2, л.д. 103-104) - оставлено судом без удовлетворения за отсутствием оснований, предусмотренных ст.51 АПК РФ.
Решение принято в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, в порядке ч.ч.3,5 ст.156 АПК РФ, надлежащим образом извещенных об арбитражном процессе в соответствии со ст. 123 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 74:31:0111009:10, 74:31:0110017:1, 74:31:0114001:33, 74:28:0101022:9, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав собственности, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 11.10.2013 (т.1, л.д. 14, 20, 24, 28, т.3, л.д. 109-111).
Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:31:0111009:10 составила 4 313 184 руб. 59 коп.,
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:31:0110017:1 составила 1 679 780 руб. 76 коп.,
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:31:0114001:33 составила 3 866 418 руб. 36 коп.
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:28:0101022:9 составила 1 598 630 руб. (т.1, л.д. 15-19,21-23, 25-26, 29-31).
Кадастровая стоимость земельных участков определена на основании постановления Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П, дата оценки - 01.01.2010 (т.3, л.д. 112-114).
Согласно отчету N 35/06-2013, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Авант Вест" (т.1, л.д. 32-150), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:31:0111009:10, общей площадью 5 401 кв. м., расположенного по адресу: Челябинская область, г.Коркино, ул. Терешковой, д.1, по состоянию на 01.01.2010 составила 1 570 399 руб.,
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:31:0110017:1, общей площадью 686 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Коркино, ул. Мира, 10, по состоянию на 01.01.2010 составила 239 407 руб.,
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:31:0114001:33, общей площадью 6 356 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Коркино, ул. Керамиков, д. 5"а", по состоянию на 01.01.2010 составила 1 834 526 руб.
Согласно отчету N 36/06-2013, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Авант Вест" (т.2, л.д. 105-157), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:28:0101022:9, общей площадью 687,5 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Еманжелинск, ул. Бажова, д.7 "А", по состоянию на 01.01.2010 составила 206 009 руб.
Руководствуясь нормой ч.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и полагая, что определённая по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, истец обратился в суд с рассматриваемым требованием.
Истец ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации, является нарушение его прав как собственника участков и плательщика земельного налога. Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков.
В силу ч.5 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч.2 ст.1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.5 ст.4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 ч.2 ст.7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно ч.3 ст.66 Земельного Кодекса Российской Федерации ( далее - ЗК РФ ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Нормой ст.24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем, положения Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым введена указанная норма, к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона (26.07.2010), не применяются.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 913/11 от 28.06.2011, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная позиция также отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Истцом, как уже указано выше, в материалы дела представлены отчеты об оценке рыночной стоимости земельного участка N 35/06-2013, N 36/06-2013.
Из данных отчётов усматривается значительное расхождение в установленном кадастровой оценкой земель размере стоимости земельных участков и определенной рыночной на основании отчетов, представленных истцом.
Экспертными заключениями Челябинского регионального отделения Российской общественной организации "Российское общество оценщиков" сделан вывод о соответствии вышеназванных отчетов требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998, федеральным стандартам оценки (т.2, л.д. 65-104, т. 3, л.д. 43-98).
Принимая во внимание расхождение между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, учитывая отсутствие возражений ответчика относительно данных, содержащихся в отчете оценщика, с учетом принципа состязательности сторон в арбитражном процессе, суд считает требования истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 74:31:0111009:10, 74:31:0110017:1, 74:31:0114001:33, 74:28:0101022:9, равными рыночной стоимости, подлежащими удовлетворению.
Суд полагает, что Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области является надлежащим ответчиком по настоящему делу, исходя из следующего.
Как указано выше, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, что следует из Постановления Президиума ВАС РФ по делу N 913/11 от 28.06.2011, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч.5 ст.4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 (с последующими изменениями) сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.
Пунктом 11 ч. 2 ст.7 указанного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со ст.3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 456 "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" на указанное Агентство возложены функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В настоящее время ведение государственного кадастра недвижимости в силу п.5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, возложено на Росреестр, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 4 названного Положения).
Согласно Приказу Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, поэтапно наделяются полномочиями органа кадастрового учета.
На территории Челябинской области на основании приказа Минэкономразвития России N 473 от 13.09.2011, приказа Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" N 129 от 25 октября 2011 действует филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованно заявлены к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области.
Истцом при обращении в арбитражный суд с иском была уплачена государственная пошлина в размере 16000 руб., что соответствует подп. 4 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Факт уплаты подтверждается платежными документами от 18.07.2013, 31.07.2013 (т.1, л.д.10-11).
Согласно ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются со стороны, не в пользу которой принят судебный акт. Учитывая, что требования истца удовлетворены полностью, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 16000 руб.
Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером 74:31:0111009:10 общей площадью 5 401 кв. м., расположенного по адресу: Челябинская область, г. Коркино, ул. Терешковой, д.1 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в сумме 1 570 399 рублей;
- с кадастровым номером 74:31:0110017:1, общей площадью 686 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Коркино, ул. Мира, 10, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 года в размере 239 407 рублей;
- с кадастровым номером 74:31:0114001:33, общей площадью 6 356 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Коркино, ул. Керамиков, д. 5"а", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 года в размере 1 834 526 рублей
- с кадастровым номером 74:28:0101022:9, общей площадью 687,5 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Еманжелинск, ул. Бажова, д.7 "А", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 года в размере 206 009 рублей.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Челябинской области, г. Челябинск, в пользу индивидуального предпринимателя Дорониной Елены Викторовны, г.Коркино, 16 000 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Челябинской области.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья |
И.К.Катульская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.