В целях совершенствования стратегического управления развитием сферы молодежной политики области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию государственной молодежной политики Нижегородской области до 2020 года.
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Д.В. Сватковского.
Губернатор |
В.П. Шанцев |
Стратегия
государственной молодежной политики Нижегородской области до 2020 года
(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 21 ноября 2011 г. N 934)
1. Актуальность принятия стратегии
1.1. Современное состояние молодежной политики в Нижегородской области
Стратегия государственной молодежной политики в Нижегородской области (далее - Стратегия) разработана на период до 2020 года и определяет содержательные основы, механизм взаимодействия государственной и общественной молодежной политики и систему реализации приоритетных направлений молодежной политики на территории Нижегородской области.
Стратегия структурно и содержательно находится во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, определяющих основные векторы развития страны и региона с учетом вызовов предстоящего периода.
Стратегия ориентирована преимущественно на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Нижегородской области, в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодые семьи в возрасте до 35 лет.
Сегодня понятие социальной группы "молодежь" ограничено возрастными рамками от 14 до 30 лет. На 1 января 2011 года в Нижегородской области проживает 817 177 молодых людей. Зачастую внутри этой группы разделяют подростковый кластер (14 - 17 лет); юношеский кластер (18 - 24 года), кластер ранней взрослости (25 - 30 лет). Также общепринято деление молодежи на учащуюся (школьники), студенческую (учащиеся и студенты учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования), работающую молодежь и молодые семьи.
Кроме того, при реализации Стратегии целесообразно учитывать деление молодежи на группы по критерию социальной активности: социально и политически активная молодежь; социально инертная молодежь; социально дезадаптивная молодежь; молодежь, находящаяся в трудной жизненной ситуации.
Ключевые задачи Стратегии:
- модернизация системы молодежной политики, повышение ее эффективности;
- снятие социальной напряженности в молодежной среде;
- разработка комплекса мер для реализации оптимистичных жизненных сценариев молодежи.
Предполагается осуществлять систематический мониторинг реализации Стратегии для постановки задач на каждый последующий этап развития молодежной политики региона.
1.2. Стратегический анализ молодежной политики региона
Разработка Стратегии развития молодежной политики в Нижегородской области до 2020 года базируется на учете вызовов времени и общества. Несмотря на то, что Правительством Нижегородской области реализуются конкретные и действенные меры в сфере молодежной политики, необходимо учитывать ряд других аспектов. Для этого необходимо проанализировать сильные, слабые стороны молодежной политики, а также возможности и угрозы.
Сильными сторонами являются:
1. Развитие спортивно-досуговой инфраструктуры. Появление физкультурно-оздоровительных комплексов (далее - ФОКов) принципиально меняет социальную ситуацию. С момента начала строительства комплексов число занимающихся физической культурой и спортом увеличилось более чем на 40%, а подростковая преступность снизилась в среднем на 44%.
2. Туристско-рекреационный потенциал региона. Объекты туризма (районы Дивеевский, Болдинский, Городецкий, Арзамасский, Богородский, городской округ Семеновский) традиционно используются в процессе социализации молодежи.
3. Первое место в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО) по числу молодых исследователей, выполнявших научные исследования и разработки. (1)
4. Промышленный и интеллектуальный потенциал региона. В материальном производстве занято более 170 тыс. молодых людей. В регионе работает молодежно-инновационный центр на базе Технопарка высоких технологий "Саров". (2)
5. Государственная поддержка семей. За 2006 - 2010 годы 1 780 молодых семей получили жилье в рамках программы по обеспечению жильем молодых семей. (3)
6. В регионе обучается около 200 000 студентов. (4)
7. Развитая сеть детских и молодежных общественных объединений, органов ученического и студенческого самоуправления, студенческих профсоюзных организаций, творческих молодежных союзов. В регионе действуют 1 257 организаций Союза пионерских организаций Нижегородской области с охватом 145 тысяч детей и взрослых, более 1 000 участников движения студенческих отрядов и 47 молодежных палат при земских собраниях.
Слабыми сторонами являются:
1. Депопуляция населения. 2010 год: Смертность - 17,9 промилле, рождаемость - 10,9 промилле. Социальной нормой в городах стала однодетность. (5)
2. Снижение численности молодого населения Нижегородской области. Численность молодого населения снижается (см. рис. 1), что в итоге приводит к старению населения.
Рис. 1
3. Низкая бюджетная обеспеченность региональной молодежной политики. 13 место из 14 в ПФО. (6)
4. Высокая доля безработицы в молодежной среде. В среднем 22% молодых безработных от общего количества зарегистрированных безработных в регионе. (7)
5. Низкая численность молодежи среди сотрудников муниципальных органов по делам молодежи. 22,5% специалистов от общего количества работающих. (8)
6. Социальная апатия. 1,5 % от общего числа молодежи состоят в реестре получателей "Личных книжек волонтера". (9)
7. 1 место в ПФО среди подростков, употребляющих алкоголь и ненаркотические вещества с вредными последствиями. (10)
Возможностями являются:
1. Создание на базе ФОКов Нижегородской области центров развития волонтерства.
2. Увеличение обеспеченностью жильем молодежи. В 2009 - 2010 годах 3 633 человека стали участниками программ по обеспечению жильем молодых семей. (11)
3. Развитие институтов государственно-общественного партнерства и системы молодежного самоуправления.
4. Развитие молодежного традиционного и инновационного предпринимательства.
5. Усиление экономического потенциала молодых семей.
6. Увеличение числа позитивных молодежных субкультур.
7. Качественное улучшение управленческих кадров.
8. Целевая подготовка молодых специалистов.
Угрозами являются:
1. Ослабление института семьи. В 2010 году 18% составили неполные семьи от общего количества молодых семей. (12)
2. Увеличение охвата молодежи (особенно среди несовершеннолетних) опасными асоциальными явлениями (табакокурение, наркомания и др.).
3. Рост распространенности идей экстремизма и национализма среди молодежи. 60% этнически русской молодежи симпатизирует лозунгу "Россия для Русских". (13)
4. Недостаточность финансирования сферы молодежной политики.
5. Нарастание миграции молодежи в крупные города при необеспеченности квалифицированными рабочими местами. (14)
6. Падение образовательного уровня молодежи. Около 25% россиян недовольны качеством своего образования. (15)
7. Нарастание социальной апатии молодежи.
8. Увеличение интернет-зависимости в молодежной среде. По оценкам экспертов, число страдающих интернет-зависимостью в России 4 - 6% в 2010 году. (16)
На основании проведенного анализа выявлены основные акценты молодежной политики:
- разработка модели государственно-общественной молодежной политики, основанной на государственно-общественном партнерстве и участии в развитии молодежной политики самой молодежи. Наиболее эффективной моделью молодежной политики в стратегической перспективе является государственно-общественная молодежная политика (см. рис. 2).
Рис. 2. Государственно-общественная молодежная политика
- формирование "новых молодежных общностей" активно-созидательного характера как альтернативы негативным влияниям в молодежной среде (например, фестиваль позитивных молодежных субкультур WAFEst);
- активизация влияния государства на институты стихийной социализации молодежи (СМИ, интернет и т.д.) с целью формирования позитивных ценностей. В стратегической перспективе государственным институтам необходимо стать активными участниками социализации молодежи, оказывать воздействие на стихийные и усилить традиционные институты формирования ценностей;
- определение поддержки семьи как стратегического направления в формировании региональной молодежной политики. Одной из базовых ценностей для человека является семья. Через семью происходит социализация молодого человека. При создании семьи ценности человека становятся созвучны ценностям близких людей.
Целью молодежной политики Нижегородской области является создание условий для наиболее полного и качественного развития молодежи и реализации ее потенциала в интересах области.
2. Основные направления развития и точки роста молодежной политики региона
В качестве стратегической базы реализации государственной молодежной политики в Нижегородской области предлагается модель социализации, включающая в себя семь приоритетных направлений (см. рис. 3).
Рис. 3. Модель социализации
2.1. Направление "Семья"
Данное направление является базовым и определяет комплекс мер межведомственного характера, направленных на поддержку и укрепление института молодой семьи, обеспечение стартовых возможностей для становления молодой семьи, минимизации рисков семейного неблагополучия и разводов.
Основной точкой роста в рамках данного направления является формирование условий для создания и развития гармоничной молодой семьи.
Направление включает в себя следующие проектные линии:
2.1.1. Проектная линия "Молодая семья":
организация мероприятий, направленных на пропаганду ответственного отношения к созданию семьи и родительству.
2.1.2. Проектная линия "Снижение рисков семейного неблагополучия среди молодых семей":
содействие развитию многопрофильных центров помощи молодым семьям.
2.1.3. Проектная линия "Развитие семейных предприятий":
оказание консультации для семейных предприятий на базе Нижегородского бизнес-инкубатора;
выделение грантов молодым семьям для развития семейных предприятий и семейного бизнеса.
2.2. Направление "Здоровый образ жизни"
Направление "Здоровый образ жизни" определяет систему комплексного предупреждения и устранения угроз здоровью молодежи, формирования установки на здоровьесбережение.
Основной точкой роста в рамках данного направления является пропаганда здорового образа жизни и массового молодежного спорта.
Направление включает в себя следующие проектные линии:
2.2.1. Проектная линия "Активная жизнь":
формирование здорового образа жизни молодежи и молодой семьи, расширение возможностей занятий физкультурой и спортом, организации семейного досуга и отдыха.
2.2.2. Проектная линия "Здоровое питание":
пропаганда культуры здорового питания и физической активности, популяризация эффективных методик здорового питания в среде молодежи.
2.2.3. Проектная линия "Олимпиады экстремальных видов спорта":
проведение молодежных массовых межрегиональных мероприятий по экстремальным и развивающимся видам спорта.
2.3. Направление "Качественная среда обитания"
Данное направление определяет комплекс мер по воспитанию молодых людей в духе приверженности принципам и методам устойчивого развития, формированию благоприятных условий жизнедеятельности молодежи (жилье, благоустройство, экология, безопасность).
Основной точкой роста в рамках данного направления является вовлечение самой молодежи в процесс качественного преобразования среды обитания.
Направление включает в себя следующие проектные линии:
2.3.1. Проектная линия "Жилье - молодым":
создание поселков компактного проживания и социальной инфраструктуры для молодежи.
2.3.2. Проектная линия "Новая среда":
запуск проекта "Нижегородская экспедиция" по созданию привлекательных для молодежи событий, используя возможности туристической инфраструктуры региона;
развитие экологического движения в регионе.
2.3.3. Проектная линия "Культурная среда":
развитие молодежной культурно-досуговой сферы;
развитие сети информационных площадок для свободного общения, обмена информацией и самовыражения молодежи в городах и муниципальных районах области.
2.4. Направление "Образование"
Система образования выполняет функцию социального лифта для прихода в экономику, политику, культуру, другие сферы деятельности и жизни талантливой, инициативной молодежи. Сегодня технологии обновляются с огромной скоростью, поэтому для молодого человека важны не только конкретные, узконаправленные умения и навыки, важна, прежде всего, способность к постоянному развитию, овладению новой квалификацией.
Основной точкой роста в рамках данного направления является развитие качественного и востребованного современными реалиями образования.
Важными составляющими данного блока является работа по следующим проектным линиям:
2.4.1. Проектная линия "Гражданское образование":
реализация разноплановых образовательных проектов (интеллектуальных, творческих, лидерских, информационных).
2.4.2. Проектная линия "Талантливая молодежь":
реализация мер по созданию оптимальных условий для выявления, поддержки и дальнейшего сопровождения талантливой молодежи.
2.4.3. Проектная линия "Образовательный форсайт".
создание образовательного стратегического центра на базе нижегородских вузов.
2.5. Направление "Профессиональная самореализация"
Данное направление в рамках Стратегии нацелено на обеспечение свободного доступа молодежи к процессу освоения ключевых знаний и компетенций, необходимых для эффективного поведения на рынке труда, построения успешной карьеры, реализации творческих потребностей, интеграции в бизнес-сообщество.
Основной точкой роста в рамках данного направления является формирование условий по подготовке конкурентоспособных кадров для приоритетных отраслей региона.
Направление включает в себя следующие проектные линии:
2.5.1. Проектная линия "Профессиональное самоопределение":
создание и развитие систем профориентации и Internet-ресурсов, направленных на устранение недостатка информации по вопросу выбора молодыми людьми дальнейшей профессии (психологические тесты, презентации профессий, тематическая литература);
содействие в организации мероприятий, направленных на повышение престижа рабочих специальностей.
2.5.2. Проектная линия "Карьерный start-up":
разработка программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда;
содействие развитию социальной сети молодых предпринимателей для эффективного обмена информацией, формирования команд проектов, поиска инвесторов.
2.5.3. Проектная линия "Развитие молодежного предпринимательства":
создание широкого образовательного пространства с привлечением успешных людей для популяризации в молодежной среде идей предпринимательства;
проведение открытых конкурсов по предоставлению грантов на открытие бизнеса на базе муниципальных площадок.
2.5.4. Проектная линия "Социальная адаптация военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и уволенных в запас".
создание совместно со службой занятости населения Нижегородской области центра по профессиональной переподготовке военнослужащих, уволенных в запас.
2.6. Направление "Солидарность и социальная активность"
Данное направление в контексте Стратегии нацелено на поддержку и развитие созидательной активности молодежи, вовлечение молодежи в социальную практику.
Основной точкой роста в рамках данного направления является развитие позитивных молодежных объединений и волонтерской активности молодежи.
Направление включает в себя следующие проектные линии:
2.6.1. Проектная линия "Молодежная инициатива":
организация мероприятий, направленных на развитие взаимодействия молодежных и детских объединений с органами государственной власти в реализации социально значимых инициатив.
2.6.2. Проектная линия "Гражданская активность и патриотизм":
организация и поддержка мероприятий (круглые столы, конференции, форумы, школы, тренинги и др.), способствующих развитию гражданского, политического и правового сознания молодежи.
2.6.3. Проектная линия "Социальная интеграция":
организация мероприятий, содействующих профилактике девиантного поведения в молодежной среде.
2.6.4. Проектная линия "Кадровая сотня Губернатора"
выявление на основе конкурсного отбора группы лучших молодых людей, готовящихся на управленческие позиции в необходимых для региона сферах.
2.7. Направление "Нравственность"
Духовность, нравственность и внутренняя культура являются признаками естественного стремления человека к самосовершенствованию и гармонизации.
Основной точкой роста в рамках данного направления является воспитание молодого поколения в духе нравственности, приверженности интересам общества и его традиционным ценностям.
Направление включает в себя следующие проектные линии:
2.7.1. Проектная линия "Культурно-нравственное развитие":
организация и поддержка мероприятий (круглые столы, конференции, форумы, школы, тренинги и др.), способствующих развитию культуры и нравственности молодежи.
2.7.2. Проектная линия "Диалог":
создание региональной площадки для взаимодействия религиозных и этнических молодежных объединений, разработки и реализации совместных проектов в сфере нравственного развития.
2.7.3. Проектная линия "Нижегородский волонтер":
формирование на базе ФОКов региона сообществ молодежи, ведущих здоровый образ жизни и регулярно посещающих спортивные секции (аналог центров здоровья).
3. Прогноз показателей молодежной политики
Для реализации поставленной цели Стратегии предлагается система оценки ее результатов посредством заявленных индикаторов (см. таблицу 1).
Таблица 1
Направление |
Наименование индикаторов достижения целей |
Единицы измерения |
Значения индикаторов целей |
|
2011 |
2020 |
|||
Семья |
Доля молодых семей, получивших государственную поддержку в решении жилищных проблем |
% от семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий |
5 |
20 |
Доля поставленных на учет в учреждениях социальной защиты и социального обслуживания населения молодых семей, находящихся в социально опасном положении |
% от общего количества молодых семей |
1,7 |
1 |
|
Здоровый образ жизни |
Доля занимающихся физической культурой в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования |
% от общего количества обучающихся |
50 |
80 |
Доля занимающихся физической культурой в образовательных учреждениях высшего профессионального образования |
% от общего количества студентов |
11 |
40 |
|
Образование |
Доля молодежи, участвующей в молодежных образовательных проектах региона, предлагаемых федеральными, региональными и муниципальными органами по работе с молодежью |
% от общего количества молодежи |
60 |
80 |
Доля молодежи, обучающейся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования |
% от общего количества молодежи |
35 |
40 |
|
Профессиональная самореализация |
Доля зарегистрированных безработных в возрасте от 16 до 29 лет |
% от общего количества официально зарегистрированных безработных |
25 |
15 |
Доля выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования, вставших на учет в службе занятости в течение полугода после окончания образовательного учреждения |
% от общего количества выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования |
3,7 |
2,3 |
|
Доля молодых сотрудников в органах государственной власти и местного самоуправления региона |
% от общей численности сотрудников |
25 |
35 |
|
Качественная среда обитания |
Доля обучающихся в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, посещающих физкультурно-оздоровительные комплексы |
% от общего количества обучающихся в учреждениях высшего и среднего профессионального образования |
11,2 |
25 |
Доля лиц в возрасте от 14 до 29 лет, совершивших преступления на территории Нижегородской области |
% от общего количества молодежи |
1,2 |
0,6 |
|
Доля молодежи в возрасте от 14 до 24 лет, посещающих порталы государственных услуг Нижегородской области |
% от общего количества посетителей |
28 |
38 |
|
Нравственность |
Доля молодых людей, получивших личную книжку волонтера |
% от общего количества молодежи |
1,5 |
10 |
Солидарность и социальная активность |
Доля молодых людей, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений |
% от общего количества молодежи |
60 |
77 |
Доля молодых людей, вовлеченных в реализуемые органами исполнительной власти проекты и программы в сфере поддержки талантливой молодежи |
% от общего количества молодежи |
45 |
63 |
|
Доля допризывной молодежи, повысившей качественный уровень своей подготовки к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации через участие в областных соревнованиях военно-патриотического профиля |
% от общего количества молодежи призывного возраста |
70 |
77 |
(1) Молодежь в России. 2010: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ "Статистика России", 2010.
(2) Информационно-аналитический отчет о реализации молодежной политики на муниципальном уровне./Администрации муниципальных образований (городских округов) Нижегородской области - Н.Новгород, 2010.
(3) Социальный паспорт Нижегородской области (по состоянию на 01.06.2011)/Министерство социальной политики Нижегородской области - Н.Новгород, 2011.
(4) По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (письмо N 17-01-14/6 от 16.02.2011).
(5) Социальный паспорт Нижегородской области (по состоянию на 01.06.2011)/ Министерство социальной политики Нижегородской области - Н.Новгород, 2011.
(6) Информационно-аналитическая справка о состоянии молодежной политики в субъектах Российской Федерации в 2010 году - исх. N 146/05 от 03.02.2011. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
(7) По данным Управления ГСЗН Нижегородской области/http://www.czn.nnov.ru/
(8) Информационно-аналитический отчет о реализации молодежной политики на муниципальном уровне./Администрации муниципальных образований (городских округов) Нижегородской области - Н.Новгород, 2010.
(9) Информационно-аналитический отчет о реализации молодежной политики на муниципальном уровне./Администрации муниципальных образований (городских округов) Нижегородской области - Н.Новгород, 2010.
(10) Молодежь в России. 2010: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ "Статистика России", 2010.
(11) Информационно-аналитический отчет о реализации молодежной политики на муниципальном уровне./Администрации муниципальных образований (городских округов) Нижегородской области - Н.Новгород, 2010.
(12) Информационно-аналитический отчет о реализации молодежной политики на муниципальном уровне./Администрации муниципальных образований (городских округов) Нижегородской области - Н.Новгород, 2010.
(13) По данным ВНИИ МВД РФ и экспертов института этнологии и антропологии РАМН на апрель 2011 года.
(14) Социальный паспорт Нижегородской области (по состоянию на 01.06.2011)/Министерство социальной политики Нижегородской области - Н.Новгород, 2011.
(15) Социологический опрос, проведенный исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru
(16) Залуговский С.Ю. Коммерсантъ Приволжье. N 96 (4634), 31.05.2011
Примечание 1
Перечень
правовых актов, регламентирующих вопросы молодежной политики на территории Нижегородской области
1. Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
2. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 5090-1 "Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 408 "О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации".
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р "О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации".
5. Закон Нижегородской области от 25 апреля 1997 года N 70-З "О молодежной политике в Нижегородской области".
6. Закон Нижегородской области от 1 ноября 2008 года N 149-З "О мерах государственной поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Нижегородской области".
7. Концепция семейной политики в Нижегородской области, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2003 года N 371.
8. Областная целевая программа "Молодежь Нижегородской области" на 2009 - 2011 годы", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 14 июля 2009 года N 490.
9. Областная целевая программа "Патриотическое воспитание граждан в Нижегородской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 3 сентября 2010 года N 571.
10. Областная целевая программа "Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2011 - 2023 годы", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 13 сентября 2010 года N 603.
Примечание 2
Словарь терминов
Государственная молодежная политика - это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах Нижегородской области и России в целом.
Государственно-общественная молодежная политика - это система государственно-общественных приоритетов и мер, направленных на принятие эффективных решений в сфере молодежной политики.
Государственно-общественное партнерство в сфере молодежной политики - это область, в которой легитимными представителями молодежи (институтами молодежного самоуправления, социально и политически активной молодежью) и представителями государственных и муниципальных органов по работе с молодежью, экспертами на диалоговых площадках принимаются решения относительно развития и реализации региональной и муниципальной молодежной политики.
Кластер в молодежной среде - совокупность однородных по признакам представителей молодежи, образующих родственную по психологическим особенностям группу.
Направление молодежной политики - область молодежной политики, выделяемая в качестве приоритетной и включающая в себя ряд проектных линий.
Общественная молодежная политика - это система общественных приоритетов и мер, связанная с отношениями между социальными группами молодежи, осуществляющимися через различные формы социальной активности молодежи в целях самореализации их участников.
Проектная линия - комплекс проектов и программ, направленных на достижение планируемого результата по каждому из направлений молодежной политики.
Самореализация - это высшее желание человека реализовать свои таланты и способности, стремление человека проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны, а также процесс и результат реализации этих способностей и талантов.
Точка роста - приоритетная задача, решение которой позволит получить благоприятный эффект по каждому из направлений молодежной политики.
Социализация - процесс усвоения человеком образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему эффективно функционировать в обществе.
Форсайт - технология построения комплексного видения будущего и разработки системы практических мер по реализации выбранных сценариев.
Ценности - то, что человек считает важным и значимым в окружающем его мире.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 21 ноября 2011 г. N 934 "Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики Нижегородской области до 2020 года"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Нижегородские новости" от 2 декабря 2011 г. N 221