Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Челябинской городской думы
от 22 апреля 2008 г. N 31/19
На ваш протест от 17.03.2008 года N 19-2007, поступивший в адрес Челябинской городской думы на решение Челябинской городской думы от 26.02.2008 г. N 29/22 "О взимании платы за проезд с владельцев или пользователей автомобильного транспорта с разрешённой максимальной массой более 11 тонн при проезде по автомобильным дорогам общего пользования, расположенным в границах города Челябинска, в весенний период и компенсации расходов, связанных с ограничением движения транспорта в 2008 году и выдачей соответствующих пропусков" сообщаю следующее.
Согласно статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 3 и 5 статьи 9 Устава города Челябинска определено, что к вопросам местного значения города Челябинска относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Челябинска, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города Челябинска, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
Пунктом 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) установлено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктом 12 статьи 3 Закона определено, что под термином "содержание автомобильной дороги" понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 17 Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Пункт 6 статьи 4 Закона устанавливает, что на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Решение Челябинской городской думы от 26.02.2008 г. N 29/22 "О взимании платы за проезд с владельцев или пользователей автомобильного транспорта с разрешённой максимальной массой более 11 тонн при проезде по автомобильным дорогам общего пользования, расположенным в границах города Челябинска, в весенний период и компенсации расходов, связанных с ограничением движения транспорта в 2008 году и выдачей соответствующих пропусков" было принято в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, безопасности дорожного движения, а также компенсации вреда, наносимого дорожному покрытию тяжеловесными грузовыми автотранспортными средствами в период весенней распутицы. Установленная данным решением плата за провоз тяжеловесных грузов не является налоговым платежом, так как не обладает рядом признаков и элементов, присущих налоговому обязательству. Так, установленная плата не отвечает признаку индивидуальной безвозмездности налогового платежа, поскольку её плательщики получают возможность использовать городские дороги и улицы для решения своих хозяйственных и иных задач на определённых условиях и соразмерно произведённой оплате. Возникновение обязанности уплаты указанного платежа основано на не свойственной налоговому платежу свободе выбора, в данном случае - выбора способа транспортировки груза. Неналоговая природа данного платежа выражается и в том, что последствием его неуплаты является не применение штрафных налоговых санкций, а отказ в выдаче разрешения (пропуска) на перевозку тяжеловесных грузов.
Плата, установленная вышеназванным решением, имеет целевую направленность - она предназначена для возмещения особых расходов муниципального образования по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог и улиц города. От дорожного налога её отличает определённая специфика - она обусловлена перевозкой именно тяжеловесных грузов. Такого рода перевозки приводят к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам муниципальной собственности, а также влечёт дополнительные затраты, не предусмотренные при исчислении налоговых платежей.
Постановлением Конституционного суда РФ от 17 июля 1998 г. N 22-П "По делу о проверке конституционности .Постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" установлено, что "данная плата имеет целевую направленность - она предназначена для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог. Целевую направленность могут иметь и налоговые платежи, в частности налоги, зачисляемые в Федеральный дорожный фонд. Однако плата, введённая оспариваемыми постановлениями правительства Российской Федерации хотя и зачисляется в этот фонд, в отличие от других поступающих в него платежей имеет определённую специфику, обусловленную её объектом - перевозкой именно тяжеловесных грузов.
При обычных условиях эксплуатации, не связанных с провозом таких грузов, ухудшение качества дорожного полотна также требует принятия мер по его восстановлению, но ограничивается рамками планировавшейся при строительстве дорог их амортизации, с учётом которой были установлены налоговые платежи. Перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечёт дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться не за счёт налога с пользователей автомобильных дорог, поступающего в Федеральный дорожный фонд, а за счёт платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств".
Следует отметить, что подобные решения принимаются ежегодно, и в 2000 году законность одного из них (постановление главы города Челябинска от 10.03.2000 г. N 260-п) стала предметом рассмотрения Советского районного суда города Челябинска. Суд пришёл к выводу, что плата, взимаемая в качестве компенсации ущерба, нанесенного городским дорогам, не является налогом (сбором)# и признал указанное постановление соответствующим действующему законодательству, в том числе в части взимания платы за выдачу пропусков.
Статьёй 14 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона временное ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, её участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Ограничение движения транспортных средств предполагает возможность проезда в определённый период времени как по всем федеральным дорогам, так и по всем дорогам местного значения, но на условиях компенсационной платы.
Согласно пункту 7 статьи 13 Закона органы местного самоуправления вправе определять размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения.
Средства, полученные в качестве возмещения вреда, причинённого муниципальным образованиям, согласно статье 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к неналоговым доходам бюджетов.
Следовательно, ссылка в протесте на статьи 36, 37 вышеуказанного Закона и статью 35 Закона Челябинской области от 04.11.1999 г. N 90-ЗО "Об автомобильных дорогах Челябинской области" безосновательна, так как решением Челябинской городской думы введено взимание платы за проезд для владельцев или пользователей автомобильного транспорта с разрешённой массой более 11 тонн при проезде по автомобильным дорогам общего пользования, расположенным в границах города Челябинска, в весенний период и компенсации расходов, связанных с ограничением движения транспорта в 2008 году и выдачей соответствующих пропусков. Решения об использовании автомобильных дорог на платной основе Челябинской городской думой не принималось.
Согласно пункту 1.2. Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утверждённой министром транспорта Российской Федерации от 27.05.1996 г., под термином "тяжеловесный груз" понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведённых в приложениях данной инструкции. Вышеуказанной инструкцией не установлен размер максимальной массы автотранспортных средств при проезде по автомобильным дорогам в весенний период.
Вышеназванной инструкцией определена классификация автотранспортных средств, определённых в зависимости от осевых масс, подразделяющихся на две группы: группа А - автотранспортное средство с осевыми массами наиболее нагруженной оси свыше 6 т до 10 т включительно, предназначенное для эксплуатации на дорогах I - III категории, а также на дорогах IV категории, одежды которых построены или усилены под осевую массу 10 тонн, и группа Б - автотранспортное средство с осевыми массами наиболее нагруженной оси до 6 т включительно, предназначенное для эксплуатации на всех дорогах.
Также вышеуказанной инструкцией определена допустимая нагрузка на ось в условиях городской застройки, для дорог различных категорий, в пределах до 10 тонн.
Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" даётся понятие тяжеловесному грузу - это груз, вес которого с учётом массы транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации вес транспортного средства или нагрузку на ось транспортного средства.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 11.03.2008 г. N 60 "Об ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, являющимся собственностью Челябинской области, в весенний период 2008 года" ограничено движение по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, являющимся собственностью Челябинской области, механическим транспортным средствам и транспортным средствам с разрешённой максимальной массой более 11 тонн.
На основании вышеперечисленных нормативных правовых актов в решении Челябинской городской думы от 26.02.2008 г. N 29/22 на период временного ограничения проезда по автомобильным дорогам общего пользования, расположенным в границах города Челябинска, имеющим твёрдое покрытие, определена разрешённая масса автотранспортных средств - 11 тонн.
Таким образом, считаем, что данное решение полностью отвечает действующему законодательству.
<< Назад |
||
Содержание Решение Челябинской городской думы третьего созыва от 22 апреля 2008 г. N 31/19 "О протесте прокурора города Челябинска... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.