11 ноября 2009 г., 24 сентября 2010 г.
В целях создания и развития социально-экономических, политических, организационных и правовых условий для реализации молодежью социальных функций и развития молодежной политики на территории Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Молодежь Нижегородской области" на 2009-2011 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Нижегородской области предусматривать финансовые средства на реализацию Программы при разработке проектов законов Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год с ежегодной корректировкой объема ассигнований.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области принять участие в реализации мероприятий Программы, а также разработать и принять муниципальные программы по реализации молодежной политики, предусмотрев их финансирование за счет средств местных бюджетов.
4. Признать утратившими силу постановления Правительства Нижегородской области:
от 28 ноября 2006 года N 393 "Об утверждении областной целевой программы "Молодежь Нижегородской области" на 2007-2011 годы";
от 25 июля 2008 года N 308 "О внесении изменений в областную целевую программу "Молодежь Нижегородской области" на 2007-2011 годы, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 28 ноября 2006 года N 393".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Г.А. Суворова.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Областная целевая программа
"Молодежь Нижегородской области" на 2009-2011 годы"
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 14 июля 2009 г. N 490)
11 ноября 2009 г., 24 сентября 2010 г.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 24 сентября 2010 г. N 641 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
Областной целевой программы
"Молодежь Нижегородской области" на 2009-2011 годы"
Наименование Программы |
областная целевая программа "Молодежь Нижегородской области" на 2009-2011 годы" (далее - Программа) |
|||||||
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"; Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"; Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р "Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации"; Закон Нижегородской области от 25 апреля 1997 года N 70-З "О молодежной политике в Нижегородской области"; постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года N 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года". |
|||||||
Государственный заказчик Программы |
министерство образования Нижегородской области (государственный заказчик - координатор); министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; министерство культуры и информации Нижегородской области; департамент по развитию спорта Нижегородской области; управление государственной службы занятости населения Нижегородской области; министерство внутренней политики Нижегородской области |
|||||||
Основной разработчик Программы |
министерство образования Нижегородской области |
|||||||
Основные цели Программы |
создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности |
|||||||
Основные задачи Программы |
вовлечение молодежи в инновационную и предпринимательскую деятельность; организация временной и сезонной занятости студенческой и учащейся молодежи; помощь молодежи в профессиональном самоопределении; содействие в выработке у молодежи навыков эффективного поведения на рынке труда, положительной трудовой мотивации; выявление и поддержка способной молодежи по различным направлениям творческой деятельности; развитие сетевого механизма взаимодействия между общественными организациями, творческими объединениями и государственными учреждениями в вопросах развития творческого и интеллектуального потенциала молодёжи и специалистов сферы работы с молодежью; привлечение молодёжи к занятию спортом и развитие молодёжного туризма; содействие развитию института молодой семьи; повышение эффективности профилактической работы по профилактике инфекций, передающихся половым путем (далее - ИППП), синдрома приобретенного иммунодефицита (далее - СПИД), заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита (далее - ВИЧ-инфекция), в молодежной среде; увеличение числа молодёжи, включенной в социально значимые проекты общественных организаций Нижегородской области; активизация участия молодёжи в политической жизни Нижегородской области, подготовка молодежных лидеров, развитие молодежного парламентаризма; повышение уровня правовой культуры молодёжи Нижегородской области; обучение специалистов по работе с молодёжью и добровольцев на территориях районов и городов Нижегородской области по программам социальной адаптации молодёжи; формирование механизма подготовки, обработки и распространения на территории Нижегородской области целевой информации для молодежи |
|||||||
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа реализуется в 2009-2011 годах в один этап |
|||||||
Исполнители основных мероприятий Программы |
министерство образования Нижегородской области; министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; министерство культуры и информации Нижегородской области; департамент по развитию спорта Нижегородской области; управление государственной службы занятости населения Нижегородской области; министерство внутренней политики Нижегородской области во взаимодействии с: Главным управлением внутренних дел Нижегородской области (по согласованию); Нижегородским областным объединением организаций профсоюзов "Облсовпроф" (по согласованию); Нижегородской областной организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (по согласованию); Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей (по согласованию); общественными объединениями (при условии участия); органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (при условии участия) |
|||||||
Объем и источники финансирования Программы* |
Наименование государственных заказчиков |
Источники финансирования |
Всего за период реализации Программы |
Всего за период реализации Программы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
||||||
Министерство образования Нижегородской области |
Областной бюджет |
2937 |
2086 |
1594 |
6617 |
|||
Федеральный бюджет |
0 |
2500 |
0 |
2500 |
||||
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
ИТОГО: |
2937 |
4586 |
1594 |
9117 |
||||
* Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета может ежегодно корректироваться в соответствии с возможностями областного бюджета на соответствующий финансовый год | ||||||||
Система организации контроля |
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Нижегородской области. Исполнители программных мероприятий ежегодно представляют в министерство образования Нижегородской области отчеты о проведенной работе за первое полугодие до 10 июля текущего года, за второе полугодие до 20 января следующего года |
|||||||
Индикаторы достижения целей Программы |
Наименование индикаторов достижения целей Программы |
Единицы измерения |
Значения индикаторов целей Программы по окончании реализации Программы |
|||||
Доля специалистов органов по делам молодежи, прошедших повышение квалификации в сфере организации работы в молодежной среде |
% от общего количества сотрудников органов по делам молодежи |
60 |
||||||
Численность молодых людей, подавших заявки на регистрацию объектов интеллектуальной собственности |
Чел. |
160 |
||||||
Доля молодежи в возрасте 14-29 лет, получивших государственную услугу по профориентации граждан |
% от числа обратившихся в службу занятости граждан в возрасте 14-29 лет |
92 |
Текст Программы
I. Содержание проблемы
Программа разработана с учетом потребностей всех молодых граждан, адресности проводимых мероприятий и финансовых потоков, направлена на поддержку позитивных тенденций в становлении и развитии молодого поколения, усиление активной общественной деятельности молодежи. Программа определяет действия органов государственной власти в области молодежной политики, механизмы решения поставленных задач.
В основу мероприятий Программы положены основные аспекты Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года N 127 (далее - Стратегия).
Несмотря на то, что областная целевая программа "Молодежь Нижегородской области" на 2007-2011 годы, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 28 ноября 2006 года N 393, была профинансирована в размере десяти процентов от запланированных объемов, удалось достичь определенных положительных результатов.
Сократилось количество разводов на 3 %, количество неполных молодых семей на 13 %.
В 42 муниципальных образованиях Нижегородской области действуют 105 клубов молодых семей, деятельность которых направлена на социальную поддержку молодых семей, оказание информационной и консультационной, психолого-педагогической помощи, подготовку к семейной жизни, осознанному родительству молодежи, организацию досуга молодых семей.
Получила дальнейшее развитие система общественных молодежных институтов в сельской местности. Увеличилось количество членов действующих сельских молодежных общественных советов на 45 % (802 члена сельских молодежных общественных советов). В настоящее время в 563 сельских поселениях Нижегородской области работают 236 специалистов, на которых возложены функции по организации работы с сельской молодежью.
В 30 муниципальных образованиях Нижегородской области реализуется областной проект "Дворовая практика", целью которого является организация содержательного и позитивного досуга детей и молодежи по месту жительства силами студенческой молодежи.
Количество участвующих в проекте муниципальных образований и дворовых площадок за два года реализации проекта увеличилось на 50 %. Охват детей и молодежи организованными формами занятости составил более двенадцати тысяч детей и молодежи в возрасте от 5 до 20 лет.
Количество студенческих разнопрофильных отрядов увеличилось на 27 %. В 2009 году студенческие строительные отряды будут задействованы на строительстве социальных объектов в Нижегородской области. Сервисные студенческие отряды будут обслуживать поезда Горьковской железной дороги.
В Нижегородской области развивается система выявления и поддержки талантливой молодёжи. С 2007 года осуществляется сопровождение инновационно-ориентированных кадров среди молодежи. За период 2007-2008 годов в областных инновационных конкурсах приняли участие более 400 молодых людей, представлено 125 инновационных проектов. Сорок команд получили консультации по вопросам развития бизнеса. Восемь проектов получили патент, четыре команды получили места в бизнес-инкубаторе. Две команды выиграли 1 млн. рублей в конкурсе СТАРТ-2009 (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере). Более 50 команд представляли в 2008 году Нижегородскую область во Всероссийских инновационных выставках.
В Нижегородской области укрепилась система взаимодействия с работающей молодежью. Количество подразделений по работе с молодежью на предприятиях увеличилось на 3 %.
Вместе с тем, несмотря на положительную динамику по ряду направлений работы с молодежью, необходимо уделить внимание развитию следующих направлений деятельности:
1. Повышение уровня вовлеченности молодежи в экономическую и предпринимательскую деятельность.
По официальным данным налоговых органов на 1 января 2009 года количество молодых людей, зарегистрированных в качестве учредителей коммерческих предприятий в Нижегородской области, а также создавших фермерское хозяйство составляет менее 1 % от общего количества молодежи, проживающей в Нижегородской области.
2. Воспитание правовой культуры в молодежной среде, повышение уровня электоральной активности.
В 2008 году 51,7 % молодежи, проживающей на территории Нижегородской области, приняло участие в выборах федерального и регионального уровня.
Деятельность молодежных правовых консультационных бюро в учреждениях высшего профессионального образования, участие в региональных и федеральных конкурсах, направленных на развитие законотворческих инициатив молодежи, её привлечение к решению задач социально-экономического развития Нижегородской области, развитие молодежного парламентаризма позволят повысить уровень правовой культуры и электоральной активности до 70 % к моменту завершения реализации Программы.
3. Расширение практики вовлечения молодежи в общественную деятельность.
На 1 января 2009 года только 22,1 % нижегородской молодежи участвует в деятельности детских и молодежных общественных объединений, а также органов ученического и студенческого самоуправления. Комплекс мероприятий в рамках проекта "Моя гражданская позиция" Программы направлен на развитие общественного движения молодежи и увеличение количества его участников до 45 % от общего количества молодежи, проживающей на территории Нижегородской области.
Эффективность реализации Программы при полном ресурсном обеспечении, с учетом взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области, молодежных и детских общественных объединений, при активном участии самой молодежи позволит:
- использовать потенциал молодежи для обеспечения социального, культурного, инновационного и экономического развития Нижегородской области;
- осуществлять государственное влияние на процессы социализации молодежи;
- создать условия, гарантии и стимулы для позитивной самореализации молодежи в обществе;
- содействовать формированию личности молодого человека и созданию условий для творческой самореализации молодых жителей Нижегородской области;
- проводить эффективную демографическую политику, включая стимулирование рождаемости, сокращение смертности;
- содействовать включению молодежи в социально-экономическую жизнь области, организации занятости и повышению конкурентоспособности на рынке труда молодежи.
Реализацию программных мероприятий планируется осуществлять в рамках целевых проектов:
1) "Занятость" (организация временной, сезонной и постоянной занятости молодежи);
2) "Творчество" (развитие творческих инициатив молодежи);
3) "Здоровье" (развитие детского и молодежного отдыха, оздоровления и спорта, пропаганда здорового образа жизни, профилактика асоциального поведения в молодежной среде);
4) "Моя гражданская позиция" (развитие правовой и политической культуры молодежи).
Каждый из целевых проектов состоит из ряда взаимоувязанных мероприятий. Перечень мероприятий в рамках проектов с указанием исполнителей, сроков исполнения, объемов финансовых ресурсов приведен в разделе V настоящей Программы.
II. Цели и задачи Программы
Цели Программы: создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Программой предусматривается решение следующих задач:
- вовлечение молодежи в инновационную и предпринимательскую деятельность;
- организация временной и сезонной занятости студенческой и учащейся молодежи;
- помощь молодежи в профессиональном самоопределении;
- содействие в выработке у молодежи навыков эффективного поведения на рынке труда, положительной трудовой мотивации;
- выявление и поддержка способной молодежи по различным направлениям творческой деятельности;
- развитие сетевого механизма взаимодействия между общественными организациями, творческими объединениями и государственными учреждениями в вопросах развития творческого и интеллектуального потенциала молодёжи и специалистов сферы работы с молодежью;
- привлечение молодёжи к занятию спортом и развитие молодёжного туризма;
- содействие развитию института молодой семьи;
- повышение эффективности профилактической работы по профилактике ИППП, СПИД, ВИЧ-инфекция в молодежной среде;
- увеличение числа молодёжи, включенной в социально значимые проекты общественных организаций Нижегородской области;
- активизация участия молодёжи в политической жизни Нижегородской области, подготовка молодежных лидеров, развитие молодежного парламентаризма;
- повышение уровня правовой культуры молодёжи Нижегородской области;
- обучение специалистов по работе с молодёжью и добровольцев на территориях районов и городов Нижегородской области по программам социальной адаптации молодёжи;
- формирование механизма подготовки, обработки и распространения на территории Нижегородской области целевой информации для молодежи.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в 2009-2011 годах в один этап. Сроки проведения мероприятий Программы предусмотрены разделом V "Система программных мероприятий".
Программа не предусматривает поэтапной разбивки сроков реализации.
IV. Управление Программой и механизм ее реализации
Мероприятия Программы носят комплексный характер и реализуются через следующие механизмы:
- совершенствование организационной структуры и ресурсного обеспечения реализации государственной молодежной политики в Нижегородской области: кадрового, финансового, информационного;
- содействие заинтересованным субъектам в реализации государственной молодежной политики.
К участию в Программе привлекаются органы государственной власти, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области, государственные учреждения и общественные организации.
В ходе реализации Программы министерство образования Нижегородской области обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей.
Отчетность государственного заказчика по реализации мероприятий Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Освещение реализации осуществляется через средства массовой информации и информационные ресурсы в сети интернет Правительства Нижегородской области и министерства образования Нижегородской области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 24 сентября 2010 г. N 641 раздел V настоящей Программы изложен в новой редакции
V. Система программных мероприятий
Постановлением Правительства Нижегородской области от 24 сентября 2010 г. N 641 раздел VI настоящей Программы изложен в новой редакции
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Наименование государственных заказчиков |
Источники финансирования |
Всего за период реализации Программы |
Всего за период реализации Программы |
||
2009 |
2010 |
2011 |
|||
Министерство образования Нижегородской области |
Областной бюджет |
2937 |
2086 |
1594 |
6617 |
Федеральный бюджет |
0 |
2500 |
0 |
2500 |
|
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
ИТОГО: |
2937 |
4586 |
1594 |
9117 |
Постановлением Правительства Нижегородской области от 24 сентября 2010 г. N 641 раздел VII настоящей Программы изложен в новой редакции
VII. Индикаторы достижения целей Программы
Постановлением Правительства Нижегородской области от 24 сентября 2010 г. N 641 раздел VIII настоящей Программы изложен в новой редакции
VIII. Показатели непосредственных результатов реализации Программы
Оценка экономической эффективности реализации Программы не проводится, так как мероприятия по организации работы с молодежью являются затратными и их реализация вносит опосредованный вклад в экономический рост Нижегородской области.
Показатели непосредственных результатов Программы
Наименование показателей Программы |
Единицы измерения |
Значения показателей Программы |
||
На момент разработки |
По окончании реализации Программы |
Без программного вмешательства (после предполагаемого срока реализации Программы) |
||
Рост численности обученных в рамках семинаров и мастер-классов по вопросам развития творческого, научного и интеллектуального потенциала молодежи |
Чел. |
850 |
1900 |
400 |
Численность молодежи, получившей методическую помощь в рамках специализированных программ, направленных на развитие предпринимательской активности молодежи |
Чел. |
5 000 |
11 000 |
5 000 |
Количество студенческих трудовых отрядов |
Количество отрядов |
33 |
35 |
15 |
Численность молодых людей, принимающих участие в областных мероприятиях, способствующих укреплению семейных ценностей |
Количество семей |
8 000 |
9 000 |
1 000 |
Численность участников специализированных информационных кампаний по профилактике СПИДа/ВИЧ |
Чел. |
20 000 |
30 000 |
20 000 |
Численность молодежи, включенной в социально значимые проекты |
Чел. |
10 000 |
14 000 |
5 000 |
Увеличение числа молодых людей, вовлеченных в обсуждение проблематики развития Нижегородской области |
Чел. |
1 000 |
2 500 |
300 |
Численность сформированных команд (инновационных проектов) |
Количество команд |
50 |
170 |
40 |
Численность молодых людей, принявших участие в региональных ярмарках и выставках с представлением своих проектов |
Чел. |
120 |
320 |
10 |
Увеличение числа учащихся образовательных учреждений Нижегородской области, обратившихся в министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области за информационной и методической помощью по вопросам, касающимся малого предпринимательства и открытия собственного дела |
Чел. |
5 000 |
7 000 |
5 000 |
Рост числа молодых людей, ориентированных на научно- исследовательскую инновационную деятельность, после участия в мероприятиях Программы |
Чел. (количество участников областных мероприятий) |
500 |
1 650 |
0 |
Постановлением Правительства Нижегородской области от 24 сентября 2010 г. N 641 раздел IX настоящей Программы изложен в новой редакции
IX. Оценка эффективности реализации Программы
Расчет общественной эффективности Программы
Общественная эффективность реализации мероприятий Программы при полном ресурсном обеспечении с учетом взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области, молодежных и детских общественных объединений, при активном участии самой молодежи будет выражаться:
- в создании условий для самореализации творческого, культурного, интеллектуального, инновационного потенциала молодежи в интересах социально-экономического развития Нижегородской области;
- в содействии занятости и повышении конкурентоспособности молодежи на рынке труда.
|
Название |
Значения |
Значение |
||
На момент реализации Программы |
2010 |
2011 |
|||
Индикатор А |
Численность молодых людей, подавших заявки на регистрацию объектов интеллектуальной собственности |
Чел. |
75 |
225 |
320 |
Показатель В |
Рост числа молодых людей, ориентированных на научно- исследовательскую инновационную деятельность после участия в мероприятиях Программы |
Чел. (количество участников областных мероприятий) |
500 |
1 250 |
1 650 |
Общественная эффективность (Эо = А / В) |
0,15 |
0,18 |
0,19 |
Увеличение значения общественной эффективности свидетельствует о том, что число разработанных молодыми людьми продуктов интеллектуальной собственности (число их обращений на регистрацию объектов интеллектуальной собственности) растет прямо пропорционально количеству участников областных мероприятий Программы, стимулирующих инновационную активность молодежи.
X. Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию Программы,
и мероприятия по их снижению
1. Финансовые риски.
- существенное (по сравнению с запрашиваемым) сокращение объемов финансирования Программы, что приведет к сдержанному развитию отрасли, нарушит внутреннюю логику Программы и снизит кумулятивный эффект предусмотренных ею мероприятий;
- неритмичное поступление финансирования;
- нецелевое расходование средств исполнителями конкретных мероприятий.
2. Организационные риски.
- несогласованность действий структур и организаций, вовлеченных в процесс реализации Программы;
- пассивность участия в реализации Программы органов местного самоуправления;
- дефицит квалифицированных управленческих кадров;
- недостаточное участие в реализации Программы молодежных общественных организаций (возможное как по причине игнорирования органами власти инициативы снизу, так и, наоборот, по причине пассивного, потребительского отношения общественных организаций к сотрудничеству с органами власти).
3. Социально-экономические риски.
- замедление экономического роста в стране в целом и Нижегородской области в частности;
- рост инфляции, существенно выходящий за пределы прогнозных оценок;
- вызванный изменениями экономической конъюнктуры резкий рост безработицы, в том числе среди молодежи.
XI. Система организации контроля за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 14 июля 2009 г. N 490 "Об утверждении областной целевой программы "Молодежь Нижегородской области" на 2009 - 2011 годы"
Текст постановления получен из эталонного банка данных правовой информации Администрации Губернатора и Правительства Нижегородской области
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 7 сентября 2011 г. N 708
Постановление Правительства Нижегородской области от 3 мая 2011 г. N 330
Постановление Правительства Нижегородской области от 24 сентября 2010 г. N 641
Постановление Правительства Нижегородской области от 11 ноября 2009 г. N 817