13 июля 2012 г.
В соответствии со статьями 89 и 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и в целях совершенствования контроля качества медицинской помощи населению Нижегородской области приказываю:
1. Утвердить Положение о внутреннем и ведомственном контроле качества и безопасности медицинской помощи в Нижегородской области (прилагается).
Приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области от 13 июля 2012 г. N 1695 пункт 2 настоящего приказа изложен в новой редакции
2. Главным врачам подведомственных медицинских организаций организовать внутренний контроль качества и безопасности медицинской помощи на основании рекомендаций Положения о внутреннем и ведомственном контроле качества и безопасности медицинской помощи в Нижегородской области.
3. Отменить приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 31.08.2011 N 1473 "Об утверждении Положения о контроле качества медицинской помощи в Нижегородской области".
4. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела контроля качества медицинской помощи С.В. Теилову.
Министр |
А.В. Карцевский |
Положение
о внутреннем и ведомственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности в Нижегородской области
(утв. приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области
от 21 февраля 2012 г. N 349)
1. Общие положения
Настоящее Положение о внутреннем и ведомственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности в Нижегородской области (далее - Положение) устанавливает организационные и методические принципы ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в системе здравоохранения на территории Нижегородской области и носит рекомендательный характер.
Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими порядок и условия оказания медицинской помощи:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.09.2008 г. N 513н "Об утверждении Положения о врачебной комиссии медицинской организации";
- приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.05.2002 г. N 154 "О ведении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях";
- методическими рекомендациями "Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений", утвержденных Минздравом РФ от 20.12.2002 г. N 2510/224-03-34.
Внутренний и ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в целях обеспечения удовлетворенности пациента предоставленными медицинскими услугами, предотвращения дефектов оказания медицинской помощи и повышения качества оказываемой медицинской помощи.
В процессе достижения цели при осуществлении внутреннего и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности решаются следующие задачи.
1. Изучение:
- удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью в конкретной медицинской организации и соблюдения прав пациентов;
- состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов медицинских организаций в соответствии с принятыми Порядками;
- соответствия оказываемой медицинской помощи состоянию здоровья пациента, установленным Стандартам оказания медицинской помощи (далее - Стандарты), Порядкам оказания медицинской помощи, протоколам ведения больных, разрешенным медицинским технологиям;
- соблюдения медицинскими организациями безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
- соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.
2. Оценка качества и безопасности оказания конкретных медицинских услуг, в том числе диагностики, лечения, профилактики, реабилитации, медицинской экспертизы, лекарственного обеспечения, соблюдения прав пациента, оформления медицинской документации.
3. Выявление и анализ причин дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное воздействие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи.
4. Расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи в медицинской организации.
5. Подготовка рекомендаций, способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи, направленных на предупреждение дефектов в работе, врачебных ошибок.
6. Принятие управленческих решений.
7. Контроль реализации управленческих решений.
2. Основные термины и понятия, используемые в настоящем положении
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Дефект оказания медицинской помощи - несоответствие медицинской помощи состоянию здоровья пациента, обязательным требованиям, предусмотренным федеральными законами, ведомственными нормативными актами, инструкциями по медицинскому применению лекарственных средств и изделий медицинского назначения, разрешенным к применению технологиям оказания медицинской помощи. Термин применим к конкретному случаю оказания медицинской помощи.
Качество медицинской помощи (далее КМП) - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в формах государственного, ведомственного и внутреннего контроля путем:
- соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации;
- определения показателей качества деятельности медицинских организаций;
- соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
- создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;
- создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.
Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется организациями здравоохранения в порядке, установленном руководителями данных организаций.
Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется министерством здравоохранения Нижегородской области в подведомственных организациях.
Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами государственного контроля в соответствии с их полномочиями. Порядок организации и проведения государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Субъекты и объекты внутреннего и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности
3.1. Субъектами внутреннего и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее КБМД) являются должностные лица медицинских организаций, врачебные комиссии, специалисты министерства здравоохранения Нижегородской области, действующие в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития России (при отсутствии -нормативными правовыми актами министерства здравоохранения Нижегородской области, медицинской организации), регламентирующими данный вид работы.
3.2. Объектами внутреннего и ведомственного контроля КБМД являются:
- качество отдельных медицинских услуг, изучаемое по первичной медицинской документации, при необходимости может быть проведена очная экспертиза качества оказания медицинской помощи;
- условия труда в медицинской организации, применение медицинских изделий и порядок их утилизации;
- соблюдение медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.
4. Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи
1. Внутренний контроль КБМП в медицинской организации организуется на трех экспертных уровнях.
1.1. Заведующий отделением осуществляет контроль КБМП на первом уровне в соответствии с приказом руководителя медицинской организации и должностной инструкцией.
Заведующий стационарным отделением в течение месяца обязан провести контроль всех законченных случаев лечения, используя очный и ретроспективный анализ каждого случая, и оформить результаты не менее 30% случаев в Журнале учета клинико-экспертной работы отделения (ф. 035/у-02).
Заведующий амбулаторно-поликлиническим отделением в течение месяца обязан провести контроль не менее 30% законченных и 10% незаконченных случаев, в том числе случаев выписки лекарственных средств льготным категориям граждан, с оформлением результатов в Журнале учета клинико-экспертной работы амбулаторно-поликлинического отделения (поликлиники).
Заведующие стационарными и амбулаторно-поликлиническими отделениями, оказывающими медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов и послеродовый период, обязаны провести контроль не менее 50% случаев оказанной медицинской помощи данной категории пациентов ежемесячно с оформлением 15% в Журнале учета клинико-экспертной работы отделения.
Выявленные недостатки в оказании медицинской помощи анализируются и докладываются с предложениями в виде служебных записок ежемесячно курирующему заместителю главного врача (при отсутствии - главному врачу) для принятия управленческого решения.
1.2. Заместитель руководителя медицинской организации по медицинской части (клинико-экспертной работе, иные заместители, определенные руководителем организации) осуществляют контроль КБМП на втором уровне контроля в соответствии с приказом руководителя медицинской организации и должностной инструкцией. Заместитель руководителя медицинской организации проводит контроль не менее 50% экспертиз законченных случаев в течение квартала с оформлением результатов в Журнале учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения (ф. 035/у-02).
1.3. Врачебная комиссия осуществляет контроль КБМП на третьем уровне.
При осуществлении контроля качества оказанной медицинской помощи врачебная комиссия:
- проводит проверку КБМП в медицинской организации, в том числе оценку деятельности отделений и подразделений, проводит целевые экспертизы, количество которых определяется приказом руководителя медицинской организации с учетом принципов статистической достоверности;
- рассматривает обращения физических и юридических лиц по вопросам КБМП;
- по запросам министерства здравоохранения Нижегородской области направляет решение врачебной комиссии по разбору случаев оказания медицинской помощи в министерство здравоохранения Нижегородской области для проведения ведомственной проверки качества и безопасности медицинской деятельности должностными лицами министерства.
Каждое заседание врачебной комиссии оформляется Протоколом произвольной формы.
Врачебная комиссия проводит ежеквартальный анализ качества оказанной медицинской помощи и докладывает руководителю его результаты с предложениями по оптимизации работы.
Информация по результатам контроля качества оказанной медицинской помощи, в соответствии с Приложением 2 к настоящему Положению, предоставляется подведомственными медицинскими организациями в министерство здравоохранения Нижегородской области.
1.4. Должностным лицом (лицами), определенным(и) распоряжением руководителя медицинской организации, осуществляется:
- контроль соблюдения в медицинской организации безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
- контроль соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.
Кратность проведения проверок, порядок оформления результатов и предоставления информации руководителю определяется распоряжением руководителя медицинской организации.
2. Методика проведения контроля качества и безопасности медицинской помощи в медицинской организации.
2.1. Методом контроля КБМП является экспертиза случаев оказания медицинской помощи с количественной оценкой выявленных случаев нарушений по отдельным врачам, группам заболеваний, отделениям, организации в целом с указанием выявленных дефектов при:
- постановке диагноза;
- проведении диагностических мероприятий;
- назначении лечебных мероприятий;
- оценке конечного результата при оказании медицинской помощи;
- оформлении первичной медицинской документации;
- проведении экспертной работы.
2.2. При оценке постановки диагноза учитывается:
- своевременность постановки клинического диагноза;
- соответствие установленного диагноза общепринятой клинической классификации с указанием стадии заболевания, характера течения, имеющихся функциональных нарушений;
- соответствие установленного диагноза клинико-диагностическим данным.
2.3. При оценке проведения диагностических мероприятий учитывается:
- соответствие назначенных и проведенных диагностических мероприятий состоянию здоровья пациента, Стандартам оказания медицинской помощи, Порядкам, Протоколам ведения больных, принятым методикам;
- обоснованность назначения и проведения диагностических мероприятий, не входящих в Стандарты (Протоколы) оказания медицинской помощи;
- своевременность проведения диагностических исследований.
2.4. При оценке назначения лечебных мероприятий (лекарственной терапии, ФТЛ и т.д.) учитывается:
- назначение лечебных мероприятий в соответствии с состоянием здоровья пациента, Стандартами (Протоколами) оказания медицинской помощи при лечении основного заболевания, его осложнений, а также сопутствующего заболевания в случае, если оно является неблагоприятным фоном для течения основного заболевания или влияет на развитие осложнений;
- своевременность назначения лечебных мероприятий, при необходимости своевременная их коррекция;
- наличие в записях лечащего врача оценки эффективности проводимых мероприятий;
- наличие в записях врача названия лекарственного препарата на латинском языке, дозы, способа и кратности введения, даты отмены.
2.5. При оценке конечного результата лечения учитывается:
- динамика клинической симптоматики; ,
- достоверность и адекватность оценки лечащим врачом клинического и трудового прогноза;
- влияние несвоевременно установленного диагноза и не проведенных необходимых лечебно-диагностических мероприятий на исход заболевания.
2.6. При оценке соответствия оказанной медицинской помощи Порядкам оказания медицинской помощи учитывается:
- наличие материально-технической базы, кадрового потенциала, позволяющего оказать медицинскую помощь в соответствии с соответствующим Порядком;
- соответствие (несоответствие) оказанной медицинской помощи установленному Порядку с указанием конкретных дефектов (несвоевременность, отсутствие регламентированных консультаций специалистов, обследований, несоблюдение этапности и т.д.).
2.7. Проводится оценка адекватности примененной разрешенной медицинской технологии, правильности выбранной методики при проведении оперативного вмешательства, анестезиологического пособия.
2.8. Проводится оценка соблюдения прав пациента, регламентированных действующими нормативными документами (информированное добровольное согласие, конфиденциальность информации и т.д.).
2.9. При оценке оформления первичной медицинской документации учитывается соответствие требованиям нормативных документов, регламентирующих порядок оформления медицинской документации.
2.10. Оценка экспертизы временной нетрудоспособности проводится в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
2.11. Результаты контроля качества и безопасности медицинской помощи анализируются на всех уровнях контроля.
На первом уровне контроля ежемесячно проводится анализ количества, характера выявленных дефектов, их структуры и влияния на исход заболевания, их причин по отдельным врачам, нозологическим единицам.
На втором уровне контроля, с учетом данных контроля на первом уровне, ежеквартально и ежегодно проводится анализ:
- количества, характера выявленных дефектов, их структуры и влияния на исход заболевания, причин дефектов по отдельным врачам, нозологическим единицам, отделениям, (подразделениям);
- динамики числа и структуры дефектов по подразделениям.
Проводится изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью методом социологического опроса (Приложение 1).
На третьем уровне контроля ежеквартально и ежегодно проводится анализ:
- конечных показателей работы учреждения по сравнению со средними областными показателями, показателями по РФ (основные показатели здоровья населения и деятельности учреждения здравоохранения);
- влияния выявленных дефектов на развитие учреждения (нерациональное и неэффективное использование ресурсов медицинского учреждения).
2.12. Разрабатываются предложения о необходимых мерах оптимизации качества оказываемой медицинской помощи.
На первом уровне контроля, по результатам анализа дефектов, разрабатываются показатели качества и эффективности медицинской помощи по отдельным категориям пациентов, нозологическим единицам, в соответствии с которыми на второй уровень контроля подаются предложения по оптимизации процесса оказания медицинской помощи.
На втором уровне контроля ежеквартально и ежегодно обобщенные результаты контроля и предложения по оптимизации работы по подразделениям подаются руководителю медицинской организации в виде служебной аналитической записки.
На третьем уровне контроля ежеквартально и ежегодно результаты контроля и предложения по оптимизации работы по медицинской организации подаются руководителю медицинской организации в виде служебной аналитической записки.
2.13. Руководителем медицинской организации по результатам служебных аналитических записок принимаются управленческие решения, которые фиксируются в приказах, положениях, инструкциях, протоколах врачебных конференций, либо в иной документации в соответствии с утвержденным Положением о контроле качества медицинской помощи в медицинской организации.
2.14. Контроль реализации управленческого решения возлагается на должностное лицо в соответствии с принятым Положением о контроле качества медицинской помощи в медицинской организации.
2.15. На всех уровнях контроля качества медицинской помощи в первую очередь осуществляется контроль случаев, подлежащих обязательному контролю. Прочие случаи оказания медицинской помощи должны иметь одинаковую возможность быть подвергнутыми экспертной оценке, что обеспечивается использованием статистического метода случайной выборки.
2.16. При наличии по данным контроля на первой ступени негативных тенденций, на втором и третьем уровне контроля возможно проведение целевых проверок качества оказания медицинской помощи (по отдельным нозологическим единицам, врачам, отделениям, льготному лекарственному обеспечению и т.д.).
5. Случаи, подлежащие обязательному внутреннему контролю качества медицинской помощи
Обязательному внутреннему контролю качества медицинской помощи подлежат:
- случаи летальных исходов;
- случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;
- случаи развития внутрибольничных инфекций;
- случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение 30 дней со дня завершения лечения в стационаре;
- случаи заболеваний с удлиненными или укороченными (свыше 30%) сроками лечения в соответствии со Стандартами (протоколами ведения больных);
- случаи досрочного возврата призывников из армии по состоянию здоровья по запросам военных комиссариатов;
- случаи с расхождением диагнозов;
- случаи с длительной или стойкой утратой трудоспособности;
- пропущенные случаи онкологических заболеваний и туберкулеза;
- случаи ятрогений, в том числе ятрогенного инфицирования ВИЧ;
- случаи осложнений, возникших у беременных женщин и родильниц во время беременности, родов и в послеродовом периоде;
- случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов или их законных представителей;
- иные нормативно определенные случаи.
При обращениях граждан по вопросам оказания медицинской помощи должностным лицом (лицами), определенным приказом руководителя медицинской организации, заполняется Журнал обращений граждан произвольной формы, где необходимо предусмотреть графы: дата обращения, ФИО гражданина, поставленные вопросы, принятые меры, роспись должностного лица.
6. Особенности контроля назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания
6.1. Задачей контроля обоснованности назначения и правил выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания является контроль соблюдения требований действующего законодательства по данному виду работы.
6.2. Контроль обоснованности назначения и правил выписывания лекарственных препаратов осуществляется в соответствии с распоряжением руководителя организации о назначении ответственного за данный вид работы лица (лиц) и утвержденным в организации Положением, регламентирующим данный вид работы.
6.3. Обязательному контролю на первом уровне подлежат 10 - 15% случаев выписки льготных рецептов ежемесячно.
Обязательному контролю на втором уровне подлежат 10 - 15% случаев выписки льготных рецептов ежеквартально и 100% всех претензий граждан по вопросам лекарственного обеспечения.
6.4. Обязательному контролю на третьем уровне (врачебная комиссия) подлежат случаи назначения гражданам лекарственных препаратов:
а) разрешенных к медицинскому применению при оказании стационарной медицинской помощи, но не входящих в Стандарты медицинской помощи и территориальный Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания стационарной, стационарозамещающей (за исключением стационаров на дому) и скорой медицинской помощи населению Нижегородской области, применяемых в рамках Программы государственных гарантий оказания населению Нижегородской области бесплатной медицинской помощи;
б) входящих в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации", анаболических гормонов, иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, при оказании амбулаторно-поликлинической помощи;
в) при оказании амбулаторно-поликлинической помощи гражданам, имеющим право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой при назначении пяти и более лекарственных препаратов одномоментно и свыше десяти в течение одного месяца;
г) при оказании амбулаторно-поликлинической помощи и назначении специальных препаратов при отсутствии врачей-специалистов:
- наркотических и противоопухолевых препаратов (онкологическим/гематологическим больным) при отсутствии рекомендаций онколога и/или гематолога, нефролога, ревматолога и др-;
- иммуномодуляторов - при отсутствии рекомендаций гематолога и/или онколога (после проведения лучевой и/или химиотерапии, пересадки костного мозга), иммунолога (больным СПИДом или другими тяжелыми нарушениями иммунитета), трансплантолога (после пересадки органов и тканей), ревматолога, иных специалистов;
- противотуберкулезных - при отсутствии рекомендаций фтизиатра;
- противодиабетических и прочих лекарственных средств, влияющих на эндокринную систему - при отсутствии рекомендаций эндокринолога;
д) разрешенных к медицинскому применению, но не входящих в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
е) разрешенных к медицинскому применению, но не входящих в Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых бесплатно при амбулаторном лечении населению Нижегородской области (региональная льгота).
6.5. При осуществлении контроля качества лекарственного обеспечения проверяется:
- качество ведения учетной документации в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 г. N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг" -медицинской карты амбулаторного больного (ф. 025/у-04), истории развития ребенка (ф. 112/у), паспорта врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг (ф. 0З0 П/у), сведения о лекарственных препаратах, выписанных и отпущенных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (ф. 030-Р/у);
- хранение и выдача рецептурных бланков;
- качество и своевременность определения потребности в необходимых лекарственных препаратах, выписываемые врачами (фельдшерами);
- соответствие назначенного лечения: стандартам оказания медицинской помощи, Перечню лекарственных препаратов, отпускаемых отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденному Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Перечню лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых бесплатно при амбулаторном лечении населению Нижегородской области (региональная льгота);
- количество одновременно выписываемых лекарственных препаратов и фармако-экономическую обоснованность их назначений;
- соответствие правил назначения и выписки лекарственных средств требованиям приказа Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 г. N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания", требованиям иных действующих нормативных актов, регламентирующих данный вид работы;
- обоснованность выписки лекарственных препаратов, назначенных вне стандартов оказания медицинской помощи и/или вне Перечня лекарственных препаратов, отпускаемых отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, вне Перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых бесплатно при амбулаторном лечении населению Нижегородской области (региональная льгота), при нетипичном течении болезни, наличии осложнений основного заболевания и/или сочетанных заболеваний, при назначении опасных комбинаций лекарственных средств, а также индивидуальной непереносимости лекарственных средств;
- выполнение правил синонимической замены при назначении лекарственных препаратов в случаях отсутствия в аптечном учреждении (организации) лекарственных препаратов, включенных в Стандарты медицинской помощи.
7. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6.1. С целью повышения качества оказываемой медицинской помощи, министерством здравоохранения Нижегородской области (далее - министерство) в подведомственных медицинских организациях осуществляется ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности.
6.2. Задачами министерства при осуществлении ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности являются:
- координация деятельности медицинских организаций в вопросах контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
- методическое обеспечение деятельности по контролю качества и безопасности медицинской деятельности;
- анализ дефектов оказания медицинской помощи, врачебных ошибок, условий труда, порядка использования медицинских изделий, соблюдения медицинскими работниками ограничений, иных факторов и их причин, оказавших негативное воздействие и повлекшее за собой снижение качества и безопасности медицинской помощи;
- подготовка рекомендаций, способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи, направленных на предупреждение дефектов в работе, врачебных ошибок.
6.3. Ведомственный контроль КБМП осуществляется посредством:
- проведения проверок соблюдения медицинскими организациями Порядков оказания медицинской помощи и Стандартов медицинской помощи;
- проведения проверок соблюдения медицинскими организациями безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации; ,
- проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.
6.4. Ведомственный контроль КБМП осуществляется в соответствии с указанной в подпункте 2 пункта 4 методикой.
Проверка соблюдения медицинскими организациями безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации, соблюдения медицинскими работниками и руководителями медицинских организаций ограничений при осуществлении профессиональной деятельности проводится в соответствии с порядком, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
6.5. Ведомственный контроль КБМП осуществляется в формах:
- проверки организации контроля КБМП в медицинских организациях и его эффективности, в том числе и по предоставляемым ежеквартально из медицинских организаций отчетам;
- проверки соблюдения выполнения нормативных правовых актов Российской Федерации и Нижегородской области, регламентирующих вопросы контроля качества и безопасности медицинской деятельности, проводимой при осуществлении:
- плановых проверок КБМП в подведомственных медицинских организациях;
- внеплановых проверок КБМП в случаях обращений физических и юридических лиц по вопросам ненадлежащего качества оказания медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях;
- целевых внеплановых проверок в подведомственных медицинских организациях по распоряжению министра здравоохранения Нижегородской области.
6.6. По результатам мероприятий по контролю, должностным лицом (лицами) министерства, осуществляющими проверку, составляется Акт проверки в двух экземплярах по рекомендуемой форме (Приложение 3).
6.7. Результаты проведения плановых и целевых поверок обоснованности и правил назначения гражданам лекарственных препаратов оформляются в виде Акта произвольной формы.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6.6. Информация о результатах проверок ежеквартально представляется министру здравоохранения Нижегородской области.
6.7. Информация о результатах проверок с анализом причин выявленных дефектов ежеквартально доводится до руководителей медицинских организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения Нижегородской области от 21 февраля 2012 г. N 349 "Об утверждении Положения о внутреннем и ведомственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности в Нижегородской области"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области от 3 мая 2018 г. N 197 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства здравоохранения Нижегородской области от 9 августа 2012 г. N 1924
Приказ Министерства здравоохранения Нижегородской области от 13 июля 2012 г. N 1695