Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Повышение рождаемости, охрана материнства, отцовства и детства, поддержка и укрепление семьи
18. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года охрана материнства и детства, поддержка и укрепление семьи названы главными приоритетами в решении проблемы повышения рождаемости: "...никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране. Не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи".
Сокращение численности населения России в значительной степени обусловлено резким ухудшением социально-экономических условий, снижением уровня и качества жизни людей в 90-х годах прошлого века. Многократный рост затрат на содержание и воспитание одного ребенка уменьшает среднедушевой доход семьи на одну треть, а назначаемые компенсационные выплаты лишь незначительно покрывают все возрастающее удорожание продуктов питания, товаров и услуг. Это вынуждает молодые семьи тщательно планировать размер семьи, время рождения детей и приводит к тому, что однодетные и даже бездетные семьи становятся нормой. Несмотря на возросшее на 20,8 процента за период 1991-2005 годов число женщин, находящихся в самом благоприятном для деторождения возрасте (20-29 лет), число рожденных ими детей уменьшилось за тот же период на 9,3 процента.
Значительное повышение рождаемости отмечалось лишь в 80-е годы XX века, достигнув максимального показателя в 1983 году - 18 новорожденных на 1000 человек населения. Этот всплеск явился результатом осуществления мер государственной поддержки семей с детьми, прежде всего продления оплачиваемых отпусков по уходу за ребенком до полутора лет.
В 90-х годах прошлого века происходит спад рождаемости, достигнув своего минимального значения в конце указанного периода - 8,5 случаев рождений на 1000 человек населения. С 2001 года рождаемость растет и достигает в 2006 году показателя 10,7 случаев рождений (аналогичный показатель по Российской Федерации составляет 10,2; по Уральскому федеральному округу - 11,1).
19. Органами государственной власти Челябинской области проводится целенаправленная политика по охране материнства и детства. В Челябинской области успешно реализуется областная целевая программа "Дети Южного Урала" на 2006-2010 годы, составной частью которой являются пять подпрограмм, направленных на осуществление конкретных действий по охране материнства и детства, улучшению социально-экономического положения детей.
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25 февраля 2010 г. N 2150 постановление Законодательного собрания Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N 1996 признано утратившим силу
Результатом действия областной целевой программы "Развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2006-2010 годы стало увеличение количества детей дошкольного возраста, посещающих учреждения дошкольного образования. В Челябинской области таких детей 75 процентов, что значительно превышает общероссийский показатель, составляющий 59 процентов.
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25 февраля 2010 г. N 2150 постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N 1991 признано утратившим силу
В Челябинской области создана и постоянно совершенствуется законодательная база по вопросам защиты прав детей, приняты законы "Об охране и защите прав детей в Челябинской области", "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области", "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".
В рамках областной целевой Программы реализации национального проекта "Здоровье" в Челябинской области на 2006-2007 и подпрограммы "Здоровый ребенок" областной целевой программы "Дети Южного Урала" на 2006-2010 годы ведется строительство, ремонт и оборудование детских медицинских учреждений, создается детский гематологический центр, беременные женщины и кормящие матери обеспечиваются витаминными и минеральными комплексами, дети до одного года из малообеспеченных семей получают бесплатное питание.
В системе факторов, обеспечивающих повышение рождаемости в Челябинской области, важное значение имеет охрана репродуктивного здоровья населения, прежде всего детей и подростков, в том числе путем ранней диагностики и качественного лечения заболеваний репродуктивной сферы, развития новых подходов к нравственному воспитанию, подготовке к семейной жизни. В настоящее время четыре лечебных учреждения подготовлены к аттестации на звание "Клиника, дружественная к подростку". В деятельности этих учреждений особое место занимает решение проблем сохранения и укрепления репродуктивного здоровья детей и подростков. Органам государственной власти и местного самоуправления необходимо уделять серьезное внимание дальнейшему развитию этого направления.
20. Важной составляющей института охраны детства является обеспечение государством гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьях. Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года определил необходимость создания единой программы стимулирования устройства на воспитание в семьях детей, оставшихся без попечения родителей, разрабатываемой и реализуемой совместно федеральными и региональными органами государственной власти.
В Челябинской области реализуются следующие нормативные правовые акты, направленные на защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Закон Челябинской области "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Челябинской области "Об оплате труда приемных родителей и дополнительных мерах социальной поддержки приемных семей", подпрограммы "Дети-сироты", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" областной целевой программы "Дети Южного Урала" на 2006-2010 годы.
С целью стимулирования устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи необходима государственная поддержка развития всех доступных форм семейного устройства, в том числе создания семейных воспитательных групп, материальной поддержки приемных и опекунских семей, стимулирования усыновления детей прежде всего гражданами Российской Федерации. В настоящее время показатели устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют положительную динамику. В 2006 году были выявлены 2987 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 363 ребенка усыновлены российскими и иностранными гражданами, 17 детей устроены в семейные воспитательные группы, 1526 детей переданы под опеку, 362 ребенка возвращены в семьи.
Законом Челябинской области от 25 октября 2007 г. N 212-ЗО Закон Челябинской области "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" признан утратившим силу с 1 января 2008 г.
Законом Челябинской области от 28 августа 2008 г. N 290-ЗО Закон Челябинской области "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье" признан утратившим силу.
21. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года Президент Российской Федерации подчеркивал, что "проблему низкой рождаемости невозможно решить без изменения отношения всего общества к семье и ее ценностям". Нельзя рассчитывать на то, что улучшение демографической ситуации, преодоление кризисных явлений произойдут автоматически, с улучшением общего социально-экономического положения в стране, наблюдаемым в последние годы. Процессы семейной деградации, негативные изменения структуры и функций семьи можно преодолеть только с помощью проведения комплексной государственной политики, направленной на возрождение и укрепление семьи как основного социального института, обеспечивающего демографическую и социальную стабильность общества.
22. Семья является непреходящей ценностью в жизни каждого человека, играет важную роль в развитии общества и государства, воспитании новых поколений, обеспечении социальной стабильности и прогресса. Именно в семье ребенок начинает осознавать себя личностью, частью общества, патриотом своего Отечества. Она дает ребенку и взрослому человеку чувство любви, защищенности, заботы, надежности, привязанности, обеспечивает связь поколений. Здоровая, крепкая, дружная, материально и нравственно благополучная семья - залог здоровья государства и общества.
Семья несет в себе огромный социальный, экономический и культурный потенциал, который необходимо использовать для достижения нового качества современного российского общества, так как его построение невозможно без ответственного стремления граждан к созданию семьи, рождению и воспитанию детей. Поэтому создание благоприятных условий для сохранения и развития семьи - приоритетная задача государства. В современных условиях демографического кризиса одной из наиболее важных функций семьи становится демографическая - функция рождения и социализации детей. Для прогрессивного развития общества жизненно необходимо качественное воспроизводство населения, обеспечивающее экономическую, политическую и военную безопасность страны. Государство заинтересовано в здоровой, благополучной, активно действующей семье, способной обеспечить рождение и воспитание нравственно и физически здоровых детей. Именно такая семья может стать мощным фактором укрепления и стабильного развития всего общества.
23. На протяжении длительного периода времени поддержка семьи подменялась социальной поддержкой малообеспеченных семей, разрозненными мерами материальной помощи отдельным категориям семей (семьям с детьми-инвалидами, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и др.), а также развитием системы обеспечения пособиями граждан, имеющих детей. Многие вопросы, в том числе стимулирования рождаемости, оказания психологической и медико-социальной помощи семьям, оставались вне сферы внимания государства. Такая политика не могла серьезно влиять на изменение демографической ситуации в стране. Углубляющийся демографический кризис привел к необходимости переориентации системы государственной поддержки семьи, основанной только на обеспечении социальными пособиями, на активизацию жизненного потенциала самой семьи. При этом поддержка государства направляется на содействие семье в самостоятельном решении ее собственных проблем, на поддержку семьи при сознательно сделанном выборе в пользу рождения и ответственного воспитания детей.
24. Кризис института семьи и семейных ценностей, рост негативных тенденций в сфере брачно-семейных отношений являются основными причинами низкой рождаемости как в целом по России, так и в Челябинской области. Динамика относительных показателей брачности (количество браков на 1000 человек населения) показывает, что за последние несколько десятков лет число браков, заключаемых в Челябинской области, сократилось вдвое и в настоящее время стабилизировалось на довольно низком уровне - 7,4 брака на 1000 человек населения. По данному показателю Челябинская область занимает 45 место среди субъектов Российской Федерации.
Часто заключенные браки оказываются неустойчивыми. В 2006 году на 1000 заключенных браков пришелся 681 развод, что выше аналогичного показателя 1990 года в 1,7 раза, 1960 года - в 5,2 раза. При этом в сельской местности регистрируется разводов значительно меньше, чем в городах. Большую угрозу стабильности семьи представляет возросший фактор алкоголизма супругов.
Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей за содержание и воспитание детей, растет число семей, находящихся в социально опасном положении. На 1 января 2007 года в Челябинской области насчитывались 3496 семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения как семьи, находящиеся в социально опасном положении, в этих семьях воспитывались 6909 детей. По данным Главного управления внутренних дел по Челябинской области, в 2006 году 1268 родителей были лишены родительских прав, 138 уголовных дел были возбуждены в связи с неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, домашнее насилие стало распространенным явлением. Все эти явления разрушают основы семьи, семейного благополучия, угрожают социальной и демографической безопасности общества.
25. Политика органов государственной власти и местного самоуправления по поддержке и укреплению семьи является частью региональной социально-экономической политики, регулируется нормативными правовыми актами Челябинской области и направлена на оказание помощи различным категориям семей.
Согласно результатам обследования "Семья и рождаемость", инициированного Фондом Организации Объединенных Наций в области народонаселения и проведенного Федеральной службой государственной статистики, в перечне мер, которые в наибольшей степени могли бы повлиять на решение семьи иметь большее число детей, прежде всего отмечалось предоставление семье жилищных субсидий на льготных условиях с частичным их погашением при рождении детей. Именно от успешного и своевременного решения жилищной проблемы во многом зависит вероятность появления в семье второго ребенка.
На решение этой задачи направлена областная целевая Программа реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2006-2007 годы, включающая пять подпрограмм, из которых особое значение для решения демографической проблемы имеет подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая предоставление субсидий молодым семьям.
26. Важнейшее значение для обеспечения государственной поддержки семьи в сфере занятости и достижения экономической самостоятельности имеет реализация областной целевой Программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской области на 2006-2008 годы. По данным социологических исследований, проведенных в городах Челябинске, Магнитогорске, Миассе, 43-45 процентов руководителей предприятий составляют женщины, в сельских районах среди руководителей женщины составляют 60-65 процентов. В связи с этим в рамках указанной Программы реализуются мероприятия, направленные на развитие женского и семейного предпринимательства. Общий объем финансирования за счет средств областного бюджета мероприятий данной Программы по разделу "Развитие женского и семейного предпринимательства" в 2006-2008 годах составляет 33,2 млн. рублей, в том числе ежегодно выделяются гранты на сумму 7 млн. рублей для реализации перспективных проектов в сфере женского и семейного предпринимательства, оказывается содействие продвижению продукции субъектов женского и семейного предпринимательства на межрегиональный и областной рынки. Также в рамках указанной Программы выделяются средства для организации и проведения конкурса среди молодежи, многодетных родителей и инвалидов на получение субсидий для занятия предпринимательской деятельностью, что содействует занятости членов таких семей, как правило, испытывающих трудности в поиске работы.
Серьезным экономическим подспорьем семье, имеющей детей, стало установление в Челябинской области выплат, компенсирующих часть родительской платы за содержание детей в учреждениях дошкольного образования: на одного ребенка - 20 процентов, на второго - 50 процентов, на третьего и последующих - 70 процентов.
27. Вместе с тем, по результатам обследования "Семья и рождаемость" был сделан вывод о том, что для положительного изменения демографической динамики недостаточно мер государственной социально-экономической политики, направленной на создание семьям материальных условий для рождения желаемого числа детей. Необходим комплекс мероприятий, направленных на формирование у семьи устойчивой потребности в детях и изменение отношения к семье и семейным ценностей в целом. Семья и дети должны восприниматься обществом как главная и безусловная ценность.
В целях общественного признания и уважения высокой роли материнства, повышения престижа семьи в Челябинской области учреждена награда за материнский труд - знак отличия Челябинской области "Материнская слава" трех степеней, которым могут быть награждены многодетные матери за заслуги в достойном воспитании детей и укреплении семейных традиций.
На создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы по предупреждению семейного неблагополучия направлена областная целевая программа "Семьи и дети группы риска" на 2007 год. Программа предусматривает мероприятия по созданию благоприятных условий для сохранения и развития семей, укрепления и мобилизации внутреннего потенциала благополучных семей.
28. Основными направлениями региональной политики поддержки и укрепления семьи должны стать действия органов государственной власти и местного самоуправления, направленные на создание условий для укрепления материального и нравственного благополучия семьи, повышения авторитета семьи, материнства и отцовства, обеспечения условий по укреплению морально-нравственных устоев и экономической самостоятельности семьи. Только в этом случае семья сможет в полной мере выполнять возложенные на нее обществом репродуктивные функции. Вместе с тем действия органов государственной власти и местного самоуправления должны сочетаться с усилиями самих родителей, осознающих свою ответственность за воспитание детей, экономическое положение и духовно-нравственное состояние собственной семьи. Решение проблем семьи - это задача каждой семьи и всего общества в целом. Нужна консолидация всех здоровых сил общества, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих организаций, самих семей в деле стабилизации и кардинального улучшения положения семьи, повышения ее авторитета в обществе, что будет оказывать всестороннее воздействие на решение экономических, социальных и, главное, демографических проблем в Челябинской области.
29. Основными направлениями деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по повышению рождаемости, охране материнства, отцовства и детства, поддержке и укреплению семьи являются:
1) формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя и более детьми;
2) разработка стратегии и реализация региональной семейной политики, ориентированной на поддержку семей с детьми, содействие в формировании и развитии потенциала благополучных семей, укрепление и развитие семейных ценностей;
3) дальнейшее развитие системы оказания адресной государственной поддержки различным категориям семей с детьми, в том числе содействие доступности рынка жилья, развитие сферы дошкольного воспитания и образования, инфраструктуры семейного досуга и отдыха;
4) дальнейшее развитие системы мер поддержки молодых семей, в том числе путем развития ипотечного кредитования на льготных условиях, предоставления дополнительных субсидий за счет средств областного и местных бюджетов на приобретение и строительство жилья при рождении ребенка (детей), а также расширения объема и совершенствования качества медицинских, психологических, педагогических, юридических услуг;
5) улучшение медицинского обслуживания мужчин, женщин, детей и подростков, направленного на сохранение и укрепление их репродуктивного здоровья;
6) обеспечение лекарственными средствами, бесплатным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей первых лет жизни;
7) разработка стратегии и реализация региональной политики развития доступных форм устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
30. Активное проведение органами государственной власти и местного самоуправления политики охраны материнства, отцовства и детства, всесторонней поддержки семьи и укрепления семейных ценностей позволит уже в течение ближайших четырех лет дать такой прирост населения, который позволит обеспечить в Челябинской области воспроизводство населения и последующий переход к его приросту.
Критерием успешности реализации региональной семейной политики должны стать сокращение числа нуждающихся и неблагополучных семей, семей, находящихся в социально опасном положении, рост числа благополучных семей, ответственно относящихся к рождению и воспитанию двух и более детей. Именно такие семьи должны стать реальной опорой обществу.
Результатом проведения в Челябинской области комплекса мер государственной политики, направленной на стимулирование устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, станет сокращение в два раза количества таких детей, находящихся в государственных учреждениях (домах ребенка, приютах, детских домах), а также выполнение этими учреждениями новых функций, прежде всего методической и функции контроля за соблюдением прав детей при передаче их на воспитание в семьи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.