Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решению Собрания депутатов
от 21 марта 2006 г. N 33
Инвестиционная Программа города Трёхгорного
на 2006-2009 годы
I. Паспорт
инвестиционной программы города Трёхгорого на 2006-2009 годы
Наименование Программы |
|
Инвестиционная Программа города Трёхгорного на 2006-2009 годы |
|
|
|
Наименование документов, регламентирующих разработку Программы |
|
Решение Собрания депутатов города Трёхгорного от 20.12.2005 N 112 "Об утверждении Положения "О порядке разработки прогнозов и программ социально-экономического развития Трёхгорного городского округа" |
|
|
|
Разработчик Программы |
|
Муниципальное учреждение "Центр поддержки предпринимательства и развития конкуренции" |
|
|
|
Ответственный исполнитель Программы |
|
Муниципальное учреждение "Центр поддержки предпринимательства и развития конкуренции". Открытое акционерное общество "Центр инвестиций" |
|
|
|
Цель Программы |
|
Развитие экономики города, создание условий для устойчивого инвестиционного развития города Трёхгорного |
|
|
|
Задачи Программы |
|
- обеспечение эффективного использования инвестиционных возможностей города Трехгорного; - привлечение инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, обеспечивающие развитие экономики города; - развитие и совершенствование социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства города Трёхгорного; - развитие научно-технического и производственного потенциала градообразующего государственного предприятия "Приборостроительный завод"; - реализация мероприятий, направленных на развитие ранее созданных предприятий в рамках городской инвестиционной программы; - совершенствование местных нормативных правовых актов, направленных на поддержку инвестиционной деятельности в городе Трехгорном. |
|
|
|
Период реализации Программы |
|
2006-2009 годы |
|
|
|
Объем и источники финансирования Программы |
|
Городской бюджет. Бюджет субъекта Федерации. Федеральный бюджет. Внебюджетные источники. |
|
|
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
|
-выполнение Прогноза социально-экономического развития Трехгорного городского округа на 2006-2008 годы; -рост промышленного производства; -насыщение рынка качественной отечественной продукцией (услугами); - улучшение обеспеченности населения города услугами социального характера; - достижение положительных темпов роста объема инвестиций; - создание условий для повышения инвестиционной привлекательности города Трёхгорного; - развитие взаимовыгодных межрегиональных и международных связей, - снижение социальной напряженности путем создания рабочих мест, обеспечения населения доступным жильем (в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России). |
|
|
|
Органы, координирующие и контролирующие исполнение Программы |
|
Координация деятельности исполнителей по реализации Программы: - Администрация города Трёхгорного; - Открытое акционерное общество "Центр инвестиций" Контроль исполнения Программы: - Собрание депутатов города Трёхгорного; - Администрация города Трехгорного. |
|
|
|
|
|
|
II. Основное содержание инвестиционной Программы
1. Основные понятия и определения
Инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Инвестиционная Программа города Трехгорного на 2006-2009 годы (в дальнейшем - Программа) - совокупность инвестиционных проектов, направленных на обеспечение городских нужд, в сфере экономического и социального развития города.
Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Инвестор - субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающий их целевое использование.
В качестве инвесторов могут выступать физические, юридические лица, государственные органы Российской Федерации и Челябинской области, органы местного самоуправления.
Субъект малого предпринимательства - физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также малое предприятие, зарегистрированное и осуществляющее деятельность на территории Челябинской области, отвечающее требованиям, установленным статьей 3 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" признан утратившим силу с 1 января 2008 г.
2. Итоги реализации инвестиционной программы муниципального образования "город Трехгорный на 2000-2004 годы"
Основной целью инвестиционной программы муниципального образования "Город Трехгорный" на 2000-2004 годы" (в дальнейшем# программа) являлась реализация политики органов местного самоуправления по устойчивому развитию экономики города, на территории которого функционирует федеральное государственное унитарное предприятие "Приборостроительный завод", как часть ядерно-оружейного комплекса России, обеспечивающего национальную безопасность Российской Федерации.
При реализации программы были решены следующие основные задачи:
- бездотационное формирование городского бюджета;
- увеличение финансовых поступлений в бюджеты всех уровней;
- создание условий, обеспечивающих занятость населения;
- создание новых рабочих мест;
- повышение уровня гарантий социальной и экономической защищенности населения города Трехгорного;
- освоение предприятиями города передовых технологий, выпуск конкурентоспособной отечественной продукции за счет ввода в эксплуатацию новых производств и технического перевооружения "Приборостроительного завода".
В целом, на финансирование программы было направлено 6600,98 млн. руб., в т.ч. из средств местного бюджета города Трёхгорного 5500,0 млн.руб., субвенций из федерального бюджета в размере 148,3 млн. руб., 401,2 млн. руб. - за счёт средств, полученных в результате финансово-хозяйственной деятельности МУ "ЦПП и РК" и их рефинансирования.
Объём привлечённых средств прочих инвесторов составил 551,50 млн. руб.
По отношению к предусмотренному программой финансированию из местных источников, выполнение составило 94,4% .
Также предусматривалось создание новых рабочих мест за период с начала реализации программы в количестве 2360 человек, фактически было создано 1318 рабочих места. Выполнение составило 55,8%.
За период действия программы в местный бюджет было перечислено 1268,97 млн.руб. налоговых платежей и доходов от инвестиционной деятельности или 152,6% от планируемых поступлений.
Кроме того, в результате выполнения мероприятия программы "Развитие санаторно-курортного комплекса", имеющего социальную направленность, были получены доходы в размере 84,2 млн. руб. и направлены на приобретение путевок в южные здравницы России.
Таким образом, за период 2000-2004 годы было оздоровлено 5 740 жителей города.
В рамках инвестиционной деятельности по созданию и развитию предприятий была предусмотрена организация 27-ми новых производств и комплексов.
В конце 2004 года функционировали, выпускали продукцию, а также оказывали услуги восемнадцать предприятий. По ряду причин финансово-производственного характера не были введены в эксплуатацию:
- предприятие по производству однородной древесностружечной плиты (ЗАО "Промплита");
- предприятие по производству конкурентоспособных бензоэлектростанций (ЗАО НПЦ "ЭкоМотор").
По объективным причинам городским Советом депутатов не было принято решение о финансировании строительства аэропорта "Усть-Катав", предприятия по производству готовых лекарственных средств (ЗАО "Рациофарм") и производства бугорчатой прокладки посредством переработки макулатуры.
В конце 2004 года несколько инвестиционных предприятий находились в стадии банкротства.
На II этапе реализации Программы (2002-2004 годы) в МУ "ЦПП и РК" должно было поступить 991,49 млн. руб. в виде возврата заёмных средств.
Фактически поступило 653,16 млн. руб., что составило 65,9% от плана.
Городской Совет депутатов неоднократно обращал внимание на невыполнение предприятиями запланированных объемов перечисления налоговых платежей и возврата заемных средств.
МУ "ЦПП и РК" был проведен анализ финансово-хозяйственного состояния инвестиционных предприятий, определены причины отставания предприятий от показателей инвестиционной программы и возможные пути выхода из сложившейся ситуации.
Изложенные ниже причины отставания носили как объективный, так и субъективный характер:
1. Нововведения в налоговом законодательстве РФ;
2. Ошибки, допущенные на стадии проектирования и сыгравшие немалую роль в отклонении от проектных показателей объема выпуска продукции;
3. Ошибки в бизнес-планировании.
4. Отсутствие необходимого количества квалифицированных кадров и недостаточная подготовка специалистов ряда некоторых предприятий в сфере маркетинга.
5. Недостаточный контроль за ходом реализации Инвестиционной программы со стороны руководства МУ "ЦПП и РК" и администрации города.
Тем не менее, в результате выполнения мероприятий программы за 2000-2004 годы достигнуто увеличение объема выпуска продукции (работ, услуг). За этот период объем производства продукции, работ и услуг в целом по городу ежегодно возрастал и оценивается к предыдущему (2003 году) в действующих ценах -117-120 %, в сопоставимых ценах 110%.
В том числе объём производства на предприятиях, реализующих инвестиционные проекты, увеличился в действующих ценах почти в 2 раза (196,7%) и оценивается в сумму 800,9 млн. руб., что составляет 13,5% от общего объёма выпуска.
Всего на предприятиях, созданных в рамках городской инвестиционной программы и предприятиях с долевым участием МУ "ЦПП и РК" производится около 13,1 % от общего объема производимой в городе продукции.
Развитие промышленных предприятий и рост объемов выпуска этой отрасли повлек за собой изменение структуры объемов по отраслям.
В период 2000-2004 годы доля промышленности в общем объеме производства по городу возросла с 37% до 52 %, в том числе объём промышленного производства на инвестиционных предприятиях увеличился почти в полтора раза (до 148,6%).
Организация новых рабочих мест и развитие производств положительно повлияло на занятость населения.
За период с момента организации инвестиционной деятельности (2000-2004 годы) были созданы рабочие места, на которых работало 5,2 % от общей численности занятого населения.
Среднемесячная заработная плата на 1-го работающего в целом по городу увеличилась в 2,7 раза, с 2559 руб.(2000 год) до 5769 руб. (2004 год), на инвестиционных предприятиях данный показатель составил в 2004 году 5235 руб., рост средней заработной платы на 1-го работающего на инвестиционных предприятиях составил 124%.
Инвестиционная программа стала средством реализации экономической политики органов местного самоуправления и позволила решить ряд проблем социально-экономического развития города.
В целях закрепления позитивных тенденций, сформировавшихся в экономике города, целесообразно дальнейшее сохранение поддержки выполнения задач, возложенных на город# Трехгорный программным методом.
3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Инвестиционная Программа города Трехгорного на 2006-2009 годы разработана в соответствии с решением Собрания депутатов города Трёхгорного от 20 декабря 2005 г. N 112 "Об утверждении Положения "О порядке разработки прогнозов и программ социально-экономического развития Трёхгорного городского округа".
Законодательной и нормативно-правовой основой Программы являются:
- Закон РФ от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изм. и доп. от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г.);
- Закон Челябинской области от 28 августа 2003 г. N 175-ЗО "О стимулировании инвестиционной деятельности в Челябинской области" (с изм. и доп. от 30 ноября 2004 г.);
- Закон Челябинской области от 27 ноября 2003 г. N 175-ЗО "О государственной поддержке малого предпринимательства в Челябинской области" (с изменениями от 28 апреля 2005 г.).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Реквизиты Закона Челябинской области от 27 ноября 2003 г. N 175-ЗО "О государственной поддержке малого предпринимательства в Челябинской области" следует читать как "от 27 ноября 2003 г. N 205-ЗО"
Законом Челябинской области от 31 января 2008 г. N 241-ЗО Закон Челябинской области от 27 ноября 2003 г. N 205-ЗО "О государственной поддержке малого предпринимательства в Челябинской области" признан утратившим силу
Разработка настоящей Программы продиктована необходимостью дальнейшего осуществления мероприятий по реализации задач, возложенных на Трехгорный городской округ.
Учитывая особый режим безопасного функционирования Трехгорного городского округа, установленный Правительством Российской Федерации, поэтапное введение в действие федерального закона от 6 октября 2003г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", кардинально изменяющего экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, возможное сокращение численности работающих на градообразующем Федеральном Государственном унитарном предприятии "Приборостроительный завод", современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности мер на рынке труда, концентрации усилий на решение социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики и обеспечения повышения жизненного уровня жителей города.
Опыт реализации инвестиционной программы муниципального образования "Город Трёхгорный" на 2000 - 2004 годы, утверждённой постановлением городского Совета депутатов от 01.04.2002г. N 29, показал её эффективность в сфере развития экономики города и целесообразность продолжения этой работы программным методом.
Последние годы городской бюджет формировался полностью за счёт собственных доходов, что в немалой степени было обеспечено результатами инвестиционной программы.
Вместе с тем, в последнее время наметились проблемы, игнорирование которых может негативно отразится на ситуации в городе. В первую очередь это возможное сокращение численности на градообразующем предприятии и значительное уменьшение доходной части городского бюджета в связи с вступлением в действие федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Также требуют решения и вопросы:
- проведения мероприятий по оздоровлению ситуации на проблемных инвестиционных предприятиях;
- принятия конкретных мер, способствующих завершению строительства начатых производств и комплексов во избежание потерь вследствие "замораживания" вложенных инвестиционных средств в невведённых в эксплуатацию объектах;
- принятие мер по обеспечению возврата заемных средств.
В ходе реализации настоящей Программы предусматривается решить вышеперечисленные проблемы.
4. Основные принципы, цели и задачи инвестиционной программы на 2006-2009 годы
Инвестиционная Программа города Трехгорного на 2006-2009 годы (далее - Программа), выступая одним из основных инструментов осуществления муниципальной инвестиционной политики, направлена на реализацию целей и приоритетных направлений социально-экономического развития города, соответствующих основным положениям Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года, Прогноза социально-экономического развития Трехгорного городского округа на 2006-2008 годы, последовательное решение задач по достижению высоких темпов экономического роста, повышение конкурентоспособности экономики, эффективное использование государственных капитальных вложений и внебюджетных средств.
Основной целью Программы является создание организационных, социально-экономических и иных условий для устойчивого инвестиционного развития города Трехгорного.
Для достижения этой цели предусмотрено решение следующих задач:
- обеспечение эффективного использования инвестиционных возможностей города Трехгорного;
- привлечение инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, обеспечивающие развитие экономики города;
- развитие и совершенствование социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства города Трёхгорного;
- развитие научно-технического и производственного потенциала градообразующего государственного предприятия "Приборостроительный завод";
- реализация мероприятий, направленных на развитие ранее созданных предприятий в рамках городской инвестиционной программы;
- совершенствование местных нормативных правовых актов, направленных на поддержку инвестиционной деятельности в городе Трехгорном.
Для решения данных задач планируется обеспечить эффективное взаимодействие органов местного самоуправления и общественного объединения предпринимателей города Трехгорного - Некоммерческого партнерства "Содружество предприятий и предпринимателей города Трехгорного".
Программой предусматривается сохранение основных подходов, применяемых к формированию инвестиционной программы предшествующего периода - 2000-2004 годы.
Приоритетными направлениями инвестирования Программы являются:
- поддержка программ, обеспечивающих безопасное функционирование ФГУП "Приборостроительный завод";
- модернизация коммунальной инфраструктуры (в рамках реформы ЖКХ) на основе современных энергосберегающих технологий для улучшения качества предоставляемых услуг, снижения издержек, стимулирования привлечения внебюджетных средств в реконструкцию коммунальной сферы;
- строительство;
- обеспечение населения доступным жильем (в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", реализуемого в городе);
- дальнейшее развитие предприятий, реализующих проекты инвестиционной программы предшествующего периода.
Формирование Программы в части расходования средств местного бюджета будет осуществляться с учетом основных принципов, обеспечивающих их рациональное и эффективное использование:
- включения объектов, строительство и модернизация которых имеет городское значение;
- финансирования объектов высокой степени готовности;
- обеспечения максимальной социально-экономической эффективности инвестиционных расходов городского бюджета.
Исходя из условий социально-экономического развития города, органы местного самоуправления поддерживают те проекты, которые:
- способствуют повышению уровня занятости и доходов населения города;
- способствуют реальному повышению уровня и качества жизни горожан;
- учитывают текущие и перспективные задачи развития города;
- направлены на внедрение инновационных технологий.
Для реализации инвестиционных проектов органами местного самоуправления могут предоставляться льготы для инвесторов:
- льготы по арендной плате за землю;
- долгосрочная аренда муниципального имущества на льготных условиях;
- льготы по местным налогам и сборам;
- предоставление бюджетного кредита на льготных условиях (под 1/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ);
- муниципальные гарантии по кредитам коммерческих банков.
Результатом реализации Программы станет рост промышленного производства, улучшение обеспеченности населения города услугами социального характера, достижение положительных темпов роста показателей объема инвестиций, создание условий для повышения инвестиционной привлекательности города Трёхгорного, развития взаимовыгодных межрегиональных и международных связей, снижение социальной напряженности.
5. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование Программы предусматривается из следующих источников:
- городской бюджет;
- бюджет субъекта Федерации;
- федеральный бюджет (в случае участия города Трехгорного в Федеральных адресных инвестиционных программах);
- внебюджетные источники.
Объём средств городского бюджета, планируемый для финансирования мероприятий программы, будет ежегодно уточняться при разработке проекта бюджета на очередной финансовый год, исходя из его возможностей.
Решение органов местного самоуправления о финансировании мероприятий Программы будет приниматься с учётом состояния проектно-сметной документации, актуальности вопроса для города, наличия средств и т.д.
Использование средств городского бюджета для финансирования инвестиционных проектов будет осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 февраля 1999г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (п./п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона).
Одними из форм финансовой поддержки предприятий города Трёхгорного из областного бюджета в соответствии с Законом Челябинской области от 27 ноября 2003 г. N 205-ЗО "О государственной поддержке малого предпринимательства в Челябинской области" являются:
- льготы по региональным налогам и сборам;
- размещение на конкурсной основе средств областного бюджета для финансирования инвестиционных проектов;
- субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам коммерческих банков.
Важным шагом в работе по привлечению финансовых ресурсов в экономику города станет создание Открытого акционерного общества "Центр инвестиций". Одними из основных задач деятельности ОАО "Центр инвестиций" является финансирование мероприятий Программы, поиск партнеров-инвесторов с проектами по улучшению инфраструктуры города, сопровождение инвесторов и их проектов, подготовка аналитических материалов об инвестиционном климате, участие в работе по совершенствованию правовой базы.
Финансирование инвестиционных проектов Программы, в пределах сумм финансовых ресурсов, предусмотренных по источнику "внебюджетные средства", частично осуществляет ОАО "Центр инвестиций" за счет средств, возвращаемых по ранее выданным займам.
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации. Механизм реализации Программы
Общее руководство за ходом реализации инвестиционной программы осуществляет Открытое акционерное общество "Центр инвестиций" (с момента создания). Контролирует реализацию Программы Собрание депутатов и Администрация города Трёхгорного.
В рамках реализации настоящей Программы предусматривается следующий порядок рассмотрения инвестиционных проектов:
- предлагаемый инвестиционный проект направляется в ОАО "Центр инвестиций" для регистрации и предварительного анализа;
- в случае его одобрения, проект передается для оформления заключения в отдел экономики и прогнозирования (ОЭ и П) администрации города;
- в случае положительного заключения ОЭ и П, проект передается в отдел по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям;
- при наличии всех названных положительных заключений, проект передается на юридическую экспертизу в юридический отдел администрации города;
- в случае положительного заключения юридического отдела, инвестиционный проект передается Главе города;
- главой города принимается решение о направлении инвестиционного проекта в Собрание депутатов города Трехгорного для рассмотрения вопроса о его включении в Программу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.